[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » ЕЛИЗАВЕТА ШУМСКАЯ **
ЕЛИЗАВЕТА ШУМСКАЯ **
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 08 Окт 2012, 18:06 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6947
Статус: Offline
ЕЛИЗАВЕТА ВЛАДИМИРОВНА ШУМСКАЯ
(12.04. 1905 - 05.03. 1988)


Выдающаяся советская оперная певица, педагог. Народная артистка РСФСР. Лауреат Сталинской премии I степени. Одна из крупнейших отечественных оперных певиц 1940-1950-х годов.
Изумительной красоты голос - лёгкое, серебристого тембра сопрано, совершенное отсутствие напряжения при исполнении сложнейших партий как русской,так и мировой оперной классики, абсолютно свободное владение голосом на протяжении всего диапазона, тонкое, инструментальное интонирование - всё это присуще Е.В. Шумской.


Елизавета Владимировна родилась в Москве. В 1931 г. окончила Ивановское муз. училище. В 1933 г. - солистка Московской обл. оперы, в 1934-1944 гг. - Саратовского театра оперы и балета. С 1944 по 1958 гг. - солистка Большого театра. Современники отмечали в её исполнении необыкновенную точность фразировки, особую теплоту и задушевность, безукоризненное владение вокальной техникой. В Гостелерадиофонде насчитывается около 170 записей, которые подтверждают разносторонность дарования певицы, как камерной, так и оперной. В 1959-1975 гг. преподавала в Московской консерватории.


Похоронена на Ваганьковском кладбище
http://www.muzcentrum.ru/persons/fperson296/





Прикрепления: 9874831.jpg (7.0 Kb) · 7733146.jpg (7.6 Kb) · 9081910.jpg (20.8 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 21 Апр 2024, 13:08 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6947
Статус: Offline
К 119-летию со дня рождения
БРИЛЛИАНТОВЫЙ ГОЛОС ЕЛИЗАВЕТЫ ШУМСКОЙ



"Замечательная русская певица. Она одна из тех, кто в наше время с честью продолжает великие традиции национального оперного искусства. Ее чудесный серебристый голос сам по себе доставляет наслаждение – его хочется слушать без конца. Характерная черта Е.Шумской – святое, трепетное отношение к искусству. Ее творческий и человеческий облик заставляет вспомнить о том большом и высоком значении слова артист, которое оно несет в себе..."
Евгений Светланов


«Чтобы петь вдохновенно, надо беззаветно любить свою профессию и неустанно работать над собой».
Эти слова Е.В. Шумской можно поставить эпиграфом ко всей ее творческой жизни, исполненной непрерывного труда, целеустремленного, освещенного преданной любовью к своему делу.

Будущая певица родилась в старинной слободе Дорогомилово, тогда предместье Москвы, в семье Владимира Борисовича и Александры Афанасьевны Кирсановых. Лиза была старшей из 4х детей Кирсановых – троих дочерей и сына. Отец, владелец волосяной мастерской, находившейся в Кутузовской слободке около Поклонной горы, обладал красивым звучным баритоном, любил классический оперный репертуар и знал многие популярные арии, часто распевая их дома. Кроме того, он был регентом церковного хора, и каждое воскресенье дети посещали храм. Одним из самых памятных событий детства остался для Лизы спектакль Большого театра «Борис Годунов», на который ходили всей семьей.

Когда ей исполнилось 8 лет, умерла мама. Счастливое детство закончилось. В доме появилась властная мачеха, этакая типичная горьковская Васса Железнова. Она не хотела отдавать детей в школу. Лизу, как старшую, заставили зарабатывать деньги. Так девочка попала по найму в бригаду огородников, где трудилась наравне со взрослыми – на чужих огородах полола, рыхлила грядки, собирала урожай. А дома ее ждали незаслуженные упреки и обиды… С 10 лет она пела в церковном хоре. Девочку с чудесным голосом приметили прихожане. Пение, которое могло «выразить состояние души и помочь ей», было утешением и отрадой в ее жизни:  «Спасал меня только мой голос. Всегда с радостью пела нар. песни односельчанам, летом на лужайке, зимой на вечеринках. Петь было единственной радостью в моем безрадостном сиротском детстве и бедной юности. Жизнь моя в семье мачехи была так тяжела, что, не будь у меня голоса, мне бы нечем и незачем было жить. С самого начала моего увлечения пением оно было для меня не забавой, не просто интересным занятием, а спасением. Даже смыслом существования».

Решил ее судьбу С.А. Шумский, приятель отца по Синодальному училищу, ее будущий муж, однажды услышав ее в церкви.
«Лиза, с таким голосом ты должна быть певицей», – настоятельно повторял он, опытный хормейстер. Всю свою жизнь Елизавета Владимировна считала его своим главным учителем и советчиком. Предложив ей выйти за него замуж, он увел ее из семьи ненавистной мачехи и помог раскрыть свой талант. Венчал молодых в церкви о. Сергий, брат покойной матери невесты, именно на своей свадьбе она впервые услышала бас диакона Максима Михайлова, с которым их свела потом судьба на сцене Большого театра.

В 1926 г. Елизавета поступила в вокальный класс Иваново-Вознесенского обл. муз. техникума. Преподавал там и ее муж Сергей Александрович. Никогда не обучаясь в школе, она испытывала трудности в изучении общеобразовательных предметов и пошла в школу рабочей молодежи. Творческий путь певицы начался в 1928 г., когда ее приняли в хор только что организованной Иваново-Вознесенской «Рабочей оперы». Вскоре она стала здесь солисткой и выступала в партиях Микаэлы («Кармен» Ж. Бизе), Маргариты («Фауст» Ш. Гуно), Чио-Чио-сан («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини). А еще давала концерты в рабочих клубах, цехах ткацкой фабрики: в сопровождении фортепиано пела оперные арии и романсы, под баян – русские нар. песни, на лирике, задушевности, распевности которых воспитывалась в детстве и юности.

В 1931 году, когда Шумская оканчивает Ивановское музучилище, «Рабочая опера» получает статус Ивановской обл. оперы, где она продолжает работать, пополняя свой репертуар партиями Волховы и Снегурочки («Садко» и «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова), Татьяны в «Евгении Онегине» П.И. Чайковского. В этот период, познакомившись с известным вокальным педагогом Д.Б. Белявской, начинает брать у нее уроки пения. А в 1933-м переходит в Московскую обл. оперу, где проработает меньше года, но под началом руководившего тогда театром режиссера В.А. Лосского подготовит и исполнит одну из самых любимых своих партий – Марфу в «Царской невесте» Римского-Корсакова, а также снова споет Татьяну в «Евгении Онегине». Однако подлинное творческое становление артистки, определение ее основного репертуара и линии в искусстве произойдет на сцене Саратовского театра оперы и балета им. Н.Г. Чернышевского, ведущей солисткой которого она будет в течение 10 лет (1934–1944).

Однажды главный дирижер театра, блестящий музыкант А.В. Павлов-Арбенин вдруг выскажет неожиданное суждение и предложит: «Елизавета Владимировна, я давно к вам прислушиваюсь и по некоторым лирическим местам ваших партий понял, что у вас лирико-колоратурное сопрано. Поверьте мне, и давайте попробуем спеть вторую арию Джильды».

– Я так и ахнула! Те, кто поет, поймут мое потрясение: ведь это означало крушение того привычного, что уже стало моей второй натурой. Но доверие к учителю было велико, и я решила попробовать. И когда запела «В храм я вошла смиренно», то вдруг почувствовала в своем голосе тембральное изменение и необыкновенную легкость. Пела, пела, не могла остановиться – как же хорошо! Значит, раньше насиловала природу голоса, давила на связки, тратила силы на преодоление своего характера звучания!»
- позже рассказывала эту историю Елизавета Владимировна.

Подготовку каждой роли певица начинала у рояля. Безупречное знание музыкального материала удовлетворяло самых требовательных дирижеров. В Саратовскую оперу ходили специально «на Шумскую». «С большим художественным успехом при полном сборе», как отмечала тогда пресса, проходили и ее концерты. Сборы от своих сольных концертов в годы ВОВ Елизавета Владимировна передала в фонд обороны страны. В 1944 г. в Саратов приехал И.С. Козловский. Этот приезд знаменитого тенора сыграл поворотную роль в судьбе его будущей постоянной партнерши. А было так. Случайно услышав готовившуюся к концерту Шумскую, он настолько очаровался ее голосом, что немедленно захотел познакомиться с прекрасной певицей, а потом, в тот же день, «слегка прорепетировав», уже пел на сцене вместе с ней дуэты из «Ромео и Джульетты» и «Травиаты». Не без его настойчивого содействия вскоре певица была принята в труппу Большого театра.

«Помню переговоры с дирекцией Большого театра, когда он еще находился в Куйбышеве. Ваша фамилия уже была на устах. Ну, а затем Большой театр. И в созвездии этих блистательных певиц – имею в виду Шпиллер, Жуковскую, Кругликову, Степанову, когда эта могучая когорта очень крепко звучала, – вы зазвучали и вас услышали». – вспоминал великий артист, поздравляя свою партнершу с юбилейной датой Сама Елизавета Владимировна  относилась к Ивану Семеновичу в высшей степени почтительно, называя его джентльменом, благороднейшим из своих партнеров. Это был идеальный оперный дуэт.

В мае 1944 г., уже признанная певица, имевшая звание заслуженной артистки РСФСР, дебютировала на сцене Большого театра. Это была столь любимая ею партия Марфы в «Царской невесте», которую прозорливо предложил для дебюта певицы гл. дирижер театра А.М. Пазовский. Этот день остался в ее памяти как один из самых счастливых и сокровенных: «Как часто, в дни моей юности, бывая на спектаклях Большого театра, я предавалась одной мечте: «Что, если бы я могла петь на этой сцене?!» Сбылась мечта моей юности. Помню, как я волновалась на дебютном спектакле. Заботливая внимательность дирижера и чудесная игра оркестра крепко поддержали меня. Я благополучно справилась со своей первой партией. С того момента прошло уже несколько лет, но трепетное волнение не проходит».
Так она стала солисткой сцены, о которой грезила с юности, а Сергей Александрович, сопровождавший ее всегда и везде, приступил к должности хормейстера Большого театра.


В первые дни работы в Большом произошла и знаменательная встреча певицы за кулисами с басом М.Д. Михайловым, который, увидев ее, не мог сдержаться от удивления: «Елизавета Владимировна, да не вас ли я венчал в церкви 20 лет назад?»
Партия Марфы оставалась в репертуаре артистки долгие годы, поражая своим совершенством как публику, которая часто не могла сдержать слез, видя страдание «безумицы невинной», так дирижеров и партнеров по спектаклю. Е.Светланов, не раз дирижировавший «Царской невестой» с участием удивительной вокалистки, признавался, что Марфа Шумской вызывает сострадание, трогает до слез. «Тут уже забываешь про театр, про сцену. Перед тобой сама жизнь, правдивая в своей жестокой действительности. ». – говорил дирижер.
Из книги Т.Маршковой "Большой театр. Золотые голоса"
https://iknigi.net/avtor-t....85.html



Зачем тебя я, милый мой, узнала
Красный сарафан
Не брани меня, родная
Матушка, голубушка
Что мне жить и тужить
Прикрепления: 7333898.jpg (11.3 Kb) · 1308490.jpg (3.8 Kb) · 4597817.jpg (4.6 Kb)
 

Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » ЕЛИЗАВЕТА ШУМСКАЯ **
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: