[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » ВАЛЕНТИНА ТОЛКУНОВА *
ВАЛЕНТИНА ТОЛКУНОВА *
Валентина_КочероваДата: Среда, 14 Ноя 2012, 16:04 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6947
Статус: Offline
ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА ТОЛКУНОВА
(12.07. 1946 - 22.03. 2010)


Ее голос остается в памяти каждого, кто хотя бы однажды услышал песню в ее исполнении. Созданный ею образ не может повторить никто, как не может никто перепеть ее песни. Они остаются и должны остаться только песнями В.Толкуновой. Своим негромким голосом она согревает сердца, забирается в самые потаенные уголки душ слушателей. Валентину Васильевну знали, любили и любят в России и за ее пределами. После песен великой певицы хочется верить и творить добро, потому что в сердцах просыпается любовь.

Родилась Валентина в небольшом городе Армавир, что в Краснодарском крае, в семье Василия и Евгении Толкуновых. Через какое-то время семья переехала в Москву. В доме родителей всегда звучала музыка: пластинки с песнями в исполнении Утесова, Шульженко, Руслановой. девочка выучила все композиции из их альбомов. Интерес к музыке проявился у Валентины Васильевны с раннего детства. Ей было 10 лет, когда в их школу прибыла комиссия, чтобы отобрать голоса в детский хор ЦДЖД. Им руководил С.Дунаевский – брат И. Дунаевского. На прослушивании Валентины настояла школьная учительница. Среди 7-ми отобранных счастливчиков оказалась и она. Через 2 мес. она уже пела в старшей группе хористов.

Прошла всего пара лет, и Толкунова стала солисткой в большом детском коллективе. На это время у нее выпали первые испытания, когда ей приходилось справляться со сложными не детскими задачами. Необходимо было проявить настойчивость и целеустремленность. Одновременно это был и счастливый период, когда юную певицу начали знакомить с азами муз. образования, а она делала первые шаги на сцене: хор пел в Колонном зале Дома союзов, открывал Кремлевский Дворец съездов, участвовал в записях с лучшими СО. Известные музыканты приходили на занятия детского коллектива.


Именно тогда юная Валя поняла, что должна связать свою жизнь с музыкой. В 17 лет она имела огромный опыт хорового пения. Это подтолкнуло ее после школы подать документы в Московский институт культуры на дирижерско-хоровое отделение. В середине 1960-х талантливые композиторы Советского Союза начали организовывать разные группы, которые своей манерой исполнения были похожи на всемирно известные коллективы. Одним из самых известных ансамблей того времени был ВИ оркестр п/у Ю.Саульского – «ВИО-66». Его участники играли и пели джаз. Ушедшую вокалистку заменила девушка с высоким сопрано – Валентина. За лето она подготовила джазовую программу, замечательно спела ее на конкурсном отборе и стала участницей знаменитого оркестра.


Гастрольный график «ВИО-66» был очень напряженным, что заставило Валентину перевестись из института в муз. училище при Московской консерватории, а потом – в Гнесинку. В 1971 г. она блестяще продирижировала хорами Г.Свиридова и Д.Шостаковича и получила на заключительном экзамене «отлично». 5-ю годами позже в Московском институте культуры Толкунова получила диплом дирижера-хормейстера.В 1972 г. была приглашена поэтом Л.Ошаниным петь на сцене Колонного Зала на юбилейном концерте, где с успехом выступила с песней В.Шаинского. Открылась большая дорога на телевидение и радио.


С 1973 . стала солисткой Москонцерта, в чем ей помог случай. Композитор П.Аедоницкий предложил исполнить песню «Серебряные свадьбы» с оркестром Ю.Силантьева в ТВ конкурсе «Песня-73». Песня предназначалась известной певице, которая по каким-то причинам выступить не могла. Тут-то и пригодилось умение петь с оркестром, чувство полифонии оркестрового звучания. Песня принесла Валентине лауреатство и, что не менее важно, определила русское направление ее дальнейшего творчества. Тогда же появились в ее репертуаре «Деревянные лошадки» М.Минкова — песенка о невозвратности детства, исполненная с грустной, чуть ироничной улыбкой. Через год специально для нее молодой композитор В.Мигуля написал «Поговори со мною, мама», прозвучавшую как бесхитростный, душевный монолог-обращение.


Певица с прекрасными внешними данными нашла свой имидж русской женщины, с ее сердечностью, тихой ласковостью, чувством достоинства. Сформировался свой стиль, своя собственная оригинальная манера пения. Толкунова не пыталась специально осовременить русскую песню, ее вокалу свойственна народная манера исполнения, но во взаимодействии с эстрадной песней. В таком синтезе и сформировался ее жанр. Ее репертуар состоял из песен, в которых раскрывается не только творческая, но и человеческая индивидуальность певицы. Ее лучшие песни пронизаны исповедальностью, в них она рассказывает слушателям нехитрые тайны женского сердца. С 1986 Толкунова стала включать в репертуар русские романсы в аранжировке и сопровождении выдающегося аккомпаниатора и пианиста Д.Ашкенази (романс А.Вертинского на стихи А.Ахматовой «Сероглазый король»; песня-романс «Василечки»). 16 романсов конца XIX в. составили программу «Брызги шампанского».

В 1986 году певица создала «песенный театр». Она в концертном исполнении представила спектакль «Русские женщины» по Некрасову, Пушкину, Кольцову. В 1989 г. появилась еще одна музыкально-театральная композиция «Ожидание» по стихам Р.Рождественского, где звучала музыка Катаева. К тому времени обаятельная молодая певица сформировалась в сильную неординарную личность.


Театр Толкуновой развивался, был создан спектакль «Брызги шампанского» (1989, 1991); муз. песенные спектакли «Я не могу иначе» (1990), «Не оставляй меня, любовь» (1992), посвященный 25-летию творческой деятельности певицы, «Я росинка твоя, россиянка» (1995), «Новая весна В.Толкуновой» (1997). Все спектакли были поставлены на сцене КЗ «Россия». В шумном мире поп-музыки Валентина Васильевна стояла особняком, заняв, тем не менее, достойное и заметное место. Она исполнила десятки песен, полюбившихся зрителям во всех уголках нашей страны. Только в муз. фильмах и театральных постановках ею исполнено более 300 песен.
Она 23 раза становилась Лауреатом ТВ конкурса «Песня года». Хватало у нее и других достижений.

Родители Валентины Васильевны были далеки от артистической среды. Она родилась в семье железнодорожников. Мать – сибирячка, отец – волжанин. «Папа всегда работал в закрытых учреждениях, связанных с ж/д, а мама была экономистом в вагонном депо», — рассказывала певица о родителях. Правда, песня в доме звучала постоянно. Было много пластинок с записями оперных арий, романсов, старинных народных песен. Мама всегда пела, когда готовила еду, стирала, накрывала на стол. Хорошо пели и обе бабушки. Многие песни, позже вошедшие в репертуар певицы, Валентина услышала именно от них. Брат Валентины Васильевны Сергей работал в ее театре. Обладал мягким баритоном, строгой, благородной манерой исполнения. В репертуаре романсы, русские народные песни, песни отечественных композиторов.

А вот 28-летний сын Валентины Васильевны Николай артистом стать категорически не захотел, хотя у него прекрасный слух и хороший голос. Ему эта профессия не нравилась никогда, возможно, потому, что на примере мамы он с малых лет видел, какой это тяжелый труд. Ежедневная многочасовая работа, постоянные репетиции, гастроли, необходимость 24 часа в сутки держать себя в форме. К такому укладу жизни Толкунова привыкла еще с детства. Но художником по свету в Театре муз. драмы и песни Толкуновой Коля работать не отказался.

Муж Валентины Васильевны – Ю.Н. Папоров — с эстрадой никак не связан. Он журналист-международник, писатель, долгое время работал за границей. Его книги издавались в Мексике и США. Прожив 5 лет на Кубе, он написал книгу «Хемингуэй на Кубе» — о последнем, 20-летнем периоде жизни писателя, его смерти, открыв новые, неизвестные факты биографии.

По рассказам самой певицы, молва постоянно связывала ее узами брака с тем или иным музыкантом. «Как только я появлялась на экранах, допустим, с Ю.В. Силантьевым, говорили, что я жена Силантьева, или жена М. Таривердиева, или жена Колмановского, или жена или сестра Л.Лещенко. Но меня почему-то всегда женили, но никогда не думали о том, что я могу просто вот завести какой-то роман. Почему-то народ не хотел, чтобы я заводила романы. И всегда меня праведно венчали, женили. И говорили, что я жена. Мне это очень нравилось, поскольку я вообще к легендам отношусь романтично».

А на самом деле замужем она была дважды. Первым ее мужем был Юрий Саульский, композитор, дирижер вокально-инструментального оркестра, с которого начиналась творческая карьера Толкуновой. На поверку он оказался весьма непостоянным мужчиной. Он не мог жить с одной и той же женщиной более 5-6 лет. Вот что рассказывала об их разрыве сама Толкунова: «Когда я выходила замуж, я думала, что это тот единственный мужчина, это тот единственный человек, с которым я буду всю жизнь. Но так не вышло. Он был увлечен одной актрисой. Нам пришлось расстаться».

Второй раз В.Толкунова вышла замуж в 28 лет, за Ю.Папорова. Она говорила, что влюбилась в него с первого взгляда. Семейная жизнь обходилась без скандалов, и даже многолетняя разлука, когда муж на 12 лет уезжал работать в Мексику, не разрушила семью. По поводу мужа Валентина Васильевна сказала: «Я замужем за прекрасным человеком».
Для души она предпочитала слушать классическую музыку. Любила Моцарта, Рахманинова, Вивальди, Россини, Генделя. Не любила «тяжелую артиллерию» от Вагнера или Бетховена: «Это — гении, но они мне не близки. Мне нравится более грациозная, прохладная музыка».
Также любила овощи, соки, травы, питала особую слабость к первым блюдам. Готовила сама: «Люблю готовить для гостей. Сыну очень нравятся мои сырники, подруге — салаты».

В свободное время предпочитала прогулки и чтение: «Живу в Москве на Патриарших прудах. Очень нравится это место. Недалеко от дома есть скверик, в котором люблю погулять, подумать. Люблю предрассветную тишину, когда мало машин, людей. Также много читаю-перечитываю исторической, философской и православной литературы. Возвращаюсь к Бунину, Лескову, Тургеневу».

В одном интервью на вопрос, есть ли у нее враги или хотя бы недруги, она ответила: «Я их не знаю». А потом добавила: «Знаете, почему я не вижу своих врагов? Потому что не хочу ни в одном человеке видеть врага. К каждому отношусь как к самому искреннему, самому доброму другу».
Конечно, в мире шоу-бизнеса, где зависть – один из двигателей, бывали и подножки от коллег по цеху, и всяческие другие неприятные ситуации, но Валентина Васильевна об этом старалась тут же забыть, простить и зла ни на кого не держать. Несмотря на сильный характер, идти до конца в каких-то вещах была не способна: «Не понимаю женщин, которые хотят быть сильными, победить любой ценой».
Самая главная слабость – любовь к людям: «Для меня нет слова «нелюбовь», я его отметаю. Сама я всех люблю, и мне кажется, что и меня так же любят. В этом плане, конечно, я человек наивный».
Сама Валентина признала, что слаба, как и любой человек: «Каждый человек состоит из слабостей. Я бываю иногда очень доброй».
http://vmiremusiki.ru/valentina-tolkunova.html
http://1001material.ru/6911.html

"У беды глаза зеленые"


"Старые слова"


"Сережа"
Прикрепления: 9142691.png (69.8 Kb) · 5469375.png (35.6 Kb) · 7822948.png (56.4 Kb) · 3683140.png (35.6 Kb) · 8951591.png (28.4 Kb) · 5990776.png (42.7 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 26 Июл 2023, 20:29 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6947
Статус: Offline
К 77 -летию со дня рождения
ВАЛЕНТИНА ТОЛКУНОВА: ВСЕ РОЖДАЕТСЯ ИЗ ЛЮБВИ
Фрагменты разных интервью певицы – о простых и главных вещах



О вере
В каждом человеке есть вера. И, может быть, не столь важно, как он придет к вере высокой, о которой не говорят, а которую осмысливают внутренне, созерцая жизнь, но если он верит хотя бы для того, чтобы не потрафить злу, - это уже немало. Я сейчас читаю воспоминания о Елизавете Федоровне, которая пришла к нам из немцев, была Эллой и приехала в Россию, будучи замужем за князем Сергеем, которого в итоге убили большевики. Она приняла веру этой страны, то есть православную веру, будучи католичкой, она приняла этот образ жизни, и все благодаря любви. Всё рождается и проистекает из любви, абсолютно всё.

О духовном возрождении
Духовное возрождение тогда и будет, когда каждый человек поработает над своей душой. Научится духовности. И поймет, что не должны мы уподобляться Европе, Америке, что свою землю надо любить, надо спасать. Не позволять разрывать ее на разные куски. Не думайте, что все в руках только политиков и правительств. Если кто-то метет улицы – когда он выметет их особенно чисто, как хорошо станет всем! Люди будут любоваться: до чего же чисто сегодня на улице!.. Каждый человек на своем месте должен поднимать свою Родину с колен. И тогда Россия выздоровеет и станет самой счастливой, самой духовной и самой сильной страной мира.

О вечном и преходящем
Мне кажется, ошибка отдельных людей, да и целых обществ, пожалуй, состоит в том, что они считают сегодняшний день последним: дескать, все в жизни только для них, а на самом-то деле это совсем не так. Я столкнулась с описанной И.С. Тургеневым проблемой отцов и детей и пришла к выводу, что конфликт поколений будет всегда. Благодаря Тургеневу я поняла: все связанное с естеством, с природой остается навечно, а все придуманное человеком, искусственное - преходяще. Словно в калейдоскопе, сменяются там цвета, тональности, форма разговора, слова, выражения, одежда, мода, но истинные чувства неизменны. Какие? Ну, например, радость по поводу рождения ребенка, любовь, от которой дитя появилось на свет, счастье от его первого крика .Однажды в роддоме я видела, как приходят в наш мир младенцы. На меня надели халат, шапочку - все, что положено. Затаив дыхание, я наблюдала, как, освобождаясь от этой очень нежной, но все же тяжелой ноши, женщина дает жизнь новому существу, и ребенок, впервые набрав воздух в легкие, вскрикивает оттого, что вдохнул запах жизни. Сын плакал, и каждый раз я начинала рыдать вслед за ним. Не знаю, почему, но меня не покидало ощущение значимости всего того, что происходило, и это состояние я запомнила. До конца своих дней мы храним вкус первого поцелуя, первой любви, первого признания, первого цветения, первой ссоры и первого примирения - все это эмоции тонкого свойства, которые никогда человека не покидают. Умело маскируясь, мир вдруг окунает нас в совершенно другие проблемы, и мы, в свою очередь, сами учимся скрывать свои истинные чувства: радости, тревоги - все то, что называется жизнью.

Не люблю неправды
Я слишком принципиальная, не люблю неправды, и если при мне творятся какие-то несправедливости, молчать не стану, а это многим не нравится. Характер и впрямь у меня ангельский, со мной очень легко, со всеми я нахожу общий язык, но когда что-то даже не задевает меня, а становится неприятным, вызывает чувство неловкости, обязательно об этом скажу. Если честно, я рада, что такая черта у меня есть, потому что нельзя быть беспринципной, нельзя безоглядно соглашаться на все, что предлагает тебе мир. Он, к сожалению, иногда неправеден и когда меня подталкивают пойти против собственной совести, согласиться на это никак не могу.

О любви
За 27 лет, что мы вместе с Юрой, не устали друг от друга. Даже мыслей об изменах не было. Я, наоборот, всегда думаю, как бы справиться с тем, что дано. Дело в том, что чаще всего, живя долгое время с человеком, мы думаем, что давным-давно всё про него знаем, но в этом-то и заключается ошибка. Я бесконечно открываю в Юре новые качества и грани, ведь с годами он меняется, совершенствуется, а не стоит на месте. Я всё время нахожусь в состоянии поиска и понимания характера мужа, как же при таком положении вещей он может стать мне неинтересным? Моя бабушка всегда говорила: «Самое главное - это терпение». А ещё к человеку, с которым ты живёшь, должна быть жалость. Да-да, именно жалость. Я уверена, что такие понятия, как любовь и жалость, совместимы. Несмотря на то что это диаметрально противоположные вещи, они тем не менее составляют единое целое. Если ты человека не жалеешь, то не можешь его понять, сострадать ему, а это очень важно в семейной жизни .Вообще совместная жизнь с мужчиной - это отказ от эгоизма. Ну что такое, в сущности, любовь? Любовь - это не когда тебя любят, а когда ты любишь. Ты должна любить мужа больше самой себя. Муж - это человек, с которым ты должна соединиться и жить его проблемами и его жизнью. Но при этом, конечно, не терять своей сущности. Слово «любовь» затаскали, как уличную девку. Между любовью и сексом ставят знак равенства. Повсюду сейчас секс. Женщина нашего времени не может вызывать в мужчине волнения, о котором писали классики, потому что она полностью открылась, стала доступной, и, пока она не закроется, не превратится вновь в кроткое прекрасное создание, обладающее змеиной мудростью и голубиной нежностью, до тех пор мужчина будет ее презирать. Я пока не вижу предвидящихся изменений. Очищение происходит через страдание.

Об отце Геннадии Огрызкове
С отцом Геннадием я, к сожалению­нию, знакома была недолго  Мы очень дружили с писателем Станиславом Романовским, человеком-романтиком. Он прекрасно знал историю России, почитал все обычаи, имена и даты нашего прошлого; как верующий человек знал и старался исполнять учение наших святых отцов Православия. Он знал наизусть историю всех церк­вей, особенно церквей кремлевских - и конечно же, ходил в храм Малое Вознесение к о. Генна­дию. В 1996 г. Стас умер и о. Геннадий его отпе­вал. И я, всегда до того боявшаяся смерти и обряда прощания с ушедшим человеком, будучи на похоро­нах и на отпевании, увидела вдруг, с какой братской любовью, неземной теплотой и даже нежностью про­вожал в дальнее странствие моего друга о. Генна­дий.
Именно тогда я поняла, почувствовала, что здесь, на земле, мы все - временно живущие и что там, куда мы провожали Станислава, есть своя жизнь - Вечность! Никогда раньше я не видела таких похорон и такой любви пастыря к уходящей человеческой душе, а ведь момент был трагичен и печален…Потом я сама стала ходить к о. Геннадию на исповедь и причастие. Он давал мне много нужных и действенных советов, утверждал меня в сознании нужности, важности веры и молитвы. Всего несколько раз мне пришлось быть на служ­бе в Малом Вознесении, и ангельский женский хор, певший тихие сосредоточенные молитвы, успокаи­вал и думалось, что так будет долго…


И вот мы, дети этого суетливого и шумного мира, вдруг оказались без руководителя, без пастыря, без отца. Случилось то, о чем никто из нас старался даже не думать. На отпевании и похоронах о. Геннадия было огромное количество народа: казалось, вся Большая Никитская прощалась с редким человеком, который еще при жизни видел свет Вечности…

О смысле жизни
Пока мы живём на этой земле, нам нужно очень многое успеть. Нельзя терять ни одной минуты. Я стараюсь ездить с концертами в разные точки нашей огромной Родины для того, чтобы успеть отдать людям своё сердце, свои песни. У меня сейчас наступил какой-то период полноты жизни, общения с природой и людьми. Я остро чувствую, что должна очень многое отдать. Я никогда не отказываюсь выступать для инвалидов, ветеранов, детей, молодёжи. Если у организаторов таких концертов нет денег, я выступаю бесплатно, для меня это не имеет никакого значения. Есть такая пословица: «Где тебя любят, бывай редко. Где не любят, не бывай совсем».
Так вот, живя по такому принципу, я бываю там, где нужна. Меня упрекают и даже ругают за то, что я соглашаюсь работать бесплатно, ведь сейчас ни один даже совсем безголосый певец и пальцем не шевельнёт, пока ему не заплатят. Меня часто спрашивают: «Сколько вы стоите?». Я всё время удивляюсь этой фразе и не могу, да и не хочу к ней привыкать. Поэтому неизменно отвечаю: «Нисколько не стою». Тогда люди порой раздражённо говорят: «Хорошо. Сколько стоят ваши песни?» Ну что за дикость? Как могут песни или я сама чего-то стоить? Это же бесценно. И я сама, и мои песни даны Богом для людей. Цену имеет лишь мой труд.

Не отказывать себе в самой жизни
Деньги - это такое создание, которое приходит и уходит. Это не постоянная величина, к которой можно относиться серьёзно. Я не люблю копить деньги, при этом не могу сказать, что я человек необеспеченный. Я не богата, но могу себе всё позволить. При этом важно не отказывать себе в главном - в самой жизни. Ведь совсем необязательно иметь сто шуб или сто машин, достаточно иметь одну приличную вещь и уметь ею довольствоваться. Я очень спокойно отношусь к украшениям и прочим материям. Меня даже можно назвать аскетом. Все мои близкие - и мама, и муж, и сын - так же относятся к этому вопросу и никогда не позволяют себе ничего лишнего. Моя мама очень экономно ведёт наше хозяйство, она живёт вместе с нами. Если у меня появляются деньги, то я могу их потратить, отдать церкви, купить охапку цветов и подарить её без повода. Мне хочется дарить и щедро относиться к тому, что даёт судьба. Нельзя гневить судьбу, которая даёт тебе возможность жить хорошо. Надо обязательно отдавать, и ты получишь ещё больше .У меня очень отрицательное отношение к косметике. Если бы не сцена, то никогда не красила бы даже губы. Человек должен быть натуральным. Никак не могу понять, зачем люди делают омолаживающие операции. Ведь после них ты становишься куклой Барби. Страшно, когда люди полагают, что всеми этими подтяжками они обманут природу. Её ещё никто не обманывал. А стареть, я считаю, приятно.

О современной женщине
Я не склонна видеть в женщине властность, жажду командовать. Я уважаю таких женщин, в них есть даже какое-то мужское начало, но все же мне хочется видеть в женщине мягкость, незащищенность, кротость. Так я понимаю женщину. Раньше мы читали о Жорж Санд, властной, пылкой, которая держалась по-мужски в седле, курила длинные трубки, носила брюки, но она была в то время единственной в своем роде. А сейчас – сплошные Жорж Санд. Стало труднее быть женщиной, и в связи с этим изменились мужчины. Трудно их обвинить в отношении к женщине как к своему парню. Женщина сама сделала все, чтобы к ней относились подобным образом.

О настоящей женственности
На мой взгляд, все в женщине должно служить продолжению рода. Она приходит в мир, чтобы родить и воспитать детей – только для этого женщине дается ее тело, ни для чего больше! Но, к сожалению, девушки сегодня не совсем понимают эту задачу. Я часто замечаю некую оголенность чувств в женском поведении, откровенную продажу своего тела на страницах печатных изданий, на телевидении. Похоть, обольщение, какая-то немыслимая мода, косметика, неоправданный вульгаризм движений – такое ощущение, что женщины забыли о своем предназначении. Лично я не понимаю подобного поведения. Но я много чего сегодня не понимаю, да и не хочу в это вникать. Если вдумываться в движения души каждого человека, можно позабыть о себе. А я о себе должна заботиться. Думать о том, что у меня в душе, с какими мыслями и чувствами выйти к людям. Наверное, именно это определяет позицию каждого артиста. На мой взгляд, артист призван, прежде всего, не развлекать людей, а менять их к лучшему.

О счастье
Никто из людей до конца не познал, что такое счастье  и любовь. Это абсолютные, недосягаемые понятия. Соседствуют ли они или расходятся, соприкасаются ли легкими крылами или, сплетясь, идут в обнимку - по-разному в жизни бывает. Я думаю, что где любовь, там и счастье. Но слово “счастье” - очень призрачное, его нельзя схватить или пощупать. Его можно только отдать или отнять, а почувствовать можно только сиюминутно. Просто каждый день нужно чувствовать радость счастья от всего того, что мы видим, чего касаемся. Начинается мой день с моего города, где звонят в колокола, где строят дома, ездят машины, стучат, жужжат, и ты - часть всего этого. И думаешь: ну ладно, проснулся, и слава Богу! - со столицей вместе.
https://www.pravmir.ru/valentina-tolkunova-vse-rozhdaetsya-iz-lyubvi/



Несколько лет назад в Твер­ском районе Москвы стали сносить гаражи. Я знал, что арендуемый мною находится напротив гаража легендарного композитора Ю.Саульского, автора бессмертного хита «Черный кот». Юрий Сергеевич давно ушел из жизни, но какая-то часть его вещей оставалась в старом гараже. В день сноса я увидел, что рядом с его «ракушкой» лежит куча старых пластинок, которые собирается раздавить бульдозер. Я, как коллекционер, не мог этого допустить. Остановил бульдозер, стал разглядывать и увидел на всех пластинках дарственные надписи от самых известных джазовых, классических и эстрадных музыкантов. И среди этого уникального собрания лежала пластинка В.Толкуновой с автографом: «Дорогому Юре на долгую память!»… Конечно, я взял эти пластинки домой, почистил, привел в порядок. И теперь, перебирая их, припоминаю истории, которые мне рассказывала во время нашего общения сама Валентина Васильевна.

Удивительно, но среди членов семьи певицы не было никого, кто был близок к искусству. Мама, Евгения Николаевна, работала на ж/д станции. Отец был военным, служил в Забайкалье, где и познакомился с будущей женой. Вместе они переехали в Краснодарский край, там в 46-м году родилась их дочка Валя. Это офиц. версия. Интересно, что сама Валентина Васильевна рассказывала другую историю. Когда отец с матерью задумали перебраться в Москву, мама была на большом сроке беременности. В дороге, прямо в поезде, начались схватки. Ее успели высадить из вагона на ближайшей станции и отвезти в больницу. В результате местом рождения певицы стал Армавир. Городок это небольшой, провинциальный. Может, поэтому многие считали, что Толкунова - девочка из провинции, чуть ли не деревенская. На самом деле она говорила: «Я совсем не знаю деревенской жизни! Всю жизнь жила в городе и с детства привыкла к тому, что в кране есть горячая вода, в квартире центральное отопление, а готовят на плите. Когда я впервые у себя на даче увидела камин, даже не знала, с какой стороны к нему подойти. Я абсолютно не деревенская!»

Но москвичкой Толкунову тоже нельзя назвать. Потому что в 40-е годы село Ховрино, где они поселились, еще не стало одним из районов столицы, оттуда до ближайшего м. «Сокол» нужно было долго добираться на автобусах. Ее родители устроились работать на железную дорогу. Вскоре родился брат Сергей. Денег им всегда не хватало. Не было не то что излишеств, а самого необходимого. «Все детство проходила в одних чулках, которые постоянно штопались. Для своего первого выступления заняла туфли у Л.Зыкиной. До этого у меня их никогда не было!» - сетовала Толкунова.

В общем, семья боролась за существование. Но это не значит, что никто не замечал талант Валюши, которая с детства запоминала песни, звучащие по радио, и потом их пела. Родители привели дочку на конкурс в ЦДДЖ. Там ее среди сотен претендентов отобрали в ансамбль С.Дунаевского. Позже будущая звезда попала в известный детский хор Овчинниковой. В общем, к моменту окончания школы Валя уже понимала, чем хочет заниматься, и чувствовала себя восходящей звездой. Может, поэтому решилась на роковой шаг - постричь свои роскошные длинные волосы.
«Я пришла в парикмахерскую, села в кресло и заявила: «Хочу короткую модную стрижку!» - рассказывала Толкунова.
Мастер подержала в руках мои густые, чуть не до пят волосы и говорит: «А мама разрешила?»
- «Вот еще, буду я ее спрашивать, я уже взрослая!»
- «Когда ты приведешь свою маму и она мне скажет, чтобы я тебя постригла, я это сделаю. А сейчас - иди отсюда!»

Потрясенная таким тоном, Толкунова вылетела из парикмахерской пулей. Позже она поняла, что должна быть благодарна этому мастеру. Ведь роскошные длинные волосы стали частью ее уникального образа.


После школы Валя стала студенткой Московского гос. института культуры, окончила дирижерско-хоровое отделение. Обычно с таким дипломом прямая дорога в преподаватели. Но пед. поприще было не для Толкуновой. Яркая красота и сильный голос не остались незамеченными. В 1966 г. она прошла конкурс и стала солисткой ВИ оркестра - «ВИО-66» п/р Ю.Саульского. Это был, наверное, самый известный джазовый коллектив в стране. Около 5 лет Толкунова исполняла джаз, что нам сейчас трудно представить. Ребята постоянно придумывали какие-то смелые номера, им хотелось подражать западным артистам, песни которых они подпольно слушали. Это была эпоха «музыки на костях» — в кустарных студиях звукозаписи заграничную музыку записывали на пластинки, сделанные из рентгеновских снимков.

Конечно, без любви тут не обошлось, хотя до прихода в джаз у Вали все шло по накатанной - учеба, жених, даже свадьба была запланирована. Но Саульский спутал все планы. Посоветовал ей перейти на заочное отделение, чтобы ездить на гастроли, жениха бросить и переехать к нему. И Валя послушалась. И когда он увлекся какой-то актрисой, Толкунова восприняла это очень тяжело… Они расстались как интеллигентные люди, но долгое время она не могла его простить. Однако позже отношения наладились, и Саульский писал для нее песни всю жизнь. А Валя даже дружила со следующими его женами. Но в тот момент расставание с Юрием далось ей очень тяжело. Она ушла из джазового коллектива, и все нужно было начинать сначала… Какое-то время мыкалась без работы. Обзванивала композиторов и поэтов, просила написать для нее песню. Помог В.Шаинский, отдав ей песню «Ах, Наташа!», которая быстро стала хитом.



Позже в ее репертуаре появились песни других композиторов, прослышавших о талантливой молодой певицей: «Стою на полустаночке», «Я ночью шла по улице»... С тех пор почти все ее новые песни становились хитами: А уж когда Валентина спела «Спят усталые игрушки» для программы «Спокойной ночи, малыши!», о ней узнали все. Бывшую дерзкую джазовую исполнительницу было не узнать. Появился запоминающийся образ: платок на плечах, распущенные волосы, перехваченные ниткой жемчуга, почти ни грамма косметики на лице, мягкая улыбка, женственность…


А главное, нежный, певучий, но сильный и чистый голос! И такая Толкунова полюбилась народу.Но все, кто знал ее лично, понимали, что это - всего лишь образ. В быту певица проявляла такие качества, которые никак не соотносились с трогательной исполнительницей песни «Носики-курносики»…



Все, кто шли работать к Толкуновой, знали, что работать придется много, а зарплату буквально выцарапывать. Такая уж была у нее черта, прижимистость, запасливость - вероятно, родом из бедного детства. И все это чудесным образом сочеталось с тем, что некоторым людям Валентина Васильевна неимоверно щедро помогала. Например, она взяла на свое попечение несколько поклонников, которые тяжело болели, оплачивала их лечение, поддерживала, даже приходила в больницу. А как она относилась к своей маме! Та, замученная вечной нуждой, много пережившая в юности после ареста отца, как дочь врага народа, ни на что не рассчитывала и никогда не просила ничего у дочки.


Но, начав зарабатывать, Толкунова задалась целью обеспечить маме королевскую жизнь. Купила ей квартиру, наняла домработницу, баловала подарками. Помогала она и брату Сергею, который тоже стал музыкантом. Про нее никогда не ходила слава любительницы роскоши. В отличие от Зыкиной она не испытывала страсти к бриллиантам, но при своей внешней скромности Валентина Васильевна удивительным образом умела разговаривать с чиновниками и получать свое. Вот приходит она в кабинет секретаря парткома. Тот ее спрашивает, не нужно ли чем помочь. Толкунова отвечает, что ничто материальное ее не интересует, в голове - только музыка… И поэтому - дачи нет, машины нет, да и квартирка - так себе… «Как же это так?» - восклицает чиновник. И начинает отдавать распоряжения. С молодости сама ездила за рулем, была уверенным водителем, лихачила! Шутила: «Я всю жизнь поддерживала отечественного производителя. У меня было семь «Жигулей»! Покупала, через какое-то время они ломались, я их продавала и покупала новую машину». Но пересесть на иномарку отказывалась, ей казалось, что наше авто - привычней и надежней. В 90-е годы она зашла как-то в корейский автосалон, села за руль внедорожника - и поняла: все, с «Жигулями» покончено навсегда. С тех пор ездила только на джипах.

У Валентины Васильевны был сдержанный, спокойный характер. Никогда не участвовала в интригах, не вступала ни в какие кланы, не конкурировала с другими певицами, врагов у нее, как она считала, не было. Возможно оттого, что она прочно заняла свою уникальную нишу и чувствовала себя в ней замечательно. Основной заработок и востребованность давали гастроли по республикам. Никогда не отказывалась ездить в глухие углы, понимая, что там публика самая благодарная. Никогда не выступала в ресторанах, на «заказниках», сколько бы денег ни предлагали. Много раз выезжала в Америку. В эмигрантской среде была очень популярна. Однажды произошла интересная история. Писатель В.Аксенов пригласил ее на встречу со своими студентами в университет, где он преподавал. На его курсе были нестандартно мыслящие ученики, которые, например, создавали компьютерные программы, адаптирующие русскую классику для упрощенного прочтения. «Представляете, они создали программу, которая ужала «Войну и мир» Толстого до четырех страниц! Я им сказала, что не дай бог мне до этого дожить, когда так будут читать русскую классику». - возмущалась певица.
Валентина Васильевна и правда была большой охотницей до чтения и все вечера тратила на книги. Это отчасти объясняло то, почему ее личная жизнь складывалась трудно.


После неудачного брака с Саульским Толкунова вышла замуж за журналиста-международника Ю.Папорова. Познакомились они на дипломатическом приеме в посольстве Мексики. Там для латиноамериканцев организовали ее концерт. И для того чтобы они поняли, о чем русская певица, пригласили переводчика. Ее будущий муж знал испанский язык в совершенстве, но и он впал в ступор, когда нужно было перевести такие слова, как «полустаночек», «полушалочек» или «курносики». Папоров просто не знал, как объяснить мексиканцам их значение! После концерта певица и переводчик разговорились, много смеялись над ситуацией, Юрий все больше нравился Валентине Васильевне: европейские манеры, элегантная одежда, особый «западный» шик.. Казалось бы, ее, за которой ухаживали самые влиятельные мужчины Советского Союза, трудно было удивить. Но она ждала не предложения сходить в ресторан, поехать на дачу или на курорт, а серьезных отношений. И Папоров сделал ей такое предложение, именно с ним у певицы сбылась давняя мечта, родился сын Николай. Она, как сама говорила, «впрыгнула в последний вагон», певице был 31 год...

Но вскоре Папоров отправился в Мексику писать книгу о Троцком. Эта увлекательная работа затянула его на долгие месяцы. Возвращаться обратно Юрий не захотел. Предложил жене переехать к нему. но она отказалась. Здесь была вся ее жизнь, работа, творчество, поклонники, популярность. Она не представляла себе, как сможет все это бросить. Конечно, Толкунова обижалась на мужа, долгие годы не могла его простить. Но в тот момент, когда ему понадобилась помощь, не отказала. Папоров попал в автокатастрофу, стал беспомощным, был всеми брошен. Валентина Васильевна, которая к тому времени уже больше 10 лет не жила с мужем, приняла его в свой дом, наняла сиделку и оставалась с ним до конца... Как-то она призналась подруге, поэтессе Карине Филипповой, что, возможно, не была счастлива в личной жизни, потому что после предательства первого мужа никому не доверяла.


У нее был шанс завести роман и со Л.Лещенко, с которым они много пели дуэтом. Молва их давно уже поженила, и они позволяли себе шутить на эту тему. Иногда где-нибудь в провинции даже рассказывали в интервью о своем «счастливом браке», но на самом деле оставались только друзьями. Вероятно, это было в первую очередь решение самой певицы.. Несмотря на то, что взаимопонимания в браке она не нашла, Валентина Васильевна всегда говорила, что не жалеет о замужестве, потому что оно подарило ей счастье материнства. Вспоминала, что очень ответственно подошла к рождению ребенка, хотела в подробностях узнать, что ей предстоит. Уже будучи беременной, пришла в роддом и попросила врачей позволить ей присутствовать при родах. На нее надели мед. халат, шапочку, и она мужественно перенесла процедуру. Родившегося сына Толкунова любила без памяти. Но, как сама признавала, хорошей матерью стать не смогла, поскольку постоянно была на гастролях. В конце жизни она говорила, что очень жалеет, что не родила еще детей, не дождалась девочки. Ей было одиноко, хотелось, чтобы рядом были дети, внуки…

Когда водитель довозил ее до дома, ее там никто не ждал. У взрослого сына уже давно была своя жизнь. Мама и муж тяжело болели. Все, что ей оставалось, - телевизор…Незадолго до своих последних гастролей по Белоруссии уже чувствовала себя нехорошо. Обследование у врачей показало, что у нее тяжелое заболевание, требующее срочного лечения, но вместо этого Толкунова дала согласие участвовать в туре по 16-и городам и репетировала, превозмогая боль. Ей казалось, что она не имеет права останавливаться, ведь от нее зависят муж, мама, сын… Не получилось. Прямо на концерте Валентина Васильевна упала в обморок, и ей уже было не суждено вернуться на сцену. Но до последних дней она думала о своих близких, верила, что победит болезнь и еще будет выступать. Те, кто общался с ней, говорили, что в те дни она была в смятении, но в ее душе не было раскаяния, не было вины, не было никаких сомнений в своих действиях, в том, как она прожила жизнь. Верующим друзьям, призывавшим ее покаяться в болезни, Валентина Васильевна как-то с горькой иронией сказала: «Считайте меня святой!» Что ж, возможно, отчасти так оно и было…
Михаил Куницын
08.08. 2019. журнал "7 дней
"
https://7days.ru/stars....rom.htm

"Вечер школьных друзей"


"Печали свет"


"Уходя, ничего не берите из прошлого"


"Если б не было войны"


"Спаси и сохрани"
Прикрепления: 0594933.png (53.1 Kb) · 3726147.png (79.6 Kb) · 4173700.png (135.6 Kb) · 6756456.png (48.5 Kb) · 5560471.png (26.6 Kb) · 9386542.png (64.9 Kb) · 6639082.png (72.1 Kb) · 5914007.png (92.2 Kb)
 

Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » ВАЛЕНТИНА ТОЛКУНОВА *
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: