[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "НЕВСКАЯ СКОРОПОСЛУШНИЦА"
Валентина_КочероваДата: Пятница, 29 Мар 2013, 19:03 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7148
Статус: Online
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "НЕВСКАЯ СКОРОПОСЛУШНИЦА"


Образ Божией Матери «Скоропослушница» был принесен на берега Невы в 1878 г. иеромонахами афонского Русского Пантелеимонова монастыря оо. Афанасием и Варсонофием, прибывшими в Россию для сбора средств на восстановление древнего храма свт. Николая Чудотворца в Мирах Ликийских (в Турции). Икона, принесенная с Афона, отличалась от известного образа «Скоропослушницы». На нем Божия Матерь была изображена без Младенца — оглавно, с молитвенно простертой десницей. Этот образ был написан, как гласит предание, «по сонному видению иноку Святой Горы» (Воспоминания А.Иговской).

Монахи остановились в Александро-Невской лавре, которая стала первым местом, встретившим икону в Санкт-Петербурге. (Знаменательно, что именно она станет спустя век местом постоянного пребывания этой святыни).
В это же время в центре Санкт-Петербурга подходило к концу строительство часовни во имя св. блг. князя Александра Невского, история которой оказалась тесно связанной с иконой Божией Матери «Скоропослушница».

В 1870 г. купцы Старо-Александровского рынка на Калашниковском проспекте, одного из богатейших в столице, обратились с ходатайством к властям о разрешении построить вблизи Невского проспекта на пересечении улиц — 2-ой Рождественской, Мытнинской и Калашниковского проспекта памятную часовню, посвященную чудесному спасению государя императора Александра II Николаевича в Париже во время покушения на него революционера-террориста в 1867 г. В 1873 г. просьба была удовлетворена и строительство началось.


1878 г. Прибытие в С-Петербург иноков Афонского русского Пантелеймоновского монастыря. По определению Святейшего Синода им в неоконченном виде была передана Александровсая часовня, для разрешенного монастырю, по ходатайству русского посла в Константинополе графа Н. П. Игнатьева, сбора пожертвований (капитала) на восстановление из развалин древнего храма над гробницей свт. Николая Чудотворца в Мирах Ликийских (Турция). В дар часовне монахами передан список с афонской чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница». Афонские монахи обратились с предложением «причислить» строящуюся часовню к храму в Мирах Ликийских с тем, чтобы «доходы ее шли на его восстановление». Часовня должна была стать своего рода подворьем, представлявшим в столице российской империи родной город свт. Николая.

В 1879 г. в день памяти свт. Николая (6 декабря) состоялось освящение Александро-Николаевской часовни митрополитом Санкт-Петербургским Исидором. Настоятелем часовни был назначен иеромонах Афанасий.
Святогорцы передали в освященную часовню святыни со Святой Горы: крест с частицей Животворящего Древа, частицы мощей свт. Николая, великомученика Пантелеимона. Среди них был и образ Божией Матери «Скоропослушница». В открытой часовне афонские отцы стали регулярно совершать молебны перед афонскими святынями, в том числе пред образом «Скоропослушница». Начавшаяся вскоре русско-турецкая война помешала воздвигнуть храм на родине свт. Николая в Мирах Ликийских. Монахи-сборщики в 1881 г. были отозваны на Афон, передав собранные средства в Синод (3600 р.). Часовня перешла в ведение Санкт-Петербургского епархиального управления. Осенью 1885 г. (по др. источникам — в 1880 г.) в Александро-Николаевской часовне произошел пожар, в результате которого часовня сгорела дотла. Однако это несчастье послужило прославлению образа Божией Матери «Скоропослушницы».

"В мусоре пепелища была обретена нетленная икона Божией Матери «Скоропослушница», писанная на толстом картоне, с явными следами огненного опаления, доселе еще не изгладившимися… Такое чудесное спасение святыни храма произвело на благочестивых обывателей окружающей часовню местности и жителей Петербурга громадное впечатление. Молва, переходя из уст в уста, быстро облетела не только всю столицу, но и ее отдаленные глухие окраины. К иконе Божией Матери Скоропослушницы во временное помещение ее на Калашниковском проспекте потянулись вереницы богомольцев и пред нею непрерывно совершались молебны. Явная милость Божия, сопутствовавшая усердию молитвы и твердости в вере с надеждою прибегавших к заступничеству и скорой помощи Владычицы, усилила в значительной степени прилив богомольцев в часовню. Св. икону, по желанию жителей столицы, ежедневно начали развозить по домам. Быстро на месте сгоревшей часовни была выстроена новая каменная часовня, по размерам значительно уже больше первой, и в ней, кроме молебнов и панихид, совершались ежедневно всенощные бдения и обедницы с чтением акафистов".

Это чудесное событие способствовало увеличению сбора пожертвований на храм в Мирах Ликийских, которое не прекратилось, несмотря на военные действия. Общая сумма собранных средств в 1885 году составила свыше 70 тысяч рублей. Они были переданы Императорскому православному палестинскому обществу, основанному в 1883 г. и располагавшемуся по соседству по адресу Мытнинская ул.10. В ведение этого общества в 1888 году была передана и восстановленная после пожара Александро-Николаевская часовня. Августейшим Председателем палестинского общества был вел. князь Сергей Александрович, который принял на себя звание Почетного ктитора мирликийской часовни. Управление хозяйственною частью часовни было возложено на особое Попечительство во главе с его председателем и ктитором часовни графом Н.Ф. Гейденом.

Обществу, к сожалению, несмотря на все попытки, не удалось разрешить «мирликийский вопрос» и добиться разрешения у турецких властей возродить древний храм. По причине этого средства, собранные на храм в Мирах, были направлены на строительство русского храма в городе Бари в Италии, где пребывают мощи свт. Николая. Этот храм призван был стать странноприимным домом для всех паломников к мощам свт. Николая из России.


Мученическая кончина вел. князя Сергея Александровича, убитого 5/18 февраля 1905 г. террористом Каляевым, подала мысль графу Н.Ф. Гейдену и Попечительству возбудить вопрос перед епархиальным начальством о превращении часовни в храм в молитвенную память о вел. князе — почетном ктиторе. Ходатайство это было благосклонно поддержано вел. княгинею Елизаветой Федоровной, высказавшей непременное пожелание, чтобы в молитвах о почившем вел. князе объединена была и память «о всех верных слугах Царя и Отечества, крамолою убиенных». По сему ходатайству Святейший Синод разрешил «Мирликийскую часовню», расширенную, обведенную кругом новыми стенами, с 5-ю главками и колокольнею, превратить в церковку — в память мученической кончины вел. кн. Сергея Александровича. Освящение храма во имя свт. Христова Николая, архиепископа Мирликийского и блг. кн. Александра Невского, произвел 30 ноября 1905 г. еп. Нарвский Антоний. Почетное ктиторство храма в это время принял на себя вел. князь Михаил Александрович.
В октябре 1907 г. на должность настоятеля Николо-Мирликийского храма в Санкт-Петербурге, по личному представлению вел. князя Михаила Александровича, был назначен валаамский иеромонах Георгий (Хробостов; 1871 — 1947), впоследствии известный старец Ефрем.

О.Георгий с благословения священноначалия вслед за о. Иоанном Кронштадтским принял на себя подвиг ежедневного и неопустительного служения Божественной Литургии. Этот подвиг он совершал в течении 40 лет, вплоть до 2 февраля 1947 г., до начала своей предсмертной болезни. О.Георгий пользовался любовью своих прихожан, огромной известностью и популярностью в столице в разных слоях общества, в том числе среди членов императорской фамилии, так что некоторые из них были его духовными чадами.
«По словам о. Георгия, он сделался духовником вел. князя и других князей чрез то, что отец его служил в конюшенном ведомстве в Питере, и потому ему был доступ во дворец чрез отца. Так узнали его там и стал он со временем духовником многих лиц царской фамилии».[/size]


Будучи духовником вел. князя Николая Николаевича, в то время командующего войсками гвардии, председателя Совета гос. обороны, иеромонах Георгий часто служил молебны перед «Скоропослушницей» о русском воинстве. О.Георгий посылал в благословение вел. князю снимки с чудотворной иконы «Скоропослушницы». В ответ он писал (2-го июля 1912 г.): «Высокочтимый отец Георгий! В суете последних дней не мог найти несколько свободных и покойных минут, чтобы поблагодарить Вас за снимок с чудотворного образа Божией Матери „Скоропослушницы“ и за Ваше письмо. Я первый раз сподобился увидать лик „Скоропослушницы“, я крепко очарован им, глаз не оторвать: что за сверхдивные черты и выражение. Несказанно счастлив, что по Ея молитве и заступничестве Вы опять в дорогом для Вас храме».

В воздаяние его великих и неустанных пастырских трудов, иеромонах Георгий в разное время был награжден: в 1909 г. — золотым наперсным крестом от Российского Св. Синода; в 1910 г. таким же крестом из Кабинета государя императора и двумя золотыми наперсными крестами: первый — с драгоценными украшениями от его Августейших духовных чад, а второй — от прихожан Николо-Мирликийского храма. В 1915 г. о. Георгий получил Императорский орден Святой Анны, 3-ей степени. Однако искусственность превращения часовни в храм скоро дала о себе знать. Храм оказался тесным и низким, крайне неудобным для богослужений как летом, так и зимою: в знойное лето в нем царили духота и теснота, а зимой чрез растворенные двери проникал убийственный, пронизывающий богомольцев и священнослужителей холод, поверху валил пар, дававший обильные осадки. Кроме того, наскоро возведенные обводные стены дали угрожающую трещину. Поэтому, как только храм перешел в 1911 г. в ведение императорского православного палестинского общества, с назначением доходами его содержать построенный к этому времени русский храм во имя свт. Николая в Бар-Граде (в Италии) и странноприимницу при нем для русских паломников, Общество и Попечительство Николо-Мирликийского храма в Санкт-Петербурге пришло к мысли заново воссоздать на прежнем месте храм в более благолепном и удобном виде. В их распоряжении имелось около 15 тыс. руб., пожертвованных на сооружение нового храма через настоятеля о. Георгия покойною Еленою Коноваловою, и 28 тыс. руб., собранных Попечительством.
Проект храма, осуществленный архитектором С.С. Кричинским, включал формы ярославских и ростовских храмов XVII века, а также элементы архитектуры модерна.

1912 г. Принято решение о постройке нового храма. Попечительство предлагает первоначальный образ будущего храма, сходный со скитским храмом во имя св. Николая Валаамской обители. Вел. кн. Елизавета отклонила этот вариант и предложила идею храма, как памятника древнерусского храмового строительного искусства, поручив составление проекта архитектору С.С. Кричинскому. Попечительство снимает в нижнем этаже дома Галунова (Калашниковский 2), напротив храма, помещение, предназначая его, на время стройки храма, для часовни, где бы могли храниться святыни и церковная утварь.

1912 г. 21 июля. Императором Николаем II утвержден проект. Начата разборка прежнего храма и подготовка места к закладке нового под наблюдением попечительства храма во главе с председателем генерал-майором Н. П. Цытовичем.

1913 г. 8.сентября. Митрополит Владимир заложил храм на мощах свт. Алексия Митрополита Московского в присутствии вел. кн. Елизаветы Федоровны, председательницы палестинского общества и вел. кн. Иоанна Константиновича. Церковь временно освящена и открыта в здании дома Галунова (ныне — помещение библиотеки им. Некрасова).

8 сентября 1913 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, была совершена закладка нового храма, получившего название Николо-Барградский (полностью — церковь Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских и Святого Благоверного Князя Александра Невского при подворье императорского палестинского общества), которую совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский), будущий первый новомученик российский, на мощах свт. Алексия, Митрополита Московского. Чин закладки нового храма был совершен в особо торжественной обстановке, о чем свидетельствует список присутствовавших лиц. Специально для участия в этом событии из Москвы приехала вел. княгиня Елизавета Федоровна, ставшая после смерти мужа Председателем православного палестинского общества. Вот как описывается закладка храма в книге делопроизводителя палестинского общества В. Д. Юшманова, бывшего очевидцем этому событию.

«В 2 часа. дня, в сопровождении наместника Александро-Невской лавры о. архимандрита Феофана и братии, в часовню (временно расположенную в близлежащем к месту постройки храма доме Галунова, 2-я Рождественская улица, дом. 27/2, ныне там расположена библиотека Н.А. Некрасова), прибыл высокопреосвященнейший Владимир, митрополит С-Петербургский и Ладожский. Встреченный у входа духовенством при пении «Исполла-эти-деспота», Владыка митрополит приложился к местночтимой иконе Божией Матери «Скоропослушницы», после чего преподал собравшимся свое святительское благословение. В это время к его высокопреосвященству обратился с приветствием князь А А. Ширинский-Шихматов, выражая от имени Совета палестинского общества и местного попечительства живейшую радость по случаю прибытия Владыки для свершения чина закладки храма; засим, поднеся его высокопреосвященству худ. работы св. панагию с изображением иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница». Князь А.А. просил владыку, как священноархимандрита недавно праздновавшей 200-летие своего бытия Александро-Невской Лавры, принять эту панагию в знак искренней благодарности палестинского общества как лично его высокопреосвященству, так и возглавляемой им Александро-Невской Лавре за ту нравственную и материальную поддержку, которая искони сопровождает все благие начинания общества.

Вслед за сим из часовни стала выходить с крестами и хоругвями процессия, направляясь чрез улицу к месту закладки. Впереди шли певчие л-гв. Стрелкового царскосельского полка, шефом коего состоял в бозе почивший вел. князь Сергей Александрович, и ожидавшее в часовне многочисленное столичное духовенство, затем шествовал, в преднесении креста, высокопреосвященнейший митрополит Владимир, имея на главе осеняемый рипидами ковчежец с св. мощами Алексия, митрополита Московскаго и всея России Чудотворца, за владыкою митрополитом изволили следовать вел. княгиня Елизавета Федоровна, князь Иоанн Константинович и все приглашенные на торжество закладки.

По прибытии к приготовленному для богослужения месту в алтарной части будущего храма, под шатром, где уже разместились прибывшие из приходских церквей крестные ходы, началось служение молебна с водосвятием. Высокопреосвященнейшему Владимиру сослужили три архимандрита при протодиаконе собственного его величества собора о. Тимофее Онисимове. После молебна начался чин закладки. По прочтении установленных молитв Владыка митрополит огласил начертанный на мраморной закладной доске следующий текст: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, основалась сия церковь в честь и память Св. Николая Архиепископа Мирликийскаго Чудотворца и Св. Благовернаго Великаго Князя Александра Невскаго при Державе Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Великаго Государя нашего Императора Николая Александровича, при Высокопреосвященнейшем Владимире Митрополите С-Петербургском и Ладожском и положены часть мощей Св. Алексия Митрополита Московскаго и всея Руси Чудотворца в лето от сотворения мира 7421-ое, от Рождества Христова 1913-е, 8 Сентября».

После сего его высокопреосвященство окропил св. водою место будущего престола, вложил в приготовленное место ковчежец с мощами св. Алексия и юбилейные монеты и залил их елеем. По водружении рабочими креста и мраморной закладной доски, владыка митрополит положил первый камень созидаемого во славу свт. Николая храма: вслед за митрополитом изволили положить камни вел. княгиня Елизавета Федоровна и князь Иоанн Константинович, а после их высочеств подходили, соблюдая очередь, присутствовавшие на торжестве лица и клали камень за камнем. В это время, сопутствуемый вел. княгинею и лицами свиты ее высочества, митрополит Владимир обходил места, где намечено возведение стен храма, окропляя их св. водою. Когда чин закладки окончился, высокопреосвященный Владимир благословил вел. княгиню иконою Святителя Николая и вручил ее высочеству грамоту Св.Синода. Благоговейно преклонив колена и приложившись к иконе Святителя, вел. княгиня приняла благословение его высокопреосвященства, и вслед за сим изволила отбыть в Александро-Невскую лавру.

Вел. княгиня посетила Лаврский собор и поклонилась мощам св. блгв. великого князя Александра Невского. Из лавры ее высочество проследовала на Карповку в Иоанновский женский монастырь, а оттуда в домик императора Петра I, где прикладывалась к чудотворной иконе Нерукотворенного Спаса. В 7 часов. вечера, согласно данного обещания, вел. княгиня Елизавета Федоровна изволила прибыть ко всенощной в часовню Николо-Александровского храма (в доме Галунова — прим.составителей). К этому времени, ввиду данного высокопреосвященнейшим митрополитом Владимиром благословения и разрешения, часовня была обращена во временную церковь имени св. Николая Мирликийского. При личном участии членов Попечительства, в течение одного часа, был воздвигнут престол, размещены по местам все предметы алтарной обстановки и церковной утвари, расставлены подсвечники и весь храм сиял огнями, радуя сердца местных прихожан, получивших возможность с следующего дня слушать божественную литургию в месте временного пребывания благоговейно чтимой иконы Богоматери.

По окончании всенощного бдения, совершенного настоятелем часовни-церкви о. иеромонахом Георгием в сослужении с иеромонахом Пафнутием, вице-председатель палестинского общества князь А.А. Ширинский-Шихматов имел счастье поднести вел. княгине от имени Попечительства худ. складень с иконами Божией Матери «Скоропослушница», св. Николая Чудотворца и св. блгв. великого князя Александра Невского — на память о совершенной в присутствии Ее Высочества закладке храма."


Однако настоятель храма, иеромонах Георгий, с детства всею душою преданный Валааму, с трудом переносил разлуку с родной обителью. 2 марта 1914 г. он подал прошение вице-председателю палестинского общества князю Ширинскому-Шихматову с просьбой освободить его от дальнейшего служения в Петербурге по состоянию здоровья, прилагая при этом свидетельство о своей болезни — воспалении лёгких. Прошение было удовлетворено. После о. Георгия настоятелем строящегося храма стал иеромонах Неофит, впоследствии возведенный в сан архимандрита. Храм был построен за 2 года, несмотря на сложные для России времена — началась Первая мировая война. Санкт-Петербург стал Петроградом, приближались страшные события 1917 г. - время гонений на Церковь и ее святыни. Впереди предстояли скитания и всеми любимой «Скоропослушнице». Но пока выстроенный храм стал ковчегом, хранившим образ Богоматери «Скоропослушницы». На освящении, так же как и на закладке, присутствовала вел. княгиня Елизавета Федоровна, приехавшая для этого из Москвы. Чтобы подчеркнуть всерусское значение новой иконы, для нее был исполнен резной киот по образцу киота главной святыни земли Русской — Владимирской иконы Божией Матери в Успенском соборе Кремля. Риза и венец Богоматери были украшены драгоценными камнями большой ценности, что явилось плодом усердия богомольцев храма и почитателей этой святыни.

Как велика была вера русского народа в эти годы, видно из воспоминаний очевидцев освящения Барградского Николо-Александровского храма: «14 декабря 1915 г., в 5 часов пополудни, во временном помещении Св. Николо-Александровского храма, перед иконою Божией Матери „Скоропослушницы“, был прочитан о.иеромонахом Ювеналием акафист, по окончании которого, при колокольном звоне, с хоругвями и крестом, чтимые иконы Богоматери и Св. Николая Чудотворца были перенесены в новый храм, встречены здесь настоятелем о.Неофитом с пением: „Пресвятая Богородице, спаси нас“, и временно водворены на особых, нарочито устроенных, подставках посредине храма. Богомольцы, не взирая на довольно холодную погоду, во множестве стояли по обеим сторонам пути, но которому были несены чтимые святыни храма. В 6 часов вечера началось совершение всенощного бдения, при участии члена совета палестинского общества и председателя Училищного совета при Св. Синоде, митрофорного протоиерея П.И. Соколова, настоятеля храма иеромонаха Неофита и прочего духовенства. В храме присутствовала вел. княгиня Елизавета Федоровна, под председательством и при благоволительном содействии которой палестинское общество ознаменовало свою деятельность сооружением этого храма.

Всенощное бдение было совершено с большою торжественностью, при весьма искусном пении хора и высоком молитвенном подъеме присутствовавших в храме. Казалось, что Николо-Александровский храм, украшенный святынями древности, восстановил молитвенное общение настоящего с прошлым, тесным духовным союзом объединил новых его богомольцев с древними почитателями святых икон, собрал под своим лучезарным сводом русских людей — богомольцев от востока и запада, от севера и юга и всех их склонил едиными устами и единым сердцем воспевать пречестное имя Господне и восхвалять свт. Николая и св. Александра Невского, небесных покровителей вновь сооруженного храма. А чтимая икона — Богоматери Скоропослушницы, принесенная в храм с монашеской горы Афона, возносила умы и сердца богомольцев к православному Востоку и объединила их духовным общением со средоточием молитвенно-созерцательной жизни всего православного мира. И предносился духовному взору богомольцев древний Сионский храм в Мирах Ликийских, где литургисал великий Угодник Божий Николай, ныне с высоты благословляющий своею десницею новый храм его имени. Торжественно прославлялся в молитвенном сознании присутствовавших и итальянский Бар-град, где почивают святые мощи великого Чудотворца, для возвеличения которых достойным русского имени церковным сооружением и назначен служить петроградский Николо-Александровский храм. А лик царственного Святого Русской земли, блгв. князя Александра Невского, — обращал внимание богомольцев к небесному предстательству за наше Отечество и необоримому покровительству в лихие времена иноземного нашествия, к молитвенной памяти о мучениках Царе и Князе, живот свой положивших за благо Родины, и призывал горячо и усердно молиться за Царствующий Дом и всероссийское христолюбивое воинство в годину тяжких для всех испытаний, созданных тевтонским засильем.

Литургию и чин освящения храма утром 15 декабря совершал митрофорный протоиерей П.И. Соколов в сослужении местного благочинного протоиерея А. С. Кононова, настоятеля Покровской церкви протоиерея В.А. Акимова и 2-х местных иеромонахов о. Неофита и о. Ювеналия, протодиакона Казанскаго собора, о. Феодора и 2-х диаконов, при хоре митрополичьих певчих, п/у И.Я. Тернова. После освящения храма Секретарь Палестинского Общества А. А. Дмитриевский передал вел. княгине Елизавете Федоровне худ. по исполнению копию иконы чтимой святыни храма — Божией Матери „Скоропослушницы“ с просьбой поднести эту икону императрице Александре Федоровне. Вел. княгиня ответила, что „Государыня императрица еще сегодня изволила расспрашивать о храме вашем и выражала желание быть даже на освящении, но страшный холод помешал ее намерению“.

После сего А.А. Дмитриевским поднесены были иконы Божией Матери „Скоропослушницы“ и свт. Николая от имени Попечительства всем священнослужителям, принимавшим участие в освящении храма, и спутникам вел. княгини, а ее императорское высочество благословила членов Попечительства, строителей храма и художников нарочито заготовленными иконками Б. М. „Скоропослушницы“ в басменных окладах. Расписавшись первою в изящной, наподобие старинной рукописи, книге почетных посетителей, ее высочество изволила отбыть из храма в Царское Село. Громадная толпа народа с нетерпением ожидала на площади окончания торжества освящения храма. И как только открылись его священные двери, богомольцы густою и непрерывною вереницею направились в храм. Сотни свечей были возжены пред святыми иконами, началось непрестанное служение молебнов пред чтимою иконою Богоматери „Скоропослушницы“, слышны были молитвенные стенания и сокрушенные вопли, тесною чередой прикладывались благочестивые русские люди к святым иконам и долго и много стояли они в священном восторге и благоговейном изумлении пред исключительным собранием великого сонма древних святынь, слышавших мольбы и моления далеких наших предков»


На третий день после освящения храма Елизавета Федоровна вернулась из Царского Села и вновь посетила храм уже по окончании в нем литургии.
«Встреченная, при входе в храм, членами Попечительства и строителем храма зодчим С.С. Кричинским, ее высочество попросила о. настоятеля храма иеромонаха Неофита отслужить молебен Божией Матери Скоропослушнице пред Ее чтимою иконою, украшенною усердием богомольцев и помещенною, по мысли князя А. А. Ширинского-Шихматова, в иконостасе.

Возведение Николо-Барградского храма стало своего рода явлением Святой Руси в центре европейского Петербурга. Свои впечатления от храма замечательно выразил известный духовный писатель Е.Поселянин:
«В толчее столичной жизни, у бойкого рынка, на тесной площадке, в скрещении нескольких улиц, поднялась нежданно-негаданно высокая маленькая церковка. Поднялась, забелела стенами, невиданною в Питере звонницею на одной из стен; свободно вознесла на высоком, легком поясе своего купола главу в виде ратного шелома, и стоит, строгая и радостная, скромная и торжественная. Строители храма, кипевшие своим замыслом, с первых шагов властно схватывают вас и переставляют далеко, за несколько веков. Отрешимся от ежедневной жизни и отдадимся в их власть. Необходима грань между божественным и человеческим, между житейскою суетою и священною задумчивостью храма. Сени с коленчатою узковатою лесенкою, полуосвещенные, со своими расписанными стенами: какой прекрасный переход от жизни к религиозной мечте. Вошли в них — и уже забылся мир. Откройте старые двери, какие были в теремах, и погрузитесь в древнюю Русь. Любовью и мечтою о прошлом созданный храм охватывает вас. Этот иконостас, с иконами, сплошь древними: какие чувства, какие тона! Смотрите на лик Богоматери в „деисусе“, в Ее скорбные и сильные очи. А эти краски, то праздничные,- „поющие, взывающие“, то нежные, тихие… Эта светло-палевая риза в крестах на Николае Чудотворце: хочется трогать руками, ласкать эту радостную материю…

Роспись стен нового храма представляет собою первую в России попытку худ. переложения древней иконописи. Экзамен выдержан. Художники Плотников и Щербаков вошли в свежую, цельную душу того времени и в наивных образах воплотили ясную религиозную мечту. Виду седой древности этого псково-новгородского храма соответствует и великолепная отделка и утвари. Эти басменные рамы и украшения всего иконостаса, глубокий киот для чтимой иконы Скоропослушницы, — копия киота, где в Успенском соборе в Москве стоит знаменитая „Владимирская“, Царские двери со столбиками, дивный серебряный семилампадник перед Престолом, обронной работы (чеканка), словно опрокинутые малые венцы, разные подлинные ковши, подсвечники, тарелки, аналойчики, древние пелены перед иконами, — все это шепчет ласково и умиленно: „Старая Русь вам кланяется!“ Посмотрели бы вы на выносные подсвечники невиданной четырехгранной формы, или на зеркальце для духовенства с рамою, крытою оловянным кружевом. И ходишь — ходишь среди этой восставшей в тихом сиянии, трогающей и зовущей старины. Всякая мелочь тут обдумана, пролюблена, выношена в душе тем энтузиастом старой русской красоты, каким является князь А. А. Ширинский-Шихматов. Это первый радостный крик здесь, в северной столице, старой Руси к бледной подражательности. Русскому Богу — свеча в древнерусском светильнике».

http://lavra.spb.ru/about/saints-and-shrines/2010-03-31-06-38-16.html
Прикрепления: 1389306.jpg (20.3 Kb) · 9236469.jpg (13.2 Kb) · 2980453.jpg (4.4 Kb) · 3667610.jpg (5.9 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: