[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » ПРОСТИТЬ И ИСПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ (Прощеное воскресенье)
ПРОСТИТЬ И ИСПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 02 Мар 2014, 22:47 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6948
Статус: Online
ОБИДА, ИЛИ КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖНО ПРОЩЕНИЕ
Обидеть человека легко. Чтобы постичь эту горькую истину, совсем не обязательно быть психологом или философом. Печальный опыт переживания нанесенной обиды имеется у всех людей без исключения, и каждому известно, как сильно может ранить душу одно-единственное недоброе слово. Обиды преследуют человека с самого раннего детства. В песочнице совсем еще маленький карапуз доводит до слез другого малыша, отнимая у него игрушку или ломая построенный им песочный домик. Очередное поколение школьников с радостным смехом мучает обидными кличками своих одноклассников, страдающих избыточным весом, слабым зрением или другими физическими дефектами. Ну а про то, как страшно, изощренно и безжалостно умеют обижать друг друга взрослые люди, и говорить лишний раз не хочется. И если тонко организованный, ранимый человек не может дать отпор оскорблению, предательству или подлости, то последним аргументом в пользу собственной правоты для него становится чувство обиды.

Так почему же христианство покушается на этот последний оплот человеческого достоинства, почему оно призывает добровольно отказаться от неотъемлемого права - не прощать боли и слез тому, кто безжалостно ворвался в твою жизнь и опалил твое сердце? Что за парадоксальный призыв звучит в Евангелии: …любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк 6:27-28)? Наверное, это самая непонятная заповедь Христа. В самом деле: ну зачем любить тех, кто тебя ненавидит, обижает и гонит? Уж им-то, наверное, меньше всего на свете нужны наши любовь и прощение. Так для чего тогда принуждать себя к такому тяжелому и неблагодарному делу?

Почему нельзя мстить своим обидчикам, еще более-менее понятно: ведь если отвечать злом на зло, то вряд ли этого самого зла в мире станет меньше. С заслуженными обидами тоже все ясно, поскольку здесь действует простой и всем понятный принцип: заработал - получи и не жалуйся. А вот что делать, когда тебя обидели безо всякого повода, если наплевали в душу, растоптали и унизили просто потому, что так захотелось обидчикам? Неужели тоже - простить?

Когда хватаются за молоток
Один из лучших рассказов В.Шукшина, который так и называется  - «Обида», начинается с банальной и, увы, обыденной ситуации: человеку нахамили. Он пришел с маленькой дочкой в магазин купить молока, а продавщица по ошибке приняла его за хулигана, который накануне устроил здесь пьяный дебош. И сколько ни оправдывался бедный Сашка Ермолаев, сколько ни объяснял людям вокруг, что он ни в чем не виноват, - все было напрасно. На глазах у дочери его опозорили, обругали последними словами невесть за что. Кончается рассказ страшной картиной: Сашка бежит домой за молотком, чтобы проломить голову одному из своих обидчиков. И лишь счастливая случайность мешает ему совершить убийство. Это, конечно, всего лишь худ. произведение. Но в нем Шукшин сумел удивительно точно показать странную особенность человеческой души - остро и очень болезненно реагировать на несправедливые обвинения. В самом деле, ну что за беда, если про тебя говорят гадости, к которым ты не имеешь никакого отношения! Ведь совесть твоя чиста и, казалось бы, тут впору просто рассмеяться и пожалеть людей, которые так глубоко заблуждаются на твой счет.

Но не тут-то было. Стоит кому-либо плохо отозваться о нас и сразу же в душе поднимается волна неприязни к этому человеку. А уж если обидчик будет упорствовать в своих нелепых обвинениях, эта неприязнь может перерасти в настоящую ненависть, застилающую глаза, отвергающую здравый смысл и требующую лишь одного - отплатить обидчику во что бы то ни стало. В таком состоянии и впрямь недолго схватиться за молоток… Что же это за страшная сила, способная толкнуть честного и добропорядочного человека на преступление лишь потому, что кто-то наговорил ему разного вздора? На языке христианской аскетики такая сила называется страстью, но, конечно же, не в том смысле, который вкладывают в это слово авторы лирических стихов и любовных романов. В христианском понимании страсть - это некое свойство человеческой природы, которое изначально было добрым и полезным, но впоследствии оказалось изуродовано грехом до неузнаваемости и превратилось в опасную болезнь. В святоотеческой литературе говорится о восьми основных греховных страстях, в той или иной мере присущих каждому человеку: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Все эти страсти-болезни до поры прячутся в нас, оставаясь незамеченными, хотя на самом деле могут исподволь определять весь строй нашей жизни. Но стоит окружающим хотя бы чуть-чуть коснуться этих болячек, как они тут же дают о себе знать самым непосредственным образом.

Собственно, именно это и случилось с героем шукшинского рассказа. Ведь Сашка Ермолаев и в самом деле был абсолютно не виноват в тех безобразиях, которые ему приписала продавщица. Но несправедливое обвинение больно ударило по его тщеславию и гордости, а те, в свою очередь, возбудили гнев. В результате симпатичный и добрый человек едва-едва не стал убийцей.

Бестолковая продавщица и равнодушные покупатели, поддержавшие ее нападки на невиновного, безусловно, были не правы. И обижать людей, конечно же, нельзя, об этом даже говорить излишне. Но вот воспринимать нанесенную обиду можно, все-таки, очень и очень по-разному. Можно схватиться за молоток. А можно заглянуть в свое сердце и ужаснуться той мути, которую в нем подняла несправедливая обида. Именно в такой ситуации легче всего увидеть свое духовно болезненное состояние, понять, как глубоко страсть пустила в тебе свои корни. И тогда обидчики становятся пускай и невольными, но все же - благодетелями, которые открывают человеку его духовные недуги своими неосторожными или даже злыми словами и поступками. Вот как говорил об этом св. праведный Иоанн Кронштадтский: «…не раздражайся насмешками и не питай ненависти к ненавидящим и злословящим, а полюби их, как твоих врачей, которых послал тебе Бог для того, чтобы вразумить тебя и научить смирению, и помолись о них Богу… Говори: они не меня злословят, а мою страсть, не меня бьют, а вот эту змейку, которая гнездится в моем сердце и сказывается больно в нем при нанесении злословия. Утешаюсь мыслию, что, быть может, добрые люди выбьют ее оттуда своими колкостями, и не будет тогда болеть оно».

От уголька до пожара
Очень часто люди обижаются на, казалось бы, совершенно безобидные вещи. Достаточно бывает не то что слова - одного лишь взгляда, жеста или интонации, чтобы человек увидел в них нечто оскорбительное для себя. Странное дело: ведь никто же и не думал никого обижать, а обида снова - тут как тут, скребет сердце когтистой лапой и не дает жить спокойно. Парадокс здесь заключается в том, что любая непрощенная обида всегда является «произведением» самого обиженного человека и вовсе не зависит от чьих-либо посторонних усилий или от их отсутствия. На это прямо указывает даже грамматическое строение слова обиделся. Ведь в данном случае «ся» - это ни что иное, как вышедшая ныне из употребления славянская огласовка местоимения — «себя». Таким образом, обиделся означает обидел себя, то есть дал волю мыслям, разжигающим в душе сладкую смесь сознания собственной униженности и чувства нравственного превосходства над обидчиком. И хотя люди не любят признаваться в таких вещах даже самим себе, но каждому еще с детства известно, как приятно бывает ощутить себя обиженным. Есть в этом какое-то нездоровое наслаждение, пристрастившись к которому начинаешь искать обиду даже там, где ее и в помине не было.

Достоевский в «Братьях Карамазовых» пишет: «Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли? И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картину создать, к слову привязался и из горошинки сделал гору, -  знает сам это, а все-таки самый первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большего удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной…»

В этой всем знакомой болезненной «приятности» обиды можно найти ответ на вопрос: почему в христианстве непрощенная обида определяется как тяжкий грех. Если говорить совсем кратко, словом «грех» Церковь называет то, что противоречит замыслу Божию о человеке. Иначе говоря, грехом является все, что противно нашему естеству, разрушает нас, вредит нашему душевному или телесному здоровью, но при этом обещает некоторое кратковременное удовольствие и потому представляется желанным и приятным. Самоубийственный принцип влечения человека к греховным «радостям» довольно точно выражен в знаменитой пушкинской строке: «… Все, все, что гибелью грозит, / для сердца смертного таит / неизъяснимы наслажденья…» Еще более категорично определял разрушительную сладость греха преподобный Исаак Сирин, говоривший, что грешник подобен псу, который лижет пилу и пьянеет от вкуса собственной крови.

Нетрудно заметить, как сильно этот трагический образ напоминает упоение собственной обидой, описанное Достоевским. И даже если обида окажется не надуманной, а самой что ни на есть настоящей, это ровным счетом ничего не меняет. Уголек обиды можно тщательно раздувать в своем сердце размышлениями о несправедливости случившегося, бесконечными мысленными диалогами с обидчиком, сознанием собственной правоты и прочими способами, которых у обиженного человека всегда найдется великое множество. А в результате всех этих «духовных упражнений» обида из маленького уголька постепенно превращается в бушующее пламя, которое может полыхать в душе долгие месяцы, а то и годы. И если из-за чужого обидного слова или поступка человек разжег такой пожар в собственной душе, то вполне закономерно будет сказать о нем, что он - обиделся. То есть - обидел себя сам.

Право на обиду?
Несколько десятилетий назад в советской культуре возник положительный образ обидчивого героя (правда, обидчивость его для благозвучия была тогда стыдливо переименована в ранимость). Этот типаж кочевал по различным художественным произведениям и тихо обижался на несправедливости и притеснения, которые проливным дождем сыпались на него из щедрой авторской руки. Так писатели и кинематографисты выражали свой протест против людской черствости, пытаясь обратить внимание аудитории на страдание и одиночество человека в бездушном обществе людей-винтиков. Цель была, безусловно, благородной, и образ ранимого героя работал здесь как нельзя лучше. Но, к сожалению, у всякой палки два конца. Обратной стороной этого худ. метода стала романтизация самой обиженности. Ведь если тот, кто обижает, - плохой, значит, тот, кто обижается, - хороший. Следовательно: обижать - плохо, а обижаться - хорошо. В результате такого отождествления нравственных оценок героя и его душевного состояния на тех же прекрасных, пронзительных и добрых рассказах Шукшина выросло целое поколение очень ранимых, а на самом деле - просто обидчивых людей. Право на обиду они считали вполне нормальным атрибутом человека с тонкой душевной организацией, поэтому чрезвычайно остро реагировали на малейшее проявление чужого хамства и душевной черствости. Такую нравственную позицию весьма убедительно озвучил в своем лирическом стихотворении Э.Асадов:

Как легко обидеть человека:
Взял и бросил слово, злее перца…
А потом порой не хватит века,
Чтоб вернуть потерянное сердце.


На первый взгляд здесь все правильно и понятно. И обижать человека нельзя ни в коем случае, и за своими словами при общении нужно следить - все так. Но есть в этом коротком стихотворении еще одна очень важная тема, которая идет как бы вторым планом и потому не так заметна. Обиженный герой (оставшийся, что называется, за кадром) оказывается настолько ранимым, что из-за одного злого слова готов навсегда закрыть свое сердце для человека, причем для человека близкого, поскольку потерять можно лишь то, что было твоим. От такой категоричности героя, от этой его нетерпимости к чужим слабостям и недостаткам становится тревожно, прежде всего за него самого. Ведь с подобной «тонкостью» натуры в конце концов можно и вовсе остаться в гордом одиночестве, обидевшись на весь мир. А это состояние куда как страшнее и губительнее, чем самые злые слова и оскорбления. Обиженный человек заживо хоронит себя в скорлупе собственных претензий к окружающим, и освободить его из такого страшного заточения не сможет даже Господь. Потому что разбить эту скорлупу можно лишь изнутри, искренне простив своих обидчиков. И пускай обидчики совершенно не нуждаются в нашем прощении. Зато в нем остро нуждаемся мы сами.

Священномученик Арсений (Жадановский), убитый большевиками в 1937 г., писал: «Добродетель всепрощения еще тем привлекательна, что она тотчас же приносит за себя награду в сердце. На первый взгляд тебе покажется, что прощение унизит, посрамит тебя и возвысит твоего недруга. Но не так в действительности. Ты не примирился и, по-видимому, высоко поставил себя - а смотри, в сердце свое ты положил гнетущий, тяжелый камень, дал пищу для душевного страдания. И наоборот: ты простил и как бы унизил себя, но зато облегчил свое сердце, внес в него отраду и утешение».

Два свидетельства
Может показаться, будто прощение для христиан - легкое дело, раз уж они настолько хорошо знают, в чем его смысл. Однако это совсем не так. Прощение обид - всегда подвиг, в котором сквозь свою боль и унижение нужно увидеть в обидчике такого же человека, как и ты сам, а сквозь его злобу и жестокость разглядеть те же духовные болезни, которые действуют и в тебе тоже. Сделать это очень непросто, особенно в тех случаях, когда обида уже пустила в душе глубокие корни, и даже осознанное волевое усилие не всегда помогает в борьбе с этой бедой. Случается, например, что человек простил своего обидчика, но когда тот снова наносит обиду, то в возмущенной душе резко оживает и прежнее зло. Бывает так, что и обида забыта, и обидчик прощен, но если с ним случается беда, мы испытываем какое-то тайное жестокое удовлетворение. А если преодолели и эту ступень, то все же порой не можем сдержать недоумения и разочарования, когда узнаем о благополучии того, кто нас обидел когда-то. Формально прощая причиненную обиду, мы в глубине души все же продолжаем считать его своим должником и подсознательно надеемся на то, что Бог воздаст ему по заслугам. Но совсем не этого упования на грядущее возмездие ожидает от нас Господь.

Митрополит Сурожский Антоний после войны работал врачом и много общался с бывшими жертвами фашистских концлагерей. Это были люди, которых несколько лет подряд каждый день обижали так страшно, что об этом нельзя даже подумать без содрогания. Но что же они вынесли из этого многолетнего опыта обид и унижений, как относились к своим обидчикам? Владыка Антоний приводит в своей книге 2 уникальных документа - молитву, написанную на клочке оберточной бумаги погибшим узником лагеря смерти Дахау, и рассказ своего старого знакомого, который сам провел за колючей проволокой 4 года. Наверное, можно сколь угодно долго теоретизировать о христианском всепрощении, соглашаться с ним, или его оспаривать. Но перед этим единодушным свидетельством 2-х людей, перенесших немыслимые страдания, хочется просто склонить голову и благоговейно умолкнуть:

«“Мир всем людям злой воли! Да престанет всякая месть, всякий призыв к наказанию и возмездию. Преступления переполнили чашу, человеческий разум не в силах больше вместить их. Неисчислимы сонмы мучеников. Поэтому не возлагай их страдания на весы Твоей справедливости, Господи, не обращай их против мучителей грозным обвинением, чтобы взыскать с них страшную расплату. Воздай им иначе! Положи на весы, в защиту палачей, доносчиков, предателей и всех людей злой воли - мужество, духовную силу мучимых, их смирение, их высокое благородство, их постоянную внутреннюю борьбу и непобедимую надежду, улыбку, осушавшую слезы, их любовь, их истерзанные, разбитые сердца, оставшиеся непреклонными и верными перед лицом самой смерти, даже в моменты предельной слабости. Положи все это, Господи, перед Твоими очами в прощение грехов, как выкуп, ради торжества праведности, прими во внимание добро, а не зло! И пусть мы останемся в памяти наших врагов не как их жертвы, не как жуткий кошмар, не как неотступно преследующие их призраки, но как помощники в их борьбе за искоренение разгула их преступных страстей…

Второй пример - человека, которого я очень близко знал. Он был старше меня значительно, участник Первой мировой войны, где он потерял руку; он вместе с матерью М.Скобцовой спасал людей во время немецкой оккупации - Ф.Т. Пьянов. Его взяли немцы в лагерь, он 4 года там был, остался в живых. Когда он вернулся, я его встретил случайно на улице, говорю:
- Федор Тимофеевич, что вы принесли обратно из лагеря, с чем вы вернулись?
- Я вернулся с ужасом и тревогой на душе.
- Вы что, потеряли веру?
- Нет, но пока в лагере я был жертвой жестокости, пока я стоял перед опасностью не только смерти, но пыток, я каждую минуту мог говорить: Господи, прости им, они не знают, что творят! И я знал, что Бог должен услышать мою молитву, потому что я имел право просить. Теперь я на свободе; наши мучители, может быть, не поняли и не раскаялись; но когда я говорю теперь: Господи, прости, они не знают, что творят, - вдруг Бог мне ответит: а чем ты докажешь искренность своего прощения? Ты не страдаешь, теперь тебе легко говорить…


Вот это тоже герой прощения. И я глубоко уверен, что в конечном итоге, когда мы все станем на суд Божий, не будет такой жертвы, которая не станет в защиту своего мучителя, потому что раньше, чем придет время окончательного Страшного суда над человечеством, каждый, умерев, успеет на себя взглянуть как бы в зеркале Божества, увидеть себя по отношению ко Христу, увидеть, чем он был призван быть и не был, и уже не сможет осудить никого» (из книги митрополита Антония Сурожского «Человек перед Богом»).
А.Ткаченко
http://www.pravoslavie.ru/smi/1182.htm

Ирина_Н:
Охххх...насколько животрепещущая тема, Валенька. НАСКОЛЬКО... и прямо, как "сон в руку" и действительно.

Цитата Валентина_Кочерова:
Очень часто люди обижаются на, казалось бы, совершенно безобидные вещи. Достаточно бывает не то что слова - одного лишь взгляда, жеста или интонации, чтобы человек увидел в них нечто оскорбительное для себя.

зачастую именно так и происходит... случайно, внезапно, ненарошно, непредсказуемо, неосторожно что-то скажешь, сделаешь или тебе скажут, сделают.. и сваливается это на голову, как тот снег зимой, которого, как всегда, не ждали и катится, как ком с горы.. и бывает тащит за собой очень серьезные последствия, а порой, и необратимые...

Вот я точно знаю, что мне обиду может нанести лишь человек, так или иначе, небезразличный ... точнее даже не обиду нанести, а боль причинить. Просто потому, что и опыт жизненный есть, и теми же обстоятельствами бита (и не раз), чтобы уметь , как песок сквозь пальцы, пропускать то и тех, что и кто не играет роли в твоем мире и твоей жизни. И только перед людьми дорогими любой человек беззащитен, раздет и порой, да и зачастую слаб. Слаб потому, что не может ответить, тем более, так же, потому, что не может в ответ причинить боль, потому что...потому что...потому что...

Но, как сказала мне когда-то моя мама, а я запомнила на всю жизнь, как однозначное руководство, "никогда между близкими людьми не должно быть недоговоренности, а самое главное, никогда маленькая обида, пусть даже и обоснованная, а особенно случайная, но влекущая последствия в отношениях, НЕ ДОЛЖНА вырасти из недоразумения в пропасть. Никогда нельзя" - сказала она - "позволить времени за людей расставить точки над "i". Близкие люди необходимо обязаны стараться сразу же всё выяснять, если им дороги их отношения."

Вот такая у меня мудрая мама. А я послушная дочка. И потому именно так и живу... по крайней мере очень стараюсь так жить. И еще, слава Богу, хотя я человек и вспыльчивый (ты знаешь), но отходчивый и, причем, оххх, как мгновенно и всегда готовый признать свои ошибки и попросить прощения, причем, честно и открыто и, глядя в глаза. Ну, а случайно-то обидеть можно запросто, сюжет обычный : просто взбрендит что-то в голову, ударит кровь и пошло и поехало, и наехал, а потом сидишь и репу чешешь: - "ЧО теперь делать???? КАК выходить из ситуЭйшен?

Но опять, слава Богу, появляются те же "обстоятельства", как "сон в руку" , и всё рассасывается, если, конечно, повторю, люди с годами умнеют, мудреют и учатся на ошибках, пусть даже и своих. Так что Валечка, спасибо за те наши "обстоятельства" , еще раз прости-прости за "помнишь что" и за этот пост тоже спасибо. Целую крепко, друг ты мой дорогущий.

ПРОСТИТЬ И ИСПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ


Как часто, практически во всех неприятностях с ближними, нам почему-то кажется, что сами мы ни при чем и нисколечко не виноваты. Уже в библейском описании грехопадения первых людей мы читаем, как Адам оправдывался перед Богом: нет, это не я виноват, а жена, которую Ты мне дал. В свою очередь жена говорит: это не я, а змей (см.: Быт. 3: 11–13). А змею, выходит, и деться некуда, хотя он, как тварь Божия, тут ни при чем. По объяснению св. отцов, змеем воспользовался падший денница, чтобы соблазнить людей. Но его соблазн не томил сладкой истомой первых людей, еще чистых, не изведавших на собственном опыте греха. Они сами распахнули двери своего сердца навстречу загадочному искушению, проявив откровенное недоверие Богу. Так вот, их самооправдание сделало невозможным покаяние: они не захотели сказать: «Господи! Мы согрешили, прости!» – а значит, их исправление в тот момент было уже невозможно. Удивительно, мы можем понаблюдать за собой: всегда, когда мы всячески оправдываем себя, в душе нет покоя и мира, а какое-то мутное чувство самодостаточности своего «я», возвышающегося, словно надменный истукан, над всем окрестным миром, над миром, по нашему мнению, несовершенных друзей, коллег и знакомых.

Самооправдание проявляется во мнении, что наши проступки вовсе не проступки: так сложились обстоятельства, что мы вынуждены были поступить именно так, нам неправильно представили ситуацию и т. д. и т. п. Самооправдание заверяет, что сами по себе мы святы и только внешние обстоятельства не дают нам раскрыть себя во всей полноте. Такая позиция вносит в душу мрак, лишает ум ясности, а сердце – чистоты и покоя. Один брат спросил авву Пимена: «Что мне делать? Меня давит какая-то тяжесть». Старец ответил: «Когда пловцы большого судна увидят, что наступает мрак, они пристают к берегу и вбивают кол, чтобы судно не ушло. Этот кол есть самоосуждение». Признавая вину свою, а не ближнего, мы сможем удержать душу у пристани спасения.

Для этого нужно научиться говорить «прости». Это слово есть лучший способ для уврачевания конфликтов и исцеления от греха. Оно извергает из сердца яд зла и призывает к тому же обидчика или обиженного. В житии прп. К.Белозерского повествуется, как в обители святого жил монах Феодот, который до того возненавидел преподобного, что не мог не только видеть его, но и слышать. Никому не удавалось убедить Феодота отложить свою беспочвенную вражду, так что Феодот решил уйти из монастыря. Перед этим он, как полагалось, зашел к настоятелю на исповедь. Св. Кирилл принял его с такой любовью, что, прежде чем тот исповедал свои помыслы, сказал: «Любезный о Христе брат! Все обманываются, почитая меня человеком добрым, один ты судил правильно, признав мои грехи и злобу. Но, уповая на милость Господа, Который поможет мне исправиться, прошу и тебя простить оскорбления, мною тебе нанесенные, и молиться за меня милосердому Спасителю». Пораженный смирением и незлобием настоятеля, монах тут же раскаялся, признал свою неправоту и просил прощения. После этого Феодот уже и не думал выходить из-под начальства прп. Кирилла. Так испрашивание прощения изменило другого человека, явив ему свет смирения и любви.

Поразительно, но люди интуитивно чувствуют, что перед лицом вечности нельзя таить друг на друга зла. Когда 2 человека навсегда расстаются, они говорят друг другу «прощай», то есть «мы уже не увидимся, и потому не будем держать друг на друга обид». Когда умирает человек, он также просит у родных и близких прощения. Потому что вечность – это встреча с Богом, а перед Богом не оправдается душа, обремененная грузом злых мыслей. Но Бог видит нас и в повседневной жизни, видит, как мы ведем себя с окружающими, поэтому чем чаще человек очищает свою совесть этим удивительным словом «прости», тем все более он становится счастлив. Обыкновенно нам стыдно признаться в своих ошибках перед людьми. Но если мы будем признавать их хотя бы перед самими собой, то это уже достижение. Не задвигать собственные оплошности на задворки памяти, как бы прятать их от самих себя, а заострить внимание, в чем я был неправ перед ближними, внимательно для себя разобрать, как мне следовало поступить и что я могу исправить. Не зря святые отцы рекомендуют каждый вечер испытывать свою совесть, вспоминать все совершенные за день грехи, каяться в них и стремиться не повторять. Если мы приобретем этот навык, наши отношения с другими людьми станут заметно лучше. Ведь только тот, кто видит свои ошибки, способен исправить их. Тем не менее, мало просить прощения у обиженных нами людей. Ведь может случиться так, что кто-то причинил нам неприятность, сам не просит прощения, тогда мы должны решиться на важный для нас шаг – самим простить другого.

А приходилось ли вам замечать, что, когда вы прощаете обидчика, внутри как будто развязывается тугой узелок? Словно с души снимается тяжелый груз – и становится легче. Мы призваны прощать, чтобы в глубинах души не был стянут железным узлом грех злопамятства. «Прощайте, и прощены будете» (Лк. 6: 37), – говорит Спаситель. Давайте задумаемся. Когда мы становимся на молитву, то, конечно, хотим, чтобы Бог простил нам наши грехи. Но если при этом мы сами не прощаем других, то как просить себе прощения у Бога? Евангельские истины очень просты: Господь прощает нам тогда, когда мы прощаем другим, Он отпускает нам наши долги, когда и мы отпускаем должникам нашим.

«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18: 21–22). Чтобы более наглядно понимать, о чем идет речь, Христос рассказывает притчу про раба, задолжавшего царю огромную сумму. Раб упросил царя простить ему долг, но как только встретил своего должника, крайне немилосердно отнесся к нему: посадил в темницу, пока не будет возвращен весь долг. Когда весть об этом дошла до государя, тот, разгневавшись, предал немилосердного раба истязателям. А Христос заключает притчу словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18: 35).

Прп. Марк Подвижник говорит: «Кто сам за себя мстит, тот как бы осуждает Бога в недостатке правосудия». Неужели мы думаем, что Бог не знает, кому и как воздать? Христианин же призван воевать не с людьми, а с грехами. Поэтому и целью ставится не отомстить кому-то, а еще раз победить плохое, что подступает к душе. Прощение причиненных обид в духовном смысле имеет величайшую цену, поскольку уподобляет человека милосердому Богу. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 43–48).

Впрочем, достичь совершенства трудно. В одной телевизионной передаче, в которой автор этих строк принимал участие, молодой человек, Богдан, сказал: «Я никогда не прощу свою мать за то, что она делает: пьет и не думает исправляться». Как непросто было найти слова, которые помогли бы ему совершенно по-новому взглянуть на эту проблему: мама губит себя, это ее болезнь и великая беда; если мы любим маму, нужно помочь ей освободиться, но никак не замыкаться на себе и думать, что я чего-то не получил от мамы из-за этой ее трагедии. Но все же – и пусть не судит меня строго читатель – этот молодой человек, Богдан, в какой-то мере прав (стало быть, и его мы не должны осуждать). В детстве он не испытывал тех материнских тепла и заботы, какие имели другие дети. Ведь, по сути, мама бросила его с сестрой, они жили у тети. Так что сама его фраза: «Я не прощу маму за то, что она пьет и не хочет исправиться» – лишь выражает протест против сложившегося положения вещей. Только вот всякий раз, когда мы не прощаем своего обидчика, мы завязываем в душе невидимый узелок. Множество непрощенных обид – это множество узелков, удушающих нас. Напротив, всякий раз, когда мы прощаем кого-либо, на душе сразу становится легче. Поэтому прощение есть свобода сердца, радость обретения. И это прощение нужно прежде всего для нас самих.

Каково же было мое удивление, когда через год, при новой встрече с Богданом в телепередаче, посвященной прощению, он изменил свое отношение к маме. Оказалось, за полгода до этого Богдан сам пошел к ней, сам сказал: «Мама, у тебя есть мы – твои дети. Я готов заботиться о тебе, помогать. Но и ты постарайся исправиться». Ему трудно было сделать первый шаг, но, как только он его сделал, на душе стало легче. А мама в слезах пошла в храм, исповедалась, причастилась. Она старается жить по-новому, а у Богдана появилась отдушина. Прощение способно преобразить тех, кого мы прощаем. Св. архидиакон Стефан, этот первый христианский мученик, молился об убивавших его: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7: 60). И впоследствии Савл, одобрявший убиение первомученика, чудесным образом был обращен ко Христу, стал апостолом Павлом. Известны люди, в свое время крайне критически относившиеся к Церкви, вере и христианским святыням, категорично спорившие о религии, но потом непостижимым, только Богу известным образом пришедшие ко Христу. Кто знает, может, этому обращению способствовали молитвы о них, молитвы о том, чтобы Господь привел их к Себе и «не вменил им греха сего». Прощая другого, мы свидетельствуем, что в человеке еще есть святое и доброе и что в нас самих не умерла вера в Бога, способного претворить холодное сердце в живое и любящее.

Преображающая сила прощения подробно и ярко описана в романе В.Гюго «Отверженные». Проведший многие годы на каторге Жан Вальжан, получив свободу и не найдя себе нигде приюта, попросился переночевать у епископа. Владыка принял его радушно, накормил и уложил спать в уютной комнате. Ночью бывший каторжник проснулся и, не справившись со своей порочной натурой, украл всю серебряную посуду, которой пользовался епископ и другие проживавшие в его доме люди, и скрылся. Утром епископ спокойно объяснил происшедшее: «Я был неправ, пользуясь, и так долго, этим серебром. Оно принадлежало бедным. А кто такой этот человек? Несомненно, бедняк». Но вот жандармы привели трепещущего Жана к епископу, показывая украденное серебро. Епископ невозмутимо обратился к нему: «Очень рад вас видеть. Но послушайте, ведь я вам отдал и подсвечники. Почему же вы не захватили их вместе с вашими приборами?» Оказывается, он все это подарил и никакой кражи не было! Жандармы отпустили вконец растерявшегося вора. Такое прощение и нежданная любовь произвели в его душе переворот, заставили переосмыслить прожитую жизнь, а затем привели к покаянию и нравственному воскресению.

Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Если ты не прощаешь врага, то не ему наносишь вред, а самому себе: ему ты часто можешь вредить в настоящей жизни, а себя самого делаешь безответным в будущий день. Ибо ничего так не отвращается Бог, как человека злопамятного, как сердца надменного и души раздражительной».

Если бы мы окинули внутренним взором всю свою жизнь и подумали о том, что нас ждет в жизни будущей, представили Суд, который неминуемо последует, то поспешили бы прощать других, чтобы и мы были прощенными. «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6: 12), – просим мы в молитве Господней, но подчас произносим эти слова механически, без сердечного чувства, без веры в прощение. Нам трудно прощать других, поскольку мы не понимаем великой ценности прощения. Ущерб от обиды кажется слишком существенным. И только Евангелие способно открыть нам глаза: чем больше прощаешь других, тем больше и тебе самому отпустится. Постараемся же вспомнить свою неправоту, от всего сердца испросить у наших ближних прощения, а заодно простить все обиды, которые таятся в глубинах нашей души, и таким образом сделать шаг к той внутренней свободе и радости, которые Господь подает сердцу милостивому и незлобивому.
В.Духанин. Выпускник МХА, кандидат богословия, проректор по учебной работе и преподаватель Николо-Угрешской Духовной Семинарии, автор многих книг, посвященных смыслу и значению православной веры.
http://www.pravoslavie.ru/put/68804.htm
Прикрепления: 7258982.jpg (14.6 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 10 Мар 2019, 23:37 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6948
Статус: Online
NK:


Так случилось, что совсем недавно возникла в моей жизни (не личной) ситуация, касающаяся других людей. Меня она тоже затронула. Можно сказать - отчасти, хотя я до сих пор не знаю, правильно ли я поступила. Эта ситуация до сих пор не отпускает меня, потому что я не могу её понять с точки зрения православного церковного человека. Время от времени мысли возвращаются к ней, снова начинаю размышлять, снова искать ответ. На память приходили разные отрывки из Евангелия, из Апостола, поэтому искать ответ стала именно там, и в толкованиях святых отцов, а также в комментариях священников, которые каким-то образом относились к этой ситуации.
Сегодня Прощеное воскресенье. Вечером (в основном) в храмах будет совершаться Чин Прощения. Поэтому решила поделиться частью своих поисков. Может быть, для кого-то они окажутся полезными, помогут по-другому взглянуть на какие-то события в их жизни.

Начались мои поиски с пришедшего тогда на ум отрывка из Евангелия: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». ( Мф. 5:23-24)

В Сети много толкований на эти стихи - и подробных, и кратких. Например, вот здесь:
http://bible.optina.ru/new:mf:05:23
http://bible.optina.ru/new:mf:05:24

Я выбрала следующие несколько, потому что в них хорошо показывается, что эти два стиха Евангелия относятся и к тому, кто наносит обиду, и к тому, кто терпит.

Евфимий Зигабен: «…Итак, приносишь ли ты хвалу Богу, или молитву (потому что и это также жертва), или что-нибудь другое, не приноси этого не примирившись, зная, что Он ничего не примет, если ты прежде не примиришься. Слова эти безразлично относятся и к тому, кто наносит обиду, и к тому, кто терпит. Если ты обижен кем-либо, то прости ему эту обиду и будь терпелив; если же ты обидел другого, то загладь свою обиду и не опусти ничего, что может послужить к примирению».

Прп. Максим Исповедник: оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

«Если желаешь не отпасть от любви Божественной; то ни брата своего не допусти уснуть в огорчении на тебя, ни сам не усни в огорчении на него: но иди, примирися с братом твоим, и, возвратясь с чистою совестью, принеси Христу дар любви в прилежной молитве»

Анонимный комментарий: оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой
«Не говори: он причинил мне вред, а не я ему; он должен извиняться передо мною, а не я перед ним. Если Господь ради славы спасения твоего велит, чтобы ты заключил дружбу, то ты, претерпевая вред, тем более должен просить [о примирении], чтобы тебе достичь двойной славы: первая - потому, что тебе причинен вред, а вторая - что ты попросил [примирения] первым. Если же ты причинил вред кому-то и поэтому просил, то Бог простит тебе этот вред, ибо ты просил раньше, но награды иметь не будешь, так как просил, будучи виновным. А если кто- то тебя оскорбит и ты первым попросишь [примирения], то будешь иметь большую награду. Следовательно, торопись опередить своего недруга в дружбе, чтобы не получилось, если будешь медлить, что он первым попросит тебя примириться и таким образом вырвет из твоих рук награду благочестия.Ибо, если он причинил тебе вред и просит тебя о примирении, твоя дружба будет бесплодна. Какую правду ты сотворил пред Богом, если примирился, когда тебя об этом попросили? Но Бог велит тебе просить первому не для того, чтобы ты валялся в ногах у недруга, а желая подать тебе за смирение славу…»

Затем поиски мои переместились в тему Прощеного воскресенья. Много нашла для себя интересного и полезного в разных источниках. В основном, информация в разных источниках по главной своей сути повторялась, и многим она известна, поэтому я её сюда переносить не буду, т.к. можно будет пройти по ссылке и там посмотреть весь материал, если кто-то захочет. Переношу сюда только несколько отрывков, которые привлекли мое внимание тем, что они, скажем так, конкретизируют некоторые моменты.

«К сожалению, просить прощения в «Прощеное воскресенье» превращается не только у внешних, но и у вполне воцерковленных людей, в ритуал, типа «купаться в проруби на Крещенье», «жарить блины на Масленицу» или «святить куличи на Пасху».
Полезно просить прощения за что-то конкретное: если я вспоминаю, что с этим человеком когда-то грубо поговорил, когда-то не оказал помощи, мало уделял внимания, будет лучше, если я попрошу у него прощения за эти прегрешения «поименно». Обобщенное «прости за всё» похоже на «во всем грешна» на исповеди; реального покаяния в обоих случаях в равной степени может не оказаться».

http://vichuga-voskr.cerkov.ru/2013/03/14/proshhenoe-voskresene/

Следующие 2 отрывка говорят о том, что иногда просить прощения неполезно для того человека у которого просят прощения.
«Каяться в содеянных грехах должно пред Богом, а прощение просить лишь в таких случаях, когда со стороны другого человека предполагается понимание и получение им пользы. Если подобного не будет, то прощение наше может лишь быть осмеянным, а мы весьма сконфужены. Тогда мы помогаем непонимающему сути человеку прилагать грехи ко грехам»
http://www.omolenko.com/1775.html

«Иногда просить прощения неполезно для того человека, у которого просят. Если ты понимаешь, что он на тебя в обиде, но при этом абсолютно неправ, то, попросив прощения, только введешь его в заблуждение. У меня был такой случай. Я знал, что работник нашего храма на меня обижен, но, как настоятель, понимал, что согрешил перед ним только неполезным для него долготерпением. При его тяжелом характере оно вводило его в заблуждение. Когда я слишком поздно проявил категоричность и стал требовать от него христианского поведения в рамках приходской жизни, он сильно обиделся. И вот наступило Прощеное воскресенье, а мы формально были в ссоре. Я испытывал свою совесть, пытался честно найти ответ и понял, что, попросив у него прощения, я согрешу -- он не сделает никаких выводов. Бывает такое, но в этом случае надо быть особенно строгим к себе, особенно тщательно испытывать свою совесть».
http://www.nsad.ru/articles/primiris-s-bratom-tvoim

Вот, тоже очень интересные мысли: «Учась прощать, нужно помнить еще и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет нам во благо. К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как смирение, неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с неба. Скорее нужно ждать, что Бог пошлет человека, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить – может быть, только на 3-й, на 10-й, на 20-й раз – мы потихоньку и будем учиться смирению. Так что нужно понимать, что ничего случайного не бывает и Бог все творит для нашей пользы».
http://www.pravmir.ru/prostit-znachit-prinyat/

«На Афоне существует древний обычай, согласно которому тот, кто не хочет примириться с братом своим, должен, когда читает молитву "Отче наш", опустить в ней слова: "и остави нам долги наши". Эта молитва, как говорят святые отцы, - краткая запись всего Евангелия, и она открывает нам, что все в нашем спасении зависит от Бога, а от нас, от нашей веры требуется в конце концов только одно-единственное - прощение других. И потому все остальное, о чем мы просим Господа в этой молитве, связано с этим нашим прошением. Один опытный священник сказал своему духовному сыну: "В следующий раз, когда ты будешь читать "Отче наш", не говори: "Да будет воля Твоя!", а говори: "Да будет воля моя!"", - и на искреннее возмущение последнего: "Чему вы меня учите?!" - ответил: "А разве не так ты поступаешь всякий раз, когда языком говоришь одно, а в сердце своем умоляешь Господа, чтобы Он исполнил все по твоей воле?"

Что же остается для нас после этого от молитвы Господней, от Евангелия? Разве не сказано: кто убавит хоть одно слово из этой книги жизни, имя того Господь убавит - изгладит - из книги жизни? Нам не войти в Великий пост без прощения друг друга, невозможны ни исповедь, ни Причастие, и из храма изгоняет не примирившихся друг с другом Господь. Если вспомнишь на молитве, говорит Он, что брат твой имеет что-то против тебя, выйди из храма, пойди примирись вначале с братом твоим, и тогда принеси жертву твою, молитву. Может быть, нам на самом деле, не примирившись друг с другом, в храм не входить? Может быть, лучше стоять на улице, как в древней Церкви у входа в храм стояли сугубо кающиеся и плачущие и испрашивали у всех входящих в него прощение? Лично они, наверное, никого не обидели, но всякий наш грех - нанесение обиды каждому, даже не знакомому нам человеку».

http://moral.ru/Prosch_Voskr.htm

В общем, поняла, что не всё в этом вопросе (просить прощения) однозначно, и к нему нужно подходить рассудительно. Но, всё-таки, те случаи, когда просьбой о прощении можно навредить человеку, у которого думаешь попросить прощения, чтобы примириться (хотя и уверен на 100 %, что неправ он), наверное, очень редки. Мне кажется это относится либо к нецерковным людям, которые – не в теме, либо – к церковным, но которых одолела гордыня и которые считают, что они всегда и во всём правы. В таком случае они могут в ней (гордыне)только укрепиться.

Желаю всем, кто будет держать Великий Пост (разумеется, по мере своих физических и духовных сил) провести это благодатное время с пользой для себя и для окружающих вас людей! Сегодня на Великом повечерии читался Великий покаянный канон Андрея Критского (1-я часть).

Во вторник, среду и четверг будут читаться 2-4 части. Великое повечерие в нашем храме длится 1,5 часа. Канон читается в начале службы в течение примерно 40 минут. Кто никогда ещё не был на этой службе, сходите, хотя бы в один из дней, хотя бы на 40 мин. Тогда вы получите большую духовную пользу и в общем смысле, и в конкретном - лучше сможете понять и по-иному воспринять песнопение иеромонаха Романа «Пост с молитвой сердце отогреет» (Канон Великий св. Андрея Критского).
Во время чтения канона свет гаснет, в храме стоит полумрак, горят только свечи на подсвечниках и лампадки. Певчие запевают ирмос к каждой песне канона, затем священник читает тропари песней канона. После каждого тропаря певчие поют: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», а прихожане негромко поют эту молитву вместе с ними. Самый проникновенный момент наступает после 6-й песни канона, когда певчие поют кондак: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися; воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй». В этот момент все, кто может, встают на колени, а по окончании песнопения делают земной поклон.

На 5-й седмице Великого поста на утрене четверга (в этом году в среду вечером 25 марта) читается полностью Великий канон Андрея Критского и житие прп. Марии Египетской. Эта служба очень продолжительная. В народе она называется Мариино стояние. Говорят, в монастырях она идёт более 5 часов. В нашем храме – примерно 3,5 часа.

В Ютубе много вариантов исполнения Великого покаянного канона Андрея Критского. Мне больше всего понравилась вот этот. Хор Сретенского монастыря. Это исполнение, на мой взгляд, лучше всех других передает состояние покаяния. Сам канон начинается с 2.54, кондак «Душе моя» с 31.48.



Сегодня во время проповеди священник в связи с Прощеным воскресеньем прочитал стихотворение. Вернувшись домой, нашла его в Интернете. Автора, к сожалению, не смогла установить.
.
Обидели... умышленно, случайно...
Как будто камень бросили большой.
Обида сделала тебя печальным?
Иль ты простил обиду всей душой?

Обидеться легко, - простить труднее...
Так кажется, порой на первый взгляд.
Но нет, прощать легко! А тяжелее -
Хранить в душе обиды горький яд!

Обидевшись, лишаешься покоя,
И мир из сердца убегает прочь.
Обиды тяжесть среди дня с тобою
И облегченья не приносит ночь...

Обидчик для тебя гость нежеланный.
Не можешь ты смотреть ему в глаза,
И помнишь нанесенные им раны...
Обидевшись, ты грех на душу взял.

Ни радости, ни мира, ни молитвы...
Пустеет сердце и молчат уста.
Ты дьяволу проигрываешь битву,
Когда обиженным решаешь стать.

Иисуса люди обижали часто,
Но никогда не обижался Он.
И если ты любви Христа причастник,
Обидчик должен быть всегда прощен.

Обида ляжет ли тяжелым грузом
На сердце, что Спасителю поет?
Ты веришь, что принадлежишь Иисусу?
Так почему обида сердце жмет?!

Взгляни: перед тобой Христос распятый,
Который все грехи твои простил.
И в праве ль ты обидеться на брата
Какую бы он боль не причинил?

Когда любовью Божией наполнен.
В душе твоей глубокая вода...
Над камнем, брошенным, сомкнутся волны,
Обида не оставит и следа.

Нас учит обижаться сила вражья.
Прощать обиду учат небеса...
Тебя обидел кто-нибудь? Не страшно!
Страшнее, если ты обидел сам...

Не обижай ни делом, ни словами,
Какая б рядом ни была душа.
Не бросит пусть рука в кого-то камень...
Ни брата, ни врага не обижай!

Обидел ли Христос кого? - Ни разу!
Он всех любил. Он всех хотел простить.
Вручи Иисусу волю, чувства, разум,
Тогда Его любовью будешь жить.

И пусть никто от слов твоих не плачет
И не страдает от жестоких ран.
Христос в тебе, а это что-то значит:
Он Бог любви великой и добра!

Пусть голос Божий достигает слуха,
Чтоб ты умел любить, умел прощать.
Учись у Иисуса жить по Духу:
Не обижаться и не обижать!
Прикрепления: 0743056.jpg (59.6 Kb)
 

Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » ПРОСТИТЬ И ИСПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ (Прощеное воскресенье)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: