[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » АРХИЕПИСКОП ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ)
АРХИЕПИСКОП ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ)
Валентина_КочероваДата: Суббота, 01 Ноя 2014, 22:51 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6947
Статус: Offline
ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ)
(09.05. 1877 - 11.06. 1961)


Российский и советский религиозный деятель, хирург, учёный и духовный писатель, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, доктор медицинских наук, доктор богословия, профессор. Лауреат Сталинской премии 1-й степени.
Память 5 марта [1], 29 мая, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Воронежских, Крымских, Курских, Ростово-Ярославских святых.

В миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился в Керчи, в семье провизора Феликса Станиславовича и его супруги Марии Дмитриевны Войно-Ясенецких. Отец его был был ревностным католиком, часто ходил в костел и подолгу молился дома, но своих домашних не принуждал принимать католицизм. Мария Дмитриевна была по рождению православной, хотя в церковь не ходила, молилась дома. По законам Российской империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Валентин был третьим из 5-х детей. Вскоре сембя переехали в Киев, где он в 1896 г. одновременно окончил 2-ю Киевскую гимназию в Киевское худ. училище. У юноши проявилось худ. дарование, наметилось и направление, проникнутое религиозной идеей. Валентин ходил по церквам и в Киево-Печерскую лавру, делал много зарисовок богомольцев, за которые получил премию на выставке в училище. Он собирался поступить в Академию художеств, но желание приносить непосредственную пользу народу заставило его изменить свои планы. Валентин Феликсович проучился год на юрфаке, затем перешел на медицинский факультет. Киевского университета. Учился блестяще. "На 3-м курсе произошла интересная эволюция моих способностей: умение весьма тонко рисовать и любовь к форме перешли в любовь к анатомии..." -- пишет он в мемуарах.

В 1903 г. с отличием окончил университет. Невзирая на уговоры друзей заняться наукой, он объявил о своем желании всю жизнь быть "мужицким", земским врачом, помогать бедным людям. В январе 1904 г. во время войны с Японией, направлен с госпиталем Красного Креста на Дальний Восток и работал в г. Чите зав. хирургического отделения госпиталя. Здесь Валентин Феликсович познакомился с сестрой милосердия А.Ланской, которую раненые называли "святой сестрой" и женился на ней. С 1905 по 1917 гг. работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии и проходил практику в Московских клиниках. За это время он сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах и т.д. и внес много нового в технику операций. В 1908 г. он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова. Во время Первой мировой войны в нем пробудилось религиозное чувство, забытое было за множеством научной работы, и он начал постоянно ходить в церковь.


В.Ф. Войно-Ясенецкий, около 1910 г.

В 1916 г. защитил в Москве диссертацию на тему: "Регионарная анестезия", о которой его оппонент, известный хирург Мартынов сказал: "Мы привыкли к тому, что докторские диссертации обычно пишутся на заданную тему, с целью получения высших назначений по службе, и научная ценность их невелика. Но когда я читал Вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил ее". Получил степень доктора медицины. Варшавский университет удостоил его диссертацию крупной премии им. Хайницкого. В 1917 г. получил по конкурсу место главного врача и хирурга Ташкентской больницы, преподает в медицинской школе, преобразованной затем в медицинский факультет. В 1919 г. его жена скончалась от туберкулеза, оставив 4-х детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина.

В.Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов организации Ташкентского университета и с 1920 г. избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. Хирургическое искусство, а с ним и его известность все возрастали. В разного рода сложных операциях Валентин Феликсович изыскивал и первым применял методы, получившие затем повсеместное признание. Его бывшие ученики рассказывали чудеса об его изумительной хирургической технике. На его амбулаторные приемы больные шли непрерывным потоком. Сам он все больше находил утешение в вере. Посещал местное православное религиозное общество, изучал богословие, ближе сошелся с духовенством, принимал участие в церковных делах. Как он сам рассказывал, однажды он выступил на епархиальном съезде "по одному очень важному вопросу с большой горячей речью". После съезда Ташкентский епископ Иннокентий (Пустынский) сказал ему: "Доктор, вам нужно быть священником".
"У меня не было и мыслей о священстве,  но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя: "Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!"
 - вспоминал Владыка Лука

Рукоположение
7 февраля 1921 г.В.Войно-Ясенецкий был рукоположен во диакона, 15 февраля - во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, оставаясь и профессором университета. В священном сане он не перестает оперировать и читать лекции. В октябре 1922 г. он активно участвует в первом научном съезде врачей Туркестана. Волна обновленчества 1923 г. доходит и до Ташкента. Епископ Иннокентий (Пустынский) покинул город, не передав никому кафедру. Тогда отец Валентин вместе с протоиереем М.Андреевым приняли управление епархией, объединили всех оставшихся верными священников и церковных старост и устроили с разрешения ГПУ съезд.


В мае 1923 г. принял монашество с именем в честь св. апостола и евангелиста Луки, который, как известно, был не только апостол, но и врач, и художник. 12 мая 1923 г. хиротонисан тайно во епископа Ташкентского и Туркестанского в г. Пенджекенте епископом Болховским Даниилом и епископом Суздальским Василием. На хиротонии присутствовал ссыльный священник В.Свенцицкий.

Арест и ссылка
10 июня 1923 г. Войно-Ясенецкий был арестован как сторонник Патриарха Тихона. Ему предъявили нелепое обвинение: сношения с оренбургскими контрреволюционными казаками и связь с англичанами. В тюрьме ташкентского ГПУ он закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд "Очерки гнойной хирургии". В августе его отправили в московское ГПУ. В Москве владыка получил разрешение жить на частной квартире. Служил с Патриархом Тихоном литургию в церкви Воскресения Христова в Кадашах. Святейший подтвердил право епископа Туркестанского Луки продолжать заниматься хирургией. В Москве еп. Лука был снова арестован и помещен в Бутырскую, а затем в Таганскую тюрьму, где перенес тяжелый грипп. К декабрю был сформирован восточно-сибирский этап, и епископ Лука вместе с протоиереем М.Андреевым были отправлены в ссылку на Енисей. Путь лежал через Тюмень, Омск, Новониколаевск (ныне Новосибирск), Красноярск. Арестантов везли в столыпинских вагонах, а последнюю часть пути до Енисейска - 400 км. - в лютую январскую стужу им пришлось преодолеть на санях. В Енисейске все оставшиеся открытыми церкви принадлежали "живоцерковникам", и епископ служил на квартире. Ему разрешили оперировать. В начале 1924 г., по свидетельству жительницы Енисейска, епископ Лука пересадил почки теленка умирающему мужчине, после чего больному стало легче. Но официально первой подобной операцией считается проведенная доктором И.И. Вороным в 1934 г. пересадка почки свиньи женщине, больной уремией.

В марте 1924 г. был вновь арестован и отправлен под конвоем в Енисейскую обл., в деревню Хая на реке Чуне. В июне он снова возвращается в Енисейск, но вскоре следует высылка в Туруханск, где епископ Лука служит, проповедует и оперирует. В январе 1925 г. его высылают в Плахино - глухое место на Енисее за Полярным Кругом, в апреле переводят снова в Туруханск. Все многочисленные церкви г. Енисейска, где он жил, так же, как и церкви областного города Красноярска, были захвачены обновленцами. Епископ Лука с тремя сопровождавшими его священниками совершал литургию в своей квартире, в зале, и даже рукополагал там священников, за сотни верст приезжавших к православному архиерею. По окончании ссылки он возвращается в Ташкент, поселяется в домике на Учительской улице и служит в церкви прп. Сергия Радонежского. 25 января 1925 г. был вновь назначен на Ташкентскую и Туркестанскую кафедру.

С 5 октября по 11 ноября 1927 г. - епископ Елецкий, викарий Орловской епархии. С ноября 1927 г. проживал в Красноярском крае, затем в Красноярске, где служил в местном храме и работал врачом в городской больнице. 6 мая 1930 г. арестован по делу о смерти профессора мед. факультета по кафедре физиологии И.П. Михайловского, застрелившегося в невменяемом состоянии. 15 мая 1931 г. после года тюремного заключения, был вынесен приговор (без суда): ссылка на 3 года в Архангельск. В 1931-1933 гг. живет в Архангельске, ведет амбулаторный прием больных. В.М. Вальнева, у которой он жил, лечила больных самодельными мазями из почвы - катаплазмами. Владыку заинтересовал новый метод лечения, и он применил его в условиях больницы, куда устроил на работу Веру Михайловну. И в последующие годы проводил многочисленные исследования в этой области. В ноябре 1933 г. владыка не принял предложение митрополита Сергия (Страгородского) занять свободную епископскую кафедру. Пробыв недолго в Крыму, владыка возвратился в Архангельск, где принимал больных, но не оперировал.

Весной 1934 г. посещает Ташкент, затем переезжает в Андижан, оперирует, читает лекции. Здесь он заболевает лихорадкой папатачи, которая грозит потерей зрения, после неудачной операции он слепнет на один глаз. Он совершает церковные службы и руководит отделением ташкентского Института неотложной помощи. В этом же году, наконец, удается издать "Очерки гнойной хирургии". "Пожалуй, нет другой такой книги, которая была бы написана с таким литературным мастерством, с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страдавшему человеку".- писал кандидат медицинских наук В.А. Поляков,


Епископ Лука. Ташкент, тюрьма НКВД. 1937

13 декабря 1937 г. - новый арест. В тюрьме владыку допрашивают конвейером (13 суток без сна), с требованием подписать протоколы. Он объявляет голодовку (18 суток), протоколов не подписывает. Следует новая высылка в Сибирь. С 1937 по 1941 гг. жил в селе Большая Мурта Красноярской обл. В сентябре 1941 г. владыка был доставлен в Красноярск для работы в местном эвакопункте - здравоохранительном учреждении из десятков госпиталей, предназначенных для лечения раненых. Был возведен в сан архиепископа. 27 декабря 1942 г. был назначен на Красноярскую кафедру. 8 сентября 1943 г. был участником Собора РПЦ. В конце 1943 г. переезжает в Тамбов. Хотя зрение его заметно ухудшается,  тем не менее, он ведет активную работу в эвакогоспиталях, выступает с докладами, читает лекции для врачей, учит их и словом и делом. В январе 1944 г. назначен архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Он продолжает медицинскую работу: на его попечении 150 госпиталей. Ко времени пребывания архиеп. Луки в Тамбове относится страничка воспоминаний о нем В.А. Полякова. Он пишет:

"В один из воскресных дней 1944 г. меня вызвали в Тамбов на совещание начальников и главных хирургов госпиталей Воронежского военного округа. В то время я был ведущим хирургом госпиталя на 700 коек, стоявшего в Котовске. На совещание собралось много народа. Все расселись по своим местам и за столом президиума уже поднялся председательствующий чтобы объявить название доклада. Но, вдруг, широко открылись обе двери, и в зал вошел человек огромного роста в очках. Его седые волосы ниспадали до плеч. Легкая, прозрачная, белая кружевная борода покоилась на груди. Губы под усами были крепко сжаты. Большие белые руки перебирали черные матовые четки. Человек медленно вошел в зал и сел в первом ряду. Председательствующий обратился к нему с просьбой занять место в президиуме. Он поднялся прошел на подмостки и сел в предложенное ему кресло. Это был профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий. В конце 1943 г. вышло 2-е издание "Очерки гнойной хирургии", переработанное и увеличенное почти вдвое, а в 1944 г. - книга "Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов".

Кроме трудов на медицинские темы, архиеп. Лука составил много проповедей и статей духовно-нравственного и патриотического содержания. В 1945-1947 гг. он работал над большим богословским трудом - "Дух, душа и тело", - в котором разрабатывал вопрос о душе и духе человека, а также учение Св. Писания о сердце, как органе богопознания. Много времени уделял он и на укрепление приходской жизни. В 1945 г. высказывал мысль о необходимости избрания патриарха по жребию. В 1945-1947 гг. им закончена работа над эссе "Дух, душа и тело", начатая в начале 20-х годов. В мае 1946 г. назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. В Симферополе он опубликовал 3 новые медицинские работы, но зрение его становилось все хуже. Левый глаз его уже давно не видел света, а в это время и на правом стала зреть катаракта, осложненная глаукомой.

В 1958 г. архиепископ Лука совсем ослеп. Однако, как вспоминает протоиерей Е.Воршевский, даже такой недуг не мешал владыке совершать богослужения. Архиепископ Лука входил без посторонней помощи в храм, прикладывался к иконам, читал наизусть богослужебные молитвы и Евангелие, помазывал елеем, произносил проникновенные проповеди. Ослепший архипастырь также продолжал управлять Симферопольской епархией в течение 3-х лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами. Практическую врачебную деятельность он оставил еще в 1946 г., но продолжал помогать больным советами. Епархией же управлял до самого конца с помощью доверенных лиц. В последние годы своей жизни он только слушал, что ему читают и диктовал свои работы и письма. Скончался 11 июня 1961 г. Похоронен на городском кладбище Симферополя.

О характере архиепископа Луки давались самые разноречивые отзывы. Говорили о его спокойствии, скромности и доброте, и в то же время, о его высокомерии, неуравновешенности, заносчивости, болезненном самолюбии. Можно думать, что человек, проживший такую долгую и трудную жизнь, до предела насыщенную самыми разнородными впечатлениями, мог проявлять себя по-разному. Вполне возможно, что его громадный авторитет в области хирургии, привычка к безусловному повиновению окружающих, особенно во время операций, создала у него нетерпимость к чужим мнениям даже в тех случаях, когда его авторитет вовсе не являлся непререкаемым. Такая нетерпимость и властность могли быть и очень тяжелы для окружающих. Словом, это был человек, с неизбежными у всякого человека недостатками, но в то же время стойкий и глубоко верующий. Достаточно было посмотреть, как проникновенно, со слезами, совершал он литургию, чтобы убедиться в этом.

Занявшись богословскими науками уже в возрасте 40 с лишним лет, архиеп. Лука, естественно, не мог достигнуть в этой области такого совершенства, как в медицине; или какого достигли некоторые другие архиереи, всю жизнь посвятившие только богословию. Он допускает промахи, иногда довольно серьезные. В его основном богословском труде "Дух, душа и тело" встречаются весьма спорные мнения, а статья "О посылке Иоанном Крестителем учеников к Господу Иисусу Христу с вопросом, Он ли Мессия", - и вообще была запрещена и не печаталась. Зато проповеди его, которым владыка придавал исключительное значение, считая их неотъемлемой частью богослужения, отличаются простотой, искренностью, непосредственностью и самобытностью.


В ноябре 1995 г. Указом Священного Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. А 20 марта 1996 г. в Симферополе мощи свт. Луки были перенесены с кладбища у Всехсвятской церкви крестным ходом в Свято-Троицкий собор. Отныне каждое утро, в 7 часов, в кафедральном Свято-Троицком соборе Симферополя совершается акафист Святителю у его раки. 2 июля 1997 г. в Симферополе, городе, где святитель жил в 1946-1961 гг. ему открыт памятник.


В августе 2000 г. на Архиерейском Соборе РПЦ он был канонизирован для общецерковного почитания. Множество случаев исцеления после молитвенного обращения к свт. Луке зафиксированы документально. В 2001 г. из Греции привезли серебряную раку для его мощей – греки чтут крымского святителя, множество людей исцелилось там по молитвам к нему. В настоящее время на Украине, в России, Греции открыто много храмов во имя свт. Луки.

Аудиозапись проповеди святителя
Слово архиепископа Луки на Преображение Господне, записанное на магнитофон 14 августа 1956 г., на даче в Алуште


Молитвословия
Тропарь, глас 1
Возвестителю пути спасительнаго, исповедниче и архипастерю Крымския земли, истинный хранителю отеческих преданий, столпе непоколебимый, православия наставниче, врачу богомудрый святителю Луко, Христа Спаса непрестанно моли, веру непоколебиму православным даровати и спасение и велию милость.

Кондак, глас той же
Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, был еси святителю, душу же равноангельну сотворил, сего ради святительства саном почется, во изгнании от безбожных много пострадал и непоколебим верою пребыв, врачебною мудростию многия исцелил еси. Темже ныне честное тело твое от земных недр обретенное дивно Господь прослави, да вси вернии вопием ти: Радуйся, отче святителю Луко, земли Крымския похвало и утверждение.
http://drevo-info.ru/articles/4137.html



КОВЧЕГ С МОЩАМИ СВТ. ЛУКИ КРЫМСКОГО БУДЕТ ПРИНЕСЕН В ОСТАНКИНО


По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, из Симферополя в Москву будет принесена частица мощей свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Честным мощам можно будет поклониться в Москве в храме Живоначальной Троицы в Останкино. Храм будет открыт для посещения ежедневно с 7:00 до 21:00.
Встреча святыни состоится 5 июля 2019 г. в 15:00.
Адрес: 1-ая Останкинская ул., 7, стр. 2, Храм Живоначальной Троицы в Останкино.
https://www.trinitychurch.ru/news....tankino


Ис­то­рия на­шей стра­ны зна­ет мно­же­ство лю­дей, по­слу­жив­ших ее ста­нов­ле­нию, воз­ве­ли­чи­вая ее как свя­тую Русь. Но где она, свя­тая Русь? И мо­жем ли мы на­звать так совре­мен­ную Рос­сию? Во­прос непро­стой, но от­вет на него, как ви­дит­ся, ле­жит вне физи­че­ских за­ко­нов и ис­то­ри­че­ских ра­мок.

Свя­тая Русь – это вневре­мен­ное устро­е­ние. Это сонм свя­тых, жив­ших на Ру­си во все ве­ка и со­хра­няв­ших вер­ность Гос­по­ду. К ве­ли­ко­му сон­му свя­тых, яв­лен­ных и неяв­лен­ных, в тя­же­лей­шем для Церк­ви XX в. при­со­еди­нил­ся це­лый со­бор но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских. И сре­ди них мы ви­дим ве­ли­че­ствен­ную фигу­ру cвт. Лу­ки - уче­но­го с ми­ро­вым име­нем, про­фес­со­ра хи­рур­гии и то­по­гра­фи­че­ской ана­то­мии, од­но­го из ос­но­ва­те­лей ре­ги­о­нар­ной ане­сте­зии и гной­ной хи­рур­гии.
Далее по ссылкеhttps://azbyka.ru/days/sv-luka-vojno-jaseneckij
Прикрепления: 7609184.jpg (6.7 Kb) · 0626602.jpg (7.4 Kb) · 0460956.jpg (11.5 Kb) · 8503084.jpg (8.9 Kb) · 9181471.jpg (13.8 Kb) · 9317640.jpg (22.6 Kb) · 0594169.jpg (21.0 Kb) · 6870951.jpg (10.1 Kb)
 

Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » АРХИЕПИСКОП ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: