САВВИНО-СТОРОЖЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
|
|
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 23 Авг 2015, 15:38 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| ПРАЗДНИЧНАЯ ЛИТУРГИЯ В ЗВЕНИГОРОДЕ Москва, 23 августа 2015 г.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит богослужение в звенигородском Саввино-Сторожевском монастыре в день праздника второго обретения и перенесения мощей прп. Саввы.
Икона «Преподобный Савва Сторожевский». 1713 г. Находится в Новодевичьем монастыре в Москве.
Прп. Савва Сторожевский считается одним из первых (по времени и положению) учеников прп. Сергия Радонежского. В 1399 г. по просьбе звенигородского князя Юрия Дмитриевича им был основан монастырь на Сторожевской горе, ставший лаврой при А.М. Романове. Царь, избравший обитель своей резиденцией, особенно благоволил обители и заботился об ее иноках. Монастырское предание связывает это с чудесным спасением царя на охоте от лютого медведя.
Прп. Савва скончался в 1406 г. и на московском Соборе 1547 г. был причислен к лику святых. 19 января 1652 г. состоялось обретение его останков. 14 февраля 1919 г. было опубликовано постановление Наркома юстиции об организованном вскрытии мощей в Советской России. Через месяц были вскрыты и мощи прп. Саввы. Долгое время они считались утерянными. В 1995 г. Саввино-Сторожевский монастырь был возрожден, а в 1998 г. мощи святого, сохраненные в московской православной семье, были перенесены в основанную им обитель. По благословению патриарха Алексия II день второго обретения и перенесения мощей Саввы Сторожевского стал общецерковным праздником. http://www.pravoslavie.ru/news/81548.htm
САВВИНО-СТОРОЖЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Уступая искреннему желанию Звенигородского князя Юрия Димитриевича, с надеждой на помощь Божию, прп. Савва прибыл в Звенигород и основал монастырь. В скором времени с помощью князя он построил малую деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и недалеко от нее малую для себя келью. Слух о его святой жизни разнесся по княжеству и привлек к нему многих искавших уединения и безмолвной жизни. В 1399 г. по велению брата своего Великого князя Московского Василия Дмитриевича князь Юрий идет на войну против волжских булгар. Князь победил неприятеля и со славой и богатой добычей вернулся в Звенигород, поспешив в обитель с благодарностью Богу, даровавшему ему победу молитвами святого старца. Благодарный князь многое тогда сделал для обители: украсил церковь, устроил братские кельи, обнес все оградой.
1404 год - по жалованной обители грамоте князь Юрий дал монастырю несколько сел и деревень с угодьями в своем княжестве, освободил от дани и пошлин всех, живущих на монастырских землях, дозволил судить игумену своим судом этих крестьян, дал обители борти и бортников. В версте от обители для уединенных молитв и покаяния ископал преподобный Савва себе пещеру в глубоком овраге. 1405 год - на месте деревянной церкви князь Юрий возводит в монастыре сохранившийся доныне большой собор из белого камня, являющийся одним из немногих сохранившихся после татаро-монгольского нашествия первых каменных храмов Руси Московской. 1407 год - рождественский собор расписан учениками прп. Андрея Рублева. Храм освящен преподобным Саввой на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. 1407 год, 3 (16) декабря - «Достигнув глубокой старости (около 80 лет), много потрудившись на пользу обители и братии, изнурив плоть свою тяжелыми молитвенными подвигами и трудами, прп. Савва почувствовал приближение смерти, и, призвав братию, поучал их от Божественных писаний, убеждая блюсти чистоту телесную, иметь братолюбие, украшаться смирением и подвизаться в посте и молитве. Назначив себе преемником одного из учеников, с молитвою за свою обитель, предал он праведную душу свою в руце Божии». Тело Преподобного было предано земле в соборе Рождества Пресвятой Богородицы по правую руку от входа под западным окном.
Около 1430 г. - игумену обители Дионисию было явление прп. Саввы, повелевшего ему написать свой образ. Призванный утром к игумену старец Аввакум (один из учеников прп. Саввы) описал облик первого начальника монастыря таким же, каким увидел его Дионисий ночью. Игумен написал образ прп. Саввы - одну из древнейших икон Святого.
1454 год - Василий Темный - Великий князь Московский пожаловал Саввину монастырю дворцовое село Каринское. 1492 год - монастырь переходит в непосредственное управление Великого князя Московского Ивана III. 1547 год - снискавший славу местного чудотворца своими подвигами, знамениями и видениями, прп. Савва канонизируется на Первом Макариевском Соборе, т.е. провозглашается РПЦ ко всеобщему почитанию, дата его памяти (3 декабря) вносится в церковный календарь. Бывший инок Новгородского Хутынского монастыря Маркелл по прозванию Безбородый по просьбе митрополита Московского и всея Руси Макария составляет Житие нового святого и Службу ему. В 1-й половине XVI в. с южной стороны к Рождественскому собору пристраивается придел во имя прп. Саввы Сторожевского в виде небольшой одноглавой церкви. В монастыре сооружается каменная надвратная церковь во имя прп. Сергия Радонежского и трапезная палата, под стенами устраивается плотина с мельницей и пруд.
1548 год - Саввин монастырь посещает царь Иоанн Васильевич Грозный с супругой Анастасией Романовной и видит там до 80 братий и по 11 клирошан на каждом клиросе. 1592 год - в Великий пост на богомолье приезжает царь Феодор Иоаннович. Государь в эту пору сам назначал настоятелей в Саввин монастырь, а Патриархи давали им настольную грамоту. 1606 год - польский отряд войска Лжедмитрия I разорил монастырь и его деревни. Поляки забрали деньги, лошадей и продовольствие, а игумена Исаию с братией «ограбили и огнем жгли». 1607 год - царь В.И. Шуйский, узнав о бедственном положении обители прп. Саввы, грамотой освободил села и деревни монастыря в Звенигородском уезде от платежа ямских денег на один год. 1608 год - Марина Мнишек по желанию Лжедмитрия II отправляется на поклонение Преподобному в Сторожевский монастырь. 1613 год - царь М.Ф. Романов освобождает бедствовавших монахов от пошлин за прогон леса по Москве-реке. 1618 год - польский королевич Владислав с войском стоял в Звенигороде целую неделю. 1629 год - игумен монастыря Макарий присутствует на родинах и крестинах царевича Алексея Михайловича. 1635 год - царь Михаил Федорович жалует обитель грамотами и вкладами, среди которых известны серебряные сосуды «в вечный помин об отце его св. Филарете Никитиче, Патриархе Московском и всея Руси» и 3 колокола.
1645 год - первое посещение монастыря царем Алексеем Михайловичем. Около 1649–1650 гг. - явление царю Алексею Михайловичу на охоте прп. Саввы, спасшего его от смерти. Выход царского указа о перестройке Саввиной обители, о росписи Рождественского собора и написании для него пятиярусного иконостаса «дружиной царских пожалованных и кормовых изографов» — иконописцев Оружейной палаты. В 1651–1652 гг. для монастыря отливается первый колокол мастером колокольных дел А.Григорьевым. 1652 год, 19 января - после 245-летнего пребывания в земле обретены нетленными мощи прп. Саввы и положены в дубовую раку на солее у южных алтарных дверей Рождественского собора.
1652–1656 гг. - государь Алексей Михайлович «всю душу положил» на строительство Саввино-Сторожевского монастыря. По окончании строительства территория монастыря увеличивается почти вдвое и состоит теперь из 2-х дворов - парадного и хозяйственного. Центром парадного двора становится древняя святыня монастыря - Рождественский собор. Фасады построенных в эту пору вокруг него зданий - Дворца царя и Царицыных палат, Братских корпусов, Сергиевской (с 1825 г. - Троицкой) церкви и Звонницы обращены лицом к собору. Композиционной доминантой всего ансамбля стала четырехъярусная Звонница. «Изюминкой» ансамбля признан оригинально, по-византийски устроенный парадный вход. Всю территорию монастыря окружила высокая стена с семью башнями. Во время правления царя Алексея Михайловича обитель прп. Саввы становится Лаврой, а его настоятели - архимандритами. Монастырь становится «собственным государевым богомольем» и управляется непосредственно Тайным приказом - личной царской канцелярией. 1656 год - приезд в монастырь Антиохийского Патриарха Макария, одного из Вселенских Патриархов.
1667–1668 гг. - в честь приезда в Москву Вселенских Патриархов государев колокольный мастер А.Григорьев отливает самый большой монастырский колокол - Большой Благовестный - весом в 2125 пудов (ок. 35 тонн) прямо на территории обители около Звонницы. Колокол обладал необычайно красивым густым и мелодичным звоном, по преданию, был слышан даже в Москве. На Звоннице появляется еще одна башенка для часового колокола, вывезенного царем из Смоленска и подаренного обители. 1674 год - царь Алексей Михайлович сравнял по значению Саввин монастырь с Троице-Сергиевой обителью.
1680 год - царь Федор Алексеевич исполняет предсмертную волю отца и сопровождает в монастырь изготовленную по заказу царя Алексея Михайловича мастерами Оружейной палаты серебряную раку для мощей прп. Саввы. Монастырь при царе Федоре Алексеевиче называется «комнатным государевым» и «первостатейным». 1682 год - во время стрелецкого бунта царица Наталья Кирилловна с царевичами Петром и Иоанном Алексеевичами и царевной Софьей Алексеевной 2 недели укрывались в обители. При царях Петре и Иоанне Алексеевичах монастырь подведомственен Монастырской Государевой Палате.
1693 год, 29–30 мая - обитель посетил 17-летний Петр I и даже отметил здесь свой день рожденья. У монастырских стен был устроен потешный бой.
1693 год - освящена теплая каменная церковь Преображения Господня, пристроенная к монастырской Трапезной (при царе Алексее Михайловиче на этом месте была деревянная церковь св. равноап. кн. Владимира). Средства на строительство были даны царевной Софьей Алексеевной в память своего спасения во время стрелецкого бунта 1682 г., т.н. «Хованщины». Тогда же в храм был перенесен старый иконостас из Рождественского собора. По преданию, это был «Рублевский иконостас».
1699 год - после подавления стрелецкого бунта 100 мятежных стрельцов в строжайших условиях содержались в обители (предположительно, в подклете Царицыных палат). «Держать их в том монастыре в тюрьмах скованных и связанных и на тюрьмы очистить им кельи и никого к ним не подпускать и чернил и бумаги давать им не велеть».
1700 год - царь Петр Алексеевич перевел все дела Саввина монастыря и приписных к нему монастырей в ведение Посольского Приказа. По духовным делам монастырь непосредственно подчинялся сначала Митрополитам, потом Патриархам. По учреждении Синода монастырь перешел в непосредственное его ведение.
1713 год - на помин души царевны Софьи Алексеевны в обитель дано толковое Евангелие 1698 г. В 1721–1775 годах монастырь является ставропигиальным, подчиняется непосредственно Святейшему Синоду. В 1729 г. у обитель посетила царица Евдокия Феодоровна, первая супруга Петра I, примерно в то же время - герцогиня Мекленбургская Екатерина Иоанновна, сестра будущей императрицы Анны Иоанновны.
1740 год - посещение монастыря императрицей Елизаветой Петровной. 1742 год - сгорает 2-й деревянный этаж Дворца царя Алексея Михайловича и возобновляется в кирпиче по совершенно новым, на западный манер, строительным приемам - анфиладой залов. 1743 год - монастырь передан в управление Московскому архиепископу Иосифу Волочанскому. 1749 год - посещение монастыря императрицей Елизаветой Петровной. 1762 год - посещение монастыря императрицей Екатериной II Алексеевной. 1764 год - при разделении монастырей на 3 класса Саввин монастырь отнесен к числу первоклассных ставропигиальных монастырей со штатом в 33 монаха. В 1775–1799 гг. монастырь управляется архиепископом Московским (впоследствии митрополитом). 1775 год - посещение монастыря императрицей Екатериной II Алексеевной.
1778 год - пленившись красотой монастыря и его живописными окрестностями, Екатерина II решает отремонтировать пришедшую в ветхость обитель и заказывает французскому архитектору Леграну проект загородного дворца на территории монастыря. Согласно проекту, должны были быть снесены восточная стена, Красная башня, Сергиевская (Троицкая) церковь и Царицыны палаты. Проект Екатерине, видимо, не понравился, и она изменила свое решение строить здесь загородный дворец. Вместо этого в монастыре в это время были проделаны многие ремонтные работы. Деревянные шатры крепостных башен заменяются на металлические, построенные в барочном стиле. Позакомарное покрытие Рождественского собора заменяется на плоское, четырехскатное. Верх стен собора расписывается, стенописи поновляются. Над центральной частью Царицыных палат строится 2-й деревянный этаж - «Архиерейские покои». Северная часть Дворца царя Алексея Михайловича и западная башня «Больничная» разбираются за ветхостью. Разбирается западная часть Братского корпуса, и на ее месте строится Малый келейный корпус.
1781 год - над ракой с мощами прп. Саввы Сторожевского была установлена деревянная сень на средства графа Н.В. Шереметева. 1782 год - разбираются Больничные палаты с церковью св. Иоанна Лествичника. Над Братским корпусом надстраивается 2-й этаж. Фасады всех зданий, выходящие на Парадный двор, декорируются в псевдорусском стиле. 1799–1919 гг. - настоятелями монастыря являются епископы Дмитровские (позже Можайские), которые были викариями (ближайшими помощниками) Митрополита Московского. 1800-е гг. - дворец царя Алексея Михайловича по проекту архитектора Борисова перестраивается под Духовное училище. 1806 год - обрушились своды Трапезной палаты XVII в., здание перестраивается и приспосабливается под нужды Духовного училища. В 1807 г. к Сергиевской (Троицкой) церкви пристраивается Казанская трапезная над фамильным склепом Шереметевых.
1812 год, август–сентябрь - Вице-король Италии, наследный принц, пасынок Наполеона Евгений Богарне останавливается во Дворце царя Алексея Михайловича и в первую же ночь, по преданию, явился ему преподобный Савва и обещал сохранить жизнь, если тот оградит собор от расхищения французскими солдатами, а также (согласно семейному преданию) предрек принцу, что его дети будут жить в России. Богарне исполнил просьбу святого старца и единственным из Наполеоновских военачальников остался жив и даже не ранен и прожил долгую и счастливую жизнь.
1825 год - Сергиевская церковь переосвящается во имя Живоначальной Троицы, а Троицкая церковь на Звоннице - во имя прп. Сергия Радонежского. В 1830-е годы начато строительство монастырских гостиниц за Северными вратами обители. 1837 год - ходе путешествия по России обитель посещает наследник престола цесаревич Александр Николаевич. 1839 год - в монастырь приезжает сын принца Евгения Богарне герцог Максимилиан Лейхтенбергский с императором Николаем I и его дочерью Марией Николаевной. В том же году герцог принимает православие, женится на Марии Николаевне и остается жить в России. 1841 год - в монастырь приезжает наследник престола цесаревич Александр Николаевич с супругой Марией Александровной. 1847 год - по воле Николая I из гос. казны на благоустройство монастыря выдано 100 тыс. руб., а цесаревичем Александром Николаевичем на устройство сени над ракой прп. Саввы пожаловано 300 руб. 1847 год - над ракой прп. Саввы устраивается новая сень - бронзовая с накладным серебром (освящена Митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). Устанавливается местный праздник 17 (30) июля - перенесение мощей прп. Саввы. 1857–1858 гг. -к Троицкой церкви пристроен придел с северной стороны во имя 4-х святителей московских - св. Петра, Алексия, Ионы, Филиппа (освящен 25 мая 1858 г. Митрополитом Московским Филаретом).
1862 год - на средства купца I-й гильдии, почетного гражданина Звенигорода П.Г. Цурикова и усердием наместника обители в километре от монастыря устраивается Саввинский скит. Над пещерой - местом покаяния и молитвенных подвигов прп. Саввы - строится каменная церковь во имя Преподобного и кельи для 4-х монахов, огороженные стеной с тремя башенками. 1869 год - в Скиту прп. Саввы строится каменный двухэтажный братский корпус с домовой церковью во имя свт. Николая Чудотворца и еще 5 деревянных на каменном подклете зданий. В 1884–1888 годах монастырь посещают Московский губернатор Великий князь Сергей Александрович с супругой Великой княгиней Елисаветой Феодоровной. 1898 год - торжественное празднование 500-летия Саввино-Сторожевского монастыря. 1908 год - великая княгиня Елисавета Феодоровна оказывала помощь пострадавшим от наводнения жителям Звенигорода. 1912 год - поновление стенописей Рождественского собора палехскими мастерами. Они же промывают иконы из иконостаса XVII в. Вероятно, в это же время в Рождественском соборе появляются новые полы - из метлахской плитки, заменившие полы из чугунных плит. 1915 год - великая княгиня Елисавета Феодоровна посетила Саввин монастырь, где присутствовала в Рождественском соборе на Литургии и посетила настоятеля, а также осмотрела лазареты - 2 в монастыре и 4 в городе. 1918 год, середина марта - первое вскрытие честных мощей прп. Саввы Сторожевского, ставшее причиной «звенигородского мятежа» и убийства у стен монастыря начальника продразверстки по Звенигороду, коменданта монастыря К.Макарова. Мощи прп. Саввы Сторожевского оказались первыми, вскрытыми безбожной властью.
1918 год (осень) – 1919 г. (лето) - самое трагическое время в истории обители. Реквизировано все монастырское хозяйство, 400 десятин земли, московское Архиерейское подворье. Братия живет на подаяния прихожан. Осенью 1918 г. в обители было 50 монахов, весной 1919 г.- 12 человек. 1919 год, 17 марта - по постановлению Народного комиссариата юстиции и съезда Советов рабочих и крестьянских депутатов Звенигорода было организовано вскрытие раки со святыми мощами прп. Саввы в присутствии последнего наместника монастыря иеромонаха Ионы, духовника обители иеромонаха Саввы, ризничего иеромонаха Ефрема. 1919 год, 5 апреля - честные мощи прп. Саввы вывезены из монастыря в Москву членами Звенигородского исполкома. 1919 год, июнь–июль - по жалобе жителей города, прихожан и профессора церковного права Н.Д. Кузнецова и согласно распоряжению В.И. Ленина было проведено следствие по делу о вскрытии святых мощей прп. Саввы и о надругательстве властей над мощами св. угодника Божия. Расследование проводил следователь Наркомата юстиции Шпицберг. В результате монахи Саввинской обители были обвинены в инсценировке событий. Звенигородский совет рабочих и крестьянских депутатов принял решение о роспуске монахов и о закрытии Саввино-Сторожевского монастыря. 1919 год, конец августа - монастырь поступает в ведение НКВД, и во Дворце царя Алексея Михайловича устраивается концентрационный лагерь для 60 умственно отсталых детей. 1920 год, январь - в Московском губернском революционном трибунале слушается «дело церковников» № 386, обвиняемыми по которому проходит часть братии Саввино-Сторожевского монастыря. 1920 год, май - в монастыре организовывается концентрационный лагерь для пленных офицеров царской армии. 1920 год, июль - зданиях обители располагается санаторий Наркомата здравоохранения и Музей церковной старины, основная часть коллекции которого - монастырская ризница, библиотека, архив и «обстановка в бывшем дворце бывшего царя Алексея Михайловича Романова».
1922 год - монастырь как памятник архитектуры XV–XVII вв. передается в ведение и под охрану Музейного отдела главнауки Наркомпроса. Музей церковной старины объединяется с музеями в усадьбах Введенское и Ершово и под названием «Музей церковной старины и помещичьего быта» занимает почти все монастырские здания. 1927 год - музей закрывается, и в монастыре организовывается колония для беспризорников (занимает здания - Дворец царя Алексея Михайловича, половина Трапезной палаты XVII в., часть Царицыных палат). Остальные здания находятся в ведении Наркомата здравоохранения. Грабарем И.Э. вывезены в Москву на реставрацию храмовая икона Рождества Пресвятой Богородицы и др. иконы местного ряда из Рождественского собора монастыря. Иконы обратно в монастырь не вернулись, и дальнейшая судьба их неизвестна. 1928 год - колония выводится из стен монастыря. Здания, которые она занимала, а также здания за стенами обители передаются ВЦСПС для организации «дома отдыха трудящихся им. Рыкова». Музей открывается вновь (занимаемые здания - Рождественский собор, Троицкая церковь, восточная половина Трапезной палаты XVII в., 1-й этаж Казначейского корпуса, Звонница, Красная и северо-восточная угловая башни), но реорганизуется с краеведческим уклоном. Кроме того, музей получает как филиал Успенский собор на Городке, незадолго до этого закрытый для церковных служб, и церковную сторожку при нем. 1930 год - согласно предписанию «Рудметаллторга» от 7 января со Звонницы были сняты и отправлены на переплавку: 1) 11 мелких колоколов разного времени отливки общим весом в 70 пудов (около 1147 кг); 2) Кесарийский колокол весом 41 пуд (672 кг), отлитый в 1792 году; 3) Колокол весом 125 пудов 22 фунта (2056,5 кг), отлитый в 1831 г; 4) Колокол весом 261 пуд (4275 кг), отлитый в 1831 г.; 5) Колокол весом 438 пудов (7174 кг), дата отливки неизвестна. Кроме этого, из Скита прп. Саввы Сторожевского был вывезен колокол весом 600 пудов (9828 кг), отлитый после 1860 г. На Звоннице остается 2 колокола - 35-тонный Большой Благовестный и часовой колокол. 1939 год - музей в монастыре закрывается по распоряжению Народного комиссариата обороны, а коллекции его большей частью попадают в Областной краеведческий музей (г. Истра), частью рассеиваются по музеям Москвы. Территория монастыря передается военному ведомству для размещения воинской части. 1941 год, конец осени - начало зимы - произведена попытка снять для эвакуации 35-тонный Большой Благовестный колокол. По официальной версии, попытка была неудачной, при падении колокол разбивается на части (по другим данным - колокол был взорван прямо на Звоннице). Металл увозят на переплавку для военных нужд, на территории остается несколько фрагментов от стенок колокола и часть языка. 1941–1944 гг. - на территории монастыря располагаются воинские подразделения и госпиталя, в Рождественском соборе - кухня и офицерская столовая. Зимой 1941–1942 гг. линия фронта проходила в 3-х км от стен обители. На территорию монастыря за всю войну не упало ни одного снаряда, осколка и не залетело ни одной шальной пули. В Скиту прп. Саввы были вырыты окопы, частично сохранившиеся до наших дней. 1944 год - решением Мособлсовета Звенигородский районный краеведческий музей восстанавливается, правда, не в монастыре, а в Успенском соборе на Городке и зданиях его служб.
1946 год - здания монастыря заняты Министерством Вооруженных сил под Высшую офицерскую школу ВВС и дом отдыха. Кроме этого, на территории обители располагается секретное научное учреждение, сотрудники которого занимаются разработкой космической техники и новых видов вооружения. Успенский собор на Городке возвращен верующим. 19 июля исполком Мособлсовета принял решение № 1208/26 «О мероприятиях по охране памятников архитектуры в Московской области», согласно которому весь ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря вошел в «Список памятников архитектуры Московской области, подлежащих государственной охране». 1947 год - Звенигородскому музею передается первое монастырское здание - Рождественский собор, где разворачиваются экспозиции. На здании собора устанавливается охранная доска. 1949 год, 20 апреля - Мособлисполком принимает решение о возвращении музею зданий монастыря, в первую очередь Троицкой церкви. 1949 год - исполком Звенигородского совета принимает Постановление № 22 от 27.07.49 г.: «Территорию, включающую бывший Саввино-Сторожевский монастырь, земляной Городок - древний Звенигород, являющиеся памятниками истории, архитектуры и природы XVI–XVII вв., - объявить Звенигородским заповедником». К сожалению, вышестоящие организации не утвердили это решение. 1949–1950 гг. - в монастыре начинаются первые реставрационные работы п/р архитектора В.И. Федорова. 1950 год - музею передаются Троицкая церковь и одна их крепостных башен. 1959 год - реставратором Д.Е. Брягиным обследованы на предмет реставрации фрески Рождественского собора. Проведена пробная реставрация нижнего ряда росписей стен основного объема - т.н. «полотенец». 1960 год - музею передается здание Царицыных палат и начинается его реставрация. Фонды музея хранятся в алтаре Рождественского собора, архив и библиотека - в алтаре Троицкой церкви. Распоряжением Минкультуры РФ иконы из иконостаса XVII в. Рождественского собора поставлены на госучет. В августе из Рождественского собора было украдено 5 икон XVII в. Иконы были вскоре найдены. 1962–1979 гг. - бригадой реставраторов п/р Д.Е. Брягина проведен комплекс работ по реставрации фресок Рождественского собора - фрески XVII в. были освобождены от более поздних записей (1835 и 1913 гг.), тонированы, частично восполнены и законсервированы. Реставрация показала удивительную сохранность фресок XVII в. 1968 год - в отреставрированных Царицыных палатах открылась экспозиция «Дореволюционное прошлое края», часть которой была посвящена истории Саввино-Сторожевского монастыря. 1969–1975 гг. - бригада реставраторов п/р Д.Е. Брягина выполнила реставрацию икон XVII в. из иконостаса Рождественского собора. В реставрационных отчетах отмечена редкая для икон этого времени сохранность, а также то, что поновления XIX – начала ХХ вв. были сделаны очень корректно и «авторская живопись почти не имеет утрат». Иконы введены в научный оборот как уникальный образец древнерусской иконописи, восходящей своими традициями к Рублевской школе. 1970 год - в подвальном помещении Рождественского собора была смонтирована установка экспериментального отопления, что позволило впервые с 1918 г. поддерживать в соборе постоянную плюсовую температуру: +4 — +12 С° в течение всей зимы 1970–71 гг.
1971 год - начало 2-го этапа реставрационных работ по укреплению и восстановлению фресок и живописи в Рождественском соборе. 1971–1973 гг. - произведены работы по ремонту и позолоте купола Рождественского собора и восстановлению позакомарного покрытия собора. 1977 год - закончена реставрация Звонницы и Казначейского корпуса. 1980 год - к Московской Олимпиаде в отреставрированном Большом братском корпусе открыта экспозиция «Дореволюционное прошлое Звенигорода и исторически связанных с ним окрестностей», где были выставлены несколько икон из иконостаса Рождественского собора XVII в., а также предметы из ризницы обители и экспонаты, рассказывающие об ее истории. Летом вырублен монастырский сад, занимавший площадь от Царского дворца до северных ворот. 1987 год - все здания и сооружения Саввино-Сторожевского монастыря, включая гостиницы за стенами и Скит прп. Саввы, передаются музею. 1990 год - малое освящение Рождественского собора епископом Можайским Григорием. Первая Литургия в храме после более чем 70-летнего перерыва. 1990–1992 гг.- реставрация масляной живописи XIX в. в Саввинском приделе и галерее Рождественского собора студентами Строгановского института. 1994–1995 гг. - посещение монастыря Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. 1995 год, 9 февраля - Минкультуры РФ, Московская Патриархия и Администрация Московской обл. подписывают договор о совместном использовании музеем и возрождающимся монастырем части зданий обители. Рождественский собор передается в совместное использование, Малый келейный корпус и ансамбль Скита прп. Саввы - в бессрочное безвозмездное пользование монастырю. Обитель возрождается как ставропигиальный мужской монастырь. Первым наместником назначается настоятель собора Успения Божией Матери на Городке архимандрит Иероним (Карпов), на плечи которого ложится забота о юридическом оформлении статуса монастыря. Кроме этого, архимандрит Иероним первым поднимает вопрос о восстановлении храмов в селах Ершово (взорванного фашистами в 1941 г.) и Саввинской Слободе (разрушенном в советское время), и об открытии для богослужений храма св. блгв. князя Александра Невского в городе Звенигороде. 1995 год, 18 сентября - патриаршая служба в Рождественском соборе. 1996 год - на день обретения мощей прп. Саввы епископом Орехово-Зуевским Алексием освящен Саввинский придел Рождественского собора и начались регулярные воскресные богослужения.
1997 год - первый с 1919 г. крестный ход из обители в Скит прп. Саввы. В Скиту был установлен крест в память о всей почившей братии обители. 1997 год, 21 ноября - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назначает наместником монастыря иеромонаха Феоктиста с возведением его в сан игумена. В монастыре возобновляется монашеская жизнь. 1997 год, 7 декабря - первый постриг в обители - послушники Константин и Сергий получают монашеские имена Савва и Петр в честь прп. Саввы Сторожевского и первоверховного апостола Петра. 1998 год, 7 января - первая Рождественская служба в обители. 1998 год, апрель - на монастырскую Звонницу были подняты новые колокола, отлитые на заводах России на средства благотворителей. Первая Пасхальная служба в обители.
1998 год, апрель–август - в обители идет подготовка к празднованию 600-летия со дня основания Саввино-Сторожевского монастыря и перенесению в обитель честных мощей ее основателя - прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца. В Рождественский собор вернулся уникальный иконостас XVII в. царских изографов, по старинным фотографиям написан не сохранившийся местный ряд, изготовлена по старым образцам рака для честных мощей Преподобного. Проведены ремонтно-реставрационные работы на территории обители - начата реставрация Трапезной палаты XVII в., побелены монастырские здания, заасфальтированы дорожки, заменен бордюрный камень, благоустроена территория самой обители и ее ближайших окрестностей. Обитель украсилась белокаменной водосвятной часовней, установленной на фундаменте не сохранившейся церкви Иоанна Лествичника XVII в. На монастырскую Звонницу были подняты еще 3 колокола, самые большие - постный весом 31 пуд (500 кг), будничный весом 40 пудов (670 кг) и праздничный весом 100 пудов (1640 кг). Произведены реставрационно-восстановительные работы в Скиту прп. Саввы - восстановлена ограда «малого» скита, отреставрирована церковь прп. Саввы, начаты работы в братском корпусе. 1998 год, 20–22 мая - посещение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II монастыря и скита прп. Саввы. 1998 год, август - министерство культуры и Министерство госимущества приняли решение о передачи части зданий - Троицкой церкви с Казанской трапезной, Большого братского корпуса, Звонницы с Преображенской церковью и Трапезной палатой XVII в. - Саввино-Сторожевскому монастырю. 1998 год, 22–25 августа - в обители торжественно праздновалось 600-летие со дня основания Саввино-Сторожевского монастыря и возвращение в обитель честных мощей прп. отца нашего Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца. 22–23 августа — Патриаршии службы в Рождественском соборе. За труды, понесенные во время подготовки к торжествам, наместник обители игумен Феоктист возведен в сан архимандрита.
1998 год, 16 декабря - День памяти прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца. Литургию возглавил наместник Новоспасского монастыря в Москве епископ Орехово-Зуевский Алексий. Пел хор Троице-Сергиевой Лавры п/у архимандрита Матфея (Мормыля). 1999 год, 23 августа - 1-я годовщина второго обретения и перенесения мощей прп. Саввы Сторожевского. Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 23 августа внесено в православный календарь как «день второго обретения мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца и перенесения их в Саввино-Сторожевский монастырь». Праздничную службу возглавил архиепископ Истринский Арсений. После службы состоялся крестный ход с мощами прп. Саввы вокруг стен обители и молебен на Соборной пл. 2000 год - в январе в храме-часовне в честь Воскресения Христова, который находится на кладбище Верхнего Посада в Звенигороде, была совершена первая Божественная литургия. Храм построен на средства благотворителей и приписан к Саввино-Сторожевскому монастырю. С конца марта храм-часовня открыт для всех желающих с 10 до 14 час. каждый день. Помимо заупокойной литургии, проходящей здесь по субботним дням, священники обители совершают в храме-часовне отпевания, молебны, литии. Продолжается благоустройство нового храма. 2000 год, 3 апреля - распоряжением Минкультуры и Мингосимущества России Саввино-Сторожевскому монастырю переданы в безвозмездное пользование все башни и стены монастыря, гостиничный комплекс и Дворец царя Алексея Михайловича. 2000 год, 4 мая - в с. Саввинская Слобода иеромонах Даниил в сослужении братии обители совершил водосвятный молебен на месте, где вскоре будет возрожден деревянный храм свт. Николая Чудотворца. 2001 год, 15 мая - Собор Рождества Пресвятой Богородицы передан в бессрочное безвозмездное пользование монастырю. 2001 год, 5 августа - по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, настоятеля св. обители, Алексия II состоялась закладка первого камня на монастырском подворье (храм Успения Пресвятой Богородицы на Городке) в основание храма Благовещения Пресвятой Богородицы на месте разрушенного в советское время. 2001 год, 28 октября - освящен новый деревянный храм во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», построенный на деньги благотворителей в деревне Молзино Ногинского района, на землях, принадлежащих фермерскому хозяйству Абрамовых. В день празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» архимандрит Феоктист с братией отслужили в храме первую Божественную литургию, молебен и панихиду.
2007 год, 22–23 августа - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил центральное богослужение юбилейного года и торжественные мероприятия в Звенигороде. К этой дате был поновлен храм прп. Саввы Сторожевского и восстановлена пещера святого в Скиту. Празднование началось крестным ходом из Звенигорода в Саввино-Сторожевский монастырь и освящением памятника прп. Савве Сторожевскому у Северных врат обители. У стен монастыря работала Саввинская ярмарка. На концертной площадке ярмарки прошел фестиваль искусств «Звени, Звенигород!». 2008 год, 22–23 августа - празднование 10-летия Второго обретения и перенесения мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского и всея России чудотворца. 22 августа совершен крестный ход из Данилова монастыря в Москве в Саввино-Сторожевскую обитель в Звенигороде. 23 августа праздничную Литургию в Саввино-Сторожевском монастыре возглавил Высокопреосвященнейший Владыка Ювеналий, Митрополит Крутицкий и Коломенский. 2009 год, 1 февраля - праздник Первого обретения святых мощей прп. Саввы Сторожевского. Престольный праздник обители. Интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в соборном ХХС.
Престольные праздники Главным престольным праздником Савино-Сторожевского монастыря со времен его основания считается престольный праздник монастырского собора - Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября. Следующие 4 праздника связаны с памятью прп. Саввы Сторожевского: 16 декабря - день праведной кончины преподобного в 1407 г; 1 февраля - обретение св. мощей в 1652 г.; 30 июля - перенесение святых мощей и поставление их под новую сень в 1847 году; 23 августа - 2-е обретение и перенесение св. мощей из Московского Свято-Данилова монастыря в Савино-Сторожевскую обитель в 1998 году. Прп. Савва Сторожевский скончался 16 декабря (3 декабря по старому стилю) 1407 г.
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 23 Авг 2015, 15:57 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| Тело Преподобного было погребено у входа в собор Рождества Пресвятой Богородицы справа, под окном. Сейчас это место находится внутри храма, так как к нему была пристроена обходная галерея. Умножались чудеса, совершаемые по молитвам к почившему угоднику Божию, росло его почитание на Руси. В 1430-х годах чудесным образом была написана первая икона святого: прп. Савва явился во сне игумену монастыря Дионисию и повелел написать свой образ. Известно, что уже в 1505 г. на могиле Преподобного служились молебны. Прп. Савва был канонизирован на Московском соборе 1547 г., возглавляемом митрополитом Макарием. На этом соборе были канонизированы многие местночтимые святые, коим и являлся прп. Савва. Днем памяти святого был установлен день его успения - 16 декабря. Инок Новгородского Антониева Монастыря Маркелл составил Житие и службу святого. Первое обретение мощей Преподобного было совершено в царствование государя Алексея Михайловича 1 февраля (19 января) 1652 г. Мощи были обретены нетленными после 245-летнего пребывания в земле, положены в гробнице и поставлены на правой стороне в соборе Рождества Пресвятой Богородицы у южных врат, ведущих в алтарь, где они и находились до 1919 г. Так был установлен 2-й праздник прп. Савве Сторожевскому.
После войны 1812 г. была восстановлена сначала рака Преподобного, а в 1847 г. была сооружена новая бронзовая сень над ракой с украшениями из накладного серебра. Средства на новую сень собирались по всей России, сам праздник 30 (17) июля прошел очень торжественно, при большом стечении богомольцев. На время работ св. мощи были перенесены в придел прп. Саввы, а потом вернулись на прежнее место. Поэтому праздник и получил название перенесения св. мощей и поставления их под новую сень. Сейчас в этот день бывает ранняя Литургия в Скиту прп. Саввы, водосвятный молебен и крестный ход из Скита в монастырь. В 1998 г. добавился праздник Второго обретения святыни. Св. мощи Преподобного были конфискованы в 1919 г. и увезены из монастыря. Чудесным образом они не были утрачены, а хранились в семье М.М. Успенского, сотрудника Гос. Исторического музея и члена Комиссии по охране памятников архитектуры Московской обл. 25 марта 1985 г. святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь, Патриаршую и Синодальную резиденцию, где почивала в алтаре храма семи Вселенских соборов.
22–25 августа 1998 года Саввино-Сторожевский монастырь торжественно праздновал свое 600-летие. В честь этого события, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, священноархимандрита Саввинской обители, честные мощи прп. Саввы торжественно перенесены в основанный им монастырь, где хранятся и поныне. Ежегодно 22 августа, накануне установленного праздника, совершается крестный ход с иконой прп. Саввы из Свято-Данилова монастыря в Звенигородскую обитель при большом стечении духовенства и богомольцев. Также именуются престольными праздники монастырских храмов: 19 августа - Преображение Господне (самый большой действующий храм обители) Святой Троицы - переходящий праздник на 50-й день после Пасхи Господней 30 марта - св. Алексия, человека Божия 8 октября - прп. Сергия Радонежского 12 апреля и 4-я неделя Великого поста - прп. Иоанна Лествичника (не сохранившийся больничный храм).
Скит преподобного Саввы
Прп. Савва для молитвенных подвигов и молитвенного общения с Господом часто удалялся из обители в глубокий овраг, отстоящий в версте от монастыря на север. Там на склоне горы под сенью густого леса он ископал себе пещеру, в которой предавался со слезами подвигам молитвы и созерцанию на земле высших обителей небесных. Память о месте его молитвенных подвигов сохранялась веками. В 1860 - начале 1870-х годов над пещерой была возведена церковь во имя прп. Саввы Сторожевского, а рядом с ней построен ансамбль монастырского Скита. Первоначально он носил название «общежитийного отделения» и представлял собой целый монастырь с двумя церквами, кельями и хозслужбами, обнесенный каменными стенами с башенками. Возникновение Скита произошло благодаря желанию и усердию нескольких людей: свт. Филарета (Дроздова), митрополита Московского, настоятеля Саввина монастыря епископа Л.Дмитровского (Краснопевкова), звенигородского купца и фабриканта П.Г. Цурикова и наместника Саввинской обители о. Галактиона. Средства на устройство Скита и его содержание были пожертвованы П.Г. Цуриковым.
Жизнь в Саввинском скиту основывалась на правилах строгого общежительного устава, введение которого было связано с именем митрополита Московского Филарета (Дроздова). Митрополит Филарет усердно насаждал в обителях подобный тип иноческой жизни, восходивший к традициям прп. Сергия Радонежского и его учеников. Особое отношение к общежительным монастырям разделял викарий митрополита епископ Леонид. Основная заслуга практического воплощения идеи Cкита принадлежит наместнику монастыря (с 1856 по 1887 г.) о. Галактиону. Скит прп. Саввы посещали царствующие особы: император Александр II, императрица Мария Александровна, а также Великие князья. Особым усердием к монастырю и Скиту отличался Великий князь Сергей Александрович, Московский генерал-губернатор.
Церковь прп. Саввы, выстроенная из кирпича и белого камня «под колоколы», является прекрасным образцом возрождения в XIX в. традиций древнерусской архитектуры. В интерьере храма был резной иконостас, исполненный из разных пород дерева - розового, орехового и сибирской березы. Храм был освящен митрополитом Филаретом 2 сентября 1862 г. Кроме того, в Скиту была церковь во имя свт. Николая Чудотворца, находившаяся на 2-м этаже сохранившегося двухэтажного каменного корпуса. В обоих храмах особо почитались иконы прп. Саввы Сторожевского. Особенно торжественной была служба в Скиту в конце августа 1889 г., когда туда был принесен из Троице-Сергиевой лавры чудотворный образ прп. Сергия Радонежского. По уставу, как монахи общежительных обителей, братия Саввинского скита получала все необходимое от монастыря, у нее не было права собственности, монашеские обеты исполнялись очень строго. Так, утреннее богослужение начиналось всегда в 2 час. ночи, литургия в 8 час. утра, вечерня в 3 час. и затем следовало чтение правил.
К старцам в Cкит часто приходили люди, искавшие духовного совета: «Здесь, среди полной тишины, живут ревнители подвижничества. Впрочем, и сюда нередко приходят богомольцы; иные из них со слезами просят совета и утешения от опытных в духовной жизни людей». Старец Cкита схимонах Илия был духовником Звенигородской Аносиной Борисоглебской обители. В скитах жили в основном монахи-схимники, принявшие на себя высшие иноческие обеты - неустанно молиться за весь мир. Скит имел свою усадьбу, которая обслуживалась руками монахов. Скитские иноки изготовляли различные изделия - плели коврики, вырезали деревянные ложки. Архитектурный ансамбль Скита окончательно сложился к началу XX в. Он представлял собой десятки зданий, в том числе - отдельно стоящие деревянные на каменных фундаментах постройки, такие, как келья благочинного, кельи братии и рухлядная, трапезная, кухня, каменная одноэтажная баня. Саввинский скит сильно пострадал в советское время, многие здания были разрушены. После войны здесь жили семьи служащих военного санатория. К 600-летию преставления Звенигородского чудотворца восстановлена пещера Преподобного, отреставрированы сохранившиеся постройки, возрождена скитская жизнь, возобновлен источник прп. Саввы, сооружена купальня. На территории Скита монастырь, который является общежительным, осуществляет хоздеятельность: здесь находится монастырский огород, скотный двор и др. службы.
Как проехать к Саввино-Сторожевскому монастырю на общественном транспорте: с Белорусского вокзала до ст. «Звенигород», далее автобусом № 23, 51 до ост. «Монастырь». Автобусом от ст. м. "Кунцевская" до Звенигорода, далее автобусом № 23, 51 до ост. «Монастырь». На автомобиле: по Минскому или Новорижскому шоссе. http://www.savvastor.ru/
|
|
| |
NK | Дата: Среда, 02 Сен 2015, 23:45 | Сообщение # 3 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Статус: Offline
| Так совпало, что я была в этом монастыре через 2 дня после праздничной литургии, поэтому немного добавлю к сообщению Валентины. На фото видно, что на Соборной пл. не успели ещё до конца разобрать конструкции, сооруженные перед собором Рождества Пресвятой Богородицы для проведения Святейшим Патриархом Кириллом праздничной службы. Внутри Собора может поместиться небольшое количество людей, поэтому большая часть службы проходила, наверное, на площади перед Собором.
Экскурсовод указала нам на одну отличительную особенность навершия креста на куполе Собора Рождества Пресвятой Богородицы – царскую корону. Она как бы надета на самый верх креста. Как сказала экскурсовод, больше такого нигде нет, и связано это с тем, что монастырь был в свое время наделен особыми правами - при царе Алексее Михайловиче он стал «собственным государевым богомольем», а при царе Федоре Алексеевиче он звался «комнатным государевым». Оказывается, у монастыря был какое-то время и статус Лавры. Он был получен около 1652 г. (первым среди русских монастырей).
А это вид со звонницы на Красную башню и Троицкую церковь. Большой колокол на звоннице.
Трапезная палата, звонница и Преображенская церковь – это единое здание. На фото слева видна часть Трапезной палаты белого цвета, в середине – звонница красного цвета, справа за звонницей видна небольшая часть Преображенской церкви белого цвета.
В перспективе внутренняя площадь Преображенской церкви будет расширена за счет бывшей Трапезной палаты, соединенной с ней через арку. На данный момент своды Трапезной палаты не расписаны. На стенах размещено несколько икон и в одном глухом арочном углублении установлен на помосте портрет Алексея Михайловича Тишайшего работы П.Рыженко.
Алтарная часть несохранившегося храма прп. Иоанна Лествичника. А этот художник, судя по направлению его взгляда, рисует звонницу.
Вот, вроде бы, и все, что хотелось добавить из настоящего времени к подробному рассказу Валентины о Саввино- Сторожевском монастыре.
Сообщение отредактировал NK - Среда, 02 Сен 2015, 23:40 |
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 27 Ноя 2021, 21:05 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| ЗВЕНИГОРОДСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ
Если бы польские, литовские или немецкие рати двигались в XVI в. на Москву, они встретили бы на своем пути небольшой монастырь. Царское правительство и до, и после национального унижения Смутного времени считало, что эта обитель на горе Сторожи под Звенигородом, подобно «забралу», защищает русскую столицу от нашествий с Запада.
В чем причина такой непоколебимой уверенности? Стены Саввино-Сторожевского монастыря, сооруженные в XVII в., лишь издали напоминают крепостные. Они служили для отделения иноков от мирской суеты и для выражения красоты Божьего мира, подобно стенам Новодевичьего монастыря и навершиям кремлевских башен, созданным искусными зодчими той же эпохи. Они совсем не похожи на твердыни Сергиевой Лавры или Соловецкой обители, которые выдерживали длительную осаду. Поэтому они не были ни «панцирем» для державной столицы, ни ее «шлемом». Но «забралом» - были. В доспехах древнерусского воина забрало являлось элементом более символическим, нежели боевым. Будучи хрупким, забрало не могло защитить от сильного удара, избегать же царапин воину было не к лицу. К тому же у варягов, как и у народов древнего мира, прорези для глаз не делались в виде железной решетки, но повторяли очертания глаз. Это был идеализированный лик воина, бесстрастный, олицетворяющий десницу судьбы в неизбежной борьбе между людьми. По преданию, забралом было закрыто лицо А.Невского, когда он ворвался в лагерь шведов и «возложил острием копья печать на челе» их предводителя Биргера. «Забрало Москве», согласно тексту богослужения XVI в., - это сам прп. Савва, основатель и первый игумен Сторожевского монастыря. Итак, речь идет не о военном значении крепости, хотя и стоящей на «Сторожевой горе», но о духовной защите самого «лица» русской столицы. Вот почему Смутное время, разорившее Москву, не подорвало веру в него, а укрепило: при Романовых монастырь стал «собственным государевым богомольем», которым ведал учрежденный царем Алексеем Михайловичем «приказ тайных дел».
«Всем грешным прибежище» Эти слова означают, что, по слову Господа (Ин. 6, 37), никого из приходящих к нему прп. Савва не отвергал: но любой человек, независимо от возраста и состояния, осознающий себя согрешившим перед Богом, мог рассчитывать на сострадательное внимание святого игумена. Всему научился прп. Савва у своего наставника, прп. Сергия Радонежского, а в одном превзошел его: сам Сергий поставил Савву духовником братии, сам исповедовался у него. Благодать совершения Таинств, и в том числе Таинства Исповеди, есть у каждого священника. Но не ко всем одинаково стремится народ, не у всех спрашивают совета в сложных жизненных ситуациях, когда потребна глубокая мудрость. Прп. Сергий и Савва обладали не только мудростью, приходящей с опытом, но и даром прозорливости от Бога. Им были открыты глубины душ человеческих. Успокоить, утешить грешника, обещать ему прощение - великое дело. Но ошибочно видеть в этом потакание греху, как некоторые говорят: «У православных легкая жизнь: согрешил - покаялся». Не таков был дух Преподобного. Он знал, что «нет человека, который не согрешил бы» (2 Пар. 6, 36), но произвольное коснение в грехе не могло найти у него оправдания.
«Домострой» - религиозный текст, по которому жили русские люди в век прославления прп. Саввы, - указывает необходимые условия для спасения человека в Судный день Христов: «Кто не по-Божьи живет, не по-христиански, чинит всякую неправду, насилие и обиду или нечестно судит, или неправедно производит розыск, или ложно свидетельствует… всякие непотребные дела творит: блуд, распутство, сквернословие, срамословие… точно будут все в аду и прокляты будут на земле, ибо за все грешные дела хозяин такой Богом проклят, и обиженные им вопиют к Богу. И своей душе погибель, и дому запустение… и милостыню их от неправедного богатства не приемлет Бог ни при жизни их, ни после смерти. Если хочешь от вечной муки избавиться, отдай неправдой захваченное обиженному и впредь обещай не поступать так».
Много было ктиторов и жертвователей у Саввино-Сторожевского монастыря, много имен поминали монахи в своих синодиках. Но только тех из них поминал и прозорливец Савва своими устами, кто имел «желание каятися», по слову молитвы. Такой человек, если еще и не мог отстать от прежних дел, то всей душой желал этого и томился, и не оправдывал себя ни в чем. Такому человеку был святой Савва «прибежищем», будь он царь или простолюдин. Благодаря этой всеохватности своей любви был назван Звенигородский игумен «всея России Чудотворцем». За то, что он не чуждался власть имущих, общение с которыми всегда является испытанием как для смирения монаха, так и для его твердости, а при этом оставался простым русским мужиком, таскавшим дрова и воду на перетруженных плечах.
«Всея России Чудотворец», прп. Савва во время своего прославления, в грозный XVI в. уже стал символом единения Руси. Хотя народ церковный чтил Савву всегда, его имя периодически выпадало из памяти общественной: между временем князя Юрия и царя Ивана, между правлениями царя Феодора и царя Алексия, после 1917 г. и до наших дней. Но это имя всегда чудно возрождалось, как весеннее солнце является после зимы. «Единение» на церковно-славянском языке значит «собор». Собор как православный храм есть символ единения. Символами монолитного единства в духе стали Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря и Троицкий собор Сергиевой Лавры. Как икона духовного единства народа «от мала до велика» был построен Покровский собор на Красной пл. в Москве. Как памятник ратного единения русских людей в войну 1812 г. возведен на народные деньги ХХС. История готовит новые испытания действительного единства нашей страны, и если цели людей не укоренены в вечности, связи между ними едва ли окажутся достаточно крепкими. Илья Вевюрко Саввинское слово, №1. Издательский отдел Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря
Явление преподобного Саввы Сторожевского в 1812 году Это произошло в 1812 г., во время Отечественной войны с французами. Во время движения вражеских войск к Москве, принц Е. Богарне, пасынок Наполеона, вице-король Италийский, с 24-тысячным отрядом подошел к Звенигороду.
Евгений Богарне
12 сентября на подступах к городу русский отряд казаков под командованием Ф.Ф. Винценгероде вступил в сражение с многократно превосходившими силами неприятеля. Шестичасовой бой происходил в непосредственной близости от стен Саввина Сторожевского монастыря. Враг был вынужден приостановить свое движение, и только вечером Богарне вместе со своим штабом вступил в монастырь. Французы заняли комнаты в Сторожевской обители, рассеялись по монастырю и начали грабить обитель. Но сам преподобный своим явлением устрашил и вразумил дерзких грабителей. Случилось это так. Когда вечером принц Евгений, не раздеваясь, лёг и уснул, вот, наяву или во сне – он сам не знал того – увидел, что в комнату входит какой-то благообразный старец в чёрной длинной монашеской одежде и подходит к нему так близко, что было возможно при лунном свете рассмотреть черты его лица и грозный его взгляд. Явившийся сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь, особенно уносить что-либо из церкви; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя, и ты возвратишься в своё отечество целым и невредимым». Устрашённый видением, принц отдал утром приказ, чтобы основные силы его отряда не заходили в монастырь, а сам вошёл в соборную церковь и при гробе прп. Саввы увидел образ того, кто являлся ему ночью, и, узнав, чей это образ, с благоговением поклонился мощам прп. и записал о случившемся в своей книжке. Потом принц велел запереть соборный храм, запечатал его своею печатью и приставил к дверям храма стражу из 30 человек.
Согласно предсказанию прп. Саввы, принц Евгений, в отличие от всех остальных главных военачальников Наполеона, остался цел и нигде в сражениях после того не был даже ранен. Но на этом история не закончилась. Она имеет своё не менее удивительное продолжение в наше время. Весной 1995 г. в Звенигородский музей (тогда об открытии монастыря ещё речи не было) приехала монахиня одного из православных французских монастырей Елисавета – представительница рода Богарне. Тогда матушке было уже более 70 лет. Она рассказала, что в роду герцогов Лихтенбергских (потомков сына принца Е.Богарне – Максимилиана) существует семейное предание о том, что прп. Савва не только предсказал Евгению возвращение невредимым из России, но добавил ещё одну фразу, о которой не сказано ни в одном издании. Он сказал: «Твои потомки вернутся в Россию». И это пророчество исполнилось.
В 1839 г. в Россию, на праздник, посвящённый годовщине Бородинской битвы, приехал сын Е.Богарне – Максимилиан, герцог Лихтенбергский. От него в России и узнали историю, произошедшую с принцем Е.Богарне в Саввином Сторожевском монастыре в далёком уже 1812 г. Герцог Максимилиан, вместе с Императорской семьёй посетил Сторожевскую обитель и поклонился мощам прп. Саввы, как и обещал своему умирающему отцу. В том же году он сделал предложение Великой Княжне Марии Николаевне, любимой дочери Государя Николая I. После получения Высочайшего согласия на брак герцог принял Православие, и после свадьбы молодожёны поселились в Санкт-Петербурге, где на Невском проспекте и сейчас можно видеть дворец герцогов Лихтенбергских. Потомки Максимилиана жили там до революции. Летом 1917 г. семья герцогов Лихтенбергских уехала во Францию к родственникам, взяв с собой ценные вещи и бумаги, продав земли и часть недвижимости. Октябрьский переворот застал их в Париже. Лихтенбергские живут во Франции почти весь ХХ в., но, по словам матушки Елисаветы, практически все они – православные, и носят русские имена. А прп. Савву почитают, как своего небесного покровителя. Есть версия, что, уже находясь на смертном одре, вице-король Италийский Е.Богарне был крещён по православному обряду с именем Евгений. И уже абсолютно исторический факт – вскоре после наполеоновских войн недалеко от Парижа была построена часовня во имя прп. Саввы. Савва Сторожевский – один из немногих (если не единственный) из русских святых, известных и почитаемых во Франции в XIX в., причём не только жившими в Париже русскими, но и французам. монах Филарет (Лыкосов) http://www.savvastor.ru/pages/118.html
Преподобный Савва Сторожевский — и сегодня исцеления дающий
Прп. отец наш Савва с самых юных лет возлюбил Христа и возненавидел мир. Он пришел к прп. Сергию Радонежскому и принял от него пострижение. В иноческом образе он, стремясь к небесным благам, уготованным от Господа угодившим Ему, с особенной ревностию боролся со страстями и упражнялся в добродетелях. Инок Савва всем казался простым и ничего не знавшим, хотя мудростию превосходил многих мнящих быть мудрыми, прежде всех входил в церковь и после всех из нея исходил, такое было у него умиление, что он не мог удерживаться от сильного плача и рыдания во время божественной службы: видя такое умиление и плач, отцы дивились и прославляли Благодетеля Бога. За высокую духовную опытность Преподобный пользовался у всех большим уважением, так что его назначили духовником братии, и также, по просьбе братии, он некоторое время исполнял обязанности игумена Троицкой обители.
Утвердившись в добродетелях, прп. Савва стяжал себе добрую славу и уважение князей. Христолюбивый князь Георгий (Юрий) Дмитриевич пришел в обитель преподобного Сергия к блж. Савве и упросил его создать в его вотчине на удобном месте обитель. Тогда Савва оставил обитель прп. Сергия и поселился в пустынном месте на горе, называемой Сторожи, в верховьях Москвы реки, близ Звенигорода, верстах в 50-ти от царствующего града Москвы; это место он избрал для будущей обители. Здесь св. Савва жил в совершенном безмолвии и уединении, терпя холод и зной. Недолго, однако, Преподобному пришлось жить одному. Молва об его подвигах и святой жизни начала быстро распространяться, и к св. Савве стали приходить отовсюду иноки и миряне с просьбами руководить ими в духовной жизни. Всех, приходивших к нему, Преподобный принимал с любовью, подавая им пример в смирении и иноческих трудах: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору, и исполнял другие необходимые работы. Этим он хотел приучить братию к труду, чтобы они не губили своих дней в праздности, которая мать всех пороков. После этого христолюбивый князь Георгий Дмитриевич дал Преподобному необходимые средства для сооружения храма, и Савва воздвиг храм в честь честного и славного Рождества Пречистыя Богоматери и устроил обитель, чудную и великую, для душеспасительного пребывания в ней иноков.
Преподобный был добрым пастырем собранного в этой обители стада Христова и, возведя его на духовную пажить, утвердил его во многих добродетелях. И сама его жизнь сияла добродетелями, так что Господу угодно было еще при жизни прославить его даром предвидения. В 1399 г. князь Георгий Дмитриевич должен был, по повелению брата своего великого князя, идти на войну против болгар. Перед выступлением в поход пришел он в обитель прп. Саввы просить у него благословения. Святый старец, помолившись о нем и благословив его крестом, пророчески изрек: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатию Христовою здрав возвратишися в свое отечество».
Приняв потом начальство над войсками великокняжескими, Георгий с благословением старца вышел против неприятелей, в продолжении 3-х месяцев вел сражения и во всех одержал победу. По возвращении Георгий первым делом поспешил в обитель прп. Саввы и принес благодарение Богу, который даровал ему победу по молитвам святого старца. Достигнув преклонных лет, св. Савва впал в болезнь, и созвав братию, довольно научил их в Божественных Писаниях, убеждая их хранить телесную чистоту и непрестанно пребывать в посте и молитвах. После сего Преподобный, поставив над ними игуменом одного из своих учеников, заповедал всем братиям пребывать у игумена в послушании и повиновении. Преподав всем мир и последнее целование, св. Савва в добром исповедании предал душу свою в руце Божии в 3-й день декабря месяца.
Весть о преставлении святого угодника быстро разнеслась по окрестностям, и все христолюбивые граждане Звенигорода, как знатные, так и простой народ, с великою любовию собрались на погребение почившего святого, неся с собой недужных и больных. Совершив над почившим надгробное пение, с честию похоронили его в созданной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Честные мощи прп. Саввы доныне источают многие и различные исцеления всем, с верою к ним притекающим, во славу Христа Бога нашего, творящего через Своих угодников, и по преставлении их, преславные чудеса. Господу нашему слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь
Празднование св. прп. Савве Сторожевскому было установлено в 1547 г. на Московском Соборе и совершается 16 декабря. Первое обретение святых мощей состоялось 1 февраля 1652 г. Второе обретение - 23 августа 1998 г. 30 июля отмечается перенесение мощей преп. Саввы под вновь сооруженную сень, состоявшееся в 1887 г. http://lavra.spb.ru/ru....ij.html
|
|
| |