«ВЕТЕР ПАСХИ ДУЕТ НАМ В ЛИЦА»
|
|
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 24 Апр 2016, 12:25 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| КАК МЫ БУДЕМ ЖИТЬ ПОСЛЕ ПАСХИ? Жизни учит сама жизнь. (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин))
А действительно, как? Вопрос даже какой-то странный. Если спросят про пост – другое дело. Мы сразу скажем и про посещение храма, и про молитву, и про чтение Слова Божия. А еще про воздержание в еде и поклоны, про добрые дела и участие в Таинствах. Кто-то добавит про отказ от ТВ и тупого нахождения в интернете. А как жить после Пасхи – об этом мало кто задумывается. Как говорится, еще дожить надо, а там посмотрим. А думать все-таки надо. Ведь это – наша жизнь, и она у нас одна. И прожить ее надо правильно, чтобы совесть не обличала и стыдно не было. «Давайте жить так, чтобы даже гробовщик оплакивал нашу кончину», – говорил знаменитый Марк Твен. Отличная мысль, точнее настоящая формула жизни.
Как мы будем жить дальше? Лично для меня жизнь – это созидание себя в духе Евангелия. Близки мне слова апостола Павла: кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8, 9 ). Читаю Евангелие и хочу быть похожим на Христа, понимаю, каким должен быть человек. В самоисправлении не может быть остановок, отпусков или выходных. Безделье и лень в труде над собой – наши первые враги. Авва Дорофей сравнивал труд над собой с постройкой дома. Сначала заливка фундамента, потом возведение стен, в конце – монтаж крыши, никак не наоборот. Все последовательно, без глупостей и просчетов. Использование только качественного материала и опытных строителей. Одним словом, ответственное отношение к делу и непрерывный труд, а еще контроль и надзор за выполнением работ. Так строят дома, и по тем же законам развивается человек.
Нельзя отступать от заведенных принципов жизни. В пост мы не только настроились на правильную жизнь, но и начали ее практически. С окончанием поста в этом деле нельзя останавливаться. Радует, что многие люди сожалеют об окончании поста, говорят об особом настроении и желании именно в пост трудиться для Бога и ближних. Благодать поста должна бережно храниться нами до следующего года, как хлебные карточки в блокадном Ленинграде или запас воды при переходе через пустыню; ведь не случайно пост всегда бывает ранней весной, когда впереди целый год.
Влияние Великого поста на нашу жизнь принципиально иное в сравнении с другими постами. Про Петровский пост даже не все знают, а кто знает, часто игнорирует. Лето, отпуска, отдых в отелях по системе «все включено»... До поста ли, когда все вокруг предлагает расслабиться. То же самое и с Успенским постом. На Рождественский пост переносятся большинство праздников с Великого поста. Через день служим Всенощную или полиелей. А если праздник, значит, обед и посиделки. А под конец поста еще и Новый год. Здесь, как говорится, комментарии излишни. Настроение совсем не покаянное, а какое-то другое... Вот и остается святая Четыредесятница как спасительное время для молитвы и плача над собой.
Будем хранить благодать, – призывает нас апостол Павел (Евр.12, 28). После поста у многих появляются свежие силы и открывается второе дыхание для жизни. Человек напоминает корабль, который выходит из гавани с хорошо подготовленной командой, загруженный продовольствием и водой, с поднятыми по ветру парусами. Впереди долгое плавание, но корабль готов к трудностям. Стоит заметить, что начало и вхождение в пост сильно отличаются от его окончания. Целых три седмицы идут особые подготовка и настрой. За неделю до поста не едим мяса, готовим свой организм к серьезному воздержанию. Первая седмица самая строгая, службы многочасовые с большим количеством поклонов. Многие, даже из мирян, «томят томящих их». Сам пост – время для серьезной работы над собой, отказ от пустого и вредного. Верю, что за пост много приобретаем. Но окончание поста совершенно другое. Молитвенный подвиг и труд Страстной недели сменяется светозарной Пасхальной ночью. Длинных служб больше нет, поклоны отменяются, в еде дается благословение «на все». «Никто да не плачет о грехах», и потому на Светлой неделе причащаемся без исповеди и поста. Одним словом, радуемся и веселимся в Пасху Христову. Казалось бы, можно отдохнуть и расслабиться.
А теперь – стоп! Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Видел ты, возлюбленный, как смерть и вначале пришла от невоздержания? Посмотри, как и впоследствии божественное Писание постоянно осуждает увеселения и говорит: и ел и пил, и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога». (Втор. 32:15) Эти слова Библии сказаны нам: кому-то в назидание, кому-то в укор. Можно поесть и попить вдоволь, но нельзя забывать Бога. Грех не в веселье, а в нарушении заповедей. Серьезная проблема в том, что мы не умеем правильно жить в праздники. Совсем не знаем меры, теряем спасительную бдительность и трезвение. Чревоугодие и перебор с алкоголем, смех и шутки, вольность в обращении друг с другом... А самое обидное – это почувствовать, обычно к концу Светлой недели, что начинаешь терять то, что так бережно и кропотливо собирал за время поста. Ужасно снова ощутить потерю благодати и пустоту души. «Что имеем – не храним, потерявши – плачем», – этот афоризм про каждого из нас. Сколько же еще раз нам нужно наступить на одни и те же грабли? Когда же наконец мы поумнеем? Почему так легко расстаемся с духовным сокровищем, как папуасы Новой Гвинеи, менявшие у англичан настоящий жемчуг на стеклянные бусы...
«Попутный ветер добавляет скорости, встречный ветер – ума», – еще одно мудрое изречение, на этот раз бывалых моряков и бородатых китобоев. Почти всегда вредно плыть по течению, а вот преодоление себя и трудностей жизни, борьба с собственным эгоизмом и внимание к нуждам ближних – это залог добрых евангельских плодов. Для этого и установлен пост. Стань другим хотя бы на семь недель; будь похож в это время на того Человека, о котором говорит Евангелие. А дальше – пробуй жить так постоянно, чтобы твоя жизнь согрела хотя бы одно человеческое сердце. «Когда ты родился, то плакал один, а все вокруг радовались. Проживи свою жизнь так, чтобы, когда ты будешь умирать, все вокруг плакали, а ты один улыбался», – говорили восточные мудрецы. Пост – время увидеть нужды и скорби ближних. Всем нам живется трудно. Но мы христиане. Есть те, кому тяжелей, чем нам. Вот на таких людей и стоит обратить свое внимание. Делясь собой, своим временем и силами, мы очень часто даем другим самое важное и прекрасное, что у нас есть.
...Как-то дождливым днем добрый старый джентльмен заметил мальчика, продавца газет, который ежился в дверном проеме, пытаясь защитить свой товар от сырости. Покупая у парнишки газету, джентльмен сказал: «Мальчик мой, тебе, похоже, очень холодно здесь стоять». Мальчик поднял голову и с улыбкой ответил: «Было холодно, сэр, пока вы не подошли»... Если есть возможность дать что-то другим, нужно всегда ее использовать. Отношение того, кто дает, может оказаться важнее самого дара. «Мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь», – это слова Джона Темплтона, американского философа и писателя.
Вот и получился у нас разговор о самом главном. Размышлять о жизни стоит почаще. Можно и наедине, а лучше с кем-нибудь родным по духу. Главное больше задавать себе серьезных вопросов и внимательно слушать свою совесть. Она-то не даст ошибиться, ведь с ней не договоришься. А закончим нашу беседу словами замечательного русского писателя М.М. Пришвина: «Есть прекрасные деревья, которые до самых морозов сохраняют листву и после морозов до снежных метелей стоят зеленые. Они чудесны. Так и люди есть, которые перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше и лучше». Протоиерей Андрей Овчинников 13.04. 2017. Православие.ру http://www.pravoslavie.ru/102695.html
РЕДКУЮ «ОСЕННЮЮ ПАСХУ» ОТСЛУЖАТ В ХРАМЕ НА ВАГАНЬКОВСКОМ КЛАДБИЩЕ
26 сентября святая Церковь воспоминает обновление храма Воскресение Христова в Иерусалиме. В церковной традиции в храмах, посвященных этому празднику, положено совершать в этот день вечерню, утреню, часы и Божественную литургию Пасхальным чином. По этим причинам этот праздник в народе и называют "осеней Пасхой". В этот день отмечает свой престольный праздник храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище.
25 сентября в 17:00 в храме будет совершено Всенощное бдение Пасхальным чином, а 26 сентября в храме будут совершенны часы, Божественная литургия и Крестный ход Пасхальным чином. Начало богослужения в 8:00. Престольное торжество возглавит митрополит Валентин (Мищук) 21.09. 2017. пресс-служба Храма Воскресения Словущего http://vagankovo.net/pasxaln....k-xrama
ПАСХАЛЬНЫЙ СТОЛ В КАРТИНКАХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ЦИТАТАХ Пасха - самый большой и светлый христианский праздник, поэтому неудивительно, что многие писатели в своем творчестве хотя бы раз касались пасхальной темы. Особое место в ней отведено описанию пасхального стола и подготовки к праздничному застолью.
худ. В.Крыжановский. "Весенняя радость"
«У Воронина на погребице мнут в широкой кадушке творог. Толстый Воронин и пекаря, засучив руки, тычут красными кулаками в творог, сыплют в него изюму и сахарку и проворно вминают в пасочницы. Дают попробовать мне на пальце: ну, как? Кисло, но я из вежливости хвалю. У нас в столовой толкут миндаль, по всему дому слышно. Я помогаю тереть творог на решетке. Золотистые червячки падают на блюдо - совсем живые! Протирают все, в пять решет: пасох нам надо много. Для нас - самая настоящая, пахнет Пасхой. Потом - для гостей, парадная, еще „маленькая“ пасха, две людям, и еще - бедным родственникам...
худ. В.Маковский. Гурман. 1909
В столовой на окошках - крашеные яйца в корзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. В передней - зеленые четверти с вином: подносить. На пуховых подушках, в столовой на диване, - чтобы не провалились! - лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, - остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым». Иван Шмелев. «Лето Господне» (глава «Пасха»), 1948.
худ. И.Горюшкин-Сорокопудов. Канун Пасхи в старину
«Утро Великой Субботы запахло куличами. Когда мы еще спали, мать хлопотала у печки. В комнате прибрано к Пасхе: на окнах висели снеговые занавески, и на образе „Двунадесятых праздников“ с Воскресением Христовым в середине висело длинное, петушками вышитое полотенце. Было часов 5 утра, и в комнате стоял необыкновенной нежности янтарный свет, никогда не виданный мною. Почему-то представилось, что таким светом залито Царство Небесное... Из янтарного он постепенно превращался в Золотистый, из золотистого в румяный, и наконец, на киотах икон заструились солнечные жилки, похожие на соломинки...
худ. С.Милорадович. Приготовление к Пасхе. 1910
- Если не устал, - сказала мать, приготовляя творожную пасху („Ах, поскорее бы разговенье! - подумал я, глядя на сладкий соблазный творог“), - то сходи сегодня и к обедне. Будет редкостная служба! Когда вырастешь, то такую службу поминать будешь! На столе лежали душистые куличи с розовыми бумажными цветами, красные яйца и разбросанные прутики вербы. Все это освещалось солнцем, и до того стало весело мне, что я запел: - Завтра Пасха! Пасха Господня!» В.А. Никифоров-Волгин. «Жизнь жительствует»
худ. О.Архипова. Натюрморт с куличами. 2011
«Потом Зоя задумалась, развздыхалась и стала мечтательно вспоминать великую неделю у себя в деревне. - Такие мы цветочки собирали, называются „сон“, синенькие такие, они первые из земли выходят. Мы делали из них отвар и красили яйца. Чудесный выходил синий цвет. А чтобы желтый был цвет, так мы луком яйца обертывали, шелухой, - и в кипяток. А то еще разноцветными тряпочками красили. А потом целую неделю ходили по селу и били яйцо об яйцо. Сначала носиком, потом ж..кой, кто перебьет другого, тот забирает себе. Один парнишка достал где-то в городе каменное яйцо - так он всех перекокал. Но когда дознались, в чем дело, то у него все яйца отняли, а самого поколотили». А.Куприн. «По-семейному». 1910
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 24 Апр 2016, 12:33 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| худ. Е.Муковнин. Пасхальный натюрморт
«С четверга на страстной начали красить яйца: в красном и синем сандале, в серпухе и луковых перьях; яйца выходили красные, синие, желтые и бледно-розового, рыжеватого цвета. Мы с сестрицей с большим удовольствием присутствовали при этом крашенье. Но мать умела мастерски красить яйца в мраморный цвет разными лоскутками и шемаханским шелком. Сверх того, она с необыкновенным искусством простым перочинным ножичком выскабливала на красных яйцах чудесные узоры, цветы и слова: «Христос воскрес». Она всем приготовила по такому яичку, и только я один видел, как она над этим трудилась. Мое яичко было лучше всех, и на нем было написано: «Христос воскрес, милый друг Сереженька!»
худ. Б.Кустодиев. Пасхальный обряд (Христосование), 1916
«В зале был уже накрыт стол; мы все собрались туда и разговелись. Правду сказать, настоящим-то образом разгавливались бабушка, тетушки и отец: мать постничала одну страстную неделю (да она уже и пила чай со сливками), а мы с сестрицей - только последние 3 дня; но зато нам было голоднее всех, потому что нам не давали обыкновенной постной пищи, а питались мы ухою из окуней, медом и чаем с хлебом. Для прислуги была особая пасха и кулич. Вся дворня собралась в лакейскую и залу; мы перехристосовались со всеми; каждый получил по кусочку кулича, пасхи и по 2 красных яйца, каждый крестился и потом начинал кушать». С.Аксаков. «Детские годы Багрова-внука». 1858
А.Маковский. Пасхальный стол. 1915-1916
«О, сколько красоты и поэзии в праздничном столе, накрытом белоснежной скатертью!.. Сколько дразнящего, будящего аппетит в этих группах разноцветных водок и вин; каким дьявольским соблазнительным топазом сверкает мартелевский коньяк, как сочно и плотно лежат в коробке ле-маршановские сардины! А этот огромный запечёный окорок, украшенный курчавой разноцветной бумагой, с румяной коркой, художественно утыканной чёрненькими пятнами гвоздички?! А эта зернистая икра, свежая, пахнущая морем, в круглой большой жестянке?! Да-с! Хорошо-то оно хорошо, а пойдите, купите - без рубашки останетесь. Аркадий Аверченко. «Пасхальные советы». 1924
худ. В.Процив. Выпекание куличей
«Пасха в этом году поздняя, потому к праздничному столу будет все, что положено, - много разной зелени, редис, первые огурцы с грядки, молодой сыр, прошлогодняя зрелая брынза в сушеных горных травах, паштет из шпината и красной фасоли, отдающее пахтой сливочное масло, несладкая выпечка, специальная каша из дзавара - кашика, домашний сыровяленый окорок, лаваш, красное вино. И отварная рыба - непременное для пасхального стола блюдо. На круглом подносе лежат горкой 3 десятка крашенных луковой шелухой яиц - дети будут лупить их на счастье. Победителю -монетка, проигравшему - тоже. Чтобы никому обидно не было». Наринэ Абгарян. «Зулали» (сборник)
худ. C.Жуковский. Пасхальный натюрморт. 1915
Гиацинтами пахло в столовой, Ветчиной, куличом и мадерой, Пахло вешнею Пасхой Христовой, Православною русскою верой.
Пахло солнцем, оконною краской И лимоном от женского тела, Вдохновенно-весёлою Пасхой, Что вокруг колокольно гудела. И.Северянин. «Пасха в Петербурге». 1931 http://izbrannoe.com/news....itatakh
Dinna: КАК ИСПЕЧЬ ПАСХАЛЬНЫЙ КУЛИЧ С ТВОРОГОМ Творожный пасхальный кулич
Как приготовить без хлопот главное пасхальное блюдо – кулич. Творожный кулич получается нежным, воздушным, пористым и с великолепным сливочным вкусом. Не нужно быть поваром, чтобы у вас всё получилось - рецепт творожного кулича несложный.
Продукты: Творог жирностью 9% - 75 г Молоко - 55 мл Вода - 50 мл Масло сливочное - 50 г Яйцо - 1 шт. Сахар - 50 г Мука - 260 г Дрожжи сухие быстродействующие - 1 ч. ложка Ванильный сахар - 1 ч. ложка Соль - 1/3 ч. ложки Изюм - 75 г
Подготовить все ингредиенты. Творог берите не зернистый. Сливочное масло и яйцо должны быть комнатной температуры. Для приготовления куличей также понадобятся бумажные формы, которые можно встретить в любых магазинах накануне Пасхи. Изюм замочить в теплой воде на 10 мин. Для начала замесить сдобное дрожжевое тесто. Работа с дрожжевым тестом состоит из нескольких основных этапов, которые нельзя пропускать.
Первый этап – замес теста. Просеять в большую чашу половину муки, добавить сахар, ванильный сахар, сухие дрожжи и соль. Обратите внимание, что здесь используются сухие дрожжи, которые подмешиваются в муку сразу. Если вы берете свежие дрожжи, то их необходимо предварительно растворить в теплой воде или молоке и дать постоять некоторое время. Теперь необходимо подогреть молоко и воду до 36-38 градусов (мне в этом помогает микроволновка) и добавить жидкие ингредиенты в мучную смесь. Затем добавить сл. масло и яйцо (комнатной температуры). Перемешать миксером до однородности. Теперь добавить творог. Продолжать замешивать тесто миксером на низкой скорости. Постепенно подсыпая оставшуюся муку, замесить мягкое тесто до гладкого, эластичного состояния. Если видите, что миксером не получается, домесите руками. В конце добавить в тесто наполнитель. В моем случае это изюм (заранее замоченный). В тесто для куличей можно добавить не только изюм, но и цукаты, любимые орехи или темный шоколад.
Второй этап работы с тестом – расстойка. Накрыть тесто полотенцем, пищевой пленкой или пакетом. Оставить тесто в месте без сквозняков на 1-1,5 час. (время расстойки будет зависеть в том числе от температуры воздуха в помещении). Хорошо подошедшее тесто должно увеличиться в объеме вдвое и иметь красивую гладкую поверхность без затвердевшей корочки сверху.
Третий этап работы с тестом - обминка. При обминке теста из него удаляется часть углекислого газа, который выделяют дрожжи. При этом тесто насыщается кислородом, которым дрожжи дышат, и обеспечивается доступ к новой порции сахара, которым они питаются. Также обминка нужна для укрепления клейковины, получения более эластичного теста, в котором удержится больше выделяющегося газа, и в результате - более пышного и пористого мякиша дрожжевой выпечки. Вес теста из указанного количества продуктов - 640 г. Выложить тесто в подготовленные формы, заполняя их наполовину. У меня 3 бумажные формы диаметром 9 см. Бумажные формы смазывать маслом и присыпать мукой не нужно. Накрыть формы с тестом полотенцем или пакетом и оставить подходить еще на 45-60 мин. Вторая расстойка нужна для повторного удвоения теста в размере. Разогреть духовку до 180 гр. Выпекать куличи 30-50 мин., в зависимости от их размера (в форме диаметром 9 см куличи выпекались 30 мин.). Готовые творожные куличи выложить на решетку и дать остыть до комнатной температуры, украсить по своему усмотрению. Надеюсь, рецепт пасхального кулича с творогом был полезен. Приятного аппетита! Еще проверенные рецепты для вас: https://www.russianfood.com/recipes/bytype/?fid=643,963
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 28 Апр 2021, 09:37 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ РАЗДАДУТ В ПЯТНАДЦАТИ ХРАМАХ МОСКВЫ
15 московских храмов получат Благодатный огонь в Пасхальную ночь, сообщили в пресс-службе Фонда апостола Андрея Первозванного: «Благословлено принесение Благодатного огня в 15 храмов Москвы (по 1-2 храма от каждого викариатства). В этих храмах 1 мая ориентировочно после 20.30 все желающие смогут возжечь свои лампады от Благодатного огня из Иерусалима. В последующие дни в этих храмах также будет возможно получить Благодатный огонь».
При этом желающим получить огонь необходимо принести собственную лампаду и «соблюдать все меры предосторожности, рекомендованные Роспотребнадзором». 1 мая по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Фонд апостола Андрея Первозванного «планирует доставить в Москву Благодатный огонь из храма Воскресения Христова в Иерусалиме», однако, по рекомендации Роспотребнадзора, в этом году не состоится массовая встреча Благодатного огня в аэропорту Внуково. Фонд планирует доставить Благодатный огонь в следующие храмы:- Богоявленский кафедральный собор в Елохове;
- Знаменский храм Патриаршего подворья храмов в Зарядье;
- Живоначальной Троицы в Старых Черемушках;
- Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе;
- Живоначальной Троицы в Орехове-Борисове;
- Всех святых во Всехсвятском на Соколе;
- Всемилостивого Спаса в Митине;
- Новомучеников и исповедников Российских в Строгине;
- Преображения Господня на Преображенской площади;
- Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках;
- Георгия Победоносца на Поклонной горе
- святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, на Можайском шоссе;
- Живоначальной Троицы в Карачарове;
- иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще;
- святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, в Московско
«ПУТЬ ОГНЯ» - ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА БЛАГОДАТНЫМ ОГНЕМ Лаборатория «Гигарама» (входит в состав медиа-холдинга «News Media») в Великую Субботу снимала в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме проект под названием «Путь Огня». Уникальные технологии визуализации и видео 360 позволят каждому почувствовать себя членом паломнической делегации на Святой Земле и пройти путь принесения Благодатного огня в Россию. Станьте очевидцем событий Великой Субботы в Храме Гроба Господня!
Интерактивное видео 360 градусов: можно компьютерной мышью управлять ракурсом съемки самостоятельно. Один клик – и вы в Иерусалиме! Перед зрителем предстанут улочки Старого города и Храм Гроба Господня. Благодаря новейшей технологии каждый зритель может внимательно рассмотреть все происходящее: святые места, взволнованные лица верующих в ожидании Благодатного огня.
На панораме можно хорошо рассмотреть Кувуклию, купол Ротонды, а также узнать кто такие кавасы, хранители ключей. Во время схождения Благодатного огня арабская молодежь бурно радуется Воскресению Христову. Одновременно в Великую Субботу ликует весь Храм Воскресения Христова и звучит «Христос Воскресе!» на разных языках мира. Вместе с русской делегацией Фонда Андрея Первозванного Благодатный Огонь летит в Россию и вы летите вместе с нами. Удивительные панорамы, снятые с высоты птичьего полета. Уникальная возможность наблюдать за тем, как Елена из деревни Крева отправляется во Внуково, чтобы лично встретить Благодатный огонь и привезти его в свой храм. Это трогательная человеческая история, живая вера, искренние эмоции - смотреть как Благодатный огонь разлетается по сотням рук и освящает благодатью всю Российскую Землю. https://fap.ru/press-c....hramakh Смотреть: https://fap.ru/press-c....m-ognem
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 24 Апр 2022, 15:01 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| ПАСХАЛЬНЫЙ БЛАГОВЕСТ Из истории празднования светлого Христова Воскресения
Для многих из нас, советских по своему происхождению людей, он звучит вполне привычно, будто и не было в нашей истории 8-ми десятилетий официального безбожия. Разве не чудо то, что Пасха Христова широко, всенародно праздновалась в тотально атеистической стране, когда на верующих смотрели словно на представителей какого-то реликтового племени? В этом заключен глубокий, поистине мистический символизм: никакими гонениями-притеснениями, никакими «единственно верными» учениями не удалось вытравить из массового сознания русских людей великое торжество воскрешения Богочеловека. Так исторически сложилось, что католический мир всегда придавал большее значение Рождеству, а для восточного христианства главным днем церковного календаря неизменно оставалась Пасха, праздник, с которым связана искупительная жертва Спасителя.
Поездивший по Европе Н.В. Гоголь поражался тому, как буднично проходят пасхальные торжества в стране ревностных католиков Италии, а затем проникновенно вопрошал: «Отчего же одному русскому еще кажется, что праздник этот празднуется как следует, и празднуется так в одной его земле? Мечта ли это? Но зачем же эта мечта не приходит ни к кому другому, кроме русского? Что значит в самом деле, что самый праздник исчез, а видимые признаки его так ясно носятся по лицу земли нашей: раздаются слова: «Христос Воскрес!» - и поцелуй, и всякий раз так же торжественно выступает святая полночь, и гулы всезвонных колоколов гулят и гудут по всей земле, точно как бы будят нас?»
Тут, наверное, впору говорить о разнице мировосприятия у нас и на Западе. В католиках и протестантах гораздо сильнее мирское начало, погруженность в заботы о земном, преходящем. Восточное христианство хранит самую суть веры, которую невозможно понять, не пропустив через себя страдания Спаса, не помышляя о жизни вечной. В любой русской церковной общине право читать в Великую Субботу о страстях Христовых почиталось за особую честь, и выбирали для этого, как правило, людей, поживших на своем веку, к тому же известных примерным благочестием. В старину полагали, что с первых суток Светлой недели и до дня Вознесения Господь ходит по земле в сопровождении апостолов. Одетые в рубища, они бродят по Руси, испытывая людское милосердие и награждая тех, у кого души чисты. Не потому ли в эти праздничные дни двери Передних сеней государевых открывались для простого народа?
Эпоха первых Романовых - Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, патриарха Филарета, которого тоже называли Великим Государем, - отнюдь не была идиллической. Случалось всякое: и военные поражения, и мятежи, и трагический Раскол. Но именно тогда Светлое Воскресение стала с должным размахом отмечать вся страна. Алексей I, по прозванию Тишайший, видел свое монаршее предназначение в служении Богу и народу, целью его служения было построение благополучного государства, в чем-то подобного Царству Небесному. Очертания кремлевских палат и храмов отражали представления этого самодержца о светлом неземном граде. Алексей Михайлович полжизни провел в церковных стенах, на богомолье, регулярно объезжал монастыри, почти ежедневно бывал в кремлевских соборах. В пасхальные дни все гос. дела откладывались в сторону, жизнь на царском дворе замирала, жалобы и челобитные не рассматривались, а представители Боярской думы исправно окружали монарха во время литургии. В главном соборе страны - Успенском - государь христосовался с патриархом и архиереями, одаривая каждого пасхальными яйцами.
С детства посещал пасхальные службы и его мятежный сын Петр. Будучи подростком, он гордился тем, что ему в отличие от немощного брата Ивана хватает сил на столь долгое богослужение. В зрелости Петр Алексеевич изменил свое отношение к церковному календарю. Нет, он не покусился на православные традиции, однако войны и реформы были для него важнее церковного чина, и современники первого российского императора это слишком явно ощутили. В зрелые годы Петр I отмечал великий весенний праздник, сообразуясь с собственным вкусом, со своими мерками. Жизнелюбивый и честолюбивый, словом, мирской человек взялся изменить и традиции пасхальных торжеств, отдавал дань разудалым, многолюдным, связанным с физическими упражнениями и чудесами техники развлечениям: гребле, фейерверкам, парадам. Все праздничные дни на улицах новой столицы не смолкали оркестры, проводились потешные соревнования по сбору-катанию пасхальных яиц. Прокатившись по Европам, он отметил для себя, что его Отечество там считают эдакой сумрачной, населенной дикими варварами державой, и... устыдился своего происхождения. Петр, по словам Пушкина, «не презирал страны родной», по-своему верил в Россию, но не такую, как раньше, а модернизированную по европейским лекалам.
Дух Светлого Воскресения не источился вовсе, витая по-прежнему в великолепных русских храмах, рубленых крестьянских церковках. Хотя в семьях аристократов «преданья старины глубокой» хранили все с меньшим почтением, Пасха у них превращалась в веселый карнавал: накрытые на несколько дней столы, шумные визиты с песнями и плясками, сюрпризы и розыгрыши - все это царь-реформатор вполне одобрял. К вечеру Петропавловская крепость и лодки, которые герр Питер мог наблюдать из окон своего дворца, украшались иллюминацией. Всю ночь громко звучала музыка - самодержец любил, чтобы в праздник люди не сдерживали радости. На Адмиралтейской пл. и Марсовом поле устраивались балаганы, уличные театры - традиция, которая утвердилась впоследствии как минимум на 2 столетия. Комедианты разыгрывали сценки из жизни арлекинов и пьеро, показывали свое мастерство жонглеры и акробаты. Устраивались и действа патриотического характера, чем-то они походили на инсценировки популярных лубочных картинок. Актеры демонстрировали молодецкую силу и справедливость былинных русских витязей, одолевали змиев, давали отпор завоевателям, а посрамленные враги (лицедеи, их изображавшие) убегали с ярмарки под общий свист и улюлюканье. От образов богатырей артисты переходили к событиям более близким, исторически достоверным. Посрамленными оказывались и шведский король, и предатель-гетман, и гордые турецкие паши.
Это было важно и полезно для всех горожан: мало кто мог выписывать в ту пору газеты и журналы, посещать театры. Дети крестьян и ремесленников узнавали на площадях о «делах давно минувших дней» (чем не патриотическое воспитание?), простой народ тешился актерской игрой, радовался героическим сюжетам. Такие шоу сравнимы с талантливым современным блокбастером по мотивам русской истории, а погода в пасхальные дни выдавалась обыкновенно теплой и солнечной. По петровским «скрижалям» праздничные традиции развивались довольно долго, вплоть до эпохи Николая I. Он первым из императоров стал христосоваться не только с родными, близкими и приближенными, но и с простым людом, воплощая идеологическую максиму о триединстве православия, самодержавия и народности.
Несмотря на почитание Петра - великого императора, отца гвардии, преобразователя державы, - в обществе нарастал интерес к историческим первоосновам. Александр III пытался приучить высший свет к настоящей русской Пасхе, в которой веселые, шумные празднества не затмевают духовной сути торжеств. К посту, молитве, чтению Евангелия государь относился серьезно и никогда не превращал собственные посещения храма в игру на публику, ценил уединение. Свой вклад он внес и в традицию пасхальных подарков. Самым известным из этих даров стало драгоценное яйцо от Карла Фаберже, которое Александр Александрович преподнес в 1885 г. супруге. Чуравшийся роскоши, гораздо лучше разбиравшийся в произведениях живописи, нежели в ювелирных украшениях, для Пасхи и любимой женщины он сделал исключение. При нем и его сыне-преемнике все явственнее ощущалась связь царского двора с Первопрестольной. (К примеру, накануне Вербного воскресенья Николай II неизменно приезжал с семьей в Белокаменную, дабы поклониться древним святыням, поучаствовать в торжественном выходе из Грановитой палаты в Чудов монастырь.)
Петербург в конце XIX столетия стал чем-то напоминать в пасхальные дни Москву XVII в. с ее вербным великолепием и уличным многолюдьем. Даже архитектура, которую предпочитал могучий государь, ассоциировалась с русскими теремами-хоромами. В Светлое Воскресенье всем жителям города разрешалось забираться на звонницы церквей и бить от души в колокола. И каждый старался звонить с чувством, толком, расстановкой. Подобный настрой был охотно поддержан наследником Николаем Александровичем. Главное событие года, Пасху, последний русский император встречал иногда в любимой Ливадии, где по 3 дня продолжалось царское христосование. Николаю II удавалось поздравить порядка 10 тыс. братьев во Христе.
В апреле 1917 г. императорская семья жила под арестом в Царском Селе. Утром после пасхальной службы Николай Александрович похристосовался со всеми служащими Александровского дворца, а у Александры Федоровны нашлись для них подарки - фарфоровые яйца. Это было самое грустное празднование в жизни монарха: многие уже демонстративно называли его «гражданином Романовым». Последняя царская Пасха проходила, можно сказать, на фоне революционных алых знамен... И все-таки великий русский праздник оказался сильнее политики: выжил, сохранился, преодолел гонения и забвение. А сегодня пришло время изучать его яркую, уникальную, дорогую для нас историю. Евгений Александров 02.05. 2021. журнал "Свой" https://portal-kultura.ru/article....eseniya
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 27 Апр 2022, 16:44 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА Время ее наступления зависит от даты Пасхи – а она не одинакова год от года. В 2022 г. Воскресение Христово праздновалось 24 апреля, а Светлая седмица продлится с 24 по 30 апреля.
Светлая седмица – это особые дни, когда на службах больше поют, чем читают – причем поют радостно, светло. А еще постоянно звучит: «Христос Воскресе!». Прп. Иоанн Дамаскин, автор Пасхального Канона, который впервые звучит после полуночи Пасхи, а затем многократно – за праздничными службами, так говорит об этом: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало». Это значит, что совершилось главное для человека событие – «поглощена смерть победою», Богочеловек Христос воскрес, дав надежду быть с Ним каждому, кто доверит Ему жизнь – земную и будущую, вечную. Эти дни – образ непрестанной, нескончаемой радости будущего века, «нового неба и новой земли», когда человек соединится с Господом.
7 – по Библейской традиции традиционно число полноты, например, за 7 дней завершено Богом создание мира и человека. Вся Светлая считается «яко день един», что символизирует наше вечное спасение. В то же время, следует иметь ввиду, что празднование Пасхи – вовсе не семидневное: как в древности, так – сейчас, оно на самом деле продолжается не 7, а 40 дней, до Вознесения Господня. Все это время поются песнопения праздника, христиане же приветствуют друг друга словами «Христос Воскресе!». Современные христиане по мере возможности также стараются соблюдать соборное постановление, хотя это не всегда возможно: если в дореволюционной России Светлая была полностью выходной, чтобы люди имели возможность посетить службы, порадоваться празднику с друзьями, родными, то сейчас это обычная рабочая неделя. Тем не менее многие стараются хотя бы раз приступить к Причастию. Есть приходы, где тех, кто соблюдал Великий Пост, часто причащался во время него, на Светлой допускают до Святых Тайн без исповеди. Однако, эти вопросы решаются индивидуально со священником.
Артос: пасхальный хлеб
Особенности имеет также домашняя молитва этого времени: вместо него читаются, а лучше – поются Часы Пасхи. Этот краткий чин помещается обычно во всех молитвословах. По Правилам VI Вселенского Собора, в это время «да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище». Этот разумный совет помогает христианам не потерять духовных плодов Великого Поста духовным рассеянием, расслаблением, когда человек постепенно запутывается среди сетей мира, теряет пасхальную радость. Помимо этого, не рекомендуется после поста предаваться чревоугодию, которое не только губит все духовные труды, но еще опасно для здоровья – резкий выход из поста обязательно приведет к проблемам. И, конечно, радость Воскресения совершенно не совместима с обидами на ближних, осуждением, ссорами. Таинство Венчания не совершается ради общей духовной радости, полнота которой практически не оставляет места для радостей земных. А вот по окончании 7 дней венчаться уже можно, хотя празднование Пасхи продолжается.
Поминовение усопших на Светлой не совершается, так как это – дни радости не только о Воскресении Христа, но также – о будущем всеобщем воскресении, радостной встрече с нашими близкими, которые уже у Господа. Здесь нет места скорби. Именно поэтому первое поминовение усопших христиан проходит на Радоницу, вторник недели, следующей за Светлой. Однако, если христианин скончался в первые дни Пасхи, его, конечно, будут отпевать, притом – особым, пасхальным чином. Песнопения о Воскресении, вызов смерти – большое утешение для тех, кто расстается с близким во дни Пасхи.
В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери «Живоносный источник». Дни, когда соединяются небо с землей, а христианам сияет свет Царства Божия, будущей жизни – таковы эти дни. Именно поэтому многие стараются ненадолго прийти на богослужение начала работы, а если есть возможность – побывать хотя бы на нескольких службах, чтобы прикоснуться к свету Воскресения. Наталья Сазонова https://pravoslavie.wiki/svetlaya-sedmica-2022.html
27 апреля, 21:20 «САМАЯ СЧАСТЛИВАЯ ПАСХА В МОЕЙ ЖИЗНИ» В среду Светлой седмицы состоится премьерный показ неигрового полнометражного фильма «Самая счастливая Пасха в моей жизни» (2022). Фильм кратко рассказывает об истории и сути главного христианского праздника - Воскресении Христовом, о богослужениях и традициях, связанных с празднованием Пасхи. В съемках принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который поделился своими детскими и юношескими пасхальными воспоминаниями, а также рассказал о праздновании Пасхи во время пандемии коронавирусной инфекции, когда храмы впервые в новейшей истории были закрыты для верующих. О своих пасхальных воспоминаниях в фильме рассказывают также митрополит Иларион (Алфеев), протопресвитер В.Диваков, А. Осипов, Н.Дроздов и др. http://www.patriarchia.ru/db/text/5921160.html
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 15 Апр 2023, 10:49 | Сообщение # 6 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| ВЕЛИКАЯ СУББОТА
Великая Суббота – самая важная, самая знаменитая суббота в году и один из важнейших дней церковного года. В кондаке этот день назван «преблагословенной субботой»; прот. А.Шмеман называет ее одной из двух «всерешающих» суббот (вместе с субботой Лазаревой), «Великой и Святой Субботой Пасхи, когда смерть сама была побеждена и стала переходом в новую жизнь Нового Творения». Автор синаксаря (византийский писатель Никифор Каллист, XIV в.) характеризует Великую Субботу, как самый важный день церковного года: «Святая Четыредесятница превосходит все остальные дни в году; но больше ее Великая седмица, а из дней Великой седмицы наибольший — великая сия и Святая суббота».
Приведем еще одно высказывание относительно высочайшего статуса Великой Субботы, которое принадлежит И.А. Гарднеру, представителю русской церковной эмиграции XX в. и выдающемуся специалисту по истории русского богослужебного пения: «Великая Суббота - едва ли не центральный день богослужения всего года. Даже торжественнейшее богослужение Пасхи настолько тесно примыкает к богослужению Великой Субботы, что уясняется и вполне проникает в сознание наше лишь в том случае, если мы проникнемся сначала чувствами, мыслями, настроениями Великой Субботы. Можно сказать, что радость, огненным потоком стремящаяся в пасхальной заутрени, является лишь следствием догматического сознания тайны благословенной субботы».
Великая Суббота в календаре появилась примерно в одно время с двумя соседними днями – Великой Пятницей и Пасхой. Прообразом Великой Субботы можно считать день предпасхального поста, который существовал уже во II в., когда по свидетельству сщмч. Иринея Лионского одни постились один день, другие – 2 дня, а иные – 40 час. Уже в III в. появилась практика крестить оглашенных в пасхальную ночь; впоследствии этот чин смещается на вечер/день Великой Субботы и становится одной из характерных особенностей богослужения данного дня. В древнем Иерусалиме утро Великой Субботы было как бы днем отдыха после насыщенной богослужениями Великой Пятницы; впрочем, на утрене в этот день появляется особенность, которая сохраняется и поныне – чтение Евангелия о запечатывании гроба и утверждении стражи по инициативе иудейских руководителей.
Вечером в субботу совершали вечерню в соединении с литургией, на которой совершали торжественное возжжение свечей (прообраз обряда благодатного огня), крещение оглашенных, пели «Елицы во Христа крестистеся…» вместо Трисвятого и читали то же Евангелие, что читают и сейчас. В целом вечерня с литургией свт. Василия Великого в Великую Субботу в Константинополе уже почти идентична современному чину данной службы; до IX в. эта вечерня с литургией была основной частью пасхального бдения и лишь после формирования пасхальной заутрени (после IX в.) эта служба как бы смещается на вечер субботы и переосмысляется как служба Великой Субботы, а не Пасхи. К XIII в. чины утрени и вечерни с литургией в Великую Субботу уже в целом завершили свое формирование и во многих аспектах соответствовали современному последованию.
В богослужении Великой Субботы отражены 5 тем: 1) погребение Спасителя; 2) сошествие Христа во ад; 3) новотворение человека; 4) покой Бога в седьмой день творения; 5) ожидание Воскресения Христова.
Погребение Спасителя – тема утрени Великой Субботы, которая еще именуется «Чином погребения Спасителя». Особенный акцент на теме погребения присутствует как в самом факте чтения 17-й кафисмы, так и в содержании тропарей к ее стихам: «Плач священный, приидите, воспоим Христу умершему, яко древле жены мироносицы» («похвала» к 81-му ст. 17-й кафисмы), «Гряди, вся тварь, песни исходныя принесем Зиждителю» («похвала» к ст. 134) или «Господи, Боже мой! Исходное пение и надгробную Тебе песнь воспою» (канон, 1-я песнь, 1-й тропарь).
Сошествие Христа во ад – вторая основная тема Великой Субботы. Эта тема идейно связана с мотивом погребения Христа, ибо 2 этих события, по сути, произошли одновременно: когда Христос телом был во гробе, в это же самое время Он со Своей человеческой душой оказывается во аде (куда до того момента попадали души всех умерших людей) и разрушает власть ада, выводя оттуда души умерших праведников Ветхого Завета. Иногда эти 2 темы совместно присутствуют в одних и тех же песнопениях (например: «Аще и во гробе погребаешися, аще и во ад идеши, Спасе, но и гробы истощил еси, и ад обнажил еси, Христе». В стихирах на «Господи, воззвах…» на вечерне с литургией тема сошествия Христа во ад раскрывается особенно подробно: ад принял Христа как «единаго от умерших», но это обстоятельство имело для самого ада губительные последствия: его власть уничтожена, вместе со Христом он вынужден выпустить всех умерших прежде людей.
Новотворение человека (обновление человеческого естества). Этот аспект является одной из основных тем канона Великой Субботы. Новотворение человека — таинство, которое совершается во гробе. Господь, находясь во гробе, восстанавливает падшего человека, заново создает скинию Адамову, пересоздает человеческое естество, качественно преобразуя его.
Покой Бога в седьмой день творения. Бог, сотворив человека в 6-й день, следующий за этим 7-й освятил как день покоя, в который Он «почил от всех дел Своих, которые делал». Точно также Великая Суббота, будучи 7-м днем недели, стала для Христа тем самым днем, в который Он, совершив дело искупления человека, как бы отдыхает, почивая плотью во гробе. Таким образом, покой Бога после сотворения человека сопоставляется с покоем Богочеловека Христа, совершившего дело спасения человека. Особенно ясно эта мысль выражается в стихире «Славы», которая поется и на утрене, и на вечерне, то есть дважды: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седмый. Сия бо есть благословенная Суббота, сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав…».
Ожидание Воскресения Христова. По мере прохождения службы Великой Субботы мотив приближающегося Воскресения Христова звучит все явственнее, как бы нарастает с каждой минутой. Если на утрене о воскресении Христа говорится лишь эпизодически, то на вечерне с литургией (которая в древности была частью пасхального бдения) эта тема уже занимает господствующее положение. В первую очередь на вечерне о близости Христова Воскресения возвещают нам воскресные стихиры 1-го гласа, которые поются на «Господи, воззвах…». Далее уже во многих паремиях встречаются ветхозаветные прообразы воскресения, а после Апостола поется «Воскресни, Боже, суди земли…» и читается Евангелие о Воскресении (евангельское чтение литургии Великой Субботы охватывает полностью главу 28 Евангелия от Матфея; при этом основная часть этого чтения — фрагмент Мф.28:1-15 — читается единственный раз в году). https://azbyka.ru/days/strastnaya-velikaja-subbota
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Вторник, 16 Май 2023, 22:07 | Сообщение # 7 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| ФАБЕРЖЕ: ПАСХАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ
Все интересующиеся традицией празднования христианской Пасхи, знают, что обычай дарить друг другу крашеное яйцо напоминает нам о чуде: Мария Магдалина пришла к императору Тиберию возвестить о воскресении Христа и поднесла ему обычное яйцо – древний символ жизни и обновления. Тиберий не поверил и сказал, что воскресение умершего на кресте так же невероятно, как если бы это белое яйцо стало красным. И оно стало – красным. С тех пор и повелось поздравлять друг друга с этим Великим Праздником, поднося в подарок крашеное или – затейливо украшенное яйцо. В XVIII в. европейские ювелиры научились делать диковинные пасхальные яйца с сюрпризом.
Император Александр III захотел преподнести своей супруге нечто похожее и заказал пасхальное яйцо К.Фаберже, о котором слышал немало хорошего. Унаследовавший ювелирную фирму от отца, Карл был не просто ювелиром. Отец, Густав Фаберже, позаботился о том, чтобы его сын получил прекрасное образование. В результате он овладел не только ювелирным искусством, но занимался реставрацией и научной работой. Начиная с 1867 г., Карл изучал и восстанавливал ювелирные произведения разных эпох из собрания Императорского Эрмитажа. На Всероссийской промышленно-худ. выставке 1882 г. в Москве он представил коллекцию копий античных украшений из собрания Эрмитажа, за которую получил золотую медаль выставки. Эти работы вызвали восхищение императрицы Марии Федоровны.
Первое пасхальное яйцо, которое Фаберже предстояло исполнить по личному распоряжению императора, должно было стать копией так называемого яйца Вильгельмины, созданного в начале XVIII в. во Франции и украшенного разноцветной эмалью, алмазами, монограммами и девизами. Это удивительное произведение ювелирного искусства принадлежало родителям Марии Федоровны – королю Дании Кристиану IX и королеве Луизе. Однако выполняя заказ, Фаберже проявил некоторое своеволие: он создал не копию, а авторскую версию оригинала.
Еще точнее – ювелирную копию куриного яйца. Внутри корпуса, покрытого белой непрозрачной эмалью, спрятан желток, выполненный из матового золота. Внутри этого желтка - курочка из разноцветного золота, а внутри нее – миниатюрная алмазная императорская корона, и, как хотел император, крохотное рубиновое яйцо-кулон. Марии Федоровне подарок понравился настолько, что с тех пор императорский дом каждый год заказывал Фаберже пасхальные сувениры. Таким образом, яйцо «Курочка» стало первым произведением в знаменитой серии из 52 императорских пасхальных яиц, созданных фирмой Фаберже для 2-х последних русских императоров в 1885-1916 г.. На протяжении более чем 30 лет фирма выполняла для императорской фамилии драгоценные пасхальные яйца, впоследствии ставшие всемирно известными шедеврами ювелирного искусства и символами русской культуры рубежа XIX–XX вв.
Последним пасхальным подарком Александра III его супруге стало пасхальное яйцо «Ренессанс», которое он преподнес ей в 1894 году. Это яйцо вырезано из агата и оправлено золотом, покрытым разноцветной эмалью, с рубинами и алмазами. На верхней части яйца бриллиантами выложена дата его создания. Прототипом яйца «Ренессанс» стала шкатулка XVIII в. из собрания музея-сокровищницы саксонских курфюрстов в Дрездене. В том же году Мария Федоровна овдовела. Но семейную традицию продолжил ее сын Николай II, который каждый год преподносил ей роскошные пасхальные сувениры от Фаберже. Он же стал заказывать у них пасхальные яйца и для своей супруги Александры Федоровны.
Первым пасхальным сувениром который молодой император преподнес ей, стало яйцо «Бутон розы» (1895). Яйцо покрыто ярко-красной (земляничной) прозрачной эмалью и украшено алмазными стрелами, лиственными гирляндами и венками из зеленоватого золота, перевязанными лентами, символизировавшими любовь и прочность брачных уз. Сверху, под большим плоским алмазом, хранился миниатюрный портрет Николая II, написанный акварелью на слоновой кости, а под нижним алмазом начертана дата создания этого сувенира. Внутри яйца, как водится, был спрятан сюрприз: бутон чайной розы на коротком стебельке. На стебельке была кнопочка. Если на нее нажать – бутон распускался и появлялась миниатюрная императорская корона с бриллиантами и рубинами.
Самое знаменитое произведение – пасхальное яйцо «Коронационное», которое император преподнес супруге на Пасху 1897 г. Сюрпризом этого подарка стала абсолютно точная копия позолоченной кареты, в которой во время коронации 9 мая 1896 г. находилась Александра Федоровна. Сама карета была сделана в 1793 г. для императрицы Екатерины II. Уникальную модель,создал молодой мастер Г.Штейн, во всех деталях повторивший и конструктивные части экипажа, например, поворотный круг. В силу этого миниатюрная карета поворачивается и катится по всем правилам экипажного дела, при этом пружиня на рессорах. Обе дверцы открываются, изнутри с 2-х сторон выбрасываются подножки. Бархатную обивку кузова и сидений внутри имитирует яркая алая эмаль. Шторки награвированы на окошках из горного хрусталя. Модель увенчана золотыми двуглавыми орлами по углам и миниатюрной бриллиантовой короной, которая в действительности была украшена аквамаринами. Крошечные литые из золота путти с гирляндами цветов, декорирующие задок кареты, кажутся вырезанными из золоченого дерева. На колеса, как и в реальном экипаже, надеты железные обручи из платины. В центре расписанного виноградной лозой потолка – золотой крюк, к которому была привешена утраченная ныне подвеска в форме яйца. В счете записано «яичко изумрудовое с бриллиантами» ценой в 1000 руб.». Фирма Фаберже создавала подобные шедевры не только для императорского дома. В общей сложности ювелирами фирмы было изготовлено 71 пасхальное яйцо. 28.04. 2023 GLOBAL ORTHODOX https://gorthodox.com/article/faberzhe-pashalnye-shedevry
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 04 Май 2024, 21:13 | Сообщение # 8 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| ПАСХА - КРАСИВАЯ!
Пасха красная - это Пасха красивая, прекрасная. Пасха красива в первую очередь в сопоставлении с уродством смерти, которая уродлива потому, что «Бог смерти не сотворил» (Прем. 1:13). Недаром традиционное изображение смерти - в виде мерзкой, костлявой старухи с косой. Старушечья внешность ей очень подходит: смерть сама при смерти, ее время прошло. С момента Воскресения Христа смерть уязвлена и ей уже ничто не поможет. Она впала в агонию и ко Второму и Славному Пришествию Спасителя сгинет окончательно. Она уже не страшна как раньше, не приковывает к себе, подобно гадюке, взгляд жертвы. Благодаря Пасхе мы можем уверенно смотреть за ее спину - на красоту тихого света Незаходящего Солнца. И идти к Нему навстречу.
Красив и пасхальный символ - яйцо. Речь идет не о красоте работ Фаберже и даже не об умилительности народного лукошка с крашеными яичками и куличом. Куда более красиво яйцо живое, скорлупка которого расходится на части под усилием маленького, но настырного клювика. Есть предание, что св. равноапостольная Мария Магдалина, дойдя с проповедью до Рима, преподнесла римскому императору Тиберию куриное яйцо со словами Христос Воскресе! Император, проявил сомнение в том, что кто-то может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. В это время произошло чудо: белое яйцо стало окрашиваться в красный цвет. После этого христиане усвоили этот символ и стали красить на праздник Пасхи яйца. Из яйца рождается новая жизнь. Скорлупа изображает гроб, а красный цвет указывает одновременно на пролитую кровь Иисусом Христом за людей и на царское достоинство Спасителя (на востоке в древности красный цвет был царским).
Прекрасно и пасхальное убранство храма. Но, может, вся изюминка в том, что церковное пространство распахивается к востоку, завеса «раздирается», престол словно становится для всех стоящих в храме ближе. И Сидящий на нем. Красива безудержность колокольного звона, которому теперь позволено голосить по округе и вовремя и не вовремя. Какая-то удалая веселость слышится и в пении хора, и в зычных воззваниях духовенства, и в народных ответствиях. Апостол Павел писал о возможности безгрешного гнева (Еф. 4:26), а пасхальные торжества предлагают нам безгрешно повеселиться. И в пасхальную ночь совсем не хочется соглашаться с теми, кто настаивает, что Христос никогда не улыбался.
Красиво предстояние на Празднике праздников тех, кто соблюл пост, «подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2Тим. 4:7). Красиво их христианское рвение и старание. Но красивы и те, кто хоть от поста и отступили, поддались соблазну или вовсе не постились, однако на пасхальную службу пришли: они красивы своим упованием на милосердие Божие, своей такой маленькой победой над ложным стыдом, поддавшись которому наши прародители лишились рая (см.: Быт. 3:8).Красиво огласительное слово свт. Иоанна Златоуста, красиво возвещение Евангелия на разных языках, прекрасно «исполнение церкви» в эту Светоносную и Святую Ночь. Красива и не пугает пустая погребальная пещера в Гефсиманском саду. А когда апостол Иоанн описывает плат, прежде покрывавший главу Христову, как «особо свитый» (Ин. 20:7), он имеет в виду и его какое-то особенное благолепие.«Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная…» - неоднократно еще будут пропеваться эти слова в период пасхального попразднства. Когда вы их в очередной раз услышите, подумайте, а чем красива Пасха именно для вас? Священник Леонид Кудрячов https://pravoslavie.ru/78627.html https://pravoslavie.ru/6636.html
ПАСХАЛЬНОЕ
Гремят пасхальные колокола православных церквей, и вспоминается строчка поэта: «Золотое сердце России мерно бьётся в груди моей». Именно в Пасху особенно ощущается непобедимость России. Православие, а значит, и Россию, можно понять только тогда, когда уверишься в том, что смерти нет. Как нет? А что тогда такое кладбища? Но, спросим, а что такое Гроб Господень, в который Иисус Христос был положен умершим на Кресте? Он же «воскрес в третий день по Писаниям». Точно то же будет и с нами со всеми. Да, все умрём, но все и воскреснем. В том-то и есть главный смысл Пасхи Христовой, он в победе жизни над смертью. Да и как может Начальник жизни Христос быть Богом для мёртвых? Нет, только для живых. Умерев на Кресте как человек, Он, как Бог, сошёл в ад, разрушил адские двери.
«Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» - это одно из главных пасхальных возглашений. Уничтожена смерть, стонет и рыдает ад. И дарована нам вечная жизнь. Свершилась «Пасха верных, Пасха, двери райския нам отверзающая». Царь царей и Господь господствующих сотворил наши души бессмертными... В день Великого Воскресения, вслед за сошедшим в Великую Субботу Благодатным Огнём, служится Пасхальный Канон св. Иоанна Дамаскина. «Воскресения день, просветимся, людие; Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе…». С Богослужения Святой Пасхи начинаются счастливые дни обновления души. Всю Светлую Седмицу будут открыты Царские врата. Это знак того, что Спаситель открывши райские двери, показал нам путь спасения. Так почему же мы не идём этим путём?
От нашего предательства Христа ещё при Его земной жизни. Спаситель сказал: «Верующий в Меня будет иметь жизнь вечную». Что ж не верили? А кому поверили? Иудеям, которые требовали Его смерти? И крики их превозмогли робкое желание римского наместника Понтия Пилата освободить Христа. Хотя уж кто-кто, иудеи-то знали, что приход Христа сбылся точно в предвозвещённое пророками время. Но принёс Он не то, что ждали иудеи, не власть их над миром, не золото, а учение о том, что не надо копить себе тленного богатства на земле, а призывал к праведной жизни на земле ради жизни вечной.
У Голгофского Креста были не только иудеи, кричавшие: «Распни Его!», были и те, кто знал Христа при жизни, свидетели исцелений и сами исцелённые. Те же Вартимей и Закхей из Иерихона. И из десяти очищенных от проказы был тут хотя бы один, тот, кто вернулся благодарить Христа. А Лазарь, друг Христа, а сёстры его Марфа и Мария? А гости на свадьбе в Кане Галилейской, где Спаситель явил Своё первое чудо? И почтенные мужи еврейские Иосиф и Никодим. И сотни, и сотни, и тысячи других. Что говорить – ученики разбежались. Только Иоанн остался. Именно ему поручил Иисус заботиться о Своей Матери. О Ней были Его последние земные мысли. Да, предали Христа. Испугались. И римлян испугались. И, особенно, первосвященников. «Страха иудейского ради» предали Спасителя. О, несмысленные иудеи, а вы-то кого судили? Того, Кто будет судить Вселенную? Того, Кто способен оттрясти звёзды с небес, как яблоки с яблони? Того, кто колеблет горы и расплескивает моря и океаны? И вы, земнородные твари, смели его судить? И сколько там было иудеев по отношению к остальным? И остальные, большинство, выходит, поверили иудеям? Значит, не любили Христа? Страшно вымолвить, не любили Создателя жизни на Земле. Боялись иудеев? А если бы любили, не боялись бы, ибо «совершенная любовь изгоняет страх». И как же не любить нетленного Бога? Вечного и Бесконечного, Всеведущего и Всемогущего?
Но честно скажем себе: сегодня снова своими грехами мы возводим Его на Крест. И опять распинаем. Он даровал нам время, этот Его главный дар, мы тратим его бездумно, на что угодно, только не на спасение души. Небесные силы ужасаются, видя наше предательство. Уж теперь-то, после всех уроков истории, можно было придти с покаянной головой ко Престолу Божию? Ведь если смерти нет, то что бояться главного страха человека - смерти, перехода из времени в вечность? Чем сильнее человек верит в Бога, тем с большей радостью желает он окончания отведённого ему земного срока. Ведь все равно наступит конец Света. Да, так. Но хорошо бы, конечно, если б всё просто оборвалось, нет, ребята, прежде Страшный суд. Неизбежный, справедливый. Окончательный. Придётся отвечать на вопрос: почему ж мы сами ускоряли приближение этого конца?
Одно утешает: наша родина, Россия, более всех работала на усиления присутствия Божия на земле. Вспомним пророка Иезекииля, предсказавшего возвращение останков людей туда, где они родились, увидели Свет Божий. О, сколько сухих костей прилетит в Россию отовсюду, из всех материков. То явится миру Святая Русь в своей полноте. Миру вечному, в котором она будет главной. Главной, потому что была самой преданной Христу и более других возлюбила Его.
Святая Русь – главное воинство Христово. Закалённое веками страданий, пролитием крови, оно в сражении Христа с Велиаром, света с тьмой, непобедимо. Это сражение началось в вечности, в ней и закончится. Фактически, мы уже выиграли его. Потому что вступаем в него полные веры и мужества. Ибо одна только есть настоящая вера, Вера православная. Почему? Потому что на землю её принёс Господь, Сын Божий. Остальные религии, верования созидались гордыней падшего человека. Страшась этого сражения, враги Христа торопятся – всегдашняя их надежда – завладеть способностью Бога созидать жизнь. И что доказали? Что мы с дерева спрыгнули вместе с обезъянами? Если вам приятно считать животных своими предками - воля ваша, но православных Господь сотворил.
И опять продолжается болтовня, что мировые учёные изобретут бессмертие. Все эти киборги, всякая коллайдерность да плетение словес про живую клетку. Что угодно, лишь бы с Бога отринуть. Нет, наследники иудейских первосвященников, деньги не тратьте: и вечность и бесконечность в ведении Всевышнего. И только. Вот тут и ответ, почему Россию не любит обезбоженный мир: она со Христом, бессмертие православным даровано. И остальной мир мог бы быть с Ним, если бы не уповал на себя, на науку, на деньги, и оружие. И вспомнил бы, что Россия никогда никем не была побеждена. Потому что, повторим, она со Христом. А именно Он будет судить и живых мёртвых при Своём Втором Пришествии. Владимир Крупин https://ruskline.ru/analitika/2022/04/22/smerti_net
|
|
| |