ХРАМ, ПО КОТОРОМУ МОЖНО ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ
|
|
Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 15 Дек 2016, 17:45 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| ХРАМ, ПО КОТОРОМУ МОЖНО ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ 85 лет назад был взорван храм Христа Спасителя
Пассажиры на ст. м. «Кропоткинская» или «Охотный ряд» наверняка очень удивятся, если им скажут, каким мрамором выложены вестибюли этих станций. Дело в том, что это мрамор ХХС, взорванного в 1931 г. После отданного лично Сталиным распоряжения о его сносе и строительстве на этом месте Дворца Советов было решено передать «строительный материал» главного собора России на различные хознужды. Первый этаж еще памятной многим гостиницы «Москва» облицевали красным гранитом из лестниц собора. А мраморные скамьи установили на ст. м. «Новокузнецкая».
Скамейка из ХХС на ст. м. «Новокузнецкая».
Один из колоколов храма перенесли на башню Северного речного вокзала в Химках. А в одном из помещений главного здания МГУ на Воробьевых горах и сегодня стоят несколько колонн, в свое время взятые из алтаря храма. В Донской монастырь, где новые власти открыли Антирелигиозный музей, передали несколько горельефов с фасадов храма. Там до сих пор находятся фрагменты статуи Георгия Победоносца и ветхозаветной пророчицы Деворы, а также пострадавший от взрыва барельеф «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву». В Геологическом музее им. Вернадского были найдены подлинные фрагменты иконостаса ХХС: это небольшие колонны из черного с прожилками мрамора, колонны с капителями из голубовато-серого мрамора и др.
Есть факты и вовсе поразительные: когда в конце 1990-х проводили капремонт Третьяковской галереи, то стали менять истертые мраморные ступени, которые вели в гардероб. Каково же было удивление рабочих, когда на обратной стороне демонтированных ступеней они увидели выбитые имена героев 1812 г. Ступени в гардероб были сделаны из мрамора памятных досок храма. Память героев духа, воинов, положивших жизнь свою за веру и Отечество, десятилетиями попиралась ногами ничего не ведающих посетителей Третьяковки. Эти ступени теперь в музее храма. Кроме того, часть мемориальных плит с именами героев из окружной галереи храма раздробили в мелкую щебенку и посыпали ею дорожки в ЦПК им. Горького и в др. столичных парках. Смысл этого действия был уже точно не хозяйственный, а символический. Так в 1930-е годы на пока еще свежей революционной волне хотели навсегда уничтожить память о старой России и ее великих победах.
В память о чуде 25 декабря 1812 г., в день Рождества Христова (по ст. ст.), последние наполеоновские солдаты переходили по льду реку Неман, навсегда оставляя пределы России. В этот же день был издан Высочайший Манифест императора Александра I о строительстве в Москве ХХС «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Случилось так, что самые критические испытания, которые выпали на долю России за последние 200 лет, оказались тем или иным образом связаны с ХХС. Наша страна уже не один раз за 2 последних столетия была на краю гибели, но снова воскресала, несмотря ни на что. И каждый раз это выглядело как настоящее чудо.
Свято-Алексеевский монастырь, на месте которого позднее и был построен ХХС. Картина Карла Рабуса, 1838.
Как гласит популярная, но недостоверная народная легенда, заставили переехать на новое место вопреки желаниям его насельниц. Игуменья монастыря, не желая переезжать, якобы сначала привязала себя цепями к дубу в монастырском дворе, а потом прокляла это место. Также рассказывают, что когда в монастырь приехал Николай I и стал лично убеждать монахинь в необходимости переезда, то по окончании малоуспешных уговоров та же игуменья вдруг ему напророчила: «Государь, получишь здесь лужу». Впрочем, никакого проклятия, судя по всему, не было. Оно не подтверждается никакими историческими документами и свидетельствами. Подобные рассказы — скорее мифы, которыми post factum старались объяснить последующую трагическую судьбу храма. Чудом было спасение России от вражеского нашествия в 1812 г., когда 600-тысячной наполеоновской армии Россия смогла первоначально противопоставить менее 200 тыс. своих солдат и офицеров. В память об этом чуде и решили воздвигнуть ХХС. Настоящим чудом было спасение России в ВОВ. Именно ее начало помешало достроить на месте взорванного храма коммунистический Дворец Советов. Чудом было и то, что, казалось бы, навсегда утраченный вследствие Октябрьской революции храм всего за несколько лет был восстановлен после падения коммунистической власти. А ведь первый раз он строился очень и очень долго. Между указом императора Александра I о возведении храма и его освящением в 1883 г. прошло 70 лет. Мало кто знает, что сначала ХХС планировали воздвигнуть на Воробьевых горах, своеобразной «короне Москвы», откуда он возвышался бы над столицей и был виден отовсюду. Его строительство доверили молодому зодчему Карлу Магнусу (после принятия православия - А.Л. Витбергу.
Он спроектировал трехъярусное здание с тремя престолами. Первый храм, самый нижний, должен был стать и усыпальницей русских воинов, где постоянно шли бы панихиды. Ознакомившись с проектом Витберга и обращаясь к архитектору, Александр I воскликнул: «Вы заставили говорить камни!»
Так по проекту А.Л. Витберга должен был выглядеть ХХС
Ровно в 5-ю годовщину изгнания французов из Москвы, 12 октября 1817 г., между Смоленской дорогой (по ней враг вошел в Москву) и Калужской (по ней он столицу покинул) на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка храма ХХС. Однако Витберга, фаворита Александра I (недаром тот был его восприемником при крещении и дал ему свое имя), после смерти императора незаслуженно обвиняют в казнокрадстве и после длительных разбирательств ссылают в Вятку. Отказываются и от строительства храма на Воробьевых горах. Во-первых, из-за оседания грунта на берегу Москвы-реки и опасности оползня. Во-вторых, были высказаны опасения, что из-за отдаленности от центра столицы великолепное здание большую часть времени будет пустовать. Кроме того, проект Витберга был исполнен мистического символизма, очень близкого мировоззрению Александра I, но чуждого взглядам нового русского царя, не разделявшего мистических увлечений своего брата. Тем не менее, Николай I не забыл «обета» Александра I. Проектирование нового храма было доверено К.А. Тону, знаменитому автору Московского и Николаевского вокзалов-близнецов в обеих русских столицах, набережной в Санкт-Петербурге со знаменитыми сфинксами перед Академией художеств и Оружейной палаты в Кремле.
Император утверждает для нового строительства холм рядом с Большим Каменным мостом. Место было выбрано из-за близости к Кремлю, а также потому, что с него ХХС был бы виден изо всех районов Москвы. Находившийся здесь Алексеевский женский монастырь переносят в Красное село (сейчас это район ст. м. "Красносельская"). 10 сентября 1839 г. состоялась торжественная закладка нового храма. Ее совершил сам свт. Московский Филарет, мощи которого сейчас почивают в храме. Строился он почти 44 года. Деньги на него собирала вся Россия. В церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве». Через 20 лет после начала строительства со здания убирают наружные леса, и храм впервые предстает перед москвичами во всем своем величии и великолепии. Он поистине царствует над столицей - его золотые купола видны даже за десятки верст от центра Москвы.
К 1881 г. заканчивают работы по внутренней росписи храма, а также по устройству набережной и площади перед храмом. Расписывали его лучшие художники России -В.Суриков, Ф.Бруни, И.Крамской, В.Верещагин. Авторами фасадных скульптур на сюжеты из Ветхого Завета и русской истории были барон П.Клодт, А.Логановский, Н.Рамазанов. Тематику росписей важнейших частей здания - главного купола и его пояса, малых сводов и иконостаса - утверждал лично свт. Филарет, митрополит Московский. И вот в день Вознесения Господа, 26 мая (8 июня) 1883 г. происходит освящение ХХС, специально приуроченное к коронации Александра III. В северном углу храма стоят немногочисленные ветераны Отечественной войны с георгиевскими орденами на груди. Впервые звучит увертюра П.И. Чайковского «1812 год», специально написанная для этого празднества.
Храм получил статус кафедрального собора, а его причт приравняли к духовенству столичного Исаакиевского собора. С тех пор под его сводами произошло немало важных исторических событий. В нем, например, отмечалось 100-летие Отечественной войны и празднование 300-летия Дома Романовых.
Торжественное открытие памятника Александру III в 1912 году (разрушен в 1918 г.). Военный парад принимает император Николай II
После Февральской революции в августе 1917 г. в храме открылся Всероссийский Поместный Собор, который через 2 месяца избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Московского Тихона. Тогда Русская Церковь после 200-летнего перерыва вновь обрела своего Патриарха. Но уже через 3 месяца, в ноябре 1917 г. здесь по настоянию Патриарха Тихона совершались молебны об умиротворении России. По окончании же похорон жертв революционных боев в ХХС отслужили Соборное моление обо всех погибших в кровавых столкновениях. После Октябрьской революции судьба храма была предрешена. Еще в декабре 1922 г. на Первом съезде советских депутатов, провозгласившем создание СССР, С.М. Киров предложил вместо «дворца банкиров, помещиков и царей» воздвигнуть «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян». Он должен появиться в Москве «на самой красивой и лучшей площади» и стать «эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе».
Планировали уничтожить не только ХХС. Согласно генплану Москвы 1935 г. собирались снести в округе практически все здания и создать вокруг огромную площадь, которая соединила бы Дворец Советов с Кремлем. Не должно было остаться ни церкви Илии Обыденного рядом с Остоженкой, ни «дома-сказки» в Соймоновском проезде, ни других замечательных зданий. Однако все они остались целы и дожили до наших дней. Вместе с храмом уничтожили только 2 церкви - Похвалы Богородицы (рядом с ним) и Святодуховскую (на Гоголевском бульваре). В марте 1924 г. в газету «Правда» пришло письмо от некоего студента Балихина из Ассоциации новых архитекторов с предложением снести ХХС, чтобы на его месте поставить монументальное здание, которое одновременно являлось бы памятником Ленину. С этого момента начался отсчет времени до уничтожения храма. В прессе под предводительством «Союза воинствующих безбожников» развязывают дикую кампанию по дискредитации архитектурных достоинств главного собора России. Его уничижительно сравнивают с самоваром и куличом, утверждают, что он якобы «не представляет худ. ценности», что храм - «толстый ядовитый гриб», «питающийся соками» Замоскворечья, созданный для «прославления массового человекоистребления (имеется в виду война 1812 г.), в котором рабочие и крестьяне не проявляли никакого беспримерного усердия».
Взрыв храма Христа Спасителя, 1931 г.
В августе 1931 г. начались работы по разборке храма и расчистке окружающей территории. А в полдень 5 декабря этого же года раздался первый мощный взрыв, потом второй. Но ХХС продолжал стоять почти невредимый. Его добил только третий взрыв. От освящения храма до его разрушения прошло меньше 50 лет.
Прп. Сергий благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Горельеф разрушенного ХХС. Скульптор А.Логановский.
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 15 Дек 2016, 18:28 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| И тот же горельеф после разрушения храма.
Через 2 года после взрыва принимается проект Дворца Советов архитектора Б.М. Иофана (соавторы В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейх). Его масштабы способны поразить воображение любого человека. Гигантское здание высотою в 420 м. венчала бы огромная статуя Ленина (вдвое выше американской статуи Свободы).
Для сравнения - высота ХХС составляла 104 м. (т.е. храм был ниже планируемого «чудо-дворца» в 4 раза!). Так на месте храма Богочеловеку должен был появиться символически противопоставленный ему коммунистический всемирный «храм», который вместо креста увенчала бы фигура человекобога. ДС предстояло стать самым высоким сооружением в мире. Предполагалось, что он будет центром новой Москвы - столицы мирового коммунизма, утопического рая на Земле. Два его зала - Большой и Малый - должны были вмещать 15 000 и 6 000 человек соответственно. В гигантской голове Ленина размерами с 5-этажное здание планировали разместить библиотеку, а указательный палец статуи вождя всемирного пролетариата был длиной 4 м. ДС начали строить еще в 1-й половине 1930-х гг., но успели лишь заложить фундамент. В Великую Отечественную становится не до строительства. Осенью 1941 г., когда немцы рвались к столице, все его металлические конструкции пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны Москвы.
После войны проект замораживают из-за нехватки средств в стране, восстанавливающейся после истребительной войны. Идея ДС вместе с верой в более или менее близкую победу коммунизма во всем мире постепенно угасала. В результате власти решили ограничиться строительством в Кремле Дворца съездов, а на месте непостроенного дворца в 1958 г. сооружают открытый бассейн «Москва» по проекту архитектора Д.Н. Чечулина.
Кстати, если бы на месте уничтоженного храма выстроили что-то более серьезное, скажем, жилые здания, то восстановить храм в постсоветское время было бы очень непросто.
Открытый бассейн «Москва», сооруженный на месте ХХС
В конце 1980-х гг. возникает общественное движение за восстановление храма. Особенно много для его возрождения сделали писатели В.Солоухин, В.Крупин, В.Распутин и композитор Г.Свиридов. В феврале 1990 г. Священный Синод Русской Церкви благословил возрождение храма и обратился к Правительству России с просьбой разрешить вновь построить его на прежнем месте. И уже через 4 года строители разобрали бассейн и начали установку фундамента храма. Поскольку одной Церкви, несмотря на многочисленные пожертвования прихожан, возвести храм было не под силу, в его строительстве активное участие приняло Правительство Москвы. Было достигнуто соглашение, что он передается не в собственность Церкви, а в муниципальную собственность, в которой находится и поныне. Уже в апреле 1996 г. на главы храма водрузили кресты, а на куполах зазвенели отлитые на заводе ЗИЛ колокола. 19 августа 2000 г. Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. То есть от начала строительства до освящения храма прошло менее 6 лет.
В ХХС хранятся уникальные святыни: частица ризы (хитона) Господа Иисуса Христа, частица ризы Пресвятой Богородицы и гвоздь от Креста, на котором был распят Спаситель.
Также в храме находятся частицы мощей Иоанна Крестителя, апостола А.Первозванного, прп. М.Египетской, И.Златоуста, Г.Богослова, В.Великого, равноапостольного князя Владимира, князя А.Невского, митрополита московского Филарета (Дроздова), а также мощи др. святых и подвижников Церкви. ХХС - главный собор России. Он вмещает несколько тысяч человек. Высота храма та же, что и в прошлом веке - 104 м, а толщина стен - 3,2 м. Его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси (представитель Патриарха в храме - ключарь храма протоиерей М.Рязанцев.
Здесь проходят патриаршие богослужения на Рождество, Пасху и другие Великие праздники РПЦ. Здесь на Архиерейском соборе в августе 2000 г. к лику Святых новомучеников российских были причислены Николай II и его семья. Здесь были выставлены на поклонение мощи апостола А.Первозванного (июнь 2003 г.) и чествовали вернувшуюся из Америки Тихвинскую икону Божией Матери (июнь 2004 г.). Здесь в ноябре 2011 г. выставили на поклонение многочисленным паломникам Честной Пояс Пресвятой Богородицы. Также в ХХС на Поместном Соборе в 2009 г. состоялись избрание нового Патриарха Московского и всея Руси и его интронизация. Юрий Пущаев 05.12. 2016. журнал "Фома http://foma.ru/xram-po-kotoromu-mozhno-izuchat-istoriyu.html
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ СОВЕРШИЛ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ МОЛЕБНОЕ ПЕНИЕ НА НОВОЛЕТИЕ
Вечером 31 декабря 2019 г., в канун Нового года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение на новолетие в кафедральном соборном ХХС в Москве. Перед началом новогоднего молебна Предстоятель РПЦ обратился к верующим с Первосвятительским словом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Всегда в канун Нового года мы собираемся для того, чтобы совершить молебен, испросить у Господа помощи на следующий год и возблагодарить Его за то, что было в годе минувшем. Минувший год не был простым, но даже самые сложные обстоятельства проходят. И что самое удивительное, Господь так создал человека, что в его памяти доброе задерживается гораздо лучше, чем плохое. Если мы окидываем взглядом прошлое, то плохое где-то в потемках, а наиболее яркие события связаны с добрыми переживаниями, с добрыми чувствами человека. Это тоже свидетельство милости Божией, ведь если человек живет в плену стрессов, в плену дурных воспоминаний, то это опасно для его здоровья и духовного, и физического. И молитва, которую мы совершаем, - молитва благодарения за год минувший, молитва прошения о годе предстоящем - дает нам надежду на то, что милость Божия пребудет с нами, что Господь поможет нам пройти дорогой жизни в течение предстоящего года, что милость Его в ответ на нашу молитву будет сопутствовать нам на этом пути. Древние уподобляли время течению реки. Действительно, есть нечто общее между течением времени и течением воды. Точно так же, как река не всегда бывает спокойной, - ведь в зависимости от рельефа она может быть бурной, опасной, с порогами и водопадами, - так же и река времени редко бывает спокойной.
Мы проходим через разные события в своей жизни, но когда лодку ведет опытный кормчий, то даже на самой бурной реке он сумеет обойти и воронки, и пороги, и водопады, и удержать лодку на плаву. Вот так и нам надобно управлять своей жизнью, и успех этого управления во многом зависит от того, насколько нам сопутствует Божия благодать, потому что разными бывают обстоятельства, и нередко своих собственных сил, разума, памяти, чувств, воли не хватает для того, чтобы справиться с трудностями. Поэтому, вознося благодарение Господу за год минувший, испросим у Него благословения на год предстоящий. Чтобы Он дал нам сил душевных и телесных, укрепил здравие, исцелил от болезней, чтобы благословил Отечество наше, народ наш. Чтобы исторический путь России в предстоящий год был мирным, спокойным, благополучным.
И о Церкви нашей помолимся, которая пребывает ныне в очень непростых обстоятельствах, но верим, что по молитвам святых угодников, по молитвам всех нас Господь поможет Церкви Русской преодолеть те трудности, которые были порождены не нашими делами, а привнесены в нашу жизнь извне. Будем просить Господа об укреплении веры и благочестия нашего народа; о мире, чтобы никакие враждебные силы не могли помешать течению нашей жизни. Помолимся и о наших родных и близких - родители о детях, дети о родителях, о наших наставниках, о всех тех, кто нас окружает и с кем мы связаны на этом жизненном пути. Пусть предстоящий год по милости Божией станет годом Его благости. И пусть благословение Его простирается над Отечеством нашим, над народом нашим, над Церковью нашей и над каждым из нас. Аминь. С предстоящим Новым годом!»
При совершении молебна Его Святейшеству сослужили: архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Верейский Амвросий, наместник Сретенского ставропигиального монастыря; архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению;
епископ Балашихинский Николай, руководитель и гл. редактор Издательства Московской Патриархии; епископ Павло-Посадский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Бронницкий Фома, наместник Донского ставропигиального монастыря; епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального монастыря; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь ХХС; московское духовенство.Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор ХХС (регент И.Б. Толкачев).Молебен транслировался в прямом эфире т/к «Союз». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
БОГОСЛУЖЕНИЕ В ХХС В 100-ЛЕТИЕ ИНТРОНИЗАЦИИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА
4 декабря 2017 г., в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, день 100-летия интронизации свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в кафедральном соборном ХХС в Москве состоялось торжественное богослужение. В центре храма была установлена рака с честными мощами свт. Тихона, Патриарха Московского, которые 29 ноября с.г., к началу Архиерейского Собора РПЦ, были принесены в кафедральный собор из Донского ставропигиального мужского монастыря. Богослужение возглавил Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II. Божественную литургию совершили Предстоятели и главы делегаций Поместных Православных Церквей, участвующие в торжествах по случаю 100-летия восстановления Патриаршества в РПЦ. В храме молились многочисленные священнослужители, монашествующие и миряне. Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении сводного хора певчих Московской городской епархии п/у з. а. А.Пузакова. Сводный хор образован из лучших певчих благочиний Первопрестольного града. На т/к «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция богослужения.
По завершении Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл облачился в копию интронизационного куколя Патриарха Тихона, преподнесенную Его Святейшеству Священным Синодом РПЦ в ХХС 20 ноября 2017 г. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения со словом. Затем в трапезных палатах ХХС состоялся торжественный прием по случаю 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви. http://www.pravoslavie.ru/108877.html
ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА ТИХОНА ОТ 19 ЯНВАРЯ 1918 ГОДА (с анафемой безбожникам) 100 лет назад, 1 февраля (19 января по ст.ст.) 1918 г., патриарх Тихон направил окружное послание о гонении, обрушившимся на РПЦ: Божіею Милостію Патріархъ Московскій и всея Россіи, возлюбленнымъ о Господѣ архипастырямъ, пастырямъ и всѣмъ вѣрнымъ чадамъ Православной Церкви Россійской. Да избавитъ насъ Господь отъ настоящаго вѣка лукаваго (Гал. 1, 4).
Тяжкое время переживаеть нынѣ св. православная Церковь Христова въ Русской землѣ: гоненіе воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины, и стремятся къ тому, чтобы погубить дѣло Христово и вмѣсто любви христіанской всюду сѣять сѣмена злобы, ненависти и братоубійственной брани. Забыты и попраны заповѣди Христовы о любви къ ближнимъ: ежедневно доходятъ до насъ извѣстія объ ужасныхъ и звѣрскихъ избіеніяхъ ни въ чемъ неповинныхъ и даже на одрѣ болѣзни лежащихъ людей, виновныхъ только развѣ въ томъ, что честно исполняли свой долгъ передъ родиной, что всѣ силы свои полагали на служеніе благу народному. И все это совершается не только подъ покровомъ ночной темноты, но и въявь при дневномъ свѣтѣ, съ неслыханною доселѣ дерзостію и безпощадной жестокостію, безъ всякаго суда и съ попраніемъ всякаго права и законности, - совершается въ наши дни во всѣхъ почти городахъ и весяхъ нашей отчизны: и въ столицахъ, и на отдаленныхъ окраинахъ (въ Петроградѣ, Москвѣ, Иркутскѣ, Севастополѣ и пр.).
Все сіе преисполняетъ сердце наше глубокою болѣзненною скорбію и вынуждаетъ насъ обратиться къ таковымъ извергамъ рода человѣческаго съ грознымъ словомъ обличенія и прещенія по завѣту св. апостола: согрѣшающихъ предъ всѣми обличай, да и прочіи страхъ имутъ (1 Тим. 5, 20). Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавыя расправы. Вѣдь то, что творите вы, не только жестокое дѣло, это - поистннѣ дѣло сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому въ жизни будущей - загробной и страшному проклятію потомства въ жизни настоящей -земной. Властію, данною намъ отъ Бога, запрещаемъ вамъ приступать къ Тайнамъ Христовымъ, анаѳематствуемъ васъ, если только вы носите еще имена христіанскія и хотя по рожденію своему принадлежите къ Церкви православной. Заклинаемъ и всѣхъ васъ, вѣрныхъ чадъ православной Церкви Христовой, не вступать съ таковыми извергами рода человѣческаго въ какое-либо общеніе: измите злаго отъ васъ самѣхъ (1 Кор. 5, 13).
Гоненіе жесточайшее воздвигнуто и на святую Церковь Христову: благодатныя таинства, освящающія рожденіе на свѣтъ человѣка, или благословляющія супружескій союзъ семьи христіанской, открыто объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрущенію чрезъ разстрѣлъ изъ орудій смертоносныхъ (святые соборы Кремля Московскаго), или ограбленію и кощунственному оскорбленію (часовня Спасителя въ Петроградѣ); чтимыя вѣрующимъ народомъ обители святыя (какъ Александро-Невская и Почаевская лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы вѣка сего и объявляются какимъ-то якобы народнымъ достояніемъ; школы, содержавшіяся на средства Церкви православной и подготовлявшія пастырей Церкви и учителей вѣры, признаются излишними и обращаются или въ училища безвѣрія, или даже прямо въ разсадники безнравственности. Имущества монастырей и церквей православныхъ отбираются подъ предлогомъ, что это - народное достояніе, но безъ всякаго права и даже безъ желанія считаться съ законною волею самого народа... И, наконецъ, власть, обѣщавшая водворить на Руси право и правду, обезпечить свободу и порядокъ, проявляетъ всюду только самое разнузданное своеволіе и сплошное насиліе надъ всѣми и въ частности - надъ святою Церковью православной. Гдѣ же предѣлы этимъ издѣвательствамъ надъ Церковью Христовой? Какъ и чѣмъ можно остановить это наступленіе на нее враговъ неистовыхъ?
Зовемъ всѣхъ васъ, вѣрующихъ и вѣрныхъ чадъ Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой нынѣ святой Матери вашей. Враги Церкви захватываютъ власть надъ нею и ея достояніемъ силою смертоноснаго оружія, а вы противостаньте имъ силою вѣры вашей, вашего властнаго всенароднаго вопля, который остановитъ безумцевъ и покажетъ имъ, что не имѣютъ они права называть себя поборниками народнаю блага, строителями новой жизни по велѣнію народнаго разума, ибо дѣйствуютъ даже прямо противно совѣсти народной. А если нужно будетъ и пострадать за дѣло Христово, зовемъ васъ, возлюбленныя чада Церкви, зовемъ васъ на эти страданія вмѣстѣ съ собою словами святого апостола: Кто ны разлучитъ отъ любве Божія? Скорбь ли, или тѣснота, или гоненіе, или гладъ, или нагота, или бѣда, или мечъ? (Рим. 8, 35).
А вы, братіе архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа въ вашемъ духовномъ дѣланіи, съ пламенной ревностію зовите чадъ вашихъ на защиту попираемыхъ нынѣ правъ Церкви православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться въ ряды духовныхъ борцовъ, которые силѣ внѣшней противопоставятъ силу своего святаго воодушевленія, и мы твердо уповаемъ, что враги Церкви будутъ посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непреложно обѣтованіе Самого Божественнаго Крестоносца: Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолѣютъ ей. Тихонъ, Патріархъ Московскій и всея Россіи. Января 19-го 1918 г. Источникъ: Посланіе Святѣйшаго Тихона, Патріарха всея Россіи. // Журналъ «Богословскiй Вѣстникъ», издаваемый Московскою Духовною Академіею. — Сергіевъ Посадъ: «Типографія И. И. Иванова». — 1918. — Томъ I. – Январь-Февраль. – С. 74-76. (Ос. пагин.) http://slovo.russportal.ru/index.php?id=alphabet.t.tychon01_002
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 16 Дек 2021, 17:58 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| ДОЛГАЯ ДОРОГА К ХРАМУ
22 сентября 1839 г. на Волхонке был заложен храм ХХС. Храм имел статус надгробного памятника в честь русских воинов, погибших в сражениях с Наполеоном. История строительства была долгой. Решение о строительстве принято 25 декабря 1812 г., когда Москва не остыла после пожаров, оставленных французской армией. Указ подписан Александром I, заложен храм Николаем I, построен Александром II и освящен Александром III в 1883 г.
Поначалу храм по проекту К.Витберга ставили на Воробьевых горах. Потратили уйму денег, но ничего не вышло. Инженеры, при участии знаменитого К.Росси, доказали, что почва на Воробьевых горах не выдержит монументального сооружения. Архитектора за растрату сослали в Вятку, где он жил в одной комнате с другим ссыльным - А.Герценом. Лучший портрет Герцена написан именно Витбергом. В Вятке кафедральный Александро-Невский собор сооружен по его проекту, в 1937 г. он взорван и разобран на кирпичи. Умер Витберг в одинокой нищете. Сейчас в Грозном строится Дом приемов, его проект воспроизводит ХХС, задуманный 200 лет назад Витбергом.
Новый проект К.Тона перенесли на Волхонку, тогда - в Чертолье. Выкупили и снесли старые постройки. В том числе Алексеевский женский монастырь XIV в., он переехал в Красное Село. Мимо монастыря сейчас проезжают тысячи машин, которые движутся по Третьему транспортному кольцу. Чтобы обеспечить строительство камнем, прорыли Екатерининский канал между реками Сестра и Истра, в бассейне Волги и Москвы-реки. По сути, прообраз канала, прорытого в эпоху сталинской индустриализации. Роспись храма доверили лучшим художникам - В.Сурикову, И.Крамскому, В.Верещагину, Ф.Бруни. Но сам проект вызывал споры. Верещагин, к примеру, называл храм дурной копией Тадж-Махала. Скорее, храм стал отражением тенденций в архитектуре, которая смещалась от классицизма к национальным традициям. На московский храм похожа базилика Сакре-Кёр в Париже на вершине Монмартра, построенная 20 годами позже.
В 1922 г. С.Киров, чьим именем, по злой иронии, была названа старинная Вятка, высказал идею об уничтожении ХХС. В 1931 г. храм был взорван. Это было сделано в рамках сталинского плана реконструкции Москвы и тотальной антирелигиозной пропаганды. До революции в пределах нынешнего МКАД было 848 храмов, в 1987 г. - лишь 47 православных церквей и 4 храма иных конфессий. Чтобы большевиков не сочли варварами, стряхнули архивную пыль и вспомнили критику архитектурного проекта. Автор Дома на набережной академик Б.Иофан писал: «Большой и грузный, сверкающий позолоченной главой, похожий одновременно на кулич и на самовар, храм давил на окружающие дома и на сознание людей своей казенной, сухой, бездушной архитектурой, отражая собой бездарный строй российского самодержавия. Пролетарская революция смело заносит руку над грузным сооружением». На месте храма решили возвести Дворец Советов, символ коммунизма и самое высокое здание в мире (415 м.) с огромной статуей Ленина на куполе.
Архитектором был назначен Б.Иофан, развенчавший ХХС .Финал известен - ни коммунизма, ни Дворца Советов. Наверное, после страшной войны Сталину показалась сомнительной идея возведения идеологического дворца на месте разрушенного храма, который хранил память о солдатах, погибших в первой Отечественной войне. К тому же было воссоздано патриаршество, святотатство было неуместным. Однако Хрущева это не остановило. В 1961 г. в котловане открыли самый большой в мире открытый бассейн «Москва». Среди москвичей была в ходу присказка: «Сначала храм, потом - хлам, сейчас - срам». В 1994 г. бассейн закрыли из-за того, что хлорные испарения грозили сокровищам Пушкинского музея. В 1999 г. на прежнем месте, во многом благодаря добровольным пожертвованиям, был воссоздан храм ХХС. Он вмещает 10 тыс. человек и является самым большим в России. В храме проводятся важнейшие церковные мероприятия - Поместный собор, интронизация патриарха, прощание с выдающимися гражданами. Все помещения храма и земля под ним остаются собственностью города. Сергей Лесков 21.09. 2019.газета "Вечерняя Москва" https://vm.ru/opinion/751960-dolgaya-doroga-k-hramu
«У АНГЕЛОВ ОТЛЕТАЛИ РУКИ, ГОЛОВЫ, КРЫЛЬЯ» Как взорвали главный московский храм
... Храм плохо поддавался разрушению, и один лишь крест смогли сорвать грузовиками с щебнем после нескольких попыток, а для окончательного уничтожения потребовалось целых 2 взрыва.
5 декабря 1931 г. был взорван храм Христа Спасителя , построенный в середине XIX в. в честь изгнания армии Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 г.. Уничтожить храм удалось лишь со 2-го раза, а на разбор завалов ушло полтора года - гораздо дольше, чем хотели. Дворцу Советов требовалось подходящее место, и площадь на берегу Москвы-реки, где стоял храм, сочли наиболее удачной. 13 июля 1931 г. СССР принял соответствующее решение. 11 дней спустя была принята резолюция: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок. Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК».
Вид от Берсеневской набережной на левый берег реки Москвы. Фото начала ХХ в.
Некоторые москвичи считали, что храм пустят не только на драгоценный металл и стройматериалы. Так, сводки ОГПУ сообщали, что «Усилились антисоветские разговоры и агитация в связи с решением о сносе Храма. Отмечены такие разговоры: «Власть растратилась, и теперь Правительство хочет изломать Храм и продать его по частям Америке за большие деньги».
Но, разумеется, снос храма не был обусловлен исключительно нехваткой места в Москве. В СССР тех лет шла массивная антирелигиозная кампания, усилившаяся в 1929 г. Лишь в 1-й его половине по всей стране было закрыто более 400 храмов, в одном лишь августе – 100. Некоторые исследователи считают кульминацией этой кампании стало антирождество 1929 г. в Парке Горького. В ходе него, писали журналисты, «стихийно вспыхивали то там, то здесь в толпе костры из икон, религиозных книг, карикатурных макетов, гробов религии и т. д.». Детям предлагали антирелигиозный тир, где надо было бросать мячи в храмы и предметы культа, а на катке «Красные Хамовники» шло представление: по словам очевидца, «боги и попы с церковными песнями бросились, махая крестами, на «пятилетку», появился отряд буденновцев и дал залп, от выстрелов загорелась церковь».
Строго говоря, большевики не ставили задачу полной зачистки страны от старорежимных памятников и зданий – имеющие историческую и худ. ценность планировали сохранить. Декрет о памятниках республики, принятый Совнаркомом 12 апреля 1918 г., гласил: «Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера».
Эстетика ХХС, однако, не подходила передовым советским архитекторам. Борис Иофан, автор проектов Дома на набережной и Дворца Советов, писал следующее: «Шел 1928 год. Храм Христа Спасителя еще стоял посередине огромной площади у Москвы-реки. Большой и грузный, сверкающий своей позолоченной главой, похожий одновременно на кулич и на самовар, он давил на окружающие его дома и на сознание людей своей казенной, сухой, бездушной архитектурой, отражая собой бездарный строй российского самодержавия «высокопоставленных» строителей, создавших это помещичье-купеческое капище. Пролетарская революция смело заносит руку над этим грузным архитектурным сооружением, как бы символизирующим силу и вкусы господ старой Москвы».
Разборку храма начали в августе. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Очевидец описывал, как демонтировали крест главного купола. Неподалеку от храма остановилась грузовая машина, к ней от креста протянули канат, и с разгона дернули. Крест устоял, несмотря на то, что его предварительно подпилили. Тогда в сцепку поставили несколько машин, также связав их тросами, но крест выдержал и этот рывок. Наконец, когда в грузовики сложили камни и кирпичи, их связке наконец удалось сорвать крест, и он упал в кучу строительного мусора, высекая искры. Остатки храма решили взорвать.
Кинооператору В.Микоше поручили снимать взрыв, он вспоминал это так: «Меня вызвал наш директор Виктор Иосилевич, директор кинохроники и сказал, понизив голос: – Мы тебе поручаем снимать, как разрушают храм. И ты будешь вести наблюдение с самого начала до самого конца. И я никак не мог понять, для чего это нужно? И когда задал Иосилевичу вопрос :– Зачем? Что, Исаакий тоже будут разрушать? Все храмы будут разрушать? Услышал в ответ: – Ты не задавай таких вопросов. Исполняй, что тебе сказано, и поменьше болтай!
Тогда всё, что я должен был снимать, было как страшный сон; от этого хочешь проснуться и не можешь. Погибала уникальная живописная рукопись на стенах Собора. Через широко распахнутые двери выволакивались с петлями на шее чудесные мраморные творения. Их сбрасывали с высоты на землю – в грязь! У ангелов, которые ненадолго зависали над городом, отлетали руки, головы, крылья».
Первый взрыв прогремел утром 5 декабря. По воспоминаниям очевидцев, от прогремевших взрывов содрогнулись соседние здания, а ударная волна ощущалась на расстоянии в несколько километров, но сам храм устоял: удалось разрушить лишь один из пилонов, на которых держался купол. Уничтожить храм удалось лишь вторым взрывом, примерно в 12 часов дня. Облицовку храма использовали при строительстве Здания Совета труда и обороны, ныне – здание Госдумы на Охотном ряду, а также для отделки ст. м. «Кропоткинская» и «Охотный ряд». Частью плит с именами героев Войны 1812 г. посыпали дорожки московских парков, а некоторые использовались для отделки других городских зданий. Навсегда были утрачены оригинальные барельефы. Небольшая их часть сохранилась в Донском монастыре в Москве.
Василий Зайцев 05.12. 2021. газета.ру https://www.gazeta.ru/science/2021/12/05_a_14281069.shtml?updated
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Пятница, 12 Май 2023, 22:09 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Святыня будет принесена в Москву из Богоявленско-Анастасиинского монастыря Костромы по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Сопровождать чудотворный образ будет духовенство Костромской епархии во главе с митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом. Торжественная встреча Феодоровской иконы в Москве состоится 14 мая 2023 в ХХС, где она будет размещена на время пребывания в столице. Богослужение возглавит Святейший Патриарх Кирилл. Начало в 10:00. С 15 по 27 мая (с 08:00 до 21:00), к святыне будет ежедневно открыт доступ верующих. В период пребывания иконы в Москве, перед чудотворным образом духовенством Московской епархии, Московской митрополии и ставропигиальных монастырей ежедневно будут совершаться молебные пения с чтением акафиста. Пребывание Феодоровской иконы Божией Матери в Москве завершится 28 мая, когда она отбудет обратно в Богоявленско-Анастасиинский монастырь.
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери известна с XII в. По преданию, икона была моленным образом св. бл. Великого князя А.Невского. Вместе с ним она путешествовала в Орду, этот образ он брал с собой в военные походы, перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь. Феодоровская икона известна своей исторической ролью в становлении Дома Романовых: перед ней был благословлен на царство Михаил Федорович в 1613 г. в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре Костромы. В годы гонений на Церковь в ХХ столетии Феодоровская икона ни разу не покидала храмовых стен, оставаясь доступной для верующих. С 1991 г. чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином соборе Костромы. С 2001 г. чудотворная Феодоровская икона Божией Матери приносится в различные епархии РПЦ для поклонения верующих, участвует в общецерковных торжествах и значимых событиях. В 2009 г. пред ликом Феодоровской иконы, принесенной в ХХС, состоялись избрание на Патриарший престол и интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к организаторам и участникам торжественного принесения Феодоровской иконы Божией Матери из Костромы в Москву.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы! Дорогие братья и сестры! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Сердечно приветствую всех вас этими жизнеутверждающими словами. В дни продолжающегося пасхального торжества мы с радостью встречаем в Первопрестольном граде Москве чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери, принесенную из Богоявленско-Анастасииного монастыря Костромы в главный собор РПЦ - Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя.
Эта святыня, неразрывно связанная с историей России, издревле почитается нашим народом, прославляющим заступничество Царицы Небесной, явленное после горячих молитв перед сим дивным образом. Пресвятая Богородица не раз подавала Свою всесильную помощь людям, откликалась на их молитвы в минуты опасности, испытаний и скорбей. Так было в далеком XIII в., когда Кострома была чудесно спасена от войск ордынских завоевателей. Так случилось в веке XVII, когда после долгого периода Смуты и нестроений в нашем Отечестве Пречистая Дева Мария явила милость и чрез Свой чудотворный Феодоровский образ благословила на царствование первого представителя новой династии - Михаила Романова. На протяжении трех столетий Феодоровская икона Божией Матери почиталась великой святыней и особой покровительницей Императорского Дома. В честь нее иностранные принцессы, выходя замуж за великих князей и принимая Православие, получали отчество «Феодоровна». К заступничеству Пречистой Владычицы многократно прибегали люди, находившиеся у кормила гос. власти, и неизменно обретали предстательством Божией Матери силы и мудрость.
Несмотря на меняющиеся общественно-политические реалии, мы твердо уповаем на то, что державный покров Царицы Небесной не покинет страну нашу, пока народ хранит верность Ее Божественному Сыну и Его Церкви. «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2, 5) - пусть сии кроткие слова Пресвятой Богородицы, обращенные некогда к служителям на брачном пире в Кане Галилейской, всегда будут духовным напутствием и для нашего народа. Желаю вам крепости сил, душевного мира и помощи Божией в добрых делах. Благословение Христа Спасителя и Его Пречистой Матери да пребывают со всеми вами. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ http://www.patriarchia.ru/db/text/6026014.html http://new.xxc.ru/news...._moskvu
|
|
| |