[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ЦЕРКОВНЫЙ «ЭРМИТАЖ»
Валентина_КочероваДата: Вторник, 20 Дек 2016, 21:59 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
ЦЕРКОВНЫЙ «ЭРМИТАЖ»
Музей, в котором обязательно стоит побывать

Сотни людей лихорадочно скупают билеты на московскую выставку пинакотеки Ватикана, которая обычно закрыта для туристических глаз. Но мало кто знает, что у РПЦ есть аналогичный музей - церковно-археологический кабинет. В отличие от пинакотеки, где собрана исключительно живопись, в ЦАКе помимо картин и икон выставлены рукописные и печатные книги, церковная утварь, графика, и реликвии, связанные с жизнью подвижников благочестия и выдающихся церковных деятелей. Поразительно, но здесь можно найти работы Сурикова, Васнецова, Нестерова, Поленова и др. русских художников. Отдельных картин нет даже в гос. каталоге музейного фонда страны.

ЦАК - церковно-археологический кабинет им. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, крупнейший церковный музей в России, который находится при Московской духовной академии в Сергиев Посаде.


Интерьер Елизаветинской залы Царских Чертогов Московской Духовной Академии. 1911 – 1917 гг. (?)

Экспозиция ЦАКа расположена в бывших Царских чертогах. Это здание на территории Троице-Сергиевой лавры было построено в 1747 г. для визитов царской семьи и самих государей. В 1814 г. туда переехала Московская Императорская духовная академия, и 12 залов сейчас заняты музеем. При этом сам музей называется очень скромно - церковно-археологический кабинет. Но сокровища, которые он хранит, бесценны и уникальны.


ЦАК, 2016.

Коллекцию музея собирали дважды, причем во второй раз с нуля. Первая рождалась еще до официального создания ЦАКа - в 1814 г. ректор академии протоиерей А.Горский (1812–1875) организовал для студентов в учебных целях выставочный кабинет, который находился в библиотечном корпусе. Там собрали небольшую коллекцию икон, картин и монет.


Александр Васильевич Горский

В Царских чертогах, соответственно, начали собираться царские дары. Ядро коллекции первоначального музея формировалось из подарков императорской семьи: портреты императоров, членов царской семьи, видных церковных и светских деятелей. Из них, к сожалению, осталось в нынешней экспозиции всего 3 работы: портреты императора Петра I и императрицы Елизаветы I. Предполагается, что написал их придворный художник-портретист Луи Каравак.


В 1922 г. все собранное бесследно исчезает. Большевики принимают декрет об изъятии церковных ценностей, а после закрытия академии и ликвидации монастыря ЦАК был буквально разграблен. К настоящему моменту найдено только несколько экспонатов. Всем казалось, что на этом история ЦАКа окончена. А дальше произошло чудо. В 1943 г. в церковно-гос. отношениях наступило потепление, а в 1950 г. началось восстановление музея. И если раньше главными жертвователями были представители царских фамилий, то теперь самым главным частным жертвователем стал сам Патриарх Алексий I. За первые 20 лет деятельности восстановленного музея большая и лучшая часть собрания получена от него. Именно поэтому Церковно-археологический кабинет сейчас носит его имя. В книге почетных гостей Святейший Патриарх Алексий I написал: «Много раз я посещал Церковно-археологический кабинет. Дай Бог, чтобы изучая это богатое собрание, наши воспитанники, кандидаты в священство, научились в нем любить, понимать и ценить наше истинно церковное искусство».
Сейчас музей открыт не только для студентов, но и для всех желающих. ЦАК формировал свою коллекцию второй раз в очень непростых условиях, и не всегда мы можем проследить историю всех экспонатов.

Церковное прикладное искусство
Облачения иерархов РПЦ, богослужебная утварь, мозаики XIX в., худ. шитье, старинные рукописные и печатные книги, церковные и гос. ордена и награды, точные макеты храмов и монастырей.


Митра свт. Дмитрия Ростовского. Монеты 235-238 гг.

Западно-Европейское декоративно-прикладное искусство
Облачения католических священнослужителей, скульптуры и иконы западного христианского мира, богослужебная утварь.


Зал Западно-Европейского декоративно-прикладного искусства

Русская религиозная живопись
Картины известный русских художников Сурикова, Васнецова, Нестерова, которые отражают религиозные переживания и историю русского народа. 700 древних и современных икон (пост-византийский и русский периоды), фрагменты иконостасов и уникальная коллекция неканонических икон.


Походный иконостас царской армии


Неканоническая икона Святой Троицы

Собрание фотографий, которые показывают жизнь РПЦ через объектив камеры. Выставлено около 5000 фотографий и свыше 500 интересных отечественных и зарубежных фотоаппаратов конца XIX и начала XX в., которые считаются антиквариатом.


Более 200 виниловых пластинок дореволюционной и советской эпохи с записями церковных хоров и священнослужителей с выдающимися голосами. Необычные и старинные музыкальные инструменты, граммофоны и патефоны.
Прикрепления: 6501891.jpg (25.6 Kb) · 8508416.jpg (35.9 Kb) · 6158604.jpg (12.2 Kb) · 8450132.jpg (13.3 Kb) · 6622448.jpg (19.2 Kb) · 2099441.jpg (21.2 Kb) · 2635167.jpg (34.8 Kb) · 4390048.jpg (37.1 Kb) · 5425454.jpg (29.4 Kb) · 5308384.jpg (46.0 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Вторник, 20 Дек 2016, 22:26 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline

Фисгармония Сергея Рахманинова

Келья и мемориальный кабинет Святейшего Патриарха Алексия I
Собраны личные вещи предстоятеля и его семьи, фотографии и портреты Патриарха в разные годы жизни.


В настоящее время коллекция кабинета собирается иерархами, священнослужителями и простыми людьми. Вслед за Патриархом Алексием I все последующие Предстоятели РПЦ поддерживали традицию передачи в ЦАК разных предметов.


Облачение святителя Тихона Белавина

Особый вклад в экспозицию музея внес Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который передал музею 13 реликвий и святынь. Среди них особо можно выделить омофор (часть облачения епископа) свт. Иоанна Шанхайского (1896–1966). Это уникальный святой XX в., который, будучи епископом, служил вдали от Родины: в Китае, Западной Европе и США. Святой отошел ко Господу в Сан-Франциско и очень сильно почитается в Америке. Постепенно слава о нем возвращается на русскую землю.



Главная святыня музея — сандалии прп. Сергия Радонежского, в которых он был погребен. Обувь святого передали музею в 1946 г. из Лавры, где хранились святыни, которые остались от создателя обители. Рядом с сандалиями лежит камень из гробницы Преподобного, который был найден вместе с мощами и оставлен как реликвия. Позже на нем изобразили Сергия Радонежского и священномученика Панкратия, в день памяти которого были обретены мощи.


Камень из гробницы преподобного Сергия Радонежского

Сандалии из кожи сделал сам прп. Сергий — как и многое другое, что требовалось для жизни и богослужений. Подвижник основал монастырь в труднодоступном месте, где рассчитывать на чужую помощь не приходилось. Будучи настоятелем, он трудился физически наравне со всеми: строил храм и кельи, рубил дрова, делал из дерева богослужебные сосуды и шил одежду.


Рядом с сандалиями выставлены деревянные богослужебные сосуды и нательный крест прп. Сергия, а сзади на стене висит обширная иконография, посвященная игумену Радонежскому. Все вместе это составляет коллекцию, посвященную 700-летию со дня рождения Преподобного. Торжества проходили 18 июля 2014 г. в день обретения мощей святого, поскольку точная дата рождения Сергия Радонежского неизвестна.

Церковь и космос
Один из экспонатов с уникальной судьбой - макет ХХС, собранный в 1920-х годах.


Его при посещении ЦАКа увидел первый космонавт Ю.А. Гагарин и услышал историю постройки храма, который был символом победы над Наполеоном и памятником погибшим воинам в Отечественной войне 1812 г. Когда космонавт поинтересовался, где сейчас находится собор, он узнал, что ХХС взорван в 1931 г. и на его месте находится бассейн «Москва». Через некоторое время космонавт выступил с шокирующей речью на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ о разрушенных памятниках военному подвигу: в частности, он упомянул о ХХХС и Триумфальной Арке, которая также была воздвигнута в честь победы над Наполеоном. До 1936 г. она стояла на пл. Тверская Застава (с 1932 до 1990 г. - пл. Белорусского Вокзала) и была разобрана большевиками согласно генплану реконструкции Москвы.

Добиться восстановления ХХС Юрию Алексеевичу не удалось, но Триумфальную арку воссоздали на Кутузовском проспекте к 1968 г. В конце 1990-х годов макет ХХС использовали для восстановления главного собора Москвы, постройка которого завершилась в 2000 г.
Экспозиция Церковно-археологического музея доступна круглый год. Его популярность растет, с каждым годом количество посетителей увеличивается, поэтому посетить ЦАК можно по предварительной записи, чтобы каждый желающий мог рассмотреть интересующие экспонаты.
Кирилл Баглай, Юлия Маковейчук
20.12. 2016. журнал "Фома"

http://foma.ru/tserkov....at.html
Прикрепления: 3760591.jpg (35.0 Kb) · 2796289.jpg (23.2 Kb) · 2593205.jpg (32.0 Kb) · 3364039.jpg (31.1 Kb) · 0031862.jpg (32.2 Kb) · 5899544.jpg (21.8 Kb) · 8447027.jpg (20.7 Kb) · 3895093.jpg (20.7 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: