Валентина_Кочерова | Дата: Вторник, 20 Дек 2016, 21:59 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| ЦЕРКОВНЫЙ «ЭРМИТАЖ» Музей, в котором обязательно стоит побывать
Сотни людей лихорадочно скупают билеты на московскую выставку пинакотеки Ватикана, которая обычно закрыта для туристических глаз. Но мало кто знает, что у РПЦ есть аналогичный музей - церковно-археологический кабинет. В отличие от пинакотеки, где собрана исключительно живопись, в ЦАКе помимо картин и икон выставлены рукописные и печатные книги, церковная утварь, графика, и реликвии, связанные с жизнью подвижников благочестия и выдающихся церковных деятелей. Поразительно, но здесь можно найти работы Сурикова, Васнецова, Нестерова, Поленова и др. русских художников. Отдельных картин нет даже в гос. каталоге музейного фонда страны.
ЦАК - церковно-археологический кабинет им. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, крупнейший церковный музей в России, который находится при Московской духовной академии в Сергиев Посаде.
Интерьер Елизаветинской залы Царских Чертогов Московской Духовной Академии. 1911 – 1917 гг. (?)
Экспозиция ЦАКа расположена в бывших Царских чертогах. Это здание на территории Троице-Сергиевой лавры было построено в 1747 г. для визитов царской семьи и самих государей. В 1814 г. туда переехала Московская Императорская духовная академия, и 12 залов сейчас заняты музеем. При этом сам музей называется очень скромно - церковно-археологический кабинет. Но сокровища, которые он хранит, бесценны и уникальны.
ЦАК, 2016.
Коллекцию музея собирали дважды, причем во второй раз с нуля. Первая рождалась еще до официального создания ЦАКа - в 1814 г. ректор академии протоиерей А.Горский (1812–1875) организовал для студентов в учебных целях выставочный кабинет, который находился в библиотечном корпусе. Там собрали небольшую коллекцию икон, картин и монет.
Александр Васильевич Горский
В Царских чертогах, соответственно, начали собираться царские дары. Ядро коллекции первоначального музея формировалось из подарков императорской семьи: портреты императоров, членов царской семьи, видных церковных и светских деятелей. Из них, к сожалению, осталось в нынешней экспозиции всего 3 работы: портреты императора Петра I и императрицы Елизаветы I. Предполагается, что написал их придворный художник-портретист Луи Каравак.
В 1922 г. все собранное бесследно исчезает. Большевики принимают декрет об изъятии церковных ценностей, а после закрытия академии и ликвидации монастыря ЦАК был буквально разграблен. К настоящему моменту найдено только несколько экспонатов. Всем казалось, что на этом история ЦАКа окончена. А дальше произошло чудо. В 1943 г. в церковно-гос. отношениях наступило потепление, а в 1950 г. началось восстановление музея. И если раньше главными жертвователями были представители царских фамилий, то теперь самым главным частным жертвователем стал сам Патриарх Алексий I. За первые 20 лет деятельности восстановленного музея большая и лучшая часть собрания получена от него. Именно поэтому Церковно-археологический кабинет сейчас носит его имя. В книге почетных гостей Святейший Патриарх Алексий I написал: «Много раз я посещал Церковно-археологический кабинет. Дай Бог, чтобы изучая это богатое собрание, наши воспитанники, кандидаты в священство, научились в нем любить, понимать и ценить наше истинно церковное искусство». Сейчас музей открыт не только для студентов, но и для всех желающих. ЦАК формировал свою коллекцию второй раз в очень непростых условиях, и не всегда мы можем проследить историю всех экспонатов.
Церковное прикладное искусство Облачения иерархов РПЦ, богослужебная утварь, мозаики XIX в., худ. шитье, старинные рукописные и печатные книги, церковные и гос. ордена и награды, точные макеты храмов и монастырей.
Митра свт. Дмитрия Ростовского. Монеты 235-238 гг.
Западно-Европейское декоративно-прикладное искусство Облачения католических священнослужителей, скульптуры и иконы западного христианского мира, богослужебная утварь.
Зал Западно-Европейского декоративно-прикладного искусства
Русская религиозная живопись Картины известный русских художников Сурикова, Васнецова, Нестерова, которые отражают религиозные переживания и историю русского народа. 700 древних и современных икон (пост-византийский и русский периоды), фрагменты иконостасов и уникальная коллекция неканонических икон.
Походный иконостас царской армии
Неканоническая икона Святой Троицы
Собрание фотографий, которые показывают жизнь РПЦ через объектив камеры. Выставлено около 5000 фотографий и свыше 500 интересных отечественных и зарубежных фотоаппаратов конца XIX и начала XX в., которые считаются антиквариатом.
Более 200 виниловых пластинок дореволюционной и советской эпохи с записями церковных хоров и священнослужителей с выдающимися голосами. Необычные и старинные музыкальные инструменты, граммофоны и патефоны.
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Вторник, 20 Дек 2016, 22:26 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| Фисгармония Сергея Рахманинова
Келья и мемориальный кабинет Святейшего Патриарха Алексия I Собраны личные вещи предстоятеля и его семьи, фотографии и портреты Патриарха в разные годы жизни.
В настоящее время коллекция кабинета собирается иерархами, священнослужителями и простыми людьми. Вслед за Патриархом Алексием I все последующие Предстоятели РПЦ поддерживали традицию передачи в ЦАК разных предметов.
Облачение святителя Тихона Белавина
Особый вклад в экспозицию музея внес Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который передал музею 13 реликвий и святынь. Среди них особо можно выделить омофор (часть облачения епископа) свт. Иоанна Шанхайского (1896–1966). Это уникальный святой XX в., который, будучи епископом, служил вдали от Родины: в Китае, Западной Европе и США. Святой отошел ко Господу в Сан-Франциско и очень сильно почитается в Америке. Постепенно слава о нем возвращается на русскую землю.
Главная святыня музея — сандалии прп. Сергия Радонежского, в которых он был погребен. Обувь святого передали музею в 1946 г. из Лавры, где хранились святыни, которые остались от создателя обители. Рядом с сандалиями лежит камень из гробницы Преподобного, который был найден вместе с мощами и оставлен как реликвия. Позже на нем изобразили Сергия Радонежского и священномученика Панкратия, в день памяти которого были обретены мощи.
Камень из гробницы преподобного Сергия Радонежского
Сандалии из кожи сделал сам прп. Сергий — как и многое другое, что требовалось для жизни и богослужений. Подвижник основал монастырь в труднодоступном месте, где рассчитывать на чужую помощь не приходилось. Будучи настоятелем, он трудился физически наравне со всеми: строил храм и кельи, рубил дрова, делал из дерева богослужебные сосуды и шил одежду.
Рядом с сандалиями выставлены деревянные богослужебные сосуды и нательный крест прп. Сергия, а сзади на стене висит обширная иконография, посвященная игумену Радонежскому. Все вместе это составляет коллекцию, посвященную 700-летию со дня рождения Преподобного. Торжества проходили 18 июля 2014 г. в день обретения мощей святого, поскольку точная дата рождения Сергия Радонежского неизвестна.
Церковь и космос Один из экспонатов с уникальной судьбой - макет ХХС, собранный в 1920-х годах.
Его при посещении ЦАКа увидел первый космонавт Ю.А. Гагарин и услышал историю постройки храма, который был символом победы над Наполеоном и памятником погибшим воинам в Отечественной войне 1812 г. Когда космонавт поинтересовался, где сейчас находится собор, он узнал, что ХХС взорван в 1931 г. и на его месте находится бассейн «Москва». Через некоторое время космонавт выступил с шокирующей речью на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ о разрушенных памятниках военному подвигу: в частности, он упомянул о ХХХС и Триумфальной Арке, которая также была воздвигнута в честь победы над Наполеоном. До 1936 г. она стояла на пл. Тверская Застава (с 1932 до 1990 г. - пл. Белорусского Вокзала) и была разобрана большевиками согласно генплану реконструкции Москвы.
Добиться восстановления ХХС Юрию Алексеевичу не удалось, но Триумфальную арку воссоздали на Кутузовском проспекте к 1968 г. В конце 1990-х годов макет ХХС использовали для восстановления главного собора Москвы, постройка которого завершилась в 2000 г. Экспозиция Церковно-археологического музея доступна круглый год. Его популярность растет, с каждым годом количество посетителей увеличивается, поэтому посетить ЦАК можно по предварительной записи, чтобы каждый желающий мог рассмотреть интересующие экспонаты. Кирилл Баглай, Юлия Маковейчук 20.12. 2016. журнал "Фома" http://foma.ru/tserkov....at.html
|
|
| |