[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » СО СВЯТЫМИ УПОКОЙ...
СО СВЯТЫМИ УПОКОЙ...
Валентина_КочероваДата: Суббота, 04 Фев 2017, 11:21 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6951
Статус: Offline
В ПЕТЕРБУРГЕ ПОЧТИЛИ ПАМЯТЬ ПРОТОИРЕЯ ВАСИЛИЯ ЕРМАКОВА


В 10-ю годовщину со дня смерти выдающегося петербургского пастыря протоиерея В.Ермакова, 3 февраля, его память почтили в храме прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, где батюшка служил с 1981 г. до конца дней.
Протоиерей В.Ермаков, один из самых почитаемых, самых любимых в народе петербургских священников. Духовные чада о. Василия - известные и успешные миряне, священники, епископы - составляют огромную незримую общину, лишь часть которой можно увидеть на воскресной Литургии в храме прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. О. Василий оставил значимое книжное богословское наследие. Но главное его богословское достижение - люди, воспитанные на его проповедях, беседах, на каждодневном общении с замечательным священником.


Божественную литургию возглавил настоятель протоиерей Н.Коньков в сослужении клириков епархии. Помолиться об о. Василии съехалось множество верующих, храм с трудом вмещал молящихся. "Мы должны батюшку все время молитвенно вспоминать: и дома, и в храме, и у него на могиле. В чем заключаются наша любовь, наше уважение к нему? В том, чтобы хранить о нем память и передать ее тем, кто не видел отца Василия и мало знает о нем, в первую очередь, нашим близким. Мы должны показать, что мы его духовные чада не только словами, но и всей жизнью. Конечно, мы знаем, что он стоит перед престолом Божиим. Но всегда собираемся в день его кончины и в храме, и на могиле, и молимся, чтобы Господь простил какие-то его незначительные человеческие недостатки, потому что нет людей абсолютно безгрешных. Мы молимся об упокоении его души, а батюшка молится за нас".- сказал в проповеди о. Николай. После богослужения огромная толпа двинулась к могиле пастыря, расположенной недалеко от алтарной части храма. Там была отслужена панихида, завершившаяся пением пасхального тропаря.

Традиционный вечер памяти протоиерея Василия Ермакова состоялся вечером в ДК им. Горького. Его вели клирик подворья Валаамского монастыря игумен Парфений (Шапанов) и народная артистка России Н.Усатова.


Начался вечер с показа видеозаписи с участием батюшки, сделанной в Серафимовском храме в празднование Пасхи. Затем на сцену с пением пасхального тропаря вышел сводный хор духовных чад о. Василия п/у М.Бутто.
"Мы помним счастливое время, когда рядом с нами был о. Василий. Для многих встреча с ним стала духовным рождением и воскресением. Это была Пасха нашей души, мы знали: где батюшка - там искренняя молитва и проявление великой милости Божией". - сказал игумен Парфений. Воспоминаниями об о. Василии поделится викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Царскосельский Маркелл. Он рассказал, что после пресвитерской хиротонии проходил богослужебную практику в храме Святой Троицы (Кулич и Пасха), где в то время служил о. Василий, ставший для него примером пастырского служения.

"Не случайно в качестве начала этого вечера выбрана тема Пасхи, ведь мы начинаем готовиться к поприщу Великого поста, который завершится Страстной седмицей и Светлым Христовым Воскресением. Прп. Серафим Саровский приветствовал встречных словами "Христос воскресе, радость моя!" На его долю пришлось много испытаний, что он был согбенным, но всегда радостным, он видел что-то, чего мы не видим. О. Василий тоже видел то, что недоступно обычным людям. Смысл нашей жизни - вера в Воскресение, вера в то, что жизнь победила смерть, добро побеждает зло. Наша проблема в том. что мы не видим этой радости. Когда Христос воскрес, ученики тоже не сразу поверили. Мария Магдалина смогла увидеть Господа внутренними очами. Нужно уметь видеть Господа, Церковь - это продолжающееся присутствие Бога в нашей жизни. Быть верующим - это счастье. Нет ничего невозможного для верующего, Господь протягивает нам руку помощи. Он в нашей жизни, в нашем сознании. О. Василий запомнился мне как светильник в жизни Церкви. Вечная ему память... дело в том, что он жив, это очевидно. Свидетельство тому - полный зал людей, в жизни которых он что-то значил ". - отметил владыка.

Почетный реставратор Санкт-Петербурга Т.Николаева рассказала, что познакомилась с о. Василием в середине 1980-х и до сих пор хранит подаренный им молитвослов, отпечатанный на машинке, - в советское время подобная литература не издавалась. В свое время она занималась установкой памятника астрономам - жертвам политических репрессий в Пулковской обсерватории. В кругу ученых познакомилась с выдающимся астрономом из Крыма Людмилой Черных, которая в 1973 г. в день Воздвижения Креста Господня открыла планету. Она до сих пор не имела названия, Тамара Николаева предложила присвоить ей имя батюшки. Несмотря на то, что в астрономическом сообществе запрещено называть небесные тела именами духовных лиц, планете дали имя Vasilermakov, что иначе как чудом не объяснить. Поющие духовные чада батюшки выступали в составе хора и соло. Популярные песни, романсы, арии исполнили солист театра "Санкт-Петербург опера" и певчий Серафимовского храма С.Алещенко, сестры Мария и Мирослава Лазурко, диакон Серафимовского храма А.Малаховский, клирик храма св. апостола Петра в Веселом поселке диакон В.Гришин, солистка Михайловского театра И.Неклюдова. Выступил и детский хор "Васильки", участники которого - дети духовных чад батюшки Василия. Мальчики и девочки исполнили муз. композицию "Девчата на новый лад".


Почтили память батюшки выступлением исполнитель романсов ОЛЕГ ПОГУДИН,артисты балета Н.Ториашвили и Ю.Андреев, солист легендарной группы "Поющие гитары" В.Ступаченко (он рассказал о встречах с батюшкой) и его музыканты. Народный артист России А.Панкратов-Черный прочитал свои стихи. Воспоминанием о войне - детство и отрочество о. Василия пришлись на военные годы - прозвучало исполнение з. а. России А.Завьяловым главы из поэмы А.Твардовского "Василий Теркин". Композитор и певец А.Шевченко спел несколько своих песен - "Будет все, как ты захочешь", "Зимний сон", "Два сердца". Выступление хора духовенства митрополии п/у Ю.Герасимова тоже было отнюдь не случайным: среди поющих батюшек есть несколько клириков Серафимовского храма. Прозвучали произведения "С нами Бог" П.Чеснокова, "Вечерний звон" А.Алябьева, русский военный марш "Взвейтесь, соколы орлами" (солировали протоиереи Богдан и Андрей Жуки).

Вечер завершился выступлением актрисы и певицы из Орла А.Семеновой, тоже духовного чада батюшки. Она исполнила песни "Спас на любви" на стихи поэта из Карелии М.Тарасова и "Крымская весна" на слова болховского поэта В.Быкова (Болхов Орловской губернии - родина батюшки Василия). Гостья рассказала, что песню "Спас на любви" впервые исполняет в этом зале, а при жизни батюшки спела ее ему в Болхове. Ее пение фоном звучит в фильме о батюшке "Небо на земле". Марш "Прощание славянки" А.Семенова спела с хором духовных чад о. Василия. Припев "Встань за веру, Русская земля!" подхватил весь зал.


В фойе была развернута выставка фотографа Серафимовского храма А.Сетракова, запечатлевшего батюшку во время богослужений и в жизни. Протоиерей В.Ермаков (20.12.1927, Болхов, Орловская губерния - 03.02 2007, Санкт-Петербург) - один из самых авторитетных петербургских священнослужителей конца ХХ - начала XXI в., с 1981 г. - настоятель храма прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. С прощальной проповедью о. Василий обратился к пастве 15 января 2007 г., в день памяти прп. Серафима Саровского.
ИА "Вода живая",
03.02.17

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?id=112355
http://aquaviva.ru/journal/?jid=112313

Надежда Тиманкова:
Батюшка... Какая же это должна быть любовь, что по прошествии 10 лет с его кончины собирается больше 2000 человек на вечер памяти. Его хор в 35 человек, половина из которых священники и матушки, поёт как тогда, 20 лет назад, и не уменьшается? Каких же космических масштабов должна быть благодарность, когда в честь батюшки чада называют одну из малых планет? Каким образом этот человек, родившийся в российской глубинке, находил общий язык с учёными, артистами, деятелями искусств? Все из нас знают этот язык, но так редко его слышат. Это язык любви. Любви ко всякому приходящему, к Родине, к Церкви, к творчеству. Рядом с батюшкой любой человек расцветал, начинал проявлять свои лучшие качества, черпал вдохновение. И благодарил батюшку за его редчайший дар. В его чадах никогда не было зашоренности, угрюмости. Первое, что бросалось в глаза - невероятная жизнерадостность. Они просто купались в батюшкиной любви. И сегодня на вечере памяти частички его любви из каждого сердца слились воедино. Сегодня никто не скорбел.

  
Начало вечера памяти о. В.Ермакова произвело потрясающее впечатление. В темноте зала появилась на экране видеозапись с начала Пасхальной службы, возглавляемой батюшкой. Тихое пение "Воскресение Твое, Христе Спасе", звон кадила, хор, стоящий на сцене. Мне ни разу не довелось из-за пения в Андреевском соборе быть на ночной службе в Серафимовской. И вот через 20 лет я побывала там! Почти каждого, кого показывали на экране, я могла назвать по имени. Ощущение реальности происходящего перекрывало ощущение того, что смерти нет. И вот запел хор. Что это было за пение!!! "Христос воскресе!", "Ангел вопияше " с соло матушки Марии, "Сей нареченный и Святый День". Ликование, свет, радость. Песня о батюшке под аккомпанемент композитора Н.М. Обольской. Песни, любимые батюшкой, исполненные солистом "Санкт-Петербург опера" С.Алещенко. Все слова, сказанные владыкой Маркеллом, Н.Усатовой, А.Панкратовым, спетые О.Погудиным, В.Ступаченко, были лишены малейшего налета печали. Произнесённые владыкой слова "вечная память" как-то странно прозвучали и владыка, которого молодым священником о. Василий наставлял, выразил убеждение, что сейчас батюшка молитвенно предстоит пред престолом Божиим. Вечер памяти наполнил сердце теплом и любовью. Как приятно было видеть эту большую, более чем двухтысячную семью, видеть эти улыбки, объятия, поцелуи, осознавать, что нас и по кончине батюшки объединяет его любовь и молитва.
https://vk.com/id97099737
Прикрепления: 1316590.jpg (8.0 Kb) · 4379016.jpg (12.8 Kb) · 2065776.jpg (27.5 Kb) · 3805781.jpg (9.2 Kb) · 7188963.jpg (22.1 Kb) · 4397866.jpg (16.0 Kb) · 2209396.jpg (14.3 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Суббота, 04 Фев 2017, 11:44 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6951
Статус: Offline
СКОНЧАЛСЯ АРХИМАНДРИТ КИРИЛЛ


На 98-м году жизни умер архимандрит Кирилл. О его смерти сообщила сотрудница Отдела внешних церковных связей РПЦ монахиня Феодора (Лапковская).
Архимандрит Кирилл (в миру И.Д. Павлов) родился 8 сентября 1919 г. в деревне Маковские Выселки в набожной крестьянской семье. С 12 лет жил у неверующего брата, под влиянием среды отошел от религии. После окончания техникума работал технологом на металлургическом комбинате. Уже после войны, приняв монашеский постриг, каждый год о. Кирилл в пасхальный период посещал родную деревню и село Маково в 12 км от Михайлова, где у него похоронены родители, брат и сёстры. В селе помог восстановить колокольню и храм, который не закрывался на протяжении всей советской истории. Был призван в Красную армию, служил на Дальнем Востоке. Участник ВОВ в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон в Венгрии, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 г. Во время войны И.Павлов обратился к вере. Он вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 г., среди развалин дома нашел Евангелие.

«Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!.. Собрал я все листочки вместе – книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война? Почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь. Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся» (Архимандрит Кирилл).
Сразу после армии поступил в семинарию: «В 1946 г. из Венгрии меня демобилизовали. Приехал в Москву, в Елоховском соборе спрашиваю: нет ли у нас какого-нибудь духовного заведения? "Есть, - говорят, - духовную семинарию открыли в Новодевичьем монастыре“. Поехал туда прямо в военном обмундировании. Помню, проректор отец С.Савинских радушно встретил меня и дал программу испытаний». По окончании Московской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1954 г. 25 августа 1954 г. был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре. Вначале был пономарем. В 1970 г. стал казначеем, а с 1965 г. – духовником монашеской братии. Был возведен в сан архимандрита. Назначен духовником Патриарха Алексия II, в связи с этим переехал в Переделкино (где находится Патриаршая резиденция), продолжая духовно окормлять монахов лавры. Награжден церковными орденами прп. Сергия Радонежского и св. князя Владимира.


8 октября 1919 г. родился И.Д. Павлов – наш Старец Кирилл

Автор многочисленных проповедей и поучений. Наставник молодых монахов, принявших постриг в лавре. Много писал в эпистолярном жанре, ежегодно архимандрит Кирилл отправлял архиереям, священникам, мирянам, духовным чадам и даже малознакомым людям до 5000 писем с поздравлениями, наставлениями и назиданиями. В середине 2000-х годов перенес инсульт, который лишил старца возможности двигаться и общаться с внешним миром.
Отпевание архимандрита Кирилла (Павлова) состоится 23 февраля в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Чин отпевания возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
20.02. 2017
http://www.pravmir.ru/umer-arhimandrit-kirill-pavlov/

Тихий свет подлинности. К 90- летию Архимандрита Кирилла (Павлова)
Отрывок из книги монахини Евфимии «Тихий свет подлинности» об о. Кирилле

Рядом с ним у тебя всегда было право на ошибку. Мало того - у тебя было право иметь собственное мнение. Несогласие не вызывало у о. Кирилла ни недоумения, ни огорчения (огорчения он, по крайней мере, не показывал). Он с интересом и уважением выслушивал иную точку зрения и, если убеждался в ее обоснованности, мог изменить свою. О. Кирилл никогда не доминировал и никому не навязывал своих представлений о жизни. Выслушав вопрошавшего, неспешно расспросив о подробностях дела, он деликатно предлагал свой вариант решения проблемы, а дальше - наше право выбирать. Жизнь сама открывала впоследствии, что его совет был единственно верным. Я не перестану удивляться тому, с какою легкостью иные духовники могут развести супружескую пару, направить в монастырь колеблющегося в своем выборе человека или как-то еще кардинально и грубо поменять человеческую судьбу.

О.Кирилл относился к человеку предельно бережно, взвешивал каждое свое слово, чтобы не задеть чужого самолюбия, не поранить немощную душу. А на ошибку он, не то что грубо не указывал, но вообще делал вид, что ничего не происходит. Давал человеку возможность самому разобраться в заблуждении. Недаром один из его любимых фрагментов «Отечника»-  история с Пименом Великим, не обличившим дремавшего на клиросе во время службы брата, но давшим ему спокойно отдохнуть. Его умение предпочитать ученичество учительству, послушничество начальствованию поражало до глубины души. Другое дело, что нам самим следовало иной раз догадаться, не столько делиться с ним своими соображениями, сколько помолчать в его присутствии. Пользы от этого было несравненно больше.
Блог монахини Евфимии, Курская обл. научная библиотека
http://www.pravmir.ru/starets....kirilla

Живой голос старца(аудио)


Слушать по ссылкеhttp://www.pravmir.ru/zhivoy-golos-startsa-audio/

Памяти отца Кирилла
Недавно нам позвонила матушка Евфимия – послушница отца Кирилла – и позвала нас с о. Владимиром попрощаться со старцем. За последние лет 10 мы прощались с ним уже несколько раз, с тех пор, как он, недвижимый, слег от тяжкой болезни и больше не вставал.


Старец Кирилл. январь 2015.

Мы прощались и тем не менее продолжали молить Бога, чтобы Он еще хотя бы немного продлил жизнь этого драгоценного человека: не для него, а для нас, для нас! Не для него, потому что он уже был для нас человеком Царства Небесного, святым. Возле него усмирялись душевные бури, разрешались внутренние противоречия, наступал блаженный внутренний мир, в котором все становилось прозрачным и ясным. Как в одном из житий ученик, пришедший к старцу, погрузился возле него в молчание и на вопрос, почему он ни о чем не спрашивает авву, ответил: «Мне достаточно только смотреть на тебя!» Такое же чувство появлялось у нас от одного лишь пребывания возле отца Кирилла.

Старец лежал с закрытыми глазами, прикрытый до самого подбородка одеялом, и только руки, его добрые, мягкие руки покоились наверху. Мы поцеловали теплую десницу старца, приложились с благоговением, как к святыне, и с нежностью, как к родному человеку, к отцу. Милая, дружественная нам матушка позволила побыть в келье: принесла 3 стула, и мы сели в молчании у изножья кровати. Тут был и покой, и тихая радость, и ощущение полноты бытия. Как всегда возле о. Кирилла, все житейские беды, волнения, сомнения замирали, разноречивые помыслы смолкали, и обнажалась самая суть жизни. На языке философии это называется «феноменологической редукцией»: все временное, изменчивое, преходящее, относительное умаляется в своем значении до ничтожного, и остается лишь душа, предстоящая Богу, и Бог, Который ее сотворил. У меня есть фотография, как о. Кирилл сидит рядом с о. Владимиром на диване, на лицах их улыбки, перед ними угощения, а напротив - моя мама, мы с инокиней Натальей и Михаил, выпускник Московской духовной академии. Его о. Кирилл попросил попеть ему казацкие песни, которые очень любил. И мы сидели и разговаривали, и слушали песни, и о. Кирилл был с нами, и я словно въяве вижу эту живую картину. Быть может, это и есть одно из главных сокровищ жизни. А через несколько дней о. Владимиру сделали тяжелейшую операцию, которая длилась 6 час., и он очнулся в реанимации, а потом стал приходить в себя, выздоравливать и славить Бога.

Обращалась я к старцу и по менее драматичным и значительным поводам. Иногда это были творческие проблемы. Браться ли мне за перевод с французского богословской книги католика, перешедшего в Православие, «Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом»? Нет ли духовной недоброкачественности в том, что у меня в романе – главные персонажи – монахи, не «житийные», а отличающиеся живостью ума и характера, и я порой, следуя логике романа, не останавливаюсь перед описанием их искушений и духовных немощей? И еще вопрос. В связи с тем, что меня стали печатать церковные и даже монастырские издательства, не поменять ли мне мое имя Олеся (данное мне родителями по лит. произведению Куприна) на крещальное – Ольга, а родительскую фамилию – Николаева – на фамилию моего мужа – Вигилянская? И каждый раз о. Кирилл выслушивал мои вопросы с большим вниманием и личным соучастием и живо откликался: книгу француза – переводить: «Это будет вам полезно!», роман дописывать, причем писать, «как Бог на душу положит», имя – не менять: махнул даже рукой, словно отметая связанные с этим хлопоты как излишнюю суету: «Оставайтесь, как есть!» И каждый раз после посещения отца Кирилла наступало просветление, освобождение, радость!

Была у меня такая тупиковая ситуация, связанная с житейскими проблемами: мы (мой муж, трое детей и я) жили очень тесно, в одной квартире с моими родителями и многодетной семьей моего брата. Начинались какие-то междоусобные конфликты, работать дома было практически невозможно и негде, разве что ночью на общей кухне, и это перерастало уже в экзистенциальную драму. И о. Кирилл сказал мне: «Вас Господь любит – он дает вам Свои скорби! Ему было “негде главу преклонить”! Радуйтесь!». И я действительно обрадовалась. Из уст о. Кирилла слышались и пророчества. Часто, когда ему задавали вопрос о том, как достойно устроить свою жизнь, он благословлял покупать деревенский дом с печкой, колодцем и кусочком земли, словно подталкивая к мысли о том, что придут такие время, когда только там можно будет и обогреться, и прокормиться. Как-то раз, когда мой муж не только не был еще священником, но даже и не мечтал, и не помышлял об этом, он предсказал его дальнейший путь. Было так: мой муж приехал в Лавру и исповедовался о. Кириллу в алтаре, возле самого жертвенника встав на колени. Поднимаясь с колен, он покачнулся и дотронулся до жертвенника. О. Кирилл сокрушенно покачал головой и заметил: «Что же вы делаете? Вы же пока еще не священник!» Эти слова врезались в память и оказались предзнаменованием.

Жалко было тех, кто спрашивал благословения о. Кирилла, получал его и – действовал вопреки. Случалось и такое. Близкий мне человек задавал вопрос, делать ли операцию или само пройдет. О. Кирилл заволновался, сказал твердо: делать. А тот испугался: ну старец – он же не врач, он же в медицине не понимает, к тому же зима, лучше дождаться теплой поры, успеется потом, но – «не успелось».  Девушку одну прекрасную о. Кирилл очень просил (!), чтобы она не выходила замуж за того, за кого в тот момент хотела. Она плакала. Старец утешал, но был тверд: нет, нет! Она все-таки сделала по-своему – и молодой муж оказался наркоманом со стажем. Все это обернулось бедой и страданием. А были и другие случаи. У матери забрали в армию сына и отправили в Афганистан. Она молилась за него день и ночь, слезы лила, к о. Кириллу приехала в Лавру, просила святых молитв. Он сказал, что будет молиться, что ее сын вернется живой, целый невредимый, только пускай после этого приедет к нему и поблагодарит Господа. Сын действительно вернулся домой, что само по себе было чудом: все его товарищи по оружию полегли, а он один из пекла вырвался. Мать выслушал, согласился, что Господь его спас. К о. Кириллу собирался поехать в Лавру, да как-то жизнь его закрутила-завертела: хлопоты, суета, заработки. Все никак не мог выбрать для этого время. А работал он таксистом. И вот как-то раз мне по просьбе моей мамы надо было старинную чудотворную икону перевезти из дома на дачу. Машины у меня тогда не было, и поэтому я, завернув икону в рушник, вышла с ней на улицу и стала ловить такси. И тут останавливается этот таксист (потом он сам говорил: «Сам не знаю, почему я вас повез, у меня уже рабочий день кончился, я в парк ехал»), соглашается ехать через всю Москву да через пробки в Переделкино, и пока мы едем, он, увидев, что у меня под рушником икона, рассказывает мне эту историю: мол, и у меня мать молится и старцев знает. Короче говоря, когда мы подъезжаем к даче, выясняется, что старец, который звал его к себе после Афганистана, – это о. Кирилл. А мне известно, что он как раз в это время принимает верующих в Переделкино, в крестильне храма Преображения Господня.

– Ну вот, теперь-то наконец вы к нему и попадете! Вот для этого, оказывается, вы меня и повезли через весь город на дачу, несмотря на то, что это вам по здравому рассуждению было ни к чему. – сказала я ему И таксист этот, высадив меня, помчался под горку по направлению к храму. Но происходили и более прикровенные вещи, связанные с о. Кириллом. Выпадали трудные и искусительные времена, сгущались на духовном горизонте тучи – и отец Кирилл помогал их разогнать. Бывали духовные нападения, козни. Он молился, и все рассеивалось. Как-то раз я приехала к нему в Лавру в период полного физического истощения – переработала, запостилась, впала в лютую бессонницу: множество вопросов, проблем, тупиковых ситуаций. О. Кирилл выслушал меня, вздохнул сочувственно: «Вам нужен покой!» Я вышла от него, мучительно соображая, где его взять-то, кто даст мне этот покой в моих обстоятельствах? Зашла в Троицкий храм, а там иерей как раз закончил акафист и читал Евангелие. Я остановилась и услышала: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене: ибо Аз кроток есмь и смирен сердцем; и обрящете покой душам вашим». И это слово «покой» он как-то так потянул, словно вдохнул его в меня. «Кроток и смирен сердцем».

И вот когда я вчера стояла в келье о. Кирилла, прощаясь с ним, и когда я приходила к нему во многие дни своей жизни, я узнавала именно этот покой, этот мир и эту благодать, свидетельствующие о том, что иго Христово воистину благо, а бремя Его – легко. Это откровение всегда присутствовало подле и вокруг старца, являющего плод смиренного и кроткого сердца, которое источает любовь и в которое он принимал всех. И эта его мягкая рука, рука доброго человека, утешающая и благословляющая, лежащая теперь неподвижно поверх одеяла, кажется, теперь лишь отчасти принадлежит этому миру. Да и сам дорогой о. Кирилл, телом оставаясь на ложе болезни, духом пребывал где-то там, где праведники сияют, словно светильники. А он и при жизни озарял нас этим светом, разгоняя морок и тьму. Во блаженном успении вечный покой подай, Господи, новопреставленному архимандриту Кириллу и сотвори ему вечную память!
Олеся Николаева
21.02. 2017 г.

http://www.pravoslavie.ru/101226.html

Впервые я попала к о. Кириллу вскоре после моего крещения, когда у меня появился духовник – лаврский иеромонах, и я стала к нему ездить на исповеди и беседы. Он-то и послал меня исповедоваться за всю жизнь к старцу, а кроме того – разрешить некоторые недоуменные вопросы, на которые сам он тогда не рискнул давать ответ. Он проводил меня в предбанник кельи, где о. Кирилл принимал страждущий народ, и я в трепете пристроилась на скамеечке, ожидая своей очереди и вслушиваясь в слова Псалтири, которую читала паломница. Дело в том, что мое вхождение в церковную ограду после крещения было воистину переломным моментом жизни: я сразу попала в монашеский скит с многочасовыми богослужениями, с лютым постничеством, с монахами, с учеными богословами, с местночтимыми прозорливцами, веригоносцами и юродивыми, с духовником-аскетом, с частыми исповедями и молитвенным правилом. И мне очень хотелось воистину умертвить в себе «ветхого человека» и воскреснуть для новой жизни. Хотелось принести жертву. Но у меня ничего не было: «Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно иждих житие, на богатство неиждеваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое да не презриши сердце».

Единственное, что я ощущала своим, полученным в драгоценный дар, было писание стихов. И вот я решила отказаться от него во имя новой жизни: принести его в жертву, как некогда девы, облекаясь в монашеские одежды, приносили Христу свою чистоту, красоту, а юноши – богатство и молодую силу. Однако я понимала (уже прочитала в духовной литературе), что ни шага нельзя ступать без благословения, иначе это может быть актом своеволия и обернуться «уничижением паче гордости». За этим-то благословением (или неблагословением) и отправил меня к о. Кириллу мой духовник, который такому моему желанию и порыву удивился, если не испугался. Наконец подошла моя очередь, и я вошла к старцу. И вот – взгляд любви, поле любви, энергии любви, радость любви, мучение любви. Я заплакала... И так было потом всегда, когда я видела о. Кирилла – у меня непроизвольно появлялись слезы, они текли и текли необъяснимо – и от покаяния, и от ликования, и от нежности, и от ощущения полноты жизни, от того, что «приблизилось Царство Небесное». Ловила ли я взглядом о. Кирилла в алтаре храма Преображения Господня в Переделкино, приходила ли к нему на исповедь, стояла ли у одра болезни – всегда со мной происходил этот эмоциональный и духовный переворот, катарсис.

Тогда, в первый раз, я ему поисповедовалась, но потом вдруг он сам стал задавать мне вопросы о том, что я и грехом-то не считала и удивлялась, как это он во мне увидел? Но на мое решение «пожертвовать» он вдруг как-то заволновался, даже всплеснул, если не замахал, руками и, улыбнувшись, отрицательно покачал головой: «Нет, нет, не надо от этого отказываться, зачем? Вы еще будете писать!» И перекрестил. Забегая вперед, надо сказать, он всегда потом спрашивал о том, что я пишу, сам настаивал, чтобы я обязательно писала «во славу Божию, в защиту Церкви», благословлял... Мы с моим мужем и детьми тогда часто, очень часто ездили в Троице-Сергиеву Лавру. Это, несмотря на мрачные для церкви брежневские времена, был, как теперь мне кажется, период ее расцвета. Там были старцы, там были старые монахи, прошедшие лагеря и испытания, там были молодые крепкие духовники, ставшие впоследствии архиереями и наместниками монастырей – нынешний митрополит Киевский Онуфрий и митрополит Архангельский Даниил, архиепископ Витебский Димитрий, архимандрит Алексий (наместник Даниловского монастыря) и архимандрит Венедикт (наместник Оптиной Пустыни) и мн. др. достойных пастырей. С кем-то из них у нас по сей день продолжаются самые дружеские отношения. До сих пор я молюсь по молитвослову, который подарил мне в те годы тогда еще молодой архимандрит Венедикт. Молитвослов истрепался и истерся от частого употребления, но я дорожу им как духовной реликвией...

Мы исповедовались нашему духовнику, но в исключительных случаях советовались и с о. Кириллом. У него было удивительное свойство – он никогда ничего не навязывал человеку, не давал указаний, но в беседе мягко подводил к тому, что пришедший вдруг сам проговаривал как вариант тот выход из положения, на который его и благословлял старец. Иногда мы привозили к нему страждущих людей, и он помогал им. Один раз привезли к нему молодую женщину, у которой родился ребенок, больной церебральным параличом. О. Кирилл выслушал ее и... дал денег. Много. Она вышла от него в некотором недоумении: должно быть, она ожидала, что ее ребенок тут же, по молитвам старца, встанет и пойдет. Или что старец ей скажет что-то такое из области чудесного, изречет пророчество. И она как-то смущалась. Но буквально на следующий день врач сказал, что ее ребенку нужен длительный курс массажа. И выяснилось, что стоимость этих сеансов точно совпадает с той суммой, которую подарил ей о. Кирилл. Или мы возили к нему также молодую женщину с больным мальчиком лет пяти. Его недуг заключался в том, что он не говорил. Смотрел большими глазами и молчал. О. Кирилл принял их, помолился, и вскоре мальчик не только заговорил, но и стал проявлять какие-то особые способности. Сейчас он – преуспевающий бизнесмен, у него есть свои дети, и вряд ли он вспоминает о своем детском недуге.

С о. Кириллом нас связывали и отношения с архиепископом Димитрием (тогда он был иеродиакон). Дело в том, что он тогда работал секретарем в Патриархии и жил в Москве, тоскуя по Лавре, по своему духовному отцу архимандриту Кириллу и по монастырской братии. И о. Кирилл дал ему такое послушание – приходить к нам в свое свободное время и нас катехизировать. О. Димитрий учился тогда в Духовной академии, и он стал охотно просвещать нас, систематически пользуясь своими конспектами, а заодно и готовясь к экзаменам. Он приходил, раскрывал свои тетрадки и буквально читал нам курсы лекций по догматическому, нравственному и сравнительному богословию, по истории церкви, по гомилетике и т.д. Ну, а кроме того мы задавали ему множество вопросов, порожденных нашим религиозным невежеством, на которые он либо отвечал сам (почти всегда), либо, в особых случаях, их записывал, а потом задавал о. Кириллу. Еженедельно он ездил к нему на исповедь в Лавру. Возвращаясь, он зачитывал нам ответы, и они поражали нас своей мудростью и простотой. Почему-то я запомнила один такой ответ, вроде бы мало имеющий отношения к моей жизни, но очень ценный по своему содержанию. Вопрос был такой: надо ли давать на чай? О. Кирилл ответил: если жалко – дай, а если хочешь покрасоваться – не давай. Запомнила я его ответ и на некий вопрос, кажется, о судьбе мира. О. Кирилл сказал удивительные слова о том, что Земля наша постарела, как стареет всякий природный организм, старушка она, и мало у нее сил осталось, надо ее пожалеть. Это удивительное нежное и сострадательное отношение к нашей планете, ко всему живому, что рождается и произрастает на ней, к самой природе пронизано горним светом.

О. Димитрий, у которого накопилась уже целая тетрадка таких вопросов-ответов, однажды признался нам, что впоследствии можно будет издать такую духовно полезную книгу, и призвал пополнить число недоумений, нуждающихся в разъяснении старца. И мы тогда сформулировали много вопросов о. Кириллу, касающихся самых разнообразных сфер жизни – от мистических до социальных. Однако через весьма малое время отец Димитрий появился у нас и не без сожаления сказал, что старец запретил ему записывать и собирать его ответы, а уж тем более – издавать. Напротив, он посоветовал эти записи сжечь. И смиренный о. Димитрий послушался и сжег.
Правда потом, уже через много лет, он сожалел об этом и даже намекнул, что иные благословения не стоит исполнять с такой поспешностью. Еще одним человеком, который связывал нас с о. Кириллом, был монах Леонид. Убогий, как он сам называл себя. У него была странная болезнь: до пояса он выглядел как бабуся, а нижняя половина туловища у него была мужская. Из-за этого его постигали ужасные искушения, он прошел через великие скорби. Когда-то они вместе с о. Кириллом подвизались в знаменитой Глинской Пустыне, которую в оный час (в хрущевские времена) разогнали, и он скитался, бесприютный и беспомощный. Потом Господь дал ему и кров, и послушницу – старушку рабу Божию инокиню Пелагею. Но о. Кирилла он очень почитал еще со времен Пустыни, а в последний период своей жизни считал своим духовным отцом.

Мы с ним познакомились на отпевании старца Серафима Тяпочкина и с тех пор часто виделись. Одна половина тела (правая) была у него парализована, и он попросил меня взять благословение у о. Кирилла, чтобы записывать его исповеди, поскольку сам он был очень ограничен в передвижении и далеко не всегда мог добраться до Лавры. О. Кирилл меня благословил, и я стала регулярно приезжать к о. Леониду (он жил в Москве, несколько остановок от Электрозаводской) и записывала то, что он мне диктовал. Конечно, я не могу даже теперь разгласить то, в чем исповедовался убогий монах, но свидетельствую, что это был человек святой жизни. Порой я исписывала по 2 ученические тетради, вспоминая метафору об исповеди праведников: в луче света видна каждая пылинка, а в темноте и кучи грязи не разглядишь, а потом везла их о. Кириллу. Он читал разрешительную молитву и рвал их, не читая. А о. Леонид просил меня рассказать старцу о своем навязчивом помысле, нашептывающем, будто бы тот выбрасывает тетрадки, так и не открыв их. Мне казалось, что я живу среди святых, которые видят друг друга духовным зрением. О. Леонид очень интересовался духовными книгами. «Книжечки», как он называл их, юродствуя. «У тебя есть духовные книжечки за новомучеников?» – спрашивал он у каждого, кто посещал его с просьбами о наставлениях и молитвах. И вот попалась ему изданная за границей книга иеромонаха Серафима Роуза «Знамения последних времен». Очень она ему пришлась по душе, и он решил ее распространять (на это тоже брали благословение о. Кирилла). О. Леонид заказал перепечатку этой книги чуть ли не в 20 экз. и раздавал их своим непросвещенным знакомцам. Но в какой-то момент ему захотелось помолиться об иеромонахе Серафиме. Надо было только выяснить, о здравии его поминать или об упокоении. Никто вокруг не знал, жив он или умер. И тогда о. Леонид решил сам отправиться в Лавру к о. Кириллу и спросить его об этом.

Мой муж о. Владимир привез его прямо к вечернему богослужению, и о. Леонид вошел в алтарь, где молился о. Кирилл. Приступил к нему с этим вопросом. И о. Кирилл возвел очи горе, что-то там увидел внутренним зрением и вздохнул: «Упокой, Господи, раба Твоего иеромонаха Серафима». Поразительно, но потом выяснилось, что иеромонах Серафим умер чуть ли не накануне этого дня... Я обращалась к о. Кириллу в исключительных случаях. У меня болела душа за мою маму: она очень болела, практически умирала, и я боялась, что она так и умрет некрещеная. Но о. Кирилл тогда твердо сказал, что она покрестится, проживет еще много лет и станет верующей. Так и произошло, несмотря на то, что тогда это казалось невозможным: из больницы ее выписали по причине того, что не хотели «портить статистику по покойникам». Потом заболел мой муж, у него обнаружили злокачественную опухоль и должны были положить на операцию. Было очень страшно. И мы попросили келейницу о. Кирилла – Наташу (теперь она монахиня Евфимия), чтобы она сообщила об этом старцу. И вдруг она звонит и говорит, что они с о. Кириллом приедут к нам домой навестить о. Владимира перед операцией! О. Кирилл жил уже не в Лавре, а в Переделкино, он был болен, но еще мог ходить, и вот они с Натальей приехали к нам. Это было такое великое утешение, такая радость! И мама моя, которую он вымолил за много лет до этого, была с нами, цела и невредима.
Во блаженном успении вечный покой подай, Господи, новопреставленному архимандриту Кириллу и сотвори ему вечную память!
Олеся Николаева
21.02. 2017 г.

http://www.pravoslavie.ru/101226.html
Прикрепления: 0638958.jpg (7.8 Kb) · 8730574.jpg (12.3 Kb) · 9196407.jpg (11.7 Kb) · 9338056.jpg (17.4 Kb)
 

Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » СО СВЯТЫМИ УПОКОЙ...
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: