Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 11 Июн 2017, 15:32 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| МИФЫ И ПРАВДА О СОБОРЕ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО * Почему самый знаменитый храм Москвы столь своеобразен и кто его автор?
Вышла в свет книга о соборе Покрова Богородицы на Рву, более известном как храм Василия Блаженного. Её автор - доктор искусствоведения, профессор А.Л. Баталов. Он давно занимается этой темой, он возглавлял комиссию по реставрации храма и сделал немало важных открытий. Мы попросили его рассказать о тайнах знаменитого шедевра древнерусского зодчества.
- Андрей Леонидович, известно, что храм возведён по обету царя Ивана Грозного и по благословению митрополита Макария в 1561 году в честь покорения Казанского ханства. Проект уникален: ничего подобного в мире нет. Вопрос, кто его построил, до сих пор оставался открытым. Книга даёт на него ответ? - Версия об авторстве Бармы и Постника изложена в Житии митрополита Ионы, которое написано значительно позже создания храма. А в летописях, которые велись при Иване IV, о них ничего не сказано. Надо опираться на факты. Архитектура собора - главный факт. И эта архитектура не характерна для русской традиции. По композиции, по организации пространства собор полностью отличается от того, что строили на Руси. При этом в его проекте есть элементы, которые соответствуют европейской, особенно итальянской, архитектурной мысли того периода.
- Можно ли утверждать, что Барма и Постник - придуманные персонажи? - Вполне возможно, что это реальные лица, но, скорее всего, они были подрядчиками. Многие древнерусские мастера, которых мы считали зодчими, оказывались подрядчиками. Нет сведений, что кто-то из русских каменных мастеров получил образование в Европе и вернулся домой. А детали проекта - колонны, перекрытия - свидетельствуют о том, что его создавали люди, имеющие именно передовой европейский опыт строительства.
- Значит, собор создали иностранцы? - Я пришёл к выводу, что его главные создатели приехали на службу к Ивану IV со стороны Священной Римской империи. Такие люди работали не только в сфере зодчества. В Казанской летописи говорится, что сапёрной службой русского царя под стенами Казани руководили «фрязи» - так на Руси называли итальянцев. В другом источнике - Книге полоцкого похода - тоже упомянуты фряжские сапёры, то есть инженеры, которые участвовали в походе Ивана IV под Полоцк в 1562-1563 гг. А итальянский сапёр того времени - это одновременно и архитектор. Отсюда можно сделать обоснованный вывод: храм на Красной площади построен северо-итальянскими мастерами, возможно, ломбардскими, которые в это время работали в странах Восточной и Средней Европы.
- Это не вызывает некоторого разочарования? - Нет, потому что речь идёт не об итальянской постройке на нашей земле, а о русской. Да, в Москве работали приезжие мастера, но создавали они именно русские шедевры. Авторство ломбардцев нисколько не умаляет национального характера памятника. Покровский храм не копирует европейские образцы, а создаётся заново. Его облик неповторим. Аналогов нет нигде: ни на Руси, ни в самой Италии, ни в Германии. Это абсолютное новаторство. Собор Покрова на Рву - ключевой памятник всего русского искусства.
- Правда ли, что строители нарушили замысел царя Ивана Васильевича: создали в храме 9 престолов, хотя царь приказывал сделать 8? - Это тоже один из мифов поздней житийной литературы. Ни в летописях того времени, ни в лицевом летописном своде, который редактировал сам И.Грозный, такой информации нет.
- Зачем в храме столько престолов? И почему появился 9-й престол? - Все престолы созданы по указанию И.Грозного, по его обетной программе. Существовала традиция так называемого обетного строительства, связанного с военными победами русского государства. Возникла она при Василии III: после взятия Смоленска построили церковь с приделами во имя тех святых, память которых праздновалась в дни важных событий при взятии города в 1514 г. И.Грозный развил традицию: при нём связь между памятным событием и освящением престола стала более сложной, вариативной. Если бы летописец не написал, что такой-то храм во имя такого-то святого был построен в связи с таким-то событием, мы никогда бы не узнали об этом.
- 9-й престол освящён во имя Великорецкой иконы свт. Николая. Какое событие с этим связано? - Согласно легенде в 1554 г. в городе Хлынове (Вятке) сгорел собор, где находилась чудотворная икона Николы Великорецкого. Образ почти не пострадал. Царь распорядился доставить его в Москву. Везли икону через только что завоёванное Казанское царство. Святой лик как бы освятил новообращённую землю. В Москве процессию с иконой торжественно встретил митрополит Макарий. Произошло это рядом со строящимся храмом Покрова на Рву. Приход чудотворного образа свт. Николая, защитника русского воинства, должен был завершиться освящением во имя этого образа нового храмового придела. Царь заранее знал, что икону привезут, и дал указание поставить 9- престол во имя Великорецкой иконы.
- Почему вы столько лет изучаете именно Покровский собор? - Когда я был ребёнком, отец (Л.И. Баталов - заслуженный архитектор СССР.) показывал мне церковную Москву. Естественно, мы не могли миновать Покровского собора, который мне сразу запомнился.
Один из учителей отца, профессор Д.П.Сухов, исследовал, открыл, восстановил многие элементы первоначального облика собора и передал всем, кто с ним соприкасался, своё представление о храме Покрова Богородицы на Рву как о высшем достижении русского зодчества. В том числе и моему отцу. Я всегда видел над его рабочим столом огромное фото великого собора, которым он давал понять, что если есть что-то загадочное и удивительное на свете, то это Покровский собор, который не укладывался ни в одну логическую схему, поражая своей тайной. А поскольку первым учителем в области архитектуры был отец, я чувствовал свою ответственность перед ним и продолжал биться над этой тайной многие годы.
- Вам удалось открыть её в своей книге? - Было бы наивно считать, что я расставил все точки над i. Придут новые учёные, которые смогут, опираясь, может быть, и на мою книгу, двигаться дальше. Не исключаю появления новых исторических источников. У нас по-прежнему мало возможностей для исследований в зарубежных архивах. Должны появиться молодые люди, которые смогут там поработать. Тема итальянского присутствия в древней Москве только открывается и ещё ждёт своих разработчиков. Елена Литовченко 25.05.2017. газета "Крестовский мост" http://www.krest-most.ru/?c=article&id=643
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 11 Июл 2021, 23:21 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| 460 ЛЕТ ХРАМУ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
12 июля 2021 г. исполняется 460 лет собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, известного также как храм Василия Блаженного. Монументальное сооружение было возведено на Красной пл. в 1555–1561 гг. по велению царя И.Грозного в честь покорения Казанского царства. Точная дата завершения его строительства и освящения стала известна сравнительно недавно во время реставрации интерьера центральной церкви Покрова, когда под поздними красочными слоями был обнаружен летописный текст: «совершена бысть святая сия церковь Покров Пресвятыя Богородицы в лета 7069 (1561) месяца июня 29 (12 июля) на память святых и всехвальных верховных апостолов Петра и Павла.»
Многопридельный храм посвящен Богоматери и воплотил образ Священного града Иерусалима. Взятие Казани стало причиной царского обетного строительства, но программа посвящений церквей собора шире. В ней нашли отражение важные события русской духовной жизни 2-й половины XVI в. - явление в вятских землях нового образа Николая Чудотворца; прославление святых, особо чтимых русскими государями, – прп. Варлаама Хутынского и Александра Свирского, московского юродивого В.Блаженного. Центральная церковь Покрова прославляет Богоматерь и ее заступничество за род христианский, Восточная церковь посвящена основному догмату христианской веры – Святой Троице, а Западная церковь Входа Господня в Иерусалим связывает собор с образом Небесного Града.
До 1588 г. собор состоял из 9 столпообразных церквей, соединенных двумя галереями в единый архитектурный ансамбль, возвышающийся на высоком подклете. После канонизации св. В.Блаженного над его захоронением была пристроена нижняя 10-я церковь и весь храм стал носить его имя. В нижней церкви храма хранится одна из значимых московских святынь – мощи В. Блаженного. За всю свою историю здание подвергалось некоторым переделкам, к примеру, в XVII в. над лестницами, ведущими на 2-й ярус храма, были возведены сводчатые крыльца с двумя шатрами, а на месте звонницы построена двухъярусная колокольня с открытым ярусом звона.
В 1923 г. в Покровском соборе открылся историко-архитектурный музей как филиал Государственного исторического музея, а в наши дни храм находится в совместном владении с РПЦ и в его приделах совершаются богослужения. Мало в каком московском храме возможно увидеть такое удивительное разнообразие настенных росписей, редчайших произведений древнерусской иконописи, шедевров церковно-прикладного искусства. На 1-м ярусе развёрнута постоянная экспозиция по истории Покровского собора, в которой представлены только подлинные предметы, впервые представлены разделы: Археологические исследования, История реставрации, Московские юродивые в истории Покровского собора. На 2-м экскурсанты могут осмотреть интерьеры 9 церквей и расписанную фресками галерею.
На 12 июля запланировано празднование Дня Покровского собора, в рамках которого Государственный исторический музей и музей «Покровский собор» приготовили разнообразные мероприятия для взрослых и детей.
09:00–11:00 - праздничное богослужение в церкви Покрова Пресвятой Богородицы. 12:00–20:00 - осмотр музея самостоятельно, стоимость входного билета - 0 руб., онлайн билета - 1 руб. Билеты приобретаются онлайн на сайте музея. Вы увидите подлинные архитектурные детали, интерьеры и иконостасы 10 церквей; настенные росписи XVI–XX вв., святыни храма, великолепную коллекцию древнерусской иконописи.
13:00, 14:00, 15:00, 16:00, 17:00, 18:00 - обзорные экскурсии «Покровскому собору 460», Стоимость экскурсионного билета - 0 руб., онлайн билета - 1 руб. Билеты приобретаются онлайн на сайте музея. Сбор группы у макета Покровского собора на улице. Участники обзорной экскурсии по Покровскому собору знакомятся с шедевром древнерусской архитектуры и музеем - хранилищем памятников русской истории и культуры XVI–XX вв. Вы узнаете, как выглядел храм сразу после строительства, что менялось в нем на протяжении 4-х с половиной веков, сколько церквей насчитывается в храме, почему каждая из них самостоятельная и имеет собственное посвящение.
13:00–19:00 - духовное пение вокального ансамбля «Дорос». Без регистрации, по входному билету в музей. Покровский собор обладает великолепной акустикой. В этом убеждает пение вокального ансамбля «Дорос». Как неотъемлемая часть средневекового храма, оно создаёт особую атмосферу для тех, кто любит подолгу рассматривать иконы, настенные росписи и архитектурное убранство. Место проведения: церковь Святой Троицы Покровского собора.
13:30 - музейное занятие «Открытка из Покровского собора» Для родителей с детьми 7–12 лет. Покровский собор известен не только необычной архитектурой, но и своими росписями. На экскурсии мы познакомимся с богатым живописным убранством собора, и, вдохновившись работой художников разных эпох, отправимся создавать открытку своими руками. Участие в занятии бесплатное, необходима регистрация.
15:30 - музейное занятие «Строим Покровский собор вместе» Для родителей с детьми 8–12 лет. В ходе занятия участники познакомятся с историей и обликом одного из самых известных памятников русской архитектуры, после чего попробуют своими силами собрать и украсить макет Покровского собора. Участие в занятии бесплатное, необходима регистрация.
17:30 - музейное занятие «Предивные главы Покровского собора» Для родителей с детьми 7–10 лет. На экскурсии участники познакомятся с куполами-главами Покровского собора, которые отличаются яркими красками, необычными формами и диковинным разнообразием декора. У вас будет уникальная возможность расписать одну из глав храма в технике пластилинографии. Участие в занятии бесплатное, необходима регистрация
13:00–17:00 - «Игры московского торга». Рядом с Покровским собором, на Красной площади, издревле располагался московский торг, на котором взрослые покупали и продавали разнообразные вещи. А что же оставалось делать детям? Историческая игротека позволит вам узнать, какие игры любили на Руси, их историю, а также поучаствовать в играх, проявив ловкость и смекалку. Место проведения: на территории собора, со стороны Кремля.
13:00–17:00 - «Каллиграфия Древней Руси: вязь». На Варварском крестце, рядом с Покровским собором в XVI–XVII вв. собирались «учёные мужи», готовые за небольшую плату учить грамоте, чистописанию и родной речи. Каллиграф и филолог А.В. Санников с пером в руке покажет один из самых интересных видов древнерусской каллиграфии - вязь. Буквы в этом типе письма сильно вытянуты по вертикали и часто соединяются друг с другом, превращая любую надпись в интересную шрифтовую композицию. За примером нам далеко идти не придется: в шатре центральной церкви Покровского собора располагается храмозданная надпись вязью. Место проведения: на территории собора, со стороны Москвы-реки.
14:00–16:00 - Квест «Секреты древних мастеров». Какой купол Покровского собора самый необычный? Где прячутся цветные изразцы и золочёные кольца? Квест по территории собора поможет вам увидеть необычное в обычном. Место проведения: на территории собора, крыльцо при выходе из Покровского собора.
19:30–20:00 - «Соборные звоны». В исполнении звонаря Московского Кремля И.В. Коновалова прозвучат основные типы православных звонов на исторической колокольне Покровского собора. Программа сопровождается рассказом о колокольне и собрании колоколов XVI–XIX вв. Место проведения: на территории собора, со стороны Москвы-реки, у колокольни. Евгений Чесноков 04.07. 2021. News-w.org https://www.news-w.org/kultura....ki.html
|
|
| |