Вы вошли как Гость |
Группа "Гости"
Главная | Мой профиль | Выход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » МИФЫ И ПРАВДА О СОБОРЕ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО (25.05.2017. газета "Крестовский мост")
МИФЫ И ПРАВДА О СОБОРЕ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 11 Июн 2017, 15:32 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5244
Статус: Offline
МИФЫ И ПРАВДА О СОБОРЕ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО



Почему самый знаменитый храм Москвы столь своеобразен и кто его автор?

Вышла в свет долгожданная книга о соборе Покрова Богородицы на Рву, более известном как храм Василия Блаженного. Её автор — доктор искусствоведения, профессор Андрей Баталов



давно занимается этой темой, он возглавлял комиссию по реставрации храма и сделал немало важных открытий. Мы попросили его рассказать о тайнах знаменитого шедевра древнерусского зодчества.

— Андрей Леонидович, известно, что храм возведён по обету царя Ивана Грозного и по благословению митрополита Макария в 1561 году в честь покорения Казанского ханства. Проект уникален: ничего подобного в мире нет. Вопрос, кто его построил, до сих пор оставался открытым. Книга даёт на него ответ?

— Версия об авторстве Бармы и Постника изложена в Житии митрополита Ионы, которое написано значительно позже создания храма. А в летописях, которые велись при Иване IV, о них ничего не сказано. Надо опираться на факты. Архитектура собора — главный факт. И эта архитектура не характерна для русской традиции. По композиции, по организации пространства собор полностью отличается от того, что строили на Руси. При этом в его проекте есть элементы, которые соответствуют европейской, особенно итальянской, архитектурной мысли того периода.

— Можно ли утверждать, что Барма и Постник — придуманные персонажи?

— Вполне возможно, что это реальные лица, но, скорее всего, они были подрядчиками. Многие древнерусские мастера, которых мы считали зодчими, оказывались подрядчиками. Нет сведений, что кто-то из русских каменных мастеров получил образование в Европе и вернулся домой. А детали проекта — колонны, перекрытия — свидетельствуют о том, что его создавали люди, имеющие именно передовой европейский опыт строительства.

— Значит, собор создали иностранцы?

— Я пришёл к выводу, что его главные создатели приехали на службу к Ивану IV со стороны Священной Римской империи. Такие люди работали не только в сфере зодчества. В Казанской летописи говорится, что сапёрной службой русского царя под стенами Казани руководили «фрязи» — так на Руси называли итальянцев. В другом источнике — Книге полоцкого похода — тоже упомянуты фряжские сапёры, то есть инженеры, которые участвовали в походе Ивана IV под Полоцк в 1562-1563 годах. А итальянский сапёр того времени — это одновременно и архитектор. Отсюда можно сделать обоснованный вывод: храм на Красной площади построен североитальянскими мастерами, возможно, ломбардскими, которые в это время работали в странах Восточной и Средней Европы.

— Это не вызывает некоторого разочарования?

— Нет, потому что речь идёт не об итальянской постройке на нашей земле, а о русской. Да, в Москве работали приезжие мастера, но создавали они именно русские шедевры. Авторство ломбардцев нисколько не умаляет национального характера памятника. Покровский храм не копирует европейские образцы, а создаётся заново. Его облик неповторим. Аналогов нет нигде: ни на Руси, ни в самой Италии, ни в Германии. Это абсолютное новаторство. Собор Покрова на Рву — ключевой памятник всего русского искусства.

— Правда ли, что строители нарушили замысел царя Ивана Васильевича: создали в храме девять престолов, хотя царь приказывал сделать восемь?

— Это тоже один из мифов поздней житийной литературы. Ни в летописях того времени, ни в лицевом летописном своде, который редактировал сам Иван Грозный, такой информации нет.

— Зачем в храме столько престолов? И почему появился девятый престол?

— Все престолы созданы по указанию Ивана Грозного, по его обетной программе. Существовала традиция так называемого обетного строительства, связанного с военными победами русского государства. Возникла она при Василии III: после взятия Смоленска построили церковь с приделами во имя тех святых, память которых праздновалась в дни важных событий при взятии города в 1514 году. Иван Грозный развил традицию: при нём связь между памятным событием и освящением престола стала более сложной, вариативной. Если бы летописец не написал, что такой-то храм во имя такого-то святого был построен в связи с таким-то событием, мы никогда бы не узнали об этом.

— Девятый престол освящён во имя Великорецкой иконы святителя Николая. Какое событие с этим связано?

— Согласно легенде в 1554 году в городе Хлынове (Вятке) сгорел собор, где находилась чудотворная икона Николы Великорецкого. Образ почти не пострадал. Царь распорядился доставить его в Москву. Везли икону через только что завоёванное Казанское царство. Святой лик как бы освятил новообращённую землю. В Москве процессию с иконой торжественно встретил митрополит Макарий. Произошло это рядом со строящимся храмом Покрова на Рву. Приход чудотворного образа святителя Николая, защитника русского воинства, должен был завершиться освящением во имя этого образа нового храмового придела. Царь заранее знал, что икону привезут, и дал указание поставить девятый престол во имя Великорецкой иконы.

— Почему вы столько лет изучаете именно Покровский собор?

— Когда я был ребёнком, отец (Леонид Ильич Баталов — заслуженный архитектор СССР. — Прим. ред.) показывал мне церковную Москву. Естественно, мы не могли миновать Покровского собора, который мне сразу запомнился. Один из учителей отца, профессор Дмитрий Петрович Сухов,



исследовал, открыл, восстановил многие элементы первоначального облика собора и передал всем, кто с ним соприкасался, своё представление о храме Покрова Богородицы на Рву как о высшем достижении русского зодчества. В том числе и моему отцу.

Я всегда видел над его рабочим столом огромное фото великого собора, которым он давал понять, что если есть что-то загадочное и удивительное на свете, то это Покровский собор, который не укладывался ни в одну логическую схему, поражая своей тайной. А поскольку первым учителем в области архитектуры был отец, я чувствовал свою ответственность перед ним и продолжал биться над этой тайной многие годы.

— Вам удалось открыть её в своей книге?

— Было бы наивно считать, что я расставил все точки над i. Придут новые учёные, которые смогут, опираясь, может быть, и на мою книгу, двигаться дальше. Не исключаю появления новых исторических источников. У нас по-прежнему мало возможностей для исследований в зарубежных архивах. Должны появиться молодые люди, которые смогут там поработать. Тема итальянского присутствия в древней Москве только открывается и ещё ждёт своих разработчиков.

Елена Литовченко

http://www.krest-most.ru/?c=article&id=643
Прикрепления: 8946297.gif(29Kb) · 5178676.jpg(15Kb) · 2355419.jpg(47Kb)
 
Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » МИФЫ И ПРАВДА О СОБОРЕ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО (25.05.2017. газета "Крестовский мост")
Страница 1 из 11
Поиск:

Савченкова Анастасия © 2017
Сайт управляется системой uCoz