[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ГЛАВНОЕ СОКРОВИЩЕ РОССИИ
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 19 Июн 2017, 14:55 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
ГЛАВНОЕ СОКРОВИЩЕ РОССИИ
Слово из Оптиной пустыни в день Всех святых, в земле Русской просиявших.


Как-то, сидя среди друзей, греясь у простой деревенской печки, Н.В. Гоголь сказал: «Да... Велико незнание России посреди России!».
Россия настолько глубока, необъятна, непонятна, настолько таинственна, загадочна, странна, что всегда вызывала у других народов или священный трепет или страх; у друзей – почтительное благоговение и любовь, у врагов – злобу, непонимание и ненависть.

Что это за страна, от западных границ которой и до восточных окраин нужно лететь на самолете 10 час.? И всегда под тобой люди будут говорить на одном языке! Русском.
Что это за страна, которая отдала 27 млн. своих сыновей и дочерей во Вторую мировую войну, чтобы сохранить мир на планете?
Что это за страна, которая родила великих художников, ученых, поэтов, философов, военачальников, мыслителей, спортсменов, имена которых знает весь мир? Но самое главное, самое удивительное, самое таинственное сокровище России – это ее святые! Святые – это соль Руси, ее духовное ожерелье, основание, на котором строилась вся духовная ее жизнь. Киреевский говорил, что все основные ценности пришли в нашу Отчизну с первым ударом христианского колокола. Сколько же их было за нашу многострадальную историю? Сколько их сейчас свидетельствует о нас к Богу? От первых страстотерпцев Бориса и Глеба до Царственных страстотерпцев, мужественно спустившихся в Ипатьевский подвал...

От князя Владимира и княгини Ольги до прп. Серафима Саровского и праведного Иоанна Кронштадтского. От прп. Сергия Радонежского до Оптинских старцев. Никакой календарь земной никогда не вместит их поименно. Никакое сердце не сможет до конца понять их подвига. Блистательным ожерельем раскинулась их святость над Россией и над всем миром! Преподобные, праведные, святители, блаженные, мученики, страстотерпцы, великие князья, юродивые, исповедники. Их молитвы – главное стратегическое оружие нашей Державы. Их любовь – мощная сила, цементирующая Церковь. Их заступничество – наша опора, упование и надежда! Прп. Варсонофий Оптинский говорил, что если мы воскликнем: «Вси святии, молите Бога о нас!», то все Небо сразу откликнется: «Помоги Господи!».

Прошедший XX в. обагрился кровью новомучеников. Сколько их – замученных, растерзанных, повешенных, обезглавленных, уморенных голодом, растворившихся в Гулаге? «Дракон, вышедший из бездны» (Откр. 11,7) попытался искоренить из души народа то, что всегда составляло его суть: веру, любовь, Христа, Церковь. «Безбожные пятилетки» катились по России железным катком. Детей в 20-е годы вместо крещения «звездили», носили вокруг звезды вместо купели; на ребенка вместо крестика надевали пятиконечный уродливый знак. «Перестаньте так мыслить!!!» – кричал следователь-гипнотизер на Лубянке А.И. Цветаевой, когда она в ответ на его угрозы стала про себя молиться... Но как восклицал свт. Ириней Лионский: «Во всякое время, на всяком месте Церковь в своей любви к Богу посылает впереди себя к Небесному Отцу бесчисленный сонм мучеников. Это братья и сестры наши, благодаря которым отверзается Небо и дается нам благодать. Посылаем мы их впереди себя к Богу Отцу, как Он посылает их впереди Себя к нам, чтобы мы увидели победу над смертью».

Святые – это живые иконы Бога. Это маяки Церкви Торжествующей, которые светят для нас – Церкви воинствующей! Русь во все времена называлась святой не потому, что в ней жили одни святые, но потому, что в народе жил идеал святости. Народ мерил себя Христом. «Вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел.... Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные» (1Петр.2, 9-10). И сейчас, в наше очень непростое судьбоносное время, наш народ сможет выстоять, если он будет со Христом! Если русские люди почаще будут открывать не двери фитнесов, ночных клубов, пивных, а благодатные двери православных храмов. Народ выстоит, если он будет помнить свою героическую историю; если Евангелие перестанет пылиться где-то в шкафу, и люди прикоснутся к его живым страницам; если народ вспомнит своих святых; если он услышит и сложит в своем сердце: «Будьте святы, потому что Я – свят».

Прп. Иустин Сербский замечательно говорит, что «русская душа – это самое драматичное поприще, на котором беспощадно сражаются ангелы и демоны. Ни один человек не падает так глубоко, до крайнего зла, как русский человек; но в то же время и ни один человек не взмывает так высоко, до вершин, превышающих все вершины, как русский человек. Русская душа имеет свой рай и свой ад. Что составляет рай русской души? Рай русской души – это богоносцы и христоносцы земли русской, русские святые, от святого князя Владимира до патриарха Тихона Исповедника. Огромен, чудесен, беспределен рай русской души, ибо огромна, чудесна и беспредельна святость славных святых земли русской. Где же рай русской души? Вот же он – во всяком мученике, во всяком исповеднике, во всяком праведнике земли русской. Дивен Бог во святых русских!»

Предназначение человека не в том, чтобы скитаться, как безумный, без цели и смысла, не в том, чтобы накопить, обогнать, обмануть, наесться. Предназначение человека – вечно жить в блаженном единстве с Богом, в общении с Творцом, в обожении. Но, чтобы это общение Любви было возможным, чтобы человек имел онтологическую способность к вступлению в личные отношения с Господом – нужно, чтобы в нем был некий фундамент; основание, некий духовный приемник с настроенной частотой. Что это за приемник? Образ Божий, заложенный в каждом человеке. Но мы настолько своими грехами исковеркали, затоптали, обезобразили его в себе, что предстоит огромная, неимоверно тяжелая работа по расчищению в себе образа Божия. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

Образ, как золотая монета, существует в каждом из нас. Но упала эта монета в болото, покрылась слоем тины, и теперь надо с большим трудом находить, доставать и очищать монету души. Ученый Томас Эдисон говорил, что гений – это 1% таланта и 99% пота. Святость, к которой призывается каждый христианин – это огромный труд. «Отдай кровь и возьми дух», – говорят святые отцы. 1%, конечно же условно, – это заложенная Богом благодать в образе Божием в человеке, а остальное (99% – это динамика, труд уподобления Богу, духовная работа всей жизни). Святые – это те, кто с помощью Божией прошли долгий путь к своему сердцу, к тому таинственному месту, где запечатлен образ Божий, и из этой глубины вдруг засиял тихий, радостный Божественный свет. «Царствие Божие внутрь вас есть». Но этот путь – путь каждого христианина, путь каждого из нас. Это путь смирения, веры, любви, молитвы. Однажды старец спросил своего ученика:
- Как ты думаешь, дорогой, сколько крыльев у ангела?
- Два,
– ответил тот.
- Хорошо. А у серафима?
- У серафима? У серафима, кажется, 6!
- А у человека? У человека сколько крыльев?

Задумался ученик, почесал голову.
- Не знаю, батюшка
- А у человека сколько угодно! Сколько любви, столько и крыльев!

Святые – это крылатые вестники любви. Это гении духа. Как и апостолы, они уловляют мрежею Евангелия человеческие души из бушующего, страстного, пенящегося житейского океана. И блажен тот, кто оказался уловленным этой мрежею Христовой Евангельской любви и обретается на корабле Церкви. На всенощной во время литии долго молитвенно перечисляется список русских святых. И каждое имя – как ступенька в Вечность. Русские святые – это благоухающий букет, который собрала душа нашего народа. Среди этих неувядающих цветов – и наши Оптинские старцы! Мы чувствуем аромат их молитв. Мы обращаемся к ним за помощью. И мы ощущаем их заступничество.
Земле Русская, граде святый, украшай твой дом, в немже Божественный велий сонм святых прослави.
Церковь Русская, красуйся и ликуй, се бо чада твоя, Престолу Владычню во славе предстоят, радующеся.
Собор святых русских, полче Божественный, молитеся ко Господу о земном отечестве вашем и о почитающих вас любовию!
+
Игумен Тихон (Борисов)
17.06. 2017. газета "Столетие"

http://www.stoletie.ru/obschestvo/glavnoje_sokrovishhe_rossii_123.htm

ПОД ОПТИНОЙ ПУСТЫНЬЮ СГОРЕЛ УНИКАЛЬНЫЙ ХРАМ

  

Трагедия произошла сегодня ночью. Успенский храм в с. Подборки (Козельский район) был деревянным, по красоте его сравнивали с архитектурным ансамблем в Кижах: редкий паломник, раз увидев храм, не возвращался сюда снова. Построена церковь в 1990-х гг. на месте древней каменной, которую взорвали во время Великой Отечественной. Долгое время в церкви не было постоянного настоятеля. Два года назад сюда назначили молодого священника отца Дм.Торшина. И, как говорят местные, с приходом отца Дмитрия село внешне и духовно стало преобразовываться: «У нас было такое впечатление, что храм сам к нам идет, хотя, конечно, мы должны были к нему идти», – плачет жительница Подборок.

Помимо того, что священник привел в порядок храм и начал строить ещё один (нижний, под деревянным) он ещё облагородил прихрамовую территорию. А также очистил пруд (одного только ила было выведено 400 КАМАЗов), отыскал и возродил источник, на который люди издревле ходили за водой. Наконец, построил купель в честь свт. Луки Крымского. Место, которое уже вошло во все путеводители. Интересно, что свет в купели, по задумке батюшки, горит круглосуточно, чтобы люди знали, что им здесь всегда рады.
Купель в византийском стиле – это все, что сегодня осталось от храмового комплекса. Успенский храм выгорел полностью. Без шансов на восстановление.

«У меня было предчувствие, что случится трагедияЯ даже за час до пожара ходил в храм, молился, проверил все, перекрестил каждый угол. Но поняв, что все с храмом в порядке, вернулся домой».
В 4-ом часу ночи отца Дмитрия разбудили пожарные со словами: «Батюшка, держитесь. Мы едем!». – рассказывает отец Дмитрий. Наряды пожарных вызвали местные жители. «Мы увидели, что храм стал гореть. Огонь шел сверху, – говорят они, – спасатели приехали через 20 мин. Всего было в итоге машин 7». .Храм спасти не удалось. Скорее всего, дело в электропроводке. Сам настоятель виновниками возгорания считает мышей: «В храме много мышей. Я думаю, они перегрызли провод. Само по себе что-то замкнуть не могло – мы недавно поменяли всю электросистему».

Ранним утром отец Дмитрий с прихожанами отслужили на пепелище благодарственный молебен. «Всё, что ни делает Господь, – все к лучшему. Я думаю, трагедия послужит ещё большей активизации приходской жизни», – сказал настоятель. Все надеются, что в огне уцелела главная святыня храма, – чудотворный Казанский образ Божьей Матери, перед которым молились об исцелении от онкологии и бездетности. Расчищать завалы начнут, как только сотрудники МЧС покинут место трагедии.


Тем временем отец Дмитрий разослал в мессенджерах следующее обращение:«Друзья! Сегодня нас посетила большая беда. Ночью сгорел наш любимый храм в Озерском #храмвозерском. Прошу сугубых молитв за меня и за м. Софию. Чтобы Господь нас укрепил. Если кто-то захочет нам помочь в восстановлении храма, есть карта Visa Сбербанк у матушки Софии: 4276220018699762 (Софья Давидовна Т.) И обязательно пишите имена, будем молиться за всех благодетелей!

Мой номер телефона 89190380568. Также есть банковские реквизиты храма:
Полное наименование: Местная православная религиозная организация приход в честь Успения Пресвятой Богородицы  в с.Озерское Козельского района Калужской Епархии РПЦ (Московский патриархат).  Сокращенное наименование юр.лица: «Приход успения Богородицы в с. Озерское»
ОГРН: 1024000008174ИНН: 4009005755КПП: 400901001
Расчетный счет: 40703810122160100690 Калужское отделение №8608 ПАО Сбербанк г. Калуга
БИК: 042908612
Кор. счет: 30101810100000000612
Юридический адрес: 249705, Калужская область, Козельский район, село Озерское, улица Мира, 18
Настоятель: Торшин Дмитрий Викторович»
Максим Васюнов
https://pravoslavie.ru/128726.....o

Прикрепления: 2407416.jpg (18.4 Kb) · 4558093.jpg (15.3 Kb) · 7541925.jpg (19.2 Kb) · 8920340.jpg (15.5 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Четверг, 04 Авг 2022, 22:27 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
В ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ ЗАЛОЖИЛИ ОСНОВАНИЕ ПАМЯТНИКА ДОСТОЕВСКОМУ


Основание будущего памятника Ф.М. Достоевскому заложили на территории Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь. Основание включает в себя кирпичи несохранившегося храма из Омска, где писатель отбывал каторгу, В пятницу  стартовал духовно-просветительский проект "Дни Достоевского в Оптиной пустыни". Достоевский приехал в обитель в 1878 г. к старцу Амвросию. После этого был написал роман "Братья Карамазовы".В рамках программы состоялась торжественная закладка основания будущего памятника писателю.


"Поздравляю вас с этим замечательным почином, с началом Дней памяти Ф.М. Достоевского в Оптиной пустыни и торжественным событием закладки камня в основание будущего памятника. Сейчас это трудно себе представить, но был период, когда его творчество подвергалось жесткой критике, его взгляды на Россию объявлялись ошибочными, сюжеты неправдоподобными, а произведения - вредными. Но время все расставило на свои места. Достоевский – один из самых читаемых авторов в мире. Его мысли о судьбах России и русского народа необыкновенно, даже пророчески, точны", - сказал полномочный представитель президента России в ЦФО  И.Щеголев.

Щеголев рассказал, что по дороге на мероприятие решил открыть наугад что-то написанное Достоевским после посещения Оптиной пустыни. Ему попался отрывок, по его словам, на злобу дня. Это рассуждения из дневника Достоевского о взглядах россиян на Азию. "Надо прогнать лакейскую боязнь, что нас назовут в Европе азиатскими варварами и скажут про нас, что мы азиаты еще более, чем европейцы. Этот стыд, что нас Европа сочтет азиатами, преследует нас уж чуть не два века", 
Козельск, 23.06. 2022
https://pravoslavie.ru/147369.html

Оптина пустынь: 


0:22 Владыка Иосиф - Епископ Можайский, наместник Оптиной пустыни._* - Приветствие гостей, зачитывание обращения Патриарха.*_
3:00 Митрополит Калужский и Боровский Климент. Оптина и старчество. _* - Роль старчества в раскрытии истинного назначения Оптиной пустыни.*_
11:37 И.О. Щёголев - Полномочный представитель президента РФ в ЦФО._* - Актуальность творчества Достоевского, затрагивающего особенно важные вопросы служения России и православной вере, российскому обществу, пути духовного возрождения нации в современных условиях. Оптину пустынь называли духовным сердцем России. Посещение Оптиной пустыни подвело итог многолетним духовным и творческим исканиям писателя. Проект «Дни Достоевского в Оптиной пустыне» – это замечательная идея.*_
15:46 С.В. Степашин - Председатель Императорского православного палестинского общества. _* - Ф.М. Достоевский по-прежнему самый читаемый и экранизируемый автор во всем мире, личность которого притягивает и вызывает особый интерес, а значит проект «Дни Достоевского в Оптиной пустыни» может стать уникальным явлением в культурной жизни России.*_
20:02 А.Ю.Кузнецова – Зам. председателя Госдумы Федерального собрания РФ. _* - Особая значимость и актуальность для подрастающего поколения творческого наследия писателя, в котором затронуты вопросы традиционных ценностей, роли становления семьи, как фундамента современного общества.*_
22:30 В.И. Толстой - Советник Президента РФ по вопросам культуры и искусства._* - Духовное влияние Оптиной пустыни на русских писателей XIX в..*_
25:40 Советник Минобороны РФ А.М. Ильницкий.
Прикрепления: 1330287.png (88.9 Kb) · 2482519.png (83.2 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 18 Ноя 2022, 21:02 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ
В июле 1998 г. в Оптиной пустыни состоялось обретение мощей прп. Оптинских старцев. Рассказ очевидца тех событий подборка уникальных фотографий, сделанных в монастыре во время работ по обретению мощей в 1988 и 1998 гг.

Точная дата начала раскопок заранее не назначалась. Отец наместник испрашивал благословение у Святейшего Патриарха задолго до начала июля, но разрешение из Патриархии пришло именно накануне дня памяти отца Никона (Беляева), т.е. на Скитский престольный праздник - Рождество Иоанна Предтечи. Отец Никон последним из старцев покидал монастырь в 1927 г. и теперь через 70 лет как бы благословил работы по открытию мощей старцев. Перед началом работ был отслужен молебен. На месте погребения старцев Анатолия и Варсонофия, между Казанским и Введенским храмами, а также за алтарем Никольского придела Введенского собора братия при большом стечении прихожан усердно молились об успешном совершении дела, к которому готовился и которого ждал церковный народ много лет.

Монастырские рабочие сняли брусчатку, положенную на местах захоронения старцев в 80-90 годы XX в., сняли ограждения и некоторый слой земли. Затем места раскопок были обнесены временными ограждениями, турникетами и веревками и накрыты двумя армейскими брезентовыми палатками, специально привезенными для этого случая. Было установлено непрерывное чтение Псалтири, место раскопок было освящено. Для участия в работах в Оптину приехал известный археолог С.А. Беляев, участвовавший ранее в обретении мощей свт. Феофана Затворника и в идентификации останков царской семьи. Отец наместник планировал открыть мощи только некоторых старцев, так как производство раскопок представлялось весьма трудоемким делом. Вход на территорию монастыря в эти дни был ограничен. Монастырские рабочие участвовали только в первом этапе раскопок и помогли убрать надгробия, унести кресты и открыть верхние наслоения: брусчатку, составлявшую отмостку собора, землю, а затем и фундаменты разрушенных часовен старцев.

 
Прп. Анатолий (Зерцалов) и Прп. Варсонофий (Плиханков)

Мощи отцов Анатолия (Зерцалова) и Варсонофия, находились между Введенским и Казанским соборами, отдельно от основного некрополя старцев. Ранее над ними была общая часовня. Раскопки начались 8 июля 1998 г. одновременно здесь и за алтарем Введенского собора к северу от места где, как предполагалось, находились мощи прп. Амвросия.


Прп. Амвросий (Гренков)

Два иеромонаха и два инока начали раскопки могил старцев Анатолия (Зерцалова) и Варсонофия. Пришлось убирать обломки фундамента часовни, стоявшей ранее над их мощами. Братия обратили внимание, что появившийся в те годы в производстве бетон уже был использован в Оптиной пустыни. Видимо, по недосмотру угловая колонна часовни, которая могла быть построена после 1914 г., оказалась прямо над главой отца Варсонофия. По словам очевидцев, земля некрополя после разрушения, надгробия разравнивались трактором, и под его тяжестью эта колонна раздробила главу отца Варсонофия. Братия, занимавшиеся раскопками могил, говорили, что им очень хотелось увидеть мощи отца Варсонофия именно в день памяти его ученика, отца Никона.

Сначала были удалены фрагменты фундамента часовни, затем остатки разрушенного общего свода склепа, а затем и крыши гробов старцев, провалившиеся и накрывавшие непосредственно мощи. Гроб отца Варсонофия располагался немного ниже гроба отца Анатолия. Он был накрыт покрывалом, бархатным с дорогой отделкой, пожертвованным еще в Голутвине, благодарными старцу прихожанами. Покрывало это упоминается в некоторых воспоминаниях и отображено на фотографиях похорон старца. Оно очень хорошо сохранилось, и было достаточно крепким. Впоследствии его поместили в новый гроб старца, под его мощами. Братия с благоговением и трепетом открыли последние фрагменты, скрывавшие честные главы старцев на исходе дня памяти отца Никона (Беляева). Уже читали 9-й час к службе Тихвинской иконе Божией Матери.

Глава отца Анатолия была в очень хорошей сохранности, цвета выражено воскового и кроме того довольно узнаваемая, соответствующая его облику по фотографиям. Кости старца восковые с темными пятнами были почти не потревожены, образовывали мощный скелет (кажется, старца недаром называли «большим»). Сросшиеся позвонки по 3-5 шт. указывали на болезнь. Взору братии открылась удивительная картина: в грудной части скелета, на том месте, где находится сердце, ясно было видно светлое пятно размером с блюдце. Об отце Анатолии говорили, что ему была дана особая молитва. Потом это пятно исчезло. К прискорбию братии глава старца Варсонофия оказалась раздавленной упоминавшейся колонной и распалась на множество осколков размером примерно 3-4 см. Мощи старца были несколько темнее костей отца Анатолия. Под мощи старца Анатолия (Зерцалова) удалось подвести металлический лист и поднять их на поверхность целиком. Косточки были со всей возможной тщательностью положены на белую бумагу, расстеленную на фанере, а впоследствии переложены в заранее приготовленные деревянные ковчеги.

У отца Варсонофия хорошо сохранился монашеский крест и параман. Среди его косточек находилось множество костей животных: их кости мелкие и белые, характерно раздробленные. Сохранность склепа и лежащего рядом архимандрита позволяет сделать вывод, что именно мощи старцев подверглись воздействию. Их покой пытались нарушить. Кроме того, в ногах старца Анатолия обнаружили маленький белый женский череп (он имел анатомические женские признаки). С большой вероятностью можно предположить, что это останки княгини Т.Ртищевой, которые также подверглись осквернению.


Ее могила расположена точно на восток от могилы отца Анатолия. Видимо могила была потревожена потому, что в ней покоилась особа княжеского рода. Окончание работ по обретению мощей старцев Анатолия I и Варсонофия пришлось на 6-7 час. утра 9 июля, день празднования Тихвинской иконы Божией Матери. Братию воодушевляла мысль о том, что должна быть восстановлена некая историческая справедливость и мощам старцев, отчасти подвергшимся поруганию должна быть воздана подобающая честь.


К открытию мощей старцев на захоронении, находящемся за алтарем Никольского придела Введенского собора приступили также 8 июля. Было известно, что могилы на этом захоронении расположены рядами с севера на юг. За 20 лет до передачи монастырю церкви, т.е. около 1968 г. Н.А. Павлович, поэтесса, духовное чадо старца Нектария наметила условно расположение могил братьев Киреевских и старца Амвросия. Кроме того, О.А. Кавелина (инокиня Серафима) двоюродным дедушкой которой был архимандрит Л.Кавелин, связанная с Оптиной пустынью с самого детства, помогала после открытия монастыря найти места погребения старцев .Но этих сведений, как выяснилось позже, оказалось не достаточно. Отправляясь от места погребения старца Амвросия (как полагали ранее) стали открывать могилы находящиеся в этом ряду к северу. Останки 2-х мужчин, как предполагалось старцев Макария и Льва, были извлечены со всеми необходимыми предосторожностями из земли, положены на бумагу расстеленную на фанере, а затем перенесены во Введенский собор.


Прп. Лев (Наголкин)

Невозможно было не обратить внимания на одеяние тел и мн. др. странные особенности. Братия пытались примирить и как бы подогнать несоответствия под ожидаемый результат раскопок (т.е. обретение мощей отцов Макария и Льва. Необходимо заметить, что найденные останки были в прекрасной сохранности). Но в результате обсуждения ситуации довольно скоро стало понятно, что произошла ошибка в рядах захоронений еще в 1988 г. И, таким образом, 16 октября 1988 г. были обретены и выставлены для поклонения мощи старца Иосифа, а не прп. Амвросия (как считалось ранее). К северу от могилы отца Иосифа находятся захоронения братьев Киреевских (Ивана Васильевича и Петра Васильевича), а также Н.Киреевской, супруги Ивана Васильевича. Мощи же старцев Амвросия, Макария и Льва находятся в следующем к западу ряду.


Хорошо сохранившаяся чиновничья шинель, пуговицы на ней, сапоги явно указывали на И.Киреевского, человека незаурядного, сумевшего при содействии благодати Божией преобразить свое мироощущение, стать искренним славянофилом и настоящим христианином. Участие в жизни обители, труды и благотворительность сподобили его чести быть погребенным рядом со старцами. Таковы же его брат Петр и супруга Наталья. Сам облик Ивана Васильевича был узнаваем в его останках: он был худощав, проступали характерные черты лица. Подбородок его оказался чист, и бакенбарды сохранились. В свое время Иван Васильевич прибыл в Оптину из Петербурга в оцинкованном гробе, и все его тело теперь оказалось осыпано позеленевшей оцинковкой.Таким образом, Киреевские послужили обители и после своей кончины. Именно они указали дальнейший правильный ход раскопок, хотя это направление определилось и не сразу. Недоумение по поводу ошибки в расположении мощей старцев продолжилось несколько часов. Было высказано множество предположений по этому поводу, решался вопрос, где же искать настоящие мощи старца Амвросия, а так же мощи других старцев. Слишком привычным казалось братии старое ошибочное расположение дорогих всем останков. Сложился некий стереотипный образ, от которого сложно было отказаться сразу. Отец наместник связывался по телефону со Святейшим Патриархом и получил благословение открывать мощи всех старцев, находящихся в некрополе. С этого момента могилы начали открывать в таком порядке: в следующем к западу ряду по отношению к могилам отца Иосифа и Киреевских были открыты могилы старцев а) Амвросия, к северу от него – б) Макария и Льва, к югу – в) Илариона и к востоку – г) Анатолия (Потапова).

Все работы теперь производились исключительно силами братии. Пространство вокруг могил было насколько возможно расчищено от земли и посторонних предметов. Были сделаны из досок приспособления, позволившие очистить захоронения от земли и в то же время не ступать прямо на гробы. Одновременно были открыты своды склепов старцев Амвросия и Макария, кладка сводов была частично разобрана ближе к ногам. Через такое отверстие братия проникали в склеп отца Амвросия, открывали гроб старца и затем передавали части мощей наверх, где они помещались на бумагу, расстеленную на фанерных столах. Очищали косточки от земли, затем в максимально более точном соответствии с анатомией скелета их перекладывали в специальные ящики. При составлении скелета братия полагались на знания наших иконописцев, т.к. некоторые мощи подверглись воздействию в той или иной степени и косточки были перемешаны. Так у прп. Амвросия исчез крест парамана и косточки в центральной части груди располагались хаотично.


В склеп старца Макария через отверстие в своде была свешена лампа, а проникнуть в склеп удалось через отверстие в стене со стороны склепа отца Амвросия .Очень скоро все недоумения рассеялись. Правильность предположений о местонахождении мощей старцев подтвердилась. И хотя отец наместник справедливо требовал от братии с возможной тщательностью собирать все доказательства, было совершенно ясно, что мощи принадлежат именно монахам и именно искомым старцам. Части параманов, кресты, остатки клобуков, пузырьки с соборным маслом, само нетление мощей говорили о том, что открываются мощи прп. Амвросия, Макария, затем Льва и др. отцов. Да и душевное состояние братии говорило само за себя. Желание работать, желание бодрствовать (отцу наместнику даже приходилось отправлять некоторых братий отдыхать), благоговение и взаимопомощь, наконец, проявление братской любви говорили о том, что происходит необыкновенное событие. Любовь старцев была преизобильно разлита на всех. Самые суровые были смягчены благодатью. И бысть им погребающим мужа, и се, видеша воинов, и повергоша мужа во гробе Елиссеове: (и впаде тело человека мертва,) и прикоснуся костем елиссеовым, и оживе и воста на ноги своя.(4 Цар.13:21) Никто не сомневался, что силами братии все работы будут доведены до конца, а объем работ предстоял немалый.

Все детали общей картины событий заняли свои места. Строение черепа старца Макария очень напоминало дошедшие до нас изображения преподобного. Вспомнилось, что к северу от склепа старца Льва находится могила помещика А.Желябужского, преданного почитателя и ученика преподобного. Он выстроил для старца целый корпус в обители. К югу от прп. Амвросия нашел себе упокоение старец Иларион, а далее покоится преданный друг последнего - отец Флавиан (Маленков). Между рядами, в головах у старца Амвросия и в ногах у старца Иосифа, немного в стороне, лежал старец Анатолий (Потапов), который незадолго до своей кончины приходил именно сюда и говорил, что места для одного человека здесь хватит.


Прп. Анатолий (Потапов)

Братия вспомнили моменты из жития старца Иосифа, в которых говорится: « Жил при Оптиной пустыни древний старец – прозорливец, отец Пахомий – блаженный. Он очень любил отца Иосифа; и когда тот был еще простым монахом, отец Пахомий всякий раз, как с ним встретится, непременно попросит у него благословение.
- Отец Пахомий, да я не иеромонах, - улыбнется ему отец Иосиф.
- Удивляюсь, - ответит Пахомий. - Отец Иосиф, все равно, что отец Абросим.
Одна раба Божия – юродивая, была у старца Амвросия, и увидя отца Иосифа сказала ему: «Вот было у одного старца два келейника; один из них и остался на его месте».
Умре отец его, и аки не умре: подобна бо себе остави по себе.
 (Сир.30:4)

10 лет покровительствовал обители прп. Иосиф, присоединяя к с своим чудотворениям молитвы и благословения прп. Амвросия. Сохранившиеся части гробов старцев Амвросия и Макария, части одежды, обивка гробов тщательно собирались для сохранения, как святыня. Мощи прп. Амвросия имели особенный цвет, цвет светлой проолифленной древесины. Сохранности очень хорошей. Склеп довольно сухой, немного заполненный землёй. Гроб отца Макария находился ниже гроба отца Амвросия на 30-40 см., склеп более влажный. Мощи также в очень хорошем состоянии, цвета темного дерева. Когда были извлечены мощи отца Макария, и стало возможным без опасений разобрать свод склепа, расширили проем в стене между склепами и один из братий смог проникнуть в сильно заполненный землей склеп.


Обретение мощей старца Иосифа. 1988

Заполненный настолько, что расчищать путь к мощам возможно было только лежа. Расположенный еще на 30-40 см. ниже склеп, кроме того был очень сырым. Могила старца подверглась воздействию: косточки скелета были разбросаны, перемешены с землей, так что приходилось просеивать всю землю, доставаемую из склепа. Одному из братий пришлось лежа передавать землю другому, влезавшему в склеп и вылезавшему из него, чтобы передать ее дальше. Наверху по поверхности склепа кто-то неосторожно прошел и восточная часть свода, как раз там, где передавали друг другу ведро с землей, обрушилась. Находящийся в склепе брат подвергся серьезной опасности и за короткое время пережил и ужас перед возможностью быть раздавленным в этом малом пространстве и страх смерти. И другой брат подвергся опасности быть погребенным под кирпичами обвалившейся части свода, если бы оказался в склепе и забирал бы землю в этот момент. Но его только мягко присыпало большим количеством земли. После страха пришло чувство милости Божией и присутствия и заступничества старца Льва. Наверху поставили дежурного и работы были продолжены. Мощи старца были успешно извлечены по частям и потом собраны почти без потерь.

Также постепенно во Введенском соборе оказались мощи старца Анатолия Младшего, у которого особенно хорошо сохранилась верхняя часть скелета, цветом походящая на мощи старца Амвросия. Склеп отца Илариона не открывали сверху, а проделали отверстие в стенке со стороны склепа старца Амвросия. К отцу Илариону проник один из братий и полностью сам передал по частям мощи в отверстие. Таким образом, к 11 июня мощи всех старцев, доступные к обретению были подняты, помещены в специально приготовленные деревянные ковчеги и ожидали дальнейшей обработки. Все работы проходили в полном согласии и братской любви. Это были незабываемые для братии дни, с которыми не хотелось расставаться. Это было событие, давно ожидаемое и не обманувшее ожиданий, одна из важнейших вех в жизни обители. Событие, неразрывно связанное с понятием прославление.

В эти же дни была восстановлена раздробленная глава прп. Варсонофия. Один из иконописцев в течении нескольких часов с помощью размягченного пальцами воска смог собрать косточки черепа старца в единое целое с одной лишь единственной потерей фрагмента в области виска. В один из дней раскопок обитель посетил архиерей, и это посещение было воспринято братией, как добрый знак и благословение Церкви. Настоящим торжеством Православия и было время, когда мощи старцев, подобающим образом приведенные в порядок и помещенные в специальные ковчеги, были выставлены в течение продолжительного времени во Введенском соборе напротив раки прп. Амвросия. Обитель ожидала перенесение мощей своих старцев в восстановленный и превращенный в усыпальницу храм Владимирской иконы Божией Матери.
Марк Хомич, монах
10.07. 2008. Богослов.ру

https://bogoslov.ru/article/307073
Прикрепления: 1912277.png (32.5 Kb) · 1046410.png (35.9 Kb) · 5830710.png (24.2 Kb) · 7937269.png (208.8 Kb) · 1232243.png (22.2 Kb) · 8963529.png (52.0 Kb) · 2135242.png (41.0 Kb) · 1736342.png (51.8 Kb) · 6642042.png (74.8 Kb) · 6446081.png (184.8 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: