[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
БРОНЗОВАЯ ТАЙНА
Валентина_КочероваДата: Среда, 31 Янв 2018, 12:09 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
БРОНЗОВАЯ ТАЙНА
Тридцать лет назад в Троице-Сергиевой лавре обрели чудотворную статую с Немецкого кладбища.

По одной из самых устойчивых городских легенд, на Введенском (Немецком) кладбище долго находилась чудотворная скульптура – трехмерная икона Господа Иисуса Христа. В военные годы родственники ушедших на фронт молились перед ней о возвращении своих близких. Студенты прибегали сюда перед ответственными экзаменами, а стекавшая с руки Спасителя дождевая вода исцеляла от самых тяжелых недугов. Это не выдумки: такая статуя действительно существовала, более того – уцелела и дошла до нас! Скорее всего, первыми к статуе массово стали приходить студенты факультета дошкольной педагогики Московского госю педуниверситета, чье здание расположено рядом с кладбищем. В советскую эпоху, конечно, никто из молодежи не рискнул бы идти перед важными экзаменами в церковь, а вот сбегать на соседнее кладбище – вполне. Именно с просьб-молитв студентов и берет свое начало почитание москвичами этой скульптуры. Но вскоре та исчезла.


Введенское (Немецкое) кладбище

Обрели ее уже в перестроечное время. В 1986 г. в Церковно-археологическом кабинете (музее) Московской Духовной Академии (МДА) появляется новый экспонат – бронзовая статуя Христа работы скульптора Романелли. Как свидетельствуют документы, после войны она числилась в запасниках Музея архитектуры им. Щусева и находилась в тогда еще закрытом Донском монастыре (туда после демонтажа свозили скульптуры не только из ХХС, но и с Немецкого кладбища). В 1960-е годы начался процесс передачи скульптур во вновь открывшийся церковный музей при МДА. В Церковно-археологическом музее сохранился акт передачи от 2 февраля 1976 г. представителю хозуправления Московской Патриархии «в постоянное пользование скульптуры бронзовой «Христос-исцелитель».

На 10 лет о скульптуре забыли: она находилась в заколоченном ящике в Смоленской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Но после страшного пожара в МДА, когда академический храм практически полностью сгорел, преподаватели и студенты получили благословение временно совершать богослужения в Смоленской церкви лавры. Вот тогда и нашелся древний памятник. Но как он прежде оказался на кладбище? Документально в границах этого памятного места прослеживаются по крайней мере 3 стародавних изваяния Спасителя. Первое было установлено по заказу семьи Кнопп в память о рано умершей дочери. А.Т. Саладин в своей книге «Очерки истории московских кладбищ» так описывает это надгробие: «Огромная продолговатая площадка с оградой в греческом вкусе, с вазами на столбах, замыкается руинами античного портика. У входа на ступеньках во весь рост стоит бронзовое изваяние Христа работы prof. R. Romanelli. Ежедневно много людей собиралось у надгробия Кноппов. Причем все паломники приносили с собой воду. Водой поливали десницу Христа, и, когда она стекала, ее тут же собирали во что-нибудь. Как рассказывают, та вода приобретала чудодейственные лечебные свойства, и очень многие были исцелены ею. Разумеется, такой объект поклонения не мог долго существовать в советской столице. В 40-е или в 50-е (по разным сведениям) годы фигуру Христа с надгробия Кноппов увезли».


У южного кладбищенского входа стоит лютеранская часовня, построенная по проекту архитектора В.А. Рудановского и инженера Л.Розенблита в 1912 г. Перед нею предполагалось устроить фонтан, однако по заказу семейства Вогау там поставили беломраморную фигуру Христа, держащего мраморный крест, работы того же скульптора Рафаэлло Романелли. В 1940-е гг. скульптуру Христа перевезли – и тоже в Музей архитектуры, откуда она бесследно исчезла в 1990-е годы.

Известна и еще одна скульптура – так называемый «Белый Христос», установленный у памятника из черного гранита над могилой семьи Третьяковых (не имевших отношения к основателю одноименной галереи). Ее выписали из Италии, но начавшаяся Первая Мировая война, а затем и революция не дали статуе возможности прибыть в Москву. И только после войны, в 1946 г., семейству Третьяковых удалось исполнить давнее намерение. Для головы скульптуры был приобретен каррарский мрамор, а блок белого отечественного мрамора пошел на фигуру (автор – известный скульптор Н.В. Крандиевская). В хрущевские времена памятник был сброшен, от него откололась часть носа и золотой венок. Позднее изваяние восстановили.


Какая же из скульптур чудотворная? Очевидно, первая, на руку которой москвичи возливали воду и уносили ее по своим домам как святую. Об этом свидетельствует одно важное обстоятельство: на указательном пальце правой кисти сделана бронзовая накладка, повторяющая его очертания. Дело в том, что палец был стерт верующими до половины первой фаланги тогда, когда скульптура находилась еще на Введенском кладбище. Кстати, студия Романелли до сих пор существует во Флоренции. И трудятся там скульпторы, правнуки автора чудотворной статуи Христа.
Сергей Любимов
http://orthodoxmoscow.ru/bronzovaya-tajna/#prettyPhoto
Прикрепления: 7003990.jpg (42.9 Kb) · 6226188.jpg (28.7 Kb) · 3904707.jpg (25.5 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: