Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 08 Фев 2018, 12:47 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7151
Статус: Offline
| ТРИНАДЦАТЬ ПОТЕРЯННЫХ ДНЕЙ 100 лет назад Ленин подписал декрет о новом календарном стиле
Согласно принятому 25 января декрету, стрелки кремлевских курантов должны были показывать новое время.
Одержимые идеей мировой революции большевики решили отречься от старого времени, по которому жила царская Россия, сделать его современным, европейским, интернациональным. Как сказано в декрете, переход на западный календарь был сделан "в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени"... Советская страна, отправившись спать 31 января 1918 г., должна была проснуться 14 февраля. Теперь время совпадало с церковным григорианским календарем, которым пользовались католики. Но РПЦ эти перемены не коснулись: она продолжала отмечать свои праздники по старому, юлианскому календарю.
Декрет о времени был принят большевиками одним из первых. Фото: Издательский проект В.Лисина "Дни 1917-го 100 лет тому назад"
О метафоре "13 потерянных дней" мы говорим с А.Сорокиным, директором Российского госархива социально-политической истории, где хранятся все декреты, подписанные вождем революции.
- 13 потерянных дней. Как их оценить: как большевистский волюнтаризм, взяли и вырезали кусок истории, в прямом и переносном смысле? Или это был позитивный порыв к общей с Европой культуре? - У руководителей большевистской партии и Совнаркома были вполне понятные и утилитарные цели. Российская революция осмысливалась Лениным как пролог к революции мировой. Сердца пролетариев всего мира должны были биться в унисон и по одному хронометру. Так что удивляться не приходится тому обстоятельству, что этот декрет был принят в числе первых. И, конечно же, он выражал реальные потребности политической жизни и экономики. Но мы должны помнить, что это один из сотен декретов, которые были приняты большевиками в первые месяцы после прихода к власти.
- Но согласитесь, это был и довольно прозрачный для восприятия жест: убить старое время, которым жила царская Россия. Красная страна любила символику. - В этом смысле у большевиков был небогатый арсенал. Вся их романтика и символика связаны с отказом от старого мира. И не просто с отказом, но с сознательным разрушением основ старого мироустройства, чего бы это ни касалось. Во многих произведениях Ленина и политических его документах мы найдем конкретные установки, ориентирующие партию большевиков и новый режим на разрушение старой государственности, старой традиционной культуры, старых обычаев, традиций и норм формального и обычного права. И, конечно же, тот декрет, о котором мы говорим, полностью вписывается в этот курс, в это мировосприятие. Поэтому и отказ от старого летосчисления многими воспринимался действительно как символический жест, демонстрирующий пафос строительства нового мира, подчеркну - не самостоятельно, а совместно, в союзе с пролетариями всего мира, прежде всего развитых европейских стран.
- Это был еще и шаг против церкви, негативный пас православию. Получилось, что новый светский календарь совпадает с церковным католическим календарем. А Русская православная церковь продолжала жить по старому, отставала во времени... - Думаю, что эти соображения находились на периферии сознания большевиков. Средства борьбы с "религиозным дурманом" были другие и гораздо более суровые. Набор их известен.
- Можно ли назвать этот декрет Ленина одним из самых мощных послереволюционных глобалистских проектов? - Не думаю. Основополагающими были другие декреты. Например, "О мире" и "О земле". Они позволили почти моментально завоевать симпатии огромного количества граждан Российской республики и других государств. Именно первые декреты советской власти, не только те, которые я упомянул, но и целый ряд других, были понятны массам и помогли большевикам одержать победу в Гражданской войне. А она в свою очередь распространила влияние идей революции и большевистских практик на весь мир.
"Начался новый стиль, и продолжаются старые безобразия..." В иное, более спокойное время такое событие, как переход на новое летосчисление, с юлианского календаря на григорианский, могло бы вызвать и протесты, и дискуссии, и смятение умов. Но к февралю 1918 г. Россия уже настолько охвачена смутой, что и декрет о том, чтобы с первого числа называть день ночью, не вызвал бы большого потрясения. Люди были столь оглушены предшествующими событиями - бессудными расправами, потерей близких, начавшимся голодом - что переход на новый календарный стиль был воспринят с полным равнодушием. К реформе времени отнеслись как к наименьшему из того зла, которое принесли большевики, как к самой невинной из их затей.
М.Горький выражал всеобщее мнение, когда писал в своей "Новой жизни" 10 февраля (по н. ст.) 1918 г.: "Декрет принадлежит к числу наиболее безобидных актов большевистской власти. Расхождение русского и западноевропейского календарей всегда представляло значительные неудобства при сношениях с заграницей. Эти неудобства были особенно заметны в сфере международной торговли. Представляется, однако, отнюдь не случайным, что на эту реформу решились как раз большевики. Это объясняется отнюдь не "революционной смелостью" этой власти, а совершенно иными причинами. Для большевиков оказалось гораздо легче ввести в России одинаковое почти со всеми культурными народами исчисление времени, так как при той разрухе, до которой они довели Россию, в значительной степени потеряли свою остроту обстоятельства, до сих пор препятствовавшие проведению реформы..."
У людей в одну ночь украли 13 дней жизни, а они лишь пожали плечами: хорошо, что не отобрали пока саму жизнь. Лишь И.Бунин со свойственной ему желчной иронией отметил наглую беспардонность нового декрета (в дневнике от 5 февраля 1918): "С 1-го февраля приказали быть новому стилю. Так что по-ихнему нынче уже 18-ое..." Интересно, что среди тех немногих, кто приветствовал декрет о новом стиле, оказались люди, которые по всем иным вопросам вряд ли бы сошлись. 27 февраля 1918 г. бывший московский губернатор и городской голова князь В. М. Голицын записывает в дневнике, что: "Совершился переход на новый стиль. Давно была пора..." Это подтверждает догадки о том, что реформа летосчисления зрела еще в недрах царского правительства. А вот что записывает в дневник старый оппозиционер писатель В.Г. Короленко 15 марта: "У нас введен новый стиль. Таким образом, благодаря большевикам мы все-таки шагнули вперед на 13 дней!.."
Историк Ю.Готье, дневниковая запись от 1 января 1919 г.: "Хотя я начинаю год по новому стилю и хотя я переходу на новый стиль всегда сочувствовал, я сам продолжаю чувствовать старый стиль и сам про себя буду встречать его через 12 дней; быть может, это молчаливый протест против режима..." Многие же люди реагировали без особых эмоций: Барон А.Будберг: "1 февраля. Везде на станциях уже 14 февраля, так как большевики декретировали переход на новый стиль. Еду под вагонным, так сказать, арестом. Наш поезд медленно ползет в хвосте пачки из пяти эшелонов демобилизованных солдат, которые никого вперед не пускают..." В тот же день священник Стефан Смирнов: "По декрету народных комиссаров сегодня не первое, а 14 февраля... Народ принял это нововведение холодно..." Московский театрал и книжник Н.Окунев: "Начался новый стиль, и продолжаются старые безобразия..."
Отмечая 100-летие перехода на григорианский календарь уже по новому стилю, вспомним как раз, как эта реформа зрела. Петровская реформа летоисчисления (она известна главным образом тем, что Новый год предписано было отмечать не 1 сентября, а 1 января) не затронула юлианский календарь. И Российская империя все это время догоняла Европу. В чем-то удавалось даже перегнать. Но по времени Европа все время была впереди - юлианский календарь неизбежно отставал от григорианского на две недели.
В XIX веке для удобства новый стиль употреблялся наряду со старым в международных отношениях, деловой переписке. Лишь в 1830 г. (опять с опозданием) Петербургская академия наук, как отмечает в своих заметках профессор И.Климишин, предприняла попытку ввести в России григорианский календарь. Идею эту император Николай I не оценил. Затем несколько раз вопрос о введении нового календаря поднимался вновь (в 1899 г. активное участие в нем принял даже знаменитый Дм. Менделеев). Но вновь безрезультатно. На новый календарь Россия (уже как республика) перешла вскоре после революции. В 1918 г. Совет народных комиссаров принял соответствующий декрет. Дмитрий Шеваров https://rg.ru/2018....iu.html
|
|
| |