[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » «ВО ДНИ ПЕЧАЛЬНЫЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА...»
«ВО ДНИ ПЕЧАЛЬНЫЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА...»
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 19 Фев 2018, 00:37 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6018
Статус: Offline
2017 год:

КАК СОХРАНИТЬ МОЛИТВЕННЫЙ НАСТРОЙ В ТЕЧЕНИЕ ПОСТА?
Советы пастырей

Мы приблизились к концу третьей недели Великого поста, и уже многие из нас в суете повседневности чувствуют некоторое охлаждение по сравнению с первыми днями. Как сохранить молитвенный и сосредоточенный настрой в течение всего поста? Как не растерять духовные плоды, приобретенные в первые дни?

Священник Валерий Духанин:

Мы все люди очень и очень немощные, и ждать от себя неослабного подвига нельзя. Это даже может привести к серьезным сбоям и срывам, когда кто-то заранее рисует в своем воображении, как пройдет все поприще поста без единой погрешности, тщательно старается, а потом где-то поскальзывается и из-за этого впадает в отчаяние, потому что считает, что весь пост он испортил себе. Страсти зачастую проявляют себя там, где мы их никак не ожидаем. Но самые падения попускаются Богом из-за нашей самоуверенности, чтобы мы смирились и впредь надеялись не на свои труды, а на Бога. В этом тоже есть Промысл Божий, подчас непонятный нам.

В пост многие страсти обостряются, в нас вскрываются внутренние болезни, язвы нашей души, о которых мы и не подозревали. Это нужно для того, чтобы увидеть, насколько мы изъедены грехом, чтобы наглядно понимать, что преодолевать в себе, над чем еще работать. Здесь главный принцип: если ты сбился, упал, то поднимись, отряхни с себя пыль и иди дальше, набравшись духовного опыта.

Важно помнить еще вот что. Если зерно при сеянии упало в землю неглубоко, то оно быстро дает росток и всходит, но также быстро и гибнет, потому что нет достаточной глубины. То же самое и у нас, когда мы загораемся какими-то аскетическими подвигами, хотим быстро обрести плоды, рьяно рвемся вперед, а потом, встретив тяжесть повседневных трудов, оскудеваем. Для духовных плодов необходима не горячность и рвение, а глубина духовного делания.

Чтобы сохранить духовный настрой, стоит помнить, что мы приступаем к подвигу не ради восторгов, не ради комфорта сердца и услаждения наших душевных чувств, а для возделывания нашей души, для выпалывания сорняков, которые засели где-то внутри. И в этом смысле важно набраться терпения, чтобы трудиться, подниматься от падений, все равно вставать на молитвенное правило, даже если внутри уже нет никакого желания.

Представим человека, который, приехав к себе на дачу, невероятно обрадовался, почувствовал вдохновение от вида природы, с радостью что-то поделал на грядках, а потом все отложил, потому что ему стало нудно и скучно от постоянных трудов. Такой огород быстро зарастет сорняками, так что потом и не пройти среди зарослей.

В духовной жизни нельзя жить только первыми вдохновениями. Иначе ты не пройдешь всего духовного пути, а душа покроется колючими зарослями страстей. Необходимо терпение, даже когда кажется, что сердце молчит и нет смысла приступать к какому-либо деланию. Молитва ценна не только тогда, когда идет от вдохновленного и теплого сердца, но и когда ты чувствуешь внутри сухость, бессилие, оскудение, и все равно молишься. Пусть ты ослаб, и мысли уходят в сторону, но Бог принимает молитву, когда ты, вопреки всему, стараешься возвращать ум к святым словам молитв и не бросаешь правила.

Схиигумен Савва Псково-Печерский как-то сказал: «Не бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя бесчувствие; кто понуждает себя в молитве при сухости души – тот выше молящегося со слезами». Духовные успехи наступают именно тогда, когда ты замечаешь за собой ослабление и, вопреки всему своему нежеланию, все равно идешь вперед.

И еще, иногда важно смотреть на себя как бы со стороны: а что со мной происходит, чем я занят в данный момент, каков я пред Богом. В Отечнике рассказывается про одного старца-подвижника, который, где бы ни находился, часто проверял свой ум вопросом: «Где мы?» Если ум его пребывал в молитве и славословии Бога, то он говорил: «Хорошо, хорошо». Если же ум занят был чем-то посторонним, то он укорял себя: «Возвратись немедленно на свое дело». Еще он говорил себе: «Близок час моего отшествия, но я не вижу в себе ничего доброго». Это помогало ему сохранять себя в постоянном бодрствовании. Постараемся и мы помнить, что мы всегда пред взором Божиим, что совершающееся внутри нашей души не проходит бесследно и что Господь с Его всемогущей помощью всегда готов нам помочь.

Протоиерей Игорь Рябко:

Молитвенно-покаянная сосредоточенность – высокая нота, и удержать ее можно только в уединении, и то не всем, не каждому и не всегда. Что касается того, как «в целом» достичь максимума в повседневной сутолоке дел, то я бы рекомендовал следующее.
Наша жизнь – это духовная стройка, а каждый ее прожитый день – положенный кирпич. Глина этого кирпича состоит их трех ингредиентов: это наши мысли, чувства и желания. Сочетаясь между собой, они порождают намерения, а те – поступки. Важно уметь хранить контроль над этими тремя базовыми составляющими, чтобы мысли не рассеивались, желания не возбуждали «желательную» и «яростную» часть души, а чувства находились в плоскости молитвенного настроя и покаянной памяти. Это очень сложно. Для этого необходимо убрать из поля зрения и слуха все то, что будет отвлекать ум от внутренней сосредоточенности. По крайне мере лишить себя любых форм развлечения и праздности.

Наш ум – это жернова, которые работают без перерыва. Поэтому, если мы не будем подсыпать туда пшеницы, бесы обязательно будут подсыпать плевелы. Давайте уму пищу для размышления. Для этого нужно читать что-либо питающее ум благими чувствами и размышлять над прочитанным. Если это перейдет в навык, то вас можно будет поздравить с дорогой покупкой.

Протоиерей Андрей Николаиди:

Наверное, чтобы не растерять плодов, нужно совсем о них не думать. Ведь если мы приступаем к посту и молитве ради благодатных даров, ради очищения тела, ради мира в семье, мы теряем главное – Христа. Любое доброе дело, совершаемое не ради Господа, а ради какой-либо другой цели, нельзя рассматривать как добродетель. Более того, если после определенного периода поста мы видим у себя какие-то «дары», нам надо быстро бежать к духовнику, так как это самый яркий признак прелести. Ведь точное исполнение заповедей Божиих рождает в душе человека ощущение собственной немощи. Если, постясь, мы станем всматриваться в себя – какую добродетель я приобрел, какие духовные дары открылись у меня сегодня – мы ввергнем себя в бездну эгоизма, который обязательно потянет за собой клубок других грехов.
Пост – это время, когда надо перестать рассматривать себя любимого и постараться увидеть боль, страдания, печаль, неприятности тех, кто очутился по воле Бога рядом с нами, потому что только вглядевшись в их глаза мы увидим Бога.

Протоиерей Игорь Фомин:

Молитвенная жизнь является основным фундаментом нашего богообщения. В молитве мы различаем как бы два состояния: это молитвенное правило и сама молитва. Молитва – это есть богообщение, беседа с Богом, причем беседа является не монологом, а диалогом. Господь всегда отвечает на нашу молитву. Как сохранить именно это состояние?
Заботливая Матерь-Церковь настраивает нас на первой неделе Великого поста на молитвенный подвиг через канон преп. Андрея Критского. Мне кажется, именно внимательное вхождение в это состояние и является как бы основным принципом сохранения всей этой молитвы. Дело в том, что молитва – это личностное состояние человека, и, когда мы начинаем молиться, мы должны закрыться в клети своего сердца, как сказано в Священном Писании, и вознести свою молитву к своему Отцу Небесному.

На этом пути мы должны применить всяческие средства, чтобы нас не отвлекал внешний мир. То есть для внешнего мира мы должны умереть на какой-то период. Есть определенные раздражители, которые в нас вызывают душевный порыв не соответствующий молитве. Вот эти раздражители должны быть устранены из жизни человека. Что это за раздражители? Совершенно разные. Лукавый ставит каждому свою подножку, о которую спотыкаются. У кого-то это социальные сети, у кого-то это реакция на его ближних, у кого-то это еда и т.д. Каждый должен, в общем-то, смотреть и знать себя очень хорошо – что его отстраняет от Бога, что его приближает к Богу. И пользоваться только теми средствами, которые дают ему возможность гореть Христу.

Я считаю, что молитва должна выражаться в том, что ты непрестанно ходишь пред лицом Божиим. Ощущение присутствия Бога в твоей жизни должно быть непрестанно. Это и есть самый главный эффект молитвы. Молитвенное правило, которое мы соблюдаем, – утренние и вечерние молитвы, молитвы в течение дня – это тот камертон, который должен нас настроить. Чтобы правильно молиться, мы должны понимать, как это делали другие люди. Заботливая Церковь дает нам этот пример. Чтобы сохранить молитву, надо уметь молиться вместе с другими и быть готовым на подвиг.

Любой плод должен проходить несколько стадий: стадию появления, стадию созревания, стадию вкушения. В начале поста он появляется, потом мы должны его всячески уберечь от морозов и других внешних воздействий, чтобы он созрел. Ну а вкушение плода по окончании Великого поста – это та награда, которую мы будем переживать в Светлое Христово Воскресение. То ликование души, которое присуще каждому христианину. И как определить правильное ли у тебя ликование или неправильное?! Если ты хочешь поделиться и делишься этим ликованием с другими – это правильное ликование души. Если ты хочешь не растерять ликование и всячески это от других скрываешь – это неправильный плод, неправильное духовное состояние.

Протоиерей Андрей Овчинников:

Сохранение молитвенного настроя во многом зависит от нашего желания. Самое главное – захотеть. Успех любого дела зависит от состояния нашей воли, а оно у всех людей разное. Вся христианская духовная жизнь призывает нас к непрестанному труду над самим собой. Такой труд нашу волю закаляет и укрепляет. В Евангелии он назван самоотвержением и переквашиванием своего внутреннего состояния.

Молитвенный труд никому не дается легко. Здесь действует правило святых отцов – «дай кровь и приими дух». Молитва дается только молящемуся, и только молитвенная практика определит успех дела. Великий пост – время особенное и по-своему уникальное. Многими ощущается особая благодатная помощь Божия на духовные труды и подвиги. Включиться в молитвенно-покаянный ритм нужно с первых великопостных дней, а лучше часов.

«От ревностного начала будет нам несомненная польза», – учит преп. Иоанн Лествичник. Опыт показывает печальную картину – настоящая, подлинная, серьезная духовная жизнь возможна для нас только в Великий пост. В остальные дни градус ее напряжения сильно падает, и ревность к духовным трудам намного слабей. Поэтому соберем все свои силы духовные и телесные для достойного проведения поста. Пост, по мысли свт. Игнатия Брянчанинова, есть основание христианских добродетелей, а их вершиной является молитва. На молитву нужно серьезно настроиться. В молитвенном труде очень помогает великопостное богослужение, во время которого, согласно свт. Игнатию Брянчанинову, хорошо упражняться в неспешном и внимательном чтении Иисусовой молитвы. Важно максимально удалиться от любых развлечений и праздности. Сократить до минимума общение с людьми, не требующими нашего участия и помощи. Особый труд – покинуть социальные сети и сидение в интернете. Важно взять в руки Священное Писание, для Великого поста обязательно про-/перечитать Библейские книги – Бытие, пророка Исаию, притчи Соломона и Книгу Иова. Ежедневно читаем Псалтирь. С рассуждением утесняем свое чрево и понижаем аппетиты. Нормальный постник к Пасхе все-таки должен похудеть.

Такие труды создадут правильное молитвенное настроение. Ограничение в еде для тела восполняем пищей духовной. Самое главное – никакого расслабления и саможаления. Без пропусков читаем утреннее и вечернее правила, добавляем кафизму, покаянный канон и земные поклоны. В машине слушаем духовные песнопения и проповеди своих любимых батюшек. Одним словом, серьезный настрой на пост и молитвенный труд. Верю, что результат обязательно будет. Доказательство – в мирном внутреннем духе, неосуждении людей и реальном зрении своих грехов.

Все мы хотим, чтобы наш пост принес плоды и добрые результаты… Во-первых, Богу, потом ближним и, наконец, самим себе. Время поста – это время трудов покаяния, воздержания и молитвы. За пост мы много приобретаем хорошего, от многого плохого отказываемся…У многих из нас в пост появляется искреннее желание жить в духе Евангелия и никогда не отступать от Христа.

В нашу душу приходит долгожданный мир. Грех видится мерзким и ненавистным. На ближних смотрим другим взором. Все это означает, что от поста мы начали что-то доброе получать для своей души. И это хорошее и есть плоды поста. Приходит понимание, что главное – это не количество поклонов, не строгость воздержания, не объем прочитанной духовной литературы. А что же? То, о чем говорило Евангелие Прощеного воскресенья, – это собирание сокровища, путь к которому начинается с прощения обид и грехов ближних и продолжается через подвиг всего поста.

То, что мы соберем за время поста, очень пригодится нам в течение всего года. А чтобы хватило на год, нужно очень бережно относиться к накопленному. «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать»(Евр.12, 28), – учит нас св. ап. Павел, а в другом месте добавляет: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией» (Евр.12. 15). Сколько трудов мы полагаем на приобретение благодати и всего доброго? А как легко и быстро можно все потерять. Опытный христианин познается не столько в стяжании благодати Божией, сколько в ее удержании. Как часто в храме Божием мы чувствуем присутствие благодати в своем сердце. Но выходим «в мир», на улицу, начинаем без разбору смотреть по сторонам, достаем «мобилу», дома включаем телевизор, произносим недоброе слово, и наше сердце, совсем недавно такое мирное и спокойное, теряет благодать, и снова на душе тоска и уныние.

Почему так происходит? Очевидно, что нас кто-то обкрадывает, кому-то очень не нравится наше умиротворенное состояние. У святых отцов этот процесс потери благодати описан во всех подробностях. Диавол особенно нападает на тех, у кого есть что-то ценное, то, что человека породняет с Богом и чего уже никогда не будет у него. Поэтому первое средство защиты от духовных воров и разбойников – это внимательная и трезвенная жизнь. «Бдите и молитесь, чтобы не впасть в искушение», – учит нас Святое Евангелие. Далее, нужно добавлять труды к трудам. Чтобы плыть против течения, нужно постоянно работать веслами; чтобы горел огонь, нужно постоянно подкладывать в него дрова. В духовной жизни не может быть отпусков, выходных, обеденных перерывов. Диавол не спит и не ест, и не отдыхает, а «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5,8 ).

И, наконец, спокойно и со смирением будем относиться к неудачам и ошибкам. Отрицательный опыт нам тоже нужен, он многому может научить. Самое главное – из всего происходящего делать правильные выводы и не унывать. До Пасхи еще далеко, но время стремительно бежит вперед. Предлагаю заранее подумать о том, как мы будем жить после окончания поста? Сохраним ли молитвенное настроение, продолжим ли чтение и размышление о Священном Писании, будем ли вести внимательную жизнь в отношении своей души? Или пройдет пост, и все сойдет на нет?

Хочу всем пожелать, чтобы пост стал для нас верным другом, который всегда будет рядом с нами и в трудную минуту придет на помощь, чтобы плоды поста и собранное сокровище неокрадомо хранилось для нас на небе, а здесь радовало и утешало в трудные минуты скорбей и испытаний нашей веры.
http://www.pravoslavie.ru/101957.html

ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ...
«Да исправится молитва моя…» - эти стихи из 140-го псалма Давида исполняются обычно на каждой вечерне. Но во время Великого поста их поют на литургии Преждеосвященных Даров, которая совершается по средам и пятницам и в первые три дня Страстной седмицы. По традиции во время этого песнопения все молящиеся становятся на колени, а певчие выходят в центр храма к солее.

Протоиерей Дмитрий Смирнов так объясняет смысл этой молитвы: «Кадило -это такой прибор, куда кладется уголь и ладан (фимиам, то есть благовонное вещество). И каждение этим благовонным дымом является образом нашей молитвы. Как кадильный дым возносится вверх, к небесам, так и молитва возносится к Богу. Мы люди грешные и наша молитва «неисправна». И мы просим у Бога, чтоб Он исправил нашу молитву».

«Да исправится молитва моя» - музыка П.Г. Чеснокова


https://www.youtube.com/watch?v=AXMDi2aDPLk 


Павел Григорьевич Чесноков (1877–1944) – русский хоровой дирижер, композитор, профессор Московской консерватории, известный регент, автор книги «Хор и управление им». Чесноков создал свыше 400 духовных хоров, а также 60 смешанных и более 20 женских хоров. После революции Павел Григорьевич руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра. Скончался Чесноков в Москве 14 марта 1944 года от инфаркта миокарда - упал, стоя в очереди за хлебом (причина инфаркта – истощение организма).

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою,
воздеяние руку моею, жертва вечерняя.
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя:
Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе.
Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих.
Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех.


Перевод:

Да исправится молитва моя, как кадило пред Тобой,
Поднятие рук моих – как жертва вечерняя.
Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня!
Услышь голос моления моего, когда взываю к Тебе.
Охраняй, Господи, уста мои и ограждай двери уст моих.
Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым, оправдывающимся от грехов.


Старинный знаменный распев в исполнении хора Свято-Данилова монастыря.


https://www.youtube.com/watch?v=b0GRMFUbTrw 

Мария Егорцева
08.03. 2017. журнал "Фома"

http://foma.ru/da-ispravitsya-molitva-moya.htm

«ВО ДНИ ПЕЧАЛЬНЫЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА...»
(Ефрем Сирин и Александр Пушкин)

Сре­ди мно­же­ства про­ник­но­вен­ных ве­ли­ко­пост­ных мо­литв и пес­но­пе­ний осо­бен­но вы­де­ля­ет­ся од­на, сум­ми­ру­ю­щая в се­бе глав­ные ве­хи на пу­тях ду­хов­но­го вос­хож­де­ния. Она при­над­ле­жит во­сточ­но­му­ от­цу Церк­ви св. Еф­ре­му Си­ри­ну (ок. 306–373 гг.), за­слу­жив­ше­го у совре­мен­ни­ков по­чет­ное про­зви­ще «си­рий­ско­го про­ро­ка». На­пи­сан­ная в ори­ги­на­ле (на си­рийс­ком язы­ке) сти­ха­ми, эта мо­лит­ва, из­вест­ная как "Молитва преподобного Ефрема Сирина", зву­чит в на­ших хра­мах в рит­ми­зи­ро­ван­ном сла­вян­ском про­за­и­че­ском пе­ре­во­де. Тво­рит­ся она с вы­со­кой ве­ли­ко­пост­ной тор­же­ствен­но­стью.


В опре­де­лен­ные мо­мен­ты бо­го­слу­же­ния свя­щен­ник вы­хо­дит из ал­та­ря и, стоя на ам­воне, ли­цом к Цар­ским вра­там, гром­ко про­из­но­сит три её про­ше­ния, со­про­вож­дая каж­дое из них зем­ным по­кло­ном. Под­няв­шись, он со­вер­ша­ет две­на­дцать по­ясных (ма­лых) по­кло­нов, каж­дый со сло­ва­ми «Боже, очи­сти мя греш­но­го». По окон­ча­нии их, вы­пря­мив­шись, гром­ко про­из­но­сит мо­лит­ву св. Еф­ре­ма пол­но­стью, все три про­ше­ния од­но за дру­гим, без пе­ре­ры­ва, и тво­рит ещё один зем­ной по­клон, по­сле че­го мол­ча ухо­дит в ал­тарь. Вслед за свя­щен­ни­ком, под­ра­жая ему, по­кло­ны со­вер­ша­ют и все мо­ля­щи­е­ся в хра­ме.

Чте­ние мо­лит­вы Еф­ре­ма Си­ри­на на­чи­на­ет­ся, со­глас­но Уста­ву, со сре­ды Сыр­ной сед­ми­цы (мас­ле­ни­цы) и за­кан­чи­ва­ет­ся в Страст­ную Сре­ду. Ис­клю­чи­тель­ная важ­ность мо­лит­вы за­фик­си­ро­ва­на её бо­го­слу­жеб­ным ста­ту­сом: не яв­ля­ясь осо­бой иерей­ской мо­лит­вой (как мо­лит­вы ев­ха­ри­сти­че­ские или све­тиль­нич­ные), мо­лит­ва Еф­ре­ма Си­ри­на не мо­жет со­вер­шать­ся ни чте­цом (ана­гностом), ни да­же дья­ко­ном (ко­то­ро­му доз­во­ля­ет­ся бо­го­слу­жеб­ное чте­ние Еван­ге­лия!), но лишь свя­щен­ни­ком. «Устав под­вер­га­ет ве­ли­кой от­вет­ствен­но­сти пред Бо­гом и су­дом Церк­ви как свя­щен­ни­ка, ес­ли он без долж­но­го вни­ма­ния чи­та­ет мо­лит­ву и небреж­но со­вер­ша­ет по­кло­ны, так и всех пра­во­слав­ных, ес­ли они со­вер­ша­ют по­кло­ны с бес­тол­ко­вой то­роп­ли­во­стью, не вслу­ши­ва­ясь в сло­ва мо­лит­вы и не под­ра­жая свя­щен­ни­ку». Про­чтем её вме­сте.

«Гос­по­ди и Вла­ды­ко жи­во­та (жи­тия) мо­е­го! Дух празд­но­сти, уны­ния, лю­бо­на­ча­лия и празд­но­сло­вия не даждь ми. Дух же це­ло­муд­рия, сми­рен­но­муд­рия, тер­пе­ния и люб­ви даруй ми, ра­бу Тво­е­му. Ей, Гос­по­ди Ца­рю, да­руй ми зре­ти моя пре­гре­ше­ния, и не осуж­да­ти бра­та мо­е­го, яко бла­го­сло­вен еси во ве­ки ве­ков. Аминь.»

В 1836 го­ду один пе­тер­бург­ский при­хо­жа­нин дал пе­ре­ло­же­ние этой глу­бо­кой и про­ник­но­вен­ной мо­лит­вы в алек­сан­дрий­ских сти­хах, от­ли­ча­ю­щих­ся боль­шой смыс­ло­вой точ­но­стью (для на­гляд­но­сти, вы­де­ле­ны в его из­вест­ном сти­хо­тво­ре­нии кур­си­вом).

«От­цы пу­стын­ни­ки и же­ны непо­роч­ны,
Чтоб серд­цем воз­ле­тать во об­ла­сти за­оч­ны,
Чтоб укреп­лять его средь доль­них бурь и битв,
Сло­жи­ли мно­же­ство бо­же­ствен­ных мо­литв;

Но ни од­на из них ме­ня не уми­ля­ет,
Как та, ко­то­рую свя­щен­ник по­вто­ря­ет
Во дни пе­чаль­ные Ве­ли­ко­го по­ста;
Всех ча­ще мне она при­хо­дит на уста

И пад­ше­го кре­пит неве­до­мою си­лой:
Вла­ды­ко дней мо­их! Дух празд­но­сти уны­лой,
Лю­бо­на­ча­лия, змеи со­кры­той сей,
И празд­но­сло­вия не дай ду­ше мо­ей.

Но дай мне зреть мои, о Бо­же, пре­гре­ше­нья,
Да брат мой от ме­ня не при­мет осуж­де­нья,
И дух сми­ре­ния, тер­пе­ния, люб­ви
И це­ло­муд­рия мне в серд­це ожи­ви.»


«Та­ин­ствен­ный при­хо­жа­нин», вни­ма­ю­щий сло­вам ве­ли­кой мо­лит­вы, – Алек­сандр Сер­ге­е­вич Пуш­кин. Нам пред­став­ля­ет­ся в выс­шей сте­пе­ни при­ме­ча­тель­ным, что эти стро­ки бы­ли на­пи­са­ны им ле­том, 22 июля 1836 го­да, спу­стя по­чти че­ты­ре ме­ся­ца по окон­ча­нии Ве­ли­ко­го по­ста (Пас­ха в тот год при­хо­ди­лась на 29 мар­та). Это зна­чит, что дав­но от­зву­чав­шая в хра­мах мо­лит­ва зву­ча­ла в его серд­це непре­стан­но.


Портрет А.С. Пушкина, нарисованный 8-летним Борисом Шаляпиным, сыном Ф.И. Шаляпина

Сти­хо­тво­ре­ние «От­цы пу­стын­ни­ки...» вхо­дит в неза­вер­шен­ный «Ка­мен­но­ост­ров­ский цикл», сви­де­тель­ству­ю­щий о ду­хов­ном са­мо­углуб­ле­нии по­эта, ви­ди­мо, пред­чув­ство­вав­ше­го, что ско­ро ему суж­де­но пред­стать пред Су­ди­ёй вся­че­ских. От­сю­да и ве­ли­ко­пост­ные – по­ка­ян­ные и про­щаль­ные – мо­ти­вы. И дей­стви­тель­но, услы­шать на зем­ле мо­лит­ву Еф­ре­ма Си­ри­на в Ве­ли­ком по­сту сле­ду­ю­ще­го го­да, «ра­бу Бо­жию Алек­сан­дру» уже не до­ве­лось. Пас­ха 1837 го­да бы­ла позд­няя, 18 ап­ре­ля (по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю), и Пост на­чи­нал­ся 1 мар­та, а сре­да Сыр­ной сед­ми­цы, ко­гда впер­вые зву­чит в пра­во­слав­ных церк­вах эта мо­лит­ва, при­хо­ди­лась на 24 фев­ра­ля. Ро­ко­вой вы­стрел у Чер­ной реч­ки гул­ко гро­мых­нул в мо­роз­ном воз­ду­хе че­тырь­мя неде­ля­ми ра­нее.

По зна­ме­на­тель­но­му сов­па­де­нию, А.С. Пуш­кин умер на дру­гой день по­сле па­мя­ти свя­то­го Еф­ре­ма Си­ри­на, со­вер­шае­мой Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью 28 ян­ва­ря по Юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю. В XX и XXI сто­ле­ти­ях оба этих со­бы­тия – при пе­ре­во­де их на но­вый ка­лен­дар­ный стиль – сов­па­да­ют и вос­по­ми­на­ют­ся на­ми од­новре­мен­но – 10 фев­ра­ля.

Вспом­ним се­го­дня об этих двух по­этах. В чем-то они диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ны, но то, что их на­все­гда со­еди­ни­ло, – вряд ли мож­но на­звать слу­чай­но­стью.
Ю.Ру­бан, кан­д. ис­т. на­ук, кан­д. бо­го­сло­вия
https://azbyka.ru/days....pushkin
Прикрепления: 1691601.png(65.4 Kb) · 3859451.jpg(8.3 Kb) · 7147151.jpg(4.7 Kb) · 3278623.jpg(7.0 Kb) · 8965032.jpg(4.9 Kb) · 3384665.jpg(5.6 Kb) · 1255534.jpg(10.0 Kb) · 4530740.jpg(4.8 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 28 Фев 2018, 11:46 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6018
Статус: Offline
СЕРЬЕЗНОСТЬ НАМЕРЕНИЙ


Митрополит Калужский и Боровский Климент:

В дни Великого поста иногда возникает вопрос: ради чего мы беремся за этот труд? И всякий раз мы укрепляем себя ответом: ради любви к Богу. Цель христианина - стать похожим на Господа, как сын на отца, а пост - удобное средство ее достижения.
В пост мы стараемся ограничивать себя в пище, удовольствиях, развлечениях и уделять больше времени духовным занятиям: молитве, посещению богослужений, изучению Писания, заучиванию Евангелия наизусть, доброделанию, борьбе со своими страстями, снисхождению к чужим немощам. Однако где-то в глубине души может таиться сомнение: неужели отказ в пост от куска колбасы укрепит мою любовь ко Христу?

В раю Господь именно так ставит вопрос: чтобы достигнуть обожения, людям надо было проявить воздержание. Как отец учит сына, готовя его к взрослой жизни, так и Господь через хранение заповеди учил человека самому главному - совершенству в любви. Руководствоваться любовью, а не своими интересами, надо было учиться даже первозданному человеку, еще не знавшему греха. И Господь дал ему средство - запретительную заповедь (о невкушении плодов с одного дерева в раю).

Именно через послушание воле Создателя, соблюдение Его заповеди Адам мог возрастать в любви к Нему. Если бы в раю было позволено абсолютно все, то каким образом человек смог бы выразить Творцу свою любовь? Только добровольно ограничивая свою свободу, поступаясь своим желанием ради Господа, человек мог совершенствоваться духовно, научиться всему в мире предпочитать его Творца. Но Адам предпочел себя.
Как часто в русских сказках осмысляется этот сюжет, когда главный герой проявляет нетерпение, решает нарушить временный запрет. Например, Иван-царевич раньше срока сжег лягушиную кожу вопреки строгому наказу своей жены. И вместо счастья, которое он ожидал получить в результате своего поступка, на него обрушиваются несчастья и длительные испытания. Его обманывают, запутывают в скитаниях разные представители нечистой силы. Много скорбей ему приходится вынести, прежде чем он вновь обретает утерянное сокровище.

Так и у нас, наследников Адама, изгнанного из рая, начался долгий путь в землю обетованную - Царство Небесное, которое дает нам Христос. Но чтобы войти в Его Царство, надо потрудиться, многое поменять в своем нынешнем устроении. Мы же, в большинстве своем, более блуждаем в своих грехах, чем ищем духовной жизни. Во время Великого поста можно предпринять усилия, чтобы остановиться в греховной круговерти, оглянуться, прийти в себя, как когда-то блудный сын, оплакать свое положение и начать возвращение ко Господу.
По-хорошему, все, что мы стараемся делать Великим постом, мы должны делать ежедневно. Речь не о дисциплине питания, а о внимании к себе, видении своих грехов и покаянной настроенности. Но понимая, что человек немощен и не может в этом делании пребывать всегда, Церковь предлагает ему хотя бы часть своего времени в году пожертвовать Богу, воздержаться от привычного образа жизни, и от чего-то приятного для себя отказаться.

В беседе накануне поста один человек произнес слова, которые мне особенно запомнились. «Я молюсь урывками, почти не читаю святых отцов, добрых дел не делаю», - признался он и добавил: «Если еще и поститься не буду - тогда уж и не знаю, чем отвечу на любовь Христову, как взгляну на Спасителя во время Страшного Суда!» Такое отношение к посту, желание ограничить себя во многом ради любви ко Христу - это жертва Богу.
Правда, нередко можно услышать возражение, что Богу наши жертвы не нужны. Надо понимать, что по отношению к Богу наши слова применимы лишь отчасти, в некотором роде. На это обращает внимание святитель Фотий Константинопольский, когда говорит про искупительную жертву Христову. Проводя аналогию с выкупом, который приносится в человеческом обществе, он подчеркивает, что всегда есть тот, кто платит выкуп, и тот, кто получает его, и тот, кого освобождают за этот выкуп. А в христианстве приносит выкуп Христос, освобождается человечество, а того, кто получает этот выкуп, нет.

Говоря о посте как жертве Богу, мы не подразумеваем, что Он принимает от нас то, от чего мы отказываемся. Смысл постовой жертвы в том, что Господь видит серьезность наших намерений, желание быть с Ним, видит, что ради этого мы готовы потрудиться. Не Бог нуждается в нашем отказе от колбасы, а мы сами, подобно больному, которому врач прописывает диету, чтобы тот поправился. Через наше воздержание мы проявляем свое желание быть в послушании у Господа, а не у своего аппетита. Так что неядение ценно, когда это усилие человек совершает ради Христа.

Само по себе ограничение в пище автоматически бонусов святости нам не добавляет, исключение из рациона отдельных видов продуктов не делает нас святыми. Пост - это целый комплекс проверенных веками аскетических упражнений, которые отрезвляют ум, исправляют сердце, укрепляют волю и способствуют духовному оздоровлению всего человека. Отказ от колбасы и других продуктов - один из компонентов великопостного подвига. Но если мы не откажемся от скоромного и будем поглощать все подряд, то проявим свое нежелание следовать по тому пути, который указывает Церковь Христова уже две тысячи лет. Это путь возвращения к Богу и обретение человеком вечной радости в Его Царствии.
27.02. 2018, газета "Вечерняя Москва"
http://vm.ru/news/466225.html
Прикрепления: 9630230.jpg(7.2 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Четверг, 21 Мар 2019, 23:03 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 6018
Статус: Offline
Митрополит Никанор (КЛЕМЕНТЬЕВСКИЙ)


https://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klementevskij/


О ВОЗРАЖЕНИЯХ ПРОТИВ ПОСТА
Говорят, что пост состоит не в качестве, а в количестве. Откуда взяли такое понятие и в таком выражении? Его нет у нас – в нашем православном учении. Очевидно, оно передано наставниками иной веры. Пост в количестве не есть пост в собственном смысле сего слова. Умеренность в употреблении пищи и пития есть христианская добродетель; но умеренность – не пост, всегдашняя обязанность, а не особенный подвиг. Церковь запрещает во дни поста пищу и по качеству, и по количеству, не позволяя не только пресыщения, но и насыщения самою постною пищею, дабы совершенно воздержать нас от пагубных страстей. Хотите ли очистить душу, как должно, как хочет очистить ее в вас Церковь? Слушайтесь Церкви, не вдаваясь в мечтания и суемудрие, служащие только к ограждению недобрых навыков и греховных страстей.

Говорят, что наш пост труден по образу пощения и вреден для здоровья по свойству пищи. Труден – разве только для изнеженных сластолюбцев. Для тех, кои воспитаны в страхе Божием и не приобрели вредных привычек к лакомым снедям, он легок и удобен. На вред поста могут жаловаться разве только те, кои расстроены здоровьем, хотя и в этом случае пост находят нужным нередко и врачи. Но Церковь и не налагает на нас такого бремени, какого понести не в силах. Можешь поститься от утра до вечера? Постись. Не можешь? Употребляй пищу в день два раза, только постную, простую и легкую. Пища простая не вкусна; но здорова. Нет и не было примера, чтобы хлеб и вода довели кого до гроба. Начало жития человеча, – говорит Премудрый, – вода и хлеб (Сир. 29, 24).

Говорят… но довольно; возражений всех насчет поста нам не переслушать. Окончим нашу беседу молитвою: Господи! Прости нам согрешения наши и введи во святой Пост здравыми и бодрыми. Отыми от нас дух праздности, уныния, празднословия, и даждь нам дух целомудрия, смирения, терпения и любви.
Из Слова в Неделю сыропустную, 1832 год
Избранные слова и речи: В 3 т. Т. 1. СПб., 1857
.

ПОСТ, ВОЗВРАЩАЮЩИЙ НЕБО
Кто учредил пост? Не человек, без сомнения, но Творец человека. Начало поста – в раю. Первая заповедь, данная первому человеку, обязывала его к посту. От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него (Быт. 2, 17). И человек, доколе сохранял сию заповедь, зрел Небо, – ходил во свете лица Божия; нарушив ее, перестал видеть Небо и начал ходить во мраке греха. Чтобы видеть отверстое Небо, надобно иметь око души, не омраченное грехами; а чтобы иметь такое око, – надобно воздерживать мысль и чувство от греховных снедей. Пост в невинном состоянии человека был средством, предохраняющим от душевной слепоты, а ныне, в состоянии греховном, сделался он средством, врачующим эту слепоту. Пост в ветхозаветной Церкви был в большом употреблении. Становилось ли небо медяным – люди постились. Делалась ли земля железною – люди постились. Нужно ли было испросить у Бога какое благо – испрашивалось в посте и молитве.

Иисус Христос не изрек особенной заповеди о посте, но утвердил важность и святость его собственным примером, и говорил ученикам Своим о посте как о необходимой потребности в деле спасения. Так, когда они спрашивали Его, почему не могли они исцелить бесноватого, Он отвечал им: Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17, 21). Пример Иисуса Христа в деле нашего спасения более, нежели заповедь. Здесь Он учит нас самым делом. По примеру Его сорокадневного поста Святая Церковь учредила нынешнюю Четыредесятницу, заповедуя нам поститься телесно и духовно. Ибо воздержание от известной пищи без воздержания от грехов было бы безполезно. Как наша душа соединена с телом, так пост внутренний должен быть связан с наружным.
Святая Церковь ныне заповедует нам то же, что было заповедано в раю: Не снесте. Правда, того испытательного древа, которое стояло в раю, ныне не существует; но зато весь мир обратился в древо познания добра и зла. Все, еже в мире, похоть плотская и похоть очима и гордость житейская (1 Ин. 2, 16), – говорит Апостол. Не снесте – т. е. ничего такого, что питает или возбуждает наклонность ко греху; не снесте – ни чувствами, ни мыслями, – ибо весь человек должен поститься всем существом своим.
Из Слова в первую седмицу Великого Поста
Избранные слова и речи: В 3 т. Т. 1. СПб., 1857.


газета "Православный крест"
http://www.pkrest.ru/221/221-1.html
http://www.pkrest.ru/222/222-1.html
Прикрепления: 0311521.jpg(8.8 Kb)
 

Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » «ВО ДНИ ПЕЧАЛЬНЫЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА...»
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: