[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » ВЫСТАВКИ В МУЗЕЕ ИМЕНИ АНДРЕЯ РУБЛЁВА
ВЫСТАВКИ В МУЗЕЕ ИМЕНИ АНДРЕЯ РУБЛЁВА
Валентина_КочероваДата: Пятница, 08 Июн 2018, 23:17 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6182
Статус: Offline
ВЫСТАВКА «ПОКЛОННЫЙ КРЕСТ XVI ВЕКА: ИТОГИ РЕСТАВРАЦИИ»
7 июня открылась выставка «Поклонный крест из села Толмачи Тверской области. Итоги реставрации».


Резной белокаменный крест из села Толмачи в Тверской области был привезен в Москву сотрудниками музея им. Андрея Рублева в августе 1966 года.

Монументальные каменные кресты, поставленные в открытом пространстве на поклонение христианам, появились на Руси в XI веке. Традиция их установки пришла из Византии и уже в древности распространилась от Киевских земель до северных пределов древнерусского государства – Новгорода, Пскова и Твери. Один из таких редких памятников, датируемый XVI веком, был вывезен экспедицией Музея им. Андрея Рублёва из села Толмачи Лихославльского района Тверской области в 1960-х годах и тогда же впервые отреставрирован. С обеих сторон крест украшают резные изображения – Распятие и фигуры святых. В более позднее время он получил полихромную раскраску. Недавно в музее была проведена его повторная реставрация, позволившая раскрыть многие загадки древнего креста. На выставке можно будет познакомиться как с самим памятником, так и с историей его изучения и реставрации.
История самого памятника и его реставрации - основная тема выставки, где представлены результаты последних научных исследований о нем. Выставку сопровождают фотографии, документирующие реставрационный процесс, подробные экспликации и инструментарий, с помощью которого реставраторы вернули кресту экспозиционный вид.
Выставка работает до 26 июня 2018 г.
Территория Музея открыта ежедневно с 9:00 до 21:00.
Время работы постоянной экспозиции и выставок:
Пн, вт, чт с 14:00 до 21:00 (касса до 20:15)
Пт, суб. и вс с 11:00 до 18:00 (касса до 17:15)
Адрес музея: Андроньевская площадь, 10. м. "Курская", "Римская" или "Площадь Ильича"
https://rublev-museum.ru/poster/exhibition/701/
https://rublev-museum.ru/visitors/address-and-opening-hours/
Прикрепления: 8614133.jpg(32.2 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Понедельник, 16 Июл 2018, 22:31 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6182
Статус: Offline
ВЫСТАВКА «ИКОНЫ ЭПОХИ НИКОЛАЯ II»


В год 100-летия со дня мученической кончины императора Николая II и его семьи, в музее откроется выставка, представляющая картину развития русской иконы в течение более чем 22-летнего царствования последнего русского императора.


В период правления Николая II русская иконопись развивалась в едином культурном пространстве наряду с литературой, музыкой и театральным искусством, переживавших необыкновенный взлет. Своего расцвета достигла деятельность целого ряда иконописных и ювелирных мастерских, получивших звание «Поставщик Императорского двора». Царский манифест 1905 года о веротерпимости и распечатывание старообрядческих алтарей повлёк широкое признание старообрядческого церковного искусства и создание новых произведений, ориентированных на искусство допетровского времени.


На выставке будет представлен широкий круг памятников из музейных и частных собраний, в том числе предметы с мемориальными надписями, от момента смерти Александра III до падения русской монархии в 1917 году.
Выставка работает до 23.10.2018
https://www.rublev-museum.ru/
Прикрепления: 6322050.jpg(24.6 Kb) · 7178182.jpg(33.0 Kb) · 2747833.jpg(34.8 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 06 Янв 2019, 22:10 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 6182
Статус: Offline
ВЫСТАВКА "ЦЕРКОВЬ НЕБЕСНАЯ. ИЗОБРАЖЕНИЕ СОБОРОВ СВЯТЫХ В РУССКОЙ ИКОНОПИСИ XVI – НАЧАЛА XX ВЕКА"

      
На выставке, организованной совместно с Государственным историческим музеем, впервые показаны вместе различные типы иконописных композиций с большими сонмами ангелов и святых – по мысли богословов, это невидимая торжествующая Небесная Церковь. В древнерусском искусстве преобладали изображения Соборов, связанных с церковным календарем: соответствующие праздники года и седмицы, минейные циклы. В конце XVII – начале XX века смысловой и художественный диапазон подобных икон значительно расширился. Кроме Соборов всех святых, появились необычные тематические композиции, объединившие, например, святых целителей. Каждый крупный географический регион России имел сонм своих небесных покровителей, со временем получивший отдельный день празднования и образное воплощение. Мотивы заступничества, славословия и духовного торжества особенно характерны для этого малоизученного пласта русского церковного искусства.

    
Время работы: Понедельник, вторник и четверг с 14:00 до 21:00 (касса до 20:15)
Пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 18:00 (касса до 17:15)
В среду экспозиция и выставки закрыты.
Выставка работает до 20 января
https://www.rublev-museum.ru/poster/exhibition/1005/

НА ОДНОЙ ИКОНЕ - БОЛЕЕ 100 СВЯТЫХ
Удивительные экспонаты можно увидеть на выставке в Музее им. Андрея Рублёва «Церковь Небесная. Изображение Соборов святых в русской иконописи XVI - начала XX века» - такая выставка открылась недавно в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва. Проект готовился совместно с Государственным историческим музеем. Ничего подобного в России раньше не показывали.

Иконы с изображениями больших групп ангелов и святых есть во многих храмах. Но сделать музейную экспозицию древних раритетов до сих пор не удавалось.
- Мы обратились за поддержкой в Исторический музей, - рассказывает один из кураторов выставки - кандидат искусствоведения Яна Зеленина. - Помогли нам и коллекционеры. В итоге здесь представлены уникальные памятники, многие в первый раз. Такова, например, редчайшая «Годовая минея» из фондов нашего музея. В среднике и на полях этого образа - более 100 святых. Их фигуры даны в необычном ракурсе: вполоборота к центру. Эта икона из старообрядческой среды. Изображены на ней пре­имущественно русские чудотворцы: блаженный Исидор Ростовский и преподобный Пётр, царевич Ордынский, юродивый Никола Кочанов, преподобный Савва Вишерский и праведный Иаков Боровичский, мученик Меркурий Смоленский, преподобный Кирилл Новоезерский… Почему иконописец или заказчик выбрали из всех русских святых именно этих праведников? Это остаётся загадкой. Слово «минея» - от греческого «месячный». Самые ранние минейные иконы со святыми, почитаемыми в определённый месяц, датируются первой половиной XV века. На выставке представлен редчайший образ - «Минея на ноябрь» из Исторического музея, написанная в первой половине XVI века.

Особую историю имеет икона «Избранные святые» 1902 года из собрания Алексея Иванова. Её заказали дети священника Феодора Степановича и Юлии Антоновны Воскресенских в честь 40-летия их супружества. Под образом Покрова Богородицы - 10 святых: в центре великомученик Феодор Стратилат и мученица Иулия, со­именные отцу семейства и его жене. По сторонам - небесные покровители их восьмерых детей. Интересны судьбы этих потомков. Один из сыновей стал архимандритом Макарием, духовником великого князя Константина Константиновича, исполнял должность благочинного монастырей и подворий Санкт-Петербургской епархии, освящал храм-крипту с гробницей праведного Иоанна Кронштадтского перед его погребением. Другой сын служил священником в придворной церкви в Павловске, а после 1917-го - секретарём в армии Колчака. Остальные дети тоже принадлежали к духовной или учительской среде. Так что икона, созданная палехскими мастерами, напоминает об истории замечательной семьи.

Редкой разновидностью соборов, объединяющих святых по определённому смысловому принципу, являются лечебники. Это образы, имеющие свою «специализацию» для молитвенного почитания. Известно, что «Неопалимой купине» молятся от «огненного запаления», великомученице Екатерине - «о трудныя рождении жен», великомученице Варваре и блаженному Онуфрию - «о сохранении от внезапной безпокаянной смерти»

- Такие иконы - своеобразная ­разная энциклопедия молитвенного врачевания духовных и телесных недугов, - комментирует Яна Зеленина. - Хотя традиция моления конкретным святым во многих случаях уже ушла из обихода. Например, молитвы великомученику Георгию «от снедения зверми скота» или мученику Конону «о исцелении младенцев от оспы» утратили актуальность. Многие «функции» святых связаны с подробностями и чудесами из их житий, но иногда трудно понять, почему святой наделялся именно этой «специализацией».
На выставке можно увидеть четыре лечебника. Их авторы работали в известных иконописных центрах - в Палехе и в Мстёре.

Среди образов русских святых, объединённых по географическому принципу, привлекает внимание монументальный «Собор Киево-Печерских чудотворцев», созданный в 1766 году в Харькове.
- Это самый древний и ранее неизвестный иконописный образ такого извода, - отмечает куратор. Рядом находится редчайшая икона «Богоматерь Смоленская с преподобным Авраамием и мучеником Меркурием Смоленскими». На ней мы видим панораму горящего Смоленска. Образ появился после освобождения Смоленска и победы русских войск в Отечественной войне 1812 года.
Елена Литовченко
газета "Крестовский мост"

http://www.krest-most.ru/?c=article&id=796
Прикрепления: 6219073.jpg(46.6 Kb) · 7046051.jpg(46.0 Kb) · 4964094.jpg(49.0 Kb) · 2274844.jpg(40.5 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 06 Фев 2019, 19:46 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 6182
Статус: Offline
ВЫСТАВКА "ЧУДО ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ. ЖИТИЙНАЯ ИКОНА КОНЦА XVI ВЕКА ИЗ ЧАСТНОГО СОБРАНИЯ"


Великомученик Георгий, названный за воинскую доблесть Победоносцем, с древних времен был один из самых любимых на Руси святых. Ему посвящено большое количество храмов, написано множество икон. Нередко это иконы житийные, где в дополнительных изображениях-клеймах представлены основные события жизни святого и совершенные им чудеса. Изображение самого известного чуда великомученика Георгия – чудо о змие – уже несколько веков служит гербом Москвы.

На выставке будет показана монументальная икона Чуда Георгия о змие из частного собрания, написанная в конце XVI века в Пскове. Ее житийный изобразительный цикл, созданный на основе апокрифического текста – «Георгиева мучения», отличается многими уникальными деталями. Произведение экспонируется после недавно завершенной реставрации, вернувшей этому памятнику первозданный облик.
Выставка работает до 24 февраля.
Вход свободный
https://www.rublev-museum.ru/poster/exhibition/1173/

«КНИГА БЕЗ СЛОВ» О СВЯТОМ ГЕОРГИИ
Необычная выставка открыта в Музее древнерусской культуры имени Андрея Рублёва. На ней всего одна икона из частного собрания. Зато какая! Это монументальное, высотой 2 метра, «Чудо великомученика Георгия о змие» с 18 клеймами жития. Образ был создан в конце XVI века в Пскове. Он похож на книгу без слов. «Читать» клейма нужно, как глаз читает страницу: слева направо и сверху вниз, минуя центральное изображение.

- В первом же клейме редкая сцена, - отмечает один из кураторов выставки, научный сотрудник музея Татьяна Жукова. - Отец святого - язычник Геронтий - предлагает юному Георгию поклониться языческим богам, и это видит мать святого - христианка Полихрония. Он отказывается, признаётся отцу в своей вере и призывает его покаяться. Поворотный момент в жизни Георгия!

Одним из ключевых является 14-е клеймо в левом нижнем углу. На нём святой Георгий с помощью своего пояса сокрушает идола. Это обратило в христианство тех, кто присутствовал в языческом храме.

- В одном из последних клейм обычно изображается усекновение главы великомученика Георгия. Но такого клейма на иконе нет!- продолжает рассказ куратор.- А есть удивительная история воспитания человека в христианской вере. Она начинается с родителей великомученика и заканчивается подвигом его матери - святой Полихронии, принявшей смерть за свою веру. Именно таково содержание последнего клейма. Геронтий тоже отказался от язычества.

Сегодня уникальный образ находится в собрании искусствоведа Елены Громовой. В 2007 году икону показывали в Музее древнерусской культуры имени Андрея Руб­лёва ещё до реставрации.

- Нижняя часть живописи сильно пострадала,- говорит Татьяна Жукова. - Более 10 лет шла реставрация. Ныне образу возвращён первозданный облик - такой, какой и был задуман его автором. Так что нынешняя выставка - премьера древнего памятника после реставрации.

А кто всё-таки был автором замечательной иконы? Увы, этого мы не знаем. Но, несомненно, отмечает Татьяна Алексеевна, это очень искусный художник, мастер, сумевший передать психологическое состояние персонажей с помощью жестов, взглядов и других точно найденных деталей. В экспозиции музея есть ещё две житийные иконы святого Георгия XVI века. Можно посмотреть и на них. И тогда особенности временно представленного зрителям «Чуда» заиграют новыми гранями.
Елена Литовченко
29.01. 2019. газета "Крестовский мост"
Прикрепления: 1321381.jpg(20.3 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 05 Июн 2019, 23:33 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 6182
Статус: Offline
"ЛЕСТНИЦА В НЕБО". 69 ИКОН ИЗ ЧАСТНОЙ КОЛЛЕКЦИИ
Необычная выставка открыта в Музее имени Андрея Рублёва


Из собрания коллекционера Виктора Бондаренко. Почти все они приобретены недавно и выставляются впервые. Каждая имеет свою историю и свои уникальные особенности.


Начать осмотр лучше с дальнего зала, где в центре находится большая икона Богородицы Ильинской-Черниговской, написанная в начале XVIII века мастером из Северного Заволжья.
- Образцом для автора служила гравюра из книги Димитрия Ростовского «Руно орошенное»,- рассказывает учёный секретарь музея Наталья Комашко. - Святитель рассказал в ней о чудотворной иконе, созданной в Ильинском монастыре в Чернигове. Его книгу с гравюрой не раз переиздавали, и образ стали воспроизводить во многих русских городах. Однако, копируя образец, заволжский мастер внёс новую деталь: поместил в правом верхнем углу двуглавого орла с портретом Петра I. Чтобы не исказить царский образ, он отпечатал его с серебряной полтины 1699 года. По сторонам — буквы ЦПАВМРС, что значит «Царь Пётр Алексеевич Великой и Малой России Самодержец». Зачем герб с императором понадобился на иконе? По мнению специалистов, такова была воля заказчика, который, возможно, участвовал в военных походах царя Петра и пожелал оставить памятный знак об этом.

Большим открытием специалисты считают «Богоматерь Владимирскую», написанную в 1809 году старообрядцем Сидором Мошкиным. Известно, что работал он в Тихвине, но ни одной подписанной им иконы не сохранилось. Та, что на выставке,- пока единственная. Интересна её история. В конце 1920-х годов в Россию из США прибыли сёстры Аделаида и Хелена Хукер. Они ездили в Ленинград, Новгород, Владимир, Суздаль и везде, где могли, собирали иконы. В том числе и образ, созданный Сидором Мошкиным. Позже американки описали в журнале Good Housekeeping, как спасали святыни от «безбожных большевиков». Десятки вывезенных ими икон разошлись по заокеанским собраниям. Кое-что нашим коллекционерам за немалые деньги удалось вернуть на родину.

Ещё один зал экспозиции посвящён работам начала ХХ века. Тогда русская иконопись была на подъёме. Красота отреставрированных древних образов, дивные шедевры Андрея Руб­лёва вдохновили художников на поиски. Они стремились переосмыслить древние традиции, тактично внося в них элементы модерна.
- На выставке есть работы блестящей плеяды московских мастеров - Алексея Вашурова, Якова Богатенко, Николая Емельянова. Они опираются на традиции, но их творчество - не копирование старины, а утончённый художественный язык ХХ века. После революции эта линия русского искусства оказалась насильственно прервана. Дольше других продержалась мастерская Алексея Вашурова - её закрыли в начале 1920-х годов.
Выставка работает до 30 июня 2019 года
Сергей Волков
газета "Крестовский мост"

http://www.krest-most.ru/?c=article&id=839
Прикрепления: 2073635.jpg(22.1 Kb) · 3628359.jpg(24.9 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 02 Авг 2019, 12:23 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 6182
Статус: Offline
ВЫСТАВКА «ЕВАНГЕЛИЕ ИСААКА БИРЕВА»

   

Выставка «Евангелие Исаака Бирева» – первая в совместном долгосрочном проекте Музея имени Андрея Рублева и Российской государственной библиотеки «Книжные сокровища Троице-Сергиевой Лавры». Она представляет зрителям один из шедевров древнерусского книжного искусства первой половины XVI века, ставший в дальнейшем образцом для других рукописных книг, созданных в Москве. Посетители могут не только увидеть этот выдающийся манускрипт, обычно доступный только узкому кругу специалистов, но и узнать о перипетиях судьбы его создателя, замечательного каллиграфа инока Исаака. Слайд-фильм с воспроизведением миниатюр, заставок, инициалов и других украшений дополняет впечатление от старинной рукописи.Куратор выставки – кандидат филологических наук Л.И.Алехина.

Экспозиция посвящена выдающемуся памятнику русского книгописания конца XV – первой половины XVI века и судьбе каллиграфа Исаака Бирева, который это Евангелие переписал в 1531 г., оставив свою подпись: «Письмо грешного инока Исаака Бирева». Это не первая «выставка одного памятника», которую устраивает ЦМИАР, но первая в череде экспозиций, которые Музей им.  Андрея Рублева намерен проводить совместно с Российской государственной библиотекой (РГБ), в которой хранится коллекция рукописей Троице-Сергиевой Лавры.В экспозиции представлен оригинал рукописи Евангелия, которая в свое время хранилась как особая драгоценность в ризнице Троице-Сергиевой Лавры, наряду с такими знаменитыми памятниками, как Евангелия Симеона Гордого, бояр Федора Кошки и Богдана Хитрово. В этом же зале демонстрируется фильм, который позволяет виртуально пролистать страницы Евангелия, рассмотреть миниатюры, инициалы, заставки. Два планшета подробно рассказывают о рукописном собрании Троице-Сергиевой Лавры и о судьбе Исаака Бирева. К открытию выставки приурочено издание иллюстрированного каталога с обширными научными статьями.

Лариса Алехина, ведущий научный сотрудник, кандидат филологических наук рассказала на церемонии открытия, что перу Исаака Бирева принадлежат не менее 30 рукописей, однако имя этого «доброписца» известно пока лишь узкому кругу специалистов. Между тем, он был знаком с большинством преподобных того времени: иноческий чин принял в Кирилло-Белозерском монастыре от прп. Корнилия Комельского (сохранилась его подпись «Исак чернец, Корнилиев постриженик»), круг его общения составляли прп. Нил Сорский, Максим Грек, святители Иоасаф и Макарий.  Со своих первых шагов в монашестве Исаак воспринял взгляды заволжских старцев-нестяжателей, переписывал их сочинения».

Известно, что Исаак Бирев сотрудничал с известными книгописцами Гурием Тушиным и Михаилом Медоварцевым, был знаком с князем-иноком Вассианом Патрикеевым, переписывал труды прп. Максима Грека. Во время опалы на ученого греческого монаха это стало поводом для осуждения Исаака и других переписчиков за тиражирование еретических «хульных строк». 8 лет Бирев провел в заключении, однако после освобождения был поставлен настоятелем двух знаменитых столичных монастырей – сначала Симонова, а затем – Чудова в Кремле. Но высокий пост главы таких обителей не соответствовал призванию каллиграфа, он был признан «нерадивым настоятелем», а вскоре его настигло новое обвинение: рукоположение его в сан архимандрита было сочтено неканоническим (он-де принял сан, не раскаявшись в ереси). Старец-писец был расстрижен и отправлен на покаяние в Нило-Сорскую пустынь – «в тот суровый край, где полвека назад он отрекся от мира». Вероятно, там же Исаак Бирев скончался, дата точно не установлена. Так совершился круг его судьбы, которая была втянута в стремительный водоворот русской истории XVI столетия.

Несмотря на столь сложное, тревожное время, миниатюры, украшающие Евангелие, невероятно ярки и красочны. В рукописи нет упоминания о том, кто ее украшал. Но высочайший уровень исполнения декоративного оформления рукописи с большой долей вероятности позволяет сказать, что над ним работали художники столичной мастерской. Можно с определенностью назвать и адрес этой мастерской – это скрипторий в монастыре Николы Старого (иначе – Николо-Греческий, на Никольской улице), которым руководил выдающийся писец и знаменитый декоратор Михаил Медоварцев. Исследователи отмечают, что стилистически миниатюры Евангелия Исаака Бирева ориентированы на творчество знаменитого иконописца Дионисия и его сына Феодосия, но в них также заметны значительные следы заимствований из западноевропейской живописи. Исполненная на высочайшем уровне орнаментика восходит к западноевропейскому гравированному «Большому алфавиту» Израэля ван Мекенема. Помимо традиционных четырех миниатюр с изображением евангелистов, рукопись содержит миниатюру «Проповедь Иисуса Христа в Назарете» – в истории русского книгописания она стала первой иллюстрацией евангельского текста. Исследователи рукописи отмечают также, что ее полууставное письмо было положено в основу московских кириллических шрифтов первопечатных книг – анонимной типографии 1550-х гг. и изданий Ивана Федорова.
Выставка открыта для посетителей до 25 августа. Вход свободный.
Юлия Зайцева,
29.07. 2019."Благовест-инфо"

http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=83866

Прикрепления: 2621591.jpg(21.9 Kb) · 6280891.png(102.3 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 11 Сен 2019, 20:35 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 6182
Статус: Offline
ВЫСТАВКА "СКАЗАНИЕ О НЕРУКОТВОРНОМ ОБРАЗЕ. ИКОНА XVI ВЕКА ИЗ СОБРАНИЯ КОНСТАНТИНА ВОРОНИНА"


На выставке впервые представлена широкому зрителю редкая икона середины XVI века «Спас Нерукотворный – Не рыдай Мене Мати, со сказанием о Нерукотворном образе» из собрания К. В. Воронина

.Этот большой храмовый образ отличает интересная сюжетная программа. В центре композиции представлены Нерукотворный образ Христа и сцена оплакивания распятого Спасителя. Эти изображения связаны с богослужениями Страстной Седмицы и отражают идею торжества Христа над смертью. Их сочетание в иконах получило распространение в XVI – XVII веках. В 14-ти клеймах рамы, окружающей средник, проиллюстрированы эпизоды Сказания о происхождении и чудесах Нерукотворного образа, почитающегося Церковью в качестве первой иконы, созданной самим Христом. Это самый ранний известный пример изображения текста Сказания в древнерусском искусстве. Художник последовательно представил историю образа, принесенного правителю Эдессы Авгарю апостолами Лукой и Фаддеем, а в 944 году торжественно доставленного в столицу Византии Константинополь.

Памятник отражает характерное для эпохи Иоанна Грозного стремление к собиранию и иллюстрированию многочисленных текстов, посвященных житиям святых и истории христианских реликвий. Характер живописи позволяет связать происхождение иконы с Ярославлем – древним поволжским городом, художественная жизнь которого активизировалась в XVI столетии. Памятник представляет большой интерес как для профессиональных исследователей, так и для всех интересующихся христианской культурой и искусством.
Выставка работает до 20 октября
Вход свободный
https://rublev-museum.ru/poster/exhibition/1664/
Прикрепления: 2982451.jpg(22.3 Kb)
 

Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » ВЫСТАВКИ В МУЗЕЕ ИМЕНИ АНДРЕЯ РУБЛЁВА
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: