Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 23 Фев 2019, 20:16 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| ОБИТЕЛЬ МАТУШКИ ФАМАРИ 14 июня состоялось перенесение ставших мощами останков схиигумении Фамари (Марджановой) с Введенского кладбища Москвы в основанный ею в 1912 г. Серафимо-Знаменский скит (ныне Домодедовского района Московской обл.). Этот акт явился следствием причисления матушки Фамари Русской православной церковью к лику святых в конце 2017 г.
худ. П.Корин «Схиигумения Фамарь»
Схиигумения Фамарь (1869–1936) – знаковая фигура Церкви и общества рубежа эпох: предреволюционного времени и последующих смутных лет. Будучи по происхождению грузинкой Марджанишвили (по матери – княжной Чавчавадзе), она благодаря духовному ее авторитету стала заметным деятелем Русской Церкви в начале ХХ в., ибо ее духовное становление происходило на плодородной, непотревоженной почве Святой Руси. Она была духовно близка к таким значительным фигурам нашей Церкви того времени, ныне святым, как праведный Иоанн Кронштадтский, великая княгиня Елизавета Феодоровна, иным новомученикам и исповедникам Российским, пока еще индивидуально непрославленным. Она общалась с духовником обители, епископом Серпуховским Арсением (Жадановским), который до революции многие годы был наместником Чудова монастыря в Московском Кремле (расстрелян в Бутове в 1937 г.).
Серафимо-Знаменский скит матушка организовала с целью молитвенного уединения, спасения о Господе, обретения покоя и радости «о Дусе Святе».
Перед этим горячо молилась перед иконой Знамения Матери Божией в Понетаеве, желая остаться в скиту рядом с этой обителью. Но дважды услышала глас как бы от Царицы Небесной: «Устраивай свою обитель не только для себя, но и для других». Сначала принимая все это за искушение, просила совета у старцев – о. Алексия Засимовского и о. Товия в Троице-Сергиевой лавре, которые настоятельно советовали ей последовать наставлению Божией Матери. -Где же мне устраивать скит? У меня ни места нет, ни средств, – вопрошала матушка. - Господь, Царица Небесная и место изберет, и средства даст. А вы будете только служкой, исполнительницей воли Божией, - отвечал о. Алексий.
На то время (1908 г.) матушка Ювеналия (ее имя до принятия схимы в 1916 г.) являлась настоятельницей Покровской общины сестер милосердия в Москве. И вот вскоре ей пришла бумага из консистории с просьбой поехать и оценить принадлежавший общине Хутор с целью его продажи. Этот земельный участок под названием Хутор был расположен в 30 с лишним км. к юго-востоку от Москвы, матушка никогда там не бывала, знала о его существовании лишь по планам. И только по приезде туда ей пришло понимание, что это и есть то место, где предстоит создать скит. Она отказалась от продажи, и с этого времени началась ее энергичная, подвижническая деятельность по строительству и обустройству скита. Ездила она в это время за благословением и к оптинским старцам, и к отцам Алексию и Товию, – и везде получала слова поддержки и благословение. Скит строился с июля 1910-го по сентябрь 1912 года. За эти 2 года возникло много интересных замыслов и дополнений к ним.
В итоге Серафимо-Знаменский скит получил строго продуманное воплощение. Ограда его протянулась на 33 сажени в квадрате в память 33 лет жизни Спасителя. В центре высился храм пирамидальной формы в стиле XVII в. во имя Знамения Божией Матери и преп. Серафима Саровского, с усыпальницей и престолом внизу в честь равноапостольной Нины. Снаружи храм имел кверху 24 уступа, по числу 24 апокалипсических старцев, и венчался одной главой, знаменующей Господа Иисуса Христа. С правой и левой стороны помещались храмовые иконы Знамения Божией Матери и прп. Серафима понетаевской работы.
В ограде были расположены, по числу 12 апостолов, 12 небольших домиков, каждый из которых находился под покровительством того или иного апостола, а потому назывался Иоанно-Богословским, Андреевским и т.д., и имел на наружной стене, составляющей часть ограды, изображение святого покровителя. В центральной части скита у стены был расположен большой образ Спасителя с неугасимой лампадой. Над святыми воротами помещалась звонница с мелодичным набором небольших колоколов. Звонница служила и наблюдательным сторожевым пунктом. По углам ограды были выстроены четыре башни; на них укреплены гипсовые, лепной работы, архангелы с трубами, как бы готовящиеся возвестить второе пришествие Христово.
Помимо святых ворот, имелись еще добавочные, с правой стороны – для хозяйственных надобностей, а с левой - небольшая «лесная» калитка, названная так потому, что открывалась прямо в рощу. Отсюда ровная дорожка шла к кургану, около которого было поставлено изображение прп. Серафима (которого глубоко почитала матушка всю свою жизнь) на цинке в натуральный рост, идущего с топориком и котомкой за плечами. Фигуру преподобного можно было заметить от самой калитки, и отворявший ее получал полное впечатление, что Саровский подвижник направляется в скит. Здесь было излюбленное место матушки и сестер, где они поверяли угоднику, как живому, свои мысли и чувства. Внутри ограды не было никаких других вспомогательных построек - все они находились вне скита. Сам же он, – поросший сосной и березой, с цветниками по местам, при необыкновенной чистоте, – являлся как бы земным раем, и должен был напоминать своим обитательницам о вожделенном рае Небесном. До революции скит посетила Комиссия по охране памятников искусства и была поражена высокой идеей, вложенной в него, и выдала настоятельнице особую грамоту, в которой значилось, среди прочего, следующее: «Серафимо-Знаменский скит по своему индивидуальному самобытному внутреннему и внешнему устройству заслуживает особого внимания и подлежит сохранению как редкий церковный памятник» (из воспоминаний епископа Арсения).
23 сентября 1912 года скит и храм в нем освятил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский, 1848–1918, новомученик Церкви Русской), оценивший скит так: «Это духовно счастливое место». Ранее в этом же году, в апреле, владыка Владимир освятил Покровский храм в «обители милосердия» - Марфо-Мариинской.
Но в отличие от доступной для общества московской обители Серафимо-Знаменский скит представлял собой внутренне замкнутый круг 33 монахинь (опять же по числу лет земной жизни Спасителя), - помимо тех лиц, кто имел послушание и помещение на Хуторе, - со строгими правилами пустынножительства. В келиях не разрешалось никого принимать, встречаться же дозволялось только с родственниками и в гостинице. Предписывалось довольствоваться общей трапезой, не иметь ничего съедобного в келиях. Пробуждение и бодрствование - с 5 часю утра, в 5.45 - начало утренних молитв, утреня и литургия. После - исполнение келейных правил. Насельницы должны были постоянно творить молитву Иисусову и не расставаться с нею на послушаниях, общая же работа сопровождалась тихим пением псалмов или чтением акафистов. Строгий порядок скита соответствовал внутреннему настрою настоятельницы, стремившейся в конечном итоге к схиме. Хотя сама игуменья какое-то время колебалась, находя малосовместимым пострижение в великий ангельский образ с настоятельским послушанием. Однако после совета со старцами-затворниками подала прошение митрополиту Макарию и получила благословение. Пострижение игуменьи Ювеналии в схиму с усвоением имени Фамарь совершил 20 сентября 1916 г. викарий Московской епархии епископ Серпуховской Арсений (Жадановский).
В 1924 г. Серафимо-Знаменский скит подвергся разграблению; сестер разогнали. Началось для матушки хождение по мукам. До 1926 г. она жила в Марфо-Мариинской обители в Москве, в комнатах расстрелянной великой княгини Елизаветы Феодоровны. Вместе с другими монахинями она организовала кооператив - в то, весьма непростое для них время - по выделыванию детских тряпичных кукол. Когда же и эту обитель закрыли, матушка с самыми близкими ей сестрами нашла приют под Москвой у своих духовных детей: несколько лет прожила она в поселке Перхушково по Белорусской ж/д. Живя там, сестры-монахини не переставали трудиться - состояли в артели, стегали одеяла на продажу. В 1931 г. схиигуменью и сестер арестовали и сослали в Сибирь, в Иркутскую обл. сроком на 5 лет. Благодаря хлопотам ее брата, известного театрального режиссера К.Марджанова (Котэ Марджанишвили), а также художника П.Корина, написавшего позже ее замечательный портрет, матушка провела в ссылке лишь 2,5 года. Но и этого оказалось достаточно, чтобы она, человек по природе южный, с трудом переживавшая сибирские морозы, заболела горловой чахоткой. Вернувшись, она поселилась в знакомых местах по Белорусской ж/д, близ ст. Пионерская. Это стало возможным благодаря тому же заступничеству, ибо «лишенцам» (лишенным прав) тогда не разрешалось селиться ближе, чем 101 км. от столицы. Но здоровье схиигумении уже было подорвано. 23 июня 1936 г. она скончалась. Отпевание на дому совершил епископ Арсений в сослужении др. священников.
В 2000 г. по благословению Священноначалия Серафимо-Знаменский скит начал свое возрождение. Трудами игумении Иннокентии (Поповой) многое уже сделано в скиту, отреставрировано. Положено начало и иноческой жизни. Во многом стараниями матушки Иннокентии (присланной сюда из Коломенского женского монастыря) произошло и прославление первоосновательницы обители схиигумении Фамари. 23 июня 2018 г., в день памяти преподобноисповедницы Фамари, торжество по случаю новообретенной св. РПЦ возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Мощи преподобноисповедницы помещены пока во временную деревянную раку и выставлены для поклонения в обительском храме иконы Знамения Божией Матери и прп. Серафима.
Тропарь преподобноисповеднице схиигумении Фамари Глас 5 Иверии благословенныя дщерь благородная,/ восприимши дух великой Угодницы Божией Нины,/ в годину гнева Господня/ прошедши мужественне узилища и изгнания,/ возсияла еси паче милосердием и любовию/ утешительнице наша, мати Фамарь,/ под кровом Пречистыя и старца Серафима/ слезами создала еси монашеское пристанище/ моли Всемогущего Бога/ сохранити Иверию и Россию многострадальныя/ верными Христу во веки.
Кондак преподобноисповеднице схиигумении Фамари Глас 4 Яко крин благоуханный,/ посреде пустыни безбожия/ в земном Отечестве твоем процвела еси,/ преподобная мати Фамарь,/ и подвиги воздержания исповеданием веры украсивши,/ востекла еси к Небесному Жениху Христу,// Иже увенча тя красотою славы нетленныя.
Величание: Ублажаем тя,/ преподобная мати Фамарь,/ и чтем святую память твою,/ ты бо молиши за нас// Христа Бога нашего.
Алексей Георгиевский http://www.stoletie.ru/sozidateli/obitel_matushki_famari_353.htm
"Жемчужина Подмосковья": Серафимо-Знаменский скит
|
|
| |