[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА."ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА НАРОДУ" А.ИВАНОВА
Валентина_КочероваДата: Среда, 27 Фев 2019, 19:04 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА."ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА НАРОДУ" АЛЕКСАНДРА ИВАНОВА
Ради картины «Явление Христа народу» А.Иванов отказался от семьи и на 20 лет стал «римским затворником». Иванова называют художником одной картины, но гигантское полотно осталось незаконченным и многих разочаровало. О чем еще мечтал художник и почему в конце жизни он забросил свой главный труд?


худ. С.Постников. Портрет А.Иванова

В 24 года Императорская академия живописи отправила А.Иванова в Италию. Он ходит по храмам и музеям, изучает мастеров Возрождения, увлекается религиозными сюжетами и особенно – чтением Нового Завета. Тогда у него появляется мечта - на огромном полотне написать первое явление Мессии народу. В качестве «тренировки» он написал менее масштабную работу - «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Успех и в России, и в Италии. Иванов получает звание академика, его ждут в рядах преподавателей.


Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835.

Но отцу молодого художника, Андрею Ивановичу, пришло письмо: Вы полагаете, что иметь жалование в 6–8 тыс. руб. по смерть, получить красивый угол в Академии с отопкой и освещением есть уже высокое блаженство для художника, а я думаю, что это есть совершенное его несчастие. Русский исторический живописец должен быть бездомен, совершенно свободен… никогда ничему не подчинен...
За границей Иванов планировал прожить 3 года, но остался на 33. В Россию он не приехал даже на похороны родителей.


А. А. Иванов. Автопортрет. 1828.

В поиске сюжета Иванов хотел быть, как бы сейчас сказали, креативным. Для большого полотна он искал сюжет «всемирный», но еще никем не исполненный. На тот момент художники часто изображали либо проповедь Крестителя, либо крещение Иисуса Христа.
…На первых страницах увидел я сущность всего Евангелия – увидел, что Иоанну Крестителю поручено было Богом приготовить народ к принятию учения Мессии, а наконец и лично Его представить народу! …Предмет сей никем еще не делан...
А.Иванов, письмо отцу из Рима: Идею никто не одобрил – ни Общество поощрения художников, которое могло поддерживать материально, ни отец, посчитавший ее слишком сложной. Но Иванов был одержим идеей мессианства. Он считал, что цель искусства – преобразить человечество.


Так картина «Явление Христа народу» стала главной в его жизни. Одни называли его чудаком, другие – святым. О его работе знали все, но мастерская в Риме была закрыта для публики. Иванов бедствовал, так как не брал другие заказы, чтобы не отвлекаться. Отказался от семьи, чтобы не мешала работе. Иванов готовился 3 года: изучил Евангелие, географические сведения о Палестине, объездил всю Италию в поисках подходящих видов – похожих на палестинские, обошел десятки храмов и синагог – искал образы иудеев. И только потом сел за холст. Всего известно 3 эскиза картины:

Первый эскиз - "строгановский", 1830-е
В этом эскизе Иванов поместил над головой Христа мистическое сияние и голубя, но потом отказался от всякой символики в пользу историзма.


Второй эскиз 1836 года.
Во 2-м варианте фигуры были в треть человеческого роста. Недовольный масштабом, Иванов продал эскиз коллекционеру Козьме Солдатенкову, сейчас он находится в собрании Русского музея.


Третий эскиз – «венецианский», 1839. Это итоговый эскиз. Иванов оставил холст для просушки и отправился по Италии. В Венеции он понял, какой видит картину, и написал ее.


Всего подготовительных этюдов было 600, на каждый персонаж приходится несколько десятков набросков. Многие считаются шедеврами реалистического искусства. Иванов исследует все: физиогномические типы, особенности разных состояний человека, ракурсы и повороты фигур. Окончательный образ персонажа создавался на основе синтеза разных лиц. Видимо, для удобства сравнения в какой-то момент художник стал писать небольшие парные этюды на одном холсте. Иногда для корректировки образа он использует этюды со скульптурных античных голов и масок. Например, Христос «собран» из этюдов женского лица, головы Аполлона Бельведерского и палермской мозаики. Утвердившаяся в мировом искусстве иконография Иисуса Христа, Иоанна Крестителя, апостолов служила для Иванова только ориентиром. Главное – изобразить многообразную реакцию персонажей на происходящее, по мысли Иванова, «весь ход обращенья человека ко Христу».

  
Голова Христа. Голова молодой женщины с серьгами и ожерельем в повороте головы Христа

А.Иванов в письме брату Сергею: Я с моими этюдами только тогда расстанусь, когда очень дурно будут поставлены у меня дела. Ты не можешь себе представить, как грустно расставаться с теми произведениями, в которых запечатлено лучшее время жизни, они кроме своего достоинства еще напоминают и об юности и свежести прошедших сил.

Летом 1858 г. Иванов решает отправить картину в Петербург. Он упаковал свое полотно размером 540 на 750 см., уговорил капитана корабля оставить его на палубе – оно не входило ни в один трюм. Во время шторма, когда волны заливали палубу, он молился, чтобы картина не погибла. Художник хотел, чтобы «Явление Мессии» приобрел Александр II. Когда-то он заходил в его мастерскую  и видел эскизы. Иванов просил 10 тыс. серебром. Через неделю после возвращения художник умер – заразился холерой. 28 июля ему исполнилось бы 52 года.

Картину император купил за меньшую сумму. И в июле же «Явление Христа народу» впервые выставили в Петербургской академии художеств вместе с этюдами и эскизами. Но все были разочарованы – в те годы и академический стиль уже казался старомодным, и настроение было не то. А.Иванов в письме А.Герцену: Мой труд – большая картина – все более и более понижается в глазах моих. Далеко ушли мы, живущие в 1855 г., в мышлениях наших – так, что перед последними решениями учености литературной основная мысль картины совсем почти теряется.
В Третьяковскую галерею картина поступила в 1932 г. из Румянцевского музея. Для нее построили отдельный зал. В Великую Отечественную полотно находилось в Новосибирске.


Установка картины А.Иванова «Явление Христа народу». Конец 1944 - начало 1945 г.

Картина осталась незаконченной. Первая причина – падало зрение. В левом нижнем углу вместо старика изначально был юноша в красных одеждах. Иванов переписал фигуру, но отражения не смог. Вторая причина – Иванов «утратил веру», как он говорил друзьям. Исследователи уточняют: речь о конфессиональной традиции. И третья – может быть, еще более важная причина: художник переключился на другую работу... После смерти Иванова его брат Сергей попросил знакомого, художника М.Боткина, у которого остановился Иванов в Петербурге, срочно отправить все вещи и альбомы Александра в Рим – Сергей тогда находился в Италии. А там были акварельные «Библейские эскизы» – вершина творчества А.Иванова, по мнению многих специалистов. Художник писал их последние 10 лет своей жизни и из-за этого почти забросил «Явление Христа народу». Он мечтал создать цикл произведений из жизни Христа, включив туда библейские сюжеты и апокрифы.

Работать с акварелью Иванов впервые начал в 40-е. Сделал несколько эскизов из итальянской жизни, загорелся идеей написать запрестольный образ «Воскресение» для ХХС в Москве. В эскизах он соединил «западную» и «восточную» иконографические традиции, и в окончательном варианте Христос в развевающихся одеждах идет навстречу воскресшим праведникам, над Ним парят ангелы с орудиями Его страданий, а под Ним – пустые гробы. Эта тема называется «Праведники парят над пустыми гробами».
Прикрепления: 8121723.jpg (6.8 Kb) · 6854936.jpg (12.8 Kb) · 6328613.jpg (10.5 Kb) · 6178682.jpg (23.1 Kb) · 3974288.jpg (29.1 Kb) · 2273879.jpg (35.6 Kb) · 3032881.jpg (27.0 Kb) · 2160726.jpg (14.1 Kb) · 8481869.jpg (11.1 Kb) · 4605015.jpg (13.7 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 27 Фев 2019, 19:30 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
                                         
Воскресение Христово. Первый эскиз. Изведение из гробов. Эскиз запрестольного образа для храма ХСС Праведники парят над пустыми гробами

Но мечта Иванова не сбылась: заказ на работу получил К.Брюллов. Иванов не отчаялся: он сделал графические сюжеты райской жизни Адама и Евы, их грехопадения и изгнания из рая. Написал серию небольших картин о днях творения – Бог и ангелы создают вселенную. Из этих работ получился бы декоративный фриз. Вскоре он познакомился с книгой немецкого писателя Д.Штрауса «Жизнь Иисуса», после которой у Иванова появится еще одна мечта – создать настенные росписи общественного здания, которое художник называл «храмом человечества». Перед зрителем должна проходить вся история человечества, рассказанная в Библии. Проект был грандиозным: художник задумал около 500 сюжетов, 22 тематических цикла, основной стержень которых – жизнь Христа. Иванов исполнил 200 работ, перед этим изучив искусство и историю Египта, Финикии, Ассирии, Вавилона, Древней Византии. Но все события он пытается увидеть своими глазами.


Преображение Господне

При жизни Иванова «Библейские эскизы» были почти никому не известны. В своем завещании брат Иванова Сергей поручил их издание Русскому археологическому обществу, а сами эскизы подарил Московскому Румянцевскому музею. Так и случилось. После закрытия Румянцевского музея все наследие А.Иванова перешло в Третьяковскую галерею. Многие русские художники 2-й половины XIX в. пытались ответить на вопросы, которыми задавался Иванов, и обращались к его методам.


Молодой Николай Ге так же реалистично трактует евангельские сцены, в частности в «Тайной вечере».

Репин находил в «Явлении» академические условности, но признавал эту картину «самой гениальной и самой народной русской картиной». Он писал: «По своей идее близка она сердцу каждого русского. Тут изображен угнетенный народ, жаждущий слова свободы, идущий дружной толпой за горячим проповедником…» В «Крестном ходе» Репин оценивает крестьянскую веру критически, с позиций революционных демократов – в этом его коренное отличие от Иванова. Но отдельные народные типы, вроде горбуна, некоторые искусствоведы сопоставляют с рабом Иванова. Молодые художники равнялись на него как на борца и художника-труженика. Есть мнение, что в повести «Портрет» Н.Гоголь писал именно о «Явлении Христа народу»: Вся картина была мгновение, но то мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление.

И.Крамской о влиянии Иванова на русскую реалистическую живопись: в сочинение или композицию он внес идею не произвола, а внутренней необходимости. То есть соображение о красоте линий отходило на последний план, а на первом месте стояло выражение мысли; красота же являлась сама собой, как следствие. В рисунок – чрезвычайное разнообразие, то есть индивидуальность не только лица, но и всей фигуры по анатомическому построению, и искание – какое анатомическое строение должно отвечать задуманному характеру? В живопись – совершенно натуральное освещение всей картины, сообразно месту и времени, а во внешний вид картины – необходимость эпохи.
Но для исполнения своих масштабных замыслов Иванову не хватило ни полотна, ни всей жизни.
Надежда Прозорова
https://www.pravmir.ru/creativ....-narodu
Прикрепления: 6276854.jpg (12.5 Kb) · 7326581.jpg (12.5 Kb) · 7242649.jpg (11.9 Kb) · 8513330.jpg (21.8 Kb) · 0128544.jpg (15.9 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: