[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » СВЯТО-УСПЕНСКИЙ СВЯТОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ
СВЯТО-УСПЕНСКИЙ СВЯТОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Валентина_КочероваДата: Четверг, 07 Май 2020, 13:00 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6063
Статус: Offline
Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан по повелению царя Ивана IV в 1569 году и издревле входил в ряд самых почитаемых на Руси.


худ. Б.Щербаков

Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,
С любовью, леностью провел веселый век,
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей-богу, добрый человек...

А.С. Пушкин

ОБРАЩЕНИЕ К ПРИХОЖАНАМ СВЯТО-УСПЕНСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ
Братья и сестры! Во многих монастырях, как и нашей обители есть обычай просить почитать Псалтирь за усопших или о здравии, что соединяется с подачей милостыни. Псалтирь читается монахами непрестанно, с особыми поминовениями имен о здравии или упокоении. Такой молитвой молятся только в монастырях, потому что именно монахи имеют особое призвание к непрестанной молитве. После чтения каждой части кафизмы, называемой «Слава» (в каждой кафизме по три «Славы»), произносятся установленные молитвы, в зависимости от читаемого помянника - О Здравии или О Упокоении. Такие поминовения призваны к тому, чтобы молитва о человеке возносилась постоянно. Таким образом, человека будут поминать не один раз в день, а на каждой кафизме.

Сила этой непрестанной молитвы очень велика. Во время этой молитвы душа, за которую молятся, очищается, ограждается от лукавых демонов и получает помощь в борьбе со страстями. Молитва за живых или умерших при чтении Псалтири, имеет невиданную силу. Издревле заказывание поминания на Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу. В нашей обители после недолгого перерыва возобновляется чтение Псалтири. Заказать и оплатить требы можно на нашем сайте онлайн.
03.05. 2020.
https://svyatogorsky.org/articles/885
Прикрепления: 2235321.jpg(21.7 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Вторник, 12 Май 2020, 16:00 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6063
Статус: Offline
НЕДЕЛЯ 4-я ПО ПАСХЕ. О РАССЛАБЛЕННОМ


В это воскресение 10 мая 2020 года в нашей святой обители была отслужена Божественная литургия Иоанна Златоустого, которую возглавил игумен Василий (Бурков). Ему сослужила братия в священном сане. С проповедью к братии обратился, иеромонах Зосима (Милькин).


https://youtu.be/a8m2FzxnIXM
Прикрепления: 4590033.jpg(18.2 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Вторник, 07 Июл 2020, 22:46 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 6063
Статус: Offline
МУЗЕЙ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ И МИССИОНЕРСКИЙ ЦЕНТР МОГУТ ПОЯВИТЬСЯ В ПУШКИНСКИХ ГОРАХ
Музей русской словесности и миссионерский центр могут появиться в Пушкинских Горах рядом со Свято-Успенским Святогорским монастырем. Об этом стало известно 30 июня в рамках рабочего выезда вице-спикера Совета Федерации А.Турчака, председателя Совета АНО «Возрождение объектов культурного наследия в городе Пскове (Псковской области)» С.Степашина, губернатора Псковской области М.Ведерникова и митрополита Псковского и Порховского Тихона.


Делегация осмотрела Успенский собор XVI века, некрополь Пушкиных-Ганнибалов, могилу А.С. Пушкина. А.Турчак предложил план развития территорий с привлечением внебюджетных средств. «Нам было выделено 350 млн на 2020 год на 17 объектов, мы сделали проектирование в два раза дешевле. Получилась экономия. Часть этих средств можно направить на ремонт помещений Свято-Успенского Святогорского монастыря», - сказал митрополит Псковской и Порховский Тихон. С.Степашин поддержал озвученные предложения. «Конечно, нужно делать, это же одно из самых намоленных мест», - заявил он. «Начинаем проектирование и изыскание», - резюмировал митрополит Тихон. Турчак отметил, что за последний год туристический поток в Пушкинские Горы значительно увеличился. «Скоро мы достроим гостиницу на 21 номер, есть трапезная на 140 мест, проблема общепита очень остро стоит в городе. Мы везде стараемся сохранить единую  архитектуру», - отметил он. «Нужно посмотреть и оценить все, чтобы не страдали местные жители», - заметил М.Ведерников.


На внебюджетные средства также планируется починить и открыть «Святые ворота» при входе на территорию монастыря.
30.06. 2020. ПЛН
https://m.pln24.ru/tourism/383850.html
Прикрепления: 9265367.jpg(20.7 Kb) · 9819828.jpg(23.4 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Понедельник, 03 Авг 2020, 22:49 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 6063
Статус: Offline
По решению духовного собора монастыря, по субботам после литургии будет служиться лития на могиле А.С. Пушкина. Сегодня первый раз служили. Александр Сергеевич возрадовался!

  
Дмитрий Смирнов, 25.07. 2020

30 июля праздновалась Святогорская икона Божией Матери.


В этот светлый день в обители ожидался приезд Преосвященнейшего Сергия, Епископа Великолукского и Невельского, который должен был возглавить праздничное Богослужение и освятить памятник Блаженному Отроку Тимофею, Святогорскому чудотворцу.

 

Экскурсия по Святогорскому Свято-Успенскому монастырю

https://youtu.be/phhYZUGNImw
https://svyatogorsky.org/articles/899
https://vk.com/club19631019
Прикрепления: 6480581.jpg(23.3 Kb) · 5640403.jpg(17.0 Kb) · 7986548.jpg(31.6 Kb) · 0379561.jpg(34.5 Kb) · 9161056.jpg(29.9 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Четверг, 17 Дек 2020, 12:55 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 6063
Статус: Offline
Тихон Чепрасов (благочинный монастыря):
В СВЯТОГОРСКОМ МОНАСТЫРЕ НАМЕЧАЮТСЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ У МОГИЛЫ А.С.ПУШКИНА



Игумену Свято-Успенского Святогорского мужского монастыря
Великолукской Епархии о. Василию (Буркову)

Ваше Высокопреподобие!
Администрация Пушкинского Заповедника просит Вашего благословения на проведение исследовательских работ у могилы А.С.Пушкина, связанных с закладкой шурфа. Срок исполнения 17-18 декабря 2020 года.

Директор Г.Н. Василевич
https://vk.com/club196....19_7739

17 декабря: у могилы поэта собрались реставраторы с большими проектами

   
https://vk.com/tcheprasov?w=wall70588391_7254
https://vk.com/club19631019?w=wall-19631019_7742

18 декабря: Реставраторы дошли в раскопках до склепа поэта

 
 
Последняя фотография явно требует объяснения, но, к сожалению, автор ограничил возможность комментирования.
https://vk.com/tcheprasov?w=wall70588391_7263
Прикрепления: 7592251.jpg(11.2 Kb) · 9005377.jpg(14.8 Kb) · 2346860.jpg(18.8 Kb) · 9005592.jpg(20.2 Kb) · 2927590.jpg(21.7 Kb) · 1639014.jpg(23.4 Kb) · 8247512.jpg(21.3 Kb) · 3099698.jpg(20.7 Kb) · 5783320.jpg(24.3 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 18 Дек 2020, 21:14 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 6063
Статус: Offline
Пушкинский Заповедник:
17 и 18 декабря в рамках научно-исследовательских работ на объекте культурного наследия федерального значения «Могила Пушкина Александра Сергеевича (1799–1837)» организацией проектировщиком ООО «АртРуст» была произведена закладка шурфа с юго-западной стороны у основания могилы. В ходе работ предполагается выяснить состояние грунтов, прилегающих к склепу, и состояние, открывшегося свода склепа. После изучения результатов шурфования будут даны рекомендации для дальнейшей реставрации могилы поэта.

 
 
 
Как пояснила Екатерина Дмитриева, сотрудник Пушкинского заповедника, - традиционно у храма хоронили умерших и поэтому вся площадка, на которой сейчас находится могила поэта - кладбище. Это подтвердили археологи, которые вели археологическое наблюдение за процессом исследований.
https://vk.com/pushkin_zapovednik?w=wall-50667602_14192
Прикрепления: 2635798.jpg(23.3 Kb) · 4096098.jpg(25.2 Kb) · 6342134.jpg(25.7 Kb) · 9090326.jpg(24.3 Kb) · 3036425.jpg(10.9 Kb) · 3146611.jpg(22.3 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 20 Янв 2021, 14:45 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 6063
Статус: Offline
ПАМЯТНИК СВЯТОМУ БЛАЖЕННОМУ ТИМОФЕЮ В СВЯТЫХ ГОРАХ
Мы привыкли видеть на наших улицах и площадях памятники героическим личностям, людям, добившимся признания, уважения своими достижениями в науке, искусстве или иной сфере нашей жизни. Но недавно стали появляться памятники и святым, молитвенникам, угодникам Божиим. Это новое явление для нашей культуры, и хочется осмыслить его применительно к памятнику местночтимому святому Псковской епархии блаженному Тимофею.


Памятник стал данью нашего уважения и признательности человеку, по молитвам которого возникли Святогорский Свято-Успенский монастырь и само поселение Святые Горы. Человеку, сильному не физически, но духом, славному не знатностью, но правдою и Божественным покровительством. Это пример жизни по Богу и напоминание нам об истории наших предков, о чудесах, лежащих в ее основании.

Современный человек, менталитет которого во многом сложился под влиянием западных энциклопедистов, считает веру и традиции чем-то субъективным и даже необязательным. Однако невозможно сохранить единство и историческую преемственность всех поколений нашей страны, у которой тысячелетняя история, без обращения к духовным основам русской православной культуры. Жизненный опыт хозяйствования крестьянской (по преобладающему населению) России XIX в. выработал особую форму отечественного духовного опыта, до сих пор проживаемую нами, на уровне генов. Это мировоззрение, характеризующееся подчеркнутой связью между верой и хозяйственным укладом своей семьи, общины, усадьбы и даже города.

«Где святая София – тут и Новгород», «где Троица – там и Псков» – говорили наши предки. Вера на Руси была целостной системой исконных установок, рациональных и духовных представлений, навыков интеллектуального и практического освоения мира, воспитываемых с детства. Читать учились по Псалтири, начиная уже с X в., в школе Ярослава Мудрого при храме св. Софии, воспитывались на сказках и играх народных, сохранившихся на протяжении веков и госсистем. 

Сегодня массированное заимствование западного образа жизни привело к нивелированию всех отличий в одежде и быту народов, постепенно укореняясь в массовом сознании как некое достижение цивилизации. Общественное сознание, формировавшееся под влиянием так называемых западных передовых идей, постепенно разделялось на частные мнения. Тогда народ взял на себя миссию хранителя заветов старины, веры и правды, сохраняя традиции национального костюма, ремесла, искусства и духовности, чему способствовали появлявшиеся с XV в. (в 1499 г. новгородским архиепископом Геннадием) переводы на русский язык Библии и различных апокрифов. Со времени Отечественной войны с Наполеоном русское общество спешно ищет потерянные связи с «почвенной» традицией.

«Высочайшая степень просвещения состоит в сведении о своем достоинстве, в умении гордиться им. Привязанность к обычаям составляет силу народов. Не умевшие ценить или утратившие их сделались рабами чуждых пришельцев. Русские спасли себя любовью к родине… Известно, что во многих домах с некоторого времени одевают детей в русское платье… важнее всего, что дитя в национальной одежде будет возрастать и укрепляться в духе привязанности к отечеству. Счастливое время, когда народ сам к себе возвращается, когда чувство любви к родине распространяется между людьми всякого возраста и оставляет семена свои в детях! Да будут же они русскими во всем и да возгордятся тем, когда назовут их варварами», – призывал в период патриотического подъема в 1812 г. Ф.Глинка. Часть интеллектуалов, с которыми был близок А.С. Пушкин, выдвинула идею восстановления духовных связей с народом, выступая под флагом патриотизма, русофильства, а в 1820–1830-е гг. – славянофильства. И.В. Киреевский, философ и литературный критик, писал: «Корень образованности России живет еще в ее народе, и что важнее, он живет в его Православной Церкви. Поэтому на этом только основании, и ни на каком другом, должно быть воздвигнуто здание просвещения России». 

В XVIII – начале XIX в. в русской культуры и литературе происходит осознание важности такого явления, как фольклор. А.С. Пушкин первым из писателей стал делать записи фольклора: «…Язык наш сам по себе, и ему-то нигде нельзя дать этого русского раздолья, как в сказках… А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» По преданиям, он еще во время южной ссылки записывал слепого кобзаря, который прервал свое пение, так как его предупредили о том, что его слушает «какой-то господин». По-видимому, именно тогда у Пушкина зародилась мысль, как, не смущая народных певцов, иметь возможность спокойно их слушать.

Носил он русскую рубашку,
Платок шелковый кушаком,
Армяк татарский нараспашку
И шляпу с белым козырьком.
И только – сим убором чудным
Безнравственным и безрассудным
Была весьма огорчена
Его соседка Дурина…

(«Евгений Онегин», гл. 4, строфа XXXVIII, черновики)

Так же, как его герой, одевался и сам Пушкин, ощущая себя духовным лидером народа. «Пушкин, как рассказывают очевидцы-старожилы, одетый в крестьянскую белую рубаху с красными ластовками, опоясанный красною лентою, с таковою же и через плечо… вместе с нищими при монастырских воротах участвовал в пении стихов о Лазаре, Алексии, человеке Божием, и других, тростью же с бубенчиками давал им в такт, чем привлек к себе большую массу народа и заслонил проход в монастырь – на ярмарку», – писал игумен Иоанн. Любимая няня поэта, разделившая с ним ссылку в Михайловском, оказала влияние на его творчество и занятия фольклором, увлечение народной поэзией, сказками. Ее даровитость, мудрость и нежная любовь к своему питомцу снискали ей неизменное уважение Пушкина, его друзей и почитателей. По свидетельству Ольги, сестры поэта, няня «мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками. Александр Сергеевич, любивший ее с детства, оценил ее вполне в то время, как жил в ссылке в Михайловском». 

Близко к сердцу принимавшая судьбу своего воспитанника, няня горячо молилась о «неуимчевом», как она называла его, питомце. Окончание ссылки было ознаменовано молебном в доме поэта, о чем Александр Сергеевич напишет князю П.А. Вяземскому: «Няня моя уморительна. Вообрази, что в 70 лет она выучила наизусть новую молитву «о умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости», молитву, вероятно сочиненную при царе Иване. Теперь у ней попы дерут молебен и мешают мне заниматься делом» (9 ноября 1826 г.).

Молитвы эпохи Ивана Грозного Пушкин мог прочитать в библиотеке Святогорского монастыря, которую часто посещал, в период своей работы над трагедией «Борис Годунов» (1825). Там он мог познакомиться с любопытным памятником той эпохи: «Повестью о явлении чюдотворных икон Пресвятыя Владичицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии во области града Пскова, на Синичьи горе, иже ныне зовома Святая гора». Этот исторический и литературный памятник, существующий в многочисленных списках и редакциях XVI–XIX в., в которых описаны древние события основания монастыря на Синичьей, ныне Святой горе. Рассказывается о явлении чудотворных икон Божией Матери пастуху Тимофею: «О Тимофее, востани, не бойся! Он же трепетен восклонився… и глас бысть к нему: о Тимофее, пойди на Синичью гору, тамо узриши Благодать Господа Бога, Творца небеси и земли и вся яже в них».


Ее содержание опубликовано в «Описании Святогорского Успенского монастыря» (1821) митрополита Евгения (Евфимия Алексеевича Болховитинова), возглавлявшего Псковскую епархию с 1816 по 1822 г. Будучи архиепископом Псковским, Лифляндским и Курляндским, Евгений часто посещал Святогорский монастырь, где познакомился с летописями и древними рукописными и старопечатными памятниками. Некоторые источники он взял с собой в Киев, где в 1831 г. выпустил книгу «История княжества Псковского». А древняя рукопись XVII в. Святогорской повести до сих пор хранится в библиотеке Киево-Софийского собора. В «Описании Святогорского Успенского монастыря» архиепископ Евгений вкратце пересказал содержание повести о том, как тихий, всеми помыкаемый, называемый «уродом несмысленным» отрок оказался обладающим уникальными качествами духа, крепкой верой, которая его «не постыдила». Сама Богородица заступилась за него, наказав слепотой людей, ему не поверившим, призвала к покаянию, а после Сама исцелила прозревших. Ведь словам пророка, Господь избирает себе не сильных, не богатых, а чистых сердцем и послушных: «На кого воззрю? Токмо на кроткого и молчаливого, и трепещущаго словес Моих»(Ис. 66:2). Образ именно такого блаженного, «народного святого» создал А.С. Пушкин, кроткого и всеми обижаемого юродивого, но одновременно пророка, устами которого произносится Божие вразумление не только царю Борису, но и всем нам, желающим жить только по своей воле: «Нельзя молиться за царя Ирода, Богородица не велит»

События Святогорской повести относятся ко временам Ивана IV Васильевича (1530–1584), который разрушал старый уклад и строил новое Московское государство, возводил крепости и монастыри. Особенно на западной границе, где постоянные вторжения со стороны Литвы усиливали народное разорение, а Православная вера колебалась многочисленными ересями. С XV по начало XVI в. устои расшатывала новгородско-московская ересь, отрицающая церковную иерархию, таинства, иконы и почитание мощей. И хотя официально она была уничтожена уже в 1510-х гг., но европейское движение протестантизма подпитывало ее в высших слоях общества на протяжении всего XVI в. А простой народ в недоумении и печали молился о помощи Божией, чаял чудес для укрепления духа, веры и сохранения традиций православной жизни. И они свершились именем Богородицы, как пишет Псковская летопись: «Того же лета 7074 [т.е. 1566 г.] явися в Вороначщине, на Синичьих горах, на городищи проща именем Пречистые Богородицы, и многое множество прощение (исцелений) человеком всяким недугом начася»

Вначале об этом узнал «Псковский царский наместник князь Георгий Токмаков», который доложил царю, а тот повелел «на сей горе, с тех пор прозванной святою, поставить часовню для прихода туда впредь со святыми иконами из Воронича». Состоялось прославление икон «Умиление» и «Одигитрия», которые были поставлены вначале в Георгиевской церкви Воронича. От них продолжали совершаться многие чудесные знамения и исцеления. Затем перенесли их в часовню на Святую гору, но в праздник Покрова Пресвятой Богородицы часовня сгорела «и пламень истребил все в ней бывшее, кроме чудотворных икон, оставшихся невредимыми». Это было новое чудо, в результате которого Иоанн Грозный повелел «на сем месте устроить уже монастырь и на Святой горе воздвигнуть каменную церковь во имя Успения Богородицы так, чтобы алтарь занимал то самое место, где при сосне было явление иконы «Одигитрия», а икону «Умиление» поставить в той самой церкви. Таким образом, основание церкви на Святой горе и основание монастырю при подошве ее с южной стороны положено было с 1569 г.». Обе чудотворные иконы были поставлены в нижнем ярусе иконостаса: «Одигитрия» - на правой стороне, а «Умиление» - на левой. 


Святогорская икона Божией Матери "Умиление"

Перед святыми иконами, явившимися св. бложенному Тимофею, молилось не одно поколение русских людей: «Расточи належащий на ны страх и трепет, утиши подвигшийся на ны гнев Божий и пагубу укроти и сущия посреде нас распри и мятежы умири и тишину и мир подаждь рабом твоим, да ко многим твоим благодеянием и сия приложившее, проповедаем твоя чудеса». Празднование в честь иконы «Умиление» совершается 19 марта и в девятую пятницу по Пасхе; «Одигитрии» – 30 июля и на Покров Пресвятой Богородицы. Сейчас мы знаем их по дошедшим спискам XIX в., находящимся в Святогорском монастыре и прославленных чудотворениями. Чтобы как можно больше людей получили помощь от икон, начали их носить и в другие города и веси. В XIX в. из монастыря совершалось 14 крестных ходов, особой торжественностью и многолюдством отличался крестный ход с чудотворными иконами Богоматери «Одигитрия», «Умиление» и «Феодоровская». Из монастыря иконы несли в церковь Георгия на Ворониче, а затем помещали в специальную ладью и отправляли по рекам Сороти и Великой до Пскова. После торжественного молебна были народные гуляния. После подобного праздника 1829 г. П.А. Осипова писала из Тригорского Пушкину: «У нас было очень весело, было большое гуляние».

Ныне традиция крестных ходов возрождена и приурочена к престольному празднику обители – Успению Божией Матери. Длится он три дня в пределах Пушкинских Гор и Воронича. А раньше крестные ходы в Пскове и в городе Остров совершались в течение целого месяца, начиная с 1-го воскресенья после 9-й пятницы по Пасхе. Ежегодно в 1-ю пятницу по Петрову посту святые иконы приносили в Троицкий собор Пскова и в следующий воскресный день с ними совершали обход вдоль внутренней стены города. «Сто поприщ (верст) шла ладья до Пскова, а затем крестный ход останавливался на ночлег на подворье Святогорского монастыря у Варваринской церкви».

«Слышаше жителие града Воронича о чудесех, источаемых от явленныя Тобою иконы, Владычиче, постави в церкви, созданной во имя Твое святое на горе Синичьей, на ней же обретоша сию икону, да православнии людие притекаху к ней благодарственно зовут Ти: Радуйся, веси Святогорския похвало и славо!»
. Икона со сценами жития св. Тимофея, закрытая большим серебряным окладом, писаная на кипарисовой доске, является наиболее древней. Она послужила источником вдохновения члену СХ М.Третьяковой, скульптору из Санкт-Петербурга, автору недавно открытого памятника святому Тимофею. Он был установлен в день почитания иконы, 30 июля 2020 г., когда она явилась, чуть больше 450 лет назад, в Святых, ныне Пушкинских, горах.


Освящение памятника блаженному Тимофею, святогорскому чудотворцу. 30 июля 2020.

Памятник представляет собой фигуру святого в простой крестьянской одежде, босого, поскольку он был пастухом, пастырем, как и многие из библейских праотцев. Отец-основатель Святогорской обители и Святых Пушкинских Гор изображен стоящим с поднятыми руками в молитвенном предстоянии иконе, изображенной на его груди.Высокий постамент (около 1,70 м) должен символизировать, очевидно, отрешенность блаженного Тимофея от мира и молитвенное подвижничество. Посреди этой тишины он услышал некий «звук велий на восток», звук грома и дыхание бури, увидел «преклонение», качания вековых деревьев от движения воздуха, сопровождающее толпу, несущую перед собой крест и икону Божией Матери «Умиление». Голова блаженного Тимофея поднята вверх, он будто прислушивается. Выражение лица отрешенно-ожидающее, взгляд устремлен к небу. Когда крестный ход, совершенный по повелению Божией Матери, достиг горы и начался молебен, во время чтения Евангелия вдруг воссиял свет, воздух наполнился благоуханием – и люди увидели на сосне икону «Одигитрия». Ее попытались взять, но икона отклонялась несколько раз, пока Тимофей не помолился, тогда икона спустилась ему на руки.

Этот чудесный момент представлен символически полотенцем-убрусом, образующим вместе с фигурой как бы поперечину креста, в центре которого – икона Богоматери «Одигитрия». Выполнена она в технике цветной мозаики, как и изображения серафимов в круглых медальонах по краям убруса, – как напоминание о том, что, как написано в Святогорской повести, концы убруса держали невидимые Ангелы. Когда я гляжу на эту композицию, напоминающую крест, мне вспоминается судьба всех апостолов, к которым можно причислить и блаженного Тимофея. Ведь юродство ради Христа – это добровольное мученичество. В Святогорской повести говорится о том, что он пострадает во время своего путешествия с целью проповеди.

По повелению Божией Матери он пойдет в Великий Новгород, чтобы предупредить его жителей о грозящей им расправе царя Иоанна Грозного (1570). Там повторится история его непонимания и преследования, он будет брошен в тюрьму, но после смерти похоронен в Софийском соборе, где хоронили только князей и владык. Правда, точных свидетельств об этом нет, сомнения вызывает и факт захоронения, и само направление его путешествия. Все могло случиться во время лихолетья Ливонской войны (1563–1579), когда западные русские земли переходили попеременно под власть Литвы и обратно. Родной Тимофею Воронич как раз в это время становится «литовской заставой», и русское население просто бежит оттуда. А вот Полоцк, в котором тоже есть Софийский собор, до 1579 г. находился под властью Москвы.

Скульптура блаженного Тимофея создана из современного композитного материала – искусственного камня, напоминающего белый местный известняк. Художник талантливо использовала традиции как русской пластики, так и современной монументальной скульптуры. Решена сложная задача пространственного построения круглой скульптуры, которая смотрится только с фасада, в силу того что установлена на повороте дороги. Сзади, в непосредственной близи памятника, находится небольшая сосновая рощица. Таким образом, фигура как бы вставлена как парковая скульптура в природную нишу. Особую красоту памятнику придают виртуозно выполненные произведения мозаичного искусства: икона Богоматери «Одигитрия» и Архангелы в медальонах. Эклектизм этого памятника характерен для русской скульптуры XV–XVI в., знаменующую начало влияния западного искусства на русскую художественную традицию. Можно хотя бы вспомнить фигуру Георгия Победоносца работы В.Ермолина, украшавшую с 1464 по 1491 г. главные Фроловские ворота Московского Кремля. Образ св. Георгия, в белом камне, был выполнен так же – без нимба над головой. В Православной Церкви не было традиции установления скульптурных изображений святых, как в католической. Поэтому Георгий Победоносец воспринимался не столько как святое изображение, сколько был символом побед Ивана III и Московского государства.

Облик св. Тимофея так же аллегоричен, хотя фигура выполнена вполне реалистично. Потому что сама тема диктует применение условных изображений и символики иконы Божией Матери и Архангелов. О предстательстве Божией Матери и Ее заступничестве напоминает и надпись на пьедестале: «Да пребудет на нем Благодать и Милость Божия великая». Фигура святого, который вошел в историю, потому что был кроток, незлобив и послушен воле Божией, развернута в сторону монастыря. Блаженный Тимофей своим присутствием утверждает Истину, которая есть Христос. Чин освящения памятника, сопровождаемый благодатным обильным дождем, возглавил 30 июля 2020 г. епископ Великолукский и Невельский Сергий. Установлен памятник на средства благочестивых паломников, молитвами и трудами братии Святогорского монастыря.

Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен в «бессрочное и безвозмездное пользование РПЦ» в 1992 г. Регулярные службы в Успенском соборе были возобновлены 29 мая, в преддверии дня рождения Пушкина (6 июня), при участии приснопамятного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В монастыре находятся некрополь Ганнибалов-Пушкиных и могила поэта, которые остаются частью Пушкинского заповедника и охраняются государством. Жизнь в обители течет по монастырскому уставу, ежедневно монашеская братия поминает великого поэта, раба Божия «болярина Александра со сродники». Насельники монастыря продолжают традицию молитвенного подвига св. блаженного Тимофея за всю нашу землю: «Мы ж, братие, со страхом и верою приходим, приносящее свещи своя и вжегше, поставляем пред образом Пречистыя Богородицы, многа бо и до ныне преславная чюдеса и исцеления бывают с верою приходящим». А вокруг памятника, в небольшом уютном сквере, любят теперь встречаться друзья.
Мария Козмина, ст. научный сотрудник Пушкинского заповедника, искусствовед
13.01. 2021, прав. портал "Покров"

http://pokrov.pro/%D0%BF%....5%D1%8E
Прикрепления: 1889781.jpg(15.8 Kb) · 1119423.jpg(17.6 Kb) · 8509665.jpg(12.4 Kb) · 0349077.jpg(27.5 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 12 Фев 2021, 21:21 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 6063
Статус: Offline
ВОССОЗДАНИЕ КОЛОКОЛЬНЫХ ЗВОНОВ СВЯТОГОРЬЯ
Посвящается Галине Ивановне Кададиной


Уже более 40 лет, поднимаясь по монастырской лестнице 10 февраля в 14.45, мы вспоминаем А.С. Пушкина под торжественные звуки колокола. Но не того, про который старики вспоминали: «Бывало, придет Пушкин в монастырь, залезет на колокольню и ну звонить в большой колокол…». В 1944 г. он упал с разрушенной колокольни и по сообщению Чрезвычайной Государственной комиссии по расследованию злодеяний фашистских захватчиков, был «разбит на мелкие куски, валяющиеся в обломках кирпича по склонам горы»  .


Большую его часть сейчас можно видеть на монастырском дворе, под номером КП 287/4, часть фрагментов хранится в фондах Пушкинского Заповедника. 
Академик С.И. Вавилов писал: «Святогорский монастырь, где покоится прах А.С. Пушкина, восстановлен…точно в облике Пушкинской эпохи… Восстановление колокольни нельзя считать законченным до подвески колоколов, представляющих собой неотъемлемо архитектурно-композиционную часть». На Святогорской колокольне в пушкинское время имелось 16 колоколов, по документам 1911 гг. – 14. После войны С.С. Гейченко случайно нашел два искореженных колокола, которые «лил псковитянин посадский человек Фома Юрьев сын Котельник, в лето 7080 (1572)» . Несмотря на ходатайство АН СССР, колокола так и не были установлены, но идея не оставляла С.С. Гейченко: «Стремительно уходящий ввысь шпиль колокольни волнует, как высокая, мучительная нота, которой заканчивается песня о Родине…» . Долгое время об установлении колоколов можно было только мечтать: «До тех пор, пока не возвращу пейзажу звук, он будет мертвым. …Под звуки этих колоколов хоронили Пушкина» .


Дни памяти А.С. Пушкина отмечались даже в период, когда шла Вторая мировая война: «10 февраля исполнилось 108 годовщина со дня смерти великого русского поэта…У твоей могилы теперь, проходит передний край войны… Лира твоя звенит среди воинов, звенит и зовет на подвиги!» . А от Совинформбюро в этот день сообщалось: «В Восточной Пруссии, южнее Кенигсберга, наши войска, с боями заняли 30 населенных пунктов…» . Где-то там, со старинной кирхи, был снят католический колокол и привезен нашими бойцами на аэродром п. Сиверский, Ленинградской обл. К 1970-м годам его присмотрел Семен Степанович, искавший большой колокол для восстановления звонов Святогорской колокольни. В «Списке колоколов, составленных С.С. Гейченко в 1967–1978 гг.» числятся под номером: «15. Большой чугунный колокол из воинской части» .

Колокол был католическим, поэтому, к его «ушам» в виде колец приделали дополнительные перемычки для установки в стационарном положении и, не боясь греха, нашли подходящий железный язык (в католической традиции раскачивают колокол, а не язык, к которому считается грехом дотрагиваться). Талант собирателя и экспозиционера Гейченко был уникален. По словам писателя и литературоведа И.Андроникова: «Он настоящий артист своего дела, наделенный сильным воображением… Разыщет Гейченко какую-нибудь вещицу для Заповедника, найдет ей место – будет она жить как бы заново». Привезенный им «католик» был отлит в 1899, в год 100-летия со дня рождения Пушкина, но он не смог заменить тот большой колокол, о котором рассказывали легенды.

Звук Святогорского колокола был настолько запоминающимся, что в памяти народа остался «малиновым». По легенде, напечатанной в музейном путеводителе, когда монастырь сделал заказ на колокол, на заводе случилась проверка. И мастера были вынуждены все припрятанное ранее серебро кинуть в форму для нашего колокола. Из-за этого, звук колокола стал необыкновенным и был слышен за 25 верст. Эта легенда с «бродячим» сюжетом, имеет в основе литературный текст. Журналист и писатель Эмиль де Жирарден, анализировавший эти рассказы, писал о том, как мастера заставляли жертвователей кидать серебряный рубли прямо в огонь, мимо тиглей с плавящимся металлом. А после обжига, забирали себе остывшее серебро. Что же касается нашего колокола, то, как показали специальные исследования, он был отлит из чистой меди и олова, без добавления лома других цветных металлов, поэтому имеет на разломе, получившемся от падения, серебристый цвет и ровную зернистость.


Часто именно из-за этого цветового подобия серебру и возникало мнение о наличии его в колоколах. Наоборот, наличие различных примесей в виде золота, серебра, железа или «самоварного лома», только портят звук колокола. Но более всего, качество колокола зависит даже не от количества и качества того или иного металла, а от формы и резонирующего в нем звука. Благодаря резонансу увеличивается звучание и длительность, соответственно и громкость.


В течение более 20 лет С.С. Гейченко собирал колокола: «В 1980 г. 14 колоколов повесили на колокольню Успенского собора, и теперь в дни, посвященные памяти А.С. Пушкина, торжественный звон разносится далеко вокруг». Сам Гейченко пишет, что том, уже в 2 мая 1978 г. «началась перевозка колоколов. Подъем их на вершину холма, а с холма на звонницу». В 1992 г. 29 мая, в преддверии празднования дня рождения поэта, в Святогорском монастыре была проведена первая служба приснопамятным патриархом Алексием II, которого встречали под звон собранных Гейченко колоколов. Корреспондент И. Медведева записала его слова: «Наконец-то многие из нас поняли роковую отдаленность жизни от церкви, и даже спасение общества увидели в их новом сближении…»

Так случилось, что имя Пушкина и Гейченко собирают писателей, музыкантов, музейщиков и неравнодушных энтузиастов различных специальностей. Дирижёр, композитор и всемирно известный исполнитель маэстро М.Ростропович выстроил «мосты» взаимных симпатий и стал крестным отцом не только Славы Кададина, но и проекта по восстановлению колокольного звона Святогорской звонницы. Гейченко вспоминал: «Будучи в консерватории, встретился я нос к носу с Ростроповичем, который потащил меня к себе на обед, от чего я не смел отказаться. Подарил мне опус Б.Бриттена «6 стихотворений Пушкина». Ноты изданы в Лондоне с очень красивой обложкой, украшенной видом озера Малинец!..».

Когда-то Англия занимала «второе место по богатству колоколов, где звонить в колокол – любимое народное увеселение». В 2007 г., когда восстановили на городище Воронич разрушенный храм св. Великомученика Георгия, где Пушкин заказывал панихиду английскому поэту по Дж. Байрону, потребовалось изготовить набор колоколов на его колокольню. Для этого мы пригласили специалистов из Екатеринбурга – команду п/р замечательного мастера-реставратора С.Днепрова. После завершения этого проекта, настала очередь колоколов Святогорского монастыря и реконструкции большого колокола. Обследовав и убедившись в их разнохарактерности, мы поняли, что задача настроить их под восстановленный большой колокол нереальная, легче отлить новые. Все пушкиногорцы с детства знают, как звучит осколок колокол, когда приложишь ухо к нему, постучав камушком о его бока. Но теперь задача стояла посерьёзнее: с помощью специального била, обвязанного войлоком, со всего маха бить по нему, пока кампанологи из Екатеринбурга в музыкальных наушниках определяли его тон. Т.к. у каждого колокола есть основной тон, определяемый по высоте его звучания и добавочные тона, которые разнообразят основной звук и делают его неповторимым.

На самой ответственной стадии реализации этого проекта, в 2013 г. к нам присоединился В.П. Пак, известный приморский общественный деятель, предприниматель, благотворитель, орденоносец (6 госнаград России и КНДР). По профессии горный инженер, он является учредителем нескольких изданий и электронных СМИ, автором нескольких книг и фильма: «Путь к Богу». А еще человеком, стремящимся помогать своим ближним, по слову Христа: кто нуждается в тебе, тот твой ближний. Недаром ему, первому в Сибири и Дальнем Востоке, вручили госнаграду: «За благодеяние». Имя Пушкина и Гейченко, оказались близки ему, поэтому он без колебаний принял участие в проекте по отливке нашего 3-х тонного колокола. Он был восстановлен в 2015 г. и на нем та же историческая надпись: «В Святогорский монастырь Пречистые Богоматери честного ея Умиления тщанием тоя обители игумена Иннокентия…». Здесь, в Святых, Пушкинских Горах, происходит благодатное объединение людей разных профессий, возрастов и увлечений, как звучание разных колоколов на одной звоннице.


Результатом этого проекта явились еще 11 колоколов разного размера, подобранных по звукоряду. На одном из средних колоколов звонницы можно прочесть надпись: «Сия большая звонница с колоколами отлита в 2015 г. от Р.Х. при патриаршем правлении Патриарха Кирилла и управлении святой обители игуменом Макарием тщанием В.Пака и А.Кададина».


Теперь, в дни памяти А.С. Пушкина, по Уставу звонит перебор: медленные удары в каждый колокол, начиная с малого и удар «во вся», а затем перезвон во все колокола, начиная с большого колокола. Восстановлено звучание, которое слышал Пушкин: «Их музыка направляла мысль Пушкина, когда ему стала являться тень царя Бориса Годунова. Эти колокола пропели Пушкину прощальную траурную песнь в 1837 г., когда его прах опускали в родную землю…». А впереди у нас очередной инновационный проект – восстановление колокольни церкви Казанской Божией матери, в рамках церковно-исторического и музыкально-акустического интереса к озвучиванию этой заповедной земли.
А.А. Кададин, меценат, Пушкинские Горы, СПб.),
М.А. Козмина, ст. научный сотрудник Пушкинского Заповедника

https://vk.com/@pushki....togorya

ПСКОВСКИЙ ГОСАРХИВ ПОКАЗАЛ ОРДЕН НА ЗАХОРОНЕНИЕ ПУШКИНА В ОБИТЕЛИ
Госархив Псковской обл. опубликовал исторический документ на захоронение тела А.С. Пушкина в Святогорском монастыре. Полное наименование документа, датированного 4 февраля 1837 г., - «Ордер настоятелю Святогорского монастыря архимандриту Геннадию на перевоз тела А. С. Пушкина и предание его земле в Святогорском монастыре».

   
«Обратите внимание на строчку о причине выбора места - "согласно желанию покойного". Предписано не проводить "никакой встречи, словом никакой церемонии кроме того, что обыкновенно по нашему церковному обряду исполняется", - отметили в архиве.
10.02. 2021. ПНЛ
https://pln-pskov.ru/society/405222.html
Прикрепления: 9304627.jpg(7.7 Kb) · 0877967.jpg(16.0 Kb) · 3798732.jpg(12.9 Kb) · 4068935.jpg(16.6 Kb) · 9420218.jpg(13.0 Kb) · 1177458.jpg(14.8 Kb) · 3785099.jpg(58.1 Kb) · 7993792.jpg(39.1 Kb) · 3919029.jpg(16.4 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 21 Фев 2021, 11:33 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 6063
Статус: Offline
СВЯТОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ: СКОРБЬ И УТРАТА
18 февраля. исполнилось 10 лет этой страшной трагедии


В ночь с 19  на 20 февраля 2011 г. в Святогорском монастыре произошел пожар. Погиб  послушник монастыря Виктор.

Летним июльским днем, когда я в качестве паломника по Святогорским пушкинским местам вступила на территорию Успенского монастыря,  мое внимание привлек дом за оградой и запущенный сад. К нему, под горку, вела тропочка. Дом сфотографировать можно было только со ступенек лестницы, т.к. калитка, ведущая к нему, была закрыта на кодовый замочек. Пока я любопытствовала, один из послушников предложил мне туда проникнуть и сфотографировать его ненапрасный труд: он высвободил яблоневый сад от ивовой поросли и небольших осин и берез. В яблоневом вертограде было чисто и светло. Запечатлев  сад я совсем забыла о доме, а жаль, потому что дом тот, прежний, увидеть уже не придется...

Пожар в Святогорском монастыре начался ночью, и конечно, как это бывает часто, к борьбе с огнем не был готов никто. Насельники Успенского монастыря после субботней всенощной и вечерних молитв почивали уже с надеждой и верой до утра. Загорелся тот самый двухэтажный дом, о котором упоминалось выше. По предположению братии возгорание началось в келье послушника Виктора. Огонь и дым уже стали явными ближе к полуночи. Первый этаж дома занимала просфорня и кельи. Локализовать пожар вовремя не удалось. В комнате загорелся электрокалорифер, прикрепленный к стене. Почти единовременно произошло короткое замыкание в сети и в доме погас свет. Все пространство внутри дома наполнилось едким дымом. Дом кирпичный, оштукатуренный снаружи. Перекрытия, пол и потолки  в нем деревянные. Внутри дом разделен пополам кирпичной кладкой, поэтому огонь перейти сразу на вторую половину не смог. Когда заполыхала левая часть дома и крыша, огонь овладел через неё вторым этажом. Прибывшие на место пожара 2 пожарных расчета подъехать близко к дому, стоящему на горке, не смогли, т.к. дорожный спуск обледенел, а предварительно золой или песком он не был посыпан. От машин с резервуарами воды протянули шланги и качали воду, стараясь достать 2-й этаж горящего дома. Воды для тушения не хватало, и пожарникам приходилось ездить на дозаправку каждые 30 мин. А на улице тем временем столбик термометра опустился до -27 гр. В обстановке задымления и полной темноты сориентироваться было сложно, но когда пожар стал охватывать весь дом целиком, то священникам пришлось прыгать со 2-го этажа  на утоптанный снег возле дома. Уже позже пожарные МЧС помогли достать из келии о.Зосимы монастырские канцелярские документы, ноутбук и все необходимое, что восполнить было бы сложно, и что могло исчезнуть в огне. Но послушника Виктора  уже никто не спасал. В первый час пожара к нему пытался пробраться благочинный монастыря иеромонах Трифон. Он разодрал руки в кровь, и уже просунулся в келью, но поступивший свежий воздух усилил возгорание. Слышен был стон погибающего человека. Балка перекрытия 2-го этажа рухнула и преградила путь. Спасатели проникнуть в дом не спешили, а находившийся в нем человек, вынести задымление более 5 мин. не смог бы. Тело Виктора пришлось изъять уже после пожара на следующий день. Дом горел до обеда следующего дня.

Утром в воскресенье, 20 февраля, в Успенском храме монастыря шла Божественная литургия. В этот день клиросный монашеский хор сменился на сочувствующий хор прихожан, который обычно поет только по субботам.«Блаженни плачущие, яко тии утешаться». Да утешит братию слово Божие за претерпение временных скорбей. Мы же, сочувствующие в скорби и утрате, будем уповать на Господа в обретении благ вечных. Послушник Виктор был невообразимо большой и крепкий молодой еще человек. Про таких говорят: «настоящий русский богатырь», образ которого издревле сложился на Руси. Тем прискорбнее, как и в сказке, его безвременный уход, когда он столько мог бы еще сделать! Хочется верить в его воскресение...

Виктор исполнял послушание водителя в монастыре. Весь провиант, который закупался для Святогорского монастыря и в Столбушенский Успенский скит был достовляем им. Все переезды по области и России с духовником обители, иеромонахом Ионой тоже. Можно сказать, что послушник Виктор был правой рукой о. Ионы. Но основное, чего лишился монастырь, это безотказного помощника, бесхитростного и доброго, истинного воина Христова. Виктор был родом из Приморья, избрал он именно Святогорье, побывав в России почти везде. Утешает лишь одно, что преставился он именно в монастыре, где молитвенно его будут вспоминать в монастырском синодике пока стоит обитель.
Варвара Воскресенская 
02-03-2011. Псковская епархия

http://pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=6401
Прикрепления: 6728429.jpg(14.2 Kb)
 

Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » СВЯТО-УСПЕНСКИЙ СВЯТОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: