Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 18 Май 2020, 15:24 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| ПОЧЕМУ ИКОНЫ С ОДИНАКОВЫМ НАЗВАНИЕМ НЕ ПОХОЖИ ДРУГ НА ДРУГА?
Иконопись идет путем списка - создания образа на основе уже существующего. В древности с чудотворных икон часто делали списки, и они тоже были впоследствии прославлены как чудотворные. Но почему же тогда по-разному выглядят Казанские, Владимирские, Донские иконы Богородицы и узнаём мы их по деталям иконографии?
Слово «список» нужно правильно понимать. Это понимание было несколько утрачено за то время, когда церковное искусство в России не развивалось. «Список» не означает, что церковный художник списывает один в один, копирует образ. Иначе мы бы не имели всего того богатейшего наследия, дивной галереи образов православной иконописи. И в разных храмах на нас бы смотрели одни и те же лики, как будто христианское искусство - неживое. Чаще всего иконописец создавал список в стиле эпохи и в соответствии со своими художественными задачами, привнося что-то новое в трактовку образа. При этом художник, конечно, оставался в рамках строгого канона. Так же делались и записи икон, когда поверх потемневшего образа писали новый. Поэтому иконы с одним названием и, соответственно, иконографией выглядят по-разному. Смущаться этим не надо. Например, несколько лет назад была отреставрирована Смоленская икона Богоматери - надвратный образ, который городу Смоленску подарил Борис Годунов. Открывшийся лик «Одигитрии» многих удивил и своей экспрессией, и несоответствием привычному образу. Однако, по заключению реставраторов, икону написали в начале XVII века, и живопись вполне соответствует тому времени. Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград» 11.02. 2020. журнал "Фома" https://foma.ru/pochemu....ga.html
|
|
| |