[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
КАК СТЕНЫ ХРАМОВ ПЕРЕЕХАЛИ В МЕТРО
Валентина_КочероваДата: Пятница, 29 Май 2020, 16:20 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
КАК СТЕНЫ ХРАМОВ ПЕРЕЕХАЛИ В МЕТРО


Московский метрополитен, открывшийся 85 лет назад, 15 мая 1935 года, впустил горожан в новый мир – мир наполненных светом роскошных станций-дворцов с высокими потолками. Метро не просто призывалось сделать жизнь москвичей удобней. По задумке начавших передел религиозной страны в атеистическое общество большевиков подземка должна была предложить народу «новые храмы» будущего. Многие церкви в то время были закрыты, иные – разрушены. Поэтому станционный интерьер делали таким, чтобы, попадая сюда, пассажир отчасти удовлетворял тоску по давно знакомому церковному убранству. Оттого-то первые станции нередко действительно напоминают своими мраморными колоннами, сводчатыми потолками и мозаичными картинами величественные соборы. Но причина сходства не только в этом. Многие московские храмы подарили жизнь метровокзалам в буквальном смысле слова.

«Охотный Ряд» (1935 год)
На оформление этой станции первой очереди метро пошла часть внутренней отделки разрушенного в 1931 году Храма Христа Спасителя. Несущую часть пилонов облицевали белым итальянским мрамором «ординарио», боковые стороны – голубоватым «бардильо». Уличные вход и выход станции «Охотный Ряд», встроенные в здание гостиницы «Москва», обрамили финским красным гранитом с цоколя уничтоженного собора. Перед сносом Храма ученые Всесоюзного института минерального сырья тщательно изучили мраморную облицовку здания. Затем мрамор со всеми его узорами сняли и увезли на завод НКВД в Хамовники, где превратили в плиты.

«Кропоткинская»(1935 год, с момента открытия до 1957 года – «Дворец Советов»)
Историк искусства, специалист по архитектурной фотографии Музея архитектуры им. Щусева М.Рогозина уверена, что вестибюль станции метро «Дворец Советов» также выложили мрамором, оставшимся от разрушенного ХХС. По ее словам, в метро был склад, куда свозили мрамор из взорванного собора. Материал был очень высокого качества, и его активно использовали для облицовки – ведь ходить далеко не надо было. Однако другие специалисты заявляют, что данный мрамор здесь не использовался. Первоначально путевые стены станции были покрыты метлахской плиткой, замененной впоследствии уральским мрамором Коелгинского месторождения.

«Площадь Революции» (1938 год)


Сейчас на этой станции 64 скульптуры коленопреклоненных красногвардейцев, матросов, партизан (изначально на постаментах в углах пилонов установили 76 бронзовых фигур, но частично они оказались утрачены во время войны). Отлиты эти статуи из металла переплавленных церковных колоколов. Известно также, что бронза колоколов ХЭХС использовалась в архитектурном декоре ансамблей зданий, где расположены выходы со станций первой очереди. В частности, из бронзы изготовлены барельефы известных русских писателей, которые сейчас на фасаде так называемого нового здания Российской государственной библиотеки.

«Театральная» (1938 год, с момента открытия до 1990 года – «Площадь Свердлова»)


Для завершения работ здесь не хватало отечественного белого мрамора. Чтобы восполнить создавшийся дефицит, в ход пошел мрамор Каррары от разрушенного ХХС.

«Новокузнецкая» (1943 год)


В 1990-е годы в Москве была популярна легенда о том, что установленные на этой станции мраморные скамьи взяты из ХХС
Подтвердить или опровергнуть ее невозможно: из сохранившихся фотографий внутреннего убранства снесенного собора до нас дошли только снимки центральной его части. Однако очевидно: резьба, которую мы можем видеть, сделана явно не под интерьер, а стыки плит выполнены очень грубо, как будто подгонялись под размер и соединялись не впервые.

«Комсомольская» кольцевая (1952 год)


Для оформления одной из самых красивых станций пригласили знаменитого живописца П.Д. Корина, реставрировавшего фрески и лично восстанавливавшего роспись В.М. Васнецова и М.В. Нестерова во Владимирском соборе Киева. Для сводов платформенного зала станции художник делал мозаики. По свидетельству инженера-конструктора станции А.И. Семенова, смальта для них бралась из запасов Академии художеств, предназначавшихся когда-то для украшения ХХС.

«Серпуховская» (1983 год)
Белый камень для декоративной резьбы в отделке этой станции был взят из стен Серпуховского кремля XVI века, пребывавшего ко времени постройки станции в запустении.
Сергей Любимов, Мария Соловьева
http://orthodoxmoscow.ru/kak-steny-xramov-pereexali-v-metro-2/
Прикрепления: 5040366.jpg (16.2 Kb) · 0286197.jpg (11.7 Kb) · 6347427.jpg (9.8 Kb) · 1359874.jpg (11.8 Kb) · 0792679.jpg (16.4 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 31 Май 2020, 15:17 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
ПРОВАЛИВШИЙСЯ ДОМ, КРЕМЛЕВСКАЯ ГЛИНА И ХЛЕБНОЕ ПОЛЕ
Художник, оформлявший станцию метро в центре Москве, рассказал, как это было

Московскому метро исполнилось 85 лет, а станции "Боровицкая" в следующем году будет 35. Она часть главного пересадочного городского узла. А еще с ней связана одна из главных городских легенд.


Композиция "Древо народов СССР" на станции "Боровицкая".

В центре Москвы переплетны и конструктивистская "Библиотека имени Ленина", и неброский "Александровский сад", и помпезная "Арбатская", и характерная "Боровицкая", оформленная белым мрамором и красным кирпичом. Это - отсыл к Московскому Кремлю, который известен и белокаменным, и краснокирпичным. Дом из красного кирпича, по легенде, обнаружили, когда строили "Боровицкую" - на глубине шесть метров. Будто бы он был цел и невредим, а внутри даже сохранилась утварь. Правда, ни одной фотографии дома или интервью рабочих Метростроя до нас не дошло. А вот художник И.Николаев спускался в подземелье, когда "Боровицкой" фактически не существовало.
- Дом? Возможно, он и был, но я его не видел, хотя мы спускались в тоннель вместе с архитектором станции Львом Поповым, когда она строилась, - рассказывает Иван Валентинович. - Родственники моей жены - геологи. Так вот они говорили, что под Москвой столько тоннелей и дырок проделано, что такой дом вполне мог провалиться в это пространство...


Единственный вестибюль. 1986

Льва Попова не стало еще в 2008-м. Возможно, он мог что-то знать. Но странно, почему ничего от того дома не осталось в музеях. Спросить, судя по всему, уже некого. В интернете много рассказов, что метростроевцы, находясь рядом с этим домом, чувствовали себя некомфортно. Поэтому загадочную постройку из кирпича - опять же, по легенде - разобрали и вывезли на свалку. А И.Николаев продолжал творить на "Боровицкой" - тоже из кирпича. "Между прочим, мы использовали кирпич из той самой глины, которая применяется для реставрации стен Кремля", - замечает он. Под сводами в кирпичной кладке разбросаны небольшие глиняные изразцы, на которых можно увидеть разные сюжеты - "чудо Георгия о змии", букет цветов, парочка в окошке, древний корабль и корабль космический. Древность на "Боровицкой" переплелась с перестроечной современностью. Тут есть и майлоиковый Ленин, и древний Боровицкий холм с башнями. - "Боровицкая" стала первой станцией, над которой я работал, - говорит И.Николаев. - Согласился, очевидно, из-за своей беспечности, хотя мне говорили, что ничего не получится, что заклюют согласованиями. Но он сработался с архитектором Поповым. Получился союз - и человеческий, и творческий. "Боровицкая" же стала лебединой песней Советского Союза. А символом его - "Древо народов", произрастающее из Кремля, из Боровицкого холма.


Изразец на станции

- Там, на "Древе", я изобразил образы людей, живущих в союзных республиках. Это абстрактные образы, в отличие, например, от портретов людей XIX века на другой станции этой линии, оформлением которой я занимался, - "Отрадное". Ну, а "Древо народов" на "Боровицкой" - по-моему, хорошая память большому отрезку жизни нашей страны, - говорит 79-летний И.Николаев. Кроме изображений представителей союзных республик, здесь изображен Кремль и хлебное поле. Так строгая, на первый взгляд, станция хранит множество трогательных моментов. Просто многие их не замечают - "Боровицкая" одна из самых загруженных станций и смотреть здесь по сторонам времени, как правило, нет.  Придумывая "Древо народов", Николаев думал и о своих корнях. Его бабушка - Зинаида Серебрякова, известная художница, картины которой знают во всем мире. - Возможно, мое творчество в чем-то и перекликается с ее произведениями, - признается Иван Валентинович. - В свое время Н.Хрущев сделал метро в Москве чисто утилитарным, вне традиции, где каждая станция становилась дворцом под землей и подсознательно воздействовала на пассажиров. Эстетически и духовно. Я рад, что не испугался ступить на этот путь и "Боровицкая" тоже стала одной из таких станций.
Артем Локалов
15.05. 2020, журнал "Родина"

https://rg.ru/2020....vy.html
Прикрепления: 9036863.jpg (15.2 Kb) · 9825275.jpg (12.8 Kb) · 3566346.jpg (12.2 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: