[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Валентина_КочероваДата: Вторник, 21 Июл 2020, 23:11 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7171
Статус: Offline
В МОСКВЕ ВНОВЬ ЗАМИРОТОЧИЛА КАЗАНСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


В столичном храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором (Пятницкая ул., 4/2 ст.8, м. "Третьяковская") начала мироточить Казанская икона Пресвятой Богородицы. В связи с этим в октябре перед образом будут ежедневно служить акафисты.


Мироточение иконы происходит уже в 4 й раз. Об этом рассказал митрополит Волоколамский Иларион. Он отметил, что первый случай мироточения был зафиксирован в 2016 г., когда в храме после реставрации стали проходить регулярные богослужения. Мироточение продолжалось в течение месяца. Следующий случай был в мае 2017 г., когда в Москве пребывали мощи свт. Николая. Третий случай произошел в ноябре 2018 г. на праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». «А в этом году икона мироточила на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и буквально на этих днях мироточение иконы продолжалось и усиливалось. В связи с этим в течение октября мы будем ежедневно совершать акафист перед иконой, благодаря Пресвятую Богородицу за явленные нам милости», - сообщил митрополит Иларион.
07.10.2019. газета "Православная Москва"
http://orthodoxmoscow.ru/v-moskv....orodicy

21 ИЮЛЯ - ДЕНЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ («Лет­няя Ка­зан­ская»)


21 (8 ст. ст.) июля РПЦ празд­ну­ет чу­дес­ное яв­ле­ние Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. В на­ро­де – «Лет­няя Ка­зан­ская», в от­ли­чие от «Осен­ней Ка­зан­ской» (4 но­яб­ря). Это – один из са­мых по­чи­та­е­мых на Ру­си Бо­го­ро­дич­ных об­ра­зов, но тай­на его до сих пор не рас­кры­та. Об­ре­те­ние и про­слав­ле­ние ико­ны свя­за­но с Ка­за­нью, чем и объ­яс­ня­ет­ся на­зва­ние. Со­глас­но сим­во­ли­че­ско­му пре­да­нию (ко­то­рое не обя­за­тель­но по­ни­мать бук­валь­но), в 1579 г., в этом го­ро­де, неза­дол­го до то­го во­шед­шем в со­став Ру­си, Де­ва Ма­рия яви­лась во сне 9-­лет­ней де­воч­ке Мат­роне, до­че­ри стрель­ца Да­ни­лы Ону­чи­на, и ве­ле­ла вы­рыть из зем­ли Ее ико­ну. Сна­ча­ла рас­ска­зу ре­бен­ка не при­да­ли осо­бо­го зна­че­ния, но по­втор­ные яв­ле­ния убе­ди­ли в ре­аль­но­сти про­ис­хо­дя­ще­го. Вско­ре из-под пе­пе­ли­ща сго­рев­ше­го до­ма из­влек­ли чу­дес­ный об­раз Пре­чи­стой Де­вы. На­пи­сан­ная на дос­ке из ки­па­ри­са, ико­на пред­став­ля­ет по­ясное изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем, вос­се­да­ю­щим на Ее ле­вой ру­ке.


Со­бы­тие об­ре­те­ния ико­ны опи­сал на­сто­я­тель ка­зан­ской Ни­коль­ской церк­ви свя­щен­ник Гер­мо­ген (впо­след­ствии вто­рой рус­ский Пат­ри­арх и свя­щен­но­му­че­ник, † 1612 г.), а на ме­сте яв­ле­ния ико­ны по ве­ле­нию за­во­е­ва­те­ля Ка­за­ни ца­ря Ива­на IV был ос­но­ван Ка­зан­ский жен­ский мо­на­стырь.

Ка­зан­ский Богородицкий мо­на­стырь. 1890- 1900

Наи­бо­лее по­чи­та­е­мы­ми спис­ка­ми (ко­пи­я­ми) с Ка­зан­ской ико­ны бы­ли чу­до­твор­ные об­ра­зы, хра­нив­ши­е­ся в Ка­зан­ских со­бо­рах в Пе­тер­бур­ге и Москве. О каж­дом из них су­ще­ство­ва­ло пре­да­ние, что имен­но дан­ная ико­на бы­ла об­ре­те­на в Ка­за­ни и впо­след­ствии ока­за­лась в сто­ли­це. Пе­ре­не­се­ние яв­лен­ной ико­ны в Моск­ву свя­зы­ва­ют ли­бо с пат­ри­ар­хом Гер­мо­ге­ном, ли­бо с кня­зем По­жар­ским, во вре­мя поль­ско-швед­ской ин­тер­вен­ции имев­шим ее в сво­их вой­сках (1612 г.). По­яв­ле­ние Ка­зан­ской ико­ны в С.-Пе­тер­бур­ге свя­за­но с учре­жде­ни­ем здесь но­вой сто­ли­цы Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства. Ве­ро­ят­но, в наш бо­го­спа­са­е­мый град её при­вез­ла в 1710 г. из Моск­вы ца­ри­ца Па­рас­ке­ва Фе­о­до­ров­на. Дру­гая ко­пия чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри пре­бы­ва­ла в Ка­за­ни – в Успен­ском со­бо­ре Ка­зан­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря, – но 29 июня 1904 г. бы­ла по­хи­ще­на свя­то­тат­ца­ми и бес­след­но ис­чез­ла. Зна­ме­на­тель­но, что это про­изо­шло неза­дол­го до но­вой кро­ва­вой сму­ты в на­шем Оте­че­стве. Тща­тель­ные ро­зыс­ки ре­зуль­та­тов не да­ли. В кон­це XX в. мно­го пи­са­ли и го­во­ри­ли об иконе, на­хо­див­шей­ся в Ва­ти­кане и недав­но воз­вра­щён­ной в Моск­ву. Неко­то­рые на­де­я­лись, что это и есть та са­мая чу­дес­но яв­лен­ная в Ка­за­ни ико­на. Од­на­ко еще до ее воз­вра­ще­ния бы­ло уста­нов­ле­но, что это – до­воль­но позд­ний спи­сок, не ра­нее XVIII в. Дру­гой со­хра­нив­ший­ся, пе­тер­бург­ский, спи­сок ико­ны да­ти­ру­ет­ся при­мер­но тем же вре­ме­нем. Та­ким об­ра­зом, ни один из древ­ней­ших спис­ков вре­ме­ни про­слав­ле­ния Ка­зан­ской ико­ны в кон­це XVI в. по­ка нам вновь не яв­лен.
Юрий Ру­бан, канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Тро­парь празд­ни­ка (в рус­ском пе­ре­во­де)
За­ступ­ни­ца усерд­ная, Ма­терь Гос­по­да Все­выш­не­го! Ты о всех мо­лишь­ся Сы­ну Сво­е­му, Хри­сту Бо­гу на­ше­му, и со­дей­ству­ешь спа­се­нию всех, при­бе­га­ю­щих под Твою мо­гу­ще­ствен­ную за­щи­ту. О, Гос­по­жа Ца­ри­ца и Вла­ды­чи­ца! За­щи­ти и нас всех, обре­ме­нен­ных мно­ги­ми гре­ха­ми, на­хо­дя­щих­ся в ис­ку­ше­ни­ях, скор­бях и бо­лез­нях, ныне пред­сто­я­щих и мо­ля­щих­ся Те­бе со сле­за­ми, с уми­лен­ным ду­хом и со­кру­шен­ным серд­цем пред Тво­им пре­чи­стым об­ра­зом, и име­ю­щих на Те­бя непо­стыд­ную на­деж­ду на из­бав­ле­ние от вся­ко­го зла! Да­руй же всем по­лез­ное и спа­си всех нас, о Бо­го­ро­ди­ца Де­ва; ибо Ты – Бо­же­ствен­ный по­кров Сво­им ра­бам!
https://azbyka.ru/days/p-letnjaja-kazanskaja

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ СВЯТЫНИ
21 июля 2005 г. (День явления иконы Божией Матери "Казанская" (1579), в Казань вернулась переданная в Россию из Ватикана копия чудотворного образа знаменитой Казанской иконы. Одно время именно этот образ считался подлинником, обретенным в Казани в 1579 г. Но совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII в. А что же случилось с оригиналом?

Казань. 12 июля 1904 года. 1 час ночи
Шаркая ногами и кряхтя, по двору Богородицкого монастыря бредет сгорбленный 69-летний сторож Ф.Захаров. Вглядываясь подслеповатыми старческими глазами в ночную тьму, он осматривает соборные храмы монастыря: неотапливаемый («летний») - в честь Казанской иконы Божией Матери, и теплый - во имя святого Николая Тульского. Работа у Захарова была хотя и не слишком денежной, но очень ответственной.


Монастырь хранил чудотворный образ «Матушки Казанской», заступницы Русской земли. Именно ее молили о победе ополченцы Пожарского в 1612 г. и солдаты на Бородинском поле в 1812. Говорили, что сам фельдмаршал Кутузов вынес ее на своем теле из горевшей Первопрестольной. А жуликов вокруг развелось страсть! 3 года назад карманники на Пасху Петропавловский собор подожгли, чтобы в панике обчистить карманы православных. Ничего святого для них нет! А тут одних бриллиантов на иконном окладе, подаренном Екатериной II, говорят, тыщ на 100 целковиков. Скрашивая свое ночное бдение подобными мыслями, старик вдруг услышал царапанье у двери на западной паперти собора Казанской иконы Божьей Матери, в котором хранился чудотворный образ. А затем увидел 4-х воров, громадными зажимами ломавшими замок на входе. Заметив дряхлого старика, к нему бросились двое, с револьвером и ножом в руках. Один из воров был по внешнему облику просто двойником ... В.Ульянова (Ленина). В материалах следствия сохранилась фотография, которую потом печатали казанские газеты.


На ней, со своей любовницей, организатор святотатства Чайкин, он же В.а. Стоян, крестьянин села Жеребец Александровского уезда Екатеринославской губернии, 28 лет, профессиональный вор и грабитель. И если 25-летняя полная дамочка Прасковья Кучерова на фотографии ничем не напоминала Н.Крупскую, то ее сожитель выглядел точь-в-точь как 30-летний Ленин, снявшийся в 1900 г. по возвращении из сибирской ссылки - высокий лоб, переходящий в лысину, бородка клинышком, узнаваемый овал лица и цепкий взгляд! Позже в зале суда газетный репортер так описывал этого рецидивиста, специализировавшегося на церковных кражах: «...красивый молодой мужчина, с умными и выразительными, но в то же время наглыми до дерзости глазами. Он с некоторой важностью разглаживал свои всклоченные волосы, усы и бороду и суетливо, с гримасами начал всматриваться в публику». В том же репортаже газетчик описал и 30-летнего подельника Чайкина, профессионального карманного вора Анания Комова (крестьянина села Долженкова Обоянского уезда Курской губернии): «...юркий, подвижный человек с плутовато-хищным выражением глаз и характерным длинным тонким носом, загнутым кверху».

Именно эти двое, угрожая револьвером и ножом, втолкнули сторожа в церковный подвал и заперли. О дальнейшем скупо сообщает предписание прокурора Казанского окружного суда начальнику жандармского управления: «...около 2-х часов утра совершена в г. Казани, в летнем храме при Богородицком женском монастыре кража 2-х икон: чудотворной Казанской Божией Матери и Спасителя. Обе иконы эти были в драгоценных ризах, ценимых: на иконе Божией Матери до 70 тыс. руб. и на иконе Спасителя до 30 тыс. руб. Кроме того, из 2-х свечных ящиков, через взлом их, было похищено около 600 руб....» В третьем часу ночи опомнившийся старик стал звать на помощь: «Караул, жулики!». Его услышала послушница монастыря Т.Кривошеева. «Оглядите скорее двери у церкви, несчастье у нас большое - воры меня сюда посадили», - горестно произнес старик.

Православные в пропаже иконы увидели дурное предзнаменование, говорили: «Богородица уходит из земли русской». Уже в самый момент обретения иконы 8 (по ст. ст.) июля 1579 г. она вызвала шок у верующих. Конечно, скептики могут оспаривать достоверность рассказа об обстоятельствах ее нахождения в Казани, в недрах сгоревшего дома, 10- летней девочкой Матреной. Но даже атеисты вынуждены признать: у Казанской иконы Божией Матери совершенно иная композиция, чем у всех известных до ее появления изображений - особый поворот головы Богородицы и особое положение Богомладенца. А ведь за соблюдением канонов иконописания строго следили. Когда в XVI в. казанский архиерей увидел новоявленный образ, то сильно удивился, потому что никогда не видел икон такого письма. Икона поразила и И.Грозного, которому отослали список с иконы: «Царь и дети его дивишися зело, яко таковые иконы начертанием нигде не видеша»


Взятие Казани войском Ивана Грозного

И.Грозный приказал соорудить в Казани на месте обретения иконы церковь во имя Пресвятой Богородицы и устроить при ней девичий монастырь. Среди первых монахинь была и нашедшая икону Матрена Онучина, принявшая иноческое имя Мавры. Сын Грозного, царь Федор, в 1595 г. повелел построить при монастыре каменный храм вместо деревянного, а хранителю царских сокровищ Деменьше Черемисинову приказал украсить икону драгоценными камнями, золотом и жемчугом. После освобождения Москвы от поляков князь Д.И. Пожарский поставил список (копию) Казанской иконы Божией Матери сначала в церкви Введения на Лубянке, а затем - в специально построенном для него Казанском соборе на Красной пл., в котором он хранился вплоть до сноса храма в 1934 г.

Еще одна известная копия Казанской иконы Божией Матери в 1798 г. после визита в Казань Павла I была привезена в Петербург. Сначала древний список находился в деревянной часовне на Петербургской стороне, а потом икону перенесли в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 г. ее установили в построенном Казанском соборе, где она до сих пор и находится. 23 июля 1774 г., когда воинство Пугачева бросилось грабить дома и купеческие лавки, обдирая иконостасы в храмах, паля из пушек по кремлевскому Спасскому монастырю, город запылал. Именно в этот момент, как писал Пушкин в «Истории Пугачева», «...преосвященный Вениамин... в Благовещенском соборе, и на коленях со всем народом молил Бога о спасении христиан. Едва умолкла пальба, он поднял чудотворные иконы и, несмотря на нестерпимый зной пожара и на падающие бревна, со всем бывшим при нем духовенством, сопровождаемый народом, обошел снутри крепость. К вечеру буря утихла, и ветер оборотился в противную строну». В это же самое время прилетевшее из крепости ядро разбило одну из пушек, установленную прямо в Богородицком монастыре, а с тыла по пугачевцам ударил отряд Михельсона, гнавшийся за Пугачевым от самого Оренбурга.

За 7 лет до этого поклониться чудотворному образу приезжала сама императрица Екатерина II в сопровождении большой свиты (до 2-х тыс. человек) и всего дипкорпуса. Именно императрица 8 июня 1767 г. возложила по бриллиантовой коронке на чудотворную икону и на местный образ Спасителя. В результате икону украсили 2 ризы: первая из чистого золота, с 18 крупными бриллиантами и 412 драгоценными камнями; другая сплошь унизана жемчугом, с бриллиантовой короной из 479 бриллиантов, 100 алмазов и 1120 др. драгоценных камней. Она и находилась на иконе в ночь похищения. А 11 июня 1798 г. Павел I заложил первый камень в основание нового здания Богородицкого монастыря, на постройку которого он отпустил из казны 25 тыс. руб. Храм строили по проекту великого русского зодчего В.Стасова. Снесли его в сталинские времена...

Казань. Кирпично-3аводская улица, дом Шевлягина.
12 июля 1904 г. Через 5 час. после ограбления.

В новом доме на окраине города, где Чайкин арендовал целый этаж, несмотря на предрассветный час, вовсю кипела работа. Чайкин большим ножом кромсал икону Христа Спасителя, а Комов рубил топором чудотворную икону Казанской Божией Матери. Грабители торопились отделить драгоценные камни и золото от бесполезных для них досок. Когда все было кончено, теща Чайкина, 49-летняя Е.И. Шиллинг (про которую позже газеты напишут: «...некрасивая, отталкивающей наружности старуха, тип старой сводни...») сложила разрубленные иконы в железную печку и подожгла. А в это время монахини монастыря осматривали окрестности в надежде найти следы пропавшей святыни, а газетчики уже набирали тексты с сенсационными репортажами в свежий выпуск новостей.

Поиск по горячим следам результатов не дал. Лишь в соседнем с монастырским двором частном земельном владении Попрядухина было обнаружено 2 кусочка шелковой ленты и около 10 жемчужин. Помогли газетчики. Казанское «Общество трезвости» назначило премию в размере трехсот руб. тому, кто укажет место нахождения похищенной иконы. Прочитавший газетное сообщение смотритель Александровского ремесленного училища В.Вольман 15 июля заявил полиции, что незадолго до того, 5 июля, золотых дел мастер Н.Максимов заказал в мастерской училища щипцы - «разжим для растяжения». Вольман еще тогда подумал: «Зачем ювелиру гигантские щипцы? Ведь его инструменты - пинцет и лупа». А узнав о краже, Вольман решил, что этими щипцами вполне можно было взломать монастырские замки. В тот же день Максимова доставили в полицию. В стенограмме судебного заседания про него записано: «младший унтер-офицер из казанских цеховых, 37 лет, ювелир». В день ареста Максимов как раз пытался продать жемчуг, очень похожий на украденный с ризы Казанской иконы. Поэтому долго отпираться он не стал и назвал подельника - Чайкина. На квартире опытного рецидивиста уже не было. «Теща» заявила полиции, что дочь ее вместе с «мужем» уехали. Казанский полицмейстер Панфилов произвел обыск на квартире Чайкина, но ничего не нашел. Однако все улики вели в эту квартиру, поэтому полиция решила обыск повторить. И не зря. На кухне в русской печке были обнаружены куски пережженной проволоки, в других местах - 205 зерен жемчуга, обломки серебра, 26 обломков серебряных украшений с камнями, 72 золотых обрезка, 63 обрезка серебряной ризы, пластинка с подписью «Спас Нерукотворный»; в зале, в специально выдолбленном тайнике - нитки с жемчугом, 260 отдельных жемчужин, 439 разноцветных камней, несколько серебряных гаек, в чулане - серебряные проволоки и 3 жемчужины; в железной печке - 17 петель, четыре обгоревшие жемчужины, грунтовка с позолотой, обгорелая материя. Кроме того, в квартире обнаружили плавильную лампу и весы.
18 июля в Нижнем Новгороде на пароходе «Ниагара» были задержаны Чайкин с Кучеровой. А 21-го, в день праздника чудотворной Казанской иконы Богородицы, полиция арестовала последнего подозреваемого А.Комова. 8 декабря того же года все преступники были осуждены. До самой своей смерти на каторге в 1917 г. Чайкин утверждал, что сжег икону.

Послесловие:
Собирая материал для этой публикации, я встретился с замдиректора Гособъединенного музея Республики Татарстан Г. А.Милашевским. Он посвятил меня в детали истории с похищением и показал на старой карте дом, где уничтожали икону. Я побывал на этом месте. Там теперь трансформаторная подстанция. Говорил и с кандидатом исторических наук Д.И. Хафизовым, консультировавшим администрацию Казани по вопросам возвращения в Казань того списка иконы, который хранился в Ватикане. Мы стояли у окна городской мэрии, смотрели на здание городского музея и обсуждали детали истории. «Очень хочется вернуть в Казань хотя бы список с иконы, чтобы паломники вновь потянулись в наш город». - говорил мой собеседник. 31 августа 2004 г. в Успенском соборе Кремля делегация Ватикана передала Патриарху Московскому и всея Руси Алексию список Казанской иконы. 20 июля Патриарх привез икону в Казань.


Крестный ход с Казанской иконой Божией Матери от Благовещенского собора Казанского кремля до Крестовоздвиженского храма Богородицкого монастыря.

А 21 июля 2005 г., когда состоялись торжества по случаю празднования 450-летия Казанской епархии, Патриарх Алексий отслужил в Благовещенском соборе Божественную литургию перед Казанской иконой Божией Матери. Казанский образ, возвращенный в Россию в 2004 г. из Ватикана, одно время считался подлинником, обретенным в Казани в  1579 г. Но совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII в. Эта икона была продана в Лондоне русским купцом Шевлягиным, уехавшим из России после революции. В 1970 г. она была передана в церковь Девы Марии в Фатиме (Португалия), а в 1981 подарена Папе Римскому Иоанну Павлу II. В его покоях икона находилась 11 лет. В России было 3 особо чтимых образа Казанской иконы (чудесно обретенная и 2 списка с нее):
1Явленная икона в Казани – находилась в Богородичном монастыре. Похищена и уничтожена в 1904 г.
2Икона князя Дмитрия Пожарского. Отряд ополченцев, пришедший к Минину и Пожарскому из Казани, принес с собой список Казанского образа. Ситуация в войске была таковая, что нужно было не только освобождать Москву, занятую поляками, отбивать новые приближающиеся польские войска, но и смирить разгул, пьянство среди казаков и ополченцев, ранее прибывших под Москву. После трехдневного поста и молитвы всего войска перед Казанской иконой Москва была освобождена. Сейчас этот образ находится в московском Богоявленском соборе в Елохове.
3. Петербуржский список. Петр I считал Казанскую икону особой покровительницей основанного им города, он верил, что благодаря молитве перед ней смог одержать победу над шведами под Полтавой в 1709 г. В 1812 году М.И. Кутузов молился у Казанской иконы. 22 октября (4 ноября по н. ст.) в день празднования Казанской иконы Божией Матери, русские войска под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. В этот день выпал первый снег и начались сильные морозы, так губительно повлиявшие на французов. Этот образ находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
Валерий Курносов
21.07. 2015. журнал "Фома"

https://foma.ru/istoriya-gibeli-kazanskoj-ikonyi.html

СЕКРЕТНАЯ МИССИЯ СЫЩИКА КОШКО
Новый взгляд на давнее дело о похищении Казанской иконы.

Тогда местная полиция быстро поймала главных виновников - крестьянина В.Стояна и его сообщника А.Комова. Улики были налицо: жемчуг, изумруды и золото из ризы чудотворного образа. Но саму икону не нашли. Стоян заявил, что разрубил её на части и сжёг в печи. Зачем? Якобы ради «эксперимента». Он был воинствующим атеистом и хотел убедиться, что за уничтожение святыни Бог его не накажет. О том, что он сжигал в печи какие-то «щепки», сказала и его 9-летняя падчерица. Правда, ранее она утверждала, что икону куда-то выбросили: то ли утопили, то ли закопали. И всё же следствие согласилось с версией сожжения. Уже тогда среди верующих пошли разговоры о том, что похищение могло быть хитроумно спланировано. Якобы преступнику достались драгоценности, а святыню у него выкупили старообрядцы. Для чего им это понадобилось? Многие верили, что обладание чудотворным образом принесёт особую благодать и изменит жизнь к лучшему.

И действительно, уже в следующем, 1905 г. царь принял манифест, уравнявший старообрядцев в правах с официальной Православной церковью. Такой свободы у них ещё никогда не было. В представлении многих верующих это было связано с заступничеством Божией Матери, чей образ тайно хранился в Казани. До революции многие люди пытались частным образом продолжить расследование и найти икону. С этой же целью в Казань прибыл начальник Московской сыскной полиции Аркадий Кошко, имевший славу «русского Шерлока Холмса». то же ему удалось выяснить?

Из допроса казначея Казанского монастыря монахини Варвары (Клесовой) следовало, что у В.Стояна имелся «заказчик» - местная купчиха, миллионерша Аграфена Шамова. По словам монахини, купчиха не пожалела денег и вошла в сговор с двумя влиятельными лицами — с городским полицмейстером и с игуменьей монастыря Маргаритой. Именно поэтому икону удалось так легко украсть, а следствие так быстро согласилось с тем, что её сожгли. На самом деле святыню передали старообрядческой общине. Более того, московский сыщик Николаев втёрся в доверие к членам этой общины, выдавая себя за приверженца старой веры. И ему открыли секрет: святой образ цел и хранится в молельне у Шамовой. Сыщик уговаривал позволить ему приложиться к святыне. Но его раскрыли, и операция сорвалась.

Похожая ситуация случилась и с Аркадием Кошко. В Казань он прибыл неофициально, к местным властям не обращался, полагая, что они не заинтересованы в установлении истины. С участниками загадочной истории беседовал в номере гостиницы. Но сарафанное радио работало быстро: через несколько дней весть о «русском Холмсе» облетела город. Дальше действовать не имело смысла: образ наверняка надёжно перепрятали, а всех, кто мог сказать правду, предупредили. И всё же Кошко удалось узнать важную деталь. Оказалось, что В.Стоян был знаком с Шамовой. А до похищения этот одиозный персонаж, уже замеченный в воровстве, приходил в Казанский монастырь, и его принимала игуменья Маргарита.

Любопытна судьба тех, кто причастен к альтернативной версии похищения. Историк Н.Крылов отмечает, что игуменью Маргариту, которую подозревали в сговоре, вскоре отстранили от руководства обителью и отправили на покой. Но в церковных документах почему-то не сказано, куда именно. Обычно бывшие игуменьи доживают последние годы в стенах монастыря. Однако матушка жила в каком-то другом месте. В каком? Не исключено, что комфортные условия для пожилой женщины обеспечила купчиха Шамова или её единоверцы. Ещё одна странность: новой игуменьей Казанского монастыря назначили монахиню Варвару — главного обвинителя игуменьи Маргариты и миллионерши Шамовой. Возникает впечатление, что церковное начальство не разделяло официальную версию о краже иконы. Впрочем, к Шамовой претензий не предъявляли. Даже если икона хранилась у неё, оснований для нового следствия, допросов и обысков не нашли. Москва не захотела вмешиваться в сложившиеся связи через голову местных властей. Шамова продолжала успешно вести свой бизнес, активно занималась благотворительностью, ей даже присвоили звание почётного гражданина Казани. Значит ли это, что святой образ уцелел? Однозначно ответить нельзя, но факт остаётся фактом: убедительных доказательств того, что икону уничтожили, нет. Свидетельства противоречивы, а главное - Стоян не имел никаких причин её сжигать. Он был опытный вор и знал, что дорого за это поплатится.

- Ранее он уже несколько раз крал иконы, но никогда их не уничтожал, ведь это считалось святотатством и за такое выносили суровый приговор. А за кражу украшений с образа — всего 3 года каторги. Поэтому воры обычно снимали драгоценности и отправляли в полицию анонимную записку: икона находится в таком-то месте. Почему же Стоян действовал иначе? — рассказывает казанский историк Д.Хафизов.
Найденные в петербургском архиве протоколы заставляют ещё раз вернуться к этой истории. Большинство специалистов не спешат с окончательными выводами, говорят, что нужны новые исследования. Историк Н.Крылов отмечает, что в протоколах есть ценная информация - точное описание подлинника Казанского образа. Следователь А.Кошко заставил монахиню Варвару, ежедневно молившуюся перед иконой, припомнить мельчайшие подробности: отбитый левый угол, царапины на шее и на лбу изображения Богородицы, буквы на обороте. И теперь, если первообраз найдётся, определить его подлинность не составит труда.
Михаил Устюгов
24.04 2018. газета "Крестовский мост"

http://www.krest-most.ru/?c=article&id=727
Прикрепления: 3582928.jpg (17.2 Kb) · 6431396.jpg (12.9 Kb) · 2023516.jpg (21.9 Kb) · 9986486.jpg (26.5 Kb) · 8154580.jpg (14.2 Kb) · 6256612.jpg (21.9 Kb) · 9763513.jpg (25.2 Kb) · 6003171.jpg (16.1 Kb) · 6469288.jpg (15.8 Kb) · 5693129.jpg (15.9 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Вторник, 30 Ноя 2021, 22:45 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7171
Статус: Offline
КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ОСТАЛСЯ ЛИ ХОТЬ КАКОЙ-ТО ШАНС ЕЕ НАЙТИ?
Неизвестное о почитаемом образе

Как икона Божией Матери Казанской появилась в Казани? В начале XX в. ее украли - есть ли шанс ее найти? Об этом мы говорим с Н.Н. Чугреевой, старшим научным сотрудником Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. А.Рублёва, специалистом по Казанской иконе Божией Матери. В этом году вышло переиздание ее статей, посвященных иконе Богородицы Казанской. 

- Наталия Николаевна, как та самая обретенная икона, о которой во сне сообщила девочке Матроне Сама Богородица и которая была найдена на пепелище дома, попала в Казань?
- Точно мы этого не знаем. По свидетельству Пискаревского летописца, составлявшегося в 1-й трети XVII в. на основании различных источников и устных преданий, икона «Пречистая Казанская» была привезена в Казань из Великого Новгорода. Когда царь И.Грозный пленил Новгород в 1570 г., среди его войска был татарский мурза, который взял с собой некую девицу и привез ее в Казань. А та взяла с собой свою почитаемую икону. Поскольку в 1570-х годах в Казани обстановка была непростой, девица, почувствовав, что умирает, решила спрятать образ в земле, чтобы его не осквернили. Кто знает, может быть, все так и было. 8 июля 1579 г. образ Богородицы после пожара в Казани обрела в земле девица Матрона. На месте явления чудотворного образа по повелению царя Иоанна Грозного был основан Девичий монастырь. Это достоверные свидетельства, о них нам известно из Повести, написанной «самовидцем» обретения образа, первым митрополитом Казанским Ермогеном, впоследствии патриархом-мучеником.

- Москву в 1612 г. освобождали с обретенной в Казани иконой или со списком?
- Находившаяся в полках второго земского ополчения К.Минина и князя Д.М. Пожарского икона Богородицы Казанской, прославившаяся с 1611 г. чудотворениями, была списком с Явленного образа. Летом 1611 г. по благословению Патриарха Ермогена она была принесена с казанским ополчением из Казани в Москву. А весной 1612 г. полки Минина и князя Пожарского двинулись с этим образом из Ярославля, где находился тогда этот чудотворный список, на освобождение столицы. С 1636 г. московская святыня обрела свое постоянное место в каменном соборе во имя иконы Богородицы Казанской на «Пожаре» - площади, позднее получившей название Красной. Об этом я писала еще в статье 1999 г., меня интересовали именно чудотворные списки, их судьба. Потому что со многими списками в литературе была путаница. В старых изданиях XIX в. прикладывались иллюстрации, которые не соответствовали написанному. Поэтому никто и не мог понять, что это за Казанская икона, с которой была освобождена Москва. Было известно, что Московская чудотворная Казанская икона по своим размерам была немного больше Явленной и потом дважды поновлялась - в 1687-88 г. и в 1754-м. В архиве Петербурга хранится фотография этой иконы. И на ней видны надписи о 2-х поновлениях иконы, которые располагались на нижнем поле. Так что все сошлось. Очень радостно было найти зримое доказательство, что это та самая икона. Явленная же икона все время находилась в Казани до ее кражи в 1904 г. и никогда не реставрировалась.


«Обретение иконы Богородицы во граде Казани»

-  Остался хоть какой-то шанс ее найти? 
- История ее поисков достаточно хорошо известна. Ее очень хотели найти к 300-летию Дома Романовых, к 1913 г. Этим много лет занимались чиновники особых поручений министерства внутренних дел департамента полиции, но безуспешно. Даже по публикациям 1904–1905 гг. судебного процесса в Казани трудно понять, уничтожена святыня или нет. Глава шайки грабителей В.Стоян (под чужим именем - Чайкин, в старое время был такой разбойник в Казанском крае) во время процесса сознавался лишь в покупке краденых драгоценностей оклада от иконы. А когда Стоян уже сидел в тюрьме, то он давал противоречивые показания: то говорил, что икону сжег, то заявлял обратное. Если бы икона сохранилась и мы могли ее видеть, то можно было бы понять, к какому времени она относится, и подтвердить это с помощью современных исследований. Но, к сожалению, ее нет, и мы о ней можем судить только по ранним сохранившимся спискам, которые относятся к последней четверти XVI в. Сам образ известен нам только по архивной фотографии конца XIX в. - икона в окладе, с темным ликом (с почерневшим верхним слоем олифы), который нельзя рассмотреть. Мне иногда пишут люди, что вот, нашлась Явленная икона. Присылают изображения, и видно - это более поздняя икона, не XVI в. Может быть, святыня где-то и находится «под спудом»: существуют свидетельства, что ее выкупили старообрядцы, очень почитавшие ее. Хотя вряд ли это могло бы остаться неизвестным в сегодняшнее время. 

- Для верующих так ли важно - та самая икона или не та?
- Каждая икона может обладать даром чудотворения, даже бумажная. Но когда утрачиваются святыни, которым молились на протяжении столетий, в нашей религиозной жизни образуются пустоты. Святыня - это великое благо, а утрата святыни - боль.

- Утрачен не только обретенный образ, но и некоторые древние списки? 
- Да, икона, с которой была освобождена Москва, была украдена из Казанского собора на Красной пл. в 1918 г. Чудотворная Ярославская Казанская икона около 1588 г., с которой во время Смуты в 1609 г. освободили Ярославль от интервентов, украдена из Ярославского Казанского монастыря в 1925 г. От нее сохранилась только рама с клеймами, где представлена история Явленной иконы, а в нижних клеймах - история этой Ярославской иконы (рама хранится в Ярославском худ. музее). Была очень почитаемая Табынская Казанская икона Божией Матери.


Это загадочная икона, возможно, древняя, явившаяся у отрогов Уральских гор. С ней совершались самые продолжительные крестные ходы в России, ее почитала царская семья. Так, в 1891 г., когда праздновалось 300-летие Уральского казачьего войска, цесаревичу Николаю Александровичу был торжественно преподнесен список этой иконы в серебряном окладе в память его чудесного избавления от смерти после удара сабли в Японии 29 апреля 1891 г. Во время Гражданской войны чудотворная Табынская икона находилась в армии атамана А.Дутова, что привлекало в войско множество верующих. При отходе Белой армии она попала в Китай. Известно, что в 1945 г. святыня находилась в Харбине. 


Существует фотография образа в окладе во время крестного хода с ней в Китае в 1955 г. Видимо, Табынская икона была утрачена в 1960-х годах во время китайской «культурной революции».

- Вы первая из историков искусства, кто сказал, что икона Божией Матери Казанская, которую в нулевых Ватикан только собирался передать России, - не «та самая»  Явленная, как тогда утверждали очень многие. Но вы ведь тогда не видели саму икону?
- Да, я видела только фотографии и еще у меня были данные о ее размере и реставрационных исследованиях - о том, что ее красочный слой не имеет позднейших записей. И это позволило сделать вывод, что она не Явленная. Икона была вывезена из России после революции, странствовала. Потом владельцы предлагали выкупить ее известному православному иерарху, архиепископу Сан-Францисскому и Западно-Американскому Иоанну (Шаховскому). Он считал, что это та самая, Явленная, обретенная в 1579 г. в Казани, икона, и хотел построить для нее храм, но для этого не удалось собрать денег, хотя был создан специальный комитет по сбору средств для постройки православного храма.


Копия Казанского образа, оставшаяся в русской церкви в Фатиме. 

В итоге ее выкупила католическая религиозная организация мирян «Блю Арми» (Голубая Армия Девы Марии, явившейся в Фатиме) и временно поместила икону в Фатиме, в Португалии, до тех пор, пока не наступит время для передачи ее РПЦ, духовным достоянием которой она является. В Фатиме, особом для западного мира месте, где, как верят католики, было явление Самой Богородицы, множество паломников поклонялись почитаемому Казанскому образу. В 1993 г. организация «Блю Арми» передала икону Папе Римскому Иоанну Павлу II в его полное распоряжение. Времена в России изменились, Православная Церковь перестала быть гонима, но передача иконы затягивалась. В Ватикан поехала комиссия из России, подтвердила заключение о том, что это список 1-й половины XVIII в., и после этого икону передали в Россию, но уже без визита Папы Римского, как планировалось. Так что научные исследования могут влиять на важные политические события. Стоит посмотреть на «ватиканский» образ, как становится понятно (зная, что на иконе нет записей), что это икона 1-й половины - середины XVIII в. Кроме того, ее размер больше Явленного образа.


После передачи иконы из Ватикана в Москву, по благословению Патриарха Алексия II, она была привезена в Казань. Это способствовало восстановлению Казанского монастыря. Сейчас она находится в Казанском Богородицком монастыре, в новом Казанском соборе, освященном 8/21 июля 2021 г.

- Какие из известных старинных чудотворных списков иконы существуют и сегодня?
- Например, икона из Вознесенского монастыря Московского Кремля (разрушен в 1929 г.). Она сейчас выставлена в Оружейной палате Кремля. В ее в окладе - частицы Ризы и волос Богородицы. Оклад 1717 г. был сделан по заказу схимонахини Вознесенского монастыря Иоанны Барятинской. Сначала икона находилась у нее в келье, затем Барятинская испросила разрешение и выстроила для иконы небольшой Казанский храм в самом монастыре. По молитвам перед иконой совершалось множество исцелений. Но недоброжелатели обвинили схимонахиню Иоанну в распространении ложных слухов о чудесах. По Синодальному указу от 23 июля 1721 г. было велено разобрать Казанскую церковь. Однако через 8 лет монахиня Иоанна опять подала прошение в Синод, чтобы ей разрешили вновь построить храм на собственные средства, разрешение было получено и храм вновь выстроен. А когда после войны 1812 г он обветшал, чудотворную икону поставили в Казанском приделе вновь выстроенной Екатерининской церкви Вознесенского монастыря. Ныне эта икона – одна из наших святынь. Петербургский список Казанской иконы 1-й четверти XVIII в. - одна из главных святынь Санкт-Петербурга.


Эта икона была привезена из Москвы царицей Прасковьей Феодоровной, вдовой старшего брата Петра I царя Иоанна V Алексеевича. В 1811 г. образ был поставлен в новом освященном Казанском соборе на Невском проспекте. Перед ним молился, отправляясь в действующую армию в 1812 г., генерал-фельдмаршал князь М.Голенищев-Кутузов. Ныне к Петербургской Казанской иконе притекает множество людей со всех концов России.

- Бывает, что неожиданно находятся утраченные списки?
- Да. Например, в запасниках Иркутского худ. музея обнаружилась икона, которая почиталась в тех местах - Иркутская Казанская. Ее сразу нельзя было узнать, потому что она позднее была записана. Бывает наоборот, когда считалось, что образ древний, а он более поздний. Эта история связана с Казанским образом из церкви св. Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, на Арском кладбище в Казани - единственной действующей церкви в Казани в конце 1930-х годов и в военные годы. Эта Казанская икона происходит, по всей видимости, из Казанского девичьего монастыря. Считалось, что это один из ранних списков с Явленного образа. Поскольку икону закрывает оклад, а лики под слюдой, нельзя было понять, к какому времени она относится. В 2002 г. удалось ее увидеть без оклада. Икона оказалась середины XVIII в. Ныне она, как и прежде, остается одной из самых почитаемых в Казани.

- Расскажите еще об образах иконы Казанской Божией Матери, связанных с царской династией Романовых.
 - Одна из самых известных сохранившихся Казанских икон написана знаменитым царским изографом Симоном Ушаковым в 1676 г. для царицы Н.К. Нарышкиной, матери царя Петра I. В 1694 г. этот образ был помещен в киот и вложен в Иосифо-Волоцкий монастырь (сейчас икона в киоте находится в Эрмитаже). Поскольку дата киота совпадает с годом кончины царицы, то, по всей видимости, икона была вложена в монастырь на помин ее души. После первого покушения на жизнь императора Александра II 4 апреля 1866 г., в память об его избавлении, был написан образ святых, празднование которых совершалось 4 апреля - прп. Иосифа Песнописца и Георгия Малеина, обращенных к иконе Богоматери Казанской (икона сейчас хранится в Третьяковской галерее). День прп. Иосифа Песнописца, кроме того - день именин подмастерья Иосифа (Осипа) Комиссарова (из крестьян Костромской губернии), не давшего совершиться выстрелу террориста в шедшего из Летнего сада к карете императора Александра II. 

- Почему икона Казанской Божьей Матери известна буквально по всей стране, ее знают и почитают даже люди, далекие от православия?
- История Казанской иконы Богородицы - фактически история России: она связана со многими важными событиями русской истории, важными военными победами. С ней была освобождена Москва от поляков в 1612 г., в 1709 г. во время Полтавской баталии царь Петр I просил принести на поле чудотворную Каплуновскую Казанскую икону Богородицы. Не случайно возводились значимые соборы - Казанский собор на Красной пл. в Москве, огромный Казанский собор в Петербурге. С иконой связаны события войны 1812 г., Крымской войны, Первой мировой, Второй мировой. Казанский образ - воинский.Эта икона особо почиталась династией Романовых, которая и появилась под знаком Казанской иконы. Когда строились новые русские города, особенно пограничные, туда часто отправлялись списки именно этой иконы. Так, царь Алексей Михайлович послал к основанию Пензы, входившей в оборонительную Симбирскую линию, Казанскую икону из своих царских чертогов (она сохранилась). В 1721 г. именно в празднование «осенней Казанской» 22 октября царь Петр I был провозглашен Императором, так что русская империя родилась в день Казанского образа. И в этом году, 4 ноября мы празднуем 300-летие этого важнейшего исторического события. Казанская икона Божией Матери настолько прославилась чудотворениями, что к ней прибегали даже иноверцы, это известно, например, из истории Табынской иконы, почитавшейся особенно на Урале и в Сибири. Особо надо отметить почитание Казанского образа в Русском зарубежье.
Оксана Головко
04.11. 2021. Правмир

https://www.pravmir.ru/kazansk....e-najti
Прикрепления: 4477149.jpg (32.0 Kb) · 5783276.jpg (20.9 Kb) · 5116703.jpg (23.4 Kb) · 5065280.jpg (18.4 Kb) · 6680946.jpg (27.1 Kb) · 6982892.jpg (20.5 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: