Валентина_Кочерова | Дата: Пятница, 21 Авг 2020, 22:01 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7171
Статус: Offline
| В ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ БУДЕТ ПРИНЕСЕНА ЧУДОТВОРНАЯ ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
1 сентября 2018 г., в день чествования Донской иконы Божией Матери, в Москве пройдут торжества по случаю престольного праздника Донского ставропигиального мужского монастыря. По сложившейся традиции для молитвенного поклонения верующих в Донской монастырь из Третьяковской галереи будет принесена чудотворная Донская икона Божией Матери. Принесение святыни состоится по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Святыня будет пребывать в Большом соборе Донского монастыря с 14:00 31 августа до 12:00 3 сентября Все это время перед иконой будут совершаться молебны с чтением акафиста. Начало Божественной Литургии в Большом соборе в 09:00. В 19:00 в сквере перед Донским монастырем начнется муз. фестиваль, в котором примут участие известные и молодые муз. коллективы.
Икона XIV в. предположительно принадлежит кисти прп. Ф.Грека. В летописях сказано, что икона была передана св. блг. князю Димитрию Донскому перед Куликовской битвой «казацами» - «народом христианским воинского чина». С тех пор Донская икона Божией Матери почиталась как защитница Отечества. В 1591 г. в память о заступничестве Пресвятой Богородицы за град Москву было начато строительство Малого собора, первого каменного сооружения будущего Донского монастыря. С этого времени ежегодные крестные ходы из Московского Кремля в Донскую обитель, в которых принимали участие цари и члены царствующего дома, стали традицией. После возрождения Донского монастыря была возрождена и традиция принесения Донской иконы в стены обители для молитвенного поклонения. http://donskoi.org/2018/08/16017
ДОНСКУЮ ИКОНУ ИССЛЕДОВАЛИ ДЕСЯТЬ ЛЕТ Результаты оказались неожиданными. Более 10 лет в Третьяковской галерее изучали икону, перед которой в трудные времена молились русские цари, начиная с И.Грозного. Итог исследований - уникальный труд искусствоведа Л.Нерсесяна и реставратора Дм. Суховеркова. В нём есть что-то от детектива: интрига, версии и «улики», найденные при помощи современных технологий. Какие же секреты удалось открыть?
Богоматерь Донская. Феофан Грек. 1380-1390-е годы. Москва. В соответствии с традицией, ежегодно в праздник Донской иконы Божией Матери, 1 сентября (19 августа ст. стиля), в Донской монастырь из Третьяковской галереи доставляют Донскую икону.
Версия о том, что именно эта святыня помогла князю Дм. Донскому одолеть Мамая, не подтверждается. Все данные говорят, что образ был написан после смерти князя, в начале 1390-х годов. Возможно, икону заказала вдова, княгиня Евдокия, в память о муже и о его славной победе. Позже летописцы чуть «подправили» хронологию и поместили образ в гущу Куликовской битвы. Впервые летопись упоминает о Донской иконе в 1552 г Собравшись идти с войском на Казань, молодой И.Грозный побывал в коломенском Успенском соборе и долго перед нею молился. Уже тогда утвердилась версия о роли святыни на Куликовом поле. Теперь «непобедимой Воеводе» предстояло укрепить русских в борьбе с наследниками Орды. После победного взятия Казани царь распорядился перенести Донскую из Коломны в Москву. Её поместили в Благовещенском соборе Кремля. Во время военных кампаний не раз брали с собой, служили молебны в походных храмах. Самый известный случай - когда русские, помолившись перед этим образом, разгромили крымского хана Казы-Гирея. Его войска вплотную подступили к Москве, стояли на Воробьёвых горах. Наши воины, не дожидаясь рассвета, глубокой ночью вдруг принялись палить из всех пушек. Ошеломлённые враги в панике бежали. В память о чудесном событии на том месте, где находилась икона, основали Донской монастырь.
Ещё одна легенда связана с автором: им считался знаменитый мастер, приехавший к нам из Византии, - Феофан Грек. Впервые эту гипотезу высказал в 1918 г знаток искусства И.Грабарь. Особых аргументов у него не было, но сведений о других византийских мастерах, работавших в Москве, просто не сохранилось. И, не имея иных имён, специалисты приписывали ему некоторые иконы того времени. Однако в случае с Донской возникли новые обстоятельства: рентгенография, съёмки под микроскопом и в инфракрасных лучах показали, что состав пигментов и способ наложения красок при создании этого образа уникальны. Более того, на оборотной стороне Донской иконы находится образ Успения, написанный другим мастером, менее искусным. Впрочем, сравняться с автором главного лика вряд ли возможно: это абсолютный шедевр. И художественный, и богословский. На первый взгляд Донская икона похожа на Владимирскую - та же склонённая голова Девы, приникший Младенец. Но насколько различны эти образы! Скорбная, прозревающая жертвенную судьбу Сына Владимирская и радостная, торжествующая Донская. Как же автору удалось, не нарушив правил, передать совсем другое настроение?
Богоматерь Владимирская. 1-я треть XII в. Константинополь
Иконописец работал для того, чтобы верующим открылся иной, неземной мир. В его творении заложена сложнейшая богословская программа. Пальчики правой руки Младенца согнуты: Он, обнимая, благословляет Мать. В левой руке у Него свиток - символ Слова. На Владимирской иконе такого нет. Сам Младенец весь светится от золотых штрихов на одежде. Что это значит? Христос представлен здесь не как жертва, а как Предвечный Бог и Небесный Царь. Благословляя Богоматерь, Он является в полноте Божественного величия, как бы предвосхищая грядущий поход за Её душой. Таким образом обе стороны иконы оказываются связаны общим содержанием.
Особое значение имеют руки Богородицы. Правая широко раскрыта, на ней уверенно сидит Младенец, - это прообраз престола, на котором воссядет воскресший Спаситель. Левая сжимает край хитона Младенца, фокусируя внимание на блистающих складках - символе «новых одежд», в которые облачатся праведники в Царствии Небесном. В небесную славу облечена и Сама Богоматерь. Об этом свидетельствуют и сияние Её лика, и украшения на мафории - золотой кайме с тончайшей кружевной бахромой и греческой надписью. Так вот почему от иконы рождается дивное ощущение радости: перед нами торжество Христа и Марии, облечённой в позлащённые ризы. Учёным так и не удалось точно установить имя автора. Возможно, это всё же Ф.Грек, которого современники называли преславным мудрецом и философом.
Неизвестна судьба святых мощей, которые были помещены в нижний край иконы и закрыты воском. Ещё в 1914 г. они были на месте, а в 1918-м образ поступил на реставрацию уже без них. Может, кто-то из революционных пролетариев искал там драгоценности? Ещё одна безвозвратная утрата - великолепный убор: 600 огранённых изумрудов, крупный жемчуг, рубины. Этот шедевр ювелирного искусства, созданный русскими умельцами при Петре I, разорили солдаты Наполеона. А после 1917 г. пропала вся риза. И самое загадочное - надпись на одежде Богородицы. 24 греческие буквы, которые невозможно рассмотреть посетителю Третьяковки. Что это? Начальные буквы молитвы? Зашифрованное послание автора, ключ к пониманию его замысла? А может, иконописец пытался указать своё имя? Последнюю версию учёные единодушно отвергли: в те времена художники не подписывались, справедливо полагая, что созданное ими - от Бога. Михаил Устюгов http://www.krest-most.ru/?c=article&id=703 http://www.vidania.ru/icon_tretyakovskaya.html
4 сентября 2020 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Донской монастырь будет принесен ковчег с частицей мощей свт. Луки (Войно-Ясенецкого), исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского. Торжественная встреча мощей состоится 4 сентября в 8:00.
С 4 по 9 сентября святыня будет находиться в Большом соборе Донского монастыря. Поклониться мощам можно будет с 7:00 до 21:00. Проводы мощей – 10 сентября в 7:30.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877 – 1961 гг.) – один из самых почитаемых святых, живших в XX веке. Архиепископ Симферопольский и Крымский, духовный писатель; выдающийся хирург XX в., автор мед. трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, доктор мед. наук, профессор; лауреат Сталинской премии 1-й степени. Человек, который 11 лет провел в ссылках и тюрьмах. Совершив жертвенное служение людям в качестве выдающегося хирурга своего времени, он и ныне утешает обращающихся к нему с просьбами о помощи в различных болезнях и немощах. 30.08. 2020. Оф.сайт Донского монастыря http://donskoi.org/2020/08/31394
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 11 Апр 2022, 18:01 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7171
Статус: Offline
| РЕСТАВРАТОРЫ ВЕРНУТ ГЛАВНОМУ СОБОРУ ДОНСКОГО МОНАСТЫРЯ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЛИК
Красный цвет – как символ главного собора Донского монастыря столицы – вскоре исчезнет. Реставраторы, которые уже несколько лет занимаются восстановлением обители, провели исследования, и установили, что до середины XIX в. церковь в честь Донской иконы Божией Матери была белой. Главный архитектор Донского монастыря С.Демидов в интервью рассказал о планах вернуть собору исторический облик. Стены будут перекрашены, изменятся и купола. До сих пор все они были медными и со временем потемнели. На центральном куполе планируют восстановить позолоту. Боковые – перекрасят в голубой цвет. На них также появятся накладные золотые звезды. Именно так выглядел собор в XIX в.
Сейчас также ведутся работы по реставрации 5-ти башен монастыря и северных ворот с надвратной церковью в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Мария Максимова 01.04. 2022. газета "Православная Москва" http://orthodoxmoscow.ru/restavr....j-oblik
ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПРИБУДЕТ ИЗ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ В ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ 1 сентября, в день чествования Донской иконы Божией Матери, в Москве пройдут торжества по случаю престольного праздника Донского ставропигиального мужского монастыря. Принесение святыни состоится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Минкультуры РФ и Третьяковской галереи .Донская икона Божией Матери будет пребывать в Большом соборе Донского монастыря с 14:00 31 августа до 10:00 2 сентября, где перед святым образом будут совершаться молебны с чтением акафиста. В день праздника будут совершены 4 Божественные литургии в Большом соборе обители: в 00:00, 06:30, 09:00 и в 09:30 в храме Архангела Михаила. Торжественная Литургия начнется в 09:00, по окончании богослужения – молебен у чудотворного образа.
http://donskoi.org/2022/08/56301
X ЮБИЛЕЙНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
1 сентября в 19:00 в сквере у Донского монастыря, пройдет X юбилейный фестиваль, посвященный прибытию иконы Донской Божией Матери из Третьяковской галереи и Престольному празднику монастыря. Фестиваль проводится по инициативе Молодежного клуба «Донской» п/р иеромонаха Космы (Афанасьева).В юбилейном фестивале примут участие: Группа «Манго-Манго», Умка, М.Башаков, ансамбль «Казачий круг». Ведущие: Тутта Ларсен и Андрей Бухарин. За 10 лет существования фестиваль пережил смену формата, пандемию, обрел свою идентичность и , как следствие, свою публику. Архитектурный ансамбль древних стен Донского монастыря в сочетании с живой музыкой обеспечивают неповторимую атмосферу на мероприятии. Вход свободный. http://donskoi.org/2022/08/56318
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 29 Окт 2023, 11:16 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7171
Статус: Offline
| ЗАВЕРШЕНА РЕСТАВРАЦИЯ ФАСАДОВ БОЛЬШОГО СОБОРА ДОНСКОГО МОНАСТЫРЯ
В 2021 г. фирма «Архитект Проект» приступила к реставрации фасадов Большого Донского собора, опираясь на проект, разработанной ООО «АРМ “Фаросъ”». Осенью 2023 г. работы продолжительные и сложные работы по восстановлению первоначального облика храма были завершены. За время реставрации были проведены работы по очистке фасадов от поздних покрасок, цементных домазок, расчищены швы. После расчистки от поздних покрасок были проведены исследовательские работы по обнаружению первоначальной окраски собора. были выполнены работы по вычинке лицевой кирпичной кладки стен собора. Полностью утраченные, а также потерявшие прочность кирпичи заменены на новые реставрационные с использованием специально изготовленного большемерного кирпича, полностью совпадающему по своим размерам с древним.
После выполнения работ по вычинке кирпичных фасадов галереи, четверика собора, барабанов глав и ризницы все поверхности были обмазаны специальным известковым раствором, а затем покрашены колером. Проведены работы по восстановлению белокаменного декора собора. Все белокаменные поверхности обработаны гидрофобной жидкостью, предохраняющей детали от намокания. В галереи собора установлены новые оконные блоки со стеклопакетами, оконные рамы собора и барабанов с наружных сторон очищены от старых покрасок, мелкие дефекты и сколы зашпатлеваны и вновь окрашены в колер. Отреставрированы откосы оконных и дверных проемов. В 2023 г. было начато золочение куполов и крестов. Их покрыты лаком «Мордан», на который были наклеены тончайшие листы сусального золота. Малые купола были окрашены колером, на поверхность боковых куполов смонтированы вызолоченные звезды, изготовленные по старым образцам.
Таким образом, в ходе проведенных ремонтно-реставрационных работ, собору был возвращен вид, который он имел в конце XIX в. 16.10. 2023. https://donskoi.org/news/restavratia
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Вторник, 16 Апр 2024, 10:06 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7171
Статус: Offline
| КАК ИДУТ РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ В ДОНСКОМ МОНАСТЫРЕ К 2025 г. предстоит завершить восстановление нескольких объектов. Реставраторы приступили к работам на фасадах Донского монастыря. Западные въездные ворота с надвратной церковью в честь праведных Захарии и Елизаветы и колокольней. С 50-метровой высоты, как на ладони, отреставрированный в прошлом году Большой собор. Такого же оттенка сусальным золотом покроют и купол колокольни. Сейчас его обивают медью. На фасаде колокольни реставраторы занимаются вычинкой кирпичной кладки: старый разрушенный кирпич заменяют на новый, но не простой, а специальный – реставрационный. Последний ремонт проходил в советское время, в 1980 г. И, естественно, это проводилось хозспособом, поэтому очень много цементных вставок, очень много замен утраченного белого камня кирпичной кладкой. Сейчас это всё восстанавливается.
В этом году начинаются работы и на самом проблемном участке архитектурного ансамбля Донского монастыря. Это три башни, расположенные вдоль южной стены, и прясла – участки крепостной стены между башнями. Сейчас их состояние аварийное. Это стена, которая располагается в самой нижней точке по рельефу, соответственно, она больше всего ушла в исторический грунт, в культурный слой, поэтому в ней наибольшее количество разрушений и утрат. Башни практически разрушены.
Вплотную к южной стене примыкает монастырский некрополь с захоронениями известных деятелей русской церковной, полит., военной истории, литературы и искусства. Надгробные памятники аккуратно укрывают, чтобы не повредить во время реставрации. А на противоположной северной монастырской стене реставраторы ведут работы на надвратной церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Самое сложное – это организация реставрации мемориальной кельи, в которой жил под арестом патриарх Тихон. Там сохранились подлинные оконные рамы, все их отреставрируют.
Мемориальная келья патриарха Тихона – это небольшая пристройка у северной стены монастыря. В этом скромном помещении после революции несколько лет под арестом жил в полной изоляции от своей паствы патриарх. Ему разрешалось только молча с высоты монастырской стены благословлять верующих. Отреставрировать келью и открыть ее для посещения планируется к 2025 г., когда будет отмечаться 100-летие со дня преставления патриарха Тихона. https://smotrim.ru/article/3899901
|
|
| |