[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
МОСКОВСКИЙ СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРь
Валентина_КочероваДата: Вторник, 25 Авг 2020, 21:28 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6988
Статус: Online
«ЗДЕСЬ ДУША ПЕРЕПОЛНЯЕТСЯ РАДОСТЬЮ»
Гости и прихожане Сретенского монастыря – о новом храме обители


Новый храм Сретенской обители – Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Церкви Русской – освящен, в нем прошла первая Литургия. Мы попросили поделиться своими чувствами тех, кто стал участником и свидетелем этого торжества.

Юрий Евгеньевич Киреев, руководитель литейной мастерской «Кавида»:
– Для меня освящение нового храма Сретенского монастыря – событие особенное, потому что я – соучастник его возведения. Мы занимаемся изготовлением церковной утвари, предметов церковного обихода, проектированием церковных интерьеров, и в этот храм вложено много нашего труда. Сегодня для нас завершился этап напряженных трудовых будней. Здесь праздничная обстановка. Прекрасный хор, акустика налажена, всем всё хорошо слышно.

Анатолий, фотограф, прихожанин монастыря:
– Здесь работали самые лучшие мастера России – специалисты в области изготовления мозаик, обработки камня, резчики по дереву. Все эти окна, двери и разные деревянные детали убранства сделаны просто виртуозно, я уж не говорю про роспись храма. Ну и в целом это совершенно уникальный ансамбль, который, по-моему, Москву только облагораживает, и он очень удачно вписался в центр столицы. Я гуляю по Рождественскому бульвару, особенно в вечернее время, вижу, как сияют купола этого храма, и становится на душе приятно, тепло, уютно.

Алексей Иванович Сидоров, патролог, доктор церковной истории, профессор, преподаватель Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии:
– Я всем своим студентам говорю: это чудо! На том месте, где в грязи и крови издевались над мучениками, гнобили безымянных страдальцев, вдруг возник храм, где их поминают и молятся им. Без помощи Божией было бы невозможно построить такой храм за три года. Зачем искать какие-то чудеса? Приходи в Сретенский монастырь – и вот оно, чудо!

Владимир, прихожанин монастыря: – Это – просто великолепно!


Людмила Евгеньевна Шарова, пенсионерка, прихожанка храма святителя Алексия в Рогожской слободе:
– Я потрясена, потому что настолько здесь благолепно, настолько всё продумано! Моя дочь Наташа – иконописица, и по благословению владыки Арсения пишет картуш с новомучениками в храме святителя Алексия в Рогожской слободе. Там должны быть помещены пострадавшие за веру из храмов на Таганке и ее окрестностей. Так вот она специально пришла сюда посмотреть, как изображены священномученики епископ Верейский Иларион, митрополит П.Крутицкий, другие новомученики – священники и миряне. Ведь не осталось никаких иных изображений некоторых новомучеников, кроме их фотографий из следственного дела, их писать непросто, но здесь все выполнено блестяще, можно поучиться.
Храм такой благолепный, величественный, светлый, в нем ощущается радость. Когда в него входишь, хочется сказать именно «Христос воскресе!» Служба была большая, длинная, но люди и после не хотят отсюда уходить. Уверена, что он не будет пустовать.


Нина, прихожанка монастыря:
– Слов нет! Мы вошли в этот храм и первые минуты не службу слушали, а рот разевали, смотрели вокруг. Необыкновенная красота, воздушность, свежесть! Необыкновенный храм! Слава Богу, что мы дожили до того момента, как построили этот храм. Мы так ждали его!

Владимир Михайлович Кириллин, профессор Московской духовной академии, доктор филологических наук, преподаватель Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии:
– Здесь душа переполняется радостью.

Павел Доброцветов, доцент Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии:
- Эти прекрасно выполненные изображения указывают на реальность невидимого присутствия здесь и сейчас этих святых. Посещение Всенощной праздника Вознесения Господня в новом храме Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре не могло оставить кого-то из присутствующих равнодушным, не вызвать восхищенного созерцания, чувств и размышлений. Стоя на галереях, подобных тем, что в Великой церкви Св. Софии в Константинополе, и взирая на великолепие фресок и росписей купола и алтарной части – на Спасителя, окруженного сонмом святых Апостолов и Новомучеников, – глаз невольно увлекается своеобразием и искусностью живописания, гармонией, красками и светом изображения и фона, ум почти растворяется в «небесах храма», в какой-то момент ловя себя на мысли, что сами эти прекрасно выполненные изображения имеют ценность не только самодостаточную художественно-эстетическую и даже богословскую, но указывают собой и на реальность невидимого присутствия здесь и сейчас в храме за богослужением самих этих святых, в чью честь сей храм воздвигнут, вместе с сонмом Ангельских Сил.

С этого момента эти видимые изображения перестают иметь для сознания только лишь храмово-эстетическую функцию, но становятся видимой репрезентацией невидимого присутствия святых в их храме, а сам храм вместе со служащими и молящимися становится живой иконой Царства Небесного. В этом тайна православного богослужения, тайна настоящей иконописи, и эта тайна столь явственно дала себя почувствовать за всенощным богослужением. Неотразимая и стройная мощь хора в исполнении песнопений удивительно гармонировала с воздушностью купола и всего храма в целом и самим небесным смыслом Праздника возносящегося ввысь Спасителя, когда взоры святых Апостолов тогда, две тысячи лет назад, и наши взоры ныне устремлены вверх – к небу видимому и к «небу храма». Прикосновение Божией благодати к сердцу дарило легкость и радостное чувство уникальности и незабываемости переживаемого события.


Состоявшееся утром освящение храма Святейшим Патриархом и сонмом архиереев, Божественная Литургия, великолепие византийско-русского чина, присутствие в храме вместе и Предстоятеля Церкви и Президента, главы государства, воскрешающее «симфонийный» идеал Византии и Святой Руси, столь нелепо попранный и даже невозможный для слуха русского человека век назад (с его тогдашним почти повсеместным отказом от монархии в пользу «Учредительного собрания», а еще ранее – с упразднением Патриаршества), «сгустили» смысловую атмосферу праздника, наполнили ее еще большими значениями и параллелями.

Речи Предстоятеля нашей Церкви и Президента, напомнившие нам о знаковости этого события, вековой дате начала Русской смуты прошлого века, месте храма – печально знаменитой и ставшей пресловутой «Лубянки» и тесной связи его с судьбами Новомучеников и Исповедников нашей Церкви, в чью честь воздвигнут и освящаемый ныне храм, дают осознать как нашу сопричастность истории своей страны, так и ответственность за ее будущее, за ее чаемое нами и видимое ныне (скажем с осторожным оптимизмом, несмотря на великие трудности и проблемы) возрождение вместе с возрождением в ней Православия. И этот нововоздвигнутый храм служит зримым символом этого возрождения. Глядя на все это, вновь и вновь невольно напрашивается мысль об исключительности времени, в которое Господь сподобил нас жить.

Потому, взирая на эту белокаменную с золотом жемчужину в центре столицы, хочется паки и паки возгласить «многая лета» Владыке наместнику – епископу Тихону, братии Сретенского монастыря, благотворителям и жертвователям обители, строителям и всем приложившим свои труды по проектированию, строительству и благоукрашению этого Божия здания. И пусть оно станет для многих сотен и тысяч прихожан и паломников местом Богообщения, таинственного возрождения в новую жизнь, местом молитвы, спасения и преддверия Царства Небесного.


Анна Ильина, художник-иконописец, руководитель иконописной мастерской «Архангелика» (Москва), прихожанка монастыря:
– Храм, безусловно, стал украшением нашего монастыря, нашей площади. Необыкновенно торжественная служба. Мне она напомнила, как когда-то переносили Владимирскую икону Божией Матери в храм Сретенского монастыря. Тогда тоже пошел сильный дождь, мы стояли под зонтиками и испытывали такое же умиротворение. Вроде бы стоять тяжело, но сила Божия в немощи совершается, и на душе благодатно. Мы рады за нашего владыку Тихона, что получилось вовремя – в 2017 г. – этот храм освятить.
Прекрасные росписи, украшения интерьера, лепнина. Необыкновенно понравилась крестильня. Это открытие для художественной среды, что можно из материалов, казалось бы совершенно не приспособленных для иконописи, создать удивительный, современный худ. ансамбль. От души поздравляем всю братию Сретенского монастыря! Низкий поклон владыке и всем, кто созидал этот храм! Это действительно потрясающе, что за такой короткий срок – 3 года – все совершилось!


Ольга Кирьянова, Патриарший совет по культуре:
– Потрясена увиденным! Как сотрудник Патриаршего совета по культуре, находящегося в монастыре, часто проходила мимо строительной площадки храма и, конечно, про себя иногда сокрушалась от всех тех явлений, которые сопутствовали строительству: территория разворочена, кругом складированы груды стройматериалов, стены кабинета дрожат от вбиваемых в землю свай. Росли церковные стены, возводились купола, но это происходило как-то незаметно, не бросалось в глаза. И, конечно, то, какое чудо откроется перед нами в итоге, трудно было себе представить. Для меня это стало еще и определенным духовным назиданием: нужно как следует смириться и потерпеть, чтобы увидеть славу Божию.

На освящении, а особенно на литургии, было чувство, что в Горнем мире вместе с нами сейчас ликуют и молятся все те, кто пострадал за веру в годы гонений. Все те, чьи имена нам, может быть, сегодня не известны, но чей подвиг не забыт у Бога. И еще: на освящении храма присутствовало много детей, включая совсем малышей. Патриаршая служба – долгая, и поначалу мне показалось, что родители их напрасно привели – все равно ничего не поймут. А теперь представляю, как лет через сто, когда, Бог даст, будет праздноваться юбилей храма, будут живы очевидцы и участники этого поистине великого для России события!


Виктор Федорович Стародубцев, прихожанин монастыря:
– Я был на первой службе у Владимирского собора, когда нам его еще только передавали, проработал восемь лет в монастыре. Был на первой службе у этого храма, а сегодня еще и побывал на освящении. Главное ощущение от него, как емко сказал владыка, – свет.

Николай, студент МДА:
– Сам я из Сербии. Несу иподиаконское послушание у владыки Евгения, ректора Московской духовной академии. Сегодня сподобился попасть на освящение этого храма, который удивил, по-моему, всех здесь присутствующих и тем, что так быстро его построили, и своим видом – это новый архитектурный стиль, насколько я понял – неорусский. А как серб, отметил присутствие на верхней части купола изображения свт. Николая Сербского, а в нижнем храме – икону св. Елены Сербской. Очень приятно, что русский народ помнит и чтит сербских святых и что их изображения помещены в таком храме в самом сердце Москвы.


Протоиерей Виктор Потапов (Русская Зарубежная Церковь), настоятель Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне:
– Я переживаю это как чудо Божие. Такой храм построить на таком ограниченном пространстве – это удивительно. Символически сегодняшнее событие очень важно потому, что храм стоит буквально на косточках, на крови тех, кто пострадал за веру, – и он посвящен Воскресению Христову, победе Христа над смертью, над адом. И его посвящение новомученикам и исповедникам, которые глубоко верили в этот центральный догмат нашей Церкви, имеет огромный смысл. Я рассматриваю его возведение как некий покаянный акт. Он стоит прямо напротив бывшего КГБ и будет постоянно напоминать людям звоном колоколов, совершаемой здесь молитвой о том, чего надо избегать.

Молитвы святых новомучеников и исповедников Российских нас – Русскую Зарубежную Церковь и Московский Патриархат – объединили. Мы всегда говорили: как только произойдет прославление новомучеников, произойдет и объединение Русской Церкви. Это свершилось 10 лет назад. Освящая этот храм, сегодня мы одновременно празднуем десятилетие восстановления евхаристического единства. Я очень рад, что так много наших архиереев приехало представлять Русскую Зарубежную Церковь на этом замечательном торжестве. Очень важно, что освящал храм Патриарх и что Президент счел нужным приехать и сказать замечательные слова о новомучениках, об объединении, в чем он тоже немалую роль сыграл, когда приехал в Нью-Йорк, собрал наших епископов и говорил с ними. Сегодня я испытываю пасхальную радость.

Ольга Кирьянова
26.05. 2017. сретенский монастырь

http://www.pravoslavie.ru/103834.html

СРЕТЕНСКОМУ МОНАСТЫРЮ ПЕРЕДАН ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ АРХИВ ОБИТЕЛИ *
22 августа насельник Троице-Сергиевой Лавры игумен Николай (Павлык) передал Сретенской обители отсканированный архив документов монастыря. Передача документов приурочена к 625-летию Сретения Владимирской иконы Божией Матери, которое будет отмечаться 8 сентября.


Отсканированные документы хранятся в Российском госархиве древних актов и в Центральном историческом архиве Москвы. Переданные документы охватывают период с середины XVIII в. до 1918 г. Среди них - документы на приобретение земель и зданий, приходно-расходные книги, личные дела братии обители.


игумен Николай (Павлык)

В архив вошли дела об экономической деятельности Сретенского монастыря, взаимодействии и совместных проектах с государственными и частными учреждениями, с другими монастырями. Дела о покупке движимого и недвижимого имущества, договоры на аренду помещений монастыря, ведомости прихода и расхода, списки жалования, ведомости церковных и свечных сумм, сметы на постройку зданий и храмов, ведение иконописи в храмах Сретенского монастыря, счета, квитанции и накладные. В архив вошла опись церковных и ризничных вещей.


В архиве есть сведения о личном составе монастыря: монашествующих, настоятелях, учителях церковно-приходской школы И.И. Лихачева, учениках, послушниках. Архив содержит Московские епархиальные ведомости, Церковный вестник, Московские церковные ведомости. Еще вошли исповедные ведомости, описи монастырских книг и нот. С помощью архива можно определить состояние монастыря, его хозяйственную жизнь и духовно-просветительскую деятельность. Из документов исходит, что в монастыре работала церковно-приходская школа и гостиница. Сретенский монастырь был заштатным, то есть не получал госсодержания, поэтому документы прольют свет на источники доходов обители.


Архив был отсканирован по просьбе наместника Сретенской обители архиепископа Амвросия  насельником Троице-Сергиевой лавры игуменом Николаем (Павлыком), который в прошлые годы отсканировал архив лавры и нескольких других монастырей.
24.08.2020. Оф.сайт Сретенского монастыря
https://monastery.ru/novosti....yy-arkh
Прикрепления: 3619881.jpg (19.3 Kb) · 7523509.jpg (23.5 Kb) · 6317127.jpg (18.4 Kb) · 4016479.jpg (12.4 Kb) · 0150199.jpg (18.6 Kb) · 7707194.jpg (17.6 Kb) · 5167473.jpg (24.4 Kb) · 7233272.jpg (24.4 Kb) · 2697115.jpg (22.3 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 30 Май 2021, 17:18 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6988
Статус: Online
МОЛИТВЫ ВО ВРЕМЯ ЭПИДЕМИИ
Тропарь, глас 2
Во гневе Твоем Боже, помяни щедроты Твоя, прах бо и пепел есмы, дух ходяй и не обращаяйся; и не яростию Твоею обличи нас, да не погибнем до конца, но пощади души наша, яко един Милосерд. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о, Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезней, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на тя избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак, глас 7
Болезни адовы обыдоша нас, и прикры ны сень смертная, и яко воск от огня, дние наши тают от лица гнева Твоего, Господи: но яко Щедр, во гневе милостию помяни, и пощади люди Твоя, да живи суще, в покаянии славим Тя, единаго Человеколюбца.

Молитва
Господи Боже наш! Услыши с высоты святаго Престола Твоего нас, грешных и недостойных рабов Твоих, благость Твою грехами своими прогневавших и милосердие Твое удаливших, и не взыскивай с рабов Твоих, но отврати страшный гнев Твой, праведно на ны движимый, устави пагубное прещение, удали страшный меч Твой, невидимо и безвременно нас поражающий, и пощади несчастных и немощных рабов Твоих, и не обрекай на смерть души наши, в покаянии прибегающие с истомленным сердцем и со слезами к Тебе, Богу Милосердому, мольбам нашим внимающему и ослабу подающему. Яко Твоя есть милость и Твое есть спасение, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
16.03. 2020. журнал Сретенского монастыря
https://monastery.ru/zhurnal/molitvy-vo-vremya-epidemii/ 

Экскурсия «ОБРАЗ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»


Московский Сретенский монастырь приглашает на тематическую экскурсию «Образ Пресвятой Богородицы». Экскурсия состоится 2 июня в 16:00, накануне праздника Владимирской иконы Божией Матери.

500 лет назад, в 1521 г., крымские, ногайские и казанские татары под предводительством Мехмед Гирея двинулись на Русь, опустошая все на своем пути. Двигаясь к Москве, полчища сожгли «манастырь Николы чютворца на Угреше» и «великого князя село любимое Остров» в непосредственной близости от города. Отдельные татарские разъезды подошли к самой Москве, и «в Воробьеве, в великого князя селе, были и мед на погребех великого князя пили». Печальный вид представляла собою местность, по которой прошли татары. Города и села обратились в развалины, стариков, женщин и даже детей убивали без пощады или брали в плен, продавали в рабство. Нападение было неожиданным, русские не успели собрать войска и всех страшило, что и Москва будет взята и разорена. К сожалению, в тот раз все оказалось намного страшнее, нежели кратко описал летописец. По другим свидетельствам окрестности Москвы были сильно разорены, а крымчаки увели с собой огромный полон. Но стольный город Мехмед Гирей взять так и не смог. И православный народ знал почему - Сама Божия Матерь явила Москве свое заступничество от Владимирской иконы. Во все время осады Москвы митрополит Варлаам вместе с жителями столичного града усердно молился об избавлении от гибели. И в разных письменных источниках были записаны сведения о чудесах, произошедших в этот момент. Поэтому в народе справедливо посчитали, что заступничеством преподобных Сергия и Варлаама отшествие святых и благодати из Москвы не произошло, а по молитвам перед Владимирской иконой Божией Матери небесные силы вступились за русскую землю, и крымские татары бежали из-под Москвы. Позднее в память о чудесном спасении столицы от нашествия Мехмед Гирея был установлен еще один праздник в честь главной русской святыни 0 21 мая (3 июня).

Об этих и других событиях, связанных с Владимирским образом Пресвятой Богородицы мы расскажем на нашей экскурсии. Продолжительность экскурсии - 1 час.Стоимость экскурсии - 300 руб. Для пенсионеров, многодетных родителей и детей 6–12 лет - 200 руб. Запись на экскурсию по телефону +7 (495) 640–30–40 с 10:00 до 18:00.Также можно записаться через форму регистрации.
30.05. 2021.
https://monastery.ru/novosti....roditsy
Прикрепления: 4587795.jpg (11.6 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Вторник, 03 Янв 2023, 13:50 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 6988
Статус: Online
«ТАЙНЫ ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ»



6 января, в 17:30 в Сретенский монастырь приглашает на тематическую экскурсию «Тайны Туринской Плащаницы».
Одно из удивительных свидетельств Воскресения Христова, сохранившееся до наших дней, – Плащаница Спасителя, кусок длинной ткани, которым было обернуто тело Господа Иисуса Христа при погребении. Это полотно содержит в себе много загадок. Его тщательно исследовали ученые на протяжении нескольких веков. В Сретенском монастыре хранится точная копия Плащаницы. Приглашаем вас прикоснуться к тайне этой святыни.
Стоимость экскурсии составляет 300 руб. Оплата производится наличными в день экскурсии в Паломнической службе монастыря. Служба находится на 1-м эт. храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Запись обязательна..
Записаться на экскурсию можно одним из 3-х способов:– позвонить по телефону: +7 (495) 640‒30‒40 (с 10:00 до 18:00);
Заполнить форму: https://forms.gle/nyExoM8MpzEMUqr3A;
отправить письмо по электронной почте [url=mailto[img]]alomnik@sretenie.ru">palomnik@sretenie.ru[/url].


В издательстве Сретенского монастыря вышла книга архимандрита Иова (Гумерова) «Туринская плащаница: свидетельства евангелистов и открытия ученых». В ней насельник Сретенской обители рассматривает историю Плащаницы – древней льняной ткани, на которой отпечаталось изображение распятого Господа Иисуса Христа, уделяет особое внимание ее исследованиям анатомами, биологами, антропологами, историками, физиками, химиками, сообщает об открытиях, которые подтверждают точность евангельских свидетельств и доказывают, что Плащаница является подлинной погребальной пеленой Иисуса Христа.
01.01. 2023.
https://monastery.ru/novosti....obiteli
Прикрепления: 4584546.png (94.1 Kb) · 3246181.png (97.9 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Суббота, 25 Мар 2023, 19:43 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 6988
Статус: Online
ШУМАЕВСКИЙ КРЕСТ. ЧУДО МОСКВЫ
В 1755 г. Владимирский собор Сретенского монастыря стал тесным для прихожан. Многим хотелось увидеть животворящий крест, вошедший в историю как Шумаевский.

  
Действительно, креста подобного этому не было, нет и, наверное, не будет. Этот памятник церковного искусства уникален и по праву может считаться одним из чудес света. Но встречи с чудом и молитвы у Шумаевского креста в Сретенской обители продолжались до 1927 г., затем началась другая жизнь. Сегодня Шумаевский крест все также остается тайной, которую пытаются разгадать, и святыней, к которой хочется приблизиться в молитвенном поклоне. Происхождение креста связано с именем московского купца Григория Семеновича Шумаева, который всю свою жизнь посвятил его созданию. Это был молитвенный труд по обету, который Шумаев так и не успел закончить. Хотя факт единоличной работы над крестом подвергается сомнению. Шумаев происходил из купеческой семьи, в молодости работал в Кадашевском Монетном дворе, что стоял в районе Кадашевской набережной и Старомонетного пер.


Был плавильщиком и медальером, то есть художником, изготавливающим формы для чеканки медалей и монет. Резьба по дереву, как предполагается, могла быть просто увлечением. Жил в собственном доме, который находился между Сухаревой башней и Сретенским монастырем. В этом доме и создавалось столь необычное по замыслу творение. В настоящее время всю масштабность этого уникального пластического ансамбля можно оценить только по описанию и фотографиям.  Немногим повезло увидеть фрагменты креста на редко проводимых выставках.


Шумаевский крест – это киот, то есть деревянный короб из панелей с застекленными дверцами, высота которого составляет 8 м., ширина – более 4 м., глубина – около 1,1 м. По панелям киота шла резьба: около 50 небольших по размеру рельефов на темы Священного Писания. Над дверьми было навершие, изображавшее Саваофа и Ангелов. Сверху располагался карниз с картиной Небесного Иерусалима (Града Небесного). В киоте заключен сложный ансамбль из множества литых и резных фигур и декоративных рельефов разного размера на темы Священного Писания. Всего 265 миниатюрных композиций. Но эта цифра условна. В центре находится «Распятие с Предстоящими», с обеих сторон от которого Архангелы и Евангелисты, а перед ним сооружение, выступающее как символ храма Гроба Господня.

Рядом с телом Христа – Богородица и Иоанн Богослов. Основным фоном для Распятия стало изображение Иерусалима. Центральная часть киота напоминает оформление окладов больших напрестольных Евангелий, выполняемое в лучших традициях русского окладного искусства: по сюжету и с особой худ. роскошью. Действительно, Шумаевский крест впечатляет не только своими размерами, но и праздничностью, богатством. При этом, в отличие от окладов Евангелия, для его создания использовались недорогие материалы: дерево, олово, латунь, цветная смальта, литое, граненое и зеркальное стекло, фольга, стразы. Применялись такие техники, как раскрашивание яркой темперой, серебрение и золочение деревянных и оловянных элементов. На зеркальном фоне писались иконы. Такая масштабность и сложность структуры креста, явная высокая стоимость работы над ним, ставит вопрос: для каких целей он создавался? Для какого храма? Этот вопрос становится еще более острым, если учесть, что перед нами не просто Образ мира, а Образная модель сакрального центра мира.

Шумаевский крест является не только прекрасным произведением церковного искусства, но и ребусом. Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом, сцены из Евангелия, Деяний и Апокалипсиса изображены на фоне дивного города. Но какого?  Недаром рассматривающие изображение креста люди восклицают: это Иерусалим или Москва? Действительно, прообразом Иерусалима стала Москва XVII в. с ее узнаваемым и несколько идеализированным колоритом. Тонко проработанные мастерами стены, башни, боярские терема и царские дворцы, возведенные в Кремле и Коломенском для царя Алексея Михайловича Романова, можно назвать оригинальным памятником древнему городу. Один из периодов создания Шумаевского креста приходится на время царствования Петра I. В апреле и мае 1722 г. были приняты два Указа Синода, которые касались культовой деревянной скульптуры, ставшей популярной с конца XVII в. Но Синод был явно недоволен, ведь «...в храмах многая неисправность обретается, а именно: резные или истесанные, издолбленные, изваянные иконы, которые за недостатком искусного мастерства весьма церковному благолепию противны, а дерзают истесывати их сами неотесанные невежды и вместо сообразных святых и благообразными лицами образов безобразные, на которые смотрети гадко, болваны и шуды поставляют...»

Синод запрещал такое вопиющее безобразие: «Иконное писание, в котором является многая неисправа, исправлять, тщательно писать святые иконы Спасову и Пречистые Богородицы и всех святых богоугодников самым добрым мастерством, а резных икон и отливанных не делать и в церквах не употреблять, кроме распятий, искусною резьбою учиненных, и иных некиих штукатурным мастерством устроенных и на высоких местах поставленных кунштов» (куншты – кустари, мастера).
Данный запрет на объемные раскрашенные изображения святых пришелся по душе и представителям старообрядчества, например, протопопу Аввакуму, назвавшему эти скульптуры ненавистными. Но в чем именно крылась причина недовольства? В основном – в сходстве с убранством католических церквей, что считалось недопустимым. Как бы то ни было, но запреты и даже репрессивные действия не коснулись Шумаевского креста. И Григорий Семенович продолжал творить, не обращая внимания на Указы, никого и ничего не боясь.

Может быть, впечатление от креста было столь ошеломительным, что трогать его никто не решался? Или о кресте просто долгое время никто не знал? Но это представляется маловероятным. Причина в сомнении. Мог ли один человек выполнить такую сложную многоплановую работу, даже если посвятил ей долгую жизнь?! Известно, что Шумаев дожил до преклонных лет и умер, перешагнув 90-летний рубеж. !Указы Петровских времен с их крутыми мерами повторились в 1830 и 1832 гг. в Указах Синода. Деревянная скульптура вновь запрещалась, что часто приводило к гибели истинных шедевров. Однако, трудно было отрицать не только связь со стилем барокко, а значит, европейское влияние, но и явные худ. традиции древнерусского искусства, проявляющиеся в иконостасной скульптуре.

Масштаб и искусство исполнения Шумаевского креста ставят вопрос о его авторстве. Конечно, мысль Н.Соболева, первого исследователя этого шедевра, о том, что Шумаев работал над ним всю жизнь, возвышает образ этого человека. Но современные специалисты ставят конкретные вопросы и выдвигают свои версии. Действительно, мог ли один человек работать над крестом, в котором сплелись разнообразие жанров и стилей, приемов резьбы и литья, живопись, умение работать с разными материалами?  Очевидно, над созданием креста работал большой коллектив: плотники и столяры, плавильщики, левкасчики (мастера, грунтующие иконные доски и элементы из дерева) и иконописцы, живописцы, скульпторы, стекольщики, огранщики, зеркальщики, позолотчики и другие специалисты. А главное – резчики. И что самое интересное, резчики западноевропейской школы: возможно, белорусские и литовские, в то время приезжавшие в Россию по приглашению царя Алексея Михайловича. Вызывает вопросы и неканоническая иконография ансамбля Шумаевского креста.

Работа шла годы, мастера менялись. Одними доделывалось дело, начатое другими, поэтому композиция креста не получилась как абсолютно целостная. А как же сам Шумаев? Может быть, он был организатором и распорядителем этого грандиозного труда? И существовал ли тот или те, кто задумал, заказал и финансировал изготовление киота? Но ведь был и человек, кто увидел образ креста и запечатлел его сначала на бумаге? Всё это – загадки великого творения. Как облетела Москву весть о Шумаевском кресте, не ясно. И кто приходил в дом купца Шумаева, чтобы познакомиться с сокровищем, хранимым одним человеком? Ясно только то, что впечатление от увиденного творения находившегося в почтенных летах купца было очень сильным. О нем сначала заговорили, а потом причислили к разряду реликвий, значимых и ценных для столицы, России и всего православного мира.

Тема сохранения Шумаевского креста прозвучала не просто на высоком уровне, а на государственном. А именно – в Сенате! С докладом о кресте выступил обер-прокурор и сенатор И.И. Бахметев: «А ныне не безызвестно, что оный купец Шумаев, за древностию лет его, уже забывается, и опасно, что по смерти того Шумаева оный крест утрачен не был и для того не соблаговолено ль будет означенный крест иметь под особливым Сенатской Конторы смотрением».
Именно Бахметев назвал крест купца Шумаева Животворящим крестом. В итоге создается спец. комиссия, которая должна была найти достойное место для креста, то есть заняться «особливым смотрением» такого места.  Следовало договориться и с создателем и хранителем креста. Мы никогда и не узнаем, хотел ли он и его семья расстаться с крестом, но не Григорию Семеновичу суждено было распоряжаться судьбой реликвии.  После знакомства с Шумаевым государевы люди в беспокойстве говорили: «Оказался летами весьма стар и дряхл и не в твердой памяти, ибо он объявляет себе от роду 90 лет, а в доме ево при нем, кроме одного ево сына и невестки, никого нет, но оной ево сын к содержанию и к хранению того креста весма ненадежен»

23 января 1755 г. комиссия принимает решение о переносе креста в Сретенский монастырь и установке в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Документов о том, что крест создавался специально для этой обители, не существует. Очевидно, владение Шумаева все-таки было в непосредственной близости от Сретенских ворот, что и повлияло на решение комиссии о переносе сложного произведения больших размеров в обитель.


Надзор за должным выполнением работ был возложен на князя Д.В. Ухтомского, реставратора, гл. архитектора Москвы, мастера елизаветинского барокко. На документах, касающихся Шумаевского креста, есть и подписи коллеги Ухтомского – А.П. Евлашева, архитектора, мастера елизаветинского барокко, сенатского экзекутора. Установка креста шла с 29 марта по 7 апреля 1755 г. В соборе она обрела место «за левым клиросом к церковной стене». Известно, что в разборке, перевозке и монтаже принимал участие юный В.Баженов, будущий именитый архитектор, теоретик и педагог, представитель классицизма и зачинатель русской псевдоготики.


2 апреля 1761 г. состоялась торжественная передача Шумаевского креста Сретенскому монастырю, настоятелем которого в то время был игумен Максим. В акте передачи стояла подпись архитектора А.П. Евлашева.
События Отечественной войны 1812 г. отразились на сохранности Шумаевского креста. В Сретенском монастыре французские солдаты разместились «на квартиры», во Владимирском соборе, где находился крест, был устроен лазарет. К счастью, реликвия не была уничтожена, но композиция лишилась некоторых элементов. Французов привлекли стразы, которые, наверное, принимались ими за драгоценные камни. Так большинство стразов было утрачено. В последующие годы, когда в Москве и в Сретенском монастыре после пожара 1812 г. проводились восстановительные работы, прошла и большая реставрация креста Шумаева. Стразы заменили зеркальными сегментами. Работы продолжались 3 года: с 1840 по 1843. После этого на цоколе киота появилась надпись о возобновлении.

С XVIII в. и до событий 1917 г. крест Шумаева считался одной из значимых достопримечательностей Москвы, о чем писалось в путеводителях тех лет. В свое время А.П. Евлашев так отзывался о паломничестве в Сретенскую обитель тех, кто хотел увидеть крест: «А ныне в тот Сретенский монастырь для богомолия, а паче для смотрения того креста во время святой службы всегда приходят множественным числом народа и смотрением весьма теснятся и от того опасно, чтоб тому кресту и киоту повреждения не учинили».

Есть и еще один важный и сложный вопрос: сколько же лет Шумаевскому кресту? По одним сведениям, в 1774 г. работа над крестом была завершена. По другим – еще нет, что и предписывалось делать в стенах Сретенского монастыря. При этом крест при переезде был снабжен не только описью, но и ходатайством о его реставрации. Эти документы были составлены самим Григорием Степановичем еще в 1762 г. В них Шумаев называет крест иконостасом. В Сретенский монастырь крест попадает уже в том виде, когда необходима реставрация. Список доработок довольно большой, состоит из 32 пунктов, а утраты на киоте довольно существенные: разбито зеркало иконы «Распятие», обтерлась позолота, сломаны оловянные рамочки, есть сколы на фигурках. Работами по восстановлению руководил С.Д. Тулаев, грузинский дворянин, серебряных дел мастер. Для проведения реставрационных работ потребовалось только резчиков 10 человек! Зеркало иконы Распятие так и не было отреставрировано.

В городе Истра Московской обл. находится Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Обитель основал в 1656 г. Патриарх Московский Никон, замыслом которого было воссоздание святых мест Иерусалима. В монастыре стоит величественный Воскресенский собор, строившийся по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме. Храм имел 3 придельные церкви. В верхней, Голгофской церкви, Патриарх особенно любил проводить службы. Здесь был установлен крест, им освященный.


Этот крест изготовлен из палестинского кипариса редкого вида. Высота Ново-Иерусалимского креста около 3,5 м., а тело Иисуса Христа изображено в естественный рост человека.  Над головой Христа есть надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Примечательно, что она сделана на 3-х языках.  По замыслу Патриарха Никона, эти детали приближали крест к подлинному Христову Кресту. Существовал и еще один крест – Кийский, созданный раньше Ново-Иерусалимского и также по подобию подлинного Креста Иисуса. Свое название крест получил от острова Кий в Белом море, где Никон чудесным образом избежал гибели. Кийский крест был изготовлен для Онежского Крестного монастыря, основанного Никоном в 1656 г. Несмотря на то, что существовало 2 креста, исследователи считают крест, установленный на Голгофе Воскресенского собора в Новом Иерусалиме, протографом для Шумаевского креста. Протограф (от древнегреческого языка «первый + пишу») – это документ или рукопись, ставший основой более поздних списков, то есть оригинал, с которого списано другое произведение. Столь точное повторение Шумаевским распятием Ново-Иерусалимского в технике «низкого рельефа» (плоская резьба) и в «меру Тела Христова» говорит об использовании прописей, то есть контурного рисунка с оригинала, выполняемого с помощью кисти через кальку. Предполагается, что пропись могла быть сделана рядом с крестом и до его установки в Воскресенском храме. А сам Шумаевский крест все-таки на 100 лет старше, чем принято считать.

С 1925 по 1947 гг. в СССР существовала общественная организация – Союз воинствующих безбожников, на которую власть возлагала определенные надежды в ведении системной антирелигиозной работы. Цель организации – идейная борьба против религии и пропаганда атеизма. Интересно, что «безбожникам», имеющим свой печатный орган, удалось не только организовать кружки для детей, построить самолет, но и открыть музеи. В это время по всей стране шло разрушение храмов и монастырей, но некоторые из них превращали в музеи, придав его интерьерам гражданский вид. При Наркомпросе даже возникло управление такими музеями. В Новодевичьем монастыре открылся музей «Раскрепощенная женщина», в Покровском соборе – антирелигиозная выставка (1929). «Новый музей безбожников» обосновался в Страстном монастыре, где удалось собрать большое количество экспонатов. Так писал журнал «Огонек» в 1928 г.  Очевидно, что именно здесь хранился и Шумаевский крест, вывезенный из Сретенского монастыря.

В 1930 году экспонаты этого музея были перевезены в Донской монастырь. В 1934 г. был создан музей Академии архитектуры СССР, которому в 1935 г. передали территорию и постройки древнего Донского монастыря, основанного в 1591 г. После закрытия в 1918 г. он продолжал действовать до конца 1920-х годов.  В 1930-е годы службы проводили только в Малом соборе Донской иконы Божией Матери.


В 1930 году в Большом соборе Донской иконы Божией Матери, возведенном в 1698 г., был установлен Шумаевский крест. Перевозки сказались на сохранности креста, как и факт его экспонирования без защитного стекла, что вызывает недоумение. В 1990-е годы Шумаевский крест еще можно было увидеть в монастыре, в 1991 г. его освятили, а в 1995 г. крест был разобран. И сегодня все еще не закончился «музейный» период жизни замечательного духовного памятника, который в разобранном виде хранится в запасниках Музея архитектуры им. Щусева и очень редко экспонируется, да и то фрагментами, что вызывает, конечно, очень большое сожаление.
Ольга Сокиркина
23.03. 2023

https://monastery.ru/zhurnal....-moskvy
Прикрепления: 2381208.png (51.2 Kb) · 5880459.png (63.5 Kb) · 2287965.png (108.9 Kb) · 8665340.png (18.4 Kb) · 5349551.png (44.2 Kb) · 8585426.png (114.3 Kb) · 7225525.png (71.6 Kb) · 2099471.png (74.1 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Понедельник, 02 Окт 2023, 11:30 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 6988
Статус: Online
Выставка «НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ ЦЕРКВИ РУССКОЙ»
Экспозиция посвящена истории РПЦ и подвигу исповедников веры, пострадавших в годы гонений за Христа в начале XX в.


Открытие новой выставки на территории московского Сретенского монастыря, расположенного на ул. Б.Лубянка не случайно. В 1-й половине XX в. на этой улице проходили следственные допросы и выносились приговоры в отношении священнослужителей и мирян, которых осуждали на ссылки и смерть лишь потому, что они исповедовали веру в Иисуса Христа. На серой улице, которую можно назвать «антиминсом» мучеников, в 2017 г. был воздвигнут белоснежный храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Храм возвели в память о мужественном подвиге многих тысяч людей разных национальностей, пострадавших в период первых лет советской власти. Открытие мультимедийной выставки является логическим продолжением миссии обители по увековечиванию в народной памяти образов тех святых людей, которые не смотря на трудности и страдания сеяли семена доброго, светлого, вечного.

Главная цель выставки – показать, с одной стороны, трагизм преследований за религиозные убеждения, с другой стороны, – богатство и высоту христианской веры, которая возвышает человека, побуждая быть честным и благородным даже в самых трудных обстоятельствах. На выставке приводится несколько конкретных житий выдающихся новомучеников. Сведениях из их биографий и фотоальбомы показывают, что высокие стандарты этики и культуры не потеряли своей актуальности и в XXI в.


Репрессии в отношении священнослужителей и православных мирян началась сразу после прихода к власти большевиков в 1917 г.. 25 января 1918 г. недалеко от Киево-Печерской Лавры, был убит митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), дата смерти которого стала общим днем памяти для всех последующих Новомучеников и Исповедников РПЦ.
Из послания Константинопольскому Патриарху Герману V о воздвигнутых на Церковь Божию в России гонениях: “Широким потоком разлился по Русской земле дух своеволия и любостяжания и, как последствие его, всякие злодеяния и братоубийственная брань...”
Тихон, Патриарх Московский и всея России 15 (28) мая 1918 г.


Несмотря на все попытки большевистской и советской властей, уничтожить РПЦ, в лагерях и тюрьмах, где измученные люди теряли человечность и смысл жизни, арестованные священнослужители продолжали нести свет, через Слово Божие, вселяя в сердца людей надежду. Из сохранившихся писем Соловецких узников, где несли свой крест многие новомученики, доступны свидетельства их незыблемой веры, искренней любви, высокодуховного отношения ко всему происходящему. Образы новомучеников и исповедников напоминают о жизни вечной, память об их трагических судьбах удерживает от совершения злодейств, учит оберегать свое Отечество.
Из обращения священномученика Илариона (Троицкого) к Патриарху Тихону, при наречении во епископа: "Что мы знали из церковной истории, о чем читали у древних, то ныне видим своими глазами: Церковь побеждает, когда ей вредят..."
Архимандрит Иларион (Троицкий). 12 (25) мая 1920 г.


Соловецкий лагерь особого назначения 1920–1930 гг.

В рамках выставки можно познакомиться с документами, фотографиями и видеоматериалами из истории Российского государства и РПЦ ушедшего века. Современные мультимедийные технологии, позволяют погрузиться в атмосферу минувшего столетия, стать свидетелями трагических событий и подвига Новомучеников.​ Особое внимание в экспозиции уделено жизнеописанию некоторых выдающихся подвижников благочестия, которые открыли новую страницу в истории Церкви XX в. Галерея цитат, дает возможность познакомиться с высказываниями полит. лидеров советской власти и великих иерархов Православной Церкви.
Выставка работает ежедневно с 10:00 до 18:00. Перерыв с 13:00 до 14:00.
Вход свободный.
https://monastery.ru/proekty....russkoy
Прикрепления: 2193469.png (104.3 Kb) · 4386414.png (91.4 Kb) · 9648242.png (26.2 Kb) · 7628215.png (51.0 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 02 Фев 2024, 14:25 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 6988
Статус: Online
Понедельник, 5 февраля, 19:00
Актовый зал Сретенской духовной академии.


Заупокойная лития по почившему старцу
В программе мероприятия:
  • просмотр фрагмента фильма об отце Иоанне;
  • выступление семинарского хора;
  • воспоминания людей, лично знавших батюшку;
  • доклад преподавателя СДА иерея П.Сержантова «Аскетическое богословие: архимандрит Иоанн и исихастская духовность»;
  • доклад кандидата фил. наук, кандидата физико-математических наук К.Мурышева «Старец Иоанн о семейной аскезе».

Вход свободный
https://monastery.ru/novosti....evralya
Прикрепления: 4477648.jpg (15.7 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: