[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ"
Валентина_КочероваДата: Вторник, 22 Дек 2020, 14:51 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ"
В церкви установлено празднование этой иконе: 22 декабря и 14 мая


Среди большого количества существующих икон Пресвятой Девы можно выделить несколько наиболее знакомых образов. Одно из первых мест в этом списке занимает икона Богородицы «Нечаянная Радость». Судя по названию, с этой иконой связано нечто необычное, неожиданное. Это чудотворная икона, изображающая Божью Матерь. Она особо почитаема в традиции РПЦ.

История этого образа начинается в монастыре св. пророка Илии города Чернигова. Митрополит Ростовский Димитрий рассказал о чудесах, произошедших в том месте, в своей книге «Руно орошенное», опубликованной в 1683 г. Один из рассказов лег в основу сюжета иконы Богоматери «Нечаянная Радость», написанной неизвестным иконописцем предположительно в начале XVIII в. На ней мы видим стоящего на коленях перед иконой Пресвятой Богородицы богомольца. При этом лики Пречистой Матери и ее Сына обращены на молящегося, словно Они беседуют с ним. Из уст Богоматери как бы исходят слова чудесного диалога, который происходит между ними. В нижней части иконы расположено начало рассказа, описывающего происходящее...


Один неисправимый грешник имел привычку каждый день обращаться к Божией Матери ангельским приветствием: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…». И вот однажды, собираясь заниматься своими грешными делами, он встал на перед иконой и был поражен необычайным страхом, увидев перед собой оживший образ Богородицы с Сыном. У Младенца открылись раны на тех местах, которыми Он был прибит к Кресту, и из них течет кровь, а так же из правого ребра, куда Он был ранен копьем в момент Своего Распятия. При виде этой страшной картины, грешник в исступлении воскликнул, кто же виноват в в страданиях Младенца?  Божия Матерь ответила ему, что это он вместе с пьяницами, блудниками, сребролюбцами наносит раны Ее Сыну, как некогда иудеи. Человек зарыдал, дал твердое обещание исправиться и умолял Ее заступиться за него перед Богом.Тогда Пречистая Дева начала трижды молить Христа простить кающегося грешника, но Он трижды отклонял Ее мольбы. Тогда Богородица захотела встать на колени перед Сыном  и сказала, что будет лежать у Его ног, пока Он не помилует грешника. Только после этого Иисус Христос сказал, что обязан чтить Свою Мать и ради Нее Он милует грешника, только пусть он облобызает Его раны. Помилованный грешник встал с колен и с трепетом припал к кровоточащим язвам. И тут видение исчезло, человек пришел в себя и начал рыдать уже от неожиданной радости, переполнившей его сердце.

Икона «Нечаянная Радость» относится к типу икон, называемых Одигитрия, или Путеводительница. Для этого типа икон характерен жест Богородицы, указывающей на Младенца Христа, как на Путь ко спасению. Взгляд Богородицы  и Младенца устремлен на припадающего богомольца. Это неожиданное решение придает образу динамику и неповторимость. Действие происходит в храме, это видно по фрагментам заднего плана.

Существует всего 4 иконографических типа икон Божией Матери: «Оранта», «Одигитрия» (Путеводительница), «Елеуса», «Агиосоритисса». И, несмотря на то, Богородичных икон очень много, каждая из них относится к одному из этих типов, сложившихся когда-то в Византии. Неизвестно, когда и кто написал первую икону «Нечаянная Радость» и дал ей такое точное, соответствующее сюжету, название. Также неизвестно авторство и дата происхождения многочисленных ее списков. История свидетельствует, что к началу XIX в. почти в каждом храме Москвы имелись такие списки. Для православных христиан эта икона, по сути, целый учебник христианской нравственности. Во-первых, это напоминание о том, какой высокой ценой мы искуплены от греха, и какими неблагодарными мы бываем, когда, произнося вслух молитвы, продолжаем грешить, не понимая, что Господь ждет от нас не только молитв, но и чистого сердца и праведной жизни. Во-вторых, икона учит нас, что совершая грех, мы снова и снова распинаем Христа. А также о том, что нет такого греха, который не будет прощен при искреннем нашем раскаянии. О том, что наши молитвенные обращения не пропадают втуне, даже если молящийся – человек недостойный. И о том, как велико дерзновение Божией Матери перед Ее Сыном. Икона “Нечаянная Радость” учит нас благодарной жизни.


Перед ликом Пресвятой Богородицы каждый из нас жалок, грешен и неприкаян. И не надо стыдиться этого, как великого позора. Надо признать это и обрадоваться нечаянно, что принят, что теперь перед тобой широкий простор и неограниченные возможности. Помните, в акафисте? “Радуйся, нечаянную радость верным Дарующая”. А не тем, кто на длинном марафоне от греха к греху вдруг делает зигзаг в сторону иконы и на всякий случай застывает перед ней в минутной паузе. Особенно любима и почитаема эта икона была  в Москве:


Храм в честь иконы Неопалимая Купина в Хамовниках. Фото 1882 г.

В храме «Неопалимой Купины» в Хамовниках. Сюда принесли образ в 1835 г. Ее владелицей была прихожанка А.Куницина. Она оставила завещание, в котором  предназначала Святое  изображение  в дар  храму. С 1837 от образа начали происходить  чудеса. Первым чудом было исцеление глухой женщины, Анисьи Степановой, начавшей слышать сразу же после отслуженного  молебна. В годы безбожия образ был утерян.


До 1928 г. на территории Московского Кремля стояла старинная церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. Там находился почитаемый народом чудотворный образ. Храм подвергся разрушению в 1928 г. Образ была увезен в Воскресенскую церковь в Сокольниках. В 1944 г. Патриарх Сергий благословил перенести его в храм во имя св. Пророка Илии, который находится в Обыденском переулке. В 1959 г. для иконы была сделана богатая риза. С тех пор каждую пятницу перед образом соборно читается  акафист.


Еще один известный список, который поныне дарит нечаянную радость своим почитателям, пребывает в одноименном храме в Марьиной Роще. Образ также украшен богатой ризой и притягивает к себе богомольцев кротостью и любовью лика Богоматери. Этот образ помогает верующим в самых сложных и неразрешимых ситуациях. Перед ним  молятся: 
  • о вразумлении детей, отбившихся от рук, если уже никакие меры воспитания не помогают;
  • о рождении детей;
  • о возвращении заблудших;
  • о примирении враждующих;
  • о душевных и телесных недугах;
  • когда необходимо найти разрешение проблем, выходящих за рамки человеческих возможностей.


Акафист Нечаянная радость стал утешением в скорбях для многих верующих. В честь этой иконы написаны молитвы, канон и акафист, которые можно читать как дома, так и в храме. И, конечно же, к Божией Матери можно обращаться просто своими словами,  главное, чтобы обращение исходила из самого сердца и было наполнено верой. Икона с таким трогательным названием и интересной композицией невольно притягивает к себе не только воцерковленных людей. Но даже огрубевший сердцем закоренелый грешник находит для себя утешение и надежду, припадая к этому образу.
https://yandex.ru/turbo....st.html
Прикрепления: 4727647.jpg (18.0 Kb) · 4094830.jpg (18.0 Kb) · 8326999.jpg (19.4 Kb) · 1873452.jpg (18.2 Kb) · 3962037.jpg (15.5 Kb) · 7221267.jpg (13.3 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 22 Дек 2021, 16:09 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline


Моя мать не была верующей, но от неё мне досталась в наследство одна старая икона. Маленькая домовая икона из глухой деревни в Новгородской обл. Мне трудно определить возраст этой иконы. Знаю лишь, что написана она была задолго до революции. Хозяйкой этой иконы в 20-е годы прошлого века была девушка из крестьянской семьи по имени Анна. Отец её погиб ещё в Первую мировую, а братья и многие родственники - в Гражданскую. Один из братьев воевал на стороне красных, а трое других – на стороне белых. Домой не вернулся никто. Дом её в Гражданскую войну сгорел, и она с уцелевшими вещами перебралась в маленькую избу к своему соседу, 90-летнему слепому старику. Среди уцелевших при пожаре вещей была и эта иконка.


Анна со стариком постоянно подвергались грабежам большевистских продотрядов и каких-то неизвестных бандитов. Каждый раз у Анны отбирали всё, что имело хоть какую-то цену. Наконец бандитам попалась на глаза и эта икона. Один из них повертел икону в руках, затем оторвал от неё серебряный оклад и размахнулся, чтобы бросить саму икону в горящую печь. Анна упала перед бандитом на колени и стала умолять оставить ей икону, как единственную память о матери. Чья-то неведомая рука остановила бандита. Он сжалился. Икона осталась невредима.

Потом была коллективизация. Анна работала в колхозе, вышла замуж, родила дочь Галину. Потом опять война. Немецкая оккупация, голод. Всё это время Анна берегла икону. Менялось место жительства Анны. После войны - тяжёлый труд в Казахстане, потом Иркутск, потом Ленинград. В конце 60-х у Анны обнаружили онкологию. В последние дни своей жизни Анна отдала икону своей дочери Галине. Завещала беречь. Не только, как семейную реликвию, но и как память о матери и бабушке. Молитва этой иконе не раз спасала Анну, приносила успокоение, отгоняла страх и тоску.

Галина знала о набожности своей матери, но воспитана была в комсомольской ячейке и воспринимала это как суеверие. Однако, слова матери о чудодейственной силе иконы она запомнила. Спустя годы в семье уже взрослой Галины случилась какая-то очень тяжёлая ситуация. Что конкретно произошло, я не знаю, но, видимо, все доступные способы разрешения проблемы были исчерпаны. Тогда Галина вспомнила про икону и стала просить у неё помощи. Мне неизвестны подробности, но, немедленной помощи не последовало. В какой-то момент это привело Галину в отчаянье. В бешенстве она швырнула икону на пол. Икона раскололась на две части. В припадке гнева Галина хотела выбросить оставшиеся от иконы половинки, но и в этот раз какая-то сила остановила её. Убрав обломки, она несколько лет хранила их, а потом принесла к своей давней подруге Татьяне (моей матери), которая работала художником-оформителем. Галина попросила по возможности отреставрировать икону, но Татьяна, понимая всю сложность такой работы, взяться за реставрацию не решалась. Долго обломки иконы так и лежали у Татьяны в мастерской. Потом и Галины не стало. Татьяна вышла на пенсию и забрала кусочки иконы домой.

Настали трудные перестроечные годы. В нашей семье, как и у многих других, стало тяжело с деньгами. Я 16-летним подростком нанялся работать дворником, чтобы немного облегчить наше положение, но денег всё равно не хватало. Потихоньку продавали из дома всё, без чего можно обойтись. Когда продавать стало нечего, я приспособился находить на помойке старые выброшенные вещи и, подвергнув их лёгкой реставрации, тащить на барахолку возле станции Удельная. Однажды я нашёл старую треснувшую балалайку. Мне удалось её удачно склеить, покрыть лаком и продать за приличные деньги. Тут-то мне и вспомнилась икона. Приклеив две половинки иконы на заранее подготовленную основу, я уже предвкушал, как с гордостью продам её на рынке. Но на этот раз неведомая рука остановила меня.

Теперь эта икона стоит у меня на полке, рядом с любимыми книгами. Она называется «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ». Я лишь недавно заметил, сколько спокойствия и мудрости в глазах Божьей Матери. Каким суровым напоминанием выглядят ржавые гвозди, оставшиеся вокруг Её головы от сорванного когда-то большевиками серебряного оклада. Сколько людских страданий видел этот потемневший лик. А что он увидит завтра?
Евгений Мирмович
https://www.chitalnya.ru/work/2924342/
Прикрепления: 3235214.jpg (21.8 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: