Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 26 Май 2021, 16:00 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7125
Статус: Offline
| СТРАННАЯ ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ ПОНТИЯ ПИЛАТА
В конце II в. нашей эры языческий интеллектуал Цельс написал антихристианский трактат, высмеивающий веру в Иисуса Христа. Если Иисус действительно был Сыном Божьим, то почему Бог не наказал Понтия Пилата, человека, ответственного за Его распятие? Почему Пилат не сошёл с ума и не был разорван на части, как персонажи греческих мифов? Почему с ним не случилось никакого несчастья?
Хотя существует множество христианских преданий о наказании Понтия Пилата, все они, по-видимому, относятся к периоду, значительно более позднему, чем писал Цельс. Вызов Цельса и реакция на него ранних христиан свидетельствуют о том, что в утверждении о том, что префект Иудеи избежал наказания, было больше, чем просто зерно истины. Это явствует из тех усилий, которые предпринимали ранние христиане, чтобы освободить его от ответственности за распятие Христа.
Единственное достоверное свидетельство, которое мы имеем о жизни Пилата после его пребывания в Иудее, исходит из-под пера еврейского писателя Иосифа Флавия. В своих «Иудейских древностях», написанных примерно через 60 лет после этих событий, И.Флавий утверждает, что Пилат был отозван в Рим после того, как он не справился с бунтом, в котором участвовали самаритяне в 36 году н.э. За это он должен был предстать перед императором Тиберием, старым, но бескомпромиссным правителем, назначившим его 10-ю годами ранее. Пилат поспешил в столицу империи, но к тому времени, когда он прибыл, в марте 37 года, больной Тиберий уже умер. Бразды правления принял новый император, Калигула. То, что произошло дальше, – только догадки. И.Флавий больше ничего не говорит о нём, подразумевая, что никакого расследования не было. Возможно, в общей эйфории вокруг восшествия на престол Калигулы его дело было отложено или просто забыто. Может быть, слушание всё-таки состоялось, и его оправдали. Насколько нам известно, он получил ещё одно назначение.
Отсутствие заслуженной ужасной судьбы для Пилата поставило христианских апологетов в затруднительное положение. В обязанности Пилата как правителя входило выносить приговоры по особо тяжким делам: именно он приговорил Иисуса к страданиям на кресте. От вины никуда нельзя было деться. Должно было последовать божественное наказание. Однако в первые годы христианства было затруднительно делать такие заявления. Римское государство с подозрением относилось к новому культу, и если христиане хотели избежать конфронтации, то лучше было не обвинять одного из римских чиновников в богоубийстве. В канонических Евангелиях подчёркивалось, что Пилат не был полностью виноват. Он не мог найти никакой вины в Иисусе: «Я не нашёл никаких оснований для смертной казни. Поэтому я накажу его, а потом отпущу», – говорит Пилат в Евангелии от Луки. В Евангелии от Иоанна Пилат дважды объявляет: «Я не нахожу оснований для предъявления ему обвинения». Апокрифическое Евангелие от Петра, которое многие учёные считали одним из самых ранних христианских текстов, пошло ещё дальше. Пилат и его солдаты никак не участвуют в издевательствах толпы над Иисусом и его пытках. Пилат заявляет: «Я чист от крови Сына Божьего», и вместе со своими солдатами, охраняющими гробницу Иисуса, замышляет скрыть чудо Воскресения от еврейских священников.
Предание о непорочном Пилате, свидетеле Страстей Господних, привело к странному раннехристианскому увлечению им. Ко II в. нашей эры среди верующих распространились поддельные письма Пилата, повествующие о чудесной истории Иисуса. Так называемые «Деяния Пилата», якобы вытекающие из собственных записей прокуратора, изображают Пилата как новообращённого. Тертуллиан, христианский богослов конца II в., описывал Пилата как человека, «который и сам по своей совести был теперь христианином», и утверждал, что Тиберий был настолько убеждён рассказами Пилата, что поместил бы Иисуса среди римских богов, если бы Сенат не отказался. Различные версии «Деяний Пилата» были настолько убедительны, что в начале IV в. римское государство создало и пропагандировало антихристианскую, «истинную», языческую версию в попытке дискредитировать христианскую. Всё это может показаться просто капризом, но отпущение грехов Пилату обошлось очень дорого. Ранние христиане перекладывали вину за распятие на других. Опровержение аргументов Цельса, написанное епископом Оригеном в III в., ясно показывает это: «Не столько Пилат осудил Его, сколько еврейский народ». – писал он
Цельс выбрал не того преступника, и тот факт, что иудейская нация была разорвана римлянами и рассеяна по всему лицу земли, было доказательством Божьего возмездия. Поддельные письма и христианские версии «Деяний Пилата» говорили почти то же самое, что и другие христианские апологеты. В «Деяниях» дошло до того, что толпа иудеев говорит Пилату, что они охотно принимают кровавую вину (отголосок Евангелия от Матфея), и та же самая толпа кричит: «Кровь Его да будет на нас и на детях наших!». Эти утверждения легли в основу христианского преследования евреев вплоть до наших дней. Дорогостоящее отпущение грехов Пилату было результатом особых религиозных и политических обстоятельств. Когда в IV в. Римская империя стала христианским государством, уже не было необходимости подчёркивать его невиновность. Никейский Символ Веры, сформулированный при императоре Константине в 325 г. н.э. и дополненный в 381 г. н.э., прямо утверждал, что Христос «был распят при Понтии Пилате». Стало приемлемым изображать Пилата злодеем, и возник целый ряд мифов, описывающих его ужасный конец. Однако некоторые влиятельные христиане возражали. Святой Августин в VI в., утверждал, что когда Пилат повелел написать на кресте «Иисус из Назарета, Царь Иудейский», он действительно имел это в виду: «Нельзя было вырвать из его сердца, что Иисус был Царём Иудейским».
В то время как Запад продолжал развивать традицию «плохого» Пилата, который был наказан за свои проступки, Восточная Церковь предпочитала более сочувственную интерпретацию: Пилат был не только христианином, но и исповедником и даже мучеником. В одном восточном тексте Тиберий приказывает обезглавить прокуратора за то, что тот позволил свершиться распятию. Сначала Пилат раскаивается, а затем голос с небес возвещает, что все народы благословят его, потому что при его правлении исполнились пророчества о Христе. Наконец ангел берет на себя заботу о его отрубленной голове. По некоторым сведениям, он был похоронен вместе с женой и двумя детьми рядом с гробницей Иисуса – гробом последнего мученика. В Евангелии от Матфея жена Пилата предупреждает мужа не причинять вреда Иисусу, и за это она обрела святость среди православных христиан. Копты и христиане Эфиопии сделали следующий шаг и канонизировали самого Пилата. В эфиопском сборнике агиографий День Святого Пилата приходится на 25-е число летнего месяца Санне, который он делил со своей женой Проклой и святыми Иудой, Петром и Павлом: «Приветствие Пилату, который умыл руки, чтобы показать, что он сам невиновен в крови Иисуса Христа».
Те, кто знаком с западной традицией, могут найти идею Святого Понтия Пилата любопытной или даже абсурдной. Но увлечение Пилатом никогда не ослабевает. От «Деяний Пилата» до романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», человек, который подверг допросу и распял Иисуса, остаётся загадкой, смутной метафорой противоположностей: уклончивости и упрямства, трусости и героизма, жестокости и милосердия. Его дилемма – делать правильные или же популярные вещи – это проблема каждого правителя. Возможно, именно поэтому люди могут сочувствовать ему: нам тоже иногда приходится сталкиваться с трудным выбором; хотя, к счастью для нас, наше наследие, вероятно, будет менее продолжительным. Михаил Анисимов http://vzov.ru/2020/09-11/37.html
|
|
| |