[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
МОЖНО ЛИ СОХРАНИТЬ ДОМОНГОЛЬСКИЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР?
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 13 Июн 2021, 17:29 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7171
Статус: Offline
РЕСТАВРАЦИЯ ОЖИДАНИЙ:  МОЖНО ЛИ СОХРАНИТЬ ДОМОНГОЛЬСКИЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР?


Уникальный белокаменный храм в Юрьев-Польском уже не первый год ожидает реставрации. Его состояние вызывает тревогу у специалистов: разрушающийся декор, расползающийся по стенам мох и плесень, холод и сырость внутри собора. А ведь речь идет о последнем по времени домонгольском храме, к тому же - целиком покрытом белокаменной резьбой. В 2019 г. тендер на 24,5 млн. рублей выиграло ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские». Однако историко-культурная экспертиза проектной документации, выполненной ЦНРПМ, после публикации в начале 2021-го получила критические оценки специалистов. Обсудить состояние памятника и выработать стратегию совместных действий попытались на заседании президиума Центрального совета ВООПИиК, где встретились все заинтересованные стороны: Минкультуры, ЦНРПМ, ГОСНИИР и профессионалы, обеспокоенные судьбой собора.

Е.Антонова, зав.отделом научной реставрации монументальной скульптуры ГОСНИИР (подрядчик по технологической части. попыталась успокоить собравшихся. По ее словам, немедленное обрушение памятнику не грозит: - Я тщательно изучила документы, начиная с 1949 г., когда впервые проводилось обследование собора. Его выполнили сотрудники АН СССР п/р К.П. Флоренского. В этих документах подробно описано состояние сохранности конкретных участков. Когда мы взяли описание, то увидели: в принципе, ничего не изменилось. Наиболее серьезные утраты до сих пор локализованы в тех же местах. Конечно, состояние памятника отвратительное, однако оно не прогрессирует.
Некоторые из присутствовавших не согласились с подобной оценкой. Так, реставратор В.Родионов обратил внимание на северный фасад Георгиевского собора: «Столбы с правой стороны текут: тают, как пластилин».

Причины подобного разрушения волнуют многих. Е.Антонова рассказала: - Большую часть года столбы и стены собора покрывают соли. Еще Флоренский обратил внимание на редкий состав - соли магния, - не свойственный другим памятникам Владимиро-Суздальской Руси. Из-за комбинации этих солей стены и столбы даже при идеальных климатических условиях останутся мокрыми. Они не смогут высохнуть, поскольку соль гигроскопична, держит воду
.По словам реставратора Д.Яковлева, гл. архитектора проектов ЦНРПМ, серьезную опасность представляют не грунтовые воды, которые находятся относительно глубоко, а талые: - Одна из главнейших причин разрушения собора - отсутствие отвода талых и дождевых вод от памятника. Они создают избыток влаги, который воздействует на кладку.
Впрочем, как рассказал О.Замжицкий, замдиректора ЦНРПМ, выход из ситуации все-таки был найден: - Основной удар по памятнику наносится весной, когда оттаивает снег и начинается подсос воды. Большую часть этих проблем уберет подогрев всей конструкции. Речь не о том, чтобы сделать теплый пол с температурой 40-50 гр.: температура будет лишь на 5-10 гр. выше уличной. Эта технология применяется за рубежом.

Однако далеко не все одобрили подобное предложение. Против, в частности, выступил В.Родионов, отметивший: - До XIX в. храмы вообще не обогревались. Если вы собираетесь сделать отопление, в проекте должны быть двойная дверь и тамбур. Иначе наверху начнется капель, поскольку туда пойдет весь теплый воздух.
Однако, по словам Д.Яковлева, решение было взято не с потолка: - Мы не создаем в соборе температуру бани. Планируется ограниченный подогрев конструкции стен в цокольной зоне и ограниченный подогрев конструкции пола. Это обеспечит стабильный температурно-влажностный режим в пределах норм, что позволит избежать выпадения конденсата. Чтобы не допустить его, планируется и утепление свода - это тоже есть в проекте.

Некоторых специалистов обеспокоило, что в проекте ЦНРПМ не учтена территория вокруг собора - например, остатки соседних зданий, которые могут влиять на состояние памятника. О.Иоаннесян, ведущий научный сотрудник сектора архитектурной археологии Эрмитажа, не смог присутствовать на заседании, однако передал заявление, в котором отмечалось: «Нужно исследовать валы и рвы. Особое внимание нужно уделить состоянию утраченных пристроек к собору - как древних, так и более поздних, разобранных в ходе предшествующих реставраций. Эти утраченные постройки, большие объемы оснований которых находятся в земле, могут оказывать весьма существенное влияние на гидрологическую ситуацию, связанную с самим собором».
Об этом же говорил и С.Карташов, архитектор-реставратор, руководитель проекта «Время собирать камни»: - Собор - не единичный объект, который стоит в чистом поле: к нему вплотную примыкает фундамент разобранных построек. Это влияет на ситуацию: памятник нельзя рассматривать только в габаритах стен».

Д.Яковлев признал, что валы городища действительно не входят в проектное предложение: «Потому что у нас такое задание, такой контракт. Понятно, что надо учитывать в дальнейшем. В проекте все эти вопросы учтены»..
Из зала прозвучали замечания, связанные с тем, что в техническом задании указана слишком маленькая площадь памятника -185 кв. м. Именно поэтому проектировщики не могли заниматься территорией вокруг собора.

- Вы правы, в техническом задании указано, что площадь храма - 185 кв.м., - и там нигде не сказано, что можно проектировать только в рамках этой площади. Минкультуры часто не располагает доп. сведениями и объявляет контракты по информации, предоставляемой нам пользователем объекта. Согласно технической карте, площадь данного объекта составляет 185 кв.м.. Гос. организация не имеет права указывать другие данные, пока их официально не предоставят другие организации. По Георгиевскому собору было проведено несколько научных заседаний, последнее - год назад. Я точно знаю, что с ЦНРПМ заключили доп. соглашения, куда были включены новые условия, в том числе необходимые работы по гидрогеологии. - ответила представитель Минкультуры В.Есина

Итогом дискуссии стало предложение, прозвучавшее от Минкультуры и ЦНРПМ: чтобы развеять все сомнения, заинтересованных специалистов пригласили изучить проектную документацию, составляющую более 50 томов.
- Многие вопросы были вызваны невозможностью ознакомиться со всем содержанием проекта. Также на заседании не прозвучал важный вопрос, касающийся содержания и дальнейшей эксплуатации памятника. Нахождение собора в ведении муниципального музея (Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея) - нечто из ряда вон выходящее. Возможности муниципального музея сильно ограничены. Такой выдающийся памятник заслуживает другого пользователя, который сможет его содержать. И, конечно, нас беспокоит вопрос, когда уже начнутся ожидаемые всеми комплексные реставрационные работы. — отметил А.Демидов, председатель Центрального совета ВООПИиК.
Ксения Воротынцева
02.06 2021. газета "Культура"

https://portal-kultura.ru/article....y-sobor

ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР В В ЮРЬЕВ -ПОЛЬСКОМ
Белокаменный Георгиевский собор XIII в. - то, ради чего обязательно стоит ехать в Юрьев-Польский. Он - последний в числе домонгольских белокаменных храмов Северо-Восточной Руси. На мощных стенах отразилась вся его непростая история. Глядя на него, замечаешь многочисленные следы катастрофы, постигшей храм. Георгиевский собор стал лебединой песней Владимиро-Суздальского белокаменного искусства. Храмы Ю.Долгорукого - церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, - сдержанны и лаконичны, словно крепости. А стены Георгиевского собора покрыты резьбой, напоминая Дмитриевский собор во Владимире. Сейчас можно только гадать, каких высот могло бы достичь белокаменное искусство Руси, если бы не было батыева нашествия. Известный советский археолог, один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре Н.Н. Воронин писал: Существенным техническим и художественным новшеством декоративной системы Георгиевского собора является соединение отдельных изображений и фигур, выполненных в высоком рельефе, с тончайшим ковровым орнаментом, обтягивающим и свободные плоскости стен и фон вокруг горельефов. … Та же система сочетания коврового узора с горельефными фигурами святых, зверей и чудовищ распространялась и на второй ярус фасадов над поясом.


Западный и южный фасады

В 1152 г. князь Ю.Долгорукий построил здесь белокаменный собор, освященный во имя св. Георгия. Однако менее чем за 100 лет он обветшал, и его внук, князь Святослав Всеволодович (1196-1252), приказал поставить новый храм. Строительство продолжалось с 1230 по 1234 г. В Тверской летописи говорится, что князь Святослав Всеволодович «сам бе мастер», то есть был архитектором храма. Чуть позднее к собору был пристроен Троицкий придел, также богато украшенный резьбой.


Южный и восточный фасады

Это был 4-х столпный, 3-х притворный, 3-х апсидный храм. Стены были построены из белого камня среднего качества и забутованы булыжником на известковом растворе, своды сложены из пористого туфообразного известняка. Без учета апсид и притворов длина собора составляла 13,5 м, ширина – 14 м, сторона подкупольного квадрата - 4,7 м.


План Георгиевского собора (по Н.Н. Воронину)

В начале или середине XV в. разразилась катастрофа. Под тяжестью тяжелого барабана и главы, вознесенных на высоком постаменте, обрушились своды; затем вода стала разрушать белокаменную облицовку стен, в результате чего они частично обвалились. Сейчас трудно представить первоначальный облик Георгиевского собора. Покрывала ли его белокаменная резьба полностью или только до аркатурно-колончатого пояса? Какой была глава, ставшая причиной трагедии? На этот счет специалисты выдвигают разные гипотезы.

  
Георгиевский собор. Реконструкции С.В. Заграевского, Н.Н. Воронина, Д.П. Сухова

В 1471 г. московский купец и зодчий В.Д. Ермолин восстановил Георгиевский собор. Согласно Ермолинской летописи, «Во граде Юрьеве в Полском бывала церковь камена святый Георгий, а придел святая Троица, а резаны на камени вси, и розвалилися вси до земли; повелением князя Василеи Дмитреевь те церкви собрал вси изнова и поставил как и прежде».
Мастер пытался воссоздать первоначальный рисунок, совмещая резные камни, но не всегда это было возможно. Новый собор получился более приземистым, рисунок оказался во многих местах нарушенным. До нашего времени дошло около 450 резных белокаменных фрагментов. В XVII в. к Георгиевскому собору пристроили шатровую колокольню, перестроенную в 1781 г. Храм перекрыли кровлей на 4 ската. В начале XVIII в. появилась новая глава «луковицей». В 1809-1827 г. построили ризницу и теплый придел. В результате облик храма оказался полностью искаженным.


В 1920-1930-х годах собор был отреставрирован п/р П.Барановского и И.Грабаря. Реставраторы удалили все позднейшие пристройки, раскрыв первоначальный объем храма.
Когда подходишь к Георгиевскому собору, испытываешь какой-то трепет: он словно живой. Можно бесконечно бродить вокруг него, пытаясь разгадать замысел князя-архитектора, искать недостающие детали, находить несоответствия.


Северный фасад был главной, лицевой стороной храма, обращенной к городской площади. Он уцелел лучше всего. От собора XIII в. сохранились притвор и значительная часть стен. На центральном и западном пряслах уцелел аркатурно-колончатый пояс с изображением святых воинов. Они напоминают статуи готических соборов, но плоские. Над северным порталом помещено изображение Св. Георгия, которому посвящен храм. В средней закомаре помещалось «Распятие» с надписью Святослава и двумя парными драконами у его подножия, в левой - «Три отрока в пещи огненной», в правой - «Даниил во рву львином». В углу между северной стеной храма и восточной стеной притвора в прошлом находился небольшой Троицкий придел. Он представлял собой маленькую одноапсидную часовню с крошечным внутренним помещением 1,80 х 3,50 м. С наружной стороны храма виден заложенный аркасолий, где в 1252 г. был погребен князь Святослав. В восточной стене притвора видна заложенная дверь, которая вела в княжескую «грОбницу».

Западный притвор значительно выше северного и южного. В прошлом здесь был 2-й этаж с ложей, куда поднималось на богослужение княжеское семейство. В архивольте портала в круглых медальонах вырезан деисус, повторенный выше в 5 нишах, заложенных позднее кирпичом. От южного фасада сохранились притвор и окружающие его стены. Над порталом изображена Богоматерь Оранта.
Восточную закомару занимает композиция «Вознесение Александра Македонского». Здесь хорошо заметно, как перепутаны рисунки белокаменной резьбы. От первоначального восточного фасада сохранился лишь цоколь апсид. Хотя площадь собора невелика, внутри он кажется просторным. Это достигается за счет сужения боковых нефов и отсутствия лопаток стен.


Фрески внутри собора датируются 1826 г. Внутри хранится главная реликвия - Святославов крест («Распятие»), вырезанный Святославом в честь своего чудесного спасения на Волге во время похода против Волжских булгар. Кроме того, в соборе выставлены уцелевшие белокаменные резные блоки XIII в. В настоящее время Георгиевский собор страдает из-за магниевых солей, которые всасываются в белый камень и разрушают его. На стенах и фресках можно найти уродливые подтеки - высолы. Если не начать реставрацию как можно скорее, неповторимому памятнику архитектуры будет нанесен существенный урон. Существует предание, что тот, кто найдет на резном фасаде Георгиевского собора изображение слоника, может загадать любое желание, которое непременно сбудется!
https://anashina.com/belokamennyj-georgievskij-sobor-v-yurev-polskom/
Прикрепления: 3008850.jpg (10.4 Kb) · 3655530.jpg (22.4 Kb) · 9850304.jpg (19.2 Kb) · 1183767.jpg (17.3 Kb) · 2218131.jpg (9.3 Kb) · 7359478.gif (13.7 Kb) · 3108834.gif (13.2 Kb) · 0673125.gif (18.0 Kb) · 0838057.jpg (17.7 Kb) · 1470368.jpg (23.2 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: