Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 16 Авг 2021, 21:07 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| УДИВИТЕЛЬНАЯ РОСПИСЬ ХРАМА РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ДИВЕЕВЕ: КАК ЕЕ "ПРОЧИТАТЬ"? * «Для чего расписывают храмы? Почему не оставить стены просто белыми? Так иногда рассуждают люди, не очень хорошо знакомые с христианской традицией. Между тем она не прерывается с апостольских времен», - рассказывает художник Дм.Трофимов.
Человеку всегда хотелось выделить и украсить место богослужений. Первые христиане наносили изображения Христа, Богородицы, ангелов на стены катакомб, где совершалась Евхаристия. Благоукрашение заключает в себе 3 смысловых аспекта. Художественный аспект касается вопроса «как?». В его основе извечное человеческое стремление упорядочить, гармонизировать окружающее пространство, создать вокруг себя красоту. Потому так режет слух фраза, которую порой приходится слышать: «я не художник, я иконописец». Нужно стремиться к высокому уровню мастерства. Второй аспект - символический. Через образы роспись православного храма проповедует, наставляет. Третий, самый глубокий аспект заключается в том, что роспись являет собой богословие в красках. Не просто дополняет сакральные тексты, но сама становится полноценной частью Священного Предания. Там, где художник прорабатывает и соединяет все 3 уровня, возникает духовно-культурное явление = то, что остаётся в веках. Чтобы начать творческий процесс в храме, нужны 3 силы, и силы равноправные: настоятель или епископ, жертвователь-ктитор и художник. Они создают концепцию росписи, которая учитывает историю и архитектуру храма, его посвящение, каноническую традицию.
Храм являет собой модель Божественной Вселенной. И самое главное то, как в этой Вселенной, в этом космосе проявляет себя Господь. Храм уподоблен не физической, но духовной структуре мира. В росписи нужно раскрыть идею предвечного Божественного замысла о спасении человека, выразить живоначальное, действенное проявление Бога в мире. Поэтому в куполе храма, как в зените мироздания, мы видим создателя Вселенной - Христа Пантократора в окружении Небесных Сил бесплотных. Ниже перед нами разворачивается Священная история: друг за другом следуют фигуры сначала ветхозаветных праотцев и пророков, а затем и апостолов-евангелистов. Еще ниже изображаются новозаветные сюжеты. Через земную жизнь Христа, Его проповедь, муки крестные и чудо Воскресения раскрывается идея Боговоплощения. Самый нижний регистр росписи, как правило, повествует о святом, которому посвящен храм. В четверике (центральной части храма) смыслы прочитываются по вертикали, а в алтаре - по горизонтали.
Важно и то, что роспись рассказывает о месте человека в Божественном мире. Церковное искусство - и это естественно! - не только христоцентрично, но и антропоцентрично. Не случайно, к примеру, ангелы на иконах предстают перед нами в человеческом облике.
Храм Рождества Богородицы: райское сияние под землей
Дивеевский храм Рождества Пресвятой Богородицы - необычный. Строители «подрыли» его под верхним храмом Рождества Христова, который возвели годом ранее. Это произошло после того, как, по преданию, св. Серафиму Саровскому явилась Пресвятая Дева и упрекнула старца: «Сына Моего почтил, а Меня позабыл!». Храм Рождества Богоматери, по сути, крипта, усыпальница пра. Александры, Марфы и Елены Дивеевских. Низкие своды, мощные столбы, полумрак - храм напоминает катакомбы. В таком камерном помещении система росписи развертывается лишь по горизонтали, но с соблюдением иерархии смыслов.
Поскольку стены в храме невысокие, всего 2, 5 м., то масштаб фигур для монументальной живописи очень небольшой, если не сказать крошечный, - 50-70 см. Иконописцы работали в трудоемкой технике миниатюрного письма. Игумения и сестры Дивеевского монастыря попросили художников «Царьграда» исполнить роспись в стиле начала XIV в., взять за основу мозаики храма Карие-джами из ансамбля монастыря в Хоре (Константинополь). Для руководителя мастерской Дм.Трофимова эта просьба была настоящим подарком, ведь Карие-джами - один из самых любимых храмов художника. В Хоре сохранился развёрнутый богородичный цикл. Кроме того, в сравнении с другими храмами Константинополя он довольно камерный, масштаб мозаичных сюжетов небольшой.
Богородичныйй цикл
Для росписи выбрали золотой фон. С одной стороны, он создает символическое пространство - мир, в котором растворено сияние Божественного света. В этом светоносном космосе разворачиваются события Священной истории. С другой стороны, в сплошной золотой поверхности отражаются светильники, мебель, пламя свечей - и своды словно приподнимаются, исчезает ощущение подвала. Золотые фоны сочетаются со светлым цоколем, столбами и полом, рисунок которого «Царьград» разработал вместе с мозаичистами. Эту линию поддерживают светлые скамьи вдоль стен. Художники старались приблизиться к византийскому образцу во всех деталях. К примеру, цоколь в дивеевском храме - мраморный, только в Хоре мрамор настоящий, а в Дивееве - искусная имитация. Она не просто нарисована кистью, а сделана по технологии stucco так, что не отличить от подлинной мраморной поверхности. Мастера максимально точно перенесли в храм и орнаменты Карие-джами, естественно, изменив масштаб и колорит.
Художники не разграничили, а объединили композиции - один сюжет плавно перетекает в другой под едиными золотыми небесами. Нимбы перекликаются с фоном, светлые одежды и скалы - с мрамором. В росписи храма Рождества Богородицы отражены 3 уровня смыслов. Им соответствуют живописные циклы. Первый, христологический, раскрывает историю Жертвы. Он находится в алтаре - «святая святых» храма, где совершают Евхаристию.
На восточном своде - там, где в храме обычных размеров была бы конха (перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий), - находится монументальный поясной образ Богоматери с Христом Эммануилом в медальоне - тип «Знамение» или «Воплощение». Ниже располагается «Евхаристия». Под киворием за престолом стоит священнодействующий Христос. В левой руке Он держит просфору (Агнец), а правой благословляет. С 2-х сторон к Нему подходят апостолы. По сторонам от престола, на котором стоит Чаша, стоят 2 ангела в белых облачениях с рипидами в руках. «Евхаристия» напоминает о Тайной Вечере и вместе с тем иллюстрирует литургию, которая совершается на земном и одновременно небесном алтаре.
Конечно, в алтаре изображено «Распятие». Этот образ говорит о том, что Бескровная Жертва литургии приносится в воспоминание и образ страданий и искупительной жертвы Христа. «Омовение ног» и «Тайная Вечеря» также отражают идею Евхаристии. В алтаре изображены евангельские события - от «Воскрешения Лазаря» до «Уверения Фомы» и «Сошествия Святого Духа». Так цикл раскрывает тему Божественного Домостроительства и отсылает к важнейшим великопостным и пасхальным службам.
Второй цикл - Богородичный. Его сюжеты располагаются перед алтарем. В него входят сцены из жития Богоматери от Рождества до Успения и 2 богородичных праздника - «Покров» и «Положение ризы Богоматери во Влахерне». Рождество Богоматери занимает самое заметное место - возле алтаря, ведь храм освящен в честь этого праздника. Каждый образ в любом храме имеет некий протограф - священный текст, на который опирается иконописец. Это книги Ветхого и Нового Заветов, апокрифические Протоевангелия. Для цикла росписей, посвященных истории монастыря, сестры обители предложили «Историю Дивеевской обители» - труд священномученика Серафима (Чичагова). В книге он пишет, что Дивеево - 4-й удел Богородицы. Поэтому в росписи богородичный цикл через историю уделов перетекает в повествование о монастыре История же уделов такова: после Сошествия Святого Духа в Сионской горнице апостолы и Богородица бросили жребий, по которому Богоматери следовало идти на проповедь Евангелия в Иверию. Но из-за кораблекрушения Пресвятая Дева оказалась на Афоне. Иверия стала называться первым уделом Богородицы, а Святая Гора - вторым. В росписи изображен плывущий по волнам корабль, на нем - апостолы и Богородица. Она указывает на виднеющуюся вдали гору Афон.
Афон, второй удел Богородицы
Спустя столетия афонский монах Антоний, русский по происхождению, вернулся в Киев и основал Печерскую лавру - после явления ему Пресвятой Девы. Так появился 3-й удел Богородицы. В XVIII в. в Киев пришла прп. Александра, принявшая постриг во Флоровском женском монастыре. И ей также явилась Богородица. Она повелела монахине отправляться в восточные земли и основать там 4-й удел. Св. Александра послушно отправилась в путь. В небольшом селе Дивеево Богоматерь явилась ей второй раз, дав завет основать монастырь. Все эти события отражены в росписи храма Рождества Богородицы.За ними следует живописный рассказ в 20 сюжетах о том, как строилась Дивеевская обитель, какие события здесь происходили. Сначала Дмитрий Трофимов изучил текст сщмч. Серафима (Чичагова), после обратился к уже существующим иконам, росписям, картинам, связанным с монастырем. Многие композиции пришлось придумывать с нуля.
Повествование начинается со строительства Казанского храма на месте явления Богородицы прп. Александре. К строящемуся зданию дети подносят кирпичи. Прп. Александра подает им монеты из мешочка. В композиции отражена вся жизнь матушки Александры - исполнение воли Богоматери и служение людям. Сюжеты о прп. Александре располагаются в той части храма, где покоятся ее мощи. Духовная эстафета перешла к прп. Cерафиму Саровскому, который не знал прп. Александру при жизни, но участвовал в ее отпевании и погребении. В последующем преподобный молитвенно опекал монастырь. В обители появилась новая избранница Божия - прп. Елена, которая продолжила устраивать монастырскую жизнь. На одной из композиций она передает св. Серафиму купчую на землю для строительства храма. «Собор-то у нас какой будет, матушка! Собор-то какой! Диво!» - радовался св. Серафим. На этой земле к 1875 г. был построен величественный Троицкий собор, в котором почивают мощи преподобного.
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 16 Авг 2021, 21:25 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| Собирательным образом стала большая композиция, посвященная пристройке к паперти Казанской церкви 2-х храмов: верхнего - Рождества Христова и нижнего - самого храма Рождества Богородицы. Здесь изображены исторические личности, так или иначе связанные с этим очень важным событием. Возле строящегося здания стоят прп. Серафим и его духовное чадо М.Мантуров со свитком-чертежом в руках. С другой стороны на освящение храма идет прп. Елена с арзамасскими клириками. На переднем плане - св. Марфа, которая носила камни для строительства церкви Рождества Богородицы и преставилась совсем юной, в возрасте 19 лет. Композицию венчает образ Богоматери во славе как знак того, что храмы построили по Ее воле и благословению. Непросто было перевести на язык древней живописи сюжеты почти современные - заключительные исторические сцены. Великому торжеству - обретению мощей прп. Серафима посвящена композиция, на которой изображен кульминационный момент, когда 30 июля 1991 г., по слову св. старца: «... а будет диво, как плоть-то свою убогий Серафим принесет в Дивеево!», прибыл в монастырь крестный ход с мощами прп. Серафима. Возглавлял его Патриарх Алексий II.
Преставление прп. Александры Дивеевской
Обретение святых мощей 3-х прп. дивеевских жен, св. Александры, Елены и Марфы, произошло уже в наши дни, в 2000 г. Дм. Трофимов разработал и написал композицию по благословению игумении Сергии. Мощам поклоняются сестры обители во главе с игуменией и митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) с клириками. Так заканчивается рассказ об истории 4-го удела Пресвятой Богородицы - Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Интересно, что святые, и не только святые, а просто наши современники встроены в христоцентричную Вселенную, осмысленную исторически.
Обретение святых мощей прп. Дивеевских жен
Так роспись становится путеводной нитью для молящегося. Она ведет от Сионской горницы через преемственность уделов Богородицы до наших дней. Все 2 тыс. лет выстраиваются в цепочку событий, имеющих духовное значение для жизни Церкви. И в этой жизни проявляются судьбы разных людей, образы которых иконописцы запечатлели на стенах. 17.06. 2021. журнал "Фома" https://foma.ru/udivite....at.html
|
|
| |