[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКИХ ИКОН
Валентина_КочероваДата: Четверг, 19 Авг 2021, 20:53 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Online
СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКИХ ИКОН
Статья 243 УК РФ гласит: «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, включенных в единый госреестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей наказываются штрафом в размере до 3-х млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до 3-х лет, либо лишением свободы на тот же срок».

Именно под эту статью подпадают действия руководства Псково-Изборского объединенного музея-заповедника, в результате которых могут в самом скором времени погибнуть древнейшие псковские иконы. Согласно ФЗ «О Музейном фонде РФ», «хранение – один из основных видов деятельности музея, предполагающий создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции». Однако, в Пскове сегодня происходит прямо противоположное.


Отреставрированный псковский Спас XIV в.

Псковское собрание икон – крупнейшее в мире, аналогов ему нет. Более 500 икон, находящихся в нем, датируются XIV-XVII вв. Отреставрированы из них лишь 150. Во времена позднесоветские об уникальном наследии заботились: иконы сперва хранились в здании XVII в. с низкой температурой и повышенной влажностью, а затем были перевезены в другое помещение, максимально сходное по атмосфере с предыдущим. Важно было и то, что приезжавшие ежегодно на практику студенты-реставраторы из питерского института им. И.Е .Репина помогали сохранению святынь, что позволяло не допускать прихода их в аварийное состояние. Эта традиция продолжалась вплоть до 2008 г., когда музей отказал институту в предоставлении возможностей для практики. С той поры количество икон в аварийном состоянии стало неуклонно расти. Тем не менее до последнего времени умирающие иконы по крайней мере не «добивали». Так, при начале ремонта в помещениях, где хранились святыни, их бережно перенесли на руках по крытому проходу, избегая травматичной перевозки, в соседнее здание, где температура и влажность были близки к привычному для древних экспонатов. Но дальше о законах и правилах решено было забыть и с ветшающим наследием не церемониться…

Когда-то «архитектор» товарищ Гинзбург дал универсальный рецепт уничтожения старины (речь шла о Москве): просто не поддерживать «изношенный фонд» столичных древностей, не реставрировать их – так и рассыплются они в прах в течение нескольких лет или десятилетий, освободив место для строительства современных объектов. По этому рецепту не только в Москве, но и по всей России уничтожено и продолжает уничтожаться бесчисленное множество объектов историко-культурного наследия. Однако, начиная с 2020-го года в РФ развернулась пандемия… вандализма. О пандемии другой конспирологи часто говорят, будто затеяна она для того, чтобы сократить население земли. Вот, кажется, и о памятниках наших кто-то решил «позаботиться» таким же образом. Все-таки у людей и памятников есть кое-что общее… Только последние в отличие от нас лишены даже возможности возвысить голос в свою защиту, и им приходится уповать только на людей – еще не утративших совести. От безмолвного «SOS!» нашего культурного наследия должны бы уже возопить камни по всей России. Очередной сигнал бедствия посылают нам наши псковские святыни. К концу текущего года ремонт помещений, в которых жили они, должен быть завершен. Но руководство музея решило не возвращать их туда, потому что приведенные в порядок площади (300 кв. м.) занадобились представителям «современного искусства», именно этих – по выражению И.С. Глазунова «абрамгардистов» – решено разместить в помещениях выселенных русских икон. А куда же денут иконы, спросите вы? По завету товарища Гинзбурга оставят тихо умирать. Ну, зачем, в самом деле, беречь и отдавать площади какой-то «рухляди», когда нам наших «современных творцов» экспонировать надо? Беспощадная логика ликвидации и замещения одинакова везде. Вместо «неперспективных» исторических зданий возводятся уродливые небоскребы и аппартотели. Вместо «неперспективных» аварийных икон – заселяются «абрамгардисты». Вместо «неперспективных» людей

«Хосписом» для русских святынь должно стать помещение в другом здании площадью в 100 кв. м., т.е. втрое меньше прежнего. Помещение не соответствует привычному иконам температурному режиму, что неминуемо ускорит их гибель. Более того – аварийные иконы предполагается перевозить транспортом. Как говорится, «доктор сказал «в морг», значит, «в морг». Разумеется, с хранителями, со специалистами это преступное решение не обсуждалось, их мнение руководство музея не интересует. Вот что сообщила по этому поводу зав. отделом фондовой работы Псковско-Изборского музея-заповедника О.Васильева:

«Ремонт основных зданий в 2019 г. потребовал от руководства музея строгой согласованности действий с профессионалами, то есть хранителями. При этом все планы по перемещению фондовых коллекций были составлены не только без учета мнения хранителей, но и вопреки им. Это привело к тому, что значительная часть фонда дерева, металла, мебели, скульптуры оказалась под строительной пылью и крупными частями потолочных перекрытий. Тогда ситуацию спасла областная администрация прямым вмешательством в действия, вернее бездействие музейного руководства. Прошло 2 года, фондовые помещения отремонтированы. Но в отремонтированные помещения возвращать коллекции вопреки планам и мнению хранителей не собираются, что нарушает пункты XI,11,2 Единых правил Минкультуры. Прежде всего это создает проблему для хранения фонда икон. В нарушение пунктов XV,15,2 Единых правил единственную в мире коллекцию Икон Пскова собираются хранить в помещениях, по площади в несколько раз меньше необходимых (одно из которых кабинет, другое выставочный зал) на икеевских стеллажах! И это в XXI в. в федеральном музее! Абсурдность данной ситуации свидетельствует не только об особенностях музейного руководства. Эти действия должны скрыть аварийное состояние музейного фонда в целом и особенно уникального собрания древнерусского искусства, сохранение которого невозможно как без правильного хранения, так и реставрации.

Отсутствие реставрации, и, как следствие, аварийность фонда икон попытаются скрыть их переводом в проблемные помещения, которые и окажутся виноваты во время министерских проверок. Пусть потом хранитель отвечает, так как по Единым правилам МК РФ только он несёт ответственность перед государством. А ещё лучше заменить хранителя на нового. За 3 года пока не работала экспозиция икон не отреставрировали в музее ни одной иконы. Ни с одной иконой в аварийном состоянии не проведены консервационные работы. В вопросах реставрации музей последние годы не выполняет пункт XLI 41,2 Единых правил. Реставраторы если и работали, но без официального допуска, то есть аттестации. Показательно, что после 25 лет музейной практики один из реставраторов по темпере сумел только подтвердить полученную ещё при окончании института 2-ю категорию, а другой реставратор до сих пор не аттестован! Но этой проблемы для администрации так и не существует, о чем свидетельствует и сегодняшний штат отдела реставрации, где численность ставок рестораторов не увеличилась при новом штатном федеральном расписании! Оценив аварийность состояния иконописного фонда, бескорыстную помощь официально предложила Санкт-Петербургская Академия художеств им. И.Е. Репина. Но и это обращение осталось без внимания! Уже сейчас наши национальные реликвии в страшной опасности, завтра они просто исчезнут, даже возрождать будет нечего. Сегодня эту ситуацию можно исправить, организовав масштабную реставрацию уникальных памятников, поместив их в просторные музейные хранительские пространства, используя современное технологичное оборудование».


Примечательно, что здание, куда хотят переместить святыни, – это фондохранилище, где хранится более 60000 единиц гос. музейного фонда. Фонды открытые и, согласно Единым правилам, должны быть доступны посетителям. Так и было с 2006 г., но… 1 июня 2021 г. фонды для посетителей закрыли. Протестуя против этого, псковские активисты направляли коллективные обращения в МК РФ с просьбой остановить процесс закрытия для посетителей фондохранилища, который по времени совпал с федерализацией Псково-Изборского музея. Но ни это, ни открытое письмо в адрес полпреда президента в СЗФО А.Гуцана, губернатора Псковской обл. М.Ведерникова, председателя комитета по культуре Госдумы Е.Ямпольской и члена Совета Федерации Е.Бибиковой, результата не дали.

Следует добавить, что все это происходит на фоне того, что после ремонта свободных неиспользуемых площадей у музея стало гораздо больше. Спрашивается, зачем же тогда заталкивать в маленькое помещение древние иконы, фрески и скульптуры? Во времена очень недоброй памяти был такой термин «вредительство». К тому, что происходит сегодня в Псковско-Изборском музее, трудно подобрать определение более точное. Удастся ли нам остановить очередной акт пандемии вандализма и спасти древнейшие псковские иконы от неминуемой гибели? Или же нам, русским, вовсе не стало дела до собственных реликвий? Или же, вернее сказать, перестали мы быть русскими, что остаемся глухи к судьбе наших святынь? Вопрос повисает в воздухе, а время идет. Время решающее, ибо у гибнущих, по существу убиваемых русских икон времени этого нет.
Елена Семенова, писатель, историк
https://lgz.ru/online/slovo-o-pogibeli-russkikh-ikon/
Прикрепления: 9416744.jpg (18.7 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: