[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
СВЯТЫНЯ ТАГАНКИ
Валентина_КочероваДата: Среда, 18 Май 2022, 21:15 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
СВЯТЫНЯ ТАГАНКИ
27 апреля (14-го по юлианскому календарю) РПЦ чтит память св. Мартина Исповедника, папы римского.


Последнее уточнение может ввести в недоумение: как может почитаться папа римский в православной традиции? Однако в этом нет ничего удивительного: Мартин Исповедник занимал римскую кафедру в VII в., причислен к лику святых чуть позже, но всё это - задолго до раскола христианской церкви на западную и восточную. Поэтому его почитают и католики, и православные. Правда, в России церквей в его честь очень немного, но есть один, очень известный и масштабный храм, расположенный в центре Москвы. Он давно уже стал архитектурной жемчужиной Таганки.


В некоторых дореволюционных путеводителях в качестве даты основания церкви Мартина Исповедника (часто его называли «Мартыном») можно встретить 1492 г., то есть 7000 год от Сотворения мира. Однако куда более вероятна иная датировка - 1502 г. на 10  лет позже. Возможно, на храмозданной доске, которую прихожане видели ещё в конце XVIII в. (до наших дней она не сохранилась), в славянском обозначении даты после буквы «земля», означавшей 7000, стёрлась буква «и десятеричное», означавшая 10. В этом случае всё выглядит логично: именно 14 апреля 1502 г., на память св. Мартина Исповедника, в Великом княжестве Московском был посажен на великокняжеский престол Василий III. Он стал соправителем своего отца, Ивана III, получив, как и он, титул «великий князь Московский и Владимирский и всея Руси Самодержец». В то время существовала традиция ставить церкви в честь тех святых, на чей день памяти пришлось помазание на великокняжеский престол (а позже - венчание на царство). Так и появилась, по всей вероятности, церковь св. Мартина Исповедника, поставленная неподалёку от Москвы.

О том, как был построен этот храм, существует легенда: будто бы император Священной Римской империи Иосиф II пожелал увидеть православный храм в честь папы римского и остался недоволен его состоянием. К тому времени прежнее здание серьёзно обветшало. И тогда митрополит московский Платон (Левшин) решил построить более достойное сооружение на том же месте. Однако никаких доказательств этой истории не приводится, а строительство началось только в 1791 г., когда старый храм стали постепенно разбирать. На его месте вскоре возник новый храм, более просторный и величественный, по проекту зодчего Р.Казакова.


Он работал в стиле классицизма, наиболее популярном в конце XVIII в., поэтому храм получил 2 мощных восьмиколонных портика на боковых сторонах, крупный купол с ротондой и 4 главки поменьше, расположенные по углам основного четверика. С западной стороны к храму пристроена трёхъярусная колокольня, одна из самых высоких во всём районе. Изнутри церковь расписана итальянским художником Антонио Клаудо. Существует предположение, будто бы Казаков, создавая план храма св. Мартина, использовал мотивы собора св. Павла в Лондоне, однако это явно не так. Пропорции совсем иные, да и детали не очень совпадают, а общие формы хоть и совпадают, но характерны в целом для классицизма. Тем не менее историки архитектуры убеждены, что храм св. Мартина Исповедника на Таганке - один из лучших и наиболее сохранившихся памятников архитектуры классицизма в Москве.

Все работы велись на средства храмоздателя - московского городского головы, именитого гражданина, купца I гильдии В.Я. Жигарева. Его же пожертвованиями рядом с церковью на Б.Алексеевской ул. (ныне  ул. Солженицына) было построено здание для частного народного училища. Главный престол храма, освящённый в 1806 г., теперь именовался в честь Вознесения Господня, но приделы сохранили прежние названия - Грузинской иконы Божией Матери и св. Мартина Исповедника. Так что и весь храм москвичи продолжали именовать «мартиновским». Сам В. Жигарев жил неподалёку, на той же улице. Его усадьба сохранилась, позднее её приобрела состоятельная купеческая семья Алексеевых, к которой принадлежал и знаменитый К.С. Алексеев (он же - Станиславский). Основную массу прихожан мартиновского храма составляли именно купцы, так как они преобладали на Б.Алексеевской ул. и в её окрестностях. Так, на всю Москву были известны Зубовы - владельцы усадьбы, расположенной ближе к Таганской пл.


Её хозяин, В.П. Зубов родом из Александрова, владел красильно-набивным производством и был известным специалистом в области красильного дела. Но в Москве его знали в первую очередь как страстного коллекционера скрипок и других муз. инструментов: в зубовском собрании можно было увидеть скрипки Страдивари, Гварнери, Руджери, Амати. Его сын, Павел Васильевич, защитил диссертацию по химии, но быстро понял, что это не его стихия, и продал фамильную фабрику. Вырученные средства он использовал на расширение отцовского собрания, а также на собственную нумизматическую коллекцию, в которой было множество древних русских и восточных монет. Собрал Зубов и значительную библиотеку в несколько десятков тысяч томов по истории и археологии. В 1900 г. он завещал коллекцию, библиотеку, а также значительную сумму денег на их содержание Императорскому Российскому историческому музею. Прославился Павел Васильевич и как благотворитель: он был председателем попечительства о бедных Рогожской части, существовавшего в приходе мартиновского храма.


Кстати, в этой же церкви он венчался со своей супругой Н. Грачёвой, крестил своих 4-х детей, а в 1921 гю его самого здесь отпевали.


Его старший сын, Василий Павлович, названный в честь деда, продолжил фамильную славу уже в советскую эпоху, получив прозвище «русский Леонардо» за свои научные труды по искусствоведению и философии.

Есть своя легенда у мартиновского храма и про события 1812 г.  Рассказывали, что наполеоновский маршал Иоахим Мюрат, живший во время оккупации Москвы в усадьбе Баташёва на Яузской ул., так впечатлился великолепной архитектурой храма, что поставил взвод солдат с офицером для его охраны от мародёров. Когда же французы ушли из Москвы, в сохранившемся от разграбления мартиновском храме было проведено первое благодарственное богослужение. Позже для храма выполнили новый иконостас в форме триумфальной арки - символ победы над врагом. Император Александр I, судя по размещённым слева и справа от Царских врат императорским коронам и горностаевым мантиям, вырезанным из дерева, даровал эти образа храму. При мартиновском храме на средства Зубовых и др. состоятельных прихожан в 1882 г. были устроены богадельня на 8 престарелых женщин и приходское попечительство для вспомоществования бедным. После революции всё это было упразднено, а в 1923 г. рабочие Рогожско-Симоновского района просили Моссовет предоставить им здание церкви Мартина Исповедника «под общее собрание трудящихся и для других культурно-просветительских целей». Тогда это прошение было отклонено, но в 1931 г. мартиновскую церковь всё же закрыли, разместив внутри архив студии док. фильмов «Востоккино». Позже храм использовался в качестве хранилища Всесоюзной книжной палаты, что спасло его от радикальных перестроек и искажения внешнего вида.

Его росписи также были частично сохранены, а уникальный иконостас перенесён в Донской монастырь, где в то время располагалась экспозиция Музея архитектуры. На фронтоне также сохранялась дореволюционная надпись: «Храм святаго Мартина Исповедника». С 1991 г. постепенно возобновились богослужения, в дальнейшем вернулся на своё место подлинный иконостас, вскрыты из-под слоёв краски росписи. Здесь же оказалась Грузинская икона Божией Матери, до революции пребывавшая в храме на Воронцовом Поле. Однако главная святыня храма - погребальная рубашка блж. Матроны Московской. Сегодня мартиновская церковь - одна из самых посещаемых на Таганке.
Никита Брусиловский
https://историк.рф/posts/2022/04/28/ukrashenie-taganki.html
Прикрепления: 1282832.png (55.0 Kb) · 9951065.png (58.2 Kb) · 8506413.png (20.2 Kb) · 2320051.png (22.2 Kb) · 8651099.png (17.3 Kb) · 5404979.png (39.1 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: