[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ-ПИРАМИДЫ
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 12 Сен 2022, 20:10 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ-ПИРАМИДЫ
Каждый православный храм – шедевр церковного искусства, в котором живут время, события, имена, мысли и устремления, неизменно осененные верой в Бога. Архитектурный стиль храмов выступает как зеркало, отразившее духовную и земную жизнь и застывшее дивной картиной с внешней красотой и внутренней божественной природой. Есть церкви в виде Креста – церковной основы, или круга – символа бесконечности существования Церкви. Восхищаемся формой восьмиконечной звезды или корабля. Замираем от гениальной простоты прямоугольных строений и затейливых решений стиля барокко. Среди всего существующего дивного разнообразия есть церкви-пирамиды, архитектура которых вызывает странные чувства и неоднозначные мнения. Почему они появились в России, в общем-то, так и остается открытым вопросом.


Первая ассоциация, которую вызывает слово «пирамида», обычно связана с Египтом, хотя пирамиды встречаются в разных странах. Исследования самых знаменитых египетских культовых сооружений длятся более 200 лет, но по-прежнему держат на расстоянии тех, кто хочет разгадать их тайны. Такой же тайной, в которой можно заблудиться, окутано само слово «пирамида». В Египте оно означало «горизонт», «часть числа», «составляющую часть совершенства». Поэтому есть мнение, что слово «пирамида» имеет древнегреческое происхождение. При этом считается, что слово «пирамис» греки заимствовали у египтян, а его значение в Греции – поминальный пирог из пшеничной муки, слепленный в форме конуса или пирамиды. А вот слово «пирамидес» имеет 2 корня: «огонь» и «середина», что позволяет некоторым исследователям проводить параллели с русскими пирогами – «с пылу с жару» – и искать схожесть их формы с пирамидами. Как не вспомнить здесь о русском курнике, имеющем форму высокого конуса, то есть пирамидальную? В самой простой и совершенно жизненной трактовке прообразом пирамиды стала большая скирда пшеницы. Нельзя не сказать и о пасхе, которую готовят раз в году из творога в форме усеченной пирамиды, что символизирует Гроб Господень. И греческий пирог, и русская творожная пасха, и стог пшеницы, и египетская пирамида действительно схожи по своим очертаниям и имеют глубокую символику, если говорить о том, почему эта форма пришла в храмовую архитектуру.

Тем не менее первая письменная трактовка слова «пирамида» в Европе относится к 1555 г. и звучит так: «один из видов древних сооружений королей», что намекает и на назначение египетских пирамид – быть усыпальницами фараонов. В 1716 г. «пирамида» – уже термин в геометрии, означающий правильную геометрическую фигуру с 4 симметричными сторонами. А как же быть с тем, что на территории России также существуют пирамиды? И это «праегипетские» постройки: на Кольском полуострове, на Ладожском озере, на Байкале. Есть они и в других местах нашей страны. Однако это не усыпальницы, подающие архитекторам идею возводить такие же мощные по своему духу и правильные в своей гениальной форме строения в память об ушедших.

В европейском обществе внимание к Египту с новой силой проявилось в 1-й половине XIX в. после египетского похода Наполеона 1798 г. Но только во 2-й половине столетия знания о египетской цивилизации стали достоверными благодаря серьезному изучению архитектурных памятников, трудам археологов и ученых-египтологов Англии, Франции, Германии. Следующий подъем интереса к Египту относится к 1922 г., когда английский археолог Г.Картер открыл гробницу фараона Тутанхамона. Вслед за Европой и Россия переживала увлечение Египтом, что отразилось в стиле раннего александровского классицизма (1801–1812), затем русского ампира (1810–1820), когда в моду вошли формы египетских пирамид, пилонов, лотосовидные колонны, сфинксы, обелиски.


Храм Нерукотворного Образа Спасителя в Казани. XIX в/

Вторая волна русской египтомании длилась полвека: с 1870-х по 1920-е годы. В это время были заложены основы отечественной египтологии. Безусловно, российские архитекторы (многие из которых серьезно увлекались археологией), так же как литераторы и живописцы, находили вдохновение в египетской теме. Новая архитектурная форма всегда производит незабываемое впечатление. Такой формой в те года стала пирамида: строение, имеющее свою неповторимую эстетику. При этом пирамида отличается хорошей устойчивостью и проста в возведении. Привлекали и рассуждения об особой благоприятной энергетике внутри зданий в форме пирамид. Так в усадьбах появлялись хоз/ постройки-пирамиды: погреба для хранения продуктов и выдержки вин, в которых они приобретали особые свойства. Кроме того, рядом с домовыми храмами строились склепы-пирамиды. Некоторые владельцы усадеб до этого сами побывали в Египте и при возведении строений даже требовали от архитекторов почти полной аутентичности. Однако египетские пирамиды возводились только как усыпальницы и не назывались пирамидами. Это были «дома вечности» – места, где дух и тело фараонов навсегда получали защиту.

Если говорить о православных храмах, то одни исследователи утверждают, что многим церквям присущи элементы пирамид, другие – что таких в нашей стране буквально единицы. Но примечателен один факт: большинство храмов-пирамид возведено во славу русских воинов и русского оружия. Это храмы-памятники, храмы-усыпальницы. 


Храм Троицы Живоначальной в Санкт-Петербурге

Один из самых необычных в России, и он не связан с памятью о военных победах и потерях. Церковь построили в селе Александровском за Невской заставой по желанию генерал-прокурора Сената князя А.А. Вяземского.


В 1780 г., получив должность директора Императорского фарфорового завода, он начал в Александровском строительство своей летней усадьбы. В ней обязательно должна была существовать и усадебная, то есть домовая церковь. Разрешение на ее возведение было получено в 1783 г. Кроме того, императрица Екатерина II даровала князю огромную сумму: 200 тыс. руб. Князь пригласил одного из лучших архитекторов страны – Н.А. Львова, которого и сегодня называют русским Леонардо да Винчи.


Доподлинно неизвестно, удивило ли зодчего желание вельможи видеть храмовый ансамбль в виде пасхальных угощений: кулича и пасхи, но Николай Александрович блестяще воплотил задуманное, отдав предпочтение стилям раннего и строгого классицизма. Строительство продолжалось с 1785 по 1790 гг. В 1790 г. храм освятили. Так появились церковь в виде кулича и колокольня в виде пасхи. Ротонда храма имеет 16 колонн и смотрится как красивый парковый павильон. Рядом стоит не менее оригинальная колокольня храма – четырехгранная не усеченная пирамида с крестильной на 1-м этаже и звонницей на 2-м. Однако, рассматривая колокольню, не стоит искать только египетский след. В 1781 г. Львов посетил Рим и был очарован пирамидой Цестия и храмом Весты в Тиволи. Эти шедевры привлекали его на прекрасных гравюрах А.Парбони и архитектора, археолога, художника Д.Б. Пиранези, чье творчество внесло большой вклад в формирование екатерининского классицизма.


Храм Весты в Тиволи посвящен богине домашнего очага и выполнен в форме толоса – круглого сооружения с коническим куполом, которое могло быть святилищем, гробницей, муз. залом. Его украшают 18 стройных колонн. Пирамида Цестия, построенная между 18 и 12 годами до н. э. для Гая Цестия Апулона, – древнеримский мавзолей на одном из семи холмов Рима, Авентине. Его форма напоминает нубийские пирамиды, находящиеся в Судане. Пирамида Цестия была не единственной пирамидой Рима: до XVI в. еще одна находилась в Ватикане .

В архитектурном творчестве Львова сооружения в форме пирамид встречаются не один раз. Большинство из них построены в усадьбах: в Митино и Никольское-Чернецы, находящихся в районе Торжка Тверской губернии. А одна пирамида – в Царском Селе. Назначение пирамид было исключительно бытовое, но сами строения и сегодня остаются примером гениальности архитектора: особенно двойной купол, дающий естественное освещение, что использовалось архитектором также при строительстве храмов, и система вентиляции. Однако самым знаменитым пирамидальным строением Львова считается колокольня храма Троицы Живоначальной. В советское время храму повезло больше других церквей: службы продолжались до 1937–1938 г. Статус памятника церковь получила в 1938 г. и начала использоваться как библиотека и клуб. А в 1946 г. была вновь открыта для богослужений.

Прижившееся название «Кулич и Пасха» настраивает на восприятие необычных форм церковного ансамбля как символов Голгофы – горы, где был распят Христос, и Горнего места – храмового престола Божия, если говорить о колокольне. Круглое строение самой церкви напоминает артос (хлеб) – всецелую просфору цилиндрической формы, которая освящается в первый день Пасхи и раздается прихожанам в Светлую Субботу. Пасхальный хлеб, выпекаемый дома, безусловно, – реплика артоса, известная как кулич.


Храм Нерукотворного Образа Спасителя в Казани
 
Возводился в память о воинах, погибших при взятии города в 1552 г. на месте братской могилы. Ведь именно Нерукотворный Образ Спасителя всегда изображался на хоругвях русских войск. В начале октября 1552 г. И.Грозный торжественно вошел в побежденный город. Вместе с ним был игумен Иоаким. По царскому велению на берегу реки Казанки, в версте от кремля, с почестями были похоронены не только рядовые воины, но и воеводы и бояре. Над захоронением насыпали холм и посадили вязы, как бы обозначавшие территорию кладбища. Более того, в 1552 г. по воле 22-летнего царя заложили мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы, чтобы молитва о воинах никогда не прекращалась. Очевидно, это место было выбрано неслучайно. Во времена казанского похода здесь стояла церковь И.Грозного, располагалась его ставка и стояло знамя с Нерукотворным Образом Спасителя. В 1529 г. на этом клочке земли упокоился русский православный святой Иоанн Казанский, который юношей попал в плен к татарам и отказался принять ислам, за что и принял мученическую смерть. Долгое время это было единственное русское кладбище в городе, и захоронения на нем продолжались. Не все воины упокоились сразу после взятия Казани, и найденные останки продолжали сносить именно сюда, чтобы предать их земле.

В 1560 г. монастырь пришлось перенести на другое место – на Змеиную (Зилантову) гору, так как в низине во время весеннего разлива вода постоянно подмывала деревянные стены строений. С такой просьбой выступил игумен Иоаким. Царь и его жена Анастасия сделали большие пожертвования на монастырь. Царица подарила иконостас для храма. А само захоронение увенчалось часовней, в которой панихиды служились настоятелями и братией Зилантова монастыря. Шло время. В 1813 г. на месте часовни началось строительство каменного храма Нерукотворного Образа Спасителя, которое продолжалось 10 лет. Первым человеком, который решил увековечить память павших воинов и задумался о создании более значимого, чем часовня, мемориала, считается архимандрит Амвросий (Сретенский), который был переведен в обитель из Симбирского Покровского монастыря. Владыка пожелал пожертвовать на строительство личные сбережения. По его замыслу, на братской могиле мог появиться памятник в виде столпа – колонны или башни. Решение о строительстве мемориала принимали и власти города. В сентябре 1811 г. согласие на возведение памятника дала городская дума. Средства на строительство поминального храма собирали всем миром по всенародной подписке. Император Александр I и его семья также пожертвовали немалые деньги. Кроме того, по распоряжению императора ежегодно храм должен был получать из казны 500 руб. Это стало примером и для представителей духовенства, дворянства, купечества. В общей сложности было собрано 100 315 руб.

Что касается строительства храма, то императору понравилась сама идея возведения, но не проект, присланный ему из Казани. И тогда был приглашен архитектор Н.Ф. Алферов. Во время строительства проект постоянно дорабатывался по довольно грустной причине: останков воинов было намного больше, чем могло поместиться согласно плану задуманной композиции памятника и его размера. Вокруг склепа пришлось прорыть подземный ход с нишами, соединяющийся с основным захоронением, что решало проблему лишь отчасти.


В воплощении проекта Алферова участвовал и губернский архитектор Казани А.К. Шмидт, который осуществлял официальный надзор за строительством и занимался облицовкой стен храма белым вятским камнем. Строительство завершилось в 1821 г., а обустройство внутреннего пространства – в 1823 г., после чего храм освятил архиепископ Казанский и Сибирский Амвросий. При торжественном освящении состоялись крестный ход, военный парад, пальба из ружей и пушек. В 1830 г. у церкви появились и попечители в лице представителей казанского купечества. Купцы построили домик смотрителя, которым обычно становился отставной офицер, имевший боевые награды. Должности попечителя и смотрителя просуществовали вплоть до 1917 г. Именно попечитель, которым обычно был богатый купец, нес все издержки по содержанию храма, и делал это добровольно. За оградой храма, что появилась в 1834 г., стояли пушки и лежали каменные ядра, а также висели 2 колокола – большой и маленький. Сам мемориальный комплекс состоял из церкви, подземного хода и захоронения с огромным каменным гробом: приподнятая крышка являла кости и черепа.

В 1831–32 гг., во время правления императора Николая I и при архимандрите Гаврииле, храм вновь пережил реконструкцию, так как прежние недочеты проекта сказались на его сохранности. Он начал ветшать, и его трудно было содержать. Ранее архимандрит Амвросий подавал прошение в гор. думу взять церковь на иждивение города, что и произошло: храм передали военному ведомству. В церкви началась реставрация, проходившая п/р архитектора П.Г. Пятницкого, автора проекта здания Казанского университета. После ее завершения храм был освящен архиепископом Филаретом, а император Николай I, который посещал храм и при свете свечей спускался в его склеп, прислал богатые подарки – серебряные сосуды для богослужений. В начале ХХ в. церковь украшали среди прочего портреты царя И.Грозного и императора Николая I.

В советское время храм Нерукотворного Образа Спасителя не был разрушен и даже считался одним из значительных архитектурных памятников Казани, но в сентябре 1918 г. службы в нем прекратились, а в 1924 это уже был памятник во имя содружества народов. Согласно такому назначению, в 1930 г. с храма сняли крест и сбили надписи: так ушло все, что напоминало о церковной жизни. В 1930–1950 гг. в закрытом Зилантовом монастыре, к которому был приписан храм, располагалась тюрьма НКВД. В последующие годы церковь ждало новое испытание. В 1955–1957 гг. на карте СССР появилось Куйбышевское водохранилище, что привело к значительным колебаниям уровня воды в Волге. Так храм оказался стоящим на крошечном островке, к которому только в новейшей истории страны построили мостик. Речная вода постоянно вымывала из земли холма останки воинов.

С 2011 г. храм приписан к Свято-Введенскому монастырю Казани. Началась и реставрация, появился придел в честь Илии Муромца, был водружен крест, выполненный в форме Георгиевского креста – военной награды за боевые заслуги. Эта награда, существовавшая в Российской империи, была восстановлена в 1992 г. Сегодня то, что храм был возведен в виде усеченной пирамиды, подвергается сомнениям. Возможно, архитектор пытался воплотить образ шатра, служившего царю И.Грозному покоями, или его походной церкви, или вновь обращался к образу пасхи. В изданной в 1901 г. книге «Россия в Средней Азии» Е.Марков так писал о храме: «На небольшом холмике среди низкого луга возвышается тупая каменная пирамида, совершенно напоминающая своею формой те творожные пасхи, которые приготовляются у нас для разговен в Светлое Христово Воскресенье. Крошечный крестик венчает эту колоссальную пасху из тесанных камней. Входы, украшенные низкими дорическими колоннами, напоминающие собою входы в египетские катакомбы, с двух сторон ведут в эту мрачную пирамиду. Старинные каменные ядра и старинные маленькие пушки валяются у входов»


Свято-Никольский храм-памятник в Севастополе 

Расположен на Братском мемориальном кладбище и посвящен воинам, павшим в Крымской войне (1853–1856) при обороне Севастополя (1854–1855). Идея возведения храма-памятника появилась сразу же после окончания этой войны и воспринималась обществом как традиция, возникшая после победы в Отечественной войне 1812 г. и впервые осуществленная при строительстве церкви в Казани. Осенью 1856 г. император Александр II дал разрешение на возведение Свято-Никольского храма и объявил сбор средств на добровольных началах. Однако деньги собирались медленно, хотя и шли со всей страны от военных и членов семей воинов, погибших в этой войне. Немалые деньги вносили и богатые люди, но нехватка средств все равно ощущалась, поэтому строительство растянулось вместо запланированных 3-х лет на 13. В 1857 г. памятник был заложен. Под его закладные блоки положили медали «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853–1856».


Первым архитектором, представившим проект храма-памятника в Севастополе, стал А.И. Штакеншнейдер. В Санкт-Петербурге Андрей Иванович строил резиденции для семьи императора и усадьбы знатных вельмож. Он был представителем первого поколения российских архитекторов-эклектиков. Это направление дало ориентир на использование различных форм искусства прошлого в разных сочетаниях при проектировании одного сооружения. Именно Штакеншнейдер предложил форму пирамиды, напомнив о символике египетских пирамид – застывшей вечности, в которой живет душа человека. В 1865 г. архитектор скончался. Храм-памятник еще не был завершен, и этим занялся другой зодчий – А.А. Авдеев, который не только был знаком с проектом еще в 1857 г., но и вносил в него свои правки.
Прикрепления: 2397923.png (93.4 Kb) · 0461721.png (37.2 Kb) · 7907402.png (81.5 Kb) · 4740446.png (34.9 Kb) · 0734995.png (31.0 Kb) · 0278420.png (76.0 Kb) · 5830239.png (90.0 Kb) · 8224641.png (68.5 Kb) · 9182045.png (99.3 Kb) · 7796775.png (36.8 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Понедельник, 12 Сен 2022, 20:34 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline

Архитектор, художник, археолог и один из основателей Московского архитектурного общества Алексей Александрович  несколько изменил проект Штакеншнейдера: здание стало выше и взлетело на 27 м., в верхней части разместилась звонница, в стенах были сделаны узкие окна с сандриками. При этом крест приобрел еще большую выразительность и массивность – 6,8 м высоты и 16 т веса, но утратил изображение полумесяца. Он был установлен в 1870 г. Крест изготовили из диорита, добытого в районе Аю-Дага. Встречается информация, что крестов было 2: первый сломался в поперечной части, к счастью, не причинив вреда строению и рабочим. Сам храм строили из крымбальского известняка. За возведение этого храма-памятника на воинском кладбище Авдеев был награжден орденом св. Владимира 4-й степени. Это было не единственное его творение в память о славе русских воинов. В Севастополе он построил Владимирский собор – усыпальницу адмиралов (1854–1888) на холме над могилами адмиралов и морских офицеров, а также часовню на Инкерманской высоте (1862).


Внутреннее убранство Свято-Никольской церкви впечатляло росписями и фресками в византийском стиле. Группу художников возглавлял Ф.А. Бруни. Однако со временем эти удивительные по красоте работы заменили мозаикой, ведь влажный соленый воздух наносил им вред. За 15 лет они потеряли свою красоту и просто пришли в негодность. Эскизы для мозаики, которая копировала живопись, представил художник М.Н. Протопопов, а заказали ее в знаменитой мастерской А.Сальвиати в Венеции, на острове Мурано. Мраморный иконостас храма создал итальянский скульптор В.Бонанни-ст. по рис. Авдеева.

К этой церкви всегда было обращено внимание царской семьи. В 1879 г. на освящении церкви присутствовал Великий князь Константин Николаевич, младший брат императора Александра II. Стоит сказать, что до 1917 г. этот храм постоянно посещали члены царской семьи. В 1898 г. Свято-Никольской храм посетил император Николай II со своей семьей. Октябрьская революция внесла свои жестокие коррективы: церковь закрыли, но не посмели снести, поскольку она оставалась памятником русским воинам. Ушли в прошлое Литургии в память о воинах, завершавшиеся крестными ходами... Однако наиболее сильно церковь пострадала во время ВОВ. Было утрачено более половины от всей площади мозаичной живописи. Есть и другая цифра – 95%. И это была не единственная потеря. Были разрушены надгробные памятники на кладбище, исчезли пушки, стоявшие на входе. Сильные повреждения получили стены церкви, иконостас и мемориальные доски, а также диоритовый крест. Именно диоритовый крест стал символом защиты Бога, стойкости русских воинов и народа. Во время боев за Севастополь снаряд попал в колокольню храма. По словам очевидцев, тяжелый крест падал с огромной высоты, словно невесомый лист, слетевший с дерева под порывом ветра. Прикоснувшись к земле, он раскололся ровно на 3 части, что было чудом.

Первые работы по восстановлению храма начались только в 1968 г. К 1974 г. ему удалось вернуть внешний облик. Спустя 14 лет, в 1988 г., Свято-Никольский храм на Братском кладбище в Камышовой бухте передали РПЦ. Практически сразу были восстановлены некоторые мозаики: панно, изображающие Спасителя и жен-мироносиц. В 2010 г. моряки большого десантного корабля «Ямал» стали инициаторами восстановления креста. В 2012 г. он был воссоздан, но стал более легким, так как от времени храм начал проседать. Крест привезли из мастерской Екатеринбурга и водрузили на колокольню. Торжественное освящение состоялось 29 июля. Сегодня это самая высокая точка Севастополя и место паломничества.


Часовня Александра Невского в Москве на Моисеевой (Манежной) пл.

Построена в память о жертвах русско-турецкой войны 1877–1878 г. Этот уникальный памятник появился в городе в 1883 г. и был снесен в 1922 г. Часовня А.Невского: в память воинов, на брани убиенны. Примечательно, что и через века интерес к пирамиде как архитектурной форме сохраняется, но она не воспринимается только как символ памяти. Среди храмов, появившихся в последние десятилетия в России, можно вспомнить о церкви Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в г. Сосновый Бор Ленинградской обл.


Она построена в 2001–2008 г. В микрорайоне Лесной городок в г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области есть церковь в честь священной горы Голгофа, возведенная в 2008 г. Возможно, архитекторов привлекала лаконичность формы пирамиды и эклектика, хотя эти храмы воспринимают как проявление современных архитектурных направлений в церковном зодчестве. Но главное, конечно же, в другом – в том, что все дороги жизни ведут в храм.
Ольга Сокиркина
https://monastery.ru/zhurnal/tserkov/pravoslavnye-khramy-piramidy/
Прикрепления: 8270063.png (38.2 Kb) · 9246844.png (122.1 Kb) · 3942354.png (96.1 Kb) · 1614861.png (73.6 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: