[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ПОКЛОН БЛАГОСЛОВЕННОЙ СТАРИНЕ
Валентина_КочероваДата: Пятница, 03 Мар 2023, 12:14 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7099
Статус: Offline
ПОКЛОН БЛАГОСЛОВЕННОЙ СТАРИНЕ


Постоялый двор, мельница, старинная часовня Зосимы и Савватия Соловецких, крестьянские усадьбы разных веков. Все это - экспонаты Музея деревянного зодчества и народного искусства в Нижней Синячихе Свердловской обл., созданного почти полвека назад. Экскурсовод М.Махнёва приглашает в дом зажиточной крестьянской семьи XIX в., с которого  и начинается знакомство с музеем.


Дом - классический пятистенок под четырехскатной крышей, украшен богатой резьбой, свидетельствующей о том, что семья здесь жила не бедная. Дом делился на повседневную избу, где семья жила и работала, и на чистую комнату - "белую горницу", в которой отмечали праздники.


Проходим в низкий дверной проем и оказываемся в тесноватой избе. "Знаете, почему надо наклоняться при входе? Так строили неспроста: понимали, что связи между бревнами ослабевать не должны. Ну, и чтобы теплый воздух в избе держался, а не выдувался при открывании-закрывании дверей".
По диагонали от входа - красный угол с иконами, первый взгляд входящего в избу падает именно на него. Вот голбец - деревянный пристрой у печи, отсюда спускались в подклет. Мужская боковая лавка при входе - окна от нее выходят во двор, чтобы хозяин в любое время мог наблюдать за происходящим. Поперечная лавка напротив двери - место для женщин, занятых рукоделием. Это же и место для сна. В крестьянском быту кровать появилась только во 2-й половине XIX в., а до того люди спали и на лавках, и на полу. В избе есть еще один предмет, знакомый и человеку XXI в.: "стоячок", или "стоялка", - небольшой манежик для ребенка, который уже опирается на ножки, но ходить еще не научился. А во дворе дома внимание привлекает двухэтажный амбар с воротами-завознями, в которых видно специально выпиленное отверстие для кошки. Прямо в амбар заводили телеги с мукой или зерном и рассыпали в лари по сусекам... 

  
Вот кованые саночки-салазки. В детстве на них катался создатель музея - И.Д. Самойлов. Иван Дмитриевич родился в деревне Исаково в 1922 г. Прошел Великую Отечественную. После войны заинтересовался историей Урала, тогда же начал собирать коллекцию древнерусского и народного искусства. Задумал создать музей деревянного зодчества, чтобы сохранить образцы местной народной архитектуры. И реализовал свою мечту: музей заработал в 1978 г. Объекты архитектуры XVII–XIX веков были свезены в Нижнюю Синячиху из 6 районов Свердловской обл. Самойлов так радел за свое дело, что во время работы передавал часть зарплаты музею. То же самое он делал и на пенсии.


Сам жил весьма скромно, очень переживал из-за Спасо-Преображенской церкви - единственного "экспоната" музея, построенного непосредственно в Нижней Синячихе. Каменную церковь возвели в селе в 1-й трети XIX в., когда этот населенный пункт еще назывался Нижнесинячихинским заводом - здесь работал железоделательный завод, владельцем которого был представитель династии уральских промышленников С.Яковлев.


Он и распорядился построить церковь, "краше которой нет в округе". В 1823 г. она украсила село, о через 100 лет советская власть устроила в ней зернохранилище.
"Я не мог смотреть на памятник, который угасает и умоляет о помощи", - писал позже в своих воспоминаниях Самойлов. С 1968 г. с бригадой местных плотников он лично занялся восстановлением церкви, вкладывая в работу свои средства. Со временем ему стали помогать и местные власти, и влиятельные лица со всего Урала и даже из-за его пределов. За 10 лет реставрация была закончена - Иван Данилович открыл в здании церкви народный музей с коллекцией уральской домовой росписи, сберечь которую он обещал себе, лежа в госпитале после ранения на фронте. Закрывая глаза, он вспоминал цветы, нарисованные на потолке родительского дома, которыми любовался еще мальчишкой. И дал слово: если выживет, то обязательно сохранит для потомков эту роспись. Вернувшись на родину, Самойлов устроился землеустроителем и вскоре в одной из деревень натолкнулся на поленницу, в которой увидел расписные доски. Он их выкупил и с того времени стал коллекционировать уральскую роспись. Сегодня в Нижней Синячихе собрана уникальная коллекция, являющая гордостью всей России.

Самойлов страдал от того, что видел, как умирали любимые им деревни и села, а люди уходили из своих домов и больше не возвращались. Он понимал, что важно сберечь деревенские усадьбы, часовни, церкви, кузницы, мельницы. Со временем собрал и привез в Нижнюю Синячиху все основные объекты, в том числе, мельницу-шатровку из глухомани Гаринского района.

  
Это один из самых колоритных экспонатов музея, хотя внутренний механизм мельницы пока не восстановлен. Долго искал он и водяную мельницу, и поиски эти в конце концов увенчались успехом. Еще один объект - 20-метровую сторожевую башню с фрагментом частокольной крепости - Самойлов, после длительной переписки с краеведами и сельсоветами, обнаружил в окрестностях  г. Артемовского. Он вывозил новый объект вдвоем с помощником на наемном транспорте. Сначала будущий экспонат, состоящий более чем из 50 венцов, 2 недели бережно разбирали, а потом так же аккуратно, в 4 руки, собрали на новом месте. Удивительно: они это сделали вручную, вдвоем, на голом энтузиазме. По такому же принципу перевозили сюда и мн. др. объекты.


В избе XVIII в., в отличие от более поздних, всего одно помещение. Чтобы попасть в него, нужно пришлось низко наклониться. Всякий, кто попадает сюда, словно отвешивает поклон этой благословенной старине....
Прикрепления: 8103372.png (74.0 Kb) · 0142505.png (101.7 Kb) · 0531989.png (106.9 Kb) · 7402083.png (85.8 Kb) · 4870107.png (39.1 Kb) · 0306646.png (33.0 Kb) · 4732156.png (68.2 Kb) · 7946943.png (119.4 Kb) · 3099208.png (79.0 Kb) · 0089486.png (98.1 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 03 Мар 2023, 12:45 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7099
Статус: Offline

Взгляд притягивает настенная роспись. Бабий кут - местечко у печи, где женщины стряпали, шили, пряли, хранили посуду и некоторые продукты.


Усадьба XVII в. представлена со всеми типичными постройками того времени - колодцем, поилкой для скота, сделанной из 234-летней сосны, навесами для телеги и орудий производства, дощатым и бревенчатым сараями, колодцем с журавлем и низенькой баней всего с тремя венцами. В избе - широкая массивная лавка и уже знакомый "стоячок" для детей. Внимание привлекает наклонный приступочек для непрошеных гостей. В те времена без приглашения в избу к хозяину можно было войти только до матицы - наклонной балки, под которой встать в полный рост было нельзя. Незваный гость мог немного посидеть на приступочке. Но если хозяин его не приглашал, то долго оставаться в избе не получалось...

Музей ведет масштабную работу по сохранению всех деревянных экспонатов, регулярно проводятся инженерные исследования, на каждый объект составлен план по сохранению. Все здания не электрифицированы - это бережет их от попадания молнии.  Громоотводом здесь служит церковь, которая всегда принимает на себя удары стихии. Для полной реализации концепции Самойлова, которую он так и не успел воплотить в жизнь, музею не хватало конного (постоялого) двора. Его прототип разыскали в селе Лучинкино - до революции оно относилось к Тюменскому уезду Тобольской губернии. В Нижней Синячихе срубили точную его копию.


Это двор, который содержали старообрядцы. Над воротами пучок соломы - подсказка для путников: здесь можно накормить лошадей. У входа гостей встречает хозяин. Сени были теплые - гости могли обогреться с дороги. Приезжим обязательно подавалась чарка вина, желающие заказывали горячий обед. Жила семья хозяина в избе, небогато, но добротно. Есть моленная, в ней часто не было окна, чтобы люди, молясь, не отвлекались. Матушка-свекровь - она же старшая хозяйка-большуха, скитница - товарищ по вере. В ее руках лестовка, то есть древнерусские четки.

Музей деревянного зодчества продолжает развиваться, количество натурных экспонатов растет, появляются новые планы. Сейчас, например, музей ищет типичный дом рыбака. Говорят, раньше в русской глубинке такие домики встречались часто. Они располагались в стороне от деревень. В них рыбаки могли заночевать или отдохнуть во время непогоды. В проекте - и типовая заимка. Это тоже небольшой дом, где крестьяне останавливались во время походов за грибами и ягодами, а охотники - в период промысла. Все это предстоит восстановить. Конечно, самойловские экспонаты - подлинные, а те, что появились после его смерти, в основном "новоделы". Но сегодня уже не найти многих объектов. Подходящих экспонатов на близлежащих территориях уже точно нет, но на удаленных землях. в небольших деревнях, еще сохранились 3-5 домов, настоящий кладезь старины далекой...

Некоторых взыскательных туристов от посещения Нижней Синячихи отпугивает отсутствие привычной инфраструктуры. Кафе здесь нет, ближайшая гостиница - в соседнем Алапаевске, до которого 15 км. К тому же зимой объекты не отапливаются. В музее о своих слабых сторонах знают и с недавних пор привлекают местных жителей к организации удобств. Одни бабушки в дни массового приезда туристов пекут пироги и приглашают к себе на чай, другие хозяйки принимают гостей на ночлег за символическую плату. И все же туристы массово едут сюда, чтобы увидеть дело рук человеческих на фоне нерукотворной красоты - природа и ландшафт идеально дополняют концепцию, придуманную Иваном Самойловым, и делают музей притягательным. И, как написал в книге отзывов один из посетителей, "очень русским".
Максим Гусев
05.02. 2023. журнал "Русский мир"

https://rusmir.media/2023/02/05/nishniayasiniachiha
Прикрепления: 2280268.png (112.9 Kb) · 8741551.png (91.9 Kb) · 0559052.png (87.1 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: