[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » "ТРОИЦУ" ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ РУБЛЕВА ВЕРНУЛИ ЦЕРКВИ
"ТРОИЦУ" ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ РУБЛЕВА ВЕРНУЛИ ЦЕРКВИ
Валентина_КочероваДата: Пятница, 26 Май 2023, 22:03 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6916
Статус: Offline
ИКОНУ "ТРОИЦА" ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ РУБЛЕВА ВЕРНУЛИ ЦЕРКВИ


В ответ на многочисленные просьбы православных верующих Президентом РФ В.В. Путиным принято решение о возвращении РПЦ чудотворной иконы «Троица», написанной преподобным Андреем Рублевым.

"Переданную Церкви икону перенесут в столичный храм Христа Спасителя, а уже там группой специалистов будет решаться вопрос о ее реставрации, которая начнется после определенного времени".  -сообщил пресс-секретарь Президента России Дм. Песков.

Председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон сказал, что икона «Троица», а также передаваемая Церкви рака св. бл. князя Александра Невского, будут храниться в соответствии с требованиями Третьяковской галереи и Эрмитажа. Хранение иконы будет осуществляться в спец. капсуле, предусматривающей поддержание температурно-влажностного режима. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла чудотворный образ будет выставлен для общенародного поклонения в храме ХС в течение года.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на заседании Священного синода сообщил, что обратился в администрацию главы государства о принесении иконы в храм ХС в праздник Святой Троицы, который РПЦ справляет в 2023 г. 4 июня. После она займет историческое место в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.
http://www.patriarchia.ru/db/text/6026913.html
https://ria.ru/20230526/troitsa-1874313302.html



СОСТОЯНИЕ «ТРОИЦЫ» НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ВЫВЕЗТИ ЕЕ ИЗ МУЗЕЯ
Сроки передачи «Троицы» Андрея Рублева РПЦ будут сдвинуты из-за необходимости подготовить для нее оптимальные условия хранения. К такому выводу пришли эксперты-участники заседания, прошедшего 23 мая, в Третьяковской галерее.
«Икона не подлежит выдаче за пределы Третьяковской галереи на праздник Троицы 4 июня сего года из-за сложного и нестабильного состояния, а также непредсказуемости продолжающегося процесса негативных изменений. В настоящий момент икона находится в реставрационной мастерской в процессе неотложной реставрации памятника», – говорится в протоколе заседания. В РПЦ с пониманием отнеслись к выводам специалистов и заявили, что во главе угла должен стоять вопрос сохранности святыни.

«Условия хранения ей должны быть обеспечены в любом месте – хоть в Третьяковской галерее, хоть в Троицком соборе лавры, и здесь не место важно, а качество той капсулы, в которую икона будет помещена. Сегодня диалог между церковью и музеем идет в добросовестном ключе, и это говорит о том, что обе стороны понимают огромную ответственность за великий памятник мирового значения, коим является икона «Троица».», – заявил глава экспертного совета Московского патриархата по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Л.Калинин. Он допустил, что, если патриарх Кирилл сочтет нужным, то 4 июня в храме ХС будет на время выставлен какой-нибудь из чудотворных списков рублевской «Троицы», а впоследствии, когда будет подготовлен киот, подлинная икона займет свое место в Троицком соборе лавры.
Интерфакс, 23.05. 2023.
https://www.interfax.ru/russia/902854
Прикрепления: 4456897.png (137.3 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 10 Ноя 2023, 12:26 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6916
Статус: Offline
ВОКРУГ «ТРОИЦЫ» И ДРУГИХ ШЕДЕВРОВ РУБЛЕВА СГУСТИЛСЯ ТУМАН НЕЯСНОСТИ
РПЦ и Минкульт заявляют, что с древней иконой все в порядке, но пока подтверждают это ничем.

«В Багдаде все спокойно» - примерно такой крылатой фразой из известного фильма успокаивают нас последние дни РПЦ и Минкульт в отношении состояния «Троицы» Рублева. Но никаких док. подтверждений тому, что с хрупкой иконой все в порядке, нет.
Где рентгенограммы, макросъемка и др. данные, которые могли бы подкрепить слова чиновников? Когда реставраторы били тревогу начнет состояния памятника, это не были пустые слова: каждое утверждение можно было проверить, изучив результаты обследования. Можно ли верить успокоениям и почему молчат о других шедеврах Рублева, судьба которых вызывает опасения?

«Реставрационный совет при Минкультуры России рассмотрел мероприятия по сохранению «Троицы», - заявило культурное ведомство. Все мероприятия сводятся к ежедневному наблюдению за состоянием памятника XV в., который, согласно сообщению Минкульта, «находится в помещении с постоянным, оптимально подобранным климатом», а условия для хранения иконы «созданы прозрачные».

В совете, который отнюдь нельзя назвать расширенным (хотя именно такой был анонсировал ранее), вошло около 10 чел., в том числе директор Третьяковки Е.Проничева, гл. хранитель ГТГ Т.Городкова, директор Реставрационного центра Грабаря Дм. Сергеев, первый замминистра культуры С.Обрывалин и глава правового управления патриархии игумения Ксения (Чернега).Она, кстати, сделала отдельное заявление о «Троице» еще до совета, сообщив, что иконе реставрация не требуется, и что она в хорошем состоянии. Накануне совета «Троицу» в Реставрационном центре Грабаря навестил Патриарх Кирилл, Чернега как раз его сопровождала. То есть две стороны, которые, согласно подписанному в июле договору, несут ответственность за памятник, утверждают, что все в порядке. Будем надеяться, что так. Правда, смущает отсутствие расширенных комментариев и данных обследования. Поэтому выражение «прозрачные условия» пока звучит туманно. Особенно на фоне тревожной информации, что звучала ранее.

В сентябре неназванный источник, утверждал, что в ходе последних исследований на иконе выявлено более 80 новых изменений. Если суммировать отчеты, опубликованные за последние 1,5 года, выходит, что у иконы накопилось более 150 новых болячек. Не случайно летом в Институте искусствознания специалисты несколько часов обсуждали состояние «Троицы» и ее дальнейшую судьбу, подкрепив свои тревоги данными. Причем в том собрании участвовали десятки ведущих экспертов со всей страны. И были более убедительны, нежели успокоительные, но довольно абстрактные фразы, которые офиц. лица говорят сейчас. Впрочем, после этого совета должен быть следующий - и не один. По крайне мере, это обещает Реставрационный центр Грабаря в своем заявлении 3 ноября. Может быть, по итогам этих заседаний мы получим более подробный отчет о состоянии «Троицы».

Что действительно успокаивает, так это то, что, похоже, Минкульт и РПЦ договорились о том, что «Троица» пробудет на «отдыхе» около года, и ее переместят в Троице-Сергиеву лавру, только когда там будут созданы надлежащие условия. А это капсула с климат-контролем и, возможно, спец. помещение с особыми условиями, как рекомендуют искусствоведы и реставраторы. Меж тем, мало кто говорит о судьбе других шедевров Рублева, ситуация с которыми не менее туманна. Например, о фресках в Успенском соборе во Владимире, созданных великим иконописцем вместе с Даниилом Черным в 1408 г.  Реставрация не помогла спасти росписи, что находятся под охраной ЮНЕСКО, а, наоборот, усугубила ситуацию, утверждал еще в 2016-м году реставратор высшей категории А.Скворцов. Работы по реставрации собора закончились в 2018-м, но уже тогда было ясно, что многое сделано не так. Поэтому в прошлом году началась подготовка нового проекта реставрации и прошло очередное научное обследование как самого здания ХII в., так и фресок. В октябре этого года проектная документация легла на стол Минкульта. Ее теперь должен рассмотреть и утвердить экспертный совет при ведомстве. Когда он может это сделать, а главное, когда на эти необходимые работы могут выделить бюджет – неясно. Снова туман.


Проблема сохранения фресок стоит даже острее, чем икон, ведь их нельзя поместить в климатическую витрину. Чтобы не потерять «Страшный суд» А.Рублева и Д.Черного, нужно превратить весь Успенский собор в такую капсулу ТВР (температурно-влажностного режима). Это реально, если установить датчики автоматического климат-контроля, которые будет реагировать на изменения температуры и влажности в древних стенах в зависимости от того, сколько в соборе людей, горящих свечей и иных факторов, которые влияют на атмосферу. Будем надеяться, что такой вариант предложен в проекте реставрации Успенского собора. Однако деталей того, как собирают восстанавливать один из самых древних храмов России после недавней неудачной реставрации, опять же нет.
Мария Москвичева
03.11. 2023. МК

https://www.mk.ru/culture....ti.html


Москва, 16 ноября. Хранение, консервация и восстановление объектов культурного наследия, таких как икона «Троица» Андрея Рублева, требует больших финансовых затрат, что под силу только государству. Такое мнение выразил спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству М. Швыдкой.
«Логика в возвращении вещей безусловно существует: раз это принадлежало церкви, нужно вернуть. Вопрос в другом. У нас церковь, как известно, отделена от государства. И хранение, и консервация, и восстановление движимых и недвижимых объектов культурного наследия требует огромных затрат, которые по плечу на самом деле только государству. Здесь надо все серьезно взвешивать и искать взаимоприемлемые решения», – сказал Швыдкой, комментируя передачу «Троицы» из Третьяковской галереи РПЦ.

Ранее реставрационный совет при Минкультуры России по итогам двухмесячного пребывания иконы в Центре им. Грабаря не выявил деструктивных изменений в состоянии иконы. В нем принимали участие сотрудники Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея, Музея им. А.Рублева, Института искусствознания, Санкт-Петербургской АХ им. И.Репина. Обследование памятника завершилось 14 августа. Перед этим икона находилась в ХХС с 3 июня по 19 июля. При этом Швыдкой повторил свою позицию, что после того, как икона побывала в ХХС, ее необходимо законсервировать, дав ей «отдохнуть»:  «Все музейные объекты, все шедевры нуждаются в отдыхе. Икона такого уровня требует очень внимательного к себе отношения, поскольку ее нужно сохранить для будущих поколений. Сначала нужно сделать нормальный саркофаг с необходимым температурным режимом. И перед тем как поместить икону в саркофаг, ее надо привести в некоторый порядок»,

В 1929 г. по распоряжению Наркомата просвещения РСФСР икона была передана в Третьяковскую галерею. 15 мая стало известно о решении Президента РФ передать эту икону из Третьяковской галереи РПЦ. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр культуры РФ О.Любимова утвердили договор о передаче иконы Святой Троицы Троице-Сергиевой лавре в безвозмездное пользование. Договор заключен на 49 лет с возможностью дальнейшего продления.
https://tass.ru/kultura/19296147
Прикрепления: 9436002.jpg (17.4 Kb) · 0302207.jpg (12.8 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Вторник, 09 Янв 2024, 10:50 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 6916
Статус: Offline
«ТРОИЦА» В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Москва, 7 января. ТАСС. Икона Троицы будет находиться в храме ХС до дня Святой Троицы 23 июня, после чего ее переместят в Троице-Сергиеву лавру. Об этом объявлено во время телетрансляции праздничной рождественской вечерни из храма ХС.

Икона Живоначальной Троицы кисти прп. Андрея Рублева была доставлена сюда 5 января, в канун Рождественского сочельника, и будет пребывать в храме до дня Святой Троицы, или Пятидесятницы, этот праздник в этом году выпадает на 23 июня. На Троицу она уже переместится в Троице-Сергиеву лавру, для Троицкого собора которой она и была изначально написана.

Перед началом патриаршего богослужения у входа в храм ХС образовалась большая очередь из людей, желающих попасть на праздничную службу. В то же время очередь из родителей с маленькими детьми выстроилась с другой стороны к Залу церковных соборов ХХС. Там перед вечерней прошла Рождественская елка, в которой также принял участие предстоятель Русской православной церкви, обратившийся к детям со словами напутствия.
https://tass.ru/obschestvo/19685131

«ТРОИЦА» ВЫШЛА В СВЕТ БЕЗ ЗАЩИТЫ
Накануне Рождества в храм ХС из Реставрационного центра Грабаря доставили «Троицу» А.Рублева. И это несмотря на все старания Минкульта и искусствоведческого сообщества, которые призывали оставить икону в покое и без спец. климатической капсулы никуда не возить. Тем не менее хрупкий образ прибыл в храм, где был помещен в обычную витрину без температурно-влажностного режима. В храме «Троица» заняла место около правого клироса. Вокруг стоят вазы с цветами, близость которых к иконе чревата появлением плесени или грибка. К тому же в перед рождественской службой с иконы сняли профилактические заклейки, с помощью которых реставраторы отслеживают движение досок. Дело в том, что основа шедевра XV в. - три соединенные доски, между ними со временем появились зазоры, сами доски «гуляют», из-за чего осыпается красочный слой. Поэтому для хрупкого образа так опасны перевозки: при вибрации зазоры между досками могут увеличиваться. Теперь, без проф. заклеек, отследить изменение состояния древнего памятника будет сложнее. И нет уверенности в том, что у реставраторов есть доступ к иконе.

- Два месяца назад я присутствовал на совещании в Минкультуры, где реставраторам были даны очень строгие указания. Чувствовался серьезный настрой на сохранение иконы и всестороннее отслеживание ее состояния, например, с помощью 3D-сканирования. То есть в Минкульте всё понимают и держат на контроле, а что в головах представителей РПЦ - понятия не имею. Сложно сказать, что сейчас с «Троицей».- говорит крупнейший специалист по древнерусскому искусству, доктор искусствоведения Л.Лифшиц.

Кажется, несмотря на заверения патриарха Кирилла о том, что к вопросу создания особых условий для «Троицы» подойдут с максимальной ответственностью, в РПЦ решили положиться на волю Божью. Риски утрат увеличивает и тот факт, что икону перевозили в сильные морозы, а температурные перепады крайне вредны для хрупкой иконы. В храме ее распаковывали в «полевых условиях», не соответствующих правилам. Похоже, Минкульт не в силах повлиять на РПЦ. Однако в его «вотчине» - Владимиро-Суздальском музее-заповеднике (музей федерального подчинения) - готовится выставка о «Боголюбской Богородице», история которой резонирует с ситуацией вокруг «Троицы». Образ, созданный по заказу вел. князя Андрея Боголюбского в XII в., в 1990-х годах был передан из музея Владимиро-Суздальской епархии. Эта икона была первой и самой древней из возвращенных церкви. В соглашении о передаче памятника Владимирскому Свято-Успенскому монастырю было оговорено, что храм обеспечит его сохранность и создаст оптимальный для него температурно-влажностный режим. «Боголюбская Богоматерь» выставлялась в климатической капсуле, однако, как потом выяснилась, она не работала.

Служители церкви просто не заметили, когда витрина отключилась, потому как не проверяли. Рядом с «Боголюбской Богоматерью» постоянно находились цветы. В итоге на иконе появилась плесень, которую заметил реставратор Центра Грабаря во время посещения монастыря и забил тревогу. Национальную святыню спасли чудом. Состояние ее было насколько худо, что иконописный шедевр не решились сразу отправить в Реставрационный центр и первые работы проводили на месте вахтовым методом. На «лечение» ушло 6 лет. Благодаря искусствоведам национальная святыня, находившаяся на гране гибели, была обретена вновь. Эта история должна была бы стать уроком. Но, кажется, в РПЦ о ней теперь позабыли. Самое время вспомнить.
Мария Москвичева
08.01. 2024. МК

https://www.mk.ru/culture....ty.html
 

Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » "ТРОИЦУ" ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ РУБЛЕВА ВЕРНУЛИ ЦЕРКВИ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: