Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 10 Июн 2023, 22:46 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| ИКОНУ СПРЯТАЛИ В ШКАТУЛКЕ
Село, появившееся в Ивановской обл. в XVI в., назвали Палехом, а необычными крестьянами оказались жители Владимира и Суздаля, бежавшие от нашествия татар. Среди них были и суздальские монахи-иконописцы. Так в Палехе зародился иконописный промысел. На сегодняшний день это известнейший в мире центр иконографии и лаковой живописи, не имеющей аналогов ни в одном уголке нашей планеты. Работы палеховских мастеров не оставляют равнодушными никого, кто их однажды увидел. Своеобразное, изящное искусство лаковой миниатюры Палеха объединило в себе принципы древнерусской живописи и народного творчества. Специалисты считают, что в начале XVII в. опыты палехских крестьян в иконописном деле были единичны. А самостоятельный иконописный палехский стиль сформировался только к середине XVIII в. Он вобрал в себя и элементы живописи Поволжья 2-й половины XVII в., и принципы новгородской и строгановской школ.
И в XVIII в. уже в большинстве палехских семей писали иконы. Писали целыми семьями: один – «знаменщик» - наносил на основу рисунок; другой писал одежды и палаты и назывался он "доличник"; а уж лики на образах прописывал "личник". Писали, окончив всю необходимую работу по хозяйству, поэтому палехские иконы создавались долго, в строго соответствии с канонами старинных образцов. О палехских иконописцах ходила слава как о больших знатоках древних или редких иконографических изводов. При этом, не нарушая канонов, они привносили в икону свое видение, свой стиль, и в результате создавали удивительно поэтичные и вместе с тем строгие, немногословные и возвышенные образы . Иконы из Палеха отличаются характерным стилем, и узнать их несложно. Фигуры святых несколько удлинены, в ряде случаев почти вытянуты. Одежды их изображались с особыми мелкими складками - козелками. Композиция иконы – сложная, с множеством мелких деталей. Здесь и фантастические растения, и радужное сияние, ладьи, животные, птицы. Поражает тонкость, с которой прописаны мельчайшие детали. Иногда для такой работы изготавливали кисть с двумя-тремя волосками. Среди иконописцев палехской школы особой любовью пользовались праздничные иконы с изображением главных церковных праздников. Такие образа с «клеймами» - сюжетными миниатюрами, поясняющими или развивающими сюжет центральной композиции - в Палехе начали писать еще в XVIII в. Непревзойденным шедевром палехской иконописной школы считается образ «Акафист Спасителю» середины XVIII в.
Написана в теплых, золотисто-коричневых тонах с небольшими вкраплениями киновари и тёмно-зелёного. Одежды Христа и Богоматери расписаны золотым, – символизирующего Божественную благодать, на палехских иконах ео всегда много. Мастера использовали для этого листовое и твореное золото (листики золота, растертые в порошок).
В 1863 г. в Палехе побывал Г. Д. Филимонов, историк, один из основателей первого московского Публичного музея и зав. архивом Оружейной палаты. О своих впечатлениях он написал так: «…В деле иконописи ни одна местность не может сравниться в настоящее время с Палехом, потому что иконопись здесь не одно средство, а цель».
Палехские мастера славились на всю Россию и за ее пределами. Правда, к концу XIX в. иконописцев стало много. Это привело к тому, что и качество, и цены стали ниже. Снизился и спрос на палехские иконы: написанные мастерами по древним канонам, эти образа палехского письма стоили недешево. Тем не менее, палехские мастерские продолжали работать. К концу века в Палехе и окрестных деревнях насчитывалось 418 чел., занимавшихся изготовлением икон. Но вот грянула революция, храмы стали закрывать и сносить, иконопись запретили. Палехские мастера были вынуждены обратиться к крестьянскому труду. Уникальная иконописная школа могла попросту исчезнуть, но - выручили шкатулки. Мастера из Палеха решили расписывать лаковые шкатулки в иконописной технике. В конце XVIII в.
Со временем эти шкатулки приобрели роскошный и богатый вид, они стали служить для украшения помещений. Используя красочный колорит и русскую народную тематику, палехские мастера в своей работе использовали различные сюжеты сказок, былин и сказаний. На Всесоюзной с/х выставке 1923 г. их работы получили диплом 1-й степени, и уже 5 декабря 1924 г. потомственные палехские иконописцы И.Голиков, И.Маркичев, И. Баканов, Иван и Александр Зубковы и Александр и Владимир Котухины основали в Палехе Артель древней живописи и занялись созданием лаковых миниатюр: сами изготавливали лак и папье-маше и писали яичными красками с применением твореного золота - в традиционном иконописном стиле.
В 1928 г. в Палехе открылась профессионально-техническая школа древней живописи, которую в 1935 г. преобразовали в худ. техникум, а затем в училище. Программу преподавания палехского мастерства разработал Н.Зиновьев. Таким образом, при том, что власти страны, мягко говоря, недолюбливали церковь, уникальную школу древней иконописи удалось сохранить. Более того, удивительно красивая лаковая миниатюра из Палеха стала ни много, ни мало – визитной карточкой СССР за границей.
Создавая свои шедевры, палехские мастера используют сюжеты сказок, былин и сказаний. Вся роспись выполняется вручную, и очень часто для этого требуется увеличительное стекло. Краски, кисточки и все необходимое для работы художники, по вековой палехской традиции, делают сами.Таким образом, палехская иконописная школа была спасена, но и не только. Сегодня по количеству иконописцев, по объёму выполняемых заказов Палех вновь стал крупнейшим центром православного искусства. https://gorthodox.com/article/ikonu-spryatali-v-shkatulke https://kulturologia.ru/blogs/201117/36718/
|
|
| |