[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА
ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА
Валентина_КочероваДата: Пятница, 01 Июн 2012, 08:50 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6922
Статус: Offline
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ
Троица – один из главных праздников у православных христиан. Его отмечают на 50-й день после Пасхи, отчего он еще называется Пятидесятницей.



«На Вознесенье пекли у нас лесенки из теста - «Христовы лесенки» - и ели их осторожно, перекрестясь. Кто лесенку сломает - в рай и не вознесется, - грехи тяжелые...» - так пишет о христианских и народных традициях праздника Вознесения Господня русский писатель И.Шмелев. А за Вознесением через 10 дней наступает День Святой Троицы, Пятидесятницы, а следом за ним День Святого Духа. Неразделимы эти два больших православных праздника.


Троицын день - зеленый, душистый, благовонный, с ароматами разнотравья и цветов, свежим духом березы. Земля в этот день - именинница, ее посещает и благословляет Сам Господь.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.

Ф.И. Тютчев

Вспоминается знаменитая «Троица» А.Рублева, изображающая библейское сказание, как праотца Авраама и его жену Сарру посетили три странника - Ангела, олицетворяющие три лика святой Троицы - Бога - Отца, Бога - Сына, Иисуса Христа и Бога - Духа Святого Животворящего. Триипостасный Бог - Святая Троица. Бог - Отец - Первичный Ум, Бог - Сын - Первичное Слово, Бог - Дух Святой, все созидающий, освящающий, Живот живота, жизни Податель, Утешитель. Как говорил св. прав. Иоанн Кронштадтский - я мыслю Отцом, говорю Словом, как Сын Божий, и дышу Духом Святым.

Праздник Троицы - это праздник рождения Церкви Христовой, Новозаветной Церкви. Дух Святой, обещанный и посланный Господом, - ее Создатель. Как и Ветхозаветная Церковь, начало которой было положено через 50 дней после исхода еврейского народа из Египта, когда пророку Моисею на горе Синай были даны Божии заповеди, Ветхозаветный закон, так в этот день празднования Ветхозаветной Пятидесятницы на 50-й день после Воскресения Иисуса Христа Святой Дух сошел на апостолов и Богородицу. Тогда в праздник Ветхозаветной Пятидесятницы вся площадь перед храмом Соломона в Иерусалиме была заполнена людьми. Они собрались со всех концов земли, звучал разноязыкий говор. Апостолы и Матерь Божия в это время молились, и вдруг дом наполнился невероятным шумом с неба, как будто сильный ветер прошел. ... И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать (Деян. 2, 3-4). Совершилось обещание Господа, данное Им при Вознесении. И обрели апостолы мощную духовную силу и знания и начали пророчествовать и проповедовать Слово Божие, призывать к спасению, обретению дара Святого Духа через покаяние и крещение. Их неудержимо влекло к людям говорить, рассказывать о Христе Распятом, о Том, Который пришел в мир, чтобы спасти его, и мир Его изначально не узнал и не принял. И все изумлялись, откуда у этих людей такая сила, такая убежденность в том, что они проповедуют, откуда у них, в общем-то, необразованных людей такая мудрость и знание. И этой силе великой невозможно было противостоять. После апостольской проповеди сразу крестились три тысячи человек, потом еще и еще... Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. (Деян. 2, 47)

На Троицу впервые после Пасхи поется молитва Святому Духу «Царю Небесный». На вечерне впервые за этот период в Церкви совершаются коленопреклоненные молитвы. А в понедельник - 4 июня - продолжение праздника, Духов день, когда православные христиане прославляют Дух Святой, Которым вся наша жизнь совершается. Все сущее на земле Он животворит, проникает, очищает, дает жизнь. Если в Ветхозаветной Церкви все зиждилось на букве Закона, то в Церкви Христовой все созидает и освящает Дух Святой, Божия любовь. В этот праздник совершилось явление третьего лика Пресвятой Троицы - Духа Святого. Сообщаясь христианину в Таинствах церковных, Святой Дух обогащает его многоразличными дарами. Святой Дух именуют также Утешителем, потому что Он может ободрить и успокоить нас - «вместо Христа» мы приняли Его и чрез Христа Его имеем. Вспоминаются советы Господни. Он говорил Своим ученикам, что не заботьтесь, что вам говорить и что отвечать начальству, в синагогах. Ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить (Лк. 12, 12). И еще - кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет, а хула на Духа Святого, тому не простится. Это следует помнить всегда.

И вновь о красоте. Несказанной, неизъяснимой красотой благоухают православные праздники, и среди них, как драгоценный изумруд, жизнеликующая.  Живоначальная Троица. Какое счастье, что эта вечная красота и правда и «сердечное знание Христа передается из поколения в поколение и слилось с сердцами людей» - слова Ф. М. Достоевского.
«... В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано все травой. И запах совсем особенный, какой-то густой, зеленый, даже немножко душно. Иконостас чуть виден, кой-где мерцает позолотца, серебрецо, - в березках. Теплятся в зелени лампадки... Там, в березках, невидимо, смотрит на нас Господь, во Святой Троице, таинственные Три Лика с посошками. И ничего не страшно...»
И. Шмелев. «Лето Господне»

"ВСЯ КУЛЬТУРА - ИЗ ХРАМА"
Эти справедливые слова принадлежат английскому ученому, историку религии Дж. Фрэзеру. Действительно, христианство и одно из его направлений - православие, по праву является культурообразующей религией. Вся серьезная традиционная культура проникнута христианским мировоззрением, воспитывает людей в духе христианских нравственных ценностей. Благодаря христианству мы имеем огромнейшее бесценное культурное наследие в литературе, музыке, живописи, архитектуре, других видах искусства. Вот только к огромному сожалению мы не всегда, и особенно за последние годы, по-умному распоряжаемся нашими духовными и культурными богатствами. Мало их ценим, мало понимаем, плохо бережем.

В своей многолетней журналистской работе мне всегда хотелось соединить две наши могучие духовные силы - Православие и культуру. Да, безусловно, эти два широких понятия, эти два общественных института нетождественны, неслиянны. Безусловно, культура, искусство являются как бы подготовительной, просветительской ступенью к началу духовной жизни, церковной жизни. А в духовном мире культура как бы отходит на второй план. И все-таки, их объединяет многое. На мой взгляд, доминирующая объединительная черта, повторюсь, в стремлении оказать на человека благотворное нравственное влияние. Припоминаю, как лет 30 назад в годы моей юности я ходила по музейным залам, например, в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, и пыталась понять суть картин, где были изображены библейские сюжеты. Но тщетно! Правда, немного помогал путеводитель. Но я уже тогда поняла, что без знания Евангелия, Священного Писания постичь произведения искусства христианской тематики невозможно. Сегодня на нашей Православной странице мы открываем просветительскую рубрику под названием "Вся культура - из храма".

В праздник Святой Троицы, накануне Духова Дня наши материалы в новой рубрике мы посвящаем этим большим православным праздникам.


Икона «Троица» – самое знаменитое произведение гениального русского художника Андрея Рублева. По свидетельству одного из источников XVII в., она была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона. В основе иконографии – библейский рассказ (Кн. Бытия, XVIII) о явлении праведному Аврааму божества в образе 3-х ангелов. Авраам с женою Саррой угощали ангелов под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в 3-х лицах. Избегая подробностей, обычных в сюжете «Гостеприимство Авраамово», Рублев достигает исключительной символической глубины своего творения. В рублевской иконе внимание сосредоточено на 3-х ангелах, их безмолвном общении. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, т. е. Христа. Левый и средний ангелы благословляют чашу. Бог Отец благословляет Бога Сына на смерть на кресте во имя любви к людям. Бог Дух Святой (правый ангел) присутствует здесь как утешитель, утверждая высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви. Содержание «Троицы» не однозначно, памятник многогранен по своим темам, в первую очередь он воплощает идею о троичности Божества. Во времена Сергия Радонежского и Андрея Рублева тема Троицы воспринималась как символ духовного единства, взаимной любви, мира и готовности принести себя в жертву.

    
Икона "Сошествие Святого Духа на апостолов" - XVII в. Худ. Бенфатто дель Фризо. "Сошествие Святого Духа на апостолов" - 1580-е гг. Из собрания Эрмитажа

Неповторимо-самобытны, колоритны, наполнены нарядными, радостными красками картины замечательного русского художника Б. Кустодиева. Свое вдохновение в изображении Руси, русского быта художник черпал в живописных уголках России, в том числе на Волге - в Костроме, Нижнем Новгороде и в Кинешме. Именно отсюда родом его знаменитые "купчихи", "ярмарки", "деревенские праздники". Праздничное гулянье стало темой и картины "Троицын день", входящей в коллекцию Саратовского худ. музея им. А. Н. Радищева.
Материал подготовила Татьяна Аввакумоваю
Использованы материалы с сайтов Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, Саратовского худ. музея им. А. Н. Радищева.
Прикрепления: 1067537.jpg (24.8 Kb) · 1122052.jpg (12.6 Kb) · 9358900.jpg (18.6 Kb) · 9027259.jpg (19.6 Kb) · 3904734.jpg (28.2 Kb) · 4418645.jpg (22.8 Kb)
 

NKДата: Воскресенье, 03 Июн 2012, 15:53 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Статус: Offline
Во всех православных храмах сегодня стоят берёзки перед Царскими вратами, на полу лежит зелёная травка, священники облачаются в зелёные одежды, прихожане держат в руках зелёные веточки берёзы, в воздухе стоит аромат зелени. Сегодня господствует зелёный цвет.

Примерно, вот так:

Праздник Святой Троицы в небольшом уютном пределе в честь святителя Николая Чудотворца в большом храме Иоанна Предтечи на хованском кладбище

  
Прикрепления: 7181548.jpg (22.1 Kb) · 6503321.jpg (23.3 Kb)


Сообщение отредактировал NK - Воскресенье, 03 Июн 2012, 15:55
 

Валентина_КочероваДата: Понедельник, 04 Июн 2012, 00:07 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 6922
Статус: Offline
2013 год:
NK (23 июня)
Поздравляем всех православных форумчан и гостей форума
с Днём Святой Троицы!
Сегодня на ранней литургии в храме Архангела Михаила в Тропарёве (Москва)


сегодня на ранней литургии в храме Архангела Михаила в Тропарёве (Москва)

   
Прикрепления: 2985744.jpg (23.6 Kb) · 3506140.jpg (28.3 Kb) · 1349936.jpg (26.2 Kb) · 1185183.jpg (27.1 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 20 Июн 2021, 16:14 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 6922
Статус: Offline
ЕВАНГЕЛИЕ О СОШЕСТВИИ ДУХА СВЯТАГО
Деян., 3 зач., 2:1-11. Ин., 27 зач., 7:37-52; 8:12.
День Святой Троицы. Пятидесятница


Троица. Конец XIV в. Из собрания Н.П. Лихачева. Эрмитаж 

Когда посеяно семя, должна сойти на него сила тепла и света, дабы оно возросло. Когда посажено древо, должна прийти сила ветра, дабы его укрепить. Когда домовладыка выстроит дом, он прибегает к силе молитвы, дабы его освятить. Господь наш Иисус Христос посеял на ниве этого мира самое отборное семя. Должна была сойти сила Духа Святаго, да согреет и да осветит семя сие, чтобы оно росло успешно. Бог Сын посадил на диком поле смерти древо жизни. Должен был налететь могучий вихрь Бога Духа Святаго, да укрепит древо жизни.Превечная Премудрость Божия создала Себе домы из избранных душ человеческих. И Дух силы и святости Божией должен был сойти на домы сии и освятить их. Божественный Жених избрал Себе Невесту, Церковь чистых душ, и Дух вечной радости должен был сойти, да обручит небо с землею и да облечет Невесту в одежду брачную. Все свершилось так, как и было предречено.

Дух Святый был обетован, и Дух Святый сошел. Кто мог обещать сошествие на землю Духа Всесильного, кроме Того, Кто знал, что Дух Сей послушает Его и сойдет? А по отношению к кому мог Дух Всесильный явить столь быстрое Свое послушание, если не по отношению к Тому, к Кому Он имеет совершенную любовь? О, как совершенная любовь всегда готова к совершенному послушанию! Да ведь совершенная любовь не может быть совершенно выражена иначе, как в совершенном послушании. Любовь постоянно бдит в желании и готовности послушаться своего возлюбленного. А из совершенного послушания проистекает, словно поток меда и млека, совершенная радость, коя и составляет притягательную силу любви. Отец имеет совершенную любовь к Сыну и Духу. Сын имеет совершенную любовь ко Отцу и Духу. И Дух имеет совершенную любовь ко Отцу и Сыну. По этой совершенной любви Отец есть самый ревностный послушник Сына и Духа, и Сын есть самый ревностный послушник Отца и Духа, и Дух есть самый ревностный послушник Отца и Сына. Совершенная любовь делает Отца совершенным слугою Сына и Духа; и Сына – совершенным слугою Отца и Духа; и Духа – совершенным слугою Отца и Сына.

Как никакая любовь в сотворенном мире не может сравниться со взаимною любовью Божественных Ипостасей, так и никакое послушание не может сравниться с Их взаимным послушанием. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. – Да будет воля Твоя. Не являют ли слова сии совершенного послушания Сына Отцу? – Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, – сказал Господь Иисус Христос при воскрешении Лазаря; а позднее Он однажды воскликнул: Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю (Ин.11:41-42; 12:28). Не являет ли все сие совершенного послушания Отца Сыну? – Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам …да пребудет с вами вовек. – Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин.16:7; 14:16; 15:26).

И действительно, в пятидесятый день по Воскресении Утешитель Дух истины сошел на тех, кому был обетован. Не являет ли сие совершенного послушания Духа Святаго Сыну?То спасительное правило, кое апостол Павел повелевает выполнять всем верным: честию друг друга больша творяще – в почтительности друг друга предупреждайте (Рим.12:10), – в совершенстве осуществлено между Ипостасями Святой Троицы. Каждая из Ипостасей старается в почтительности предупреждать Две Другие; как и Каждая желает послушанием умалиться пред Двумя Другими. И если бы у Каждой из Божественных Ипостасей не было сего сладчайшего и святого устремления даровать Свою честь Двум Другим и умалить Себя послушанием, то по бесконечной любви, которую Каждая из Них имеет к Каждой, Троичность Божества утонула бы в некоей безразличности Ипостасей.Итак, по безграничной любви Бога Духа Святаго к Богу Сыну Дух Святый с безграничным послушанием поспешил исполнить волю Сына и сошел в предопределенное время на апостолов. Бог Сын твердо знал, что Бог Дух Святый послушает Его, потому Он так твердо и обещал Его сошествие на апостолов. Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше, – заповедал Господь наш Иисус Христос апостолам Своим.

Не спрашивайте, откуда Господь знал заранее, что сия сила свыше, или Дух Святый сойдет на учеников Его. Господь знал заранее не только это, но и все прочее, что произойдет до конца времен, да и после конца времен. Но, глубже вдумавшись именно в сей случай, вы увидите: это предведение и предсказание Господа о сошествии Духа Святаго является предведением и предсказанием лишь в том, что относится к внешнему событию сего сошествия, но не в том, что касается согласия Духа и Его желания исполнить волю Сына и сойти. Ибо, и прежде нежели Господь заговорил о сошествии Духа, Он уже имел ревностное и добровольное согласие Духа на то. Вернее, Дух Святый и говорил чрез Него о Своем сошествии. Ибо не сказано ли в Евангелии: Иисус, исполненный Духа Святаго (Лк.4:1)? И не признал ли Сам Господь наш Иисус Христос в Назарете, что на Нем сбылось пророчество Исаии: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим (Лк.4:18)?

Ясно, таким образом, что Сын находится в беспрерывном общении с Духом Святым, как и со Отцем, – в общении взаимной любви, послушания и радости. Помазание Духом свидетельствует о живом и действительном пребывании Духа в конкретной личности. Так как же Помазанник мог бы говорить что-либо о Том Самом Духе, чтобы при сем Дух этого не знал? И обещать некое соработничество Того Самого Духа, если бы Дух не был с этим заранее согласен? А что Дух Святый пребывал в Господе нашем Иисусе Христе и был согласен со всяким словом, всяким делом и всяким обетованием Иисусовым, свидетельствует и сегодняшнее Евангельское чтение. В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Здесь речь идет о празднике кущей, который праздновался осенью в память о строительстве кущей в пустыне во время странствования по ней иудейского народа.

Этот праздник отмечался в седьмой месяц по иудейскому исчислению, что соответствует нашему сентябрю, и был праздником веселья великого (Лев.23:34; Втор.16:13-14). Он праздновался семь дней, и последний день, должно быть, отмечался особенно торжественно, раз назывался великим. Кто жаждет, – возгласил Господь, – иди ко Мне и пей. В безводном Иерусалиме трудно было напоить многолюдную толпу и обычной, материальной водой. Специальные водоносы таскали воду для храмовых сосудов с источника Силоам. Что побудило Господа заговорить о жажде и воде? Быть может, жалобы народа на жажду. Быть может, вид работавших водоносов, кои с трудом тащили воду снизу из Силоама на гору Мориа, где находился храм. А быть может, и то обстоятельство, что это был последний день, и посему Господь хотел воспользоваться временем, дабы напомнить людям с окамененными сердцами о духовной жажде и предложить им духовное питие. Некогда Он сказал женщине самарянке: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек. И ныне Он имеет в виду ту же животворящую воду духовную, ныне, когда призывает всякого жаждущего: иди ко Мне и пейКто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. – Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. 

Прежде всего Господь определяет веру в Себя. Он обещает награду тому, кто право верует в Него, то есть верует так, якоже рече Писание (как сказано в Писании). Он не хочет, чтобы в Него веровали как в одного из пророков. Вот, все пророки пророчествовали о Нем. И не хочет Он, чтобы Его считали вторым Илией или Иоанном Крестителем. Вот, и Илия, и Иоанн были лишь слугами Божиими и предтечами Его. А Он не называет Себя ни слугою Божиим, ни чьим бы то ни было предтечею. Священное Писание глаголет о Нем как о Сыне Божием, рожденном от Бога Отца в вечности и от Пресвятой Девы Марии во времени. Когда апостол Петр исповедал такую веру в Него, сказав: Ты – Христос, Сын Бога Живаго (Мф.16:16), – то Он такую веру похвалил. Когда же старейшины и книжники хотели Его смутить разными хитросплетенными вопросами, Он Сам смутил их и заставил замолчать ссылкою на Священное Писание, где говорится, что ожидаемый Мессия является не только Сыном Давидовым, но и Сыном Божиим (Мф.22:41-46). Он хочет, дабы в Него веровали и как в высшее откровение Божие, в коем соединяются все прочие откровения от начала и до конца. Вне Его тщетна вера, тщетна надежда, невозможна любовь. А что правая вера в Него спасительна, убедится тот, кто право верует. Как убедится? У него из чрева потекут реки воды живой. Под водою живой здесь подразумевается Дух Святый, как объясняет сам Евангелист: Сие сказал Он о Духе.

Итак, Дух Святый вселится в того, кто верует в Сына Божия, и духовные живоносные реки потекут из чрева его. Но почему из чрева? Потому что тело в жизни сей у святых является обителью Духа Святаго, как и апостол говорит: Не знаете ли, что тела ваши – суть храм живущего в вас Святаго Духа (1Кор.6:19)? Так говорит апостол Павел верным, на коих Дух Святый уже сошел чрез веру в Сына Божия. В более узком смысле под чревом подразумевается сердце человеческое, как средоточие жизни и телесной, и духовной. Тот же апостол Павел глаголет: Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего (Гал.4:6). И, таким образом, из сердца как из главного святилища Духа Святаго разольются духовные живоносные струи по всему человеку, телесному и духовному. Последствием сего будет то, что у верующего тело станет орудием духа человеческого, а дух человеческий – орудием Духа Святаго. Весь человек будет очищен, просвещен, утвержден и обессмерчен теми струями Бога Духа, так что все его помышления, вся любовь и все делание будут устремлены в жизнь вечную. Потоки его жизни будут переливаться в вечность, и потоки вечности будут переливаться в его жизнь.Но в то время, когда Господь наш Иисус Христос говорил сие, еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. То есть Духа Святаго еще не было на верующих, на Иисусе же Он был. Дух Святый еще не начал Своего действия в мире в полноте и во всей силе, ибо Господь наш Иисус Христос еще не был прославлен, то есть еще не принес до конца Себя в жертву за род человеческий и не завершил Своего дела как Спаситель человеков. В домостроительстве спасения человеков Отец имеет полноту действия в мире, когда посылает Сына на дело спасения человеков; Сын имеет полноту действия, совершая сие дело спасения как Богочеловек; а Дух Святый имеет полноту действия, утверждая, освящая и продолжая дело Сына. Но нельзя понимать это так, как если бы Сын и Дух не действовали, когда действует Отец; или Отец и Дух не действовали, когда действует Сын; или Отец и Сын не действовали, когда действует Дух. Да удалится от тебя подобная злочестивая и безумная мысль. Ибо, се, пока еще Сын был в полноте Своего действия на земле, действовали вместе с Ним и Отец и Дух, как это было явлено при Крещении на Иордане, и как сказал Сам Господь наш Иисус Христос: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин.5:17).

Значит, и Отец и Сын действуют вместе и одновременно. Точно так же вместе и одновременно действуют и Дух Святый и Сын, как видно из обетования Господа нашего Иисуса Христа послать ученикам Духа Утешителя, при том что и Сам Он останется с ними во все дни до скончания века. Троичное Божество единосущно и нераздельно, но по отношению к сотворенному миру Оно выражает Свое действие более заметно то чрез Одну Божественную Ипостась, то чрез Другую. Итак, когда Господь наш Иисус Христос обещал сошествие Духа Святаго на апостолов, Дух Святый был в Нем, так что можно сказать: насколько сие обетование исходило от Бога Сына, настолько же Оно исходило и от Самого Бога Духа Святаго.


Сошествие Святого Духа. «Евангелие Рабулы», 586 г.

Рассмотрим теперь, как исполнилось это обетование, или как произошло сошествие Бога Духа Святаго, которому мы сегодня и посвящаем сие торжественное празднование.При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. По заповеди Своего Господа апостолы оставались в Иерусалиме и ожидали силы свыше, коя укажет им, что им следует делать дальше. Все они вместе и единодушно пребывали в молитве, все, как один человек, как одна душа. Содержание душ делает души человеческие непохожими или схожими; а содержание душ всех апостолов в то время было одно и то же: их души были наполнены прославлением Бога зато, что было, и чаянием того, что будет.

И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго. Что это за шум? Не шум ли это воинства ангельского? Не шум ли это херувимских крыльев, который слышал пророк Иезекииль (Иез.1:24)? Чем бы он ни был, был он не с земли, но с неба и не от земных ветров, но от силы небесной. Шум сей объявляет о сошествии Царя Небесного, Бога Духа Утешителя. Дух не есть огонь, как не есть Он и голубь. Но Он явился на Иордане как голубь, а ныне является как огонь. Там – чтобы знаменовать невинность и чистоту Господа нашего Иисуса Христа, на Коего Он и сошел; здесь же – чтобы знаменовать огненную силу, теплоту и свет: силу, попаляющую грехи, теплоту, согревающую сердца, свет, просвещающий умы. Дух бесплотен и не воплощается ни в каком теле, но при необходимости Он является в том телесном виде, который лучше всего символизирует значение данного момента. А почему Дух Святый в этом случае явился в виде разделяющихся огненных языков, которые почили по одному на каждом из апостолов, сразу же становится понятно из последовавшего:И начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

 Вот и объяснение, почему Бог Дух явился в виде языков, и при том разделяющихся. Да станет первым Его действием то, чтобы апостолы смогли говорить на иных языках. А из сего ясно, что с самого начала Церкви Христовой Евангелие спасения было предназначено всем народам земли, как и определил Господь после Своего Воскресения, заповедав апостолам: идите, научите все народы. Ибо после того как иудеи, народ богоизбранный, отвергли Господа и распяли Его, Господь Победитель свершил для Себя новое избрание из всех народов на земле, и так возник новый богоизбранный народ, не единого языка, но единого духа, народ святой, или Церковь Божия. Как же апостолы Христовы пошли бы ко всем народам и научили бы все народы, если бы не знали языков тех народов? Таким образом, первой силою, потребной этим первым миссионерам Евангелия, дабы они могли начать свою миссию, была возможность понимать иностранные языки и говорить на них. Люди простые, они знали лишь свой родной язык, еврейский, и больше никаких. Если бы они стали учить многие иные языки обычным путем и способом, то когда бы они их выучили? И за всю свою жизнь они не выучили бы того, чему научил их Дух Святый в одно мгновение. Ибо, взгляните, сколько разных народностей, говорящих на разных языках, собралось тогда в Иерусалиме: Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитянеКаждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились. 

Они видели пред собою людей простых, с простыми манерами, просто выглядевших и одетых, и каждый слышал их говорящих его родным языком о великих делах Божиих. Как тут было не изумляться? Как не дивиться? Иные, не зная, как все сие объяснить, начали говорить: они напились сладкого вина. Но так бывает часто: пьяным людям трезвый кажется пьяным, и безумным разумный кажется безумным. Венчанные с землею и землею опьяненные – как и могли они иначе судить о людях, исполненных Духа Святаго, о духоносцах, глаголющих, как Дух давал им провещевать? Люди рутины не любят неожиданностей и, когда неожиданности происходят, встречают их, или гневаясь, или насмехаясь. Но Дух Святый не похож на человека, насильно врывающегося в чужой дом. Он входит туда, где для Него добровольно отворяют двери дома, и где Его ожидают как самого дорогого и самого желанного Гостя. Апостолы с нетерпением ждали Его, и Он сошел на них и вселился в них. Он сошел на них с шумом – не угрожающим, но радостным.О братия, как радуется Дух Святый радостью неизглаголанною, когда обретет чистые и открытые души, жаждущие Его! С радостным шумом Он вселяется в них и одаряет их своими богатыми дарами. Как огонь, входит Он в них, дабы попалить и последние ростки греха; как свет – дабы осиять их незаходимым светом небесным; как теплота – дабы согреть их Божественной теплотою любви, которой согреваются бессмертные воинства ангельские во Царствии Божием. («Как светильник, хотя и елеем полон, и фитиль имеет, но если не зажжен огнем, остается весь темным: так и душа, по-видимому украшенная всеми добродетелями, если не сделается причастною света и благодати Святаго Духа, есть еще погашенная и омраченная, и дела ея еще нетверды; ибо надобно, чтоб они были обличены и явлены светом (Еф.5:13)». Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 59).

Даром языков наделил Он апостолов как первым даром Своим, более всего им в то время потребным. Но позднее Он, опять же в соответствии с потребностями служения апостольского, изливал на них и иные дары: дар чудотворения, дар пророчества, дар рассуждения, дар слова, дар терпения, дар внутреннего мира, дар непоколебимой веры и надежды, дар боголюбия и человеколюбия. Обильно и радостно раздавал Дух Святый дары сии не только апостолам, но и их преемникам, и всем святым Церкви Христовой доныне, в соответствии с потребностями и чистотой человеческой. Своим великим делом на земле Господь наш Иисус Христос принес великую радость и Отцу и Духу Святому. С первых райских дней Адама Дух Святый не имел той радости, какую имел Он в день Пятидесятницы, когда Бог Сын создал для Него возможность действовать среди людей в полную силу. Правда, Он непрерывно действовал на род человеческий, и когда тот содержался в оковах греха, с грехопадения Адама до Воскресения Христова; однако тогда Его действие стеснял и мешал ему грех человеческий. Тесным и претесным путем Он ходил и тогда среди людей, подливая елей в лампаду жизни лишь настолько, чтобы она совсем не угасла. Он действовал и чрез законы природы, и чрез законы человеческие, и чрез пророков и царей, и чрез художников и мудрецов, настолько, насколько те могли и хотели предаться Его действию. Где бы ни капала в прах земной слеза, порожденная жаждою правды Божией, – сие было от теплоты, которою Он согрел сердце человеческое. Где бы ни блистала светлая мысль мудреца о Едином бессмертном Боге – сие была Его искра, брошенная в душу человеческую. Где бы художник ни сочинял, ни ваял или ни рисовал некую сказку жизни, коя хоть сколько-нибудь отверзала ослепленному человечеству очи для видения Божественной истины, – се, здесь Он соприкасался Своим животворящим дыханием с духом человеческим. Где бы витязь, с верою в Бога жертвуя собою, ни вставал на защиту попранной истины и правды – се, здесь Он вливал Свои силы в сердце человеческое. Но все это было без великого размаха и без великой радости. Все это были лишь крохи, брошенные голодным узникам в темнице.

Когда Господь и Бог наш Иисус Христос сокрушил темницу греха и смерти и извел пред Духа Святаго двенадцать Своих апостолов, как двенадцать светлых царских чертогов, тогда Бог Дух Святый с радостным шумом и с полнотою Своего действия вселился в них. Бог Дух Святый, скорбевший еще со времен греха Адамова, тогда первый раз с великим дыханием, с великим размахом и с великою радостью снова начал в людях Свое неограниченное действие силы и вдохновения.Или, чтобы лучше уразуметь, воспользуйтесь таким сравнением. Солнце светит и зимою, и весною. Но его свет и теплота не могут привести к тому, чтобы зимою из снега что-либо выросло. А весною свет и теплота этого же самого солнца приводят к тому, что из земли прорастает и возрастает все посеянное. Ученые говорят, что зимою земля уклоняется от солнца, что снежные края находятся дальше от солнца и принимают солнечный свет через наклонные, а не отвесные солнечные лучи. Весною земля обращается к солнцу, снежные края оказываются ближе к нему, и солнечные свет и тепло сходят через более отвесные лучи. От Адама до Христа душа человеческая была подобна земле в зимнее время. Дух Святый светил и грел, но душа человеческая из-за своей греховной искривленности и удаленности от Бога словно оледенела, и в ней ничто не могло произрастать и плодоносить. Господь наш Иисус Христос выпрямил душу человеческую и приблизил ее к Богу, очистил ее ото льда и снега, вспахал и посеял в ней Божественное семя. И тогда Дух Святый, словно солнце весною, начал Своею силой растить и являть дивные и сладкие плоды на ниве души человеческой. Никогда зима не сможет поверить в чудеса, в которые весна обряжает землю. Так и люди, уклонившиеся от Духа Святаго, живущие с душою, покрытой льдом и снегом своих собственных самообманов, никогда не смогут поверить в то, какими чудесными дарами Дух Святый украшает приблизившихся к Нему и вставших под отвесные лучи Его Божественного света и теплоты. Да и как эскимос, который родился и весь свой век прожил среди льда и снега, может поверить путнику из южных краев, рассказывающему о цветах и деревьях, о пестрых полях и зеленых холмах? Так и некие люди из удаленной от Бога страны, оледеневшей и помраченной грехом, не поверили апостолам, когда те начали благовествовать им о живом Боге, сущем на небесах, об Отце, Который призывает к Себе всех, желающих называться Его чадами; о Сыне Божием, Который явился в мире как Человек, жил с людьми, пострадал за людей, воскрес в силе и вознесся во славе; о Духе Святом, Который сошел на них и наделил их дарами небесными; о светлом и бессмертном отечестве нашем на небесах, от которого нас только грех разлучил; о чистоте жизни, которая требуется от нас, дабы мы могли возвратиться в это свое небесное отечество и стать сослужителями и братиями ангелов в жизни вечной.

Иные поверили сей радостной вести, иные – нет. От Божественных апостолов разливались реки воды живой по всему миру. Иные пришли и напились сей воды живой, а иные – нет. Апостолы ходили среди людей, как боги, творя чудеса, врачуя всякую болезнь и всякую немощь, проповедуя покаяние и прощение грехов. Иные приняли их, радуясь, а иные отвергли, гневаясь и насмехаясь. Те, кто их принял, ощутили и сами общение свое с Духом Святым и действие Духа Святаго в себе. И так возрастал народ святой, и Церковь Божия ширилась и утверждалась в мире. Так семя проросло и принесло плод. Так дом истины, краеугольный камень коего есть Господь наш Иисус Христос, освятился Духом Всесвятым, распространился на все четыре стороны света и кровлею своею вознесся до величайших высот небесных.Отмечая день сей как праздник Духа Святаго, благоизволившего по бесконечной любви к Богу Сыну с бесконечною радостью и послушанием сойти на землю и взять в Свои всесильные руки дело человеческого спасения, помянем в благодарственных песнопениях и Пресвятую Деву Марию, на Кою Дух Святый сошел ранее, нежели на апостолов. На апостолов Бог Дух сошел как на Церковь, как на единодушную общину святых; на Богоматерь же – как на особо избранную Личность. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, – благовестил архангел Гавриил Пресвятой Деве. И Она силою Духа Святаго родила Плод краснейший, от Коего благоухают небо и земля и Коим питаются все верные от начала до конца. О Пресвятая Пречистая Богородица, заря и колыбель нашего спасения, наш образ смирения и послушания, Заступница и Молитвенница наша у престола Божия, молись непрестанно со святыми апостолами о нас!О Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, приди и к нам, и вселись в нас, и пребывай в нас как сила, свет и теплота; как жизнь наша и радость наша! И очисти нас от всякой скверны, и спаси, Блаже, души наши! Исполни сердца наши радости и уста наши – песнопений, да славим и величаем Тебя со Отцем и Сыном – Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.
Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича), выпущенного издательством Сретенского монастыря.
https://pravoslavie.ru/46976.html

Прикрепления: 0702496.jpg (21.3 Kb) · 8185202.jpg (23.6 Kb) · 9901966.jpg (63.0 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 04 Июн 2023, 20:28 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 6922
Статус: Offline
СОЗЕРЦАЯ «ТРОИЦУ»
Образ «Троица» Андрея Рублева - самое известное и таинственное изображение Бога в истории православной иконографии. Кто, кроме прп. Андрея, имел отношение к созданию иконы? Что означают символы за спинами ангелов и окошечко в престоле? Для кого оставлено 4-е место за престолом, и как можно «общаться» с этой иконой? О тайнах «Троицы» рассказывает зав. кафедры христианской культуры Библейско-богословского института св. Апостола Андрея и преподаватель Коломенской духовной семинарии, И.К. Языкова.

- Как Вы впервые познакомились с «Троицей» Рублева? Какие у Вас остались в памяти впечатления, чувства от этой встречи?
- С «Троицей» я познакомилась, когда была студенткой. Я закончила МГУ, где изучала историю искусства. С самого начала я понимала, что хочу специализироваться на иконописи. Моя бабушка была верующей, поэтому вообще иконы с детства привлекали меня как окно в таинственный мир. Я чувствовала за ними некую тайну. Конечно, университет дал мне возможность разобраться в этом профессионально, но сам феномен иконы как окна в божественный мир так и остался для меня закрытым, несмотря на весь комплекс моих научных знаний. Икона «Троица» - одна из самых таинственных. Мне сложно зафиксировать какой-то конкретный момент «встречи». Однако, когда я стала заниматься именно богословием иконы, а меня всегда интересовала не только худ. сторона, но и богословский смысл, сокрытый в образе, то «Троица» была, конечно, в центре моего внимания. Я открыла в этом образе целый богословский кладезь, увидела в нем молитву, воплощённую в красках, целый трактат о Святой Троице. Никто, может быть, глубже не сказал о тайне Божественного Триединства так, как «сказал» Андрей Рублев. Известно, что иконопись - это искусство соборное. Мы любим повторять эту красивую фразу, но что она означает? «Троица» Рублева лучше всего раскрывает ее смысл. Летопись говорит, что в «память и похвалу прп. Сергия игумен Никон Радонежский повелел написать образ „Троицы“ Андрею Рублеву». Так что в создании этой иконы участвовало непосредственно 3 человека.


Первым необходимо упомянуть прп. Сергия Радонежского, который ко времени написания иконы уже почил. Но при жизни он создал особое по своей глубине учение о Святой Троице, не отличное от церковного, конечно, но глубоко понятое. На нем, на мистическом его переживании и была основана Троице-Сергиева лавра. Летопись и житие преподобного донесли до нас главный завет прп. Сергия: «Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего».
Икона  была создана в годы татаро-монгольского ига, «размирия», как тогда писали летописцы, когда ненависть царила между людьми, князья предавали и убивали друг друга. Именно в эти страшные дни прп. Сергий и поставил Святую Троицу во главу угла как образ любви, которой только и можно победить вражду этого мира.


Вторым человеком стал Никон Радонежский. Ученик прп. Сергия, который стал игуменом Троицкого монастыря после его кончины. Он построил Троицкий собор, куда перенес мощи прп. Сергия. Никон решил увековечить имя своего учителя не через его икону, а через образ Святой Троицы. Чему учил Сергий Радонежский, к чему обращался и по образу чего он и основал свой монастырь, должно было найти свое воплощение в иконе.

Третьей фигурой стал сам прп. Андрей Рублев, который как художник исполнил завет Сергия Радонежского. Его образ «Троица» - это учение о любви, о глубине единства духа и гармонии, записанное красками.И, когда я стала разбираться в том, как написана эта икона, какие в ней заключены смыслы, для меня открылся целый мир. Мы не способны познать умом христианские догматы, не можем описать, как устроена Святая Троица - это великая тайна. Но А.Рублев лично для меня эту тайну приоткрыл. Это «собеседование Ангелов», которые прислушиваются друг другу, сидят за одним столом вокруг чаши, которую благословляет Ангел посредине. Каждый жест, поворот головы, каждая деталь выверены, предельно глубоки. Икона «Троица» дает возможность предстоять перед самим Богом, видеть к невидимое, пусть оно и ускользает от нашего ума. Любой приходящий к этой иконе человек, может быть, и не решит своих житейских проблем, но ему откроется нечто, превышающее его самого, вселяющее мир, гармонию, любовь. Поэтому я не могу указать на какой-то конкретный момент в моем общении с «Троицей» Рублева. Это сопровождает меня практически всю мою сознательную жизнь. Занимаясь иконографией, богословием иконы, я все время открываю в этой иконе что-то новое.

Что нового появилось именно в этом изображении Святой Троицы, чего не было до него? В чем прорыв этой иконы и почему ей суждено было стать канонической? Ведь этот образ стал достоянием не только русской богословской традиции и культуры, но и мирового искусства. В чем выражается это открытие?

Новизна иконы в первую очередь в том, что Рублев сосредоточил все свое внимание именно на 3-х Ангелах. До него изображали в основном «гостеприимство Авраама» - сюжет 18-й главы книги Бытия, когда к Аврааму в дом пришли три Ангела.
«Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли...» (Книга Бытие 18:2).
Исходя из повествования этой главы, становится ясно, что Аврааму явился сам Бог. Хотя нет единства ни среди св. отцов, ни среди иконописцев в толковании этого сюжета. Кто-то утверждал, что перед Авраамом тогда явилась Святая Троица. И иконописцы изображали 3-х Ангелов в одинаковых одеждах, указывая на их единство и равенство друг другу. Другие богословы говорили о явлении Бога в сопровождении 2-х ангелов. Тогда одного из них изображали в одеждах Христа.

А.Рублев, устраняя бытовые детали сюжета - Сарру и Авраама, слугу, который закалывает тельца, то есть все, что писали иконописцы до него, - вводит нас в непосредственное созерцание тайны самой Троицы. Вообще, эта икона интересна тем, что она многопланова, ее можно прочитать по разному несколько раз: и как явление Христа, потому что средний Ангел изображен в одеждах Спасителя (1). Ее можно прочитать и как образ Троицы - все три Ангела написаны практически с одинаковыми ликами.


Но перед нами не иллюстрация Бога. На этой иконе, как в богословском трактате, раскрывается то, что святые отцы называли «Троица во Единице» - один Бог в 3-х Лицах или Ипостасях. В образе также отражен и литургический аспект. Силуэты 2-х Ангелов, сидящих по бокам, образуют собой чашу (2). И на престоле посередине стоит чаша (3) - символ Евхаристии, Жертвы Христа.


Есть на иконе и еще одна интересная деталь. Если внимательно посмотреть на престол, можно увидеть в нем окошечко (4). Когда проводишь экскурсию по Третьяковской галерее, ее кульминацией становится рублевский зал, сердце которого - «Троица». Этот зал наглядно демонстрирует, как иконография поднимается в духовном смысле все выше и выше, пока не достигает своего пика в иконе Рублева, а затем начинается постепенный спад. Так вот обычно люди, глядя на этот образ, спрашивают: «А что это за окошечко?» Оно не случайно. Сразу должна предупредить - о «Троице» написано невероятное количество литературы, в которой представлены самые разнообразные комментарии и интерпретации. Так вот, один из исследователей пишет об этом окошечке следующее. В любом престоле, который находится в алтаре храма, всегда есть мощи святых. Но в престоле на иконе их нет. Есть Жертва Христова, которая символически изображена в виде чаши, которая стоит на престоле, но человеческого ответа на высоту этой жертвы нет. Что это за ответ такой? Это подвиг мучеников, преподобных, святителей - всех святых. Поэтому это окошечко как бы передает Божий вопрос: «А что ты ответишь на жертву любви Христовой?» Мне очень нравится это толкование. Я думаю, что А.Рублев мог так мыслить.

Другой символический пласт связан с изображениями, которые стоят за каждым из Ангелов. За средним Ангелом изображено дерево (5). Это дерево жизни, которое, как гласит Священное Писание, Господь посадил в Раю. За Ангелом слева от нас - палаты (6), символ божественного домостроительства, образ Церкви. За Ангелом справа - обычно его ассоциируют с Духом Святым - гора (7). Она символизирует восхождение к горнему (духовному) миру. Эти символы прямо привязаны к Ангелам и более насыщены по смыслу, чем в любых других иконах. В иконах вообще всегда есть эти 3 символа: неживая природа (горы), живая природа (деревья) и архитектура. Но в «Троице» они прямо привязаны к каждому Ангелу. А.Рублев явно хотел таким образом раскрыть отношения Ангелов и особенности каждого из них.

- Существует ли единое толкование, какой из Ангелов символизирует Бога Отца, какой - Бога Сына и Святого Духа?
- Это вопрос - крайне трудный для исследователей - задают часто. Отвечают на него по-разному. Кто-то говорит, что в центре изображен Христос, справа от Него - Отец, а слева - Дух Святой. Есть толкование, что в центре - Отец, но, поскольку мы не можем его видеть непосредственно, то, опираясь на слова Спасителя «видевший Меня - видел Отца», Он изображен в одеждах Христа, а справа от Него сидит Сын. Интерпретаций очень много. Но это, может быть не самое главное, как ни странно, в этой иконе. Стоглавый Собор (1551 г.) утвердил икону А.Рублева в качестве канонической, подчеркивая, что это не изображение Божественных Личностей, а образ Божественного Триединства. Поэтому Собор запретил надписывать Ангелов, отсекая таким образом всякую возможность указать окончательно кто есть кто. Также для этого образа было запрещено изображать так называемый «крещатый нимб» - иконографический прием, который указывает на Христа.

У «Троицы» Рублева есть еще другое наименование - «Предвечный совет». Оно открывает другую сторону иконы. Что такое «Предвечный совет»? Это таинственное общение внутри Святой Троицы о спасении человечества: Бог Отец с добровольного согласия Бога Сына отправляет Его в мир ради спасения людей. Видите, как много богословских пластов скрывается в иконе? Этот образ - сложнейший богословский текст. Икона сама по себе ближе к книге, чем к картине. Она не иллюстрирует, а символически указывает на нечто сокрытое и тайное. Однако и худ. аспект этой иконы - невероятно высокий. То, что «Троицу» причисляют к величайшим шедеврам мирового искусства, не случайно.


В начале XX в. реставратор В.Гурьянов нашел способ снимать слой олифы с потемневших икон. В 1904 г. он расчистил маленький фрагмент изображения одежды на «Троице», и все увидели удивительный, пронзительный голубой цвет Рублева. Люди ахнули, и к иконе устремилась армия паломников. Монахи испугались, что древний образ могут испортить, закрыли икону окладом и запретили дальнейшие работы с ней. Завершили начатый тогда процесс только в 1918 г., когда Лавру уже закрыли. Тогда там работала очень хорошая реставрационная бригада п/р Игоря Грабаря. Когда они раскрыли икону полностью, то увидели удивительные, просто райские цвета: пронзительно голубой, золотой и темно-красный, почти вишневый. Местами еще присутствовал розоватый оттенок, а на одеждах проступала зелень. Это цвета Рая.


Икона через свое худ. совершенство открывает нам Эдем. А что такое Рай? Это бытие Святой Троицы, Бога. Куда нас зовет Господь? Не к духовному комфорту, а туда, где будет единство человека и Бога. Просто посмотрите на икону: сидят три Ангела. Они занимают три стороны четырехугольного престола, но четвертая сторона свободна (8). Она как бы привлекает нас. Это и место, оставленное для Авраама, которого посетила тогда Святая Троица, и место, оставленное для каждого из нас. И тот, кто подходит к иконе, как будто становится четвертым? Да. Икона как бы включает в себя своего созерцателя. На этой иконе легче всего продемонстрировать знаменитый иконографический принцип обратной перспективы. Если продлить линии подножия престола, то они сходятся там, где стоит человек (9). А внутри самой иконы эти линии расходятся, открывая перед нашими глазами вечность. Теперь понимаете, почему эта икона стоит особняком в ряду самых великих шедевров древнерусской живописи? В ней сосредоточено все: и богословская глубина, и худ. совершенство, и обращенность на человека - диалог с ним. Иконы ведь бывают разные: есть очень замкнутые, к которым трудно подступиться, а есть иконы, которые, наоборот, привлекают.


Рублев написал икону «Звенигородский Спас» - от него невозможно оторваться. Стояла бы всю жизни и смотрела на Него. Но «Троица» - это золотая середина гармонии и совершенства.

- Могут ли профессиональные исследователи рассказать нам что-то о самом процессе написания этой иконы? Быть может, известно, как Рублев к ней готовился, как постился, что происходило с ним самим, пока он писал ее?
- Средневековые документы об этом почти не говорят. Есть только упоминание о заказчике (прп. Никон Радонежский) и все. Больше ничего об этой иконе не сказано, но кое-что мы можем косвенно реконструировать. Например, известно, что Рублев был монахом. Значит, жизнь он вел молитвенную. Может быть, он даже брал какой-то обет, перед тем как приступить к написанию «Троицы», но точно мы ничего утверждать не можем. Средневековые хроники и документы той эпохи крайне скупы на такую информацию. Это стало интересовать людей уже в Новое время. Рублев был из плеяды учеников прп. Сергия. А о них известно, что они были настоящими подвижниками, значит, с высокой долей вероятности можно утверждать, что Рублев был таким же. В документах тех времен упоминается много разных иконописцев. Феофана Грека все знают — он, между прочим, работал вместе с Рублевым в Благовещенском соборе. Кто-то может быть вспомнит Даниила Черного, с которым Рублев работал во Владимире. Есть и менее известные имена: Исайя Гречин, Прохор с Городца. Однако именно Рублев был избран для написания такой важной иконы. Такую сложную тему могли доверить только человеку, который конгениален ей. Лишь он сможет понять ее глубину и изобразить ее. Но это все, что мы можем сказать.

- Получается, образ Рублева в фильме Тарковского - это, по большей части, его личный режиссёрский взгляд?
- Конечно. Фильм Тарковского очень хороший, но он скорее рассказывает о человеке, который попадает в очень трудную эпоху. На мой взгляд, вопрос фильма таков: как христианину, тем более монаху, сохраниться в котле страшной истории, где люди убивают друг друга, сжигают города, где повсюду разорение, грязь, бедность? И вдруг - «когда б вы знали, из какого сора растут стихи!»
То есть, из какой страшной грязи, глубочайшей человеческой трагедии вырастают великие произведения искусства. Понятно, что Тарковский не собирался создавать реальный, исторический образ Рублева. Его больше интересует художник, который противостоит злу глубиной искусства, который свидетельствует, что в мире есть что-то другое, стоящее над его ужасом. Поэтому эту киноленту в первую очередь стоит рассматривать не как строгую историческую картину, а как попытку одного художника понять другого. Воинские подвиги не имеют никакого значения, если за ними не стоит очищение человеческой души. Поэтому и прп. Сергий начал не с политики, не с войны, а с очищения и воспитания людей. И в этом смысле икона - важный артефакт, который противостоит тьме эпохи. Сам факт ее написания - подвиг.

- У отца П.Флоренского в книге «Иконостас» есть интересная мысль, что «Троица» Рублева - это единственное, самое убедительное доказательство бытия Божия.
- Да. Он даже глубже сказал: «Если есть „Троица“ Рублева - значит, есть Бог».

- А как понять эту фразу?
- Для современного человека это звучит странно, но всматриваясь в эту икону, мы понимаем, что это Откровение, превышающее все наши представления. Такое нельзя придумать. Это не фантазия. А значит, за этим образом стоит какая-то иная реальность - божественная. Человек, который живет верой в Бога, написавший такую икону, не мог посвятить всю свою жизнь галлюцинации. В житии А.Рублева есть одна интересная ремарка. Когда они с Даниилом Черным работали вместе, то подолгу сидели и просто созерцали иконы. Не писали, не молились, а просто смотрели, как бы пребывая перед иконами, питаясь ими. Они хотели услышать голос Бога, увидеть божественные образы, которые потом смогут воплотить в красках. Конечно, отец П.Флоренский через эту мысль указывал, что за «Троицей» открывается самодостаточная реальность. Ее человек придумать не способен.

- Почему на протяжении 500 лет А.Рублев нигде в святцах не упоминается, и официально РПЦ он был канонизирован только в конце прошлого века?
- Если быть точнее в 1988 г., на Поместном Соборе в связи с 1000-летием Крещения Руси. На самом деле Рублев всегда был почитаем как святой в Троице-Сергиевой лавре. Сохранились даже иконы, где он изображается среди других лаврских святых. Монахам лавры всегда было понятно, что он святой. Было даже сказание XVII в. о великих святых-иконописцах, где упоминается его имя. В древности, до так называемых Макарьевских соборов XVI в., не было зафиксированного списка святых. Было очень много местночтимых, о которых в одном городе знали, а в другом нет. Потом уже митрополит Макарий постарался собрать воедино всех почитаемых святых и включить их в один список.

- Святость Рублева была очевидна уже его современникам. А вот почему его офиц. канонизировали только в XX в. - это понятно. Собор 1988 г. канонизировал тех, кого уже и так почитали верующие. Собор только как бы признал их святость официально.
- Это была такая своеобразная «доканонизация». Просто посмотрите, кто был прославлен вместе с ним: Елизавета Федоровна, Ксения Петербургская, Амвросий Оптинский, Игнатий Брянчанинов. То есть Собор просто констатировал их почитание и внес их в «святцы».

- Обращаясь к истории самой иконы «Троица», знаете ли Вы о встречах очень известных людей с этой иконой? Может быть, они оставили свои впечатления, переживания от нее? Может быть, есть какое-то важное историческое событие, которое было сопряжено с этим образом? Он же, можно сказать, лежит в сердце нашей культуры - хочется в это верить, по крайней мере...
- Конечно есть. Я читала стихотворения, которые были посвящены этому образу. Нельзя, конечно, не вспомнить Тарковского. Когда он задумал свой фильм, то признавался, что у него были очень расплывчатые представления о нем. Сотрудники музея А.Рублева рассказывали мне, что однажды он пришел к ним и стал просто советоваться, как со знатоками древнерусского искусства и вообще той эпохи. Тогда в музее была выставлена копия «Троицы». Он долго стоял, созерцая ее. После этой встречи у него произошёл внутренний духовный поворот, без которого он не смог бы создать киноленту такого уровня.


История с открытием иконы в начале XX в., о которой я упоминала, тоже очень характерна. Люди устремились посмотреть на проступившую красоту, которая засияла из-под этой черной массы. Просто представьте: перед вами потемневшая икона - и вдруг открывается маленький кусочек, и оттуда как будто выглядывает голубое небо. Есть еще один очень интересный случай. Известно, что протестанты в целом относятся к иконам очень отрицательно: считают, что это идолопоклонство. Но еще в 90-х гг. мне подарили книгу одного протестантского немецкого пастора, который, увидев «Троицу», изменил свое отношение к иконам. Он даже написал целую книгу, в который пытался разгадать этот образ, дав свою интерпретацию. Он осознал, что это не идол, что за иконами действительно скрывается иная реальность. Человек не просто даже верующий, а богослов, пастор, стоящий глубоко на своей позиции, после встречи с «Троицей» изменился. В советское время эта икона и многие другие приводили людей к Богу. Церковь тогда была молчащей. Многие храмы были закрыты. Где человеку было услышать живое слово о Христе, о Церкви? Люди начинали интересоваться иконой, в том числе и «Троицей», а потом брали в руки Священное Писание, другие книги и приходили в Церковь. Я лично знаю нескольких человек, которые после встречи с образом Рублева пришли к вере в советское время.

- Я помню как-то раз, на Пятидесятницу, пришел в храм вечером. В центре, на аналое, лежала икона «Троица», естественно, копия Рублева. И вот именно тогда я эту встречу с ней запомнил навсегда. Было ощущение, что стою я - а передо мной пропасть. Я не знал, куда деться, как быть с этой пропастью. Ничего нельзя было сделать. Только стоять на самом краю... Меня как будто на одно мгновение озарила божественная молния. Быть может, и у Вас есть свой личный опыт встречи, опыт прикосновения к этой иконе, не как профессионала, а как верующего человека?
- Как Вам сказать? Это не случай.. скорее опыт переживания этой иконы, очень личный. Иногда я пишу стихи. Я услышала музыку и написала о «Троице». Как будто она... звучит. Через эти краски я слышала музыку, которая стала моим стихотворением.
Ирина Языкова, Тихон Сысоев
19.06. 2019. журнал "Фома"
 
https://foma.ru/sozertsaya-troitsu.html
Прикрепления: 7135780.png (45.3 Kb) · 5879793.png (42.1 Kb) · 2830776.png (54.9 Kb) · 3217171.png (86.9 Kb) · 9587921.png (44.7 Kb) · 2329840.png (24.5 Kb) · 6360957.png (194.1 Kb) · 6481159.png (64.8 Kb)
 

Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: