Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 16 Июн 2012, 23:09 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| СВЕЧА ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ...
Художественно-производственное предприятие «Софрино» уже более шестидесяти лет производит свечи для нужд Русской Православной Церкви. Работа началась в 1944 году, когда в Новодевичьем монастыре открылся первый свечной цех. Сейчас цех оборудован высокотехнологичным оборудованием, в разработке которого принимали участие мастера «Софрино». Все свечи, выпускаемые этим предприятием, имеют российский сертификат качества и пользуются популярностью не только в России, но и за ее пределами.
Для православного христианина свеча - это символ молитвы. Огонек горящей свечи воспринимается как пламя нашей веры, нашей надежды, нашей любви. Ребенок или взрослый, прихожанин или «захожанин», зажигая свечу, открывает свое сердце Богу и приносит свою молитвенную жертву. О том, как и где производятся церковные свечи, мы узнали, посетив Художественно-производственное предприятие «Софрино» Русской Православной Церкви. Технолог свечного цеха Лидия Петровна Ноздровская любезно согласилась сопровождать нас.
Запас прочности Первое, что замечаешь, попадая в свечной цех «Софрино» - мягкий, теплый запах воска. Людей здесь немного и каждый занимается своим делом. В зале расположено несколько больших аппаратов, которые позволяют делать свечи разных размеров и разной формы. Здесь делают архиерейские, паникадильные, венчальные, сувенирные и, конечно же, простые свечи. Способы их производства проверены временем и опытом софринских мастеров. Один из этих способов - кассетный. В ванну с расплавленным воском через равные промежутки времени аппарат макает кассеты с фитилями. Делается это до тех пор, пока каждая свеча не достигнет определенного диаметра в основании и на кончике: «Софрино» строго придерживается своих стандартов. Богослужебные свечи сильно отличаются от сувенирных. Красочная сувенирная свеча горит в достаточно комфортных условиях - дома на праздничном столе.
В отличие от сувенирных, богослужебные свечи требуют гораздо большего «запаса прочности». Они зажигаются в храмах, где бывает слишком жарко, или, наоборот, очень холодно; их подтапливают свечи, стоящие рядом, на них дуют сквозняки; этими свечами архиерей осеняет народ, их носят во время крестных ходов - условия, одним словом, экстремальные. Богослужебная свеча должна быть качественной, и мастера-технологи внимательно следят за соблюдением стандартов. Особенно тщательно подбирается фитиль, так как правильное соотношение размеров свечи и фитиля - залог ее качества. Именно в «Софрино» впервые стали применять плетеный фитиль, поскольку экспериментально было установлено, что он лучше, чем витой. Для повышения устойчивости к высоким температурам в парафин добавляют специальные компоненты, которые повышают температуру его плавления с 52° C до 80° С. Для восковых свечей сырье поступает от пасечников со всей России, а также из воскоперерабатывающих заводов Подмосковья и Алтая. В связи с тем, что потребность в восковом сырье постоянно растет, «Софрино» предполагает закупать воск в Китае и Индии.
Ручная работа Некоторые типы свечей производятся без помощи автоматов, вручную. Нам удалось понаблюдать за появлением диаконской свечи. Это был тот же кассетный способ, но в меньших масштабах. Всем процессом занимался мастер, который молча, без излишней суеты брал каждую свечу, просматривал, насколько она ровна, какова ее длина, нет ли трещин. Если требовалось, то он ее выравнивал, доращивал и каждую сам упаковывал. Конечно, основная продукция - это привычные нам маленькие свечки. Изготавливаются они так: через емкость с расплавленным воском или парафином два барабана протягивают фитиль. Это проделывается несколько раз, пока свеча не достигнет определенной толщины, после чего свеча остывает и режется на нужный размер. У каждой такой машины стоит оператор, который следит за ее работой. Своего «покровителя» имеет и немецкий аппарат «Kürschner», способный изготовить 600 цветных свечей за один цикл. Сосредоточенный на своей работе человек, лаконично ответив на наши вопросы, продолжал следить за процессом выдавливания свечей. Нам объяснили, что этот аппарат требует своего профессионала, который должен обладать рядом специфических личностных качеств, таких как терпение, невозмутимость и внимательность. Сергей Гаврилович Сысоев уже 10 лет работает на этом месте, идеально отвечает этим требованиям. Нельзя не сказать и о сувенирных свечах, они в «Софрино» прочно занимают свое место. Каждая свеча индивидуальна, каждый «домик», каждый «колокольчик» вручную прорисовывается художником.
Гранка Так называемая «гранка» и упаковка свечей производится исключительно вручную. В небольшом помещении за столом сидят работницы, которые ловко делают правильные шестигранники из бесформенных пучков свечей. Альтернативного, более быстрого, автоматического способа гранки и упаковки пока нет. Над разработкой специализированного аппарата работали научно-исследовательские институты, но ощутимых результатов не последовало. Мастерицы нас радушно встретили и даже предложили попробовать себя в этом, как выяснилось, непростом деле. Казалось бы, все просто: берем пучок свечей, слегка его выравниваем, и… свечи сами собираются в плотную упаковку. Затем, поставив вертикально, стягиваем их небольшой резинкой для сохранения плотности, и придаем форму пчелиной соты, одновременно подсчитывая количество свечей в каждой грани. Хотя бессмысленно было претендовать на опыт работы сотрудниц с 25-летним стажем, но попробовать все-таки я решился. Ничего у меня не вышло. Свечи наотрез отказывались собираться воедино, и все деликатно сочли, что причиной тому была слабая резинка.
Авва Христофор поведал: «После отречения от мира, чадо мое, я имел горячую иноческую ревность; днем я пел каноны, по ночам уходил в пещеру, туда, где покоятся святой Феодосий и прочие святые отцы, и там молился. Входя в пещеру, на каждой ступени я полагал по сто земных поклонов, а всех ступеней восемнадцать. Пройдя все ступени, я оставался там до тех пор, пока не ударяли в било. Тогда я возвращался к службе. Таким образом я провел десять лет в посте, великом воздержании и подвиге. Однажды, по обычаю, прихожу в пещеру. Исполнив все поклоны по ступеням, я хотел было сойти на пол пещеры, как вдруг пришел в восторженное состояние. Я увидел, что весь пол пещеры наполнен свечами. Одни горели, а другие - нет. Два мужа в мантиях, все в белом - приготовляли эти свечи. - Зачем вы наставили столько свечей, так что и войти нельзя помолиться? - спросил я. - То свечи отцов! - отвечали мне. - Почему же одни горят, а другие нет? - На то их воля: желающие зажгли свои. - Сделайте милость, горит ли моя свеча? - Молись, и мы зажжем, - было мне ответом. - Молись! - подхватил я.- Да что же я делал, даже до последнего часа?! Но тут я пришел в себя, огляделся, но никого больше не увидел» (Иоанн Мосх. Луг духовный)
Упакованные свечи собираются в «семерки» - блоки из семи шестигранных пачек, в таком виде они удобнее для транспортировки. В настоящее время каждая из работниц сдает по 100–120 «семерок» в день, в то время как раньше сгранивали по 50–55 «семерок». Количество заказов постоянно растет. Уже в декабре некоторые регионы заказывают наборы из зеленых, желтых и красных свечей для пасхальных трехсвечников. Нам показалось очень красивым начало изготовления красных пасхальных свечей. Представьте, еще в Великий пост, когда большинство автоматов делают обычные желтые свечи, один уже начинает производство красных. Постепенно красные свечи начинают делать и остальные машины. Чувствуется, что приближается Пасха. Наше путешествие в «Софрино» не только прояснило технологию производства свечей. Мы познакомились с людьми, которые связывают со свечой всю свою жизнь. «Свечной цех - это наша свеча»,- говорят они. - «Это наша свеча от сырья, через котлы, через фитиль, через автоматы, через гранку и упаковку - до Храма. Мы все к ней привязаны, мы даже говорим, что вытянули свечу длиною в жизнь». Георгий Капланов http://vstrecha-mpda.ru/upload/pdf/22/Vstrecha_22.pdf
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Пятница, 25 Сен 2020, 12:44 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| СВЕЧИ И ПРИМЕТЫ В старину было немало примет, связанных со свечами. Например, по свадебным приметам считалось – кто на венчании свечу выше держит, тому быть главным в доме, а чья свеча короче, тот раньше умрет. Свечи, погасшие при венчании, означали скорую смерть одного из молодоженов.
Орест Кипренский."Ворожея со свечой"
Так писал о венчальной примете М.Загоскин в книге «Вечер на Хопре» (1834 год): «Эх, неладно! - не к добру!» - шептали меж собою все барские барыни и сенные девушки. И подлинно, было чего испугаться: свеча, которую держала молодая, пылала ясным и чистым огнем; но та, с которою стоял Сокол, горела тускло, дымилась, как погребальный светоч, и без всякой причины три раза сряду гаснула». Погасшая свеча стала грустным предзнаменованием на свадьбе Пушкина. Венчальные свечи семья хранила всю жизнь. Эти свечи зажигали, когда у жены начинались роды, и когда ребенок тяжело заболевал.
Плохой приметой считались три зажженные свечи. «Есть суеверия общепринятые, как то: тринадцать человек за столом, или три зажженные свечи в комнате предвещают покойника» - писал Ефим Дымман в «Науке Жизни» (1856 год). Иногда примета "три свечи" сбывалась, по воспоминаниям М.Глинки: «Сестра вздумала играть в карты; брат тогда поставил мне стул подле Е.К. Поиграв несколько, сестре вздумалось печатать письма. На столе стояли две зажженные свечи, а сестра для большого удобства зажгла еще свечку в маленьком подсвечнике. Е. К. заметила сестре, что нехорошо, когда горят три свечи на столе; не обратив внимания на это предостережение, сестра продолжала печатать и не потушила третьей свечки. Недели за две перед тем гостила у Софьи Петровны одна знакомая; когда она для меня гадала в карты, всегда ложились все пики, так что она, наконец, стала прятать их от меня. На другой день после свидания с братом у сестры ему сделалось хуже, а на третий день он скончался от воспаления кишок, перешедшего в антонов огонь. Кончина брата поразила и огорчила меня несказанно…»
Просвещенные люди старались найти философские объяснение этой примете. «Четыре свечи освещают вашу комнату: неосторожный слуга выносит одну из них. Вы остаетесь пять, шесть минут с тремя свечами: не знаю, что может случиться с вами, но люди опытные будут опасаться за вашу участь… Я не поверял на опыте опасности сидеть в комнате с тремя зажженными свечами, потому что в моем кабинете большею частию горят только две свечи. Но я не сомневаюсь, что весьма страшно сидеть при свете трех свечей; вспомните, что в Тартаре три Парки, трое судей, три фурии и Цербер трехглавый: очевидно, что три свечи - символ этой роковой тройственности. При трех свечах вам угрожают смертию три Парки, грозным приговором трое судей, страшным лаем трехзевный Цербер, ужасною карою три фурии: после этого посудите сами, как же не смотреть за слугами, которые так часто имеют неосторожность оставлять вас в комнате, освещенной тремя свечами» - И.Б. Саль «О заблуждениях и предрассудках», 1836 год.
Были и любители посмеяться над приметами. Осип Пржецлавский, польский журналист XIX века, вспоминал об обедах с министром, который любил пошутить вместе с друзьями: «Туркул был отъявленный противник суеверия. Когда графы Браницкие, Владислав и Александр, в сороковых годах приезжали по делам в Петербург, министр часто обедал у них. Особенностью этих обедов было то, что в сервировке соединено было все, что в популярном веровании разных народностей считается дурным предзнаменованием: тринадцать человек за столом, три свечи, опрокинутая солонка, ножи и вилки, сложенные крестом. Это всех забавляло, и Туркул первый шутил над страшной символикой, которая однако ж ни у кого не отнимала аппетита».
Днем зажигать свечи тоже считалось плохой приметой - к покойнику. С этой приметой столкнулся император Александр I. Свечи также становились оберегом от нечистой силы. 16 января в деревнях к калитке привязывали сальную свечу, чтобы нечисть не пробралась во двор. Говорили, что наутро 17 января находили калитку обкусанной и исцарапанной.
Громичная свеча
Сильным оберегом считалась четверговая страстная (громичная) свеча, которая «горела на трех страстях» - на заутрени в пятницу, субботу и воскресенье при чтении Евангелия. Этой свечой выжигали кресты на потолках и дверях, и хранили в доме как защиту от нечисти. Четверговую свечу зажигали при смерти и родах.
М.Губин "Мальчик со свечой" (XVII век) https://topbloger.livejournal.com/13806215.html
|
|
| |