[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
24 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОЙ РАВНОАПОСТАЛЬНОЙ ОЛЬГИ
NKДата: Понедельник, 23 Июл 2012, 11:21 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Статус: Offline
24 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОЙ РАВНОАПОСТАЛЬНОЙ ОЛЬГИ


Благоверная Княгиня Ольга, во святом крещении Елена (†969) – первая общерусская христианская правительница. Родина ее – весь Выбутская (ныне с. Лабутино под Псковом вверх по р. Великой). По преданию, происходила из рода Гостомысла, по совету которого был призван Рюрик. Она стала женой киевского князя Игоря Рюриковича, коварно убитого древлянами в 945 г. Язычница Ольга долго мстила убийцам мужа, пока не истребила почти все древлянское племя. Но грозная для врагов Княгиня в отношении народа отличалась мудростью, сочетание в ней твердости и справедливости укрепило ее авторитет правительницы в малолетство сына Святослава (945–957 гг.).

Так называемое "первое Крещение Киева" тогдашними киевскими правителями Аскольдом и Диром в 860–882 гг. охватило лишь небольшую часть их приближенных и не было продолжительным. Язычество было еще очень сильным и в опоре на него пришедший с севера князь Олег, сын Рюрика, взял власть в свои руки (правил с 879 по 912 гг.), расправился в 882 г. с Аскольдом и Диром и пресек начатую было христианизацию сверху. Но она продолжалась стихийно снизу и усилилась при Олеговом сыне князе Игоре (правил с 912 по 945 гг.). Из договора Руси с Византией, заключенного в 944 г., известно, что часть древнерусских купцов и княжеской дружины была христианами и что в Киеве имелась «сборная церкы» св. прор. Илии, «мнози бо беша варязи хрестеяни» ("Повесть временных лет"). Речь идет о варягах – воинах, побывавших наемниками на византийской службе (что предусматривалось уже русско-византийским договором от 911 г. при князе Олеге) и там принявших крещение, вроде той «крещеной руси», которая несла охрану во дворце Императора Константина VII, или первого русского мученика варяга (св. Феодора), о кончине которого вместе с сыном (св. Иоанном) "Повесть временных лет" сообщает под 983 г. (память 12/25 июля): «Бе же варяг той пришел из грек и держаше веру хрестеяньску».

Уже в середине X в. на Руси как в быту, так и в гос.- административной практике достаточно широко использовалась кириллическая письменность (надписи на цилиндрических пломбах княжеских мечников из Новгорода 970-х гг., княжеские грамоты, которые, согласно русско-византийскому договору 944 г., обязаны были привозить с собою в Царьград русские купцы, и др.), что также способствовало проникновению христианской культуры на Русь.
2-й этап в христианизации Руси сверху начинается в правление св. равноапостольной княгини Ольги. Одаренная светлым, проницательным умом, Ольга, видя непорочную жизнь христиан, пленилась евангельской истиной и, по преданию, сама с огромною свитою (более 100 человек) и дружиною отправилась в Царьград для принятия Крещения от Патриарха Полиевкта, причем сам Император Константин Багрянородный был восприемником Княгини. (Вскоре византийская и русская правящие династии свяжут себя и узами династических браков.) О точной дате путешествия княгини Ольги на берега Босфора ученые немало спорили. "Повесть временных лет" приурочивает это к 954–955 гг., но не исключено, что поездок Ольги в Константинополь было на самом деле две. Как наиболее вероятная дата ее крещения в "Истории Русской Церкви" митрополита Макария принят 957 г.

После крещения русской правительницы для нее было естественным озаботиться и о становлении на Руси церковной епархии. Свидетельства западных современников указывают, что в 959 г. Ольга прислала к германскому королю Оттону I посольство, и, возможно, поэтому в 961 г. немецкий епископ Адальберт отправился в Киев, но уже в следующем году был вынужден вернуться, «не сумев преуспеть ни в чем из того, ради чего он был послан, и убедившись в тщетности своих усилий». Причины неудачи Адальберта, возможно, объяснялись большей склонностью Руси к Константинополю, а не к Риму, между которыми развивалось соперничество. (В то время Церковь еще была едина, и Русь находилась в сфере моравской миссии св. Кирилла и Мефодия, а те действовали в области римской, а не константинопольской юрисдикции и именно немецкие архиереи с санкции Рима обладали правом самостоятельной организации миссионерских епархий на восточных языческих землях.)

Став православной уже в преклонном возрасте (более 60 лет), княгиня Ольга предалась подвигам благочестия: распространяла веру, строила церкви. В Киеве Ольга построила деревянный Софийский храм, который был освящен 11 мая 960 г. Главной его святыней стал крест, вырезанный из куска Животворящего древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля святым крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня». Этим святым крестом княгиню Ольгу благословил и напутствовал Константинопольский патриарх. Этот храм, построенный Ольгой, сгорел в 1017 г., а святыни Софийского Ольгина храма Ярослав Мудрый перенес в доныне стоящий каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 г. и освященный около 1030 г. После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора, сведений о его дальнейшей судьбе нет. Княгиней Ольгой были построены также храм Благовещения в Витебске, собор Святой Троицы в Пскове над рекой Великой, на месте, указанном ей, по свидетельству летописца, свыше "лучом Трисиятельного Божества".

Занималась правительница и личной проповедью, многие русские, «дивясь о глаголах ее, ихже николиже прежде слышаша, любезно принимали из уст ее Слово Божие и крестились», – свидетельствует Степенная книга. Этим Княгиня Ольга в огромной степени подготовила дело Крещения Руси своим внуком, св. князем Владиміром, почему и названа вместе с ним равноапостольной. Однако утверждение христианства св. Ольгой при княжеском дворе не было уверенным и продолжительным. Ее сын, воинственный Святослав Игоревич (годы правления: ок. 957–972), судя по летописному рассказу, не проявлял интереса к христианству, боясь, что нам ним дружина "будет смеяться". Да и в Киеве у матери Святослав появлялся редко: главным его занятием были походы и войны (в том числе промыслительная победа над Хазарским каганатом христоненавистников). Лишь внуку св. княгини Ольги св. князю Владиміру было суждено стать равноапостольным Крестителем Руси.





ОЛЬГИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Здесь отдыхаешь душой и понимаешь, что такое тишина.

Невелик город Осташков в Тверской обл., но примечателен: его воевод и управителей местные краеведы могут перечислять, начиная с XVI в. Отсюда можно проехать до самого истока Волги, где самая большая в Европе река только набирает силу. В этих местах расположен Ольгинский женский монастырь. В нём 2 храма, памятник свт. Николаю Чудотворцу, а неподалёку памятный камень с надписью: «Обрати взор свой на Волги исток! Здесь зарождаются чистота и величие земли Русской. Здесь истоки души народной. Храни их».

 
Первое, что ощущаешь в обители, - удивительная тишина. Ни оживлённых дорог, ни автотранспорта. А красота такая, что сердце замирает от радости. Настоятельница игуменья София рассказала об истории монастыря. Его основали в начале ХХ в. в честь первой русской святой - княгини Ольги, бабушки крестителя Руси - великого князя Владимира.
- Имена Ольга и Волга созвучныМожно сказать, что исток Волги и начало христианской истории нашего Отечества обрели связь в нашем монастыре. - говорит матушка София

Начиналось всё трудно. В 1906 г. здесь собралась женская иноческая община. Сёстры постоянно молились и трудились. Сохранилось письмо, в котором директор Императорского женского педагогического института Платов описывает их жизнь: «Они присланы на новое и пустое место... Бьются изо всех сил и не могут завершить своего храма, живут без ограды и сыты тем, что сами сработают». Однако за несколько лет инокиням удалось возвести храм и благоустроить окружающую территорию. К святыням обители потянулись паломники. Но тут история сделала крутой поворот. В 1918 г. в монастырь доставили советский Декрет об отделении церкви от государства, а вслед за ним и циркуляр, согласно которому община лишалась земли и построек. Кресты были сбиты, обитель разорена. Кирпичные строения приспособили под склады для зерна. И лишь в 1970-х годах о монастыре вспомнили реставраторы. Началась кропотливая работа по восстановлению святыни. Растянулась она на десятки лет.

Подлинное возрождение Ольгинского монастыря наступило в декабре 1999 г. Тогда в Тверской обл. прошёл первый волжский крестный ход - от самого истока реки. В дальнейшем шествие со святынями приняло особый масштаб: тысячи богомольцев шли от истока Волги до её устья около Астрахани. Такой крестный ход продолжался больше месяца, маршрут проходил через территории республик Марий Эл, Чувашия, Татарстан и 11 областей России. В июне 2017 г. монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель осмотрел храм свт. Николая Чудотворца и церковь Преображения Господня, освятил исток Волги. В дар обители Святейший передал икону праведной Марии Гатчинской с частицей мощей.

Работы здесь ещё много, и одним монахиням со всем не справиться.
- Мы всегда рады гостям, приглашаем женщин пожить и потрудиться в нашей обители. В этих тихих и простых местах, где нет привычного шума, экранов, мониторов, можно по-настоящему обратить взор внутрь себя, раскрыть душу и понять истинную красоту.- говорит игуменья София. Каковы требования к тем, кто захочет приехать потрудиться? Это, как объясняет настоятельница, должны быть крещёные, воцерковленные христианки старше 18 лет, без вредных привычек. Обязанности у них будут те же, что и у сестёр: молитвы и послушания. Если такая гостья имеет твёрдое намерение приобщиться к монастырской жизни, то после прохождения испытательного срока её могут принять в число сестёр монастыря.
Татьяна Белоножкина, газета "Крестовский мост"

Официальный сайт монастыря: http://olginmonastery.ru/glavnay....o]https

Прикрепления: 4646447.jpg (15.2 Kb) · 6501755.jpg (36.2 Kb) · 8068344.jpg (24.3 Kb) · 6871749.jpg (22.7 Kb) · 8308316.jpg (30.3 Kb)


Сообщение отредактировал NK - Вторник, 24 Июл 2012, 20:36
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: