[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » 30 СЕНТЯБРЯ - ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И ИХ МАТЬ СОФИЯ
30 СЕНТЯБРЯ - ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И ИХ МАТЬ СОФИЯ
Нина_КорначёваДата: Воскресенье, 30 Сен 2012, 17:46 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 199
Статус: Offline
30 СЕНТЯБРЯ - ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И ИХ МАТЬ СОФИЯ
«У нас есть Бог Небесный, - ответили они, - его детьми мы желаем остаться,
а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся.
Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам
Господа нашего Иисуса Христа»

(Из тропаря Вере, Надежде, Любови и матери их Софии)



Имена Вера, Надежда, Любовь и София уже много столетий одни из самых популярных в России. 30 сентября, Православная церковь празднует День святых – великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Св. мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, св. София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами 3-х христианских добродетелей, София воспитывала их в любви к Господу Иисусу Христу и старалась их приучить проявлять в жизни те христианские добродетели, имена коих они носили. Жили они во II в., в царствование императора Адриана в Риме. По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели, они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. В молитве проводили наибольшую часть своего времени: молитвой начинались и оканчивались все их дела и занятия, с молитвой они возжигали огонь, отдыхали, занимались рукодельем; садились за стол и вставали из-за него, выходили и заходили в дом. Даже среди ночи они поднимались и, ограждая себя крестным знамением, творили молитву.Повинуясь святой и богомудрой матери своей, они преуспевали во всем и восходили от силы в силу. Помимо этого, девочки были чрезвычайно красивы.


Странствуя по Италии, семья остановилась в доме богатой женщины по имени Фессамния. Надо заметить, что во II в. вся Италия проповедовала язычество. Для императора это был некий инструмент власти и страха. Держа в глухом неведении целую страну, можно было манипулировать законами и вершить беспредел. Доносы, слежка и клевета были привычными вещами для жителей Рима. Вот и Фессамния вместе с наместником Антиохом написали донос на постояльцев. Этот донос дошел до императора, и он пожелал лично увидеть 3-х сестёр и воспитавшую их мать. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Войдя во дворец, София неустанно повторяла: «Помоги нам, Боже, Спаситель наш, прославления ради Твоего святого Имени». Она похолодела, когда сказала: «Дочери, не жалейте юной вашей плоти; не жалейте красоты вашей и молодости. Он пребудет с вами во всех ваших муках».

Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа. Удивленный смелостью христианок император отослал их к язычнице. Она обязана была убедить их отречься от веры. Однако, все доводы языческой наставницы оказались напрасными. София с дочерьми вновь вернулись к императору, он понял, что язычница оказалась бессильной, что вера в Бога превыше всего для этих девочек и приказал устроить над дочерьми жесточайшие пытки. Софью даже не тронул. Впоследствии она была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество. Девочки были обезглавлены. София отвезла останки с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей. На 3-й день она сама умерла в страданиях. Верующие погребли её тело на том же месте. За великие муки матери, претерпевшей страдания и смерть своих дочерей, без колебаний предав их в волю Божию, св. София удостоилась быть прославляемой как великомученица. Так 3 девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо, во Франции.

Много веков для всего православного мира эта истории является символом истинной веры, пример духовной стойкости и неподдельного мужества этой христианской семьи и по сей день восхищает и воодушевляет людей. Отмечая ежегодно, 30 сентября, день св. Великомучениц Веры, Надежды, Любви и их матери Софии, весь православный мир чтит память об этих святых. В своих молитвах люди, обращаясь к ним, просят о мире и согласии между детьми и их родителями, о сохранении умов неокрепших подростков от соблазнов современного мира. Эти святые женщины очень почитаются на Руси, в честь их памяти девочек называют их именами. Тем более, что эти слова символичны для души каждого русского человека и по тому значению, которое заложено в каждом из этих имен - Вера , Надежда, Любовь… и мудрость - София. На Руси этот день называли ещё «всесветлыми бабьими именинами». По традиции в день памяти св. Софии и ее дочерей в русских селениях было принято чествовать женщин, которых звали именами святых мучениц. В честь св. мучениц на Руси издревле называли храмы. Церковь Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии в Лисихе появилась сравнительно недавно. У неё есть свои постоянные прихожане. Авторы проекта сумели соединить классическую простоту и торжественные летящие линии в облике храма. А строители, проявив ювелирную точность и поразительную бережность, сохранили вокруг церковного здания все деревья.


С 1991 г. церковь во имя св. Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии располагается в реконструированном флигеле пригородного дворца графа Воронцова, единственного здания, сохранившегося из всего комплекса. Здание флигеля классического стиля, расположено на возвышении Лидеринового уступа (древнего берега моря) у Петергофской дороги. Работы по воссозданию здания и организации церковного прихода взял на себя настоятель иеромонах Лукиан (Куценко). Над притвором церкви устроена звонница со шпилем. Ниши главного фасада здания под треугольными фронтонами украшены фресковыми иконами - Спасителя и Богородицы. Перед южным фасадом церкви в 1996 г. установлено бронзовое скульптурное изображение Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В сентябре 1996 г. решением Синода при создании самого молодого в епархии женского монастыря - Покрово-Тервенического в Лодейнопольском районе Ленинградской обл., церковь была объявлена его Петербургским подворьем. Каждый год, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы из обители на подворье привозят "Тервеническую" месточтимую икону Божией Матери.


Икона находится в храме св. мучениц до праздника Рождества Христова. С 30 июля по 23 ноября 1998 г. в этом храме пребывала рака с мощами прп. А.Свирского. 16 августа 1998 г. на поклонение к мощам приезжал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий.


Скульптурное изображение святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии во дворе храма

Народные обычаи и приметы в день мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
В народном календаре последний день сентября принято было называть «Всесветными бабьими именинами». Но в отличие от других праздников, отмечаемых на Руси широко, шумно и весело, этот начинался с плача.
С раннего утра стенали и выли по избам деревенские бабы: кто громко и страшно, а кто тихонечко - в кулачок. Обливаясь горючими слезами, оплакивали они разнесчастное своё, беспросветное и безрадостное житьё. Вспоминали родных, в труде и нужде прошедших по жизни, непутёвых мужей, неблагодарных детей, завистливых подружек. Причем, выплакаться полагалось даже тем, кому на собственную судьбу, казалось бы, жаловаться не приходилось. Но разве когда-нибудь жили на Руси бабы, которым не о чем было пожалеть или не на что было пожаловаться: «Бабья судьба не бывает одна». Не о себе, так о других плакать приходилось. Поэтому в народе этот осенний день называли еще «Всесветной бабьей вытью», терпеливо, с сочувствием и пониманием относясь к их рыданиям и причитаниям: «Слёзы сердца - не водица, их не надобно стыдиться». Тем более в день памяти св. мучениц: Веры, Надежды, Любови и матери их - Софьи.

Почитание св. мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии издавна широко распространено на Руси, при переводе на русский язык греческой версии жития произошла замена греческих имен отроковиц матери Софии – Пистис, Елпис и Агапи. Им подобрали эквиваленты на славянском языке – Вера, Надежда и Любовь.

София в переводе с греческого – мудрость. В богословском понимании «Святая София» - премудрость Божия, то есть олицетворённая мудрость Бога.
«Вера - Надежда - Любовь» - 3 добродетели, которые имеют огромное значение для христиан.
Надежда есть успокоение сердца в Боге с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство. Надежда выражает идею препоручения себя Богу, эмоциональное переживание состояния нахождения в руках Божьих и убеждённости в справедливости и милосердии Божьем.
Вера - обоснованное ожидание того, на что надеются, очевидное доказательство существующего, хотя и невидимого. Это - уверенность в духовных способностях человека, в добре и силе Божьих, это - разумное согласие и доверие к обещаниям и дарам Божьим. Вера определяется как соединение человека с Богом, как уверенность в «воссиянии благодати» и благости личной судьбы, препорученной промыслу Божьему.
Любовь в христианском понимании - любовь без основания, причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки и преступления. Христианин, прежде всего, любит Бога, затем ближних своих «как самого себя» и себя как творение Божие и Его образ. Любовь к Богу облагораживает, направляет и согревает все другие проявления этого доброго чувства.

Надо научиться так любить Бога, чтобы это чувство наполнило и преобразило всё наше существо - озаряло мысли, согревало сердце, направляло волю и все наши поступки. Пожалуй, можно сказать, что Любовь - главная из трёх основных христианских добродетелей: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».

История мощей святых мучениц
Вплоть до Французской революции мощи св. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии хранились в Эльзасе в бенедиктинском аббатстве, основанном епископом Страсбургским Ремигием около 770 г. на острове Эшо. Честные мощи, полученные епископом Ремигием от папы Адриана I, были перенесены из Рима в аббатство 10 мая 777 г. Владыка Ремигий "торжественно принёс мощи на своих плечах из Рима и положил их в монастырской церкви, посвящённой св. Трофиму" (Завещание Ремигия, 15 марта 778 г.). С тех пор св. София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в её честь назывался аббатством Святой Софии. Мощи св. мучениц привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, "Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих".

В 1792 г., спустя 3 года после Французской революции, монастырские здания были проданы с аукциона за 10 тыс. ливров. В монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи осталось неизвестным. В 1822 г. трактир был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями. После того, как в 1898 г. остатки монастырской церкви св. Трофима были объявлены историческим памятником, началось постепенное восстановление обители. 3 апреля 1938 г. католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима 2 новых частицы мощей св. Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV в., в котором до революции хранились мощи св. Софии и её дочерей, а другую - в небольшой реликварий, помещённый в раку с другими святынями. С 1938 г. и по сей день в саркофаге содержится одна из 2-х частиц мощей св. Софии. Над саркофагом расположены скульптуры св. мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства. В самом правом из реликвариев хранится 2-я частица мощей св. Софии, привезённая из Рима в 1938 г. В центральном реликварии хранится частица Животворящего Креста Господня.

И в заключение хочется сказать, что Мы, христиане, часто сами себя в покаянии называем маловерами. И это так! Но мы и молимся, но мы и плачем, и говорим: Господи, немощь мою Ты знаешь, но знаешь, что есть в любом из нас, в любом сердце тот, пускай пока маленький бисер, который именуется святая вера. И этот жемчуг мы можем найти в каждом: и в изматерившемся и отупевшем русском мужике, и в интеллигенте, который поумнел и понял, что означают на самом деле слова «прогресс» и «гуманизм» без Бога. Эта вера есть в наших женщинах, многие из которых и сохранили душу народа, а душа нашего народа—душа-христианка... И мы молимся и просим: «Господи, умножь, укрепи веру в Тебя. Даруй нам простоту и полное доверие к Тебе». И когда мы укрепляемся в надежде, в уповании на Бога, то отступает уныние и отчаяние. Истинного христианина можно отличить в толпе бедных, печальных, тоскливых, понурых, истомленных, отчаянных и унылых сограждан по его светлым глазам.

И чем жива Церковь Божия? Почему в годину страшного погрома люди веры не теряли надежду и всегда чувствовали сердцем и знали, что Господь близко, Он рядом? Они знали, пройдёт лихолетье, сгинут, оборотятся в прах и пыль несчастные гонители, а Церковь Божия — невеста Христова — в который уже раз в истории омоется кровью своих мучеников и предстанет очищенной и обновлённой. Когда в жизни каждого из нас случается что-то тяжёлое — горе, беда, болезни, задавайте себе вопрос: почему мне послал это Господь? Ведь ничего нет случайного: ни смерти, ни болезни. И когда мы будем так размышлять, нам откроется глубочайший смысл пути нашей жизни. Мы увидим, наконец, что наша жизнь не бессмысленная вереница дней и событий, а путь, освящённый Богом, и путь к Богу. Скорбь тяжела, нежеланна, но если бы не скорби—люди никогда бы не научились молиться.


http://www.gosgra.ru/articles/977/
http://palmernw.ru/podvterv/podvterven.html

ОБ ОТСТАИВАНИИ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ
Слово пастырей в день памяти юных мучениц Веры, Надежды и Любови

Сестры Вера, Надежда и Любовь приняли мученическую смерть за веру Христову. Их обезглавили перед глазами их матери - св. Софии, которая через несколько дней скончалась на могиле дочерей от скорби. Сегодня многие православные христиане также испытывают страдания за свою веру, может быть, не такие ужасные, как св. мученицы Вера, Надежда и Любовь, но по-своему тяжелые. Часто на работе, а иногда и дома, людей, верующих во Христа, осуждают, пытаются убедить их в том, что верующие - слабые люди, поэтому и придумали-де себе Бога, на Которого можно свалить вину за все свои горести. Насколько важно православному христианину открыто отстаивать свою веру и как это делать, рассказывают священники А.Владимиров и О.Булычев, а также диакон В.Духанин.

«Человек, отвергающий страдания за веру, не может называться учеником Христовым»


Священник О.Булычев, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Бетлица (Калужская митрополия):

- На примере подвига св. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии можно увидеть, насколько далеко многие современные христиане отошли от истинного понимания смысла страданий, значения скорбей в жизни верующего во Христа. Если первые христиане жили в состоянии постоянной готовности отдать жизнь за Господа, соответственным образом и детей своих воспитывали, то мы, убаюканные отсутствием больших гонений, часто пытаемся договориться с миром, стараемся даже в чем-то от него не отставать. Но земная жизнь не может не быть скорбной, скорби и страдания есть ее необходимейшие условия (Быт. 3,16-19). Тем более это касается христиан, которых мир ненавидит (Ин., 15,19) и постоянно испытывает на прочность их веру, подвергая их гонениям в той или иной форме. Всякий христианин должен знать и быть готовым к тому, что для сего суетного мира он чужой, «не от мира сего» (Ин., 17,16). Ведь «все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин. 2,16).

Поэтому не надо надеяться на понимание и снисхождение со стороны сынов мира сего. Агнец и волк никогда не договорятся. Христианину необходимо дерзновенно и твердо, не навязывая никому, но и не скрываясь, нести по жизни принципы своей веры. Как можно кого-то бояться, стыдиться или унывать, если за тобой стоит Самый Сильный, Который хочет быть другом для всякого верующего в Него (Ин., 15,14)! Поэтому один христианин среди толпы не ведающих Истины Христовой людей - это Гулливер в стране лилипутов. Надо не обижаться на этих несчастных людей, которые позволяют себе иронизировать или даже глумиться над нашей верой. Надо повторять вслед за Господом: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк., 23,34). Этих людей нужно искренне пожалеть и снизойти, ведь они жертвы собственной духовной слепоты, которая выставляет их глупцами в глазах людей, просвещенных Премудростью Божией. По степени их духовного развития они еще младенцы. А на детей за их нелепости и немощь не обижаются и в любви им не отказывают.

Христианин же, пытающийся быть своим для людей, смотрящих свысока на его веру, старающийся поменьше выделяться своими убеждениями, ничем не лучше этих своих противников. Просто возникает вопрос, зачем ему вообще при таком образе поведения придерживаться христианских убеждений? К сожалению, среди современных православных немало тех, кто скорби и страдания воспринимает как нечто ненормальное и неприемлемое, как нечто, от чего необходимо поскорее избавиться. Но ведь скорби, гонения и лишения есть соль жизни христианина, неотъемлемое составляющее его следования за Христом, его крест. Человек, отвергающий страдания за веру, не может называться учеником Христовым. Об этом сказал Господь: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф., 10,38). Об этом же свидетельствует и народная поговорка: «У кого нет скорбей, того забыл Бог». Чтобы с достоинством претерпевать все случающееся в жизни, необходимо иметь правильный взгляд на значение и смысл страданий. Святые отцы всегда горячо благодарили Бога за них. Потому что знали и понимали, что через скорби действует десница Божия, исцеляющая ими душу от тлетворных страстей.

Бог знает наши возможности - и больше, чем мы можем понести, не пошлет нам испытаний. Ежедневное претерпевание даже небольших скорбей, от родных или от коллег по работе, делает человека способным мужественно встретить и гонения за веру. Прячась же от скорбей за комфортной жизнью, человек, не подтвердивший свою веру в обыденной жизни, в быту, легко отречется от нее при наступлении малейшей угрозы для его жизни или здоровья. Стояния за веру христианских мучеников и духовный опыт преподобных отцов учат, что страдания за веру не надо воспринимать как именно страдание, скорбь, лишение чего-либо. «Скорби же, и притеснения, и гонения - не несчастья: это путь, которым благодарно идут рабы Божии. Истинное несчастье состоит в одном только непокаянии о грехах, которыми душа уклоняется от Бога» (преп. Георгий, Затворник Задонский). Жизнь постоянно доказывает, что часто то, что мы воспринимаем как трагедию или несчастье, смиряющее нас даже и без нашего желания, в итоге приводит к большому благу. Скорбями посещает нас Сам Господь, поэтому мы должны радоваться Его вниманию к нам, подражая в этом святым мученикам, а не роптать и отчаиваться, прогоняя Его этим от себя.

Предки наши, наученные Православием, знали, как надо правильно относиться к скорбям. Свой полезный опыт, отражающийся в известных нам поговорках, они передали нам: «Что Бог ни делает, все к лучшему», «Собака лает, караван идет». Как это созвучно со святоотеческим учением! Многим из нас пригодится в жизни прекрасный пример правильного отношения к скорбям и лишениям, описанный в Древнем патерике. Один старец предложил ученику своему научиться истинному терпению скорбей у каменной статуи. Та бесстрастно взирала и никак не реагировала ни на похвалы, ни на оскорбления и унижения, которым подвергал ее по совету старца ученик. Так и мы не будем пристращаться к страданиям, роптать и унывать. Ведь часто в обличье скорбей приходит к нам благо Божие, на которое в других бы обстоятельствах мы бы и не обратили внимания. Главное, чтоб не постыдиться нам Господа своего перед этим миром прелюбодейным, иначе постыдится Он нас, когда придет судить этот мир! (Мк., 8,38)

«Вера отстаивается не столько словами, сколько образом жизни»


Диакон Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

- Вначале хочется несколько слов сказать о празднуемой памяти мучениц. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София особо отмечаются Церковью, потому что ради Христа испытали беспрецедентные муки. Во-первых, пыткам были подвергнуты дети, которые в силу самого возраста еще не устойчивы, как правило, боятся боли и потому могли бы с легкостью уступить, но этого не произошло. Их истязали одну за другой, а они все равно не отреклись от Бога. Во-вторых, всё происходило на глазах их мамы, которую, чтобы доставить ей больше боли, саму убивать не стали. То есть, это надругание над самыми нежными чувствами, которые только могут встретиться в мире - чувствами матери к своим маленьким детям. Зная это, разве можно каждому из нас говорить, что наша личная жизнь слишком трудна? Бог попускает те трудности, которые мы можем понести, и которые могут доставить нам подлинные вечные блага.

Если трезво посмотреть на настоящее время, то от нас никто и не требует отречения от веры, как то было с древнехристианскими мучениками. Никаких серьезных гонений сейчас нет. Но нас просто не понимают в нашей вере, и это обычное для православного христианина положение. Не хочется кого-то разочаровывать, но часто мы мучаем сами себя, переживая, что от чужого непонимания или насмешек страдает наша вера. Мне неоднократно приходится говорить на лекциях по апологетике, что никакие выпады против Бога, веры и Церкви не повредят ни Богу, ни Церкви, ни вере. Бог всемогущ, Он не нуждается в нашей защите, Церковь будет стоять до скончания века по слову Христа, а православная вера как Откровение Божие, как дар Духа Святого, будет сохраняться посреди любых гонений. Поэтому всегда важно помнить, что в конечном итоге ущерб терпят те люди, которые выступают против Бога, Церкви и веры. В этом смысле они конечно заслуживают сожаления, но никак не негодования на них. Понимая, что проигрывают в конечном итоге они, мы сможем правильно к ним относиться. То есть, для начала важно не терять внутреннего равновесия при каких-либо выпадах, сохранять внутреннюю свободу, и только в таком положении можно будет правильно и взвешенно отвечать.

Впрочем, важно еще и помнить, что конечно можно многое объяснить, дать, так сказать, осмысленное обоснование нашей веры, но пытаться словами переубедить неверующего - что мертвому припарки. Потому что верующий и неверующий исходят из двух противоположных жизненных опытов. Неверующий, хоть что ему говори, не замечает Бога, для него Бога нет, и это его личное внутреннее переживание. Напротив, верующий живет ощущением присутствия Божия. Для него Бог так же очевиден, как и родители, от которых он появился на этот свет. Совместить два этих опыта невозможно, и потому возникает взаимное непонимание. Есть такая притча «Слепой и молоко». Один слепой спросил зрячего: «Какого цвета молоко?». Зрячий сказал: «Цвет молока такой, как бумага белая». Слепой спросил: «Значит, этот цвет шуршит под руками, как бумага?» Зрячий сказал: «Нет, он белый, как мука бывает белая». Слепой спросил: «Он такой же мягкий и сыпучий, как мука?» Зрячий отвечал: «Нет, он просто белый, вот, как заяц-беляк». Слепой сказал: «Что же он и пушистый, и мягкий, как заяц?» Зрячий сказал: «Нет, белый цвет - такой точно, как снег». Слепой спросил: «Он верно и такой же холодный, как снег?» И сколько примеров зрячий ни приводил, слепой никак не мог понять, какой бывает белый цвет молока. Иными словами, есть вещи, доступные только непосредственному личному восприятию. Вот так и неверующий поймет верующего только тогда, когда сам прозреет, увидит то, что открыто внутреннему взору верующего.

Но давайте задумаемся. Если речь идет об отношениях с сотрудниками по работе, то кого там больше всего уважают? Наверное, людей ответственных, честных, способных поддержать ближнего в трудную минуту. И вот здесь христианину представляется широкое поле для проповеди. Вера отстаивается не столько словами, сколько образом жизни. Когда увидят, что верующий в Бога не плывет по течению, не увлекается общими страстями, но при этом всегда поможет и поддержит, то его внутренняя позиция будет вызывать уважение. В этом признают жизненную силу, а не слабость, как думали по началу. А раз так, то значит, вера в Бога действительно укрепляет, она дает что-то такое, чего не имеет неверующий. Так некоторые, испытав уважение, заинтересовались и со временем неожиданно для себя обрели собственный личный опыт веры, я знаю такие примеры из среды близких людей. Только не надо ждать, что наши попытки, беседы с неверующими сразу их обратят. Всё это - семена, упавшие на почву их душ, они с Божией помощью могут произрасти впоследствии, если какие-то перемены начнутся внутри самого человека.

«Достоинство христианина познаётся в испытаниях»


Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря, преподаватель Православного Свято— Тихоновского гуманитарного и Российского православного университетов, член СП России:

- Относительно сегодняшнего дня можно сказать следующее: христиане терпят страдания за веру не менее тяжкие, чем это было в первые века распространения евангельской вести по земле. И речь идёт отнюдь не о моральном унижении и духовной дискриминации, но о самых настоящих физических гонениях, мученической смерти, преимущественно от рук представителей воинствующих течений мусульманства, но не только. Эти 6 месяцев развития бандеровского «майдана» на Украине пополнили число мучеников за веру и правду Христову и из числа духовенства, и из числа благочестивых мирян, что отзывается болью в сердцах миллионов православных христиан всего мира, а особенно России. Однако, возвращаясь к вашему вопросу о духовном противостоянии внутри нашей страны, должен сказать, что она занимает особое место в мире, и вполне оправданы слова прп. Серафима о том, что в России преимущественно сохранится живая вера во Христа и соответствующий уклад, порядок, образ жизни. Тем не менее, везде, начиная от школьных аудиторий до рабочих коллективов, сталкиваются между собой вера и неверие; христианское долготерпение и милосердие — и неуживчивость, плохо скрываемая раздражительность; чистое слово, исполненное правды и любви, — и разнузданная брань, включая прямое богохульство. Тепличных условий на земле нет или почти не бывает. Достоинство христианина познаётся в испытаниях, в умении преодолевать искушения. Для нас руководящим остаётся слово апостола Петра, который призывает христианина уметь на всякое время и во всяком месте «дать отчёт о своём уповании». А св. апостол Павел добавляет, что делать это нужно со всякой кротостью и смиренномудрием, в надежде на то, что исполненное любви и здравого смысла слово христианина, с верой воспринятое, даст возможность уловленному диаволом человеку выпутаться из его сетей.

Тезис, будто верующие - слабые люди, мне кажется, не современен и старомоден. Жители Донецка и Луганска, не уехавшие из осаждённых городов и пережившие бомбёжки и разрушение жилых домов, - это слабые люди? Св. Иоанн Богослов говорит о том, что вера наша есть победа, победившая мир. Апостол Павел добавляет: «Противостаньте диаволу, и он убежит от вас. Стойте в вере, мужайтесь, будьте непоколебимы, укрепите расслабленные колена. Смиритесь под крепкую руку Божию, - и Господь вознесёт вас в своё время. Мало имеешь силы, но держи то, что имеешь, дабы никто не восхитил венца твоего. Будь верен даже до смерти - и дам тебе венец жизни». Эти заповеди Господни призывают христианина к мужественному противостоянию злу, умению не пасовать, не показывать тыла пред лицом агрессии, в том числе и словесной.

По моему глубокому убеждению, истинный христианин - это сильная личность. Сильной, светлой, ясной, целеустремлённой должна быть его мысль; всепокоряющей силою пусть будет наполнено его слово, умеющее заграждать уста нечестивых; сильным в кротости и смирении подобает быть нашему сердцу. Поэтому мы должны быть готовы дать с любовью, благожелательством, но и строгостью отповедь тем, кто вследствие растления своего ума и сожжённой совести пытается поколебать религиозные убеждения верных чад Церкви. Если христианин услышит где-то в противоположном углу большого помещения нечестивый разговор двух людей, может быть, ему не нужно влезать в этот конфликт. Если же именно к вам обращена циничная речь, оскорбительная для чувств верующих, можно и должно строго прервать её, призвав уважать убеждения окружающих. Особенно плодоносен в своём ответе бывает тот христианин, который не теряет благожелательности, светлости во взоре, кто желает добра говорящим и поэтому не оскорбляет их, не унижает, но мягко вразумляет, обезоруживая своими разумными контртезисами слабость их идейной позиции. 

Будем в этом отношении учиться у Христа. Вы помните, Он взирал со скорбью на окружавших Его фарисеев и скорбел об их окаменении сердечном, однако в ответ не злословил, но кротко вразумлял, свидетельствуя об истине. Эту мужественную мудрость и всепобеждающую любовь мы призваны заимствовать у Спасителя, нас всегда поддерживающего, вразумляющего и исполняющего наше сердце и уста силы Божией. И если ты истинный христианин, то ни в коей мере не можешь позволить себе ожесточиться, даже потерять спокойствие. И по внешности мы, «сыны света», «сыны Царствия», должны отличаться от сынов века сего. Налитые кровью глаза, дрожащие от ненависти губы, брызгание слюной, размахивание кулаками, срывающийся в истерике голос - это не про нас. Но либо Христово молчание пред лицом циничного заговорщика, либо кроткое и сильное слово любви и вразумления, сдобренное тайной молитвой за оскорбляющих и гонящих нас. Дай Бог православным христианам, которые размышляют на эту непростую тему, в ежедневном чтении Евангелия и Апостольских Посланий находить всё необходимое и достаточное для общения с ближними и дальними, для стяжания искусства защищать нашу веру и вразумлять её противников в духе правды, кротости и любви.
Подготовила Анна Ерахтина
http://www.pravoslavie.ru/put/73999.htm
Прикрепления: 2169049.jpg (20.2 Kb) · 7733770.jpg (11.3 Kb) · 8739219.jpg (13.3 Kb) · 4812766.jpg (18.2 Kb) · 1251921.jpg (17.8 Kb) · 1405975.jpg (27.2 Kb) · 3725989.jpg (10.7 Kb) · 0084641.jpg (5.9 Kb) · 6694260.jpg (8.2 Kb)


Сообщение отредактировал Нина_Корначёва - Воскресенье, 30 Сен 2012, 22:34
 

Валентина_КочероваДата: Вторник, 30 Сен 2014, 20:05 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6916
Статус: Offline
НЕПОПУЛЯРНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ. К ПРАЗДНИКУ МУЧЕНИЦ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБОВИ И ИХ МАТЕРИ СОФИИ
Образ мышления, мировоззрение древнего и современного человека во многом различны Увы, человечество сильно постарело, это вполне очевидно. То, что в древности вызывало восторг – сегодня может вызвать разве что скепсис, что когда-то воспринималось благоговейно – сегодня приемлется равнодушно, порой откровенно цинично.

Древний человек был несравненно более чутким к окружающему миру, стремился познать его. Сегодня же многим наш мир почему-то кажется уже давно изученным, неинтересным, и отношение к нему у большинства утилитарное. Познавая мир, древний человек каждому его явлению, предмету, действию давал определенное слово-символ, характеризующее его свойства. И поэтому для тех людей язык их общения был сплошь наполнен символами, имеющими непосредственную связь с предметом. Ныне же человечество, в большинстве своем, перестало вникать в происхождение и первичное значение слов, попросту механически их произнося. И, конечно же, совершенно иным, нежели у нас, было в древности отношение к человеческому имени. Сегодня нередко бывает даже так, что человек может всю жизнь прожить со своим именем, ни разу даже не поинтересовавшись его значением. Не говоря уже о том, что имена при рождении подбирают либо по красоте их звучания, либо в честь кого-нибудь из близких, или, в самом лучшем случае, в память кого-то из святых. В древности же имя являлось священным символом того, с чем оно связывалось по значению, и чему его носитель должен был уподобляться. И уже не приходится удивляться тому, что мы, обращаясь друг ко другу по имени, не вспоминаем даже о том, что имя Андрей, например, означает «мужественный», Константин – «постоянный», а Ирина – «мир». Если даже имена Вера, Надежда и Любовь, переведенные и вполне понятные, мы чаще всего произносим, не задумываясь и не вникая в их священный и глубокий смысл.

Вера, Надежда, Любовь – богатство, власть, страсти: вчера и сегодня
Эти 3 имени вошли в римско-эллинский мир на заре Христианства, свидетельствуя о ценностях неизвестных и чуждых язычникам. Во II в. в Риме одна боголюбивая христианка София назвала 3-х своих дочерей именами добродетелей, которые св. апостол Павел выделил как важнейшие для христиан: Вера, Надежда, Любовь. В отроческом возрасте (12, 10, и 9 лет) эти девочки стойко претерпели невероятные мучения и смерть за веру во Христа. София, вынуждена была смотреть на их пытки и скончалась на 3-й день у гроба дочек. Это событие потрясло и вдохновило многих христиан. Именами юных мучениц стали называть детей, желая, чтобы и они, подобно святым отроковицам, соответствовали своим именам. Со временем эти имена становились все более популярными. После Крещения Руси они были у нас очень распространены, распространены они и по сей день. Но, к сожалению, эти имена популярны сегодня гораздо больше, чем сами понятия. Подавляющее большинство человечества сейчас ориентировано на совершенно иные ценности: богатство, власть, страсти.

Подвиг мученичества Веры, Надежды и Любови, вместе с тысячами мучеников за Христа, является укором миру и свидетельствует для него о самом главном: истинное величие и красота человека раскрываются в нем лишь тогда, когда целью и содержанием его жизни является Истина Царства Божия. А эта Истина так велика, что за нее можно претерпеть все: лишения, страдания и саму смерть. Кровь мучеников за веру способна пробудить дремлющую совесть человека, привыкшего мыслить и жить по обычаям «мира сего», несмотря на то, что мирские обычаи и «мораль» несравнимо удобнее морали христианской. Кроме того, святые 3 отроковицы в своем подвиге обнаружили то, что для каждой из них имя – это не просто название и не только нравственный идеал, в их мученичестве совершилось исполнение всей глубины того, что содержат в себе эти священные имена: Вера, Надежда, Любовь. Сами эти 3 понятия неразрывно связаны между собой и в отрыве друг от друга не имеют должной полноты. Св. апостол Иаков пишет: «вера без дел мертва» (Иак. 2. 20), то есть вера должна оправдать себя в действии, быть жизнеспособной. Сказать о себе «я верю в Бога» – совсем нетрудно. Гораздо труднее свою веру оправдать. И самое первое для нее испытание – это чтобы вера стала доверием Богу, НАДЕЖДОЙ.

Надежда
Преодолеть сомнения, колебания даже при самом незначительном испытании, порой, бывает очень трудно. Но если у нас не хватает мужества, силы воли, чтобы уповать и надеяться на Бога, то наша вера – это одни лишь слова. И, напротив, о том, что такое надежда, во всей полноте значения этого слова знают только истинно верующие люди. Об этом пишет апостол Павел в послании к Римской христианской общине: «Надежда же, когда видят, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться?» (Рим. 8. 24)
Именно вера порождает надежду, это вполне очевидно. А далее нетрудно проследить элементарную логическую последовательность: слабая вера порождает слабую, вялую надежду. Разумеется, безверие и есть причина полной безнадежности. Например, по мере ослабевания религиозных устоев в обществе начинается судорожный поиск нового объекта веры и надежды. Это может быть надежда на искусство, на прогресс или на «строительство светлого будущего человечества». Но как только становится понятной иллюзорность этих представлений, а, следовательно, и тщетность надежды на них, то упадничество, уныние и повальный пессимизм здесь бывают неизбежны.

То же самое можно увидеть и на примере личной драмы человека. Теряя веру в самые прекрасные, светлые и наивные юношеские идеалы, человеку свойственно бывает потерять и смысл самой жизни. Вспомним, например, раннего Пушкина: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?» К сожалению, в этих словах выражены личные разочарования не только Александра Сергеевича, но и многих других, чаще всего искренних, думающих молодых людей разных эпох. Но вот в жизни человека появляется ВЕРА – и безнадежность отступает. То, что еще недавно казалось бессмысленным, обретает свой, должный смысл. НАДЕЖДА делает всю нашу жизнь осмысленной, целеустремленной, и потому радостной, несмотря на многие скорби, которые нам дано пережить. Итак, надежда – это плод нашей веры. Она оживотворяет и укрепляет нашу веру. Можно сказать, что именно в надежде вера проходит испытание, образует неразрывное единое целое, которое раскрывается в ЛЮБВИ.

Любовь
Пожалуй, нет такого понятия, чувства, явления, слова, о котором бы в течение всей своей истории человечество столько говорило, которое бы так воспевали и возносили, как слово «любовь». Казалось бы, каждый человек всю свою жизнь столько слышит и читает о ней, что наша земля уже давно должна была действительно стать планетой любви. Но, увы, несмотря на это, мы живем в мире, который, по словам Иоанна Богослова, «лежит во зле» (I Иоанн 5. 19). И причина здесь, пожалуй, в том, что мирские представления о любви чаще всего довольно ущербны, неполноценны. Впрочем, нельзя сказать, что люди, оторванные от какого бы-то ни было религиозного опыта, вовсе неспособны любить. Если человек живет не для себя, сгорает без остатка, не жалеет для других ничего, даже жизнь свою способен отдать, спасая других, такой человек, конечно же, знает, что такое любовь не на словах, а на деле. Но все же важно понять, что, говоря о любви, в христианском ее понимании, речь идет о гораздо более глубоком и священном явлении, чем даже жертвенность.

Для христиан любовь к Богу и любовь к ближнему – это итог, конечный результат и цель заповедей, содержание и смысл всей жизни, побудительная причина любого действия, и, если это не так, то это свидетельствует лишь о том, что мы – плохие христиане. Св. апостол Иоанн Богослов, младший из 12 апостолов, которого Церковь называет «апостолом любви» в своем 1-м окружном Послании пишет: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Далее апостол раскрывает любовь Божию к людям в крестной жертве Христовой, и в связи с этим продолжает: «Возлюбленные, если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то и Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4.8,11,12). Иными словами, в любви к ближнему мы являемся как бы перепроводниками любви Божией, становимся одновременно причастными Божественной любви и Его присутствию в этом мире. А такое осознание и исполнение Любви является предметом нашей Веры…

Вера
Что ж, даже поверхностного взгляда на современную действительность достаточно, чтобы увидеть, как человек постепенно теряет связь с ближними, с Богом и замыкается в себе. В связи с этим, само существование теряет смысл, общество (социум) абсурдируется и давит этим социальным абсурдом на человека. Это давление неизбежно порождает болезнь – и в результате даже религиозная жизнь часто становится болезненной по своему содержанию. Можно сказать, что весь мир сегодня поражает социальный и метафизический порок, при котором самые важные ценности – Вера, Надежда, Любовь – становятся непонятными и, к сожалению, совершенно ненужными. Но эти добродетели не могут прекратить своего существования в этом мире, т.к. они имеют корни неземного происхождения. Именно в этих добродетелях может найти и будет находить исцеление человек и человечество. И это – не наивный оптимизм, а один из плодов нашей ВЕРЫ.
Протоиерей Александр Немчинов
 

Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » 30 СЕНТЯБРЯ - ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И ИХ МАТЬ СОФИЯ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: