14 ОКТЯБРЯ - ПРАЗДНИК ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
|
|
NK | Дата: Пятница, 12 Окт 2012, 16:00 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Статус: Offline
| ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ Праздник - не двунадесятый, но - великий. В честь праздника обязательно совершается всенощное бдение. Священнослужители служат в голубых ризах: одеждах небесно-голубого цвета, посвященного Богородице.
«…Голубиный дух от Бога, Словно огненный язык, Завладел моей дорогой, Заглушил мой слабый крик.
Льется пламя в бездну зренья, В сердце радость детских снов, Я поверил от рожденья В Богородицын покров.» С.Есенин. 1914
http://days.pravoslavie.ru/Images/ii3053&4025.htm
"Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога" - это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х в. в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V в. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, св. Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в 4-м часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Св. Креститель Господень Иоанн и св. апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал "паче лучей солнечных". Св. Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блж. Епифания: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?" Епифаний ответил: "Вижу, святый отче, и ужасаюсь". Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. "Царю Небесный, - глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, - приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан".
Св. Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, "долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там". Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV в. русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал св. Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника. В русском Прологе ХII в. содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: "Се убо, егда слышах - помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая". В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: "С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя".
Следует добавить, что и св. Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII в. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 г. св. князем А.Боголюбским. Заботами этого св. князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 г. праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII в. существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного). В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем". http://days.pravoslavie.ru/Life/life1638.htm
Покров Пресвятой Богородицы 25-ти минутный фильм, похоже, из рубрики «Библейский сюжет». Для меня – немножко затянутый. Ну, наверное, так положено, чтобы зритель не устал, прерывать повествование картинами природы (а мне хочется поскорее информацию получить. Но интересно было узнать, почему князь А.Боголюбский задумал новый праздник, хотя, праздник, связанный с Покровом, в церкви уже был - положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. В XII в. христианский мир знал несколько покровов Пресвятой Богородицы. Князю Андрею предстояло объяснить людям, какой из них будет почитаться на Руси.
Пришлись по сердцу заключительные слова фильма: «Боголюбский - это не фамилия, это – прозвище, которым люди наградили князя, подарившего России праздник Покрова. Не того плата, который Дева Мария носила когда-то на земле, а того, который она сейчас носит. Жаль, что мы не знаем, где сейчас находится покров Пресвятой Божией Матери, и даже неизвестно, сохранился ли он до наших дней, и всё же неизмеримо дороже для нас тот огненный плат, который видел блж. Андрей на руках у Пресвятой Богородицы простёртым над молящимися во Влахернском храме»
Тропарь праздника.
Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша. _______________________________________
"Сроки страшные близятся. Скоро Станет тесно от свежих могил. Ждите глада, и труса, и мора, И затменья небесных светил.
Только нашей земли не разделит На потеху себе супостат: Богородица белый расстелет Над скорбями великими плат". А.Ахматова. 1914
Это чудесное явление Матери Божией произошло в середине Х в. во Влахернской церкви Константинополя. В воскресный день 1 октября 910 г., во время всенощного бдения, блж. Андрей увидел в храме идущую по воздуху Богородицу, озаренную светом и окруженную ангелами и святыми. Вначале Она со слезами молилась за христиан, а потом сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский СЛОВО В ДЕНЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу (Конд. празд.).
В начале X в., в 910 г. по Рождестве Христовом, при греческом императоре Льве Мудром и патриархе Тарасие, во Влахернской константинопольской церкви, при отправлении всенощного бдения явилась однажды взору избранных человеков Матерь Божия с ликами Ангелов и святых.
Покрывая честным Своим омофором предстоящий народ, Она молилась Сыну Своему и Богу о спасении его от врагов, грозивших столице разрушением, а народу - рабством и смертью. Предстательством небесной Заступницы неприятель был прогнан, и город спасен. В память милостивого покровительства Матери Господа и нашему отечеству, православная русская Церковь с древнейших времен установила ежегодно совершать празднственное воспоминание Покрова Божией Матери.
Уже тысячу с лишком лет существует царство Русское, и трудно перечислить, сколько раз небесная Заступница покрывала его от бед Своим молитвенным предстательством у Господа Сил. Но, покровительствуя столько целому отечеству, народу, Она простирает державный покров Свой на города и веси и на частных лиц. Всякий православный знает это, потому что примерами Ее покрова и заступления полны города, селения и жизнь весьма многих благочестивых христиан. В честь праздника и для вашего и своего назидания, побеседуем, братия, о том, сколь нужно для нас молитвенное предстательство о нас Божией Матери.
Мы далеко, далеко не понимаем, братья, того, сколь необходимы молитвы за нас Пречистой Матери Господа, и, чтобы видеть эту необходимость, нужно око или ум гораздо чище и светлее нашего. Одна только нежнейшая мать наша, от смысла чистая, светлая Церковь, во всем свете видит, сколь необходимо для нас Ее предстательство о нас пред Богом, и потому всякий раз, когда только начинает с нами молиться Богу, непременно призывает Ее, избранную в женах, высшую тварей небесных и земных, и по Ее ходатайству просит или даровать нам какое-либо благо, или избавить от какого-нибудь несчастья, так что трудно найти молитву без имени Пречистой Матери Божией. И справедливо!
Будучи Матерью Бога Слова, следовательно, находясь ближе всех к престолу Божества, Она, естественно, много может ко благосердию или к умилостивлению Владыки. Мы грешны и нечисты, а Она - Пречистая; как за Ее молитвы не помиловать нас, нечистых, если только мы желаем очиститься и не прилагаем снова грехов ко грехам?! Мы горды при своих нечистотах, а Она так смиренна при всех Своих добродетелях, при всем Своем величии. Kак, смотря на Ее смиренные молитвы, не помиловать нас, гордых и жестоковыйных, если мы смиряемся пред Богом и пред Нею! Богоматерь точно как стена нерушимая между Богом и людьми. Она отводит большую часть громов небесного правосудия, готового покарать грешников неблагодарных. Только за такой стеной мы часто бываем безопасны, между тем как мы думаем, что наша безопасность есть следствие обыкновенного порядка вещей. Но войдем ближе в положение человека на земле, чтобы яснее видеть, как нужно для него молитвенное предстательство Божией Матери.
С тех пор как человек потерял свою невинность, блаженство и бессмертие, доныне он представляет собой ужасающую картину терзающих его бедствий, внутренних и внешних, душевных и телесных, так что нельзя не видеть всякому, что какое-то иго тяжко лежит на всех сынах Адама, со дня исхода из чрева матери их до дня возвращения к матери всех (Сир. 40, 1), то есть в землю. Утратив давно свое блаженное состояние, человек теперь слабо верит в обещанное ему небесное блаженство, не хочет понять, что настоящая жизнь не есть жизнь в собственном смысле, потому что она есть не больше как приготовление к жизни на небе, и потому дает здесь себе полную волю, делая часто свою жизнь позорищем буйных страстей; забавляется ею, как игрушкой, не любопытствуя знать, что сделается с ней, когда она сломается, - вообще не пользуется ею так, как предписывает и здравый смысл каждого, который говорит, что жизнь разумного существа должна иметь непременно разумную, духовную цель.
С другой стороны, живя большей частью в болезнях, скорбях, в бедах, в изнурительных, но бесполезных для души заботах, часто подавляется их бременем, не находя себе облегчения и утешения. Kак необходимо и как отрадно было бы в таком жалком положении найти на небе лицо, которое питало бы к нам самую искреннюю, нежную любовь, имело великую силу у Бога и своим предстательством содействовало нам по нашей молитве через озарение своим небесным светом ума нашего отрываться понемногу от земли, наставляло нас ко спасению, предотвращало соблазны и искушения или помогало преодолевать их и смягчало жестокость наших скорбей, болезней и других несчастий! Такое светлое лицо и есть у христиан - Матерь Божия. Избраннейшая из всех жен мира, какие где и когда бы ни были, Она естественно сочувствует людям, как подобострастная им, сочувствует больше не только всякого человека в отдельности, но больше всех людей вместе, потому что ни одно сердце человеческое не способно любить всех людей такой любовью, какой любит нас Матерь Божия. Только чистейшее сердце может любить всех людей, а чище сердца Марии из людей не было ни у кого. Мы иногда любим какого-нибудь несчастного, да помочь ему не можем. K болезни состраданий в таком случае присоединяется новое болезненное чувство: невозможность помочь несчастному.
С Божией Матерью этого быть не может. Если Она хочет помочь несчастному, который с живой верой обращается к Ее ходатайству, то не помочь ему не может. Kак Матерь всемогущего Сына и Бога, Она некоторым образом и Сама всемогуща. Бог определил миловать нас за Ее молитвы бесконечно много больше, чем за молитвы всех других святых, по самой высоте Ее служения таинству искупления и потому внимает всякой молитве Своей Пречистой Матери, так как всякая молитва Ее свята и угодна Ему. Итак, хотите ли вы спасти свои души от погибели вечной, освободиться от рабства страстям, благодушно и легко переносить болезни, скорби и бедствия жизни, обращайтесь усердно, все братья, с молитвой к Матери Божией, просите себе Ее высокого содействия, Ее утешения, — просите горячо, неотступно – так, как если бы вы видели Ее пред своими глазами в Ее божественной славе, — и вы верно получите Ее помощь; Она верно осенит вас Своим покровом. Вы сами это увидите, почувствуете, осяжете, вам будет так легко, так мирно, весело. А если не получите, вините себя: значит, вы молились неискренне, недостойно. Kому, братья, больше и заступать нас, кому больше и слушать наши молитвы, как не Матери Божией? Хотя Она теперь на небе, во всей небесной славе, но Она — от нас, с нашей грешной земли: жила здесь, как и мы, и тоже много испытала горестей; как же Ей не послушать оттуда, не заступить Своих?! Только не нужно, братья, никогда не нужно забывать, что Она - Пресвятая и не любит беззакония. Поэтому, прося в молитвах наших предстательства Ее за нас у Бога, будем стараться быть далекими от всякого греха, как нечистоты, которая отвращает от нас и очи, и слух небесной Заступницы и навлекает на нас гнев небесный.
Будем же с чистым сердцем все прибегать в Ее державный покров в наших напастях, в скорбях и болезнях и полагать на Нее несомненную надежду. Будем среди бедствий жизни готовиться туда, где нет никаких бед, где вечная радость и вечный покой, и Царице Небесной будет приятно спасать и покрывать нас от бед и наставлять нас к вечно тихому пристанищу небесному. Покрый же нас, Владычице, честным Твоим покровом, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша. Аминь. http://www.pravoslavie.ru/put/49247.htm
Сообщение отредактировал NK - Вторник, 20 Ноя 2012, 11:34 |
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 13 Окт 2014, 22:09 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Online
| 14 октября православные христиане вспоминают события середины X в., когда св. Андрею Юродивому и его ученику Епифанию было видение Покрова Божией Матери. Это случилось в Константинополе при императоре Льве Премудром. Это были трудные времена для Византии. Империи угрожали нападением сарацины, которые исповедовали ислам. Не видя ниоткуда помощи, в те дни греки во множестве стекались во Влахернский храм, в котором хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и молились. Во время всенощного бдения во Влахернском храме молились св. Андрей и Епифаний. И вот в 4-ом часу ночи, видит Андрей величественную Жену, идущую от Царских Врат. Ее поддерживают св. Иоанн Предтеча и св. апостол Иоанн Богослов. Многие святые в белых одеждах сопровождают Ее. Когда Она приблизилась к амвону, прп. Андрей подошел к Епифанию и спросил; «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» - «Вижу, отец мой духовный», - отвечал тот, И вот видят они, преклонила Пречистая колена и приступила к молитве. Долгий час молилась Она, обливая слезами Свое Боговидное лицо. Окончив молитву здесь, Она подошла к престолу и стала молить за предстоящий в храме народ.
По окончании молитвы сняла Богородица с Себя блистающее великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью, распростерла над всем стоящим народом. Долго смотрели св. Андрей и Епифаний на распростертое покрывало и блистающую, как молния, Славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видно было и покрывало. После же Ее ухода сделалось и оно невидимым, но осталась всем бывшим там Ее благодать. Изумленные чудесным видением, св. Андрей и Епифаний поведали о нем всему народу. В этот день все уходили из храма с духовной радостью и надеждой на помощь Царицы Небесной. И эта надежда вскоре оправдалась: враги без всякого кровопролития отступили от города. В честь Покрова Богородицы в 1165 г. Великим князем Владимирским А.Боголюбским был построен один из самых красивых и неповторимых православных храмов - Покрова на Нерли.
худ. О.Симонова
Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства.
Молитвы Покрову Пресвятой Богородицы Молитва первая О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным Заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь.
Епископ Василий (Родзянко). Слово на праздник Покрова Пресвятой Богородицы:
https://www.pravmir.ru/pokrov-....olitvyi
Придет Покров – девке голову покроет? С Покровом, как и с многими церковными праздниками, связано множество народных примет и обычаев, которые подменяют собой настоящий смысл этого дня. «Снежок белый поля покрывает, меня, девицу, замуж наряжает», «Придет Покров, девке голову покроет», «На Покров незамужние девушки чуть свет бежали в церковь зажечь свечку. По поверью, какая раньше всех поставит свечу, та раньше всех и выйдет замуж». На Русском Севере с Покрова крестьяне начинали готовить свои дома к зиме: затыкали пазы в стенах изб мхом, говоря при этом: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром». Многие приметы забыты, тем не менее – до сих пор вместо того, чтобы узнать историю и духовный смысл этого праздника, современные люди ассоциируют праздник Покрова Пресвятой Богородицы с первым снегом, приходом зимы и удачным замужеством. О том, что на самом деле важно в этом празднике, мы поговорили со священниками.
Протоиерей А.Ефанов, секретарь епархиального совета, руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Кинешемской епархии Ивановской митрополии: – Мне кажется, что простому человеку, который хотя и является верующим, но всё-таки далек от полноценной христианской жизни, требуются какие-то вещественные знаки его веры. Допустим, например, на Крещение, мы освящаем воду – ее можно потрогать, ее можно налить, в ней можно искупаться. И, соответственно, вокруг этого праздника устанавливается какое-то особое почитание, вместе с народными приметами и полу-языческими ритуалами. Или возьмём Масленицу – это просто неделя приготовления к посту. Но опять это связано с едой, и пост у нас прежде всего еда, а только потом – воздержание, особое время духовной жизни. Преображение Господне – это яблоки, которые нельзя, оказывается, есть.
С Покровом вроде бы не связано ничего вещественного – нет такого, за что можно было бы зацепиться вот этому языческому мировоззрению. Покров для многих людей, если его оторвать от церковного значения, где речь идет о явлении Пресвятой Богородицы, которая распростерла над верующими Свой омофор, это прежде всего снег. В этот день падает снег. Незамужние женщины раньше ходили простоволосые, а замужние, соответственно, носили платки. Покров – это в понимании многих и есть платок, и поэтому всё очень связано с тем, что в этот день надо свататься, искать жениха, ну и все остальное – гадать, колдовать. Языческое сознание нуждается в том, чтобы можно было что-то потрогать, пощупать. Все формы колдовства связаны с какими-то действиями, предметами, заговорёнными, призывающими какие-то силы. Конечно, мы понимаем какие-то силы и откуда – от нечистого.
Осенью, кроме Покрова, у нас нет других праздников, за которые можно было бы зацепиться языческому сознанию. Заканчивается осень и наступает зима, в нашем климате это особо заметно. Кстати, праздник Покрова Пресвятой Богородицы больше всего почитается именно в России, ведь он не является двунадесятым и даже по Церковному Уставу не считается «большим». С одной стороны это хорошо, потому что люди почитают Пресвятую Богородицу и Ее заботу о нас, но вокруг этого, как всегда, нарастает пласт народных суеверий, ритуалов.
Россия славится своими большими просторами. Земли здесь много, деревни друг от друга расположены далеко. Храмов хоть и много было на Руси, но все равно в только в селах, то есть не в каждый деревне. Всё это, конечно, сказывалось на том, что люди ходили в храм только на большие праздники, а так, конечно, в основном занимались сельским хозяйством. Я и сам сейчас живу в деревне, и у нас до сих пор многие люди живут так: трудятся от заката до рассвета, работая на земле. У меня семья большая, и мы тоже сейчас ежедневно обрабатываем урожай, собираем грибы, сушим, мочим яблоки. Потом наступит зима – время когда можно читать книги, беседовать, уделять больше времени молитве. А сейчас все в работе. И так жили на Руси все, кроме малого количества городов, где были какие-то промыслы, торговля. Все остальные трудились сезонно: летом – один труд, осенью – другой, весной – третий. Зима была временем покоя. Действительно, в Праздник Покрова Пресвятой Богородицы часто выпадает снег – иногда за день до этого, или через день. И тогда полностью заканчиваются все работы. Но вся беда в том, что человек, живя таким календарным образом жизни, часто забывает о том, что всегда, в любое время нужно не забывать о Боге. Трудишься на своём хозяйстве, делаешь какие-то домашние дела – всегда в душе человека должна быть молитва. Не нужно оставлять утреннюю молитву, вечернюю. Даже если ты очень сильно устал, нужно найти время для общения с Богом, пойти в праздник в храм. Я и сам замечаю, что сейчас в сельской местности храмы полупустые – намного меньше людей ходят в храм, пока не выпал снег. Выпал снег – и сразу люди идут в храм, потому что у них появилось свободное время. Забывают, что на первом месте у них всегда должен быть Бог. А то у нас как получается? На Покров, говорят, нельзя иголку в руки брать, это, видите ли, грех. А то, что до этого несколько недель или месяцев подряд человек пропускал воскресные службы, потому что все воскресенья подряд был на огороде вместо храма, это ладно. Лучше до обеда побыть в храме а потом уже потрудиться, даже если это праздничный или воскресный день.
Протоиерей А.Владимиров, писатель, проповедник, педагог, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы, член СП России: – Я думаю что, жители мегаполиса уже вообще не знают все эти приметы. Девушки, простите, из Мытищ, наверное, уже не помышляют ни скотине, ни о свечках. Я думаю, что восприятие церковных праздников еще в XIX – начале XX в. было теснейшим образом переплетено с укладом патриархальной крестьянской жизни, когда люди трудились на земле, когда они очень внимательно относились к климатическим явлениям, когда весь цикл природный сочетался с созидательным, мирным трудом. И нам, жителям больших городов, даже не вполне понятны иные русские пословицы. «Введение накладывает на воду леденье…» Думаю, что мы должны отличать тысячелетний опыт русского человека, который установил взаимосвязь между церковными праздниками и явлениями природы, от вот таких суеверий, типа гадания на Святках или на Рождество, которые никак не могут примириться с целостностью христианского мировоззрения, и если и входят в жизнь русского крестьянства то как реликты или остатки каких-то языческих обычаев.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы – очень светлый русский осенний праздник, которым завершается золотая осень. И когда сквозь желтую листву, на фоне падающих кленовых листьев, мы смотрим на фрагменты синего неба, то наша русская душа, исполненная лиризма, поэтического чувства, поднимается мыслию до Пресветлого Омофора Пречистой Богородицы, некогда распростертого над главами верующих.
Я не очень хорошо осведомлен о каких-то языческих суевериях, связанных с этим праздником, но они уже, мои дорогие друзья, согласитесь, канули в лету. Правда, мне помнится, что на Покров в русских селеньях всегда замачивали антоновские яблоки, и в этом нет никакого обрядового нагнетания. Это говорит о том, что вся жизнь русского человека была регламентирована, в ней была стабильность, упорядоченность, которая помогала крестьянину или горожанину что-то предощущать, предвкушать. Сегодня можно только мечтать об этих «преданьях старины глубокой», когда, во времена глобализации, люди не знают когда встают, когда ложатся. На Покров когда-то выпадал первый снег, это было время первых заморозков. Сегодня мы видим, что Москва ещё надеется урвать остатки бабьего лета…
Что касается всевозможных суеверий по поводу женихов и замужества, то я хотел бы, милые девушки, выразить уверенность, что женихи еще не перевелись на русской земле. Я верю, что если вы поставите свечку перед иконой Богородицы, а главное – сердцем помолитесь: «Господи, укажи мне мою судьбу. Где мой принц, дай мне встретить рыцаря, не больного на голову, не страдающего компьютерной зависимостью, не опившегося безалкогольным пивом. Хочу, чтобы это был мальчик атлетический, ясный умом, верный, надежный», то Матерь Божья, как в семнадцатом, восемнадцатом веке, так и в двадцать первом, обязательно откликнется на ваше прошение. Женихов вам, верных мужей, которые отдавали бы частично свою зарплату и радовали бы вас цветами не только на 8 марта, в день разбушевавшихся французских блудниц, но и на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Я сердечно поздравляю вас, мои дорогие друзья, с этим радостным праздником в честь Царицы Небесной. Подготовила Ольга Лунина https://www.pravmir.ru/pridet-pokrov-devke-golovu-pokroet/
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 13 Окт 2014, 22:24 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Online
| Покров
Отец ходит с Горкиным по садику и разговаривает про яблоньки. Редко, когда он говорит не про «дела», а про другое, веселое: а то все рощи да подряды, да сколько еще принанять народу, да «надо вот поехать», да «не мешайся ты тут со своими пустяками». И редко увидишь его дома. А тут, будто на гулянье или когда ездил на богомолье с нами, – веселый, шутит, хлопает Горкина по спинке и радуется, какая антоновка-то нонче богатая. Горкин тоже рад, что отец душеньку отводит, яблочками занялся, и тоже хвалит антоновку: и червь не тронул, и цвет морозом не побило, а вон белый налив засох, от старости, пожалуй. – Коль подсаживать, так уж онтоновку, Сергей Иваныч... – поокивает он ласково, – пяток бы еще корней, и яблока покупать не будем для моченья. Я вспоминаю, что скоро радостное придет, «покров» какой-то, и будем мочить антоновку. «Покров»... – важный какой-то день, когда кончатся все «дела», землю снежком покроет, и – «крышка тогда, шабаш... отмаялся, в деревню гулять поеду», – говорил недавно Василь-Василич. И все только и говорят: «вот подойдет «покров» – всему развяза». Я спрашивал Горкина, почему – «развяза». Говорит – «а вот, все дела развяжутся, вот и «покров». И скорняк говорил намедни: «после «покрова» работу посвалю, всех на зиму покрою, тогда стану к вам приходить посидеть вечерок, почитать с Панкратычем про священное». А еще отец говорил недавно: – Хочу вот в Зоологическом саду публику удивить, чего никогда не видано... «ледяной дом» запустим с бенгальскими огнями... вот, после «покрова», уж на досуге обдумаем.
Что за «ледяной дом»? И Горкин про дом не знает, – руками так, удивляется: «чудит папашенька... чего уж надумает – не знаю». И я жду с нетерпением, когда же придет «покров». Сколько же дней осталось?.. – А ты вот так считай – и ждать тебе будет веселей, а по дням скушно будет отсчитывать... – объясняет Горкин. – Так вот прикидывай... На той неделе, значит, огурчики посолим, на Иван-Постного, в самый канун посолим... а там и Воздвиженье, Крест Животворящий выносят... – капустку будем рубить, либо чуток попозже... а за ней, тут же на-скорях, и антоновку мочить, под самый под «покров». До «покрова» три радости те будет. А там и зубы на полку, зима... будем с тобой снег сгребать, лопаточку тебе вытешу, мой Михайлов День подойдет, уж у нас с тобой свои посиделки будут. Будем про святых мучеников вычитывать, запалим в мастерской чугунку сосновыми чурбаками. И всего у нас запасено будет, ухитимся потепле, а над нами Владычица, Покровом своим укроет... под Ее Покровом и живем. И скажет Господу: «Господи, вот и зима пришла, все нароботались, напаслись... благослови их, Господи, отдохнуть, лютую зиму перебыть, Покров Мой над ними будет». Вот тебе и – Покров. Так вот что это – Покров! Это – т а м, высоко, за звездами: там – Покров, всю землю покрывает, ограждает. Горкин и молитвы Покрову знает, говорит: «сама Пречистая на большой высоте стоит, с Крестителем Господним и твоим Ангелом – Иван-Богословом, и со ангельскими воинствами, и держит над всей землей великий Покров-омофор, и освящается небо и земля, и все церкви засветятся, и люди возвеселятся».
А я – увижу? Нет: далеко, за звездами. А один святой человек видал, дадено ему было видеть и нам возвестить, – в старинном то граде было, – чтобы не устрашались люди, а жили-радовались. – Потому, милок, и не страшно нам ничего, под таким-то Покровом. Нам с тобой не будет ничего страшно: роботай-знай – и живи, не бойся, заступа у нас великая. Теперь, ложась спать, я молюсь Богородице-Казанской, – темная у нас икона в детской. Молюсь и щурюсь. Вижу лучики – лучики лампадки, будто это на небе звездочки, и т а м, высоко, за звездами, – сверкающий омофор-Покров. И мне ничего не страшно. Если бы увидать – т а м, высоко, за звездами?!... Вот и канун Ивана-Постного, – «усекновение Главы Предтечи и Крестителя Господня», – печальный день. Завтра пост строгий: будем вкушать только грибной пирог, и грибной суп с подрумяненными ушками, и рисовые котлетки с грибной подливкой; а сладкого не будет, и круглого ничего не будет, «из уважения»: ни картошки, ни яблочка, ни арбуза, и даже нельзя орешков: напоминают «Главку». Горкин говорит, что и огурчика лучше не вкушать, одно к одному уж пусть. Но огурчики длинные?.. Бывают и вовсе круглые «кругляки», а лучше совсем не надо. Потому, пожалуй, в канун огурцы и солят.
На нашем дворе всю неделю готовятся: парят кадки и кадочки, кипятят воду в чугунах, для заливки посола, чтобы отстоялась и простыла, режут укроп и хрен, остропахучий эстрагоник; готовят, для отборного засола, черносмородинный и дубовый лист, для крепкости и духа, – это веселая работа. Выкатила кадушки скорнячиха; бараночник Муравлятников готовит целых 4 кадки; сапожник Сараев тоже большую кадку парит. А у нас – дым столбом, живое столпотворение. Как же можно: огурчика на целый год надо запасти, рабочего-то народу сколько! А рабочему человеку без огурчика уж никак нельзя: с огурчиком соленым и хлебца в охотку съешь, и поправиться когда нужно, опохмелиться, – первое средство для оттяжки. Кадки у нас высокие: Василь-Василич на цыпочках поднимается – заглянуть; только Антон Кудрявый заглядывает прямо. Кадки дымят, как трубы: в них наливают кипяток, бросают докрасна раскаленные вязки чугунных плашек, – и поднимается страшное шипенье, Высокие клубы пара, как от костров. Накрывают рогожами и парят, чтобы выгнать застойный дух, плесени чтобы не было. Горкину приставляют лесенку, и он проверяет выпарку. Огурчики – дело строгое, требует чистоты.
Павел Ермолаич, огородник, пригнал огурца на семи возах: не огурец, а хрящ. Пробуют всем двором: сладкие, и хрустят, как сахар. Слышно, как сочно хряпают: хряп и щёлк. Ешь, не жалко. Откусят – и запустят выше дома. Горкин распоряжается: – На чистые рогожи отбирай, робята!.. Бабочки, отмывай покрепше!.. Свободные от работы плотники, бабы из наших бань, кухарка Марьюшка, горничная Маша, Василь-Василич, особенно веселый, – радостной работой заняты. Плотники одобряют крупные, желтяки. Такие и Горкин уважает, и Василь-Василич, и старичок-лавочник Юрцов: пеняют даже Пал-Ермолаичу, что желтяков нонче маловато. А я зеленые больше уважаю, с пупырками. Нет, говорят, как можно, настоящий огурчик – с семечками который, зрелый: куда сытней, хряпнешь – будто каша! На розовых рогожах зеленые кучи огурца, пахнет зеленой свежестью. В долгом корыте моют. Корыто – не корыто, а долгая будто лодка с перевоза. В этом корыте будут рубить капусту. Ондрюшка, искусник, выбирает крупные желтяки, вываливает стамезкой «мясо», манит меня идти за ним на погребицу, где темней, ставит в пустые огурцы огарки – и что за чудесные фонарики! желто-зеленые, в разводах, – живые, сочные. Берет из песка свекольные бураки, выдалбливает стамезкой, зажигает огарочки – и что за невиданный никогда огонь! малиново-лиловый, живой, густо-густой и... бархатный!.. – вижу живым доселе. Доселе вижу, из дали лет, кирпичные своды, в инее, черные крынки с молоком, меловые кресты, Горкиным намеленные повсюду, – в неизъяснимом свете живых огоньков, малиновых... слышу прелостный запах сырости, талого льда в твориле, крепкого хрена и укропа, огуречной, томящей свежести – и слышу и вижу быль, такую покойную, родную, омоленную душою русской, хранимую святым Покровом.
А на солнце плещутся огурцы в корыте, весело так купаются. Ловкие бабьи руки отжимают, кидают в плоские круглые совки – и валятся бойкие игрунки зеленые гулким и дробным стуком в жерла промытых кадок. Горкин стоит на лесенке, снимает картуз и крестится. – Соль, робята!.. чисты ли руки-те?.. Бережно разводи в ведерке, отвешено у меня по фунтикам... не перекладь!.. лей с Господом!.. Будто священное возглашает, в тишине. И что-то шепчет... какую же молитву? после, доверил мне, помню ее доселе, молитву эту – «над солию»: «...сам благослови и соль сию и приложи ю в жертву радования...» Молитву над огурцами. Теперь я знаю душу молитвы этой: это же – «хлеб насущный»: «благослови их, Господи, лютую зиму перебыть... Покров Мой над ними будет». Благословение и Покров – над всем. Кадки наполнены, укрыты; опущены в погреба, на лед. Горкин хрустит огурчиком. Ласково говорит: – Дал бы Господь отведать. К Филиповкам доспеют, попостимся с тобой огурчиком, а там уж и Рождество Христово, рукой подать. Наелись досыта огурцов, икают. Стоит во дворе огуречный дух, попахивает укропом, хреном. Омоленные огурцы спят в кадках – тихая «жертва радования». А вот и другая радость: капусту рубим!
После Воздвиженья принимаются парить кади под капусту. Горкин говорит – «огурчики дело важное, для скусу, а без капустки не проживешь, самая заправка наша, робочая». Опять на дворе дымятся кадки, столбами пар. Новенькие щиты, для гнета, блестят на солнце смолистой елкой. Сечки отчищены до блеска. Народу – хоть отгоняй. Пришли все плотники: какая теперь работа, Покров на носу – домой! Пришли землекопы и конопатчики, штукатуры и маляры, каменщики и кровельщики, даже Денис с Москва-реки. Горкин не любит непорядков, серчает на Дениса – «а ты зачем? на портомойке кто за тебя остался... Никола-Угодник-батюшка?!.» Денис, молодой солдат, с сережкой в ухе, – все говорят – красавец! – всегда зубастый, за словом в карман не лезет, сегодня совсем тихий, будто даже застенчивый: в глаза не глядит, совсем овечка. Горничная Маша, крестница Горкина, смеется: «капустки Денису зажелалось... пусть пожует, малость оттянет, может!» Все смеются, а Денис и не огрызнется, – как бывало. Мне его что-то жалко, я про него все знаю, наслушался. Денис выпивает с горя, что Маша выходит за конторщика, а потому Маша выходит за конторщика, что Денис пьяница. Что-то давно выходит, а все не выйдет, а в водополье – при нас это было с Горкиным – принесла Денису пирог с морковью, в украдочку, сунула без него и убежала: «это за пескарей ему». Ничего не понять, чего такое. И все-то знают, для какой капусты пришел Денис. – Я, Михал Панкратыч, буду за троих, дозвольте... а на портомойке Василь-Василич Ондрейку оставил без меня, дозволил... уж и вы дозвольте.
Совсем – овечка. Горкин трясет бородкой: ладно, оставайся, руби капусту. И Горкину нравится Денис: золотые руки, на все гожий, только вот пьяница. А потому пьяница, что... – Их не поймешь... как журавль с цаплей сватаются, вприглядку! Двадцать возов капусты, весь двор завален, бело-зеленая гора, рубить-не-перерубить. Василь-Василич заправляет одним корытом, другим – я с Горкиным. Корыта из толстых досок, огромные, десять сечек с каждого боку рубят, весело слушать туканье, – как пляшут. В том корыте серую капусту рубят, а в нашем – белую. Туда отбирают кочни позеленей, сдают зеленые листья с нашей, а в наше корыто кидают беленькую, «молочную». Называют – «хозяйское корыто». Я шепчу Горкину – «а им почему зеленую?!». Он ухмыляется на меня: – Знаю, чего ты думаешь. Обиды тут нет, косатик. Ваша послаще будет, а мы покрепчей любим, с горчинкой, куда вкусней и как заквасится, у ней и дух пронзей... самая знаменитая капуста наша, серячок-то. Все надо по порядку. Сперва обсекают «сочень», валят в корыто кочни, а самое «сердечко» в корыто не бросают, в артель идет. Когда ссекают – будто сочно распарывают что-то, совсем живое. Как наполнится полкорыта, Горкин крестится и велит: – С Богом... зачинай, робятки!
Начинается сочное шипенье, будто по снегу рубят, – так жвакает. А потом – туп-туп-туп... тупы-туки... тупы-туки... – двадцать да двадцать сечек! Молча: нельзя запеть. И Горкин не запретил бы, пригодную какую песню, – любит работу с песнями, – да только нельзя запеть, «духу не выдержать». Денис – сильный, и он не может. Глупая Маша шутит: «спой ты хоть про капусту, в кармане, мол, пусто!..» А Денис ей: «а ты косила?» – «Ну, косила, ложкой в рот носила!» Совсем непонятный разговор. «А что тебе, косила, тебя не спросила!» – «А вот то, знала бы: что косить – что капусту рубить, – не спеть». А она все свое: «пьют только под капусту!» Горкин даже остановил: «чисто ты червь капустный, тебя не оберешь». – Годи, робята... Горкин черпает из корыта, трясет в горсти: мелко, ровно, капустинка-то к капустинке. Опять начинают сечку, хряпают звонко кочерыжки. Горкин мне выбирает самые кончики от хряпки: надавишь зубом – так и отскочит звонко, как сахарок. Приятно смотреть, как хряпают. У молодых, у Маши, у Дениса – зубы белые-белые, как кочерыжки, и будто прикусывают сахар, будто и зубы у них из кочерыжки. Редиской пахнет. Швыряются кочерыжками – объелись. Веселая – капуста эта! Ссыпают в кадки, перестилают солью. Горкин молитву шепчет... – про «жертву радования»?.. В канун Покрова, после обеда, – самая большая радость, третья: мочат антоновку.
Б.Кустодиев. Купец
Погода разгулялась, большое солнце. В столовую, на паркет, молодцы-плотники, в розовых рубахах, чистые, русые, ясноглазые, пахнущие березой банной, втаскивают огромный рогожный тюк с выпирающей из него соломой, и сразу слышно, как сладко запахло яблоком. Ляжешь на тюк – и дышишь: яблочными садами пахнет, деревней, волей. Не дождешься, когда распорют. Порется туго, глухо, – и вот, пучится из тюка солома, кругло в ней что-то золотится – и катится по паркету яблоко, большое, золотое, цвета подсолнечного масла... пахнет как будто маслом, будто и апельсином пахнет, и маслится. Тычешься головой в солому, запустишь руки, и возятся под руками яблоки. И все запускают руки, все хотят выбрать крупное самое – «царя». Вся комната в соломе; под стульями, под диваном, под буфетом, – везде закатились яблоки. И кажется, что они живые, смотрят и улыбаются. Комната совсем другая, яблочная. Вытираем каждое яблоко холстинным полотенцем, оглядываем, поминки нет ли, родимые ямки-завитушки заливаем топленым воском. Тут же стоят кадушки, свежие-белые, из липки. Овсяная солома, пареная, душистая, укладывается на дно кадушки, на нее – чтобы бочками не касались – кладутся золотистые антоновки, и опять, по рядку, солома, и опять яблоки – и заливается теплой водой на солоде.
На «яблоках» все домашние: даже и отец радуется с нами, и матушка, на креслах – ей запрещают нагибаться: она ходит тихо и тяжело, «вынашивает», и ее все остерегают, даже Маша: «вам, барыня, нельзя, я вам достану яблочко». Кругом кресел, все мы ее обсели: и Сонечка, и Маня, и брат Коля, и старая кривая Васса, которая живет в темненькой и не отличит яблока от соломы, и Горкин с Марьюшкой. Маша все ужасается на яблоки и вскрикивает, как будто испугалась: «да барыня... ка-кое!..» Сонечка дает ей большое яблоко и говорит: «А ну, откуси, Маша... очень ты хорошо, послушаем». Маша на яблоко смеется, закусывает крепко-звонко белыми-белыми зубами, сочными, как миндаль, и так это хорошо выходит – хру-хру... хру-хру, чмокается во рту, и видно, как сок по губам сочится. И все начинаем хрупать, но Маша хрупает лучше всех. Я сую ей украдкой яблоко, самое-самое большое, ищу карман. Она перехватывает мою руку и щурит глаз, хитро-умильно щурит. Так мне нравится на нее смотреть, что я сую ей украдкой другое яблоко. А на всех нас, на яблоки, на солому, на этот «сад», вытянув головку, засматривает из клетки затихший чего-то соловей, – может быть, хочет яблочка. И на всю эту радость нашу взирает за голубой лампадкой старинная икона Владычицы Казанской едва различимым Ликом.
Плотники поднимают отяжелевшие кадушки, выносят бережно. Убирают солому, подметают. Многие дни будут ходить по дому яблочные духи. И с какой же радостью я найду закатившееся под шкаф, ставшее духовитее и слаже антоновское «счастье»!.. Вот и Покров пришел, праздник Владычицы Пречистой, – во всю землю Ее Покров. И теперь ничего не страшно. Все у нас запасено, зима идет, а мы ухитимся потеплей, а над нами Владычица, – т а м, высоко, за звездами. Я просыпаюсь рано, – какой-то шум?.. Будто загромыхали ванной? Маша просовывает в дверь голову, неубранную, в косах. Подбегает к моей постельке, тычется головой в подушку, кусает меня за щечку и говорит, в улыбке: – Ду-сик... глазастенький, разунь глазки... маменька Катюшу подарила, нонче ночью! Вчерась яблочко кушала, а вот и Катюша нам!.. Щекочет у моего носа кончиком косы, и весело так смеется, и все называет – «ду-сик». Отмахивает розовую занавеску, – и вот солнце! Праздничное, Покров. В столовой накрыто парадно к чаю. Отец – парадный, надушенный, разламывает горячий калач над чаем, намазывает икрой, весело смотрит на меня. – Маленькая Катюша... – говорит он особенно, прищурясь, и показывает головой на спальню. – Теперь, мальчонка, у нас пяток! Рад сестренке?.. Я бросаюсь к нему, охватываю его руками и слышу, как пахнет икрой чудесно, и калачом, и самоварным паром, и бульканьем, и любимыми, милыми духами, – флердоранжем. – Вот тебе от Катюши нашей... розовая обновочка!.. И только теперь я вижу – новые розовые чашки, розовый чайник с золотым носиком, розовую полоскательную чашку, розовую, в цветочках, сахарницу... – и все в цветочках, в бело-зеленых флердоранжах! Все такое чудесно-розовое, «катюшино»... совсем другое, что было раньше. Чашки не простые, – совсем другие: уже и уже кверху, «чтобы не расплескалось», – весело говорит папашенька: «так и зови – «катюшки». И вдруг, слышу, за дверью спальни, – такое незнакомое, смешное... – «уа-а... у-а-а...». – Новый-то соловей... а? Не покупной соловей, а свой! – весело говорит отец. – А самое главное... мамашенька здорова. Будешь молиться – Катюшеньку прибавляй, сестренку. И намазывает мне икрой калачик. Большое солнце, распелись канарейки, и в этом трескучем ливне я различаю новую теперь, нашу, песенку – «у-а-а... у-а-а-а..». Какой у нас свет, какая у нас радость!.. Под самый Покров Владычицы.
Разъехались плотники по домам, в деревню, зиму перебывать. И у них запасено на зиму. Ухитятся потеплее, избы закутают соломой, – и над ними Покров Ее, и теперь ничего не страшно. И Василь-Василич отмаялся, укатил в деревню, на недельку: нельзя, Покров. Горя с народом принял: каждого тоже рассчитать, все гривеннички помнить, что забрали за полгода работы, никого чтобы не обидеть, не утеснить: ни отец этого не любит, ни Горкин. Намаялся-таки, сердешный, целую неделю с утра до ночи сидел в мастерской за столиком, ерошил свои вихры, постреливал косым глазом и бранился: «а, такие... спутали вы меня!..» Народу до двухсот душ, а у него только каракульки на книжке, кружочки, елочки, хвостики... – как уж разбирается – не понять. Всем вот давал вперед, а теперь и сам тот не разберет! Горкин морщится, Василь-Василич все – тот да тот. Ну, теперь всем развяза: пришел Покров. И земле ухититься тоже надо: мороз ударит. Благослови ее, Господи, отдохнуть, лютую зиму перебыть. Покров и над нею будет.
А у Горкина новая шуба будет: «земной покров». Отец подарил ему старую свою, хорьковую, а себе заведет новинку, «катюшкину». Скорняк уже перебрал, подпустил парочку хоря, и теперь заправская будет шуба, – прямо купец с Рядов. И мне тоже «земной покров»: перетряхнули мой армячок бараний, подправили зайчиком в рукава, – катай с горки с утра до вечера, морозу не добраться. И – очень порадовался Горкин: с канителью развяза наступила. Дениса не узнаешь: таким-то щеголем ходит, в запашной шубе, совсем молодчик, – вчера показывал. Сватанье-огрызанье кончилось: сосватались, слава Богу, с Машей, свадьба на Красной Горке, нельзя раньше, – приданое готовить надо, и по дому много дела, теперь Катюшка, а мамашенька привыкла к Маше, просила побыть до Пасхи. – Дениса старшим приказчиком берет папашенька, Василичу правая рука. Вот и Маша покроется... как хорошо-то, косатик, а?.. Да, хорошо... Покров. Там, высоко, за звездами. Видно в ночном окне, как мерцают они сияньем, за голыми прутьями тополей. Всегда такие. Горкин говорит, что такие и будут, во все века. И ничего не страшно. Я смотрю на лампадку, за лампадку... в окно, на звезды, за звездами. Если бы все увидеть, как кто-то видел, в старинном граде!.. Стараюсь вспомнить, как Горкин учил меня вытвердить молитву, новую, Покрову... длинную, трудную молитву. Нет, не помню... только короткое словечко помню – «О, великое заступление печальным... еси..» http://www.pravoslavie.ru/put/2604.htm
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Пятница, 14 Окт 2022, 10:33 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Online
| ПОРАЖЕНИЕ, СТАВШЕЕ ПРАЗДНИКОМ
Покров Пресвятой Богородицы – один из самых любимых и… парадоксальных праздников для русского народа. Парадокс в том, что, по одной из версий, в этот день более 1000 лет назад именно наши предки напали на Константинополь и захватили бы его, если бы не заступничество Божией Матери. О смысле и значении этого «праздника поражения»:
Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия) :– В церковной жизни многое хоть и очевидно, но таинственно, необъяснимо вполне, поскольку неисследимы пути Господа (Рим. 11: 33). Вот и праздник Покрова Пресвятой Богородицы преимущественно стал праздником русским, хотя события, связанные с ним, и произошли в далеком X в. в благословенной Элладе. Тогда блаженный Андрей и ученик его Епифаний во Влахернском храме увидели Матерь Божию, распростершую Свой покров над молящимся народом. По некоторым свидетельствам, это событие было связано с осадой Константинополя нашими предками – славянами (тогда еще язычниками). Примечательно, что и сам блаженный Андрей был тоже родом из славян, но уже иной, «новый человек» – христианин и как бы символизировал собой скорую перемену, должную случиться с нашим народом в таинстве святого крещения.Примечательны и другие детали. Так, Пресвятой Владычице предстояли в молитве св. Креститель Спасов Иоанн и апостол Иоанн Богослов, и мы знаем, что имя Иоанн, наверное, можно назвать самым русским из всех. Почему так сложилось? Мы не задумываемся об этом, принимаем как данность, но ведь в этом тоже есть какая-то очевидная тайна Промысла Божия.
Примечательно и то, что покров Свой Богородица распростерла над народом, находящимся в крайней опасности, в тревоге и скорби, и молитва этого народа, надо полагать, была исполнена особых покаянных чувств и сокрушения, была особенно горячей и искренней, как это и бывает в минуты опасности. И если мы посмотрим на историю Руси, то увидим, сколько скорбей, бед и напастей перенес наш народ за всю свою историю и даже доныне. Но здесь надо вспомнить, что Бог кого любит, того наказывает (Евр. 12: 6), как любимого сына, в которого верит и потому особенно строго и ревностно следит за его воспитанием. А Покров Божией Матери как раз и является свидетельством того, что все наши беды, пусть и случающиеся иногда от нашей строптивости и буйства, – всё же есть знак того, что Бог не оставляет нас, подвигает к покаянию, направляет на пути правды. И Матерь Божия, ходатайствующая о нас, простершая над нами Покров Своей благости, – верная благовестница того, что гнев Божий скоро готов смениться на милость в случае искреннего и действенного нашего покаяния.Через два с половиной века после явления Божией Матери во Влахернском храме наш русский князь – А.Боголюбский – изумился, что такое замечательное событие никак не отражено в русской богослужебной традиции. И во многом благодаря его попечению и ходатайству праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен на Руси, быстро вошел в обиход и с тех пор считается одним из самых любимых и почитаемых праздников.
Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного и Российского православного университетов, член СП России: – Предание сообщает, что историческим основанием для осеннего русского празднества Покрова Пресвятой Богородицы стала гибель в водах Босфора славянских стругов, целая флотилия которых окружила Константинополь с враждебными намерениями. Ромеи тогда увидели во внезапно разыгравшейся буре заступление Царицы Небесной в ответ на их мольбу об избавлении от страшной напасти. Почему же это событие, приведшее ко крещению князей-язычников, осталось в памяти только русского народа? Ведь наши пращуры потерпели тогда полное поражение!
Современному городскому человеку с трудом дается понимание спасительного смирения, которое есть не что иное, как признание своей совершенной немощи пред Богом, соединенное с мольбой о помиловании. Воинственное славянство склонило главу перед неодолимой мощью Вселенского. В этом-то и проявилось величие и благородство русского духа! Воинственное славянство склонило главу перед неодолимой мощью Вселенского Православия, познав крепкую руку Божию в постигшем русов несчастье. Замечательно, что не только просвещенные истинной верой греки, но и наши предки, «пребывавшие во тьме и сени смертной», познали в происшедшем непосредственное заступничество Матери Божией, что является неоспоримым свидетельством их мистической интуиции и предызбранности Провидением к особой исторической миссии. Таков был и еврейский Савл, ставший великим апостолом язычников после дарованного ему откровения свыше. Опыт есть «сын ошибок трудных»… Пусть же будет трижды благословенна стратегическая «ошибка» древних славян, обращенная Промыслом Божиим к столь благим для нас последствиям! Плод этой «ошибки» – всерадостный осенний праздник Покрова, подтверждающий непреложную библейскую истину: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери в пос. Кратово в Подмосковье: – Нет ничего удивительного в том, что в самом Константинополе, где совершилось в Х в. чудо видимого заступления Царицы Небесной за молящийся народ, праздник этот не празднуется, а празднуется у нас, в России. Потому что такова реальность, такова наша история: она вся происходила и происходит до сего дня под Державным Покровом Божией Матери. Никому в мире Матерь Божия не оказывала столько благодеяний, никого столько раз не спасала от неминуемой гибели, ни на чьей земле не явила столько Своих чудотворных икон – иными словами, никого не покрывала с такой материнской заботой, как покрывала и покрывает наш народ, нашу страну, издревле именуемую Домом Богородицы.
С самого начала, когда наши предки убедились в том, что Матерь Божия имеет державу непобедимую, они проявили смирение, не пошли против рожна, Русь крестилась – и дальше уже многочастне и многобразне Заступница Усердная нас спасала, так что сегодня мы твердо знаем и исповедуем: если бы не Ее Покров, то нас уже давно бы просто не было. Как же нам не праздновать этот праздник как один из самых главных, самых любимых наших праздников?!
Покров Божией Матери – это альфа и омега нашей истории. Это то главное, что нужно знать нашей молодежи о своей Родине. Нам нужно знать это, чтобы правильно понимать все наши прошедшие события и чтобы понимать, на что прежде всего уповать в будущем: в чем наша главная сила, наша главная опора. Не случайно именно на нашу землю в день Покрова Божией Матери часто выпадает первый снег – само небо говорит об особой связи этого праздника с нашей северной страной. И еще о том, что Своим Покровом Пречистая отвечает прежде всего на белоснежную чистоту наших мыслей и чувств.
Почему Матерь Божия возлюбила наш народ, нашу страну? Почему избрала ее Своим Уделом? Может, потому, что так же, как снежный покров покрывает всю землю целиком, так в России, как нигде, со свойственной нам доверчивостью и прямотой жизнь христианская понималась всегда как жизнь по правде Божией вся, целиком: и в избе, и в поле, и в школе, и в армии, и даже для заключения сделки нашим предкам достаточно было всего лишь целования креста? Одно мы знаем точно: нам нужно с не престающим удивлением и трепетом каждый раз в этот день благодарить Царицу Небесную за все Ее милости, дарованные всем прошлым нашим поколениям, – с не меньшим трепетом ожидая от Нее того, что Она не отнимет Своего Покрова от нас и впредь.
Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии: – Праздник Покрова – это очень теплый и близкий нам праздник. Потому что в нем выражается особая близость к нам Пресвятой Девы. Она простирает Свой Покров над молящимися независимо от того, насколько сами мы праведны и благочестивы, лишь бы всем своим сердцем обращались к Ней. Она знает человеческое горе и всегда ходатайствует за тех, кто от сердца, искренне просит. Вообще смысл праздника Покрова нельзя объяснить рационально, рассудочно, он переживается и ощущается сердцем – вот как отношения заботливой, любящей мамы с родными детьми. Мама поднимется ночью, чтобы проверить свое дитя, и если ребенок болеет, то мама не пожалеет себя и не успокоится, пока не примет все меры, чтобы ребенок выздоровел. И вот как дети открывают маме свои детские горести, переживания и желания, так и мы можем открыть Пресвятой Деве все свои беды, и только к Ней мы можем обратиться тогда, когда обращаться больше не к кому. И Она нас покроет, Ее Покров – это молитвенная забота о нас, это благодать Божия, данная Святой Деве как самому близкому к Богу человеку, и этой благодатью Она готова защитить нас всегда.
Русь всегда чтила святых, особенно близких простому народу: Николая Угодника, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Матрону Московскую. Но ближе всех – Божия Матерь. На Руси это всегда было неформализованное, сердечное почитание, как отношение к родной маме, к которой можно обратиться в любой беде. Да и сама Россия всегда была под Покровом Божией Матери. Вот почему в каждом православном доме в России среди икон особое место уделяется образу Богоматери. Да, есть разные предания о бывшем событии в Константинополе, когда во Влахернском храме явилась Пресвятая Дева и простерла покров над молящимися. Имеются предположения, что византийская столица была осаждена нашими предками, так что византийцы избавились от них только заступничеством Божией Матери. Но Русь в то время еще не просветилась верой Христовой, и если бы нашим предкам было попущено захватить Константинополь, город был бы разорен, а многие люди убиты. Пресвятая Дева не дозволила пролить кровь невинных людей. Язычникам не дали разорить христиан, зато впоследствии их самих привели к славе веры Христовой, наверное, тоже по молитвам Божией Матери. В Крещении мы обрели близость Деве Марии и потому воспринимаем праздник Покрова как свидетельство Ее любви к молящимся, невзирая ни на какие военно-политические обстоятельства прошлого. Подготовила Анна Ерахтина https://pravoslavie.ru/74301.html
|
|
| |