NK | Дата: Среда, 31 Окт 2012, 18:06 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Статус: Offline
| ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА В этом году Димитриевская родительская суббота выпадает на 3-е ноября. На разных ресурсах по-разному освещается история возникновения этого дня поминовения. Мне показалась более убедительной вот эта версия, построенная на анализе сохранившихся документов. http://www.pravenc.ru/text/172067.html - Православная энциклопедия:
"В русских рукописях Дмитриевская родительская суббота (Д.р.с.) упоминается редко, не отмечается в переводных литургических книгах (Типиконах, Минеях) и лишь изредка указывается в оригинальных рус. памятниках - соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках, отражающих не описанные в Типиконе особенности реальной богослужебной практики древнерусских кафедральных храмов и монастырей (см.: Голубинский. 1909. Ч. 1. Примеч. 64). Одно из первых упоминаний Д.р.с. как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в. (см.: Мелетий, архим. Историческое описание ставропигиального Соловецкого монастыря. М., 1881. С. 7. № 10), но традиция поминовения в этот день, вероятно, значительно древнее.
В монастырских Обиходниках Д. р. с. является днем поминовения усопшей братии. Так, столовый Обиходник Троицкой лавры 1-й пол. XVI в. предписывает предлагать «корм монастырской по всей братии в обители сей преставльшихся, а кормят в субботу в Дмитриевскую» (Леонид (Кавелин). 1890. Гл. 5), в Уставе Волоколамского монастыря того же времени сказано, что «в субботу Дмитровскую по прп. отце нашем начальнице святыя обители сея игумене Иосифе и по всей братии» (РГБ. Вол. № 681. Л. 16 об.). Д. р. с. также упоминается в указе о трапезе Тихвинского мон-ря, написанном в 1590 г. (ДАИ. Т. 1. С. 222. № 135), в Обиходнике Свято-Троицкой лавры 1645 г. (РГБ. Троиц. № 249) и в сводном Уставе Свято-Троицкого и Кириллова Белозерского монастырей нач. XVII в. (ГИМ. Син. № 534; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 380).
Вне монастырей Д. р. с. воспринимали как день заупокойной молитвы обо всех усопших верных. Царь Иоанн IV Грозный повелел в Д. р. с. «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить» (Коринфский. 1901. С. 450). В Чиновнике московского Успенского собора под 23 окт. содержится следующая запись 2-й пол. XVII в.: «Пред памятию святаго великомученика Димитрия в пяток вечера бывает панихида по всех православних христианех» (ДРВ. Т. 10. С. 68). В старообрядческих рукописях встречается компиляция из Обиходников и Уставов, посвященная Д. р. с. с заглавием: «Подобает ведати о суботе иже пред праздником великомученика Димитрия Солунскаго» (см.: БАН. Дружин. № 457, 50-70-е гг. XVIII в.; Сочинения писателей-старообрядцев 1-й пол. XVIII в. СПб., 2001. С. 286).
В XVII в. Д. р. с., по всей вероятности, еще не связывалась с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. Так, в Синодике РГБ. Троиц. № 818, XVII в., на л. 196-197 выписаны имена монахов Троицкого мон-ря, павших в Куликовской битве, но это поминовение не увязано с Д. р. с. Сказания о Куликовской битве также не содержат указания об установлении Д. р. с. блгв. кн. Димитрием Донским. Только в Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в сер. XVI в. и дошедшей до нас в составе Никоновской летописи, повествуется о том, что блгв. князь обращался к прп. Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982. С. 71), но и в этих словах Д. р. с. не связывается с Куликовской битвой. Можно предположить, что ассоциация Д. р. с. с поминовением павших на поле Куликовом появилась только в XVIII или даже XIX в.
Известен духовный стих позднего происхождения, опубликованный несколькими собирателями духовных стихов XIX в. (см.: Бессонов П. А. Калики перехожие. М., 1861. Вып. 1. № 156), названный «Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского» (нач.: «Накануне субботы Димитровской...»). В стихе описывается видéние блгв. кн. Димитрия Донского во время Божественной литургии: князь видит павших на поле брани русских и татарских воинов, слышит предсказания о своей смерти и о пострижении княгини в монашество. Стих заканчивается словами: «А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу». Т. о., даже этот стих, который считается аргументом в пользу установления Д. р. с. как дня поминовения воинов, павших на поле Куликовом, интерпретирует Д. р. с. иначе.
Свт. Филарет Московский писал в письме к А. Н. Муравьёву от 26 нояб. 1845 г.: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим» (Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832-1867). К., 1869. С. 167-169). В XIX в. мнение о связи Д. р. с. с Куликовской битвой постепенно распространилось и стало господствующим. 22 авг. 1903 г. был издан имп. указ (ЦВед. 1904. № 6), предписывающий в войсковых частях совершать в Д. р. с. панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим» (Булгаков. Настольная книга. 1993. [Ч. 1]. С. 428). Согласно утверждениям некоторых современников, и до издания этого указа «русская армия чтила память всех павших в Куликовской битве» в Д. р. с. (см.: Галкин. 1909). Об установлении блгв. кн. Димитрием Д. р. с. говорится в ряде учебных пособий XIX-XX вв. по литургике. Тем не менее, уже в нач. XX в. Е. Е. Голубинский на основании свидетельств средневековых русских памятников указывал на иное происхождение Д. р. с. в работах «Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» и «История Русской Церкви»".
Дни поминовения усопших. В нём рассказывается о всех днях поминовения усопших, в том числе с 20:26 про Димитриевскую родительскую субботу.
Детям. Димитриевская родительская суббота.
Дмитрий Солунский. Здесь в начале фильма немного говорится о Дмитриевской родительской субботе, а затем рассказывается о вмч. Димитрии Солунском, с чьим именем связано название этого дня.
Великомученик Димитрий Солунский
http://days.pravoslavie.ru/Images/ii604&86.htm
Сообщение отредактировал NK - Вторник, 20 Ноя 2012, 11:45 |
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 02 Ноя 2022, 16:42 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| В православном календаре 9 особых поминальных дней. Дмитриевская родительская суббота является последним днём перед днем памяти св. великомученика Д.Солунского. В этот день поминают родных, близких, знакомых, воинов, а также тех, за кого некому молиться. Считается, что впервые Дмитриевская суббота возникла во времена Куликовской битвы. Тогда великий князь Дмитрий Донской получил благословение на сражение от прп. Сергия Радонежского, а после одержанной победы все поминали павших. Постепенно он стал отмечаться ежегодно. С 1903 г. по указу императора в этот день начали служить панихиды по воинам. Поминальный день – Дмитриевская родительская суббота ежегодно выпадает на разные даты, но всегда приходится на последнюю субботу, которая предшествует дню памяти.
В 2022 г. день повиновения выпал на 5 ноября, а день памяти великомученика РПЦ будет отмечать 8 ноября. Время, на которое обычно выпадает последний в году всеобщий день поминовения усопших, связан с переходом осени к зиме. В старину этот день ещё называли Дедова суббота. Перед этим днём обязательно в доме, во дворе наводили порядок, а потом вся семья мылась в бане, а для усопших оставляли веник. Вспоминать усопших начинали еще за день до события – в пятницу утром. На поминальный стол выстилали новую белую скатерть и выставляли традиционные славянские блюда – блины, кутью, узвар, пироги, а также любимую еду усопших. Пироги в этот день занимали особое место. Их было много, они имели продолговатую форму и все были с разными начинками, как сладкими, так и нет. Также старались приготовить как можно больше мясных блюд, например жаркое и студень, но самым основным являлась фаршированная свиная голова. Также на стол ставили зажженные свечи, таким образом подавая знак усопшим родственникам, что про них помнят и приглашают их в родной дом: считалось, что в этот день души спускаются на землю. Во время трапезы было принято вспоминать, какими они были при жизни, а старшее поколение рассказывало младшим историю семьи и родословную. После ужина со стола все убирали, застилали его новой скатертью, расставляли новые приборы и приглашали к столу усопших.
На следующий день, в саму Димитриевскую субботу, также проводилась трапеза со свечами. Но после ужина каждый член семьи должен был положить по одной ложке каждого блюда в отдельную тарелку. Также дополнительно ставили миску с водой и оставляли полотенце. Считалось, что умершие родственники после трапезы захотят омыться. Помимо прочего в этот день было принято помогать нищим и голодающим – люди давали щедрую милостыню и угощали пирогами, а взамен просили молиться за души усопших. Эта традиция сохранилась и сегодня. Помимо нее в наше время принято ходить на кладбище и убираться на могилах родственников, подготавливая их к зиме. Обязательно все сопровождается молитвами за упокой и воспоминаниями о том, какими покойные были при жизни.
Как и в другие родительские дни, в Димитриевскую субботу поминают почивших христиан, как правило, родителей и других родственников. Но именно этот день отличается тем, что напоминает о погибших за православную веру, за упокой которых также молятся. Чтобы помянуть усопших в церкви, нужно прийти в храм накануне родительской субботы – вечером в пятницу. В это время проводится Великая панихида – парастас. Утром в сам день поминовения в храме совершается заупокойная Божественная литургия, после которой проходит общая панихида. Предварительно необходимо подготовить записки для поминовения усопших. В них крупными разборчивыми буквами пишутся имена покойных в родительном падеже, то есть отвечающие на вопрос "кого?".
Первыми должны вписываться священнослужители и монашествующие Все имена должны быть церковными и полными, то есть не Ваня и Таня, а Иоанн и Татиана. Записки приносят и оставляют в церкви накануне дня поминовения, но вписывать в них имена некрещеных людей и самоубийц запрещено. Также в церковь можно принести пожертвования. Это могут быть фрукты, овощи и хлеб, также можно принести муку для просфор, кагор для литургии, свечи и масло для лампад. Строго запрещено приносить мясо и крепкий алкоголь. Молиться можно и на кладбище. Но если нет возможности прийти туда или в церковь, поминание происходит дома. Для этого зачитывают общую молитву и/или об умерших родителях.
Общая молитва !Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное"
Об умерших родителях "Господи, услышь наши мольбы о родителях, что покинули эту землю и отправились в Царствие Твое, где жизнь вечная. Лишь Ты способен утешить души наши скорбящие. Прошу, отпусти все грехи ушедшего и подари ему жизнь в радости и счастье на Небесах. Плачу я и молюсь за душу раба Божьего (имя) с верою и надеждою на утешение. Не оставь меня одного в печали скорбящей, помоги пережить утрату. Отпусти ему все грехи, позволь душе упокоиться и обрести жизнь вечную. Помолюсь же я за него и восславлю имя Твое, Господь наш! Ибо ты Отец наш, и лишь ты знаешь, когда пробьет последний час наш на земле, чтобы забрать после души наши в Царствие Небесное. Да обретем мы вечность рядом с тобой. Во веки веков. Аминь".
Чтобы было проще произносить имена в молитве, их можно зачитывать по помяннику – это небольшая книжечка, где указываются имена как живых, так и усопших родственников. Ведение семейных помянников считается благочестивым обычаем, так можно поминать поименно многие поколения своей родословной.
В Димитриевскую родительскую субботу нельзя: - убираться. Особенно это касается ген. уборок дома, а вот сделать мелкие дела по хозяйству не запрещается. - плохо говорить об умерших. Лучше вспоминать хорошие моменты, рассказывать о положительных качествах человека при жизни; - поминать крепкими спиртными напитками, приносить еду и алкоголь на кладбище (продукты лучше отдать нуждающимся); - участвовать в развлекательных мероприятиях; - гадать, вызывать духов и проводить другие языческие и колдовские обряды. https://ria.ru/20221022/pominovenie-1825906150.html
|
|
| |