[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
19 ЯНВАРЯ КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА и СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
NKДата: Четверг, 17 Янв 2013, 22:26 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Статус: Offline
19 ЯНВАРЯ - СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА


Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица. Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тме и сени смертней" (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род. В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей. Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство свт. Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.

В III в. на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении св. мученика Ипполита и св. Григория Чудотворца. В последующие столетия - с IV по IX в. - все великие отцы Церкви - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления. Прп. Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Прп. Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, "водами погребсти человеческий грех", исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить "водное естество" и подать нам образ и пример Крещения. Св. Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3, 27).
http://days.pravoslavie.ru/Life/life163.htm

Святое Богоявление - Крещение Господне (Студия Неофит)
25-ти минутный фильм. В нём к событию Богоявления зрителей подводят как бы постепенно, с экскурсами в Ветхий Завет и древнюю историю. Лично мне это помогло прояснить некоторые моменты из Нового Завета.



Фильм длится 40 мин., но очень интересный для тех, кто читает Новый Завет, но никогда не был на Святой Земле (в т.ч. и я). Он снят во время поездки туда группы-делегации (в составе делегации были М.Пиотровский, писатель В.Крупин) от Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного в 2008 г. на Богоявление. Участники поездки посетили много святых мест, связанных с жизнью Иисуса Христа, Богородицы и апостолов, в Галилее, Капернауме, Вифлееме, Иерусалиме, Иерихоне и др. Их не перечесть. Нужно смотреть. Надо будет поискать Вифлеемскую икону Божией Матери. В фильме сказано, что это единственный образ, где Богородица улыбается.



Епископ Василий Родзянко. Слово на Праздник. 6-ти мин. фильм, епископ говорит мало, но как много дают для понимания события Богоявления его рассуждения.
http://www.pravoslavie.ru/podcasta/Tropar_prazdnika-b07d83.mp3 - Тропарь праздника Богоявления


http://www.pravoslavie.ru/podcasta/Kondak_prazdnika-7985d6.mp3 - Кондак праздника Богоявления


http://www.pravoslavie.ru/podcasta/Velichanie-3845a2.mp3 - Величание праздника



Как известно, святую воду освящают на праздник дважды (18-го и 19-го января). Часто задают вопрос, в чём отличие первого и второго освящения? Вот, например, здесь http://www.naslednick.ru/archive/rubric/rubric_521.html так отвечают на этот вопрос:

– Эти 2 освящения исторически сложились, как церковная практика еще в древности, когда существовала традиция крестить оглашенных в навечерие Богоявления, то есть в сочельник. Для этого и освящалась специально вода полным чином. Праздничное же освящение воды тем же чином, без какого-либо изменения или добавления в молитвах, происходило в сам день Крещения Господня. Исходя из этого можно предположить, а именно так и принято считать сейчас в церковной среде, что Крещенская вода первого и второго освящения одна и та же по свойствам и благодати. Но практика ее использования, с указанием на это в богослужебной литературе, была следующая: первую воду (освященную в навечерие) использовали для нужд непосредственно храмовых и церковных, а вода, освященная в праздник, раздавалась для благословения и освящения людей. Отец Павел Флоренский придерживался мнения, что праздничное освящение воды непосредственно в день Богоявления совершалось и должно совершаться на природных естественных водоемах, через что происходит освящение природы всего мира, а не только Церкви. Сугубо церковной принадлежностью он считал воду первого освящения, предполагая, что и достоинство этой воды выше. Можно согласиться с подобным мнением, но тогда возникает вопрос, почему Церковь не отразила этой разницы в молитвах чина освящения? Трудно себе представить, что по одним и тем же молитвам, без какого-то либо изменения, подается нам Богом нечто разное и отличное одно от другого.

Я задалась этим вопросом лет 5-6 назад. Обнаружила, что есть разные мнения. У П.Флоренского уже не уточнишь, поэтому с тех пор, чтобы не задумываться над этим вопросом, я стала брать воду в оба дня. А так как на год мне нужно 10 л. (чуток остаётся), то мне и легче 2 раза по 5 л принести, чем за один раз 10 л.
А ещё очень интересны научные исследования святой Крещенской воды:
http://spec.givitca.ru/2011....oda.htm

Исследования показали, что оптическая плотность крещенской воды выше, чем воды из тех же источников в обычные дни. Более того, она близка к оптической плотности воды из реки Иордан. Целебные свойства крещенской воды некоторые учёные объясняют особенностями магнитного поля Земли. В этот день оно отклоняется от нормы и вся вода на планете намагничивается. С чем связаны эти изменения, изучено пока не до конца…
Прикрепления: 5817416.jpg (24.7 Kb)


Сообщение отредактировал NK - Пятница, 18 Янв 2013, 01:45
 

Юлия_МихайловнаДата: Пятница, 18 Янв 2013, 15:05 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 30
Статус: Offline
ВИФЛИЕМСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

 
Действительно, улыбается.
Прикрепления: 3235721.jpg (35.1 Kb) · 7697834.jpg (30.2 Kb)


Сообщение отредактировал Юлия_Михайловна - Пятница, 18 Янв 2013, 15:07
 

NKДата: Суббота, 19 Янв 2013, 18:24 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Статус: Offline
Ух ты! Спасибо большое, Юлия Михайловна! Я не встречала такой образ Богородицы. Возможно, в каком-нибудь из московских храмов есть список с этой иконы. Попробую найти.
 

Валентина_КочероваДата: Вторник, 19 Янв 2016, 14:41 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Online

Крещение Господне. Фреска в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Московский Сретенский монастырь

КРЕЩЕНСКИЕ ЧУДЕСА НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ


Река Иордан в день Богоявления

«ИОРДАН ВОЗВРАТИСЯ ВСПЯТЬ…»
В аэропорту Бен-Гурион нашу группу встречала экскурсовод с трогательной табличкой в руках, на которой было написано: «Град Петров». Когда мы все собрались в кружок, она произнесла приветственные слова, некоторые из которых меня удивили и озадачили: С каждым из вас обязательно произойдет на этой Земле какое-то чудо, ведь вы ступили на необыкновенную, Святую Землю. Можете мне поверить, я вожу здесь экскурсии уже 5 лет. Надо только суметь это чудо увидеть.

То, что поездка эта не простая, я ощутила еще в Петербурге. Все дела, связанные с отъездом, устраивались самым наилучшим образом, без всякого моего участия. И мне с грустью подумалось, что все мои чудеса уже, наверное, произошли и ожидать больше нечего. Но оказалось, что чудеса еще только начинаются! Главное событие, ради которого мы все приехали на Святую Землю именно в эти дни, был праздник Крещения Господня. Однако наш гид, матушка Мария, жена протоиерея греческой церкви свт. Николая, очень нас расстроила, сказав, что уже несколько лет подряд израильские военные не пускают паломников к историческому месту Крещения Господа Иисуса Христа, и надо усиленно молиться, чтобы это разрешение наконец-то было получено.

18 января утром, когда мы зашли в автобус, еще не было уверенности, что нас повезут именно туда, где Иоанн Предтеча крестил Господа, а не в какое-то другое место на реке Иордан. Матушка снова призвала всех к молитве и будничным голосом добавила, что сегодня, после чина Великого освящения воды, мы увидим, как Иордан потечет вспять. Видно, это явление было для нее делом привычным. Но не для меня. От такого сообщения я даже привстала с кресла и вскрикнула: Как это «вспять»? Что, Иордан на самом деле потечет в обратную сторону?
Но матушка только устало махнула рукой: Да вы сами сейчас все увидите!

Я сконфуженно примолкла и плюхнулась в кресло. Но это еще не означало, что мне удалось справиться с вскипевшим потоком мыслей в голове: «Что значит “Иордан потечет вспять”? Как это понимать? Неужели буквально? И почему я раньше об этом ничего не слышала?» Слова 113 псалма «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять», которые исполняются в песнопениях праздника Крещения Господня, я всегда воспринимала аллегорически. Иордан впадает в Мертвое море. Иордан - это образ смертного человечества, а Мертвое море - образ ада. Из всех земных рек Христос совершает таинство Крещения именно в Иордане, как бы освобождая наш род человеческий от течения к смерти. Это толкование слов псалма свт. Иоанном Златоустым было для меня в свое время настоящим открытием. Но чтобы вода в Иордане еще и вспять потекла! И хотя мозг отказывался вмещать это необыкновенное сообщение, что-то внутри меня уже жило и трепетало в ожидании чуда.

Под одежду поверх купальника я, по совету матушки Марии, еще в гостинице надела белую рубашку, купленную накануне за 5 долларов в арабской лавочке возле Гроба Господня. По дороге к Иордану наш автобус остановился у последнего магазина, где еще можно было недорого приобрести белые рубашки тем из нас, кто раньше этого не сделал. После суеты с покупками мы пешком поднялись по дороге куда-то вверх и остановились возле какой-то стены. Я оказалась рядом с экскурсоводом как раз в тот момент, когда она объявила, что мы находимся возле входа в первую могилу Лазаря Четверодневного. За все 8 дней поездки я так и не смогла привыкнуть к молниеносному чередованию будничного и великого на этой удивительной Святой Земле!

И вот наконец все волнения от неизвестности позади, и мы находимся вблизи исторического места Крещения Христа, у стен монастыря св. Иоанна Крестителя! Недолгое ожидание приезда Патриарха Иерусалимского Феофила - и Крестный ход под гром литавр и трубные звуки торжественно двинулся на Иордан, где и начался чин Великого освящения воды. Во все время богослужения на посохе Патриарха чинно восседает белый голубь. В конце службы он взлетает, совершив два круга над нашими головами, и снова возвращается на свое место. Израильские военные, с автоматами наперевес охраняющие подходы к Иордану, пропускают священников к воде и смыкают свои ряды перед паломниками. Меня охватывает беспокойство: как же я теперь увижу самое важное! Вспомнив, что слева и справа от навеса, где проходило богослужение, установлены огромные экраны мониторов, проталкиваюсь к одному из них. Все происходящее внизу видно на нем, как на ладони!

Вот священники бросают в реку впереди себя привязанные на лентах венки из зеленых листьев и цветов. А теперь вытаскивают их обратно с левой стороны. Видимо, их относит течением. Да, но ведь Иордан течет из Галилейского озера в Мертвое море, то есть слева направо, если смотреть с нашего берега... Значит, течение должно относить венки вправо и священники должны вытаскивать их справа... Но вот они снова бросают венки впереди себя, а вытаскивают их слева... Я заворожено смотрю на это действо, которое повторяется многократно - видимо, для таких маловеров, как я. Растерянно озираюсь по сторонам и встречаюсь глазами с матушкой. Она почти смеется, глядя на мое потрясенное лицо, и жестами показывает, что надо поторапливаться.



Набираю только что освященной Крещенской воды в привезенную еще из Петербурга бутылку. Для этого не надо спускаться к реке, вода подается наверх с помощью водопровода. Отливаю святой водички в пластиковую кружку, делаю большой глоток и столбенею от неожиданности: вода - горько-соленая на вкус! В голове мелькает смелое предположение: уж не воды ли Мертвого моря дотекли до этого места «возвратися вспять»? Впрочем, раздумывать об этом некогда, сотни паломников в крещенских рубашках уже стоят на подступах к реке большим белым облаком. По другую сторону ограждения снуют израильские солдаты. Один из них, энергично размахивая автоматом, на чистейшем русском языке неутомимо выкрикивает призывы не толпиться у турникетов, не напирать на ограждение, сделать несколько шагов назад. Через час топтания на одном месте наше «белое облако» начинает глухо ворчать, впереди слышна перебранка военных с паломниками, недовольными крайне медленным продвижением очереди. Стоящая слева от меня группа людей во главе с батюшкой дружно запевает: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...». Через короткое время я с удивлением вижу, как они с пением проходят через турникет. Предлагаю своим соседям справа спеть тропарь празднику. Они смущенно говорят, что не знают слов... С соседями слева, сзади и сбоку - та же история. Начинаю тихонько петь тропарь про себя. Стоять становится легче, но никакого продвижения вперед не наблюдается...

Еще через 2 часа кое-как протискиваюсь через турникет, сбегаю по ступенькам к деревянному настилу, быстро снимаю обувь и подхожу к воде. Теперь надо окунуться с головой 3 раза. Делаю шаг в воду. Ногу обжигает как кипятком! Заставляю себя сделать еще шаг, другой... Судорожно окунаюсь 3 раза в ледяную воду, бормоча про себя: «Во имя Отца! И Сына! И Святаго Духа! Аминь!», и пробкой выскакиваю на помост! Все тело горит огнем, как после хорошей русской бани! Усталости от трехчасового стояния как не бывало, наоборот, меня охватывает ощущение телесной невесомости и еще невероятной радости, которая переполняется через край! В автобусе я первым делом спрашиваю матушку Марию, почему вода в Иордане соленая.
- А вы что, уже хлебнули? - восклицает матушка с выражением ужаса на лице.
- Конечно, хлебнула! А что, разве я не должна была этого делать? - недоумеваю я.
- Конечно, нет! Вода в Иордане имеет соленый вкус, потому что вместе с грунтовыми водами туда стекают удобрения с прибрежных полей! У вас как, живот еще не болит?
- Почему же он у меня должен болеть? Ведь это святая Крещенская вода! - не сдаюсь я, - А вы что же, разве не пьете воду, освященную в Иордане?!
- Несколько капелек этой воды мы добавляем в бутылку с обычной пресной водой, и только потом употребляем.

Я немножко сникаю от такого прозаического объяснения, почему вода в Иордане соленая... А как бы хорошо было, если бы и Мертвое море преобразилось в этот великий праздник! Радость подстерегает меня в Питере, когда я нахожу в Интернете выдержку из книги архимандрита Амвросия (Юрасова) «О вере и спасении»: «Накануне Крещения Господня православные христиане сбивают деревянные кресты, укрепляют на них зажженные свечи, и река Иордан уносит их в Мертвое море. А в день Крещения, когда воды Иордана поворачивают вспять и идут из Мертвого моря, они приносят кресты обратно. И обычно пресная вода Иордана становится соленой».
19.01.2015. Лариса Калюжная
http://www.pravoslavie.ru/76600.html

О КРЕЩЕНСКОЙ ВОДЕ ВКРАТЦЕ
Праздник Крещения Господня называют еще Богоявлением – потому что в этот день Бог явил Себя как Троица. Другое название этого праздника, которое мы встречаем в богослужебных книгах – Просвещение. Господь, явившись на Иордане, просветил весь мир Собой. Ну, а самое известное событие, связанное с этим праздником, ежегодно совершающееся в православных храмах – освящение воды. Освящать воду на праздник Крещения в Церкви принято с V в. Причём в богослужебных текстах мы встречаем упоминание о том, что «днесь вод освящается естество» - то есть освящается вся вода, во всём мире. Но освящается не сама по себе – а именно потому, что по всему миру в этот день Церковь совершает древний чин. Крещенская вода, как известно, обладает особыми свойствами. В первую очередь, это свойства духовные. В молитве на освящении воды мы просим, чтобы всем, пьющим эту воду и окропляющимся ею, Господь послал «освящение, здравие, очищение и благословение». Эта вода не портится в течение всего года, в отличие от обычной воды, которая через некоторое время становится непригодной для питья. О данном чуде свидетельствует еще свт. Иоанн Златоуст: «Происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».

Впрочем, и крещенская вода может зацвести – в ней, как и в любой воде, продолжают существовать живые микроорганизмы. В таком случае её следует вылить в непопираемое место. Не нужно видеть в этом какое-то предвестие несчастий. Однако, возможно, стоит задуматься – не показывает ли таким образом Господь, что нам необходимо что-то исправить в жизни? Люди, настроенные атеистически, нередко пытаются объяснить чудесные свойства Крещенской воды естественными причинами. Например, говорят, что вода не портится, так как священник погружает в неё серебряный крест, и она тем самым ионизируется. По этому поводу есть такая, можно сказать, православная задачка: «Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду Волги, в месте, где ширина реки достигает километра, глубина - 10 м., скорость течения - 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду - деревянный?» Ответ очевиден.

В советское время люди, жившие далеко от храмов, в день Крещения набирали воду из-под крана или из реки. И, так как в этот день освящается вся вода на Земле – по вере этих людей Господь и такой воде подавал духовные свойства. В русской традиции вода освящается 2 раза – в Крещенский сочельник и в день Крещения. Оба раза чин освящения совершенно одинаковый – поэтому нет никакой разницы между водой, освящённый накануне и в самый день праздника. Также совершенно неважно, в каком храме взята вода – её святость, как и святость любого церковного таинства, не зависит ни от совершающего священника, ни от древности храма. Поэтому уж настоящим язычеством является мысль о том, что «вода в семи храмах сильнее», или подобные этому рассуждения, которые, к сожалению, приходится встречать. Крещенской воды нужно брать столько, сколько необходимо, чтобы хватило на весь год. При этом важно помнить, что эта вода – святыня, и её не следует добавлять в обычную пищу и уж тем более в ванную. Крещенскую воду принято пить натощак.

Отдельно следует сказать о традиции купания на праздник Крещения. Традиция эта поздняя, появилась уже в постсоветское время. И, конечно же, нельзя проводить параллель между крещенским купанием и Таинством Крещения. Это купание не «смывает грехи» и вообще не является духовно важным. Если человеку очень хочется зимой залезть в воду – что ж, Церковь не препятствует этому. Но нельзя забывать и о возможных последствиях этого. И, разумеется, нельзя купаться на Крещение в нетрезвом виде – это не только опасно, но и просто кощунственно. Несравненно важнее в этот день побывать на богослужении, подготовиться к таинству Причастия, обратить внимание на свою духовную жизнь – словом, провести праздник как подобает христианам.
Крестившийся в Иордане Господь да даст всем нам здравия – телесного, душевного и – самое главное – духовного!
Иеромонах Афанасий (Дерюгин)
http://www.pravoslavie.ru/109958.html
Прикрепления: 8280681.jpg (35.0 Kb) · 5343357.jpg (25.3 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 19 Янв 2020, 20:54 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Online
КРЕЩЕНСКИЕ ТРАДИЦИИ НА РУСИ


По старому стилю этот праздник приходился на 6 января и закрывал святочный цикл, который начинался с Рождества. Крещение завершало 12-дневные гулянья с вечеринками, колядками и гаданиями — в этот день люди изгоняли нечисть, хозяйничавшую на Святках, и замаливали собственный грех «бесовских игрищ». Канун Крещения, как и канун Рождества, называли сочельником. Крещенская трапеза во многом повторяла постное рождественское меню. На стол ставили кашу кутью и ритуальный хлеб, разнообразную выпечку, блины, десерты из сухофруктов и орехов. Хозяйки на Крещение готовили только нечетное количество блюд. Из-за того, что этот день считался постным, в народе крещенский сочельник называли голодной кутьей. Во многих регионах на Крещение повторяли рождественский обряд приглашения на ужин умерших предков. На столе зажигали свечу для мертвых, ставили дополнительные приборы по числу покойных родственников.

Перед Богоявлением прощались со Святками. Со стола убирали сено, торжественно внесенное накануне Рождества. С Рождества же возле икон лежал праздничный хлеб, который на Крещение скармливали скотине или птице. Все 12 святочных дней нельзя было выносить мусор, а также делать многие домашние дела, например прясть и ткать. В Крещение эти запреты снимались - из избы выносили сор, выметали золу из печи. В этот же вечер молодежь устраивала заключительные игрища. По дворам ходили ряженые, исполнявшие колядки - песни с пожеланиями хозяевам дома. Считалось, что чем больше колядующих одарят хозяева, тем больше доброго случится с семьей в новом году.

"В Торопце Псковской губернии Святки слывут «Субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов… для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Когда девушки собрались… ворота отворяются и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые исстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются". (Михаил Забылин, «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», 1880.)


Канун Крещения считался особенно «правдивым» c точки зрения предсказаний. С одной стороны, в это время, как во все святочные дни, ходили по земле нечистые силы - главные помощники для гаданий. С другой стороны, последующая церковная служба изгоняла их и закрывала им ворота в земной мир, так что можно было не бояться «осложнений» от общения с потусторонними силами. И все же было принято соблюдать меры безопасности. Для защиты при гадании очерчивали вокруг себя круг. Если гадающих было много, они становились в «хоровод», держа друг друга за мизинцы рук. В Вологодской губернии правила «гадательной безопасности» предписывали надевать на голову глиняный горшок. В Костромской губернии перед гаданием место, где оно проводилось, обскакивали на левой ноге против солнца (против часовой стрелки), приговаривая: «Чертово место, черт с тобой!» После гадания скакали уже на правой ноге по часовой стрелке со словами: «Богово место, Бог с тобой!» - для того, чтобы «разворожиться». Как и на Рождество, в ночь на Богоявление загадывали желание: считалось, что небо «открывается» и любая просьба доходит до Спасителя. Знаком того, что небеса отверзлись, было колыхание воды в бочке или стакане. Оно символизировало момент, когда Христос вошел в реку Иордан, чтобы принять крещение.

В день Богоявления главным событием было освящение воды и купание в проруби. В связи с этим праздник получил в народе название Водокрещи. Как и в наше время, церковнослужители освящали воду дважды: в сочельник на вечерней службе в храме и собственно в праздничный день на реке. Заранее подготовленную прорубь - иордань -  украшали елями, рядом устанавливали вырезанный изо льда крест. Считалось, что особенно в купании и, соответственно, в очищении нуждались гадавшие и колядники, которые ходили на Святки ряжеными. Они должны были «смыть личину беса».


В течение недели после праздника в освященной реке нельзя было стирать белье. А воду, набранную в проруби сразу после водосвятия или принесенную из церкви, хранили весь год. Ей поили больных домочадцев и скот, использовали ее в заговорах на красоту и здоровье. Столь же целебным считался крещенский снег. Растопленный снег добавляли в воду в бане, выливали в колодец, чтобы летом он не пересыхал. Считалось, что только крещенским снегом можно отбелить холсты. На Вологодчине ровно в полночь на Богоявление брали воду из колодца, которая тоже считалась святой.

На Богоявление изгоняли бесов не только из «душ и телес», но и из домов. Для этого стреляли из ружей, гремели посудой, парни с криками и гиканьем скакали верхом по деревне и «лупили» метлами и кнутами по углам и закоулкам. В северных губерниях разваленная куча дров свидетельствовала о том, что здесь «святьё проехало». Святьём называлась вся нечистая сила. Чтобы защититься от нее, на воротах, дверях, притолоках мелом или углем чертили кресты. Дома, хоз. постройки, скотину окропляли святой водой.


После освящения проруби начинались игры и забавы, напоминавшие о грядущей Масленице: кулачные бои на льду, катания с горок. На Дону в лед вбивали кол и надевали на него колесо, к которому с помощью оглоблей крепили несколько саней. Взрослые вращали колесо, а дети катались на импровизированной карусели. В Иркутской губернии у иордани устраивали лошадиные бега, чтобы лошади передавили копытами чертей. В Череповецком уезде Вологодской губернии на Крещение молодые люди обменивались подарками: юноши покупали понравившимся девушкам конфеты, а девицы вышивали для потенциальных женихов платочки и кисеты. Повсеместно проходили смотрины.

"Обычай устраивать на Крещенье так называемые дивьи (девичьи) смотрины принадлежит к числу вымирающих. Смотрины происходят либо в церкви во время литургии, либо на городской площади, где катаются матери с дочками, а мужской пол стоит стеной и производит наблюдение. Все невесты, наряженные в лучшие платья и разрумяненные, выстраиваются в длинный ряд около «ердани». Между невестами (называемыми также «славушницами») прохаживаются парни, сопровождаемые своими родительницами, и выбирают себе суженую. При этом заботливая родительница не только внимательно рассматривает, но даже щупает платья девиц и берет их за руки, чтобы узнать, не слишком ли холодны руки у славушницы. Если руки холодны, то такая невеста считается зябкой и потому не подходящей для суровой крестьянской жизни". (С.Максимов, «Нечистая, неведомая и крестная сила», 1903.)

После Крещения начинались «свадебные недели», которые длились вплоть до Масленицы. В это время спешили сыграть свадьбу, ведь впереди ждал Великий пост, когда жениться было не принято.
Екатерина Гудкова,
Культура РФ

https://www.culture.ru/materials/254046/kreshenskie-tradicii-na-rusi
Прикрепления: 4202552.jpg (23.7 Kb) · 3085225.jpg (20.0 Kb) · 4807744.jpg (24.9 Kb) · 3673924.jpg (19.4 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Суббота, 20 Янв 2024, 17:35 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Online
«ЗИМА. КРЕЩЕНСКОЕ ВОДОСВЯТИЕ»


Б.Кустодиев, 1921.

Первая мировая война, революция, гражданская война... А в это время больной мастер создает чудесные по композиции и колориту, жизнелюбивые и радостные образы идеальной Руси, с ее яркими платками и пузатыми самоварами, веселыми крестьянами и разбитными купцами, блистающими куполами церквей и резными наличниками изб. Словно град Китеж или «Лето Господне» И. Шмелева предстает перед зрителем Россия Б.Кустодиева. Его полотна посвященные русскому праздничному быту, всегда одновременно реалистичны, полны достоверных деталей - прекрасно выписанных костюмов и предметов утвари, архитектурных мотивов, примет времени года. И в тоже самое время это, конечно же, собирательные, идеализированные образы, транслирующие зрителю особый, волшебный и полный народной поэзии мир, сходный со сказками Пушкина и Гоголя.

Чем ярче и чище становятся краски на полотнах художника, тем тяжелее - атмосфера в России и его личные обстоятельства жизни. С 1909 г. он переносит ряд операций, вызванных опухолью спинного мозга. Последние 15 лет жизни Кустодиев фактически прикован к инвалидному креслу и пишет картины лежа. И невозможно не восхититься подвигом мастера, воссоздавшего в своих работах картину ушедшего русского мира с его блистающими на фоне белой зимы яркими праздничными красками, радостями так любимых русской литературой «маленьких людей».
«Любовь к жизни, радость, бодрость, любовь к своему, «русскому» - были всегда единственным «сюжетом» моих картин», - так сам Борис Кустодиев охарактеризовал свое творчество в конце жизни.
Екатерина Гаврилова


Начало 2000-х годов, снято на пленку на излете пленочной эпохи. Место действия – Бисерово озеро. Водосвятный молебен на Крещение. Та зима была не очень холодной, и лед на озере был тонким. Когда отец Сергий начал служить молебен и все выстроились вокруг Иордани, лед начал проседать, и в итоге батюшка оказался по щиколотку в воде. В довершение всего выяснилось, что кропило забыто на берегу. Тех, кто рискнул подойти поближе, пришлось кропить водой прямо с ладони. К счастью, лед выдержал двухчасовое стояние, и вынужденных купаний не случилось.
Владимир Ештокин

МАМИНЫ БУТЫЛКИ
История крещенского чуда


Чудо, даже вполне явное и необъяснимое, ничего не докажет душе, которая не желает, чтобы ей что-либо доказали. Я это хорошо знаю по собственному опыту. Сейчас много пишут и говорят о том, что в день Крещения Господня освящается не вся вода на Земле, а только лишь та, над которой священники прочли молитвы. Поэтому за святой водой нужно идти в храм Божий. А набирать в этот день воду из-под крана – вполне бессмысленное занятие. Ну, раз бессмысленное, значит – бессмысленное. Спорить не буду. Только помню, как еще в начале 80-х мама каждый год на Крещение набирала в несколько бутылок водопроводной воды как раз – из под крана. И потом спустя время радостно показывала мне эти бутылки. Вода в них была чистая, как слеза, лишь на дне выпадал небольшой осадок ржавчины от старых водопроводных труб

- Видишь! Эту воду я в прошлом году набирала. А эту, представляешь, – три года назад. Целых три! А она все еще свежая.– говорила мама, разглядывая свою «коллекцию» словно восторженная девочка,
- Ну, вижу. И что с того? – лениво отвечал я, чтобы хоть как-то поучаствовать в разговоре.
Было мне тогда 16 лет и меньше всего на свете меня в ту пору интересовали мамины заморочки с бутылками.-
- Как это «что с того»? Я набирала эту воду именно на Крещение. И она не портится. Значит, что-то такое действительно есть. Значит, они не просто так в церкви все это говорят и делают.

Это вот ее «что-то такое есть» и «они» были своего рода тогдашним маминым символом веры. С младенческих лет вбивали ей в голову, что Бога нет, а попы обманывают народ. Повзрослев, она всю жизнь видела, как людей за веру в Бога исключали из института, лишали должности, вычеркивали из очереди на жилье. Поэтому, видимо, даже для себя самой у нее не получалось тогда произнести слова «Бог есть» или назвать священников – священниками. Взамен звучало это вот нелепое, но абсолютно искреннее и стремящееся вырваться из своей нелепости – «что-то есть» и «они, там в церкви». А струйка воды из-под крана в Крещенскую ночь была для нее единственной ниточкой к Небесам, за которую она ухватилась тогда как за последнюю надежду.

В храм она тогда еще не ходила, боялась. Верующих родственников или знакомых у нас тоже не было, но каждый год на Крещение упорно набирала воду из-под крана, причем, на каждую бутылку наклеивала бумажку с датой. И вода эта, действительно, стояла у нее годами, не портясь. Когда мы переезжали из старой квартиры, я нашел бутылку, которой было больше 10-ти лет. Мама показывала мне, молодому и глупому, это чудо. Ей очень хотелось с кем-нибудь поделиться тем важным и дорогим, что открылось ей самой в этих ее ежегодных экспериментах с водопроводной водой. А я упорно смотрел на ее бутылки как на какое-то чудачество, простительное пожилому человеку.

- Представляешь, нам еще в школе говорили, что святая вода не портится, потому что попы окунают в нее серебряные кресты и серебро убивает бактерии. А вот, видишь, оказывается, все это полная ерунда. Откуда тут взяться серебру? Смешно говорить даже
- Ну, не серебро. Хлорки накидали туда водопроводчики, вот она и не портится,
- вяло предлагал я свое объяснение происходящему.
- Хлорки? Ну так давай, попробуй – набери в обычный день этой хлорированной воды. Посмотрим, сколько она у тебя простоит.
- Делать мне больше нечего, ага
… - ворчал я .

Хотя, к слову сказать, однажды я все-таки решил опытным путем опровергнуть мамину веру в крещенское чудо. На кухне втихаря набрал водопроводной воды в чистую бутылку и заткнул ее плотной капроновой пробкой, как это делала мама. Где-то через пару недель вода в моей бутылке помутнела. Я открыл ее, понюхал. И поскорее вылил содержимое в унитаз. Хлорирование оказалось плохим аргументом для объяснения маминых чудес. Но точно помню, что и это никак не повлияло на мое отношение к зарождавшейся тогда маминой вере в Бога. Спустя какое-то время она крестилась и в Крещенский Сочельник за освященной водой стала ходить уже в храм, к молебну. Однако своей традиции при этом не изменяла еще несколько лет, разливая по бутылкам воду из-под крана в ночь на 19 января.

В нашем поколении часто бывало так, что сначала к вере приходили мои ровесники, и лишь потом, вслед за ними в Церковь шли их родители. У нас с мамой все получилось ровно наоборот. Первой в Церковь пришла она. После принятия святого Крещения мама зашла в партком и положила на стол свой партийный билет. Когда секретарь парткома удивленно спросил ее о причинах, она ответила, что теперь она – человек верующий. А верующим в коммунистической партии не место. На дворе стоял пока еще вполне советский 1985 г. И это ведь тоже было явное чудо, происходившее у меня на глазах. А вот… не смог я тогда его ни увидеть, ни оценить. Лишь спустя несколько лет, по маминым молитвам я тоже уверовал в Бога. И произошло это без всяких… Ну вот, опять чуть было не написал «…без всяких чудес». А разве это не чудо – мамина молитва за глупого и упертого сына? Страшно даже вспоминать, из каких только мерзостей, ужасов и безумств не вытаскивала меня в ту пору ее молитва. И, в конце концов, все же привела меня к Богу. А я даже сегодня не могу в полной мере понять, что вот это как раз и было – самым большим чудом в моей жизни. И что в сравнении с ним все эти ее наивные бутылки, в которых годами не портилась обычная водопроводная вода – сущие пустяки.

Пишут и говорят нынче батюшки, что на Крещение освящается только вода с молебна. Аминь! Все так и есть. Но… ведь сказал же Господь: …если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей:"перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас.
По маминой хрупкой, только еще рождавшейся вере, Господь подавал ей то, о чем она даже не смела просить Его вслух. Когда сейчас речь заходит о чуде, я вспоминаю мамины бутылки с прозрачной водой, набранной из под крана. И приклеенные к ним кусочки бумаги, вырезанные из тетрадного листа, на которых аккуратным маминым почерком написано: «19 января 1984 года», «19 января 1985 года», «19 января»…
Александр Ткаченко, психолог
Журнал "Фома"

https://vk.com/foma_magazine?w=wall-35758136_305066
https://vk.com/foma_magazine?w=wall-35758136_305036
https://foma.ru/maminyi-butyilki.html
Прикрепления: 8211765.jpg (45.6 Kb) · 4961802.jpg (43.6 Kb) · 7196501.jpg (4.5 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: