[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Новости и объявления » ВЫСТАВКИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ
ВЫСТАВКИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ
Валентина_КочероваДата: Вторник, 09 Дек 2014, 09:16 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6302
Статус: Offline
2014 год:
Выставки в декабре-январе
Личный автомобиль В.И.Ленина
11.10.2013 - 11.12.2014
Миф о любимом Вожде
26.03.2014 - 13.01.2015

Первый масштабный показ коллекции бывшего Центрального музея В.И. Ленина, посвященный вождям советского государства  - В.И. Ленину и И.В. Сталину. В январе 2014 г. исполнилось 90 лет со дня смерти В.И. Ленина. Уход из жизни основателя Советского государства стал поводом для создания музея его имени, начало которому положила экспозиция, открытая в одном из залов Музея революции в 1925 г. Через 10 лет было принято решение об открытии рядом с Красной площадью Центрального музея В.И. Ленина. Более полувека Музей культивировал приверженность делу Ленина и Сталина - исторических деятелей, олицетворявших политику правящей Коммунистической партии. Это и предопределило его судьбу в постсоветской России - в ноябре 1993 г. он был закрыт. В фондах музея хранятся более 100 000 памятников, свидетельствующих о формировании и развитии политических культов Ленина и Сталина, приемах превращения реальных исторических личностей в символы социалистического строя. Более 1000 экспонатов, собранных вместе на этой выставке, дают представление о том, как создавался и поддерживался политический миф о «любимом вожде».
Экспозиция выставки состоит из следующих разделов:
Жизнь и деятельность В.И. Ленина в советской Лениниане.
Картины, плакаты, скульптура, кинохроника, фотографии, личные вещи, зарисовки Ленина с натуры, первые издания произведений. Монументальное полотно И.И. Бродского «Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна», на котором изображены более трехсот российских и зарубежных деятелей международного коммунистического движения, съехавшихся в Россию для обсуждения планов мировой революции. Их судьба и запрет на экспонирование картины в течение 62 лет.

Ленин и Сталин. Эволюция образов вождей во времени.
Плакатная ретроспектива дает представление о том, как создавался и угасал миф: «Сталин - это Ленин сегодня», о визуальной стратегии выделения фигуры Сталина, превращении ее в центр, вокруг которого собраны все прочие лица и события. Атрибуты вождей - кепка Ленина и курительные трубки Сталина.

Несостоявшийся музей
В июле 1953 г. ЦК КПСС принял постановление о превращении Ближней дачи Сталина в мемориальный музей по образцу Музея В.И. Ленина в Горках. После доклада Н.С. Хрущева на ХХ съезде партии экспозицию музея демонтировали, все личные вещи и подарки были спрятаны на десятилетия в фондах спецхранения.
http://www.shm.ru/shows/1113/

Первая Мировая. Последняя битва Российской империи
22.08.2014 - 08.02.2015

Главная задача выставки - восстановить историческую память о войне, которая долгие годы была в нашей стране забыта, а в учебниках истории упоминалась как «империалистическая». Коллекцию, связанную с историей Первой мировой войны, в Историческом музее стали собирать сразу же после начала военных действий: в августе 1914 г. в музее был создан Отдел текущей войны. Впоследствии музейные фонды пополнялись материалами трофейных комиссий, коллекциями Военно-исторического и Артиллерийского исторического музеев, комплексами, передававшимися семьями участников войны, а также предметами, привезенными из экспедиций с мест боев. В результате в музее сложилось достаточно крупное собрание памятников по истории Первой мировой войны. Среди чудом сохранившихся в революционные времена экспонатов – реликвии полковых музеев российской армии, рассказывающие об участии в боевых операциях прославленных полков - лейб-гвардии Преображенского, Финляндского, 4-го Стрелкового Императорской фамилии и ряда других воинских подразделений и военных училищ.
На выставке будут представлены знамена, оружие, боевые награды, предметы военного быта, карты сражений, а также плакаты, рисунки, документы, фотографии. В музее хранится коллекция живописных работ, выполненных во время боевых действий бригадой фронтовых художников. Это и сюжетные сцены, и изображения георгиевских кавалеров – нижних чинов, офицеров и генералов, в том числе Н.Юденича, М.Алексеева, Г.Хана Нахичеванского, великого князя Николая Николаевича.

Огромную ценность представляют экспонаты, связанные с именами генералов А.Брусилова, С.Ванкова, А.Гутора, И.Довбор-Мусницкого. Впервые на выставке экспонируются мундир маршала Британской армии, принадлежавший императору Николаю II и комплект обмундирования шефа 27-го драгунского полка короля Великобритании Эдуарда VII. С помощью документальных кино- и фотодокументов будут показаны события, происходившие на войне. Мультимедийными средствами будет наглядно воссоздано огромное пространство фронтов Первой мировой войны. Организаторы выражают надежду на то, что выставка «Первая мировая. Последняя битва Российской империи» станет не только значимым событием культурной, общественной и научной жизни Москвы и России, но и послужит импульсом к созданию музея Первой мировой войны в нашей стране.
http://www.shm.ru/shows/1743/

«АНГЛИЙСКИЙ ЗАВТРАК» В РОССИИ. КОНЕЦ XVIII – XIX ВЕКА
04.12.2014 - 03.03.2015

В рамках перекрестного года «Россия – Великобритания»
Интерес к феномену английского вкуса и английского комфорта в России на рубеже XVIII –XIX в. был огромен. «Англомания» отразилась практически во всех сферах русской культуры и бытовом укладе самых различных слоев общества. На выставке Исторического музея будет показана традиционная форма подачи английского завтрака и чаепития. В экспозиции представлены заказные сервизы для императорских дворцов и павильонов, например, царскосельской Дворцовой фермы, для которой в 1822 г. приобрели наборы молочной утвари на заводе Веджвуда, среди которых были блюдо, ситечко и ложка для молока из коричневой каменной массы с белым рельефным декором. Наряду с «императорскими» предметами посетители увидят изделия, выполненные для «среднего класса», в частности, тарелки с печатным декором, посуду с эмблемой Московского Английского клуба, фигурные кувшины «Тоби». Этот персонаж стал традиционным образом благодушного англичанина, «знатного» едока с кружкой эля в руках. В середине XVIII в. лорд Уильям Гамильтон, британский посол в Италии, был так увлечен античной культурой и искусством, что привез в Англию большую коллекцию греческой керамики и других античных древностей. Это собрание оказало колоссальное влияние на английское искусство и на изделия из керамики в том числе. На выставке будут представлены изделия из так называемой базальтовой (черной) массы и фаянсовые, фарфоровые и стеклянные изделия «в этрусском вкусе» завода Веджвуда конца XVIII в., а также Императорского фарфорового и стеклянного заводов Петербурга 1790-х – 1830-х годов.

Выставка также представит экспонаты английских и русских керамических производств. Наряду с уникальными художественными произведениями будут показаны фарфоровые и фаянсовые изделия серийного выпуска таких заводов как Веджвуд, Споуд, Клюз и Минтон, оказавших огромное влияние на русское керамическое производство в течение всего XIX в. Экспозиция позволяет наглядно сопоставить английские оригинальные изделия и их интерпретации в русском фарфоре и фаянсе, выполненные на Императорском фарфоровом и стеклянном заводах, Казенной фаянсовой мануфактуре, заводе Гарднера и частных заводах Гжели. Большинство экспонатов будет продемонстрировано впервые. Выставка дополнена изобразительными материалами – печатной графикой и живописью. Здесь можно увидеть портреты представителей царствующих домов Англии и России, русских англоманов, фабрикантов, купцов, виды царских резиденций, меню и билеты Московского Английского клуба.
http://www.shm.ru/shows/3155/

Покровский собор. Взгляд современников - 2014
08.10.2014 - 13.01.2015

Ежегодная выставка посвящена Покровскому собору, выдающемуся памятнику архитектуры, в произведениях наших современников. В галерее Воскресенских ворот представлены более 60 работ, среди которых можно найти пейзажную и интерьерную живопись, графику, изображения предметов декоративно-прикладного искусства и исторические сюжеты. Работы объединяет время создания – все они появились на свет в текущем 2014 г., в рамках проведения арт-фестиваля «Рисуем Покровский собор», конкурсов «Мои первые впечатления в Покровском соборе» и «Чудо России глазами детей». Собор Покрова на Рву, также называемый Храмом Василия Блаженного, уже более 450 лет украшает Красную площадь в Москве.
На выставке известный во всем мире храм-памятник открывается нам со стороны, которую не освещают научные труды и туристический путеводители. Произведения любителей и профессионалов, учащихся ВУЗов и детских творческих студий наполняют яркие краски первого впечатления, открытая эмоциональность, порой преднамеренная авантюрность в сюжете и выборе художественных средств. Особого внимания заслуживает взгляд на Покровский собор воспитанников домов-интернатов и подопечных благотворительных фондов «Хрупкие дети» и «Подари жизнь». Представленные работы рассказывают о чувствах, которые мы испытываем сегодня по отношению к древней архитектуре. Осмысление окружающего пространства – это наш опыт разговора с прошлыми и будущими поколениями.
http://www.shm.ru/shows/2625/

РУССКОЕ СТЕКЛО.
Новые поступления в Государственный исторический музей
19.11.2014 - 31.03.2015

В 2014 г., объявленном Годом культуры в России, Минкультуры РФ приобрело для исторического музея уникальное собрание - более 200 предметов русского стекла конца XVIII - нач. ХХ в. выдающегося художественного качества. Самую крупную и содержательную часть собрания составляют изделия Императорского Стеклянного завода, который на протяжении всего времени своего существования (1777-1917 гг.) оставался в России непререкаемым законодателем мод в искусстве стекла. Среди произведений мастеров завода - редчайший кубок из стекла «золотой рубин» с росписью рубежа XVIII -XIX вв., кружка с портретом императора Александра I - памятный сувенир эпохи Отечественной войны 1812 г. На выставке будет представлена богатейшая «палитра стилей» в стекле: «шинуазри» («китайщина») и «второе рококо», «живопись цветов и фруктов» и неоклассика, декоры «в восточном вкусе» и изысканные произведения «в стиле Ренессанс». Отдельную тему составят произведения в «русском вкусе» и стиле «модерн». «Византийская» стилистическая линия представлена уникальной вазой зеленого цвета с золотой сеткой с красными эмалевыми капельками. Еще одно направление представляют изделия, декорированные цветными эмалями «в стиле крестьянской вышивки», украшенные забавными пословицами и поговорками.

На выставке можно увидеть предметы из дворцовых стеклянных сервизов, входившие в самые крупные и известные ансамбли XIX в.: «Собственный» сервиз дачи «Александрия» в Петергофе, «Готический», «Бахметьевский», сервиз с вензелем великого князя Константина Николаевича. Особым великолепием отличаются предметы из алого стекла в пышной серебряной оправе, входившие в состав свадебного сервиза великой княжны Ольги Николаевны, дочери императора Николая I. 
Самостоятельный раздел выставки составят произведения частных русских стекольных заводов. Особое место занимают изделия с печатными изображениями, составлявшие в 1840-х гг. самостоятельное направление декорировки стекла - изделия с портретами членов царствующего Дома, аллегорическими, литературными и пейзажными изображениями. Будут показаны произведения, созданные на крупнейших заводах «хрустальных королей России» Мальцовых – Дятьковском и Гусевском, например, ваза с изображением Малого государственного герба Российской империи, солонка-трон и братина, изготовленные по эскизам Е.М. Бём. Изделия экспонировались на Всемирной выставке 1893 г. в Чикаго, где художница была удостоена медали «за высокую художественность возрождения древнего византийского и национального стиля». Приобретение данного собрания не только украсило и расширило коллекцию стекла исторического музея, одну из самых значительных в России, но и, несомненно, обогатило музейный фонд страны.
http://www.shm.ru/shows/2972/

Режим работы:
Главное здание (Красная пл., 1):
пн, ср, пт, сб, вск - 10.00 - 18.00
чт - 11.00 - 21.00, вт - вых.

Новый выставочный зал (Красная пл., 1):
пн, ср, чт, пт, сб, вск - 11.00 - 19.00
вт - вых.

Музей Отечественной войны 1812 года (пл. Революции, 2/3):
пн, ср, пт, сб, вск - 10.00 - 18.00
чт - 11.00 - 21.00, вт. - вых.

Покровский собор - Храм Василия Блаженного (Красная пл.):
10.00 - 19.00
первая ср. месяца - вых

Палаты бояр Романовых (ул. Варварка, 10):
пн, чт, пт, сб, вск - 10.00 - 18.00
ср - 11.00 - 19.00, вт., первый пн. месяца - вых.

2015 год:
Выставка «КРЕСТИТЕЛЬ РУСИ»


С 23 июля 2015 г. в зале №36 музея открылась выставка, посвященная 1000-летию представления равноапостольного князя Руси Владимира Великого.
Эпоха правления святого равноапостольного князя Владимира была важнейшим периодом для гос. становления Руси. Подчинение единому центру разрозненных славянских земель и оформление гос. границ Киевской Руси происходило в напряженной борьбе с соседними племенами и государствами. Провозглашение в качестве государственной религии христианства (по византийскому образцу) стало одним из важнейших факторов, на тысячелетие вперед определившее историческую судьбу народа и государства, его духовное и культурное развитие. Это была уже не варварская периферия Европы, а молодая, амбициозная держава, перед которой открылись новые возможности. Из Византии на Русь пришла книжная традиция, навыки строительства каменных сооружений, иконописание и летоисчисление. Впервые начиналась чеканка монет - златников и сребреников. Из полугосударственного образования, которое объединяли только князь с дружиной, охранявшие речные пути и взимавшие с покоренных племен дань, Русь стала превращаться в единую страну.

Память о святом равноапостольном князе Владимире нашла свое отражение в иконописи и живописи, в русском летописании и литературных произведениях, в декоративно-прикладном искусстве XI–XX в. Предметный ряд выставки включает все многообразие музейных экспонатов: рукописи, печатные книги, иконы, лубки, гравюры, памятники декоративно-прикладного искусства и мелкой пластики, предметы церковного обихода, археологические ценности. В выставке приняли участие ведущие музеи РФ.  Важное место в экспозиции отведено знаменитому Гнездовскому кладу из 105 предметов, а также важнейшим памятникам древнерусской письменности – Изборнику Святослава (1073 г.), второй по древности датированной славянской (и древнерусской) рукописной книге, и Мстиславову Евангелию (до 1117 г.). Выставка приурочена к «Дню крещения Руси», государственной памятной дате, установленной «в качестве памятной даты важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности.
Выставка работает до 12 октября 2015 года. Вход по билетам в музей.
http://www.osd.ru/newsinf.asp?nw=10967

2017 год:


Исторический музей открывает новый выставочный сезон, впервые представляя публике проект, всецело посвященный истории мужской моды и феномену мужского щегольства в России. На выставке представлены 3 наиболее ярких периода в истории мужской моды императорской России. Первый период относится к середине 2-й половине XVIII в. Именно в это время в придворной среде появляются модники европейского образца, или, как их тогда называли, петиметры. 2-й период приходится на 1-ю треть XIX в. и связан с проникновением в Россию моды на стиль британских денди. 3-й период относится к 1-м двум десятилетиям XX в. и проходит с одной стороны под знаком массовой культуры, а с другой - утонченной эстетики декаданса.

На выставке будет представлено более 600 предметов из фондов исторического музея, музея А.С. Пушкина, Государственной исторической библиотеки, Российской государственной библиотеки, а также Фонда А.Васильева (Вильнюс). Среди экспонатов - примеры мужского платья и нижнего белья, украшения и модные аксессуары, средства по уходу за внешностью; картины, гравюры, фотографии, карикатуры, журналы и книги. Многие из предметов, представленных на выставке, будут продемонстрированы публике впервые. Собранные в одном пространстве, они воссоздадут чарующий образ модников прошлого. Богатый художественный материал даст возможность посетителям насладиться великолепными живописными полотнами, роскошными костюмами и предметами декоративно‐прикладного искусства.
http://www.shm.ru/shows/9807/

Экскурсия  "ГАЛЕРЕЯ ЦЕРКОВНЫХ ДРЕВНОСТЕЙ".
Церковная утварь и богослужебные сосуды XVII – начала ХХ вв.


Отдел металла Исторического музея открывает свое ценное хранилище и представляет новую экспозицию церковной утвари и богослужебных сосудов русской православной церкви конца XVII - нач. ХХ вв. По выставленным предметам можно проследить их типологические изменения, а также смену художественных стилей, развитие древнерусской традиции через барокко, классицизм, историзм и модерн.

    
Коллекция, которая ранее не выставлялась, насчитывает свыше 100 экспонатов. Среди них – утварь для совершения основных таинств русской православной церкви, а также осветительные приборы и предметы, включенные в церковный обиход. Особый интерес представляет реликварий для мощей священномученика патриарха Гермогена, известного церковного деятеля, сыгравшего важную роль в истории России. Презентация рассчитана на посещение небольшими группами (5-7 человек), в которые могут войти специалисты по истории русской церкви, а также на широкий круг посетителей музея, интересующихся историей православной культуры.

Дата и время проведения:
21 сентября в 16:00
19 октября в 16:00
23 ноября в 16:00
21 декабря в 16:00
Заявки на экскурсию принимаются по электронной почте: tourshm@shm.ru
Группа: не более 7 человек
http://www.shm.ru/shows/10593/

Выставка "ПЕЙЗАЖИ СТАРОЙ МОСКВЫ"
Акварели из собрания Исторического музея. К 870-летию Москвы


В историческом музее хранится одна из самых значительных музейных коллекций акварелей и рисунков с видами Старой Москвы XVIII–XX вв. Известные московские меценаты и собиратели А.П. Бахрушин и П.И. Щукин завещали музею свои личные коллекции. В 1926 г. в Музее Старой Москвы состоялась первая выставка уникальной коллекции акварелей - "Москва в старинных изображениях", в этом же году музей расформировали, а его богатейшие изобразительные материалы поступили в музей. В последующие десятилетия коллекция неустанно пополнялась, и в настоящее время в ее состав входят работы практически всех известных и малоизвестных мастеров городского пейзажа - от создателя жанра Ф.Я. Алексеева до А.М. Васнецова. Свою лепту в историю создания изобразительной летописи Старой Москвы внесли иностранные художники, жившие и работавшие в России, а также петербургские живописцы, выпускники Академии художеств, часто писавшие виды Москвы по заказу императорского двора. Главной особенностью коллекции музея является преобладание работ московских художников, представителей московской художественной школы, которая сложилась уже к середине XIX в. на основе трех московских художественных училищ:
• Дворцового архитектурного училища;
• училища живописи и ваяния (с 1866 г. и зодчества);
• школы рисования, которая была организована графом С. А. Строгановым в 1825 г. (впоследствии Строгановское училище технического рисования).

Выполненные учениками этих школ виды Москвы отличает особая теплота и непосредственность, передающие своеобразную атмосферу жизни древнего города, органично соединявшего в себе столичное великолепие со скромным обаянием провинции, а также быт и нравы его обитателей.
Графическая коллекция видов Старой Москвы будет представлена посетителям Исторического музея впервые после 1926 г.
Выставка работает до 16 октября
http://www.shm.ru/shows/10581/

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СОКРОВИЩА РОССИИ.
К 50-летию выставки "Алмазный фонд"
В ноябре 2017 г. исполняется 50 лет со дня открытия выставки "Алмазный фонд", являющейся составной частью Гос. фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ (Гохран России). В честь юбилейной даты Гохран России и исторический музей открывают выставку уникальных произведений ювелирного искусства "Национальные сокровища России".

История формирования Госфонда драгметаллов и драгкамней началась в 1719 г. с Указа Петра I, согласно которому была создана Камер–коллегия, обеспечивавшая хранение коронационных регалий, а впоследствии редких самоцветов, выдающихся ювелирных изделий. Ценности хранились в отдельном помещении с особыми условиями доступа. Позже хранилище, получившее название Бриллиантовой комнаты, находилось в Зимнем дворце, куда со всего мира привозили редчайшие камни, самородки и ювелирные изделия. В 1914 г., во время Первой мировой войны, драгоценности были перевезены из Санкт–Петербурга в Москву, подальше от линии фронта. После революции, в 1922 г. Наркомфин осуществил подробное описание состава коллекции и дал ей новое название - "Алмазный фонд". 2 ноября 1967 г.  Л.И. Брежнев открыл постоянную экспозицию выставки "Алмазный фонд" в Московском Кремле, где были представлены госрегалии, уникальные самородки драгметаллов, драгкамни и ювелирные изделия, имеющие особое историческое и художественное значение.

На выставке "Национальные сокровища России", открывающейся в Государственном историческом музее, представлены работы крупнейших придворных ювелиров России, сделанные по распоряжению Кабинета Его Императорского Величества и принадлежавшие представителям дома Романовых, а также архивные материалы, рассказывающие об истории формирования коллекции Алмазного фонда.
В рамках интерактивной экспозиции продемонстрированы бесценные документы - "Опись хранящимся в казенной Вашего Императорскаго Величества при мастерской алмазной разным вещам, драгкаменьям и жемчугам сего 1796 года Ноября по 6 число", "Рапорт Кабинета Его Величества о представлении Государыне Императрице бриллиантовых серег и броши, взятых у придворного ювелира Болина", смета на изготовление малой императорской короны от придворного ювелира К.Э. Болина и др. исторические документы.

В экспозиции представлены шедевры русского золотого и серебряного дела конца XVIII–XX в., позволяющие проследить основные этапы развития ювелирного искусства. Особый акцент сделан на предметы, принадлежавшие членам дома Романовых, а также работы знаменитых придворных ювелиров России, выполнявшихся по заказу Кабинета Его Императорского Величества. В числе знаковых экспонатов - изысканная табакерка придворного ювелира императрицы Екатерины II Жан–Пьера Адора и табакерка с живописным пейзажем художника–эмальера Пьера Теремена, исполнявшего свои работы для членов императорской фамилии и русской аристократии.


Табакерка. Мастер Д. Реландер. 1824-1825 гг. Миниатюра – портрет императора Александра III. Художник А. М. Вегнер. 1880-е гг. (Гохран России)

Шедеврами ювелирного искусства в коллекции можно также считать 3 броши нач. XIX в., исполненные в мастерской Якоба и Франсуа Дювалей для великой княгини Марии Павловны - дочери императора Павла I. Одним из основных исполнителей придворных заказов при Александре III и Николае II была фирма К.Фаберже, основанная в Петербурге в 1842 г. На выставке произведения мастеров этой фирмы представлены высокохудожественными изделиями, связанными со знаменательными событиями в жизни Российского Императорского дома. Специально для выставки музей представит редкие ювелирные работы, входящие в собрание памятников золотого и серебряного дела России XVIII–XX в. В числе шедевров музейной коллекции - чарка, выточенная императором Петром I.


Москва. Первая четверть XVIII в. Золото, бриллианты, алмазы, рубиновая шпинель, эмаль, ореховый кап; резьба, чеканка

В экспозиции будут также представлены изделия современных отечественных ювелиров, чьи работы выполнены в лучших традициях русской торевтики. Особое место на выставке занимают уменьшенные копии державы и скипетра, изготовленные в 1999 г. к 280–летию образования Гохрана России. Ювелирам удалось максимально точно воспроизвести детали подлинных императорских регалий.
Выставка открыта до 15 января 2018.
http://www.shm.ru/shows/10934/

2018 год:
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Ежегодно в начале февраля исторический музей празднует день своего основания. 146 лет назад по Высочайшему соизволению императора Александра II был основан музей истории России. Мы приглашаем вас отпраздновать вместе День рождения Государственного исторического музея!
9–11 февраля посетителей музея ждут исторические реконструкции, игротеки и квесты, спектакли и мастер–классы, обзорные и тематические экскурсии по экспозиции и выставкам, пешеходные экскурсии с осмотром памятников архитектуры, праздничный концерт и кинопоказ в сопровождении живой музыки.
9 февраля вход на все объекты музейного комплекса будет бесплатным.
10 февраля благотворительный фонд "Система" дарит всем желающим возможность бесплатно посетить Исторический музей и выставку "Сокровища Пражского Града".
11 февраля вход на все объекты музейного комплекса - по входным билетам, праздничная программа продолжится. Экскурсии и участие в мастер–классах, а также посещение концерта и кинопоказа возможны по отдельным билетам, приобретенным в кассах и на сайте музея (онлайн–оплата дает возможность получения билета в кассе музея без очереди).

Режим работы 9–11 февраля:
Исторический музей, Музей Отечественной войны 1812 года и Новый выставочный зал работают 9 и 10 февраля с 10:00 до 21:00 (кассы до 20:00), 11 февраля с 10:00 до 18:00 (кассы до 17:00).

ПРОГРАММА
http://www.shm.ru/shows/11257/

Покровский собор, Храм Василия Блаженного


Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного) – один из самых значимых памятников древнерусской архитектуры XVI в. Собор был возведен в 1555–1561 гг. по велению царя Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства. Центральная церковь освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. 4 церкви – Трех Патриархов Константинопольских, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Григория Армянского – освящены во имя святых, в день памяти которых произошли важные события похода.

В программе посвящений церквей собора нашли отражение и другие важные события русской духовной жизни второй половины XVI в.: явление в вятских землях нового образа Николая Чудотворца, прославление преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского. Восточная церковь посвящена основному догмату христианской веры - Святой Троице. Западная церковь Входа Господня в Иерусалим связывает собор с образом Небесного Града. Покровский собор обладает уникальными настенными росписями, внушительной коллекцией древнерусской иконописи и шедевров церковно-прикладного искусства. Уникален ансамбль десяти церквей с полными иконостасами, интерьеры которых отражают 4-х вековую историю храма.
9-11 февраля музей открыт с 11:00 до 18:00, касса и территория музея – до 17:15
9 февраля бесплатный вход
http://www.shm.ru/museum/hvb/
Прикрепления: 9128961.jpg(17.0 Kb) · 3373113.jpg(11.1 Kb) · 5055060.jpg(14.3 Kb) · 9793319.jpg(15.8 Kb) · 5426326.jpg(12.8 Kb) · 2813072.jpg(8.3 Kb) · 0372077.jpg(22.4 Kb) · 5516624.jpg(23.7 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 27 Фев 2019, 19:57 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6302
Статус: Offline
Выставка "АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В РОССИИ XVIII – НАЧАЛА XX ВЕКА"
Аристократический портрет является важной частью собрания Исторического музея. Портреты представителей древних русских родов и новой знати создавались "для памяти потомству своему…" не только лучшими отечественными столичными и иностранными живописцами, но и скромными усадебными художниками.

     
Богатство собрания музея позволяет совершить экскурс в прошлое - в "историю в лицах" и в магию художественного образа. Галерея из 120 живописных портретов, представленных на выставке, была сформирована в основном из национализированных родовых портретных галерей князей Куракиных, Голицыных, Барятинских, Долгоруковых, Шаховских, древних родов Нарышкиных, Глебовых‐Стрешневых и др. представителей дворянского сословия.

Среди авторов произведений: выдающиеся отечественные мастера  - Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В. Боровиковский, В.Тропинин; снискавшие европейскую известность модные французские портретисты середины XIX в. -  Ш.Мюллер, Ф.Винтерхальтер; блистательные отечественные виртуозы салонного великосветского портрета - К.Маковский и И.Макаров, классик русского аристократического портрета В.Серов.

На выставке представлен единственный в собраниях отечественных музеев портрет графа С. П. Зубова работы знаменитого парижского портретиста Джованни Больдини, а также высокого художественного качества копии с несохранившихся портретов четы графов Салтыковых по оригиналу Л.Виже‐Лебрен и графа К.Разумовского по оригиналу П.Ротари.

Впервые будет целиком экспонироваться серия портретов семьи князей Шаховских‐Голынских, исполненная художником Ф.Туловым в 1810–1820‐е годы, происходящая из имения Белая Колпь Московской губернии. Несомненный интерес вызовет показ портрета графа А.П. Бестужева‐Рюмина 1757–1758 гг. - единственной известной работы талантливого портретиста И.Родионова с видеорядом, раскрывающим этапы исследования и реставрации этого редкого портрета русской школы живописи, приобретенного музеем в 2015 г.
Экспозиция сопровождается скульптурными портретами и фотографиями усадебных интерьеров. На выставке представлены произведения живописи из частной коллекции А.Егорова.
Выставка будет работать до 20 мая

2019 год:
Выставка "ОБРЕТЕНИЕ"
Иконы из собрания Ярославского художественного музея

Исторический музей и Ярославский художественный музей представляют выставку, посвященную спасенным иконам из разоренных храмов Ярославля. На ней экспонируется 36 икон XVI начала XX в., многие из которых никогда ранее не выставлялись.
В ходе гонений на Русскую Православную церковь после революции 1917 г. множество произведений религиозного искусства было уничтожено. Частично иконы из разрушенных или закрытых храмов Ярославля поступали в хранилища реставрационных мастерских. Опасаясь за судьбу памятников, находившихся в переполненных хранилищах, реставраторы решили спрятать иконы на чердаке здания Митрополичьих палат. В октябре 1930 г. реставрационные мастерские в Ярославле были закрыты. С апреля 1933 г. в бывших Митрополичьих палатах открылась картинная галерея, а с 1959 г. здесь разместилось культпросветучилище. В 1977 г. Митрополичьи палаты вернули художественному музею.

По воспоминаниям главного хранителя Ярославского художественного музея Т.Л. Васильевой, во время подготовки здания к размещению в нем экспозиции на чердаке была обнаружена 81 икона. Они были уложены на деревянные перекрытия лицевой поверхностью вниз, сверху толстым слоем лежала земляная засыпка и мелкий строительный мусор. Иконы, найденные на чердаке Митрополичьих палат, реставрировались с 1990‐х гг. специалистами из Ярославля и Москвы. Среди найденных икон - уникальные произведения редкой иконографии: "Воскресение с Сошествием во ад"; "Священномученик Антипа Пергамский", "Святая княгиня Ольга", образцом для которой стала фреска работы М.Нестерова из Владимирского собора Киева. Икона "Архидиакон Филипп" служила дверью в диаконник Вознесенской церкви Ярославля 1682 г., что является довольно редким явлением для храмовых интерьеров.
Выставка работает до 31.05.2019

Cпектакль «Конек-горбунок» в Парадных сенях Исторического музея


Исторический музей объявляет о сотрудничестве с Московским театром О.Табакова и представляет первый проект в рамках совместной работы.
2 и 3 марта в Парадных сенях музея состоится спектакль "Конёк‐Горбунок", который сыграют студенты 4 курса Московской театральной школы О.Табакова. Сказка П.Ершова знакома всем. Известный сюжет будет интересен не только маленьким зрителям, ведь лёгкость стиха, множество метких выражений, элементы едкой сатиры определили популярность этой сказочной поэмы и среди взрослых. Необычная обстановка, будто специально созданная для произведения П.Ершова, и яркое перевоплощение молодых актеров подарят вам незабываемое впечатление от спектакля!
"Как мы все знаем, наступивший год проходит под эгидой "Года Театра". Нам показалось, что создать проекты, соединив в них сферу театра и музей, будет хорошим началом сотрудничества Исторического музея и Театра О.Табакова. Нам очень приятно и ценно, что это стало возможным! В первые выходные марта, в стенах нашего музея состоится показ дипломного спектакля выпускников театральной школы, отдавая дань памяти выдающемуся актеру, режиссеру и основателю театральной школы О.П. Табакову", - отмечает А.Левыкин, директор музея.

Актеры, задействованные в спектакле - студенты выпускного курса, одного из последних набранных самим О.П. Табаковым. "Для Театра и Школы О.Табакова большая честь и радость сотрудничать с Историческим музеем. Надеюсь, что впереди у нас много интересных проектов. Сказка Ершова "Конек‐Горбунок", которую студенты Школы О.Табакова сыграют в Парадных сенях Исторического музея, никогда не исполнялась в таких прекрасных декорациях. "Конька‐Горбунка" гениально читал сам Олег Павлович. В эти мартовские дни, в годовщину его ухода - это признание в любви нашему учителю", - подчеркивает В.Машков, худрук Театра О.Табакова.

Московская театральная школа О.Табакова - беспрецедентный проект. Актерская Школа‐пансион, где в течение 4-х лет живут и учатся талантливые юноши и девушки со всей России, окончившие 9 класс. За десятилетнюю историю (11 января 2019 г. Школе исполнилось ровно 10 лет) Школу окончили 5 курсов выпускников. Многие из них стали артистами и стажерами трупп Художественного театра, Театра О.Табакова, Театра на Таганке, Театра им. Ермоловой, Губернского театра и др. театров нашей страны, успешно играют на сцене и активно снимаются в кино. Театральная школа О. Табакова - это уникальное учебное заведение. Школьники обучаются не только общеобразовательным предметам, но и профессиональным дисциплинам, необходимым для будущих виртуозных и разносторонних мастеров сцены.
Начало в 17:00
Регистрация: https://shm.ru/shows/13115/#

2020 год:


29.07.2020 – 28.09.2020

Исторический музей впервые презентует публике свою коллекцию произведений Ф.Рокотова -крупнейшего русского портретиста XVIII в. Глубина созданных им образов делает работы художника лучшими образцами отечественной школы живописи второй половины XVIII в.
«Выставка призвана познакомить посетителей не только с живописным наследием художника и развитием портретного жанра, но и с культурой России второй половины XVIII века. Портреты Ф.Рокотова, как работы каждого большого мастера, глубоко историчны, они дают возможность увидеть и почувствовать личность человека конкретного времени, с присущими ему представлением о себе и своём месте в обществе» - говорит директор музея А.Левыкин.

Среди работ, представленных на выставке, центральное место занимает большой парадный портрет Екатерины II. Ф.Рокотов неоднократно получал заказы на создание полотен с изображением членов царской семьи, что являлось высшим знаком признания мастерства художника. Линию царского портрета на экспозиции продолжает портрет великого князя Александра Павловича, исполненный в начале 1780‑х гг. Большую часть представленных произведений составляют камерные портреты представителей московского дворянства. Образы поэта А.Сумарокова, графа Д.Матюшкина, московской красавицы А.Васильчиковой переданы с удивительной тонкостью и психологизмом в характерной для художника живописной манере. Многие из этих работ ранее не экспонировались, а некоторые только после тщательного изучения были атрибутированы как работы Рокотова, и также впервые стали частью экспозиции. Наследие художника также связано с портретными галереями в русских усадьбах конца XVIII в. На выставке представлено несколько десятков копий картин Ф.Рокотова, выполненных усадебными живописцами. Особый интерес представляют 2 уникальные работы: «Кабинет И.И. Шувалова» и «Пётр I и Минерва», созданные его учеником А.Зябловым. Влияние произведений Ф.Рокотова на др. художников демонстрируют и гравюры, созданные по оригиналам живописца ведущими русскими мастерами второй половины XVIII в.
https://shm.ru/shows/24640/
Прикрепления: 3852949.jpg(12.2 Kb) · 9893999.jpg(12.6 Kb) · 2370297.jpg(11.5 Kb) · 1180274.jpg(18.3 Kb) · 8489971.png(31.0 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Понедельник, 01 Фев 2021, 14:43 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 6302
Статус: Offline

Выставка к 175‐летию со дня рождения императора Александра III посвящена одному из самых знаковых правителей России.
"Александру III судьба отвела чуть более 13 лет правления. За это время он старался вывести Россию из бедственного политического и экономического положения, поставив при этом задачу сохранения и укрепления самодержавной̆ власти. Император всячески поощрял интерес к истории собственной̆ страны, старался поддерживать дух национального самосознания, патриотические чувства, гордость за свое Отечество. Задача проекта раскрыть образ Александра III и как государя, и как человека", - говорит А.Левыкин, директор музея.

Одной из центральных тем выставки является гос. деятельность Александра III. Основным приоритетом внешней политики император считал сохранение мира для России - на протяжении 13 лет страна не участвовала в вооруженных конфликтах. Демонстрируемые впервые архивные документы отразят сложный процесс решения внешнеполитических задач империи в Европе, на Балканах и Дальнем Востоке. Несмотря на ведение мирной политики Александр III с большим вниманием относился к вопросу укрепления мощи армии и флота - "единственных союзников России". На выставке представлены образцы огнестрельного оружия и до недавнего времени секретные свидетельства стратегических намерений императора на Черноморском флоте. Важными результатами внутренней политики стали экономический рост и процветание культуры.В царствование Александра III было начато строительство Транссибирской магистрали - крупнейшего транспортного проекта в мировой истории. В экспозиции представлены акварельная панорама художника П.Я. Пясецкого, на которой можно увидеть этапы появления Сибирской железной дороги, а также целый комплекс мемориальных предметов, относящихся к этому событию.Император был покровителем отечественной культуры и науки. Он стоял у истоков создания Исторического музея - первого музея национальной истории России.

Отдельное место на выставке занимают мемориальные предметы, раскрывающие личность императора, его мировоззрение, человеческие качества и отношения в семейном кругу. Среди экспонатов представлены учебные тетради и табели оценок, детское оружие и рабочее кресло из кабинета в Аничковом дворце, семейные фотографии и предметы из личных коллекций императора, а также живописные полотна кисти выдающихся русских художников В.Серова, В.Маковского и Н.Дмитриева‐Оренбургского. Как отмечает художник проекта Ю.Наполова, "внешняя классическая оболочка и расположенные внутри неё бетонные элементы отсылают к консервативности и одновременно новаторству, которыми было отмечено царствование императора. Особый акцент в архитектуре сделан на покровительство наукам и искусствам — этот раздел размещен на антресоли, возвышающейся над основной экспозицией".
https://shm.ru/shows/26165/

ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ НАЧАЛ РЕСТАВРАЦИЮ ЗДАНИЯ БЫВШЕЙ МОСГОРДУМЫ НА ПЛОЩАДИ РЕВОЛЮЦИИ 
Реставрация фасадов здания музея не повлечет за собой закрытия временных экспозиций и Музея Отечественной войны 1812 г. Уже в марте откроются две крупные выставки – «Придворный костюм из собрания Государственного Эрмитажа» и «Шедевры гравюры Альбрехта Дюрера из собрания музеев Италии»


Реставрацию планируется завершиться в сентябре 2021 г. к 150-летию со дня основания Исторического музея. В рамках запланированных работ будет проведена реставрация фасадов здания, воссозданы части утраченного фасада со стороны недавно открытого пешеходного перехода с ул. Никольской, реставрация парадного крыльца и ремонт шатровых частей кровли, которые пострадали после урагана в 2017 г.

Здание для Мосгордумы было построено по проекту архитектора Д.Н. Чичагова в 1890-1892 годах. В 1935 г. было решено сделать в этом здании Музей Ленина. В 1993 г. экспозицию Музея Ленина закрыли, а его фонды были переданы Историческому музею. В 2006 г. здание бывшей гордумы вошло в комплекс Исторического музея. Сегодня в этом здании располагается вход в Музей Отечественной войны 1812 г., выставочный комплекс Исторического музея и фондовые хранилища.
01.02. 2021. ТАСС
https://tass.ru/moskva/10591663
Прикрепления: 0879638.jpg(7.6 Kb) · 8786052.jpg(19.2 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Четверг, 08 Апр 2021, 21:56 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 6302
Статус: Offline
Выставка "ПРИДВОРНЫЙ КОСТЮМ СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА"
18.03. - 16.07. 2021

Проект открывает серию юбилейных выставок, посвященных 150-летию Исторического музея, которое будет широко отмечаться в 2022 г. Впервые за 15 лет Эрмитаж привозит в Москву выставку из своих фондов. Экспозиция посвящена церемониальной и повседневной жизни Русского двора - одного из самых великолепных монарших дворов Европы. В ее состав включены произведения живописи и графики, архивные документы, образцы оружия, изделия из драгоценных металлов. Но главными экспонатами станут костюмы и аксессуары, которые подчеркнут ее мемориальный характер: Эрмитаж представит одежду и личные вещи российских императоров и императриц, членов императорской фамилии, представителей аристократических семей, придворных дам и кавалеров, служителей высочайшего Двора времени последних Романовых. Привезенная из Санкт-Петербурга коллекция придворного костюма середины XIX - начала ХХ в. возродит в залах Исторического музея атмосферу официальных церемоний и церковных праздников, маскарадов и балов.
https://shm.ru/shows/27513/


Из собрания Гос. Эрмитажа в столицу привезли не только парадные платья, мундиры и ливреи, но и чулки (красные, например!) и туфли российских императриц. Привезенные из Петербурга костюмы не покидали хранилищ около 3-х лет, ведь ткань - такой же хрупкий материал, как графика, и требует отдыха перед экспонированием.

У входа на выставку зрителей встречают "арапы" в парадных костюмах. Это был особый тип слуг, приближенных к высокому лицу. Они могли занимать разные должности: от истопников и курьеров до музыкантов и шутов (самый выдающийся представитель - конечно, Авраам Ганнибал, знаменитый предок Пушкина). Одевали "арапов", как и положено их экзотической внешности, по-восточному роскошно. В конце XIX в., при Александре III, их парадный мундир обходился казне дороже всего: более 500 руб. (для сравнения - обычный мужской костюм можно было сшить за 10 руб.).

Среди почти 50 костюмов 18 принадлежат императрице Марии Федоровне, матери Николая II.
Урожденная датская принцесса Дагмар, она считалась одной из главных модниц Европы. Изящной шатенке с карими глазами к лицу было почти все, но особенно царица любила экстравагантные сочетания и смелые контрасты. Впрочем, могла себе позволить: даже после рождения 6-х детей талия императрицы была всего 65 см. А ножка - 35-го размера, в чем можно убедиться, рассматривая изящные туфельки царицы в отдельной витрине. В белом комоде с выдвижными ящиками разложены ее шелковые чулки.


В отличие от супруги, Александр III за модой особо не следил. И вообще предпочитал военную форму, которая на нем, мужчине с богатырским телосложением, сидела гораздо лучше.Тем и интересен этот неприметный серый костюм, теряющийся среди роскошных платьев и мундиров. Его показывают впервые. В такой одежде император, очевидно, ездил в зарубежные поездки. Куратор выставки, Н. Тарасова отмечает, что брюки выглядят мешковато, "а клеточка на спинке пиджака и вовсе не подогнана". Вряд ли у царя не было денег на приличного портного: видимо, он просто не придавал значения штатскому платью и игнорировал примерки.


Разорившаяся Скарлетт из "Унесенных ветром", которая сшила себе модный наряд из зеленой портьеры, оказывается, предвосхитила модный тренд. Во 2-ой половине XIX в. платья для состоятельных дам специально делали из обивочных тканей, очень органично смотревшихся в богато обставленных салонах. Это визитное платье императрицы Марии Федоровны с сильно приталенным лифом и узкой юбкой создано в мастерской знаменитого кутюрье Чарльза Ворта - того самого, что придумал и кринолины, и турнюры. Специально для государыни у модельера изготовили манекен, в точности повторявший ее мерки. Такую же честь оказали только французской императрице Евгении. Остальные приезжали к Ворту лично.


Церемония бракосочетания Николая II и Александры Федоровны проходила, когда при дворе еще не закончился траур по предыдущему императору. Так что вдова, Мария Федоровна, появилась на торжестве в особом платье (на фото - слева). Оно белое, но дело тут в материале: при дворах европейских монархов креп считался траурной тканью. Наряд невесты был невероятно роскошным: парча, серебряное шитье, перья марабу. Однако весило одно это платье 11 кг. Учитывая, что надевала его будущая императрица вместе с мантией и короной, ей в буквальном смысле пришлось пережить несколько тяжелых часов.


При дворе регламентировали даже наряды, в которых проводили первую брачную ночь. Правда, это касалось лишь жениха. Так, на нем непременно должен был быть халат из парчи или более легкого глазета, причем обязательно серебряного цвета. Его надевали поверх ночной сорочки такого же оттенка. Завершали образ домашние туфли, отороченные лебяжьим пухом.Все это были церемониальные вещи, символизирующие непорочность молодожена.


Фасон платьев статс-дам и фрейлин продумал лично еще Николай I. Согласно специальному указу 1834 г., они соответствовали псевдорусскому стилю: современники называли их "офранцуженными сарафанами". Наряды фрейлин, незамужних девушек, были красного цвета и шились на казенные средства. Их коллеги, статс-дамы, то есть уже состоявшие в браке, оплачивали свою "форму" сами.
Их платья насыщенного изумрудного оттенка были более свободного кроя, а также допускали возможность закрыть декольте легкой газовой кофточкой.


На торжественные церемонии дамы являлись в платьях, соответствующих их рангу. На балах свободы предоставлялось чуть больше, но все равно даже самым знатным аристократкам нельзя было затмить императрицу и великих княгинь. Пространство для модного маневра давали, пожалуй, лишь маскарады. Здесь можно было проявлять фантазию, чем и воспользовалась владелица этого платья в стиле эпохи Возрождения княгиня Зинаида Юсупова.


Лакеи, камердинеры, дворецкие, а еще камер-казаки, то есть телохранители, гардеробщики, истопники, горничные - слуг при царском дворе было в несколько раз больше, чем у героев сериала "Аббатство Даунтон". И у каждого - особая форма и знаки отличия, начиная от цвета и заканчивая количеством пуговиц. Среди личного штата императрицы, кстати, тоже больше было мужчин. Конечно, никому из них не дозволялось переступать порог личных покоев царицы.

Кроме 50 костюмов, в экспозиции - более 60 предметов, среди которых, например, курительные трубки, несессер с туалетными принадлежностями и веера, без которых на бал не отправлялась ни одна дама. Это не просто аксессуары - с их помощью разговаривали без слов. Был целый словарь: например, чтобы сказать да, требовалось приложить веер левой рукой к правой щеке. Роспись - не только привычные цветы или пасторальные сценки, но и карикатуры на участников бала. Для императрицы Марии Федоровны рисунок к одному из таких вееров специально сделал И. Всеволожский. Директор Эрмитажа, он был отличным карикатуристом. Так что, несмотря на строгий протокол, немного иронии позволяли себе даже царственные особы.
Ольга Распопова
фото - Владимира Вяткина и пресс-службы ГМИ
18.03. 2021. РИА Новости

https://ria.ru/20210319/moda-1601845548.html
Прикрепления: 8371713.jpg(23.1 Kb) · 5956752.jpg(23.1 Kb) · 5022910.jpg(25.6 Kb) · 4272687.jpg(27.5 Kb) · 8024487.jpg(23.4 Kb) · 9303966.jpg(21.4 Kb) · 6923521.jpg(21.8 Kb) · 0877541.jpg(24.7 Kb) · 2098072.jpg(22.8 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Суббота, 27 Ноя 2021, 13:57 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 6302
Статус: Offline
Шедевры Русского музея: "СМОЛЯНКИ" ДМИТРИЯ ЛЕВИЦКОГО"
17.11  2021 - 14.02  2022

Совместный проект с Русским музеем продолжает серию юбилейных выставок, посвящённых 150-летию Исторического музея, которое будет широко отмечаться в 2022 г. Основа экспозиции - серия портретов из цикла "Смолянки" известного отечественного художника 2-й половины XVIII в. - Д.Г. Левицкого.


Помимо портретов экспозиция дополнена рядом произведений: портретами основателей Смольного института - Екатерины Великой и И.И. Бецкого, предметами прикладного искусства и историческими фотографиями. Всего на выставке представлено более 90 предметов из собрания Русского музея.

Серия портретов "Смолянки" никогда полностью не покидала постоянную экспозицию Русского музея, лишь иногда отдельные полотна передавали на временные выставки. В Историческом музее все 7 портретов воспитанниц Смольного института впервые экспонируются в полном составе вне стен Русского музея ."Смолянки" Левицкого - произведения знаковые не только для отечественного искусства, но и признанные шедевры мирового значения.
Мы благодарны коллегам из Санкт-Петербурга за такой ценный и действительно уникальный подарок к 150-летию Исторического музея", - говорит директор музея А.Левыкин.

Портретная серия "Смолянок" стала высоким достижением отечественной живописной школы, полноправно вошедшей во 2-й половине XVIII в. в круг европейских национальных худ.  школ. Другой раздел выставки посвящен Смольному монастырю, где находился Институт благородных девиц с 1764 по 1806 г. Величественный архитектурный образ монастыря, который был возведён в середине XVIII в. Б.Ф. Растрелли, представлен в листах графики первой половины XIX в. Дополняет представление о монастыре комплекс, состоящий из царских врат и фрагментов иконостаса Екатерининской церкви монастыря, служившей домовым храмом Смольного института.

По замыслу Екатерины II в институт обязаны были принимать преимущественно девочек из небогатых дворянских семей, а лучшие выпускницы должны были становиться фрейлинами. Воплощение этой идеи императрицы можно увидеть на портретах Д.Левицкого, где наряду с представительницами известных древних российских фамилий, таких как князья Хованские, Хрущёвы, Ржевские, изображены воспитанницы, происходящие из скромных семейств. Важную связь между институтом и Императорским двором символически демонстрируют 2 экспоната: шифр фрейлины Екатерины II и шифр лучшей выпускницы Смольного института.

В отдельном разделе выставки экспонируются фотографии из альбома известного петербургского фотографа К.Буллы, посвящённые Смольному институту. Они позволяют увидеть обстановку, в которой проходила жизнь воспитанниц и почувствовать царивший в классах института дух дисциплины, неустанного труда и творчества. "Идеи осмысления пространства зала, сценографии и дизайна экспозиции обогащают восприятие выставки как художественного целого. Мотив струящейся ленты, объединяющий всю экспозицию, восходит к эстетике XVIII века как один из самых популярных и выразительных декоративных элементов эпохи, пронизывающий буквально все области искусства и быта, украшающий и костюмы "Смолянок", - отмечает архитектор выставки Агния Стерлигова.
https://shm.ru/shows/30644/

Выставка "РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ"
Главным символом выставки, которая сейчас монтируется, станет уникальная реплика Большой императорской короны, специально предоставленная Гохраном России. 10 лет назад ее сделали современные ювелиры из 11 тыс. натуральных бриллиантов и жемчуга, увенчав главную регалию Российской империи крупным турмалином. Стоимость короны - около 300 млн руб.

"Оригинал, который был изготовлен по поручению Екатерины Второй в 1762 г. и прошел через несколько коронаций, сейчас находится в "Алмазном фонде" в Кремле. Идея царицы состояла в том, чтобы через корону передать блеск и величие империи. И это удалось как ювелирам тех времен, так и современным мастерам. Реплика содержит в себе почти тысячу карат бриллиантов. Корона состоит из 2-х частей, по мысли Екатерины, это соединение европейской и восточной частей Российской империи в единое целое. На выставке будет представлена целая череда уникальных памятников истории Российского государства. Это и знаменитый мундир полковника Преображенского полка Петра Алексеевича, и мундирное платье Екатерины II, которое она надела во время переворота 1762 г. Гос. награды, а среди них так называемый детский орден - члены императорской фамилии получали его с момента рождения. Мы показываем и Панина, который подавил Пугачевское восстание, и самого Пугачева. Экспозиция коснется тех событий и лиц, которые привели к упадку империи. Например, можно будет увидеть обручальные кольца Крупской и Ленина, и вещи, принадлежавшие рабочему - прообразу Павла Власова в романе Горького "Мать". - рассказал А.Юрин, руководитель Гохрана России.

У выставочного проекта, который исследует исторические события, нет задачи кого-то оправдать или обвинить, - подключился к разговору исполнительный директор фонда "История Отечества" К.Могилевский. - "Мы все заинтересованы в том, чтобы лучше понять нашу историю. Одна из приоритетных тем этого года - 300-летие провозглашения России империей. А следующий год - 350-летие Петра Первого.Важные поводы, чтобы поговорить о смысле имперского проекта в истории России".
Елена Новоселова
19.11. 2021. РГ

https://rg.ru/2021....ov.html

МОСКВИЧИ СКОРО СМОГУТ УВИДЕТЬ УНИКАЛЬНЫЕ РЕЛИКВИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
В Государственном историческом музее скоро откроется выставка «Российская империя», приуроченная к юбилею одного из важнейших событий в истории нашей страны - 300-летию образования Российской империи, ставшей одной из самых могущественных держав на земном шаре.

- Мы решили отказаться от традиционного принципа хронологического построения экспозиции, Вместо этого попытались создать образ Российской империи, - представить с помощью исторических артефактов образы ее авторитарной власти, образы тех народов, которые населяли империю и стараниями которых создавалась ее мощь и слава… Конечно нельзя обойти те успехи, которые были достигнуты представителями России в области науки, культуры. Значительная часть из 400 музейных предметов, отобранных для выставки, будет представлена широкой публике впервые. Говоря о многих экспонатах, с полным правом можно употребить слово «уникальный». В экспозицию включены также гос. награды времен Российской империи. Среди них упомяну детский орден великого князя Сергея Александровича, золотое оружие, которым был награжден князь Барятинский – покоритель Кавказа. Есть и скромные с виду экспонаты, имеющие, однако огромное мемориальное значение. В их числе - знамя Павловского полка, одного из активных участников Февральской революции, изготовленное вскоре после свержения монархии в стране. В экспозиции соседствуют предметы, относящиеся к «антагонистическим» историческим персонажам. Например, представлены артефакты, имеющие отношение к «бунтовщику» Емельяну Пугачеву и к генералу Петру Панину, который командовал войсками, подавлявшими пугачевское восстание".  - пояснил директор ГИМ Алексей Левыкин.

Безусловным «гвоздем» экспозиции станет реплика одной из главных регалий российских монархов – Большой императорской короны. Этот раритет специально привезут в музей на время выставки из Гохрана России.

- Сама корона, которая была изготовлена в 1762 г. для коронации императрицы Екатерины II, хранится в Кремле, экспонируется в Алмазном фонде РФ. По принятым законам, она относится к числу объектов историко-культурного наследия, которые не могут покидать место их постоянного нахождения. Однако 10 лет назад было решено изготовить точную копию этого важнейшего символа гос. власти в Российской империи. Реплику изготовили мастера смоленского завода «Кристалл» - ведущего гранильного предприятия России. Сложнейшая работа выполнена ими великолепно. Это точная копия короны, которая делалась более 250 лет назад, и по замыслу ее первой обладательницы – Екатерины Великой, такая регалия должна была передавать блеск и величие Российской империи. При создании копии короны было использовано более 11 тыс. бриллиантов.-  рассказал руководитель Гохрана России А.Юрин. Он назвал примерную стоимость этого «бриллиантового клона»: около 300 млн. руб.
- Реплика Большой императорской короны тоже является ценнейшим достоянием нашего государства и за время своего недолгого существования уже успела превратиться в историческую реликвию. Она уже несколько раз покидала хранилища Гохрана и демонстрировалась на различных выставках, однако каждая такая «командировка» была возможна лишь после соответствующего разрешения, полученного из самых высоких гос. инстанций. Вот и сейчас, чтобы предоставить ее Историческому музею, понадобилась разрешительная бумага. 16 ноября такой документ был подписан на уровне Правительства РФ.. - подчеркнул Юрин.
Выставка «Российская империя» откроется 1 декабря и продлится до марта 2022 г.
Александр Добровольский
18.11. 2021. МК

https://www.mk.ru/culture....ov.html


Новый выставочный проект продолжает серию юбилейных мероприятий, приуроченных к 150-летию Исторического музея. Выставка демонстрирует историю развития Российской империи и раскрывает основные проблемы, связанные с политико-территориальным устройством государства: авторитарность власти, обширность территории, многонациональность, значительный социально-экономический потенциал, наличие сильной регулярной армии как гаранта безопасности и церкви как социальной и духовной опоры государства. Большая часть из 400 музейных предметов, представленных на выставке, будет экспонироваться впервые.

«Российская империя просуществовала почти 200 лет и сыграла огромную роль в мировой истории. Могущество государства укреплялось деяниями его правителей, а также волей, трудом, талантом, героическими усилиями и немалыми тяготами их подданных», - говорит директор музея А.Левыкин.

22 октября 1721 г. после триумфального окончания Северной войны и заключения Ништадтского мира cо Швецией в Свято-Троицком соборе Санкт-Петербурга царь Петр Алексеевич был провозглашен «Великим», «Императором Всероссийским» и «Отцом Отечества». Провозглашение Петра I императором, а России империей ознаменовало завершение длительного процесса эволюции российской государственности, начавшегося еще в XVI в. Реформы Петра I придали небывалое ускорение процессу превращения Московского царства в великую державу.

  
Первый раздел выставки посвящен становлению Российской империи в петровское время и расширению ее территории на протяжении последующих правлений. В этом разделе представлены артефакты, имеющие особое историческое значение: они связаны с победой России в Северной войне, положившей начало формированию империи. Это модели кораблей, сыгравших важную роль в истории российского флота, и уникальные карты XVIII - начала XX в., демонстрирующие территориальный рост государства и его административную структуру, иллюстрирующие процесс освоения и изучения новых земель. Среди экспонатов особенно выделяется комплект обмундирования полковника лейб-гвардии Преображенского полка, принадлежавший Петру I. Здесь же представлены памятники, связанные с борьбой России за выход к Балтике: трофейные шведская пушка и знамя, русское гвардейское знамя, золотая медаль в память Ништадтского мирного договора 1721 г

В экспозиции демонстрируются парадные портреты российских императоров, военные и придворные мундиры, награды за заслуги перед Отечеством и императором, а также церковная утварь и предметы храмового убранства - обязательные атрибуты священного действа, подчеркивающие неразрывность православия и императорской власти. Среди представленных мундиров и оружия выделяются уникальные памятники: кафтан подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка, который надела на себя великая княгиня Екатерина Алексеевна (будущая императрица Екатерина II) во время дворцового переворота; флотский сюртук генерал-адмирала, принадлежавший великому князю Константину Николаевичу, управлявшему военным министерством; детский мундир мичмана Гвардейского морского экипажа и детская сабля, принадлежавшие цесаревичу Алексею (сыну Николая II). Портреты и предметы быта рассказывают об общественной и личной жизни представителей разных сословий Российской империи.

Многие экспонаты этого раздела выставки связаны с именами людей, оставивших яркий след в истории нашей страны: полководца А.В. Суворова, бунтовщика Е.Пугачева, учёного И.И. Мечникова, красавицы-аристократки З.Н. Юсуповой, правнука Екатерины II графа А.А. Бобринского, воспетого М.Горьким рабочего-революционера П.Заломова, фабриканта и коллекционера П.И. Щукина, подвижника Нестора Камчатского, блж. Симеона, пролетарского вождя В.И. Ленина и мн. др. Спец. раздел выставки призван рассказать о людях империи, чьими трудами и талантом созидалось государство. Символическим экспонатом выставки является реплика одной из главных императорских регалий - Большой Императорской короны, специально предоставленной на выставку Гохраном России.

«В работе над проектом мы рассматривали империю не просто как явление, а как сложный, живой организм. Поэтому в экспозиционном решении были с одной стороны, применены элементы имперского стиля: шпалерная развеска портретов, золотые детали, бордовый темный цвет, а с другой стороны были использованы серые стены из пудостского камня, который очень похож на бетон, именно из этого материала строили Петербург - столицу империи. Один из важных элементов, пронизывающих всю экспозицию - бегущие строки с цитатами из переписки монархов, которые являются метафорой изменений и развития», - говорит Ю.Наполова, архитектор проекта.
https://shm.ru/shows/30909/
Прикрепления: 2297815.png(41.3 Kb) · 5446020.jpg(13.9 Kb) · 5537904.jpg(16.5 Kb) · 3874723.jpg(10.4 Kb)
 

Форум » Размышления » Новости и объявления » ВЫСТАВКИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: