Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 30 Ноя 2015, 11:21 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
|
2014 год: «ГРУСТНО, НО СМЕШНО» 26 августа в Лужнецком зале Театрального музея открылась выставка, посвящённая двум важным событиям в культурной жизни столицы – 90-летию Театра сатиры и 80-летию его худрука, народного артиста России А.Ширвиндта. Далёкий октябрь 1924 года стал знаковым событием в театральной среде Москвы, которая увидела первый спектакль Московского театра сатиры «Москва с точки зрения». С тех пор и навсегда театр связан с плеядой великих режиссёров, актёров и их непревзойдёнными ролями, ставшими образцом для подражания и поклонения. В разные годы им руководили люди, которые умели собрать вокруг себя первоклассных актёров и привлечь в театр новых зрителей. Его создатель и его первый главный режиссёр Давид Гутман делал ставку на театрализованные обозрения, яркие и хлёсткие тексты, которые писали В.Ардов, Л.Никулин, А.Арго. В 1950-х в Сатире начал ставить спектакли В.Плучек, возглавлявший театр с 1957 и по 2000-х гг. Его спектакли всегда были событиями в театральной Москве. В 2000 году во главе театра встал А.Ширвиндт. Блестящий актёр, режиссёр, педагог, Александр Анатольевич мудро сохраняет стиль театра, сочетает в репертуаре музыкальные комедии, классическую драматургию и современную сатиру. Сейчас в театре играют как актёры старой школы, так и новое поколение – это заслуга Ширвиндта.
Выставка расположена в пространстве двух залов Главного дома. Большой зал посвящён театру. Посетители увидят материалы, рассказывающие о творческом пути и людях театра. Это афиши и программы, эскизы и макеты декораций, из фондов Театрального музея и музея Театра сатиры. Среди экспонатов костюмы А.Миронова, А.Папанова, А.Ширвиндта, из спектаклей «Ревизор», «У времени в плену», «Вишнёвый сад», «Горе от ума», «Привет от Цюрупы» и платье Катарины из легендарного спектакля В.Плучека «Укрощение строптивой». Специально к открытию выставки отреставрирован эксклюзивный макет декорации А.Тышлера к спектаклю «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского, поставленного в 1957 году. В Малом зале разместилась вторая часть экспозиции, посвящённая творчеству А.Ширвиндта. Здесь его фотографии в ролях, сцены из поставленных им спектаклей, фото учеников и актёров театра. Особый интерес представляют два его театральных костюма из спектаклей «Горе от ума» и «Привет от Цюрупы!» Отдельное место на выставке займут вещи О.Аросевой, посвящённые памяти актрисы. Среди них - любимое платье актрисы из спектакля «Как пришить старушку». Выставка работает до 22 октября 2014 г. График работы: Вт-ср, пт-вс 12.00-19.00, чт 13.00-21.00, кроме последней пятницы месяца. http://www.gctm.ru/branches/gctm/ex/grustnono/
2015 год: Выставка «К ЮБИЛЕЮ ВЕЛИКОЙ БАЛЕРИНЫ» 20 ноября 2015 года Майе Плисецкой исполнилось бы 90 лет. Экспозиция расскажет о биографии и творческом пути легендарной балерины, вписавшей в историю мирового сценического искусства удивительные образы Кармен, Джульетты, А.Карениной, принцессы Авроры. Выставку составят эскизы сценических костюмов М.Плисецкой, портреты, фотографии, скульптуры, а также многочисленные видеозаписи с её выступлений. Выставка позволит зрителям познакомиться с яркой индивидуальностью и колоссальным талантом великой балерины. Сокровище экспозиции - сценические костюмы Плисецкой. Посетители увидят знаменитый чёрный наряд Кармен, невесомое нежное одеяние Нины Заречной для постановки «Чайка», лёгкую юбку-пачку принцессы Авроры из «Спящей красавицы». Здесь же будут экспонироваться текстильные шедевры Ива Сен-Лорана и Пьера Кардена - близкого друга балерины.
Выпускница Московского хореографического училища, в 1943 году Плисецкая оказалась в труппе Большого театра и вскоре стала прима-балериной. Яркая выразительная пластика, гибкость, лёгкость, законченность движений, артистичность, стремление к экспериментам - таковы черты сценического творчества балерины, покорившей мир своими сильными драматичными образами. Выставка работает до 17 декабря Часы работы: вт, пт–вс 12:00–19:00, ср, чт 13:00–21:00 Адрес музея: м.Павелецкая, ул. Бахрушина, д.31/12 http://kudago.com/msk/event/vystavka-k-yubileyu-velikoj-baleriny/
Выставка «ВЕСЬ ЧЕХОВ ОТ ДАВИДА БОРОВСКОГО» 19 ноября в мемориальном музее «Мастерская Давида Боровского» – филиале Театрального музея им. Бахрушина – открывается выставка «Весь Чехов от Давида Боровского».
Выдающийся театральный художник, он неоднократно обращался к творчеству Чехова, оформил огромное количество спектаклей, работая в Театре на Таганке, «Современнике». Последние несколько лет – в МХТ имени Чехова, параллельно – в «Эрмитаже», «Ленкоме». Боровский по сути своей – первооткрыватель, который всегда находил точное решение и для современной драматургии, и для классики. Простая жизнь, как она есть, – большое испытание, это надо понять. Время у Чехова – непрерывность, герои вспоминают, мечтают, значит живут. Этика у Чехова – внимание к душевным усилиям героев. Как это близко Д.Боровскому! Его Чехов всегда в театральной условности и в реальности ощущений. «Всё условно! / А искусство – в большей мере. / И всё же…» – напоминает нам сегодня художник.
На выставке – макеты, эскизы костюмов и маленький буклет на память о выставке и спектаклях разных лет. Адрес музея: Б. Афанасьевский переулок, д. 3, стр. 4-6 (м. «Кропоткинская») Часы работы: ср, пт, сб, вк: с 12.00 до 19.00, чт: с 13.00 до 21.00 Вых: пн, вт. http://bakhrushin.theatre.ru/branches/mmb/
2016 год: Выставка «ЕВГЕНИЙ КОЛОБОВ. И ДЫШИТ МУЗЫКОЙ СУДЬБА…»
С 20 января по 21 февраля 2016 г. в Каретном сарае Главного здания Театрального музея им. Бахрушина открыта выставка, посвящённая 70-летию со дня рождения выдающегося российского дирижёра Е.Колобова. Экспозиция, рассказывающая о главных этапах жизни и творчества дирижёра, основана на воспоминаниях маэстро и его современников. Посетители увидят материалы из семейного архива Колобовых: фотографии, большая часть которых демонстрируется впервые, афиши, программы спектаклей и концертов, рукописные партитуры с уникальными оркестровками, личные вещи маэстро, аудио- и видеозаписи выступлений, репетиций и интервью. Имя одного из лучших оперных дирижёров России овеяно легендой. Е.Колобова можно сравнить с кометой: внезапно озарив своим искусством музыкальный небосклон, он столь же внезапно исчез с него, но полёт этот был ярок и прекрасен. Колобова называли гением, «неистовым маэстро», великим дирижёром-интерпретатором и отмечали, что он - самый театральный дирижёр. Маэстро говорил: «Любой симфонией я дирижирую и вижу её как Театр», иначе он не мыслил себя в профессии. Его дебют состоялся в Бурятском театре оперы и балета, карьера продолжилась в Свердловском театре музкомедии и в Свердловском театре оперы и балета, где Колобов уже в 31 год стал главным дирижёром.
В 1981 г. Ю.Темирканов приглашает Колобова в Мариинский театр (тогда – Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С.Кирова). Объездив с балетной труппой театра практически весь мир, Колобов окончательно понимает, что его предназначение – опера. Дирижёр ярко заявил о себе в Московском музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, впервые в России осуществив постановки опер «Пират» В.Беллини и «Борис Годунов» М.Мусоргского в первой редакции композитора. Однако вершиной деятельности Е.Колобова, к которой он шёл много лет, стало создание в Москве театра Новая Опера, который теперь носит имя маэстро. Он часто повторял: «У Художника должно быть два главных качества: честное имя и талант. Если наличие таланта зависит от Бога, то за своё честное имя Художник отвечает сам». http://gctm.ru/branches/gctm/ex/vystavka_kolobova/
NK: В январе 2013 года, побывав на фестивале «Крещенская неделя» в театре «Новая Опера» (еще до возникшего потом весной конфликта между недавно назначенным директором Дм.Сибирцевым и частью коллектива театра), захотела открыть на форуме тему об этом человеке (мне тогда Марина Ковина некоторые материалы «подбросила», спасибо ей), да так и не собралась. А человек это был необыкновенный. У меня в жизни всего 4 раза случилось так, что я очень сильно грустила об уходе из жизни людей, с которыми не была лично знакома. Причем, грусть эта, как бы так сказать, не проходящая, что ли, до конца. Она затихает, вроде бы, на какое-то время, но при любом напоминании об этих людях снова возникают и печаль, и сожаление о том, что их уже нет. Е.Колобов – один из них. Я знала о нем при его жизни, но на спектаклях или концертах, где он дирижировал, не смогла ни разу побывать. Семейные обстоятельства тогда не позволяли. Не до того было. Иногда видела его мельком по ТВ. После посещения фестиваля в январе 2013 г. ( в фойе была замечательная выставка, посвященная Е.Колобову) стала искать о нем дополнительную информацию. Смотрела интервью с ним, видеозаписи фрагментов концертов и спектаклей, и мне становилось все грустнее и грустнее от того, что я не была на этих спектаклях и концертах. Если даже в записи я ощущала необыкновенную энергетику этого человека, то, несомненно, вживую, впечатление было бы в разы сильнее. А по интервью с Е.Колобовым я поняла, что это был человек (простите за, возможно, громкие или пафосные слова) c родственной мне душой. Если кто-то не знал этого дирижера и человека, то вот немного для «знакомства»: наверное, лучше сначала посмотреть новостной сюжет о 70-летии Е. Колобова и два небольших клипа, сделанных в память о нем. Всегда, как зачарованная, смотрю на руки дирижеров.
https://www.youtube.com/watch?v=tycTp6g8NMQ
https://www.youtube.com/watch?v=p97-81JDrgI
https://www.youtube.com/watch?v=ePG0Ch7OMiU
39 минутный фильм Б.Загряжского 2004 года. В этом фильме - фрагменты спектаклей и концертов, рассказы и мнения о Е.Колобове известного телеведущего (журналиста, писателя) А.Максимова, писателя В.Лакшина и размышления самого Е.Колобова.
Из фильма: В.Лакшин: «Достаточно минуту, две посмотреть на Колобова за пультом, чтобы понять, какого масштаба этот музыкант, а темперамент этого дирижера какой-то невероятный, как будто бы 100000 вольт пущены им иногда в зал… Но самое, главное Колобов слышит не ноты, а музыку, он слышит сам дух музыки, он его умеет воплотить вместе с оркестром, с хором, и это завораживает, это воодушевляет, это заставляет забыть, что ты сидишь в театральных креслах, и унестись куда-то к небесам. А не это ли – самое главное, самое важное, что мы ищем в музыкальном театре и в искусстве вообще».
А.Максимов: «…он - уникальный человек. Например, он говорит: - вот меня позвали в Америку дирижировать там произведением одного композитора, мне не нравится произведение, я не поеду. Я говорю - Женя, но это же доллары, тысячи долларов. Он говорит - Но мне не нравится произведение, чего я поеду? Мне неинтересно этим дирижировать. - Вот он такой, вот. Вот такой человек.» Ради театра своей мечты ( создание театра "Новая Опера) он отказывается от престижнейших приглашений, в частности, от предложения испанского импресарио дирижировать в Токио концертом трех великих теноров - Лучано Паваротти, Хосе Каррераса и Пласидо Доминго, прекрасно понимая, что одно это выступление и уже – мировая слава.
В этом фильме, наряду с краткими высказываниями Е.Колобова на какие-то темы, есть также много фрагментов, подтверждающих слова В.Лакшина о Е.Колобове: «Достаточно минуту, две посмотреть на Колобова за пультом, чтобы понять, какого масштаба этот музыкант, а темперамент этого дирижера какой-то невероятный, как будто бы 100000 вольт пущены им иногда в зал."
Из фильма: Е.Колобов: «...Я хочу прожить свою жизнь так, и доставить удовольствие слушателям. Вот все, что я хочу сделать в опере. А в опере самое главное, как и в любом искусстве, - искренность и теплота. Если искренность и, вообще, свое отношение человеческое уходит – нет искусства. Ведь можно и быть хорошим профессионалом, но свою профессию видеть просто, как средство зарабатывать хорошие деньги. А можно видеть свою профессию и быть не очень, может быть, сильным профессионалом, но любить свою профессию и отдавать свою душу. Вот - все, что я хочу в опере сделать… чтобы люди были живые, чтобы люди получали удовольствие, чтобы мы не работали на сцене, не думали и просчитывали, что мне ещё нужно тридцать лет до пенсии допеть, а петь так, как будто я сегодня пою в последний раз, последнее – «прости», чтобы люди ушли, и сегодня, вот в этой тяжелой жизни они, хоть, получили кусок радости. Вот моя задача»
Созвучны моему пониманию Родины вот эти слова Е.Колобова в одном из интервью: «Надо любить Родину-то не по пейджеру, не по телефону. Все оттуда любят и советы дают. Они здесь пускай поживут, потому что все говорят о любви к Родине, но вот знаете, как я… когда-то я уже это говорил. Если моей маме тяжело, я же не поеду в отпуск, если я мать люблю свою родную, я же не могу ее бросить. Когда ей тяжело, я должен быть рядом, с ней. А когда ей будет лучше ( «сынок, поезжай»), тогда я могу спокойно поехать отдохнуть на море. Вот так же применимо и к России. Вот, когда тяжело, надо быть с ней рядом, с Родиной-то. А не туда свалить. Я там тоже мог бы работать и за один концерт получать 10- 15 тысяч долларов. За один вечер! Ну, неделю, может там 5 дней, порепетировать. Я здесь за год не зарабатываю… Но я не могу там жить просто. Я хочу дома жить, почему я должен там жить? Я уж лучше здесь буду свои «копейки считать», чем там, понимаете, быть упакованным, потому что это моя Родина. Я мечтаю в Вологду съездить, в Архангельск…»
2 апреля 2016 г. в Главном здании Театрального музея им. Бахрушина открылась выставка «НИКОЛАЙ АКИМОВ. НЕ ТОЛЬКО О ТЕАТРЕ» - к 115-летию со дня рождения Народного артиста СССР, художника, сценографа, режиссёра-постановщика и худ.рука легендарного Театра Комедии в Санкт-Петербурге Н.Акимова /1901-1968/. Куратор выставки - известный петербургский сценограф, ученица Н.Акимова М.Азизян. «Он понимал свою роль в Ленинграде. Был очень смелым», - вспоминает она Учителя, посвятившая Н.Акимову уже несколько выставок. Ученик М.Добужинского, А.Яковлева и В.Шухаева, Н.Акимов применил полученные от Учителей знания в самых разных творческих областях: от педагога-художника в Харькове до сценографа спектаклей в Москве и Ленинграде, а немногим позже - худрука Театра Комедии /в 1935-1949 и в 1956-1968 гг./ и создателя художественного-постановочного факультета Ленинградского театрального института /1954/, - ныне Российского государственного института сценических искусств, где художники и техники впервые начали учиться вместе. На выставке зрители познакомятся со всеми гранями таланта Н.Акимова. В первой части выставочного зала куратор поместила эскизы декораций, костюмов, грима, карандашные рисунки, книжную графику, фотографии семьи и друзей Н.Акимова. Впервые будут представлены эскизы грима, декораций, костюмов для спектакля режиссёра Б.Сушкевича «Евграф - искатель приключений», поставленного в МХТ /1926/, карандашные рисунки и эскизы к неосуществлённой постановке оперы «Борис Годунов» Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова /1927/, конкурс на постановку которого был выигран Акимовым, эскизы и зарисовки сцен к возмутившему общественность и самого В.Мейерхольда спектаклю «Гамлет» Театра им. Е.Вахтангова /1931/. Будут демонстрироваться работы, которые не вошли в экспозицию: художественные материалы, афиши, многочисленные эскизы, в числе которых два эскиза к фильму «Золушка» /1947/. Будучи в дружеских отношениях со многими современниками Акимов оставил после себя более 800 портретов своих друзей и коллег: 80 из них, среди которых никогда ранее не выставлявшийся портрет С.Михалкова /1947/, вошли во вторую часть экспозиции. Там же будут размещены портреты О.Аросевой, Никиты и Татьяны Толстых, Г.Улановой, автопортреты Акимова. Выставка работает до 16 апреля http://www.gctm.ru/branches/gctm/ex/n_akimov/
"С НЕЙ УШЛА МЕЧТА" к 85-летию Руфины Нифонтовой
Выставка открыта в Доме-музее М.С. Щепкина, филиале Театрального музея им. А.Бахрушина. В экспозиции - редкие фотографии Р.Нифонтовой в созданных ею образах и в жизни, аудио и видеозаписи выступлений и интервью актрисы, её авторские статьи; рецензии, афиши и программы. У Руфины Дмитриевны была своя актёрская тема – душевной бескомпромиссности, нравственного максимализма. Вся её жизнь – это полная отдача себя искусству и людям. Когда актрисе задали вопрос, почему она пришла в театр, она ответила: «Чтобы раскрепоститься, освободиться от всего того, что меня сдерживает, ограничивает, для того, чтобы воплотиться в десятках, в сотнях людей, для того, чтобы рассказать о нас с вами, об этом человеке, которого я играю, о нашей Родине и о чуде любви и материнства». Кинематограф раскрыл богатство ее артистической индивидуальности, многозначность, глубину и щедрость её души, её проникновенный лиризм, женственность и притягательную красоту. Об актёрской игре Нифонтовой режиссёр Г.Рошаль сказал: «Меня иногда удивляет, как эта актриса может быть эмоционально полна, как легко она отдаётся тому или иному чувству: слёзы, смех, гнев – они возникают мгновенно…».
Ю.Соломин, худрук Малого театра: - Я пришёл просто потому, что нельзя не прийти. Во-первых, в этот дом, во-вторых, когда речь идет о Р.Нифонтовой, человеке талантливом и необыкновенном. Это очень хорошо, что вы храните память. Спасибо вам большое. Руфина достойна того, чтобы о ней помнили. Она прожила жизнь хорошо, мощно. Ушла из неё очень трагично. Я услышал о ней в 1956 году, будучи студентом. В.Н. Пашенная, у которой я учился, часто приходила к нам после репетиций «Каменного гнезда», где они играли вместе с Руфиной. Она рассказывала: «Вот, взяли молодую артистку из ВГИКа, снялась в „Вольнице“…». Руфина произвела такое впечатление на руководителей театра, что её пригласили играть вместе с Пашенной, человеком очень серьёзным. Надо отметить, Пашенная, как и другие актёры «старой школы», любили смотреть фильмы, но сниматься в кино не любили. Однажды мы спросили Веру Николаевну, почему её можно увидеть всего в двух-трёх фильмах? В ужасе, передёргивая горжетку, она ответила: «Я не понимаю кино! Снимается сначала как кто-то умер, потом как кто-то родился…я этого не понимаю!».
Так вот, каждый раз, приходя к нам, Вера Николаевна что-нибудь рассказывала о Нифонтовой, больше смеялась: «Какая-то она странная, как-то себя ведёт…» Но, видимо, её что-то зацепило в Руфине, а та, наверное, стеснялась. Несмотря на то, что Нифонтова казалась очень откровенной, громкой, быстрой в ответах на вопросы, на самом деле в ней скрывалась очень тихая, скромная и удивительно добродушная натура, которую, как опытный человек, Вера Николаевна увидела и поняла. А по сюжету пьесы у их героинь конфликт. И однажды Пашенная (она иногда делала такой трюк со студентами) пригласила Руфину к себе домой на чай. Руфина пришла, позвонила в дверь, Пашенная открыла и говорит: - Проходи. Чай будешь? - Буду, - ответила Руфина. Много лет спустя Нифонтова рассказывала: «Мы говорили с Верой Николаевной, может быть, час. В середине разговора я вдруг понимаю, что вроде как знаю, что я должна отвечать; говорю свой текст из „Каменного гнезда“. Вера Николаевна начала репетировать с ней роль с самого открытия двери. На мой взгляд, это гениальный подход. Больше я не встречал, чтобы кто-то применял такой ход: человека напрочь успокоить и пить чай, не говоря о театре. Конечно, Руфина потом тоже говорила, что Вера Николаевна очень хороший человек, великая актриса. Если говорить о наших отношениях с Руфиной, я даже сам не понимаю, какие они у нас были: хорошие или плохие. Я-то произвожу впечатление спокойного человека, но это я так, наигрываю. Я могу быть беспокойным, а тогда я даже был агрессивным в смысле защиты себя или кого-то из друзей. В конце 1970-х годов у меня было очень тяжёлое положение – негде было жить, а Руфина тогда была у нас в профкоме председателем жилкомиссии. И вот однажды она подошла ко мне и говорит: - Ты знаешь, что Царёв переезжает? - Знаю. - Пиши заявление! - А что писать? - Ну, что ты живёшь чёрт знает где, в дыре какой-то. Напиши заявление! - Нет, я не буду. - Дурак, что ли? Пиши заявление! В общем, мы поругались. Я отказывался писать заявление, потому что знал, кто ещё хочет переехать в квартиру Михаила Ивановича. Не мог я! Я вообще просить не могу и не научился до сих пор. В общем, мы поругались. Она швырнула мне листок бумаги со словами „Ну, идиот! Подпиши!“. В результате, я подписал бумагу. Я живу в этой квартире уже почти 30 лет. Понимаете, какая штука?
В 1988 году был первый в истории случай, когда мы выбирали худрука. Были выступления и я, наверное, на повышенных тонах что-то выкрикнул. Руфина вскочила и сказала: „Так вот будешь кричать и на других тоже? Вот ты, оказывается, какой!“. Я говорю: „А тебе что?“ Все на нас смотрят. Я на сцене, она – в зрительном зале. Продолжаю: „Ты, что, хочешь, чтобы я с тобой ласково говорил?“ Она ответила: „Чёрт с тобой!“, подняла руку и засмеялась. В конце жизни Руфина была одиноким человеком. Её муж, с которым они были в очень хороших отношениях, умер раньше. У дочки была своя семья. Руфина погибла трагически. Она не могла позволить себе домработницу, поэтому сама занималась домом. Так случилось, что у неё стало плохо с сердцем, а вода была включена. Она собиралась заняться домашними делами. Её не стало. Когда ее хоронили, никто, за редким исключением, не видел её лица. А ведь у неё было прекраснейшее лицо и глаза, которых я больше не встречал. Разве что иногда, на улице, можно встретить такой голубизны взгляд, среди актёрской братии – нет. Руфина была очень простым человеком. Даже после „Хождения по мукам“, после всех графинь, которых она сыграла в театре, всех телевизионных ролей (а какой она была красавицей в телеверсии „Вишнёвого сада“ Хейфеца!), она не думала о том, как на неё смотрят, вела себя, как ей было удобно. Руфина очень любила своего внука. А у меня в кабинете всегда жили либо кошки, либо птички. Гуляя с внуком, она могла в валенках зимой зайти. Открывалась дверь, она заглядывала: „Шеф, можно?“ Я кивал. „Проходи“, - говорила она внуку и обращалась ко мне: „Я рассказывала ему, что у тебя птичка есть, он очень хотел посмотреть“. Таких вещей можно массу вспомнить. Она не гнушалась никакими ролями, никакой работой. Могла в свои сорок лет играть глубокую старуху в пьесе Друцэ „Птица нашей молодости“, и даже мы, актёры, зная Руфину со всех сторон, удивлялись, как это возможно. У неё потрясающая сцена с Дорониным, она его мать играла… Я играл с ней „Нас где-то ждут“, „Палата“, но более интересные работы - „Любовь Яровая“ и „Царь Фёдор“. Причём, она ввелась в эту роль и очень хорошо её играла. У неё был прекрасный голос. Вот, что такое перевоплощение? Одни знают, что это - переодеться или раздеться, это сейчас модно. Я не могу сказать, что с Руфиной происходило, но она была абсолютно другим человеком в каждой роли, очень пластичной. Откуда всё это? Очевидно, это „откуда“ даётся очень редким людям нашей профессии. Она могла играть всё – и комедию и очень большую трагедию. Наши отношения, прямо скажем, не были лирическими. Мы и поругаться могли. Она меня могла обозвать, а я, интеллигентный человек, не мог ответить ей: „Сама дура“. Но что-то в наших отношениях было другое, то, что я не могу объяснить. Когда я, прочитав книгу „Человек с Луны“, решил снимать фильм о Миклухо-Маклае, не знаю почему, изначально стал писать сценарий на Нифонтову, на мать Миклухо-Маклая. Никого, кроме неё, не видел. И хотя много было „порезано“ потом, я считаю, что Нифонтова - украшение фильма, в котором снялись наши замечательные актёры Е.Самойлов, В.Сафонов, И.Горбачёв… В роли матери она была не так многословна, но её очень хорошо снял оператор. Я не знаю, что она вложила в эти небольшие сцены, но, очевидно, к этому времени она ушла в себя. Там есть один крупный план, когда она сидит за столом с детьми и говорит - я не знаю, кто бы сыграл лучше! Оказалось, это последняя работа в кино замечательной русской актрисы. Спасибо вам за то, что устроили её выставку.
Жаль, что куда-то уходит профессия артиста драмтеатра. Хотя некоторые говорят: „Вот, театр! Кому он нужен? Сейчас нужны новые формы!“, — но о новых формах я слышал ещё 30 лет назад. Вон, у Чехова было в „Чайке“, кстати, про новые формы. Новые формы хороши, но не даром зарубеж и по сей день учится у традиционной русской театральной школы. Вы знаете, что очень трудно сохранить всё это и, заканчивая своё выступление, я бы хотел поблагодарить вас за то, что вы даёте возможность всё это здесь увидеть.
Выставка продлится до 29 мая 2016 г. Адрес музея: Щепкина ул., 47.стр. 2. м. "Проспект Мира" Часы работы: пт, сб, вк: 12.00 - 19.00, Ср, чт: 13.00 - 21.00, вых.: пн, вт Санитарный день: последняя пятница месяца http://www.gctm.ru/branches/dmsch/ex/nifontova_/
«У МЕНЯ ХВАТИЛО УМА ТАК ГЛУПО ПРОЖИТЬ ЖИЗНЬ» К 120-летию со дня рождения Фаины Раневской
27 августа, в день 120-летия со дня рождения Ф.Г. Раневской /1896 – 1984/, в Главном здании Театрального музея открылась выставка «У меня хватило ума так глупо прожить жизнь». Жизнь и творчество той, которую знали и любили миллионы – незабываемой Раневской – представлена в фотографиях, плакатах, видеоматериалах, а также в рукописях, письмах, телеграммах из фондов музея, Российского госархива литературы и искусства, где хранится архив актрисы, киноконцерна «Мосфильм», к/с Ленфильм, к/с им. М.Горького, Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей РФ, Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда России. Вместе эти материалы показываются впервые. Фигура Раневской полна противоречий, а жизнь парадоксов. Как «неспособную», её в юности не приняли в театральное училище, а в 1992 г. Раневская, наряду с Н.Мордюковой, вошла в десятку самых выдающихся актрис ХХ века по версии английской энциклопедии «Кто есть кто». В качестве псевдонима она выбрала фамилию героини пьесы «Вишнёвый сад», а всенародной любимицей стала благодаря эпизодическим ролям в кино. Знаменитая ироничность по отношению к себе и другим в ней сочеталась с поистине возвышенным состоянием души и способностью сострадать ближнему.
Выставка показывает театральный путь актрисы длиною более чем в 65 лет: от дебюта в массовке в Дачном театре в Малаховке в 1915 г. до последних ролей в Театре им. Моссовета в начале 1980-х гг. /спектакли «Странная миссис Сэвидж», «Дальше – тишина», «Правда хорошо, а счастье лучше»/. Фотогалерея и видеофрагменты ярчайших ролей, сыгранных в театре, дополнены легендарными киноработами Ф.Раневской. Ключевая часть выставки – портреты людей, много значивших в жизни актрисы. Каждый портрет сопровождает комментарий-цитата Фаины Георгиевны или личности на нём изображённой. Здесь друзья, знакомые, коллеги Раневской, вместе с ней творившие уникальную эпоху в отечественной культуре: О.Книппер-Чехова, А.Ахматова, Н.Акимов, А.Коонен, М. Волошин, Б.Пастернак, Л.Орлова, Р.Плятт, И.Саввина, А.Райкин, А.Эфрос, Ю.Завадский, О.Берггольц и многие другие. Здесь и те, кого Раневская называла своими кумирами и учителями: Пушкин, Чехов, Толстой, Станиславский, балерина Е.Гельцер, актёры В.Качалов и Павла Вульф, режиссёры М.Ромм, С.Эйзенштейн, А.Таиров. Всего таких портретов более 70.
«Горький говорил, что «талант – это вера в себя». А по-моему, талант – это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой, своими недостатками, чего я, кстати, никогда не встречала у посредственности», – писала Ф.Раневская. Её тексты с ролями, содержащие множество правок и ремарок – примеры скрупулёзной работы, долгого и требовательного поиска способа сделать образ живым и незабываемым для зрителя, можно также увидеть на выставке. Выставка продлится до 2 октября http://www.gctm.ru/event....nevskoy
3 ноября 2016 г. музей вновь принимает участие в акции «Ночь искусств». С 17:00 до 23:30 акция пройдёт: • В Главном здании Театрального музея им. А.А. Бахрушина, • Доме-музее А.Н. Островского, • Театральной галерее на Малой Ордынке, • в Доме-музее М.Н. Ермоловой, • Театральном салоне на Тверском бульваре, • в Доме-музее М.С. Щепкина, • в Музее-квартире В.Плучека, • в Музее-квартире А.А. Мироновых -А. С. Менакера, • в Музее-квартире Вс.Мейерхольда, • в Мемориальном музее «Творческая мастерская театрального художника Д.Л. Боровского», • в Музее-студии Радиотеатра. В «Ночь искусств» вход на постоянные экспозиции в Главном здании и отделах музея для всех посетителей бесплатный. Также гостей ждут разнообразные экскурсии, мастер-классы, музыкальные и киновечера в отделах нашего музея. Более подробную информацию о программе мероприятий можно получить, пройдя по ссылкам:http://www.gctm.ru/2016/10/26/noch-iskusstv-2016/
2017 год: ВАЛЕНТИН РАСПУТИН: "ВСЮ ЖИЗНЬ Я ПИСАЛ ЛЮБОВЬ К РОССИИ"
Народные драмы В.Распутина на сцене и на экране" к юбилею писателя, которому 15 марта исполнилось бы 80 лет, открылась в Театральном музее им. Бахрушина на Малой Ордынке. "У зрителя будет возможность увидеть фотографии, афиши, видеофрагменты постановок самых значимых произведений В.Распутина "Деньги для Марии", "Последний срок", "Живи и помни", "Прощание с Матёрой", созданных в разных театрах по всей России с 1970-х до 2010-х", - отметили организаторы экспозиции, в состав которой вошли также программки, книги, рецензии. Здесь, например, можно увидеть документацию постановок повести "Деньги для Марии" на сцене Театра имени М.Ермоловой (1979 г.) и МХАТа им. М.Горького (2011 г.), Казанского драмтеатра им. Г.Камала (1982 г.) и Псковского театра драмы им. А. С. Пушкина (1978 г.). Отдельный зал посвящен киноверсиям произведений писателя, классике советского и российского кино. Это, в частности, фильмы "Василий и Василиса" И.Поплавской, "Уроки французского" Е.Ташкова, "Прощание" Л.Шепитько и Э.Климова, "Живи и помни" А.Прошкина. Экспонаты для выставки собирались в театрах - в частности, в Иркутском драмтеатре им. Н.Охлопкова на родине Распутина и в специализированных музеях, а также у родственников писателя. Выставка в Бахрушинском музее продолжит работу до 2 апреля. http://tass.ru/kultura/4086214
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 02 Дек 2019, 10:48 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| В канун юбилея музей запустил знаковый проект «125 шедевров музея им. А.А. Бахрушина». Днем рождения Бахрушинского музея считается 29 октября 1894 г. – день, когда молодой купец А.А. Бахрушин впервые представил публике свою театральную коллекцию. Начало музею положили портреты, письма, документы и мемориальные вещи людей театра. Сегодня фонды музея Бахрушина насчитывают более 1,5 млн. экспонатов и для того, чтобы эту уникальную коллекцию музея смогло оценить как можно большее число любителей театра, музей открывает свои бесценные фонды. Так, начиная с 6 августа, в течение 125 дней, будет демонстрироваться по одному раритету из фондохранилища музея. Откроет выставочный марафон редкая работа из дореволюционного фонда музея художника А.Головина – эскиз декорации к опере М.Мусоргского «Борис Годунов».Среди эксклюзивных предметов – особенные вещи, как собранные основателем музея, так и пополнившие коллекцию позднее. В выставочных залах будут доступны редкие автографы, рукописи, театральные костюмы и личные вещи, принадлежавшие таким великим театральным деятелям, как М.Щепкин, М.Ермолова, Ф.Шаляпин, М.Кшесинская, Г.Уланова, М.Плисецкая, а также работы знаменитых театральных художников – Врубеля, Рериха, Бенуа, Гончаровой, Экстер. В выставочном проекте будет представлен экспонат, связанный с началом коллекции Бахрушина – перчатка М.Ермоловой с отпечатком грима великого итальянского трагика Томмазо Сальвини. Впервые широкая публика увидит эскиз маскарадного костюма, выполненный Великой Княгиней Елизаветой Федоровной. Другая необычная коллекция А.Бахрушина – это собрание зрительных трубочек и биноклей, самых разных видов и форм. Также в проекте примут участие такие характерные экспонаты, как балетные туфли, которые Бахрушин начал коллекционировать в самом начале своей деятельности. Эта традиция была продолжена и сегодня музей гордится своей знаменитой коллекцией балетных туфель. Ряд этих драгоценных экспонатов имеет дарственные надписи и автографы. В рамках выставки предстанет лишь малая их часть – гости музея увидят туфли известнейших артистов балета мирового уровня – Ф.Эльслер, В.Нижинского, М.Фонтейн. http://www.gctm.ru/2019....publiki
Выставка «ПЕРВЫЕ СЮЖЕТЫ. ЛИЦА РУССКОЙ СЦЕНЫ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ»
В музее Бахрушина открылась большая тематическая выставка «Первые сюжеты. Лица русской сцены на рубеже тысячелетий». Театральный музей им. .Бахрушина в 3-й раз выступит со-организатором «Биеннале театрального искусства»-2019. «Первыми сюжетами» в старину называли первых лиц в труппе, тех, на ком держится сцена. Создатели выставочного проекта представят коллективный портрет тех опорных и главных актеров страны, которые удержали русский театр в эпоху катаклизмов и продолжают нести и сохранять его сейчас. Рубежной датой экспозиции станет разделение МХТ. Этот водораздел нового тысячелетия произошел в 1987 г., и стал той точкой отсчета, которая навсегда изменила театральный ландшафт страны. Экспозиция выставки включает более 130 фотографий выдающихся театральных деятелей, десятки записей репетиций легендарных спектаклей, а также целые фрагменты из этих спектаклей, сыгранных на площадках разных театров страны. Кроме того, пространство выставочного зала будет расцвечено яркими цитатами о знаменитых актерах и их уникальной игре из уст таких корифеев театральной сцены, как И.Смоктуновский, О.Ефремов, О.Борисов, К.Лавров, М.Ульянов, О.Табаков, Ю.Соломин, А.Калягин, К.Райкин, А.Ширвиндт, Е.Миронов, О.Меньшиков, А.Фрейндлих, С.Юрский, И.Чурикова, А.Демидова. Наглядное соприкосновение с этими крылатыми выражениями «великих о великих» позволит посетителям вчувствоваться в живое богатство театрального мира, вникнуть в суть актерского искусства.
Актерское искусство из всех искусств - наиболее консервативно. Материалом остается живой человек на сцене, мало изменчив инструментарий. На переломах и переворотах театр сохраняет себя, прежде всего, этой актерской устойчивостью. Вместе с тем, никто как актеры не аккумулируют в себе электричество, когда оно в обществе накапливается. Историю страны можно изучать по смене актерских типов. Недаром лучшие актеры всегда дружны с музеями, дружны с историей, интересуясь своими предшественниками и теми, кто рядом. Когда-то Гамлет называл актеров «зеркалами эпохи». Своеобразными зеркалами, укрупняющими и корректирующими черты современников. Вглядываясь в лица Смоктуновского и Ефремова, Лаврова и Ульянова, Фрейндлих и Нееловой, Яковлевой и Борисовой, — видишь русских людей такими, какими их задумал создатель. Как заметила историк театра Инна Соловьева: «Актеры приносят на сцену не только концентрированные токи земли, но и улавливают и передают залу то космическое излучение, о котором писал Михаил Чехов». Выставка работает до 10 декабря Часы работы музея: вт.-вс. - 11:00 -20:00, пн. - вых. http://www.gctm.ru/2019....heletiy
Театральный музей им. Бахрушина выпустил книгу дневников и писем двоюродного племянника основателя музея М.Д. Бахрушина «Моя жизнь. Материалы для автобиографии».
Купцы Бахрушины, как известно, вкладывали много средств в благотворительность и за это получили звание почётных граждан города Москвы. После революции одни Бахрушины остались в новой России, как, например, сам Алексей Александрович, подаривший свою коллекцию городу ещё до революции, сохранивший в тяжелейших условиях уникальный, первый в мире театральный музей (первоначально называвшийся литературно-театральным) и до конца жизни служивший в нём. Другие Бахрушины вынуждены были покинуть родину и рассеялись по странам и континентам, как это произошло с Михаилом Дмитриевичем. Во время Первой мировой войны он был призван в действующую армию, а после революции отступал с добровольческой армией Врангеля и на пароходе, уходящем с беженцами в Константинополь, случайно встретился со своим родным братом Глебом. Из Турции братья перебрались во Францию, позже Михаил уехал в Лондон, а Глеб – в Нью-Йорк. 2 других родных брата остались на родине. В изгнании, которое для братьев началось в 1920 г. – 100 лет назад, Михаил вёл дневники, писал воспоминания и не прерывал связи с родственниками в России: переписывался со своим троюродным братом – сыном основателя музея Ю.А. Бахрушиным – театральным критиком, историком балета, педагогом, и сёстрами Варварой и Ольгой. Он составил машинописную книгу с фотографиями, коллажами, открытками и, будучи бездетным, в конце жизни передал её своему брату Глебу Дмитриевичу, а уже его сын Дмитрий Глебович – в семью Никулиных, потомков Бахрушиных, проживавших в Париже. В 2016 г. Алексей и Наталья Никулины подарили документ Театральному музею им. Бахрушина, и началась кропотливая работа сотрудников музея по подготовке рукописи к изданию. Важность книги в том, что она позволяет восстановить историю семьи основателя музея и к тому же даёт яркое представление «о начале великого русского рассеяния» – жизни русской интеллигенции в изгнании. Лидия Кудинова 01.04. 2020. Литературная газета https://lgz.ru/article/-13-6731-01-04-2020/vezyet-lish-optimistam/
К 100-летию первого в России кукольного театра Выставка «ТЕАТР ДВИЖУЩЕЙСЯ СКУЛЬПТУРЫ. СТО ЛЕТ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ» 30.10 - 29.11. 2020
Выставка представит многообразие творческого наследия народного художника РСФСР И.С. Ефимова и его супруги Н.Я. Симонович-Ефимовой – живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, всевозможные виды графики. Выставочный проект впервые объединяет уникальные собрания театральных кукол, фотографии о деятельности театра, эскизы кукол, афиши, документы, книги художников и кукольников Ефимовых из различных музеев и архивов. Экспозиция раскроет историю первого в России кукольного театра (театра петрушек) с литературным репертуаром, действовавшего в России с 1918-го по 1944 г.. Ефимовы создали новый вид театра и определили пути его развития. В своем театре они были одновременно мастерами кукол, режиссерами, актерами и даже сочинителями пьес.
Зрители познакомятся с новаторской системой кукол на тростях, которая впервые была применена Ефимовыми в 1926-м и получила признание во всех странах мира. Важной составляющей экспозиции станут оригинальные фотографии кукол и мизансцен 1920-30-х гг., а также специально изготовленные фотографии увеличенного размера, которые запечатлели кукол в «период расцвета», в игре. Перед посетителями предстанут артефакты теневого театра, составляющие еще одну большую часть театрального творчества Ефимовых - искусство силуэта, в котором Н.Я. Симонович-Ефимова справедливо признана одним из лучших мастеров. На специальном экране с подсветкой пройдет демонстрация фигур теневого театра – теневые куклы. Пространство выставки дополняет видеоряд редких кадров ефимовской постановки «Волк и Журавль» (1927 г., 1950-е гг.) и др. видеоматериалов с участием ефимовских кукол (1995 г., 2015 г.). Экспонаты, находящиеся в витринах и органично вплетены в контекст видеоповествования, создают иллюзию движения. http://www.gctm.ru/event....ovaniya
К 155-летию со дня рождения Алексея Александровича Бахрушина Выставка «АЛЕКСЕЙ БАХРУШИН. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»
Экспозицию юбилейной выставки откроет генеалогическое древо рода Бахрушиных и портрет Алексея Александровича с его биографией. Первый раздел выставки посвящен близкому окружению коллекционера. Фото портретная галерея представляет людей, бывавших в доме Бахрушина и оставивших свои автографы в домашнем альбоме. Среди них К.Станиславский, Ф.Шаляпин, А.Бенуа, итальянский трагик Томмазо Сальвини, М.Ермолова. Бахрушины вошли в историю русской культуры своей благотворительной деятельностью. На выставке представлены исторические и современные фото объектов, построенных ими и переданных Москве и Зарайску. Современные фото построенных Бахрушиными домов и церквей сделаны известным театральным фотографом А. Иванишиным. А.Бахрушин, как неутомимый исследователь истории русского театра, спас уникальные архивы и исторические документы, некоторые из них можно увидеть на выставке: дневники М.Кшесинской, мемуары М.Петипа, дневники В.Теляковского. Впервые будут показаны материалы деятельности А.А. Бахрушина, связанные с его научной работой в Государственной академии художественных наук, ликвидированной в 1930-м.
Из коллекции живописи и графики, собранной Бахрушиным, можно увидеть работы Головина, Поленова, Коровина, Врубеля, Шишкина, Родченко, Экстер, Гончаровой. В мемориальном разделе – личные вещи Бахрушина, фото из семейного архива, письменные источники, рассказ о семье – жене Вере Васильевне, одной из первых московских красавиц, детях Юре и Кире, о том, как семья проводила лето, о путешествиях в Европу. Документальная хроника и музыка начала ХХ века помогают перенестись во времени и ощутить его дыхание.Алексей Бахрушин верил, что его труды будут нужны потомкам. Собранная им коллекция стала энциклопедией русского театра, именно благодаря Бахрушину сегодня можно увидеть и узнать, как жил русский театр в XIX в., великих актеров, художников, драматургов, композиторов, балетмейстеров, время созидания «золотой эпохи» в его истории. На выставке представлены самые разнообразные материалы, связанные с российскими Императорскими театрами и его выдающимися деятелями, с частной антрепризой, рождением МХАТ. Выставка работает до 30 марта 2021 г.
|
|
| |