[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Новости и объявления » ВЫСТАВКИ В ЛИТЕРАТУРНОМ МУЗЕЕ
ВЫСТАВКИ В ЛИТЕРАТУРНОМ МУЗЕЕ
Валентина_КочероваДата: Пятница, 15 Янв 2016, 23:04 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6184
Статус: Offline
2016 год:

Выставка "Я СКАЖУ ТЕБЕ С ПОСЛЕДНЕЙ ПРЯМОТОЙ…"


1912.

25 декабря состоялось торжественное открытие выставки «Я скажу тебе с последней прямотой», посвященной 125-летию О.Э. Мандельштама.

Портреты и фотографии поэта и его окружения, автографы, документы, прижизненные издания, книги с инскриптами, рукописи писателя – проект, беспрецедентный по количеству экспонатов и числу музеев и архивов, принимающих участие в создании экспозиции. Материалы можно будет увидеть как в оригиналах, так и полистать с помощью мультимедийных экранов.

Эта выставка - итог многолетней работы по изучению творчества и биографии Осипа Мандельштама. Здесь можно будет узнать неизвестные ранее факты жизни автора, заново увидеть историю страны через призму лирического взгляда чуткого поэта и даже стать свидетелем рождения культовых текстов «Ленинград», «Грифельная ода» и др. Кульминацией выставки станет уникальный опыт мультимедийной реконструкции работы Мандельштама над рукописями, что покажет движение творческой мысли автора.

Посетители смогут увидеть фотографии Осипа Мандельштама и его семьи, виды значимых для поэта мест, портреты работ В.Милашевского, Е.Кругликовой, А.Осьмеркина, оригинальные автографы, афиши выступлений, первые издания книг «Камень», «Шум времени», «Египетская марка» и др. Каждый из залов выставки будет посвящен одному из периодов жизни поэта.

Первый зал - это хроника жизни Мандельштама, его семьи и ближайшего окружения с 1910-х годов до октябрьского переворота.


Александр и Осип Мандельштамы в детском возрасте. Царское Село. 1897

Второй зал посвящен странствиям поэта во время Гражданской войны: в те годы автором были созданы важнейшие поэтические сборники и прозаические книги.
Третий зал расскажет о последнем периоде жизни автора – от ареста 1934 года до смерти в концентрационном лагере в 1938. Особое внимание уделяется пребыванию Мандельштама в Воронеже.
Последний зал экспозиции повествует о посмертной судьбе творческого наследия и архива поэта и о роли Надежды Яковлевны Мандельштам в его сохранении.

В каждом из залов прозвучат стихи в исполнении Осипа Мандельштама из фондов Государственного литературного музея.

«Наша нынешняя выставка просто огромна, она действительно уникальна по своим масштабам. Она призвана рассказать о том, как Мандельштам работал на своими стихами, как оттачивалась в процессе работы его мысль. Мы хотели показать то, что он оставил нам. Однако мы ушли от частностей, скандалов и любовей – у нас была другая задача», – рассказала куратор выставки А.Э. Рудник.
Выставка работает до 27 марта 2016.

Адрес: Трубниковский переулок дом 17 (ближайшие станции метро «Краснопресненская», «Баррикадная», «Смоленская» – на троллейбусе «Б» или «10» до остановки «Дом Шаляпина»)
Время работы: вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье с 11.00 до 18.00, в четверг с 14.00 до 20.00, выходной день – понедельник. Последнее число месяца – санитарный день.
http://goslitmuz.ru/poster/1566/


В ночь с 17 на 18 ноября с ЦДЛ пропала табличка: "Союз писателей СССР. Центральный дом литераторов им. А.А. Фадеева". Скрутили ее сотрудники Государственного литературного музея. Это не хулиганство. На то есть причины. До  26 февраля 2017 года советские писатели "прописались" в Доме Остроухова в Трубниках на выставке "Квартирный вопрос".

Автор идеи проекта директор Гослитмузея Дмитрий Бак уверен: до посещения экспозиции и после знакомства с ней история русской литературы XX века в глазах и умах посетителей будет выглядеть иначе. 
"Нам важны не формальные показатели - количество экспонатов или габариты выставочного пространства, - уверяет Дмитрий Петрович. - Самое главное - соответствие концепции выставки основной миссии нашего музея, степень ее уникальности. ГЛМ отличается от нескольких сотен литературных музеев нашей страны тем, что благодаря своим масштабным коллекциям, мы способны делать выставки-исследования, не просто фиксирующие наличное положение вещей в литературе и культуре, а ставящие новые вопросы и, по мере сил, предлагающие ответы на них". Спорить и задавать вопросы на этой экспозиции хочется на каждом повороте.

Это литературный лабиринт, по которому хочется бродить и размышлять. Лабиринт камерный, но плотно напичканный смысловыми деталями, за которые то и дело цепляешься, а значит, задумываешься, вчитываешься и всматриваешься. И даже вслушиваешься: снимешь трубку телефона - разговор Давида Бурлюка с Лилей Брик подслушаешь. И все - попался, ты уже не в Москве XXI века.

Выставка охватывает период с 1920-х до 1970-х годов. Все начинается с вешалки. Вешалки в прихожей наркома просвещения Анатолия Луначарского. Через метафору жилища организаторы попытались подчеркнуть не различия писателей того периода, а их сходства. Показать не только тех, кто был на слуху и навсегда вписал себя в истории русской литературы XX века, но и тех, кого, увидев на фотографии, мы вряд ли узнаем в лицо. Все эти судьбы настолько противоположенные, но и настолько же переплетены между собой, что только вместе они и есть русская литература XX века.

Из прихожей Луначарского мы попадаем на бурную встречу писателей у Максима Горького в 1932 году - перед нами картина "Ответственность на вас", на которой можно узнать Ф.Гладкова, А.Толстого, М.Пришвина, В.Катаева, С.Маршака, К.Чуковского и др. Аплодисменты здесь не смолкают. Но стоит сделать шаг, как мы уже в коморке, которую разделили М.Цветаева - здесь ее корзиночка, с которой она приехала из эмиграции, - и О.Мандельштам, где разбросаны после обыска его рукописи на полу.

Еще шаг - уголок кухни А.Ахматовой, где на бельевой веревке, схваченное прищепкой, болтается стихотворение "От тебя я сердце скрыла", и стоит ее чемоданчик, с которым не расставалась. Дальше нам распахиваются двери в хоромы по сравнению с предыдущей комнатой - последнюю квартиру А.Толстого, помимо прочего, здесь три письма - 43 и 44 годов, на обрывках блокнота депутата верховного совета СССР. В одном из них он просит у Ботанического сада несколько кустов роз, которые ему необходимы для приусадебного участка, в другом - просит починить его автомобиль. Но наряду с просьбами он заступается за краснодеревщика, который реставрирует его мебель и некоторых других людей.

"Важное понятие этой выставки - двойственность, двоякость, - подчеркивает Эрнест Орлов. - Это относится и к персоналиям выставки - Горький, Фадеев, Твардовский, Симонов или Мандельштам и Платонов. Двоякость, как внутренняя, человеческая, так и ситуаций, в которых они оказались. На это можно посмотреть с разных точек зрения. Что мы и попытались сделать".

Из комнаты Толстого мы попадаем к Булгакову, где тут же упираемся в писательский стол. Здесь практически все говорит о попытке вырваться из ситуации непечатанья, попытки уйти в театр. Рядом - небольшое пространство А.Платонова, здесь многие рукописи - "Котлован", "Епифанские шлюзы" - словно бы прячутся "в стол". Напротив - стол Фадеева, на котором сплошь письма и просьбы…

Дальше мы "выходим" на улицу с военными плакатами, где транслируется хроника разрушения храмов, лагерной жизни, мелькают обрывки статей из газет 30-х годов, можно изучить и список писателей СССР, которых призвали на войну, их адреса. Отсюда попадаем в редакцию "Нового мира", в кабинет редактора Твардовского, который дал возможность многим произведениям встретиться с читателями. Проходя мимо домашней библиотеки, авторов самиздата и тамиздата, работ Солженицына, "всей жизни, отображенной в одном чемоданчике" В.Некрасова, подглядывая его шаржи и рисунки, мы попадаем в кабинет К.Симонова, человека, вернувшего многих писателей читателям, замолвившего слово за воссоздание выставки Маяковского "20 лет работы", небольшой кусочек которой представлен и здесь. 

"Не ждите от этой выставки разговора о литературе советского периода, - предупреждает Анна Рудник. -Конечно, это не совсем так. Это фрагменты, отчасти лего. Выбраны те имена, которые нам показались важными по причине того, что все эти писатели существовали в едином пространстве временном и бытовом. Кто-то был явлен читателю, а кто-то работал в стол. И нам хотелось показать, как включался механизм несвободы. Как некоторые играли по правилам игры, а кто-то остался верен своему внутреннему чутью. У каждого была своя личная жизнь, но была и общая жизнь - литературная".

Эта выставка не дает ответов в лоб: было так-то и так-то. Намеками и полутонами она предлагает разобраться (или попытаться) в истории русской литературы XX века посетителю самому. Подумать, так ли однозначны, как трактуют некоторые, были те или иные литераторы и общественные деятели.

"Квартира тиха, как бумага,// Пустая, без всяких затей, //И слышно, как булькает влага// По трубам внутри батарей…", - писал Мандельштам. Коммунальная писательская квартира в Трубниках не тиха, все там стремится рассказать о прошлом. О чем-то шепотом, о чем-то во весь голос.

Анастасия Скорондаева
20.11. 2016. РГ

https://rg.ru/2016....os.html

2017 год:

«ДУША, НЕ ЗНАЮЩАЯ МЕРЫ…»
3 октября 2017 года в 18.00 в Доме И.С. Остроухова (Трубниковский пер., 17) состоится церемония открытия выставки «Душа, не знающая меры…» к 125-летию со дня рождения Марины Цветаевой.

Стихи и проза Цветаевой широко известны за рубежом и переведены на все языки мира. Уникальность ее поэтического языка не имеет аналога в мировой литературе. Ее творчеству посвящено огромное количество книг и статей, изданных в России и по всему миру.

Юбилейная выставка проведет посетителей сквозь своеобразный, неповторимый мир, который создала Цветаева в своем творчестве. Мы увидим ее жизнь от начала в Трехпрудном переулке до трагического конца в Елабуге. Будет представлен исторический контекст ее жизни и творчества. Друзья, поэты и писатели, которые составляли ее ближний круг.


С.Я.Эфрон, Анастасия и Марина Цветаевы в доме Цветаевых в Трехпрудном переулке. Москва. Осень 2011. Гос.музей историии российской литературы им. В.И. Даля

В фондах музея хранятся уникальные вещи поэта, последний раз они выставлялись на ее столетие в ГМИИ имени Пушкина, но все вместе никогда не были показаны на наших выставках. Будут представлены прижизненные книги, журналы, в которых она публиковалась, рукописи, записные книжки и многое другое.


Анкетно-регистрационная карточка на М.И. Цветаеву Объединения российских земских и городских деятелей в Чехословацкой республике. Прага. 23 августа 1922. © Гос. архив РФ.

Выставка будет иметь не только развивающий, но и просветительский характер. В ее рамках состоятся вечера, просмотры фильмов, выступления исследователей творчества Цветаевой. Будут широко представлены факты из жизни и творчества поэта, которые по сей день не только вызывают повышенный интерес, но и будят горячие споры. Жизнь и творчество Марины Цветаевой в наше время находится еще в процессе осмысления и исследования.

Выставка станет частью реализуемого уже в течение трех лет крупного выставочного цикла, в рамках которого были представлены экспозиции, посвящённые 125-летию выдающихся русских поэтов: А.Ахматовой, Б.Пастернака, О.Мандельштама, имевшие широкий общественный резонанс. В частности, выставка, посвященная 125-летию О. Э. Мандельштама, в 2016 году экспонировалась в Культурном центре им. Фридриха Эберта в Гейдельберге (Германия), а затем в Центре Федерико Гарсиа Лорки в Гранаде (Испания).
Выставка работает до 14 декабря 2017 года.
http://u.to/OSJJEA]....EA]http
Прикрепления: 4906404.jpg(7.6 Kb) · 8706284.jpg(7.2 Kb) · 8072940.jpg(37.4 Kb) · 5775102.jpg(40.5 Kb) · 1717894.jpg(28.4 Kb)
 

Форум » Размышления » Новости и объявления » ВЫСТАВКИ В ЛИТЕРАТУРНОМ МУЗЕЕ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: