ПАМЯТИ ЕВГЕНИЯ ЕВТУШЕНКО
|
|
Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 01 Апр 2017, 22:48 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| НЕ СТАЛО ЕВГЕНИЯ ЕВТУШЕНКО
В США на 85-м году жизни умер советский и российский поэт Е.Евтушенко. По завещанию он будет похоронен в подмосковном Переделкине. Дата и время прощания будут объявлены позже. Евгений Александрович был госпитализирован в пятницу, 31 марта в г. Талса (США). Его супруга М.Новикова рассказала, что это было не плановое обследование, а состояние Евтушенко оценивалось как тяжелое. О его смерти сообщил в субботу его друг М.Моргулис:. «Пять минут назад Евгений Александрович отошел в вечность. Мне позвонил его сын - Женя и сообщил это печальное известие. Жена Маша, к сожалению, не может сейчас разговаривать" Поэт почти до самых последних минут жизни находился в сознании: "он все слышал, реагировал и, конечно, понимал, что столько людей за него волнуется".
Причиной его смерти - остановка сердца. Литератор скончался «мирно, во сне», рассказала М.Новикова. Сам поэт за несколько дней до смерти в разговоре с продюсером своего юбилейного фестиваля признался, что находится в тяжелом состоянии, и пожелал, чтобы все запланированные им концерты состоялись и без него. Кроме того, он просил похоронить его в подмосковном поселке Переделкино неподалеку от могилы Б.Пастернака. 18 июля литератору должно было исполниться 85 лет. В связи с юбилеем был запланирован гастрольный тур Евтушенко по городам России, Белоруссии и Казахстана.
ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО - ЭТО ЦЕЛАЯ ЭПОХА В РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ Он родился в 1932 г. на станции Зима в Иркутской обл. в семье геолога; по свидетельству родителей, уже с детства писал стихи, рано научился читать и пользовался этим, чтобы читать ту литературу, которая была предназначена для более взрослых («В моей голове был невообразимый винегрет. Я жил в иллюзорном мире, не замечал никого и ничего вокруг», - вспоминал он). Но и публиковаться Евтушенко стал рано - первые его стихи появились в газете «Советский спорт», когда ему было 17 лет. Через 3 года появился и первый сборник стихов - «Разведчики грядущего», но сам поэт считал своим настоящим дебютом свою 3-ю книгу «Шоссе энтузиастов» (1956-й, 2-й сборник - «Третий снег» был издан в 1955-м). Буквально следом появились сборник «Обещание» (1957) и поэма «Станция Зима», которую он писал на протяжении 4-х лет. К тому времени относится и первое его выступление «против линии партии» - в 1957-м за защиту романа В.Дудинцева «Не хлебом единым» он был исключен из Литинститута. Всемирную известность ему принесло стихотворение «Бабий Яр», написанное в 1961 г. по следам поездки с писателем А.Кузнецовым, - оно было переведено на 72 языка мира.
«Над Бабьим Яром памятников нет Крутой обрыв, как грубое надгробье Мне страшно. Мне сегодня столько лет, как самому еврейскому народу».
Правда, самому Евтушенко, наоборот, это стихотворение принесло одни проблемы - его обвинили в «выпячивании трагедии» еврейского народа по сравнению с другими. Стихотворение, будто фильм, «положили на полку» - в СССР оно вышло только в 1983 г., затерянное в трехтомнике уже знаменитого поэта. Он с детства вращался в кругах людей искусства, благодаря своей матери, солистке Театра им. К.С. Станиславского. В 50-е он сам стал таким «кругом», войдя в число тех, кого позже назовут «шестидесятниками» и кто определял новый подход к творчеству - по времени формирование этого круга совпало с хрущевской оттепелью. Но и после сворачивания вроде бы начавшихся реформ страны изменения в культуре остались и Евтушенко был одним из их проводников. И если странное выражение «совесть эпохи» имеет какое-то человеческое воплощение, то ею в оттепельные и застойные годы был Евтушенко. Причем, кажется, никому это особенно не нравилось - одни пеняли ему за «обласканность» властью, а другие за то, что благодаря этой обласканности он может позволить себе быть более честным человеком, чем среднестатистический гуманитарий.
Он всегда был в оппозиции и почти всегда считался поэтом гос. уровня. Евтушенко выступал против ввода войск в Чехословакию, писал письма в защиту диссидентов, но одновременно объездил с гастролями всю страну и даже выезжал за рубеж. В США молодого Б.Дилана сравнивали с уже матерым советским поэтом, который (как теперь, после рассекречивания архивов, стало известно) уже в 1963-м, в возрасте 30 лет, номинировался на Нобелевскую премию. С распадом СССР для Евтушенко словно закончилась та страна, в которой он жил и работал. В 1991-м получил работу в одном из американских университетов и перебрался вместе с семьей в США. Правда, регулярно возвращался в Россию, чтобы выступить перед своими поклонниками (его концерты всегда проходили с неизменным аншлагом) или получить госнаграду (в 2010-м он стал лауреатом Госпремии России). Он так и не получил Нобелевку по литературе на которую выдвигался регулярно, хотя никогда не входил в число фаворитов; но фаворитом не был и Б.Дилан, ставший лауреатом -2016. А Евтушенко уже остался в памяти благодаря своим стихам, в которых есть и вопросы («Хотят ли русские войны?») и ответы («Поэт в России больше, чем поэт»). https://rg.ru/2017/04/01/umer-evgenij-evtushenko.htm https://lenta.ru/news/2017/04/01/heart/ https://www.gazeta.ru/culture/2017/04/01/a_10606649.shtml#page2
Церемония прощания с Евгением Евтушенко пройдет в США и в России НЬЮ-ЙОРК, 1 апреля. /ТАСС/. Церемония прощания с Е.Евтушенко состоится как в США, так и в России, в Москве. Об этом сообщил ТАСС близкий друг поэта и семьи М.Моргулис: Я только что разговаривал с Машей, она сказала, что основное прощание, гражданская панихида пройдет в Москве, в одном из больших залов столицы. Но до этого прощание обязательно состоится и в Америке - для друзей, близких и коллег поэта, - сказал он. О более точном месте и дате проведения гражданской панихиды супруга обещала проинформировать позже. http://newsrbk.ru/news....ha-i-v-
ОЛЕГ ПОГУДИН о смерти Евтушенко: к таким событиям никто не готов Народный артист России ОЛЕГ ПОГУДИН прокомментировал RT смерть Евтушенко, скончавшегося 1 апреля: «Это горе. К таким событиям никто не готов. Это очень тяжёлая утрата и потеря, вместе с ним сохранялась связь времён. Чем меньше становится людей, которые творили историю и отдавали себя людям следующих поколений, тем тяжелее становится, пусто и холодно». Он отметил, что память о Евтушенко всегда будет очень светлой и сохранится на долгое время. «Он сделал очень много. Я имею в виду не только его творческую деятельность, но и общественную, преподавательскую. В последние четыре года мы с ним подружились, общались редко, но близко. Для меня это и личная утрата» https://russian.rt.com/russia....-vremya
ЛЕВ АННИНСКИЙ: ЕВТУШЕНКО СОХРАНИЛ ЖИВУЮ СВЯЗЬ С РОССИЕЙ Советский и российский лит. критик, писатель, публицист, литературовед Л.Аннинский прокомментировал смерть Е.Евтушенко. «Сколько жизненных сил судьба дала этому замечательному человеку. Он не выцеживал шедевры, понимая, что они есть, но рядом с ними всегда есть стихи, которые не станут шедеврами. И тем не менее, он писал всё, что ему хотелось. Некоторые одарённые поэты считают, что оставлять нужно только шедевры» По его словам, Евтушенко не отделял стихи в какую-то особую реальность, он подкреплял свою поэзию поездками, которые осуществлял «по чаянию души». «Наконец, он рискнул уехать с родины, но удивительным образом сохранил живую связь с Россией, это мало кому удавалось. Он умер на руках близких, не мучаясь, счастливый человек. Он останется в русской и мировой поэзии и в памяти истории, как уникальный счастливец, который разделил свою одарённость с эпохой, и эпоха ему ответила взаимностью», - подчеркнул литературовед.
|
|
| |
Ольга_М | Дата: Воскресенье, 02 Апр 2017, 16:26 | Сообщение # 2 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 57
Статус: Offline
| ПОЭТ ЖИЗНИ. БЫКОВ О ЕВТУШЕНКО Литературный критик Д.Быков прокомментировал радио «Звезда» кончину Е.Евтушенко: «Евтушенко был поэтом жизни, он многим помогал, он сделал действительно очень много добра. Когда я Окуджаву спросил, как он к нему относится, тот сказал, что Евтушенко, прежде всего, добрый, и это надо всегда помнить. И он, действительно, всегда выступая на стороне жизни, не просто многим помогал, не просто много поддерживал, не просто героически противостоял травле». Он также добавил, что для Евтушенко всегда человеческое было выше эстетического, выше красивого, и в этом смысле, он занимал позицию очень уязвимую и очень важную. Стихи остаются спорными, живыми, с ними возможен диалог, и сейчас уже невозможно сомневаться, что поэтом Евтушенко был великим, подвел итог Быков. https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201704012208-fs2g.htm
Д.Быков рассказал т/к "Дождь" о том, какую роль поэзия Евтушенко играла сначала в советской, а потом российской литературе: Евтушенко противопоставляли И.Бродскому. Они оказались передовыми всадниками двух враждующих отрядов. И это были не только московский и петербургский отряды. Это были андеграунд и официальное искусство, поэзия эстрадная и поэзия интеллектуальная. Но потом вдруг выяснилось, что Евтушенко в своей интеллектуальности, в своей напряженности мысли от Бродского мало отстает. У Бродского тоже много стихов на случай, стихов откровенно публицистических, например, «Подражание Горацию». Из противостояния Евтушенко-Бродский никто не вышел победителем. Неверно говорить, что Бродский, получив Нобелевскую премию, оказался чемпионом. Евтушенко выбрал сторону живых, а Бродский взял сторону мертвых, которые всегда в большинстве. Евтушенко взял сторону живых, ошибающихся, очень часто сбивающихся, но это не делает его слабее, потому что важно не быть правым (правоты нет). Важно с особенной полнотой выражать свою точку зрения, но так, чтобы это становилось фактом искусства. И в этом смысле то сознание, которое выражал Евтушенко, ничуть не уступало тому, что представлял Бродский.
1970-е - самое сложное советское время, с замечательной полнотой и ясностью выражено в лучших текстах и Бродского, и Евтушенко. Поэтому я и ставлю рядом такие стихи, как «Осенний крик ястреба» Бродского и «Монолог голубого песца» Евтушенко. Со временем лучшие его стихи выделились в отдельный пласт. Это произведения 50-х годов (в том числе поэма «Казанский университет»), где ему очень много удалось высказать. И, конечно, это стихотворения поздних 60-х и первой половины 70-х, когда он переживал некий кризис среднего возраста. Он пришелся примерно на его сорокалетие и два-три года вокруг. Потом, конечно, в его творчестве начала копиться некоторая инерционность.
У Евтушенко не было компромисса с властью. Он понимал, что был ее витриной и голосом, но он ей не подчинялся. В то время существовала ниша посредника между властью и народом. Сейчас такой ниши нет, потому что власть о своем народе не заботится. Но в 1970-е такая ниша была. Тогда власти нужно было транслировать какие-то свои намерения, и, соответственно, получать обратный сигнал. Евтушенко относился к этой власти с уважением, и она к его мнению прислушивалась. И он в этой нише очень сложной морально, надо признать, принес очень много добра. https://tvrain.ru/articles/evtushenko-431321/
И, конечно, последняя память:
Спасибо Марине Л. http://oleg-pogudin.elegos.ru/forum/34-3554-1#30917
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 08 Апр 2017, 11:02 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| В США ПРОСТИЛИСЬ С ЕВГЕНИЕМ ЕВТУШЕНКО В американском городе Талса завершилась церемония прощания с Е.Евтушенко. Церемония проходила в большом актовом зале КЦ университета, где поэт проработал последние 25 лет. Проститься с ним пришли порядка 600 человек. «Атмосфера была замечательная, все было очень трогательно, многие плакали. Сыновья Евгения Александровича - Саша и Женя - читали его стихи: один исполнял их по-русски, другой переводил на английский», – заявил Моргулис. на церемонии выступили генконсул России в Хьюстоне (штат Техас) А.Захаров, проректор университета Талсы Роджер Блейс, профессор Роберт Дональдсон (именно он 25 лет назад пригласил Евтушенко преподавать в Талсу).
Отпевание поэта состоится в Переделкине 10 апреля, на следующий день запланирована гражданская панихида в ЦДЛ в Москве, после чего пройдут похороны на кладбище в Переделкине. Глава московского департамента торговли и услуг А.Немерюк подтвердил, что Евтушенко будет похоронен на кладбище в Переделкине: «Письмо от родственников мы получили вчера. Вопрос решен положительно. Е.Евтушенко в соответствии со своим завещанием будет похоронен на кладбище в Переделкине». 06.04.2017. https://www.gazeta.ru/culture/news/2017/04/06/n_9888881.shtml
По предварительным данным, отпевание Е.Евтушенко пройдет 10 апреля в храме Игоря Черниговского в Переделкине. Об этом сообщил настоятель храма Святой Татьяны при МГУ протоиерей В.Вигилянский, который будет проводить обряд. Гражданская церемония прощания с усопшим состоится 11 апреля в ЦДЛ. В тот же день поэт, в соответствии с его последней волей, будет захоронен на кладбище в Переделкине рядом с могилой Б.Пастернака. "Я был потрясен: оказалось, что единственное свободное место для захоронения Евтушенко находится буквально в метре от мемориального участка семьи Пастернака. В ногах старая яблоня, за головой березка. В радиусе 50 метров нет ни одного такого участка", - написал протоиерей на своей странице в Facebook. http://www.vesti.ru/doc.html?id=2874761&tid=110642
На Переделкинском кладбище выбрали участок, где похоронят Евгения Евтушенко Переделкинское кладбище - ближайший погост к знаменитому дачному поселку, где жили и творили известные писатели, поэты, киношники. Здесь лежат десятки знаменитостей. Официально кладбище уже много лет закрыто - хоронить больше негде, земли нет. Новые могилки здесь появляются только на семейных участках. Но для Евтушенко, разумеется, сделают исключение. В воскресенье здесь начали подготовку к будущему захоронению классика-шестидесятника. Могилу Б.Пастернака видно издалека - большой белый камень. На этом же участке лежат несколько родственников поэта.
- Лет 5 назад сюда подзахоронили сноху Бориса Леонидовича - вдову его младшего сына, - рассказывает мужик с граблями, рассовывающий по черным мешкам старые листья и нападавшие за зиму ветки. Старожил здешний. Буквально в 5 м. отсюда покоится К.Чуковский. Дальше по аллее - А.Тарковский. Р.Рождественский - в нижней части кладбища. Для Евтушенко предварительно приготовили место буквально через асфальтовую дорожку от Пастернака. Чуть выше, кстати, могила еще одного поэта, В.Комова (на его стихи написаны ставшие народными песни «Я назову тебя зоренькой», «На побывку едет молодой моряк» и мн. др.).
- По большому счету, других подходящих участков сейчас на кладбище и нет. Есть пара вариантов, но они довольно далеко от могилы Пастернака. А нам бы все-таки очень хотелось выполнить последнюю волю Евгения Александровича. Мы пока этот участок расчистили. В начале недели ждем высокую комиссию из разных ведомств, которая будет принимать окончательное решение. Нужно еще понимать, что тут с грунтом. Насколько мы слышали, похороны должны состоятся в субботу. - рассказал один из сотрудников погоста.
Есть еще одна задачка, над которой предстоит поломать голову сотрудникам ГБУ «Ритуал». Кладбище старое, все очень плотно. Дорожки между могилками очень узкие. Попрощаться с поэтом совершенно точно придет огромное количество людей. Как все это организовать? К слову, поклонники поэта начали приезжать на Переделкинское кладбище с самого утра воскресенья. В основном, люди зрелого возраста. Смотрят место, где будет похоронен великий русский поэт.
- Я с Евтушенко встречался один раз в жизни, это было около сорока лет назад. Он здесь на крестный ход был, приходил вот в храм неподалеку - и это, заметьте, в советское время еще было. Я тогда автограф у Евгения Александровича взял. Конечно, стихи его в свое время читали, и очень нравилось. У Евтушенко была такая поэма - «Северная надбавка». Там шла речь о том, что эту надбавку людям не просто так платят, а за работу в тяжелых условиях. Я сам в свое время около 15 лет на северах отработал, знаю, что это такое... - рассказывает пенсионер Василий Михайлович, бывший милиционер из поселка Московский, что неподалеку. http://www.kp.ru/daily/26661.7/3682365/
Церемония отпевания поэта Е.Евтушенко прошла накануне в подмосковном Переделкино
Прощание в ЦДЛ
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Вторник, 05 Апр 2022, 18:19 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| «ПОЛУЧАЕТСЯ, ЖИЗНЬ НАСМАРКУ». РАЗГОВОР О ЕВГЕНИИ ЕВТУШЕНКО Прошло 5 лет со дня смерти Е.Евтушенко. О чем сожалел поэт в последние годы жизни, вспоминает протоиерей В.Дудин, настоятель Свято-Иверского храма в поселке Теплое Тульской обл. В Теплое Евтушенко приезжал на могилу своей няни.
- Вы говорили с Е.Евтушенко незадолго до его смерти. О чем был этот разговор?
- Это было после его выступления в нашем Свято-Иверском храме, в поселке Теплое, когда Евгений Александрович читал свои стихи. С ним было 4 съемочные группы, но потом они уехали, а он остался, очень хотел со мной поговорить. Мы долго сидели, до 9 вечера - ужинали, пили чай и «Абрау-Дюрсо». Он говорил вот о чем… Его замысел был - соединить две цивилизации, две культуры, США и Россию. Евгений Александрович - дипломат и проповедник мира, и он призывал всех к миру через свои выступления в храмах различных конфессий. Рассказывал, как выступал в синагоге, в мечети и - что для него было особенно важно - в Свято-Николаевском православном соборе в Вашингтоне. Этот собор вмещает примерно 1,5 тыс. людей, но пришло где-то 2,5. Там присутствовали выдающиеся люди, например, политический деятель Нельсон Мандела - он отстоял 1,5 час. все выступление, даже не присел. Но Евгений Александрович очень печалился, что ему не удалось соединить руки США и России. «Получается, жизнь насмарку», - он очень об этом досадовал. Переживал, что в политических сферах мира нет и не планируется, а это наносит урон в том числе и культурным отношениям. Железный занавес сняли, но исподволь напряженность все равно присутствовала.
- Как он относился к своим критикам? - У него было много идеологических противников, оппонентов, это надо понимать. Во-первых, это поэты, известные люди. Во-вторых, недоброжелатели политического цеха. Его мама - украинка, он носил ее фамилию. Украина - его вторая, любимая родина. Он рассказывал, как в 72-м году выступал в США, читал стихи и там на него напали украинские националисты. Толкнули со сцены, он упал, сломал два ребра, потом долго лечился. После этого, говорил, у него родился замысел: построить в России, где-то в Москве, огромную статую - по аналогии со статуей Свободы, а назвать ее статуей Ответственности. Потому что свобода и ответственность за свои поступки - взаимосвязанные понятия Евгения Александровича в основном критиковали за то, что он уехал в США. Лжепатриоты обвиняли его в предательстве. «Вот эта тема, она просто замучила меня. Надо постоянно опровергать, разъяснять, что никуда я не уехал, что я живу и здесь в Переделкино, и в США преподаю». - говорил он. Но они специально нагнетали, что он предатель и бросил родину. А он всех прощал. У него не было ненависти, неприязни. Он со всеми разговаривал ровно, доброжелательно, уважительно, потому что верил в презумпцию порядочности - это его слова: «Если человек не проявил себя подлецом, он для меня родной».
- А чего он не терпел в людях? - Немирности. Он говорил, что среди деятелей культуры видел людей, которые причиняли друг другу много зла, и это было совершенно страшно. Евгений Александрович повторял слова Пушкина о том, что «гений и злодейство две вещи несовместные»: «В этом я точно убедился. Каждый гениальный человек - он очень прост. Это касается всех мировых деятелей, кто действительно имеет очень большой вес, это гениальные люди. Они совершенно просты и беззащитны». Но сам он не считал себя гением. Как он говорил: «Талант - я ощущаю. Это дар слова, и это не отнять, это рождается само, внутри. Но считать себя светильником - неправильно».
- Как он себя чувствовал в тот день, когда вы общались? - Был бодр и очень воодушевлен. Для выступления в храме мы поставили ему стол и кресло. Он выступал сидя, это длилось очень долго, часа два. Встать ему помогали - у него же был протез. Но когда вставал, шел уже сам. Он очень радовался, что сбылась его мечта, что он читает стихи в храме своей няни, что смог ее таким образом помянуть. Был как на крыльях! Потом планировал поехать с выступлениями дальше по стране, хотя очень тяжело болел раком. У него был живой характер. Евгений Александрович настолько проникновенно смотрел на все происходящее, настолько ему была интересна сама жизнь! Вопреки тяжести физических ощущений, у него были очарованные глаза: все его очень интересовало и волновало.
- Что он думал о смерти и как относился к своей болезни? - На все, как он говорил, Богом определено время, и это время мы должны принять как дар. Его слова в нашем храме звучали как проповедь. Он призывал всех молиться и не забывать, что над нами прежде всего есть Бог, а уже потом думать о наших нравственных коллизиях. Он смерти не боялся и надеялся, что все, что надо было сделать, он делал так, как ему подсказывала совесть. О себе же он говорил: «Я человек не культовый. Прилюдно класть поклоны, показывать набожность я стесняюсь. Я считаю, это как-то не совсем удобно. В душе я всегда в Бога верил, но внешне этого никогда не проявлял». Я не был удивлен, услышав это. Те нравственные основы, которые есть в его стихах, они же все есть и в Евангелии - любовь к миру и к человеку прежде всего.
- Ваш храм Евтушенко называл «Нюрин храм», то есть храм его няни. Расскажите о ней.
- «Спасибо тете Нюре - за то, что я в литературе», - есть такие стихи у Евгения Александровича. Это человек потрясающей доброты! Она ведь и замуж не вышла, всю жизнь вложила в него. Как, говорит, его брошу? Она жила в маленьком домике в соседнем селе Казанское. В 1927 г. храм у них разорили и закрыли. Анна Никитична спасла оттуда несколько старинных икон, принесла себе домой и там молилась. Потом она передала их в наш храм. Евгений Александрович к ней приезжал, навещал ее. Она говорила, что мир со времен ее молодости очень изменился. «Куда делись эти люди? Где эти люди?» - спрашивала она у меня, когда я приехал сюда служить, ее соборовал и исповедовал. «Какие были люди! Какое было духовенство! Куда это все ушло?» - со слезами вспоминала она. Я отпевал ее здесь, в этом храме. Евгений Александрович тогда был в США - преподавал в университете и никак не мог вырваться. Он приехал уже после ее смерти, мы вместе ходили на могилку, отслужили панихиду.
- Каким он вам показался при первой встрече? - Я хорошо знал и любил его стихи, на них же было написано огромное количество песен. И вот мне говорят, что Евгений Александрович приедет на могилу к своей няне: «Вы его встретьте, отвезите туда». - «Ну хорошо, будем очень рады». Очень простой, доступный человек. Никакой заносчивости или малейшего всполоха недовольства. Легкий в общении, мог деликатно все объяснить, успокоить. Даже кому-то отказать - и то получалось деликатно.
Разговаривать с ним - большое счастье. Он очень обогащал, рассказывал о событиях своей жизни и об известных людях, с которыми постоянно сталкивался. Он ведь жил практически весь XX в., все прошло перед его глазами. Потом он приглашал меня в Переделкино к себе на дачу, водил в музеи Пастернака, Чуковского, Окуджавы. Он боролся, чтобы эти музеи сохранить, выступал вместе с Нэнси Рейган, женой американского президента.
- Что запомнилось из его рассказов? - Он говорил о своем детстве - как приходилось плясать в поезде, чтобы зарабатывать на хлеб, даже такое было во время войны. О том, как за ним постоянно следили в период последних лет советской власти, на него даже было заведено политическое досье. И подслушивающие устройства устанавливали. Рассказал такой интересный эпизод. Чтобы где-то дома ни о чем не говорить с другими писателями, он встречался с ними на могиле Б.Пастернака. Там была лавочка. А потом оказалось, что на этой лавочке органы КГБ установили микрофон, а на дереве рядом прикрепили антенну. И все его разговоры очень четко записывались, прослушивались, все было известно. Но он, говорит, как-то внимания даже не обращал. «Меня вроде бы уважали, все это не вызывало у меня никаких опасений и страхов». А говорились там опасные вещи, Евгений Александрович был очень прямой человек.
- Как он вел себя с прихожанами? - Молился, крестился, ставил свечу, со всеми уважительно разговаривал. Люди-то знают его, подходят кучкой, все хотят поблагодарить за его позицию, за жизнь, за стихи. И он сразу переходил на поэзию, читал стихи, иногда они сами начинали читать - его это радовало, забавляло. Он очень любил общаться с простыми людьми. У него брали автографы, и он с такой любовью, с таким уважением со всеми говорил. Я стоял рядом, наблюдал, и казалось, что к нему подходили как к какому-то старцу за благословением. Так интересно было смотреть на эту любовь… Я услышал от подходивших просьбы связаться с кем-то в Минкультуры, за кого-то похлопотать. Он обещал: «Вы напишите, дайте телефон, фамилию, я попытаюсь позвонить, связаться через газету. Может быть, я смогу что-то сделать». Он старался в каждом принять участие, хотя в последние годы ему уже было не так просто общаться.
- Чем современны стихи Евтушенко сегодня, на ваш взгляд? - Как-то я говорил об этом с нашим владыкой Алексием (Кутеповым), митрополитом Тульским и Ефремовским. Он оказался большим почитателем Евтушенко! Рассказал, как в студенчестве пропускал занятия и бегал с друзьями в Политехнический музей слушать его выступления. И потом начал читать стихи… Он сказал, что вся его поэзия имеет духовно-нравственное значение, что у него нет не духовно-нравственных стихов. Читая Евтушенко, мы проживаем XX в. Люди не всегда захотят читать духовную литературу, жития, чтобы оттуда почерпнуть урок. А стихи Евгения Александровича - одновременно и светские, и духовные, в них вся палитра человеческой жизни, все мироощущение любого человека. Каждый узнает в них свои чувства, свою боль. Вероника Словохотова 01.04. 2022. Правмир https://www.pravmir.ru/polucha....ushenko
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Вторник, 19 Июл 2022, 11:51 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
| К 90-летию со дня рождения Я - НАСТОЯЩИЙ РУССКИЙ
Над Бабьим Яром памятников нет. Крутой обрыв, как грубое надгробье. Мне страшно. Мне сегодня столько лет, как самому еврейскому народу.
Мне кажется сейчас – я иудей. Вот я бреду по древнему Египту. А вот я, на кресте распятый, гибну, и до сих пор на мне – следы гвоздей...
... Над Бабьим Яром шелест диких трав. Деревья смотрят грозно, по-судейски. Всё молча здесь кричит, и, шапку сняв, я чувствую,как медленно седею.
И сам я,как сплошной беззвучный крик, над тысячами тысяч погребённых. Я – каждый здесь расстрелянный старик. Я – каждый здесь расстрелянный ребёнок.
Ничто во мне про это не забудет! «Интернационал» пусть прогремит, когда навеки похоронен будет последний на земле антисемит.
Еврейской крови нет в крови моей. Но ненавистен злобой заскорузлой я всем антисемитам, как еврей, и потому – я настоящий русский! https://lgz.ru/article/-28-6842-13-07-2022/ya-nastoyashchiy-russkiy/
ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО: «НЕ ЗАБУДЬ СВОИХ ДЕТЕЙ, СТРАНА»
Евгению Евтушенко – 90! Перечитывая стихи поэта, поверить в это невозможно. В них столько энергии, лёгкости, юношеского задора и любви. В них такая острая актуальность, такая жажда мира и добра, словно написаны эти строки сегодняшней ночью, а не годы или десятилетия назад. И кажется, что 18 июля по сложившейся годами традиции, он снова выйдет на сцену Политехнического, вскинет к небу руку, и голос его полетит над рядами, пробуждая радость и восторг. Но это только кажется, потому что минуло уже 5 лет, как он унёсся туда, в небесную синь, куда так любил устремлять свой взор. И уже оттуда напоминает нам о себе в самые сложные или радостные наши минуты. Стихами напоминает. Песнями. Своей миротворческой мудростью, которой так недостаёт нам всем в эти смутные времена. Именно теперь с особой тоской и остротой понимаешь, как нужен сегодня России Евтушенко, великий поэт с душой, открытой человечеству. Поэт, чьи музы не замолкали, когда гремели пушки. Его музы продолжали дарить людям мечту о мире, о счастье, о любви. Его стихи и сегодня дарят нам эту мечту. И эту любовь. Его голос звучит не в зале Политехнического, а в нашей душе.
Снег забывает, что он снег, Когда на нём от крови пятна Снег забывает, что он снег, Когда потери безвозвратны. Ребенок может на войне Забыть о том, Что он ребенок. Но не забудут и во сне Отец и мать Его глазенок. Не забудь своих детей, страна, Стала детским садом им война. Посреди летающих смертей Можно все забыть, Но не детей! Забудет подо льдом вода, Когда она была в заливе. Но не забудет никогда Россия, что она - Россия. Пускай забудут города, Как их бомбили Но лишь бы люди никогда, Что они ЛЮДИ, Не забыли! Не забудь своих детей, страна, Стала детским садом им война. Посреди летающих смертей Можно все забыть, Но не детей! 1981 г. https://teatral-online.ru/news/31894/
ВЕНИАМИН СМЕХОВ: «ЧЕЛОВЕК СОСТРАДАЮЩИЙ»
Вениамин Смехов, один из друзей поэта, поставивший спектакль по его стихам с молодыми актерами Таганки. - Вениамин Борисович, вы были одним из друзей Е.Евтушенко. Как вам кажется достаточно ли оценена сегодня в России его роль в истории российской поэзии и в российской истории? - Все что и как совершил Евтушенко – лидер шестидесантников – бесценно и уникально. Сравнивать в жанре «модного приговора» – его, Беллу, Андрея, Булата, Роберта, Володю и Иосифа – дело сугубо личное, временное и не опасное для жизни.
- В чем особая заслуга Евтушенко? - Мне кажется важным сказанное в 1973 г. Ю.П. Любимовым: «Болтать горазды все. Но на действующую акцию способен только один Евтушенко». Это о танках в Праге, Бабьем Яре, «наследниках Сталина» и о Солженицыне.
- В Советское время Евгений Александрович был одним из немногих представителей русской поэзии за рубежом, он часто ездил с выступлениями по всему миру, а впоследствии вел курс русской литературы в университете США. Можно ли сказать, что он занимался продвижением русской культуры в мире? - Можно сказать, что поэты не для того живут и творят. А можно вспомнить полные залы в десятках городов СССР, любимые миллионами слова его песен, например, символично звучащие ныне – «Вальс устарел?» А еще славно было видеть уже в ХХI в. благодарную аудиторию в знаменитом университете Эмори в Атланте (студенты звонко читали Жене его стихи в английских переводах) и горячие сотни лиц эмигрантов на вечере-концерте Евтушенко там же, в штате Джорджия. Значит, поэты живут и творят – и для этого.
- Что было главным во взаимодействии Евтушенко с Театром в широком смысле и для вас лично? - Женя взаимодействовал везде – в театре, в общественной жизни, в «Новом мире», в кино, с Шостаковичем в 13 симфонии, в Лужниках, в Политехническом музее. Термин, определяющий его характер – «человек сострадающий».
- Расскажите о вашем общении во время работы над спектаклями по его произведениям? - После премьеры спектакля «Товарищ, верь» Евтушенко решил подарить банкет участникам спектакля от имени Пушкина. У Любимова в кабинете я спросил: «Женя, ты делаешь это по праву наследника Пушкина?» Он ответил свежим стихотворением, в финале которого было: «И говорю, как на безрыбье Пушкин: друзья мои, прекрасен наш союз!» В 1971, на репетиции его пьесы «Под кожей статуи Свободы» я звал его, и он являлся по утрам и учил актеров читать стихи. Тогда же я снимал к 150-летию Н.А. Некрасова телеспектакль, и Женя по моей просьбе отделил имя и поэзию поэта от школьной программы: так читал его стихи и так рассказал о могучем наследии и о влиянии некрасовском – на поэзию России XIX и XX вв. Был Новый Год, на котором Женя хотел быть со мной и моими друзьями – учеными из МГУ. Его не беспокоили просьбами читать стихи и комплиментами, и в час ночи он решил сбежать и увлек меня с собой. Мы посетили пляски и выпивки в ЦДЛ, в Доме актера и в Доме кино. Его накормили любовью. У него была неукротимая жажда жизни. Он помогал многим, и я свидетель его чрезвычайной поддержки блестящего художника Б.Заборова. Женя нелегально перевез в Париж и передал другу О.Целкову слайды и работы Бориса, что стало важной ступенькой в начале очень успешного пути художника в эмиграции в 1980-1990-е годы.
В 2012 г. из Талсы в Оклахоме Женя позвонил мне с просьбой поставить, придумав, монтаж по его стихам. Это звучало как завещание. Я поставил с молодыми любимовцами «Нет лет». Слава Богу, и актерам, и зрителям спектакль доставил радость. Женя прислал письмо, посмотрев запись, а в 2014 сам посетил наш спектакль. Порядок того дня: хворый, с ампутированной ногой, он долетел из Талсы до Нью Йорка, оттуда – 10 час. – и он в Москве, в Переделкине, у себя. Затем, приняв душ, боясь опоздать, прибыл на Таганку и с красавцем сыном Женечкой посмотрел спектакль, впечатлился, попросился на сцену. Зрители и актёры, окружившие кресло с поэтом, получили колоссальное удовольствие. Его часы визита отсчитывали вторые сутки, и мы с моей женой Глашей и с тремя актрисами сдались милости академика И.Урилова и в опекаемом им ресторане на Арбате, не спеша, отметили праздник спектакля. И говорили, как на безрыбье Тютчев: «Умом Россию не понять». Надеюсь, знающие люди, приняв во внимание весь карнавал биографии Евтушенко, сделают правильный вывод о том, как сильно повезло всем и каждому, кто знал стихи и прозу жизни небывалого чудотворца, благодетельного и любвеобильного сибирского богатыря-интеллигента Е.А. Евтушенко. Мария Новикова 18.07. 2022. журнал "Театрал" https://teatral-online.ru/news/31893/
У него было отчасти особое положение в литературе: и хвалить его, и ругать представлялось бессмысленным, когда не отдавало дурновкусием: слишком знаменит, слишком триумфален, слишком наверху. Были в стране советов определённых периодов люди, не знавшие Евтушенко? Едва ли… Можно ли вообразить в современном мире поэта, общающегося с людьми уровня Кеннеди, английской королевы, с представителями закрытых политических элит? Невозможно... Его рифмы порой стоило выписывать в столбик: столь свежи, оригинальны, хороши: стихи не требовались. Футуристы сочли бы сие не плохой игрой: столбики оригинальных, в основном корневых рифм, без стихов. В 70-е он писал сильно: интенсивность насыщения строк была высока, и солнечная наивность, бившая от них пучками, покоряла. Нечто от песни: Солнечный круг, небо вокруг… – мерцало во многих стихах Евтушенко: детская, радужная простота при несомненном мастерстве. Но «Казнь Стеньки Разина» рвалась и бушевала, разлеталась суммою цветовых картин, и гудела колоколом. И вдруг – как на другом полюсе: «Со мною что-то происходит…» Совсем иное, с примитивной рифмовкой, но столь трогающее за душу, что само просится в песню. Песен, разумеется, на стихи его было сложено много, разных, удачных и не особенно, но это ни о чём не говорит: на стихи Б.Слуцкого нет песен, что нисколько не умаляет его поэтического величия. Казалось, Евтушенко готов был писать всегда, обо всем, двумя руками: лирика, поэмы, зарифмованная публицистика, шуточные стихи, романы, пьесы: необъятный ком его катился на реальность, и чего только не мелькало внутри оного кома: каких только материалов не пошло на его состав…
Мы те,кто в дальнее уверовал, - безденежные мастера. Мы с вами из ребра Гомерова, мы из Рембрандтова ребра.
Не надо нам ни света чопорного, ни Магомета, ни Христа, а надо только хлеба черного, бумаги, глины и холста! Смещайтесь, краски, знаки нотные!
Так заявляет якобы Ван Гог: персонаж одноимённой драмы Евтушенко, и с заявлением едва ли поспорить. У Евтушенко было много красок в палитре, он мог петь разными голосами и примерял совершенно не похожие маски. Он и восхвалял, к примеру, и ниспровергал Сталина совершенно искренне: так думал в момент написания текста. Вероятно, будущих антологий: не нынешних, скороспелых, постоянно выпускаемых кем-то, а взвешенных, когда пройдёт время без стихов Евтушенко представить нельзя. И это также верно, как и то, что никогда уже в технократически-технологическом, закрученных на денежных стержнях социуме поэты не будут обретать популярность, адекватную популярности Е.Евтушенко. https://ruskline.ru/analitika/2022/07/18/k_90letiyu_eevtushenko
Олег Погудин: 18 июля 1932 г. родился Евгений Евтушенко. Маяковский написал о Пушкине: "Я люблю вас, но живого, а не мумию...", - никогда не видав Александра Сергеевича. Могу сказать то же самое о Евгении Александровиче более весомо - ведь мы были знакомы, общались, встречались в Москве и Париже, Новгороде, Екатеринбурге и Казани. Он никогда не был памятником, каким его многие стремятся сделать, был сложным, противоречивым, пристрастным... и больше всего на свете любил литературу. Свежий номер "Литературной газеты" выбрал для публикации в честь его 90-летия стихотворение "Бабий Яр". Выбор, мне кажется, очень точный - ведь
Поэт в России - больше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет....
В одном четверостишии Пушкин, Некрасов, Блок и сам Евтушенко. И то, что его стихи восхищают аудиторию на праздновании в день рождения его замечательного современника, А.Дементьева, означает настоящее торжество поэзии! С днем рождения, Евгений Александрович!
https://vk.com/id710438937?w=wall710438937_156%2Fall
ВЫСТАВКУ ВЕЩЕЙ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ЕВГЕНИЯ ЕВТУШЕНКО ОТКРЫЛИ В МОСКВЕ Евгений Александрович говорил, что его собрание живописи, фотографии, графики и скульптуры складывалось непредсказуемо, в нем оказались вещи самых разных жанров. Такой же получилась и выставка "Евтушенко. Роман с жизнью", открывшаяся в Музее современной истории России (ГЦМСИР). Именно сюда поэт в 2010 г. передал свою коллекцию и дом в Переделкине, который с тех пор стал филиалом музея.
Фотографии Ф.Кастро рука об руку с поэтом на выставке соседствуют с уникальной деревянной мебелью из переделкинского дома Евтушенко. Картины и графика Шагала и Пикассо - с рассекреченными записками руководителей КГБ Семичастного и Андропова в ЦК о поведении поэта в заграничных поездках. Автографы Пастернака и Шемякина. По словам гендиректора музея И.Великановой, эта выставка не является ни литературоведческой, ни искусствоведческой - она о том, как большой поэт чувствовал и отражал свое время. Какие люди окружали его. Что он делал для людей. Откуда, как рождается "предощущение стиха у настоящего поэта".
- "Мое человечество" - так называется 1-я часть выставки, представляющая Евтушенко-фотографа, снимавшего по всему миру. И, судя по всему, в "его человечестве" было немало прекрасных представительниц - женских портретов тут больше всего.
На даче в Переделкино
- Так ведь его детство прошло в сибирских краях, он рос под присмотром настоящих сибирских женщин. Например, в 1-м разделе выставки представлены фотоработы Евгения Александровича, сделанные Евтушенко во время его многочисленных путешествий по СССР и миру. Здесь можно сделать акцент на женских портретах, в которых он выразил свое восхищение силой женской натуры, бесконечное уважение к женскому терпению, доброте и умению переносить тяготы и лишения, ощущения - он пронес их через всю жизнь. В этом смысле примечательна история, случившаяся с ним и Пабло Пикассо. В 1963 г. в гостях у художника Евтушенко отказался взять предложенные на выбор несколько его последних работ, увидев в них "карикатурную мстительность" по отношению к женщинам.
- Притом что рисунки Пикассо стоили и тогда весьма приличных денег. - Пикассо оценил поступок, который он сравнил с жестом Настасьи Филипповны из "Идиота", бросающей деньги в камин. И откупорил в честь поэта шампанское. А графику Пикассо, узнав о встрече молодого поэта с художником, позже подарила Евтушенко вдова Фернана Леже.
- Кроме "Танца" Пикассо в центральной витрине главного зала - еще М.Шагал, М.Эрнст, Н.Пиросмани... - И у каждой работы своя история. Мы не могли обойтись без "Вопроса насекомого" одного из главных сюрреалистов М.Эрнста, на ней - насекомое в болоте и поднимающийся над болотом алый лепесток. Эрнст сказал, что подарит картину Евтушенко, если тот ответит, о чем она. "Все мы в каком-то смысле в болоте, засасывающем нас. Но художник ценен тем, насколько высоко он сумеет поднять лепесток своего таланта над уровнем болота", - сказал поэт. И оказался прав, Эрнст именно это и имел в виду.
- А вот еще одна плеяда - М.Шемякин, Ю.Васильев, О.Целков, А.Бибин... - Работы этих художников - тоже безусловные шедевры коллекции Евтушенко и нашей выставки. В конце 50-х коллекция и начиналась - с Васильева, Неизвестного, Целкова, когда они, тогда еще молодые художники и скульпторы, первыми дарили поэту свои работы. Перед самым вернисажем была закончена реставрация "Канатоходца" Ю.Васильева, одной из любимых работ Евгения Александровича. Здесь же мы разместили "Предчувствие" болгарского классика Светлина Русева, картины А.Бибина, казахского художника, вместе со многими, многими другими, открытыми поэтом. В свое время он покупал работы никому не известных авторов, порой на последние деньги.
- На выставке шедевров - множество нехудожественных артефактов, о которых до этого мало кто знал. - Да, например, бокалы с мушкетерами, изготовленные по эскизам Евгения Александровича, - он вдохновился сюжетом французского романа, написав сценарий к так и не снятому фильму "Конец мушкетеров", и заказал себе такие бокалы в личную коллекцию. Их для выставки предоставила Мария Владимировна, вдова поэта, передавшая нам также его личные вещи - знаменитые евтушенковские пиджаки и галстуки. Без них выставка была бы неполной. А в одном из залов мы воссоздали переделкинский кабинет поэта, поставили его стол и кресло, книжные полки и даже смоделировали окно, через которое он смотрел на свой участок.
"Это мой дар народу, воспитавшему меня, дар читателям, поддержавшим меня в трудные моменты жизни", - говорил Евтушенко о Музее-галерее, тогда уже филиале Музея современной истории России. Помните, как в 2014-м, едва став директором музея, принимали этот дар? - Помню, как поехала в Переделкино знакомиться с Евгением Александровичем. Я везла с собой эклеры - мне сказали, что Евтушенко их любит. Я, конечно же, волновалась. Все-таки встреча с гением, но Евгений Александрович разрядил обстановку, сказав: "Ну, значит, вы теперь моя начальница", - и провел для меня авторскую экскурсию по галерее. И в этом весь Евтушенко. Он всегда говорил: "Эта галерея - вся моя жизнь, они связаны одной нитью".Представьте себе, что великий поэт, человек мира, успешный коллекционер и очень занятой человек, который хотел успеть всё, заботился не только об обновлении собрания, которое он пополнял уже после передачи галереи, но и всегда был очень внимательным к хозяйственным вопросам, даже не находясь в России. Его душа болела за замену забора, обновление, ремонт фасада, за то, чтобы в галерее хорошо работал интернет. Он часто звонил и интересовался делами музея - деревянное здание требует особенного ухода.
- Последние полгода галерея была закрыта для посетителей. - Мы спешили провести в ней ремонтные работы к юбилею Евгения Александровича. Усилили перекрытия 2-го этажа, где располагался его кабинет, заменили напольные покрытия, укрепили фундамент, обеспечили систему кондиционирования, заменили витражные окна, полностью обработали здание противопожарной пропиткой и благоустроили территорию. Для него это было важно, и мы не могли подвести Евгения Александровича и Марию Владимировну. Уже с 5 июля галерея в Переделкине открылась, и мы ждем всех в гости! Андрей Васянин 14.07. 2022. РГ https://rg.ru/2022/07/14/predoshchushchenie-stiha.html
|
|
| |