[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Новости и объявления » МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК М.Ю. ЛЕРМОНТОВА В ПЯТИГОРСКЕ
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК М.Ю. ЛЕРМОНТОВА В ПЯТИГОРСКЕ
Валентина_КочероваДата: Четверг, 06 Июл 2017, 23:26 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6162
Статус: Offline
2012 год:
100 ЛЕТ МУЗЕЮ-ЗАПОВЕДНИКУ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА В ПЯТИГОРСКЕ *
В Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске состоялись праздничные мероприятия, посвященные 100-летию со дня его открытия.


Это один из старейших литературных музеев России и единственный памятник в стране, связанный с именем поэта, сохранившийся в первозданном виде. В Пятигорске много лермонтовских тропинок, но все они сходятся к маленькому домику в глубине двора на улице, названной именем поэта. Простая камышовая кровля, беленые стены, небольшие окна с широко распахнутыми ставнями. На фасаде у входа – мемориальная доска: «Дом, в котором жил поэт М.Ю. Лермонтов». Она установлена в 1884 г. Здесь Лермонтов прожил последние месяцы своей жизни – с 14/26 мая по 15/27 июля 1841 г. Поэт поселился здесь гораздо позже выхода романа «Герой нашего времени», но кажется, что именно здесь Печорин записал в дневник знаменитые строки: «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли».

История музея начинается с решения пятигорской городской Думы выкупить домик у очередного владельца. И в день памяти поэта, 27 июля 1912 г., «Домик Лермонтова» был открыт, а перед его организаторами – активом Кавказского Горного общества стояла непростая задача практически из ничего создать музей. Первыми и по сей день бесценными экспонатами музея стали личные вещи Лермонтова из его петербургской квартиры: письменный стол и кресло. Их передала в дар музею Е.А. Шан-Гирей, троюродная племянница поэта. Это тот самый стол, за которым рождались главы романа «Герой нашего времени», поэмы «Демон», «Мцыри».

С 1946 г. в музей вошли расположенный по соседству бывший дом генерала Верзилина, в котором часто бывал Лермонтов и где он был вызван на дуэль. Так музей стал превращаться в единый литературно-мемориальный комплекс. 1973 г. – новый этап в его развитии. Совмин РСФСР принял постановление «Об образовании Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова на КМВ». Музей «Домик Лермонтова» и окружающий его старейший городской квартал Пятигорска стали центром и важнейшей составной частью заповедника, в который вошли еще и лермонтовские места Кавминвод. Широкий размах приняли работы по восстановлению мемориального квартала, и в 1978 г. музею передается еще одна усадьба – В.Уманова, где жили знакомые поэта. В нем открывается уникальная экспозиция «М.Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве». А в 1997 г. был восстановлен еще один дом – в нем в 30-е годы XIX в. жил композитор А.Алябьев.


За минувшее столетие в этих поистине святых для России местах побывали миллионы туристов. Едва ли не каждый, приезжая на курорты и в санатории Кавминвод, считает долгом посетить старинный квартал у подножия Машука, вдохнуть неповторимый аромат Пятигорья, где каждый дом и каждый камень помнят Поэта и оплакивают его столь ранний уход.
Наталья Быкова
28.07. 2012. газета "Ставропольская правда"

http://www.stapravda.ru/2012072....23.html

ПЯТИГОРСК В СУДЬБЕ И ТВОРЧЕСТВЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей, и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого», - писал Ираклий Андроников о М.Ю. Лермонтове. Произведений о его жизни и творчестве во много раз больше, чем самих произведений поэта. И это закономерно – интерес к творческому наследию поэта не угасает.

Имя Лермонтова носят театры, музеи, библиотеки, улицы городов. В городах, где он побывал, возведены памятники. Таких мест в России много – родился поэт в Москве, детство провел в Тарханах. Через несколько лет вернулся в Москву поступив в Московский университетский Благородный пансион, а затем в Московский университет на нравственно-политический (юридический) факультет. Вскоре он переехал в Петербург. И там заканчивается гражданский период жизни М.Ю. Лермонтова – он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Став военным, он пребывает в постоянном движении, в странствиях по дорогам России и Кавказа. Куда только не забрасывала его судьба! Но один город сыграл исключительную роль в жизни поэта – Пятигорск.

Помимо памятников в тех городах, где побывал поэт, в каждом из них есть и музей Лермонтова. Первый из них был открыт в Петербурге, при Николаевском кавалерийском училище. Там поэт учился в 1832-34 гг. Инициатива создания музея, спустя 40 лет после смерти Лермонтова, принадлежала начальнику училища генерал-майору А.А. Бильдерлингу. Разрешение на организацию музея дал военный министр Д.А. Милютин, товарищ Лермонтова по пансиону. На торжественном открытии музея 18 декабря 1883 года присутствовали воспитанники училища, товарищ Лермонтова по службе А.И. Арнольди, литераторы.


А первый литературный музей в провинциальной России был открыт в Пятигорске. Расположен он был в домике, где Лермонтов провел последние 2 месяца жизни: с 14 мая по 15 июля 1841 г. Дом принадлежал отставному майору В.И. Чилаеву. В домовой книге хозяина записано: «С капитана Алексея Аркадьевича Столыпина и поручика Михаила Юрьевича Лермонтова из С.-Петербурга за весь средний дом получено 100 руб. серебром». Более семидесяти лет в доме не было музея, и только в 1912 г. домик был передан Кавказскому Горному Обществу. С этого момента и началась история музея.

В 1946 г. музею был передан расположенный на соседнем участке бывший дом генерала Верзилина. Именно в нем произошла ссора Лермонтова с Мартыновым и последовал вызов на дуэль. В 1948 г. в доме открыли литературный отдел. После реставрационных работ 1964-67 гг. домику возвращен первоначальный вид и восстановлена камышовая кровля, а 7 июня 1973 г. Совмин РСФСР принял постановление об образовании в Пятигорске Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова на базе домика-музея и мемориальных памятников в Пятигорске, Кисловодске и Железноводске. В 1979 г. был открыт отдел «М.Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве» в одном из домов, ранее принадлежавших коменданту Уманову. Четвертый отдел музея – Дом композитора А.А. Алябьева – начал работать в 1997 г. И не случайно дата основания музея и день гибели поэта совпадают – 27 июля. Этот день – трагический – поэт погиб и знаменатальный - открытие музея увековечило память о М.Ю. Лермонтове.

История города Пятигорска неразрывно связана с жизнью и творчеством великого русского поэта. Может быть потому, что волею судьбы поэт был в нем несколько раз.
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О, южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню Отчизны моей,
Люблю я Кавказ.


Эти строки поэт напишет в 16 лет и останется верен своим юношеским идеалам всю недолгую жизнь. Родился Лермонтов 4. (15) октября 1814 г. в Москве. Его мать, Мария Михайловна, умерла, когда ребенку не исполнилось и 2,5 лет, и заботу о воспитании взяла на себя бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева. Ребенок рос слабым, болезненным и в 1820 и 1825 г. бабушка привозит его на Горячие Воды – так тогда называли Пятигорск. О приезде в 1825 г. сохранилась запись в журнале «Отечественные записки». Среди фамилий отдыхающих, приехавших на воды, читаем: «Арсеньева Елизавета Алексеевна, вдова, поручица из Пензы, при ней внук – Михайло Лермонтов».

Остановилась Елизавета Алексеевна с внуком в доме своей родной сестры – генеральши Хастатовой. Дом ее находился у подножия Горячей Горы. Из окон дома открывался великолепный вид на сверкающие горные вершины, напротив, на склонах Машука стояли казачьи пикеты, возле источников постоянно находились раненые военные. Все окружение, красота природы оказали на будущего поэта неизгладимое впечатление.

Тебе, Кавказ, суровый карь земли
Я снова посвящаю стих небрежный.
Как сына, ты его благослови
И осени вершиной белоснежной.


В ранних произведениях «Черкесы», «Измаил-бей», «Аул Бастунджи» проявились яркие и разнообразные впечатления поэта. Любовь к Кавказу вдохновила его творчество на долгие годы.
Затем были годы учебы в университете, юнкерской школе. В это время Лермонтов пишет много произведений, но мало что печатается. Его имя не известно широкому кругу читателей. Известность придет к поэту в начале 1837 года – именно тогда, потрясенный смертью Пушкина, Лермонтов напишет стихотворение «На смерть поэта». Прочтя его, царь придет в негодование. и 25 февраля 1837 г. высочайшим повелением будет приказано: «… Лермонтова… перевести тем же чином в Нижегородский Драгунский полк». В марте Лермонтов выехал на Кавказ (полк находился в 100 верстах от Тифлиса, в местности Кара-агач). По дороге сильно простудился и приехал в Ставрополь больным. Его отправили в Пятигорск лечиться серными водами. Поэт писал об этом Раевскому: «Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах, меня на руках вынесли люди из повозки, я не мог ходить – в месяц меня воды совсем поправили».

В Пятигорске сохранилось здание, где лечился поэт. Это Лермонтовские ванны, тогда они назывались Николаевскими. Из Пятигорска Лермонтов пишет: «Я теперь на водах, пью и принимаю ванны, в общем, живу совсем как утка». Он наблюдал жизнь «водяного общества». Наблюдения лягут в основу повести «Княжна Мери». Из Пятигорска Лермонтов едет к месту службы, в Кара-агач. Оттуда в древнюю столицу Грузии – Мцхета, а затем переезжает в столицу Грузии – Тифлис. Впечатления, полученные Лермонтовым в его странствиях по Кавказу, ложатся в основу многих его произведений.
После возвращения в Петербург в начале 1838 г. поэт пишет поэму «Мцыри», работает над прозаическим произведением романом «Герой нашего времени». Покоренный красотами Кавказа, под воздействием услышанных легенд, местных преданий, Лермонтов пишет сказку «Ашик-Кериб», создает кавказский вариант поэмы «Демон».

Но воплотить все замыслы Лермонтов не успел - за дуэль с сыном французского посланника де Барантом, он был отправлен царем в Тенгинский пехотный полк, который находился на Северном Кавказе, в самой гуще боевых действий. Получив назначение в отряд генерала Галафеева, Лермонтов побывал в двух экспедициях – Малой и Большой Чечне. Одно из таких жарких, кровопролитных сражений произошло 11 июля 1840 г. на р. Валерик (в переводе с чеченского «речка смерти»). Оно произвело неизгладимое впечатление на Лермонтова. Он пишет замечательное стихотворение «Валерик». Рассказывая об ужасах сражения, поэт приходит к осуждению войны, необходимости укрепления мира на земле, достижению той гармонии в человеческих отношениях, которую он видит в природе.

И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек.
Чего он хочет! Небо ясно,
Под небом места много всем,
Один враждует он – зачем?»


М.Ю. Лермонтов проявил себя как храбрый солдат, талантливый командир. Ему был предоставлен краткосрочный отпуск, во время которого поэт вернулся в Петербург. Он подал прошение об отставке, решив посвятить себя литературной деятельности. Но этим надеждам поэта не суждено было сбыться – отпуск внезапно был прерван и в начале марта 1841 г. поэт последний раз отправляется на Кавказ. По пути поэт встретился со своим двоюродным дядей А.А. Столыпиным и вместе с ним приехал в Ставрополь. Далее их путь лежал в крепость Темир-Хан-Шуру. Но планы изменились и офицеры приехали в Пятигорск. 14 мая Лермонтов и Столыпин оформили в комендатуре разрешение на лечение на водах и остались в Пятигорске. В тот же день они сняли маленький флигель в усадьбе В.И. Чилаева.

Вскоре после приезда Лермонтова вокруг него сгруппировалась компания веселой, живой молодежи, живущей в одном дворе с Лермонтовым, в большом доме Чилаева: князь Васильчиков, князь Трубецкой, отставной майор Мартынов; офицеры Тиран, Арнольди, Глебов. Собираясь у Лермонтова, они каждый день устраивали пикники, прогулки, вечеринки с песнями и танцами. Молодежь часто собиралась в гостеприимном доме генерала Верзилина. У него было три дочери и все весело и беззаботно проводили время. На одном из вечеров, 13 (25) июля 1841 г. поэт встретился со своим давним знакомым Н.Мартыновым. С ним Лермонтов был в приятельских отношениях со времен гвардейской школы, встречался с ним в Москве, Петербурге, на Кавказе.

25-летний Мартынов был красив, тщеславен, самолюбив. Он любил покрасоваться, пооригинальничать: носил черкеску и большую шапку, а на поясе – большой кинжал. Разговаривая с Э.А. Клингенберг (падчерица генерала Верзилина) Лермонтов «начал острить на его счет, называя «горец с большим кинжалом». По роковому стечению обстоятельств, эту фразу услышали все, кто находился в гостиной, в том числе и Мартынов. Он счел фразу за оскорбление и вызвал Лермонтова на дуэль».

15 (27) июля 1841 г. у подножия Машука, в 6 часов вечера, дуэлянты встретились. Секунданты (ими были Трубецкой, Столыпин, Глебов, Васильчиков) договорились об условиях проведения дуэли. Первым же выстрелом Мартынова поэт был убит. В это время разразилась гроза, пошел сильный дождь – казалось, само небо отозвалось на гибель поэта стоном скорби.


М.Ю. Лермонтова похоронили в Пятигорске, на старом кладбище у горы Машук. 8 месяцев покоился прах Лермонтова в пятигорской земле. Бабушка добивалась разрешения на его перезахоронение. Когда оно было получено, тело было перевезено из Пятигорска в Тарханы, где 23 апреля 1842 г. было похоронено в фамильном склепе, близ церкви в центре села, рядом с могилой матери. Пятигорчане свято чтут память о поэте. На месте первоначального захоронения и на месте дуэли стоят памятники. К ним жители и гости города всегда несут цветы.
Рясова Инна Ивановна, ст.научный сотр.
Гос. музея-заповедника М.Ю. Лермонтова

http://lermontov.info/kritika/pyatigorsk.shtml

НЕ ЗАРАСТЕТ НАРОДНАЯ ТРОПА
Славная дата - 100-летие со дня образования Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова стала знаковым событием не только для нашего края, но и для всей России. На юбилейное торжество в Пятигорск прибыли многочисленные гости из разных регионов страны: общественные и политические деятели, сотрудники музеев, поэты, писатели, художники, артисты, творчество которых неразрывно связано с поэзией великого русского поэта. Они пришли сюда, чтобы еще раз почтить его память и отдать дань уважения сотрудникам музея, которые свято сохраняют все, что связано с именем М. Лермонтова.

Юбилейные мероприятия начались в Лазаревском храме, где прошла панихида-лития по убиенному рабу Божьему Михаилу. Затем были возложены цветы к месту первоначального погребения поэта. В Доме Алябьева состоялось открытие выставок «Иллюстрации к кавказским поэмам М. Лермонтова» действительного члена Российской академии художеств профессора Г.Паштова и Красноярской студии ксилографии. Кавминвод-ские мастера кисти под руководством народного художника России Валерия Арзуманова также внесли лепту в это знаковое событие- аллеи усадьбы были украшены их картинами по мотивам произведений М. Лермонтова и видами чудесных мест курортного региона.

Но вот смолкают звуки музыки, и к гостям выходит директор музея-заповедника И.Сафарова, приветствуя всех, кто прибыл на торжественный вечер памяти поэта и юбилей музея. Среди почетных гостей губернатор Ставропольского края В.Зеренков, председатель думы края Ю.Белый, министр культуры В.Солонина, министр курортов и туризма В.Ченцова, председатель комитета по культуре Госдумы С.Говорухин, лауреат Международной Лермонтовской премии поэт А.Дементьев, представители ведущих музеев страны, Ставрополья и Кавминвод, потомок рода Лермонтовых президент международной ассоциации «Лермонтовское наследие» М.Лермонтов...

История распорядилась так, что день памяти Лермонтова совпал с датой основания музея. 100 лет назад, в июле 1912 г., в Пятигорске был образован музей его имени, который долгое время носил скромное, но очень всеми любимое название «Домик Лермонтова». Это был один из первых литературных музеев России, возникший не в столице, а в отдаленной провинции. В своей речи И.Сафарова, в частности, отметила: - Много бурь и гроз прошумело над нашей страной с той поры, как был открыт наш музей. Но пятигорские музейщики достойно работали и работают во все времена - при Российской Империи, Советском Союзе и новой России. Легко ли работать у нас? Нет, нелегко. Бывают ли трудности и горькие минуты? Да, бывают. Высока ли наша зарплата? Нет, не высока. И все же для многих из нас Лермонтовский музей - это второй дом, которому отданы наши сердца. Поэтому непременно хочется сказать добрые слова о благородных тружениках, патриотах своего дела, которые работали и работают здесь.

Ирина Вячеславовна назвала некоторые имена людей, внесших самый весомый вклад в деятельность музея. Это Д.Павлов, Е.Яковкина, С.Недумов, П.Селегей, Л.Морозова, С.Сафарова. Их жизнь безраздельно была связана с музеем. Пример ветеранов музейного дела учит и вдохновляет нынешних сотрудников. Затем было предоставлено слово губернатору Ставрополья В.Зеренкову. В своем выступлении он подчеркнул, что скромный домик в Пятигорске давно стал не просто местом, связанным с памятью об М.Ю. Лермонтове, а одним из наиболее значимых и признанных культурных центров Северо-Кавказского федерального округа. И сегодня Лермонтовский музей заслуженно носит высокий статус гос. учреждения культуры.

На юбилейном торжестве с приветственными речами выступили все почетные гости этого праздника, звучали стихи Лермонтова и посвящения в его адрес, исполнялись музыкальные произведения, а артисты порадовали всех исполнением песен и романсов на стихи поэта. Лучшим сотрудникам музея были вручены Почетные грамоты и благодарственные письма от губернатора Ставрополья, краевой думы и минкультуры. Одним из самых существенных стал денежный транш губернатора на дальнейшее развитие музейного дела в сумме один миллион рублей. Валерий Георгиевич также пообещал содействие в том, чтобы весь прилегающий к государственному музею квартал сделать мемориальным лермонтовским. Сопредседатель Всероссийского лермонтовского комитета В. Захаров вручил почетным гостям памятные Лермонтовские медали.
В.Танасьев
http://www.kmvnews.ru/sobitiya/ubilei/ne-zarastet-narodnaya-tropa.html
Прикрепления: 9827029.jpg(15.6 Kb) · 6772981.jpg(27.5 Kb) · 1953122.jpg(15.8 Kb) · 2962672.jpg(26.5 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Суббота, 22 Июл 2017, 21:59 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6162
Статус: Offline
2016 год:
ПЯТИГОРСК ОТМЕТИТ 202-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
15 октября в 11:00 в церкви "Всех скорбящих радость" при кафедральном Спасском Соборе пройдет панихида по М.Ю. Лермонтову, после которой к месту первоначального захоронения поэта на старом кладбище Некрополь будут возложены цветы.

В 13:00 у памятника в Лермонтовском сквере пройдет поэтический митинг, который по традиции соберет литераторов и музейных работников, студентов и школьников, представителей прессы и просто любителей поэзии – классической и современной.
А в 15:00 в Центральной городской библиотеке начнется церемония закрытия фестиваля "Лермонтовские сезоны-2016" с участием победителей конкурса "Серебряная строфа". Заключительным пунктом праздничной программы станет концерт в Доме Алябьева, в 17:00. Артисты Ставропольского театра оперетты исполнят романсы.
http://stavropol.bezformata.ru/listnew....1128101


Ежегодно в день и час гибели Михаила Лермонтова у порога его последнего приюта собираются почитатели великого гения, чтобы отдать дань памяти и уважения.


27 июля 2017 года с 18:00 до 20:00 на усадьбе музея пройдет традиционный вечер памяти поэта. В этот же день музей-заповедник М.Ю. Лермонтова отметит свое 105-летие. На площадке перед домиком поэта пройдет литературно-музыкальный вечер, где будут звучать его бессмертные строки, романсы на стихи Лермонтова. В числе приглашенных гостей вечера – Народный артист РФ ОЛЕГ ПОГУДИН. Участниками мероприятия будут поэты и писатели региона, творческая интеллигенция, жители и гости города. Вход свободный.
https://www.culture.ru/events....montova

27 июля в 9.30 в Лазаревском храме пройдет лития, а в 18.00 в музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова состоится торжественный вечер памяти поэта. В мероприятии примет участие Народный артист России ОЛЕГ ПОГУДИН. В числе гостей: автор поэмы «М.Ю. Лермонтов», председатель комиссии Общественного совета при Минобороны РФ по вопросам военного строительства, генерал-лейтенант Тимошев Р.М., Народный поэт Чеченской республики Умар Яричев, Народный поэт Карачаево-Черкессии Анатолий Трилисов.
http://pyatigorsk.org/11953

ВЕЧЕР ПАМЯТИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА ПРОШЕЛ В УСАДЬБЕ МУЗЕЯ ПОЭТА В ПЯТИГОРСКЕ
Очередную годовщину гибели М. Ю. Лермонтова отметили вечером памяти в усадьбе музея поэта в Пятигорске. На площадке перед домиком, в котором поэт провел последние дни своей жизни, звучали романсы на его стихи, исполнялись посвященные писателю произведения.
«Ежегодно, в день и час гибели Лермонтова, здесь собираются поэты, актеры, музыканты, жители нашего города, чтобы отдать дань памяти и уважения любимому поэту, обессмертившему Пятигорск в своих гениальных произведениях», - рассказала директор ГБУК «Музей М.Ю. Лермонтова» И.Сафарова. В числе приглашенных гостей вечера - Народный артист РФ ОЛЕГ ПОГУДИН, один из лучших исполнителей романсов на стихи Лермонтова.Участниками мероприятия стали поэты и писатели региона, творческая интеллигенция, жители и гости города.

Музей был основан в 1912 г., уже более 100 лет сюда приходят не только поэты и писатели, но и представители других творческих направлений. Это и художники, и актеры, и музыканты. День памяти поэта принято считать датой основания музея-заповедника Лермонтова в Пятигорске, отмечающего сегодня и свое 105-летие. В фондах музея сегодня насчитывается 61 948 экспонатов, за 2016 г. фонды пополнены 146 новыми предметами, взятыми на постоянное хранение. Среди них нотный рукописный сборник музыкальных произведений XIX в., книжные издания профильной тематики.
https://etokavkaz.ru/news/28120
Прикрепления: 4410254.jpg(88.2 Kb) · 0293502.jpg(54.8 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 30 Май 2021, 16:34 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 6162
Статус: Offline
О БУДНЯХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЗНАМЕНИТОГО ДОМИКА ЛЕРМОНТОВА


- Здравствуйте, Ирина Вячеславовна. Принято считать, что Пятигорск начинается с Лермонтова, в частности, с домика-музея Лермонтова? Вы согласны с этим?
- Добрый день. Соглашусь с этим мнением. Оно действительно общепринятое, потому что для нашего Пятигорска Лермонтов – гений места. И сомнений в том, что никто не сделал и не сделает для славы нашего города больше, чем Михаил Юрьевич, нет ни у кого. Мне очень нравится фраза, которую когда-то сказал Расул Гамзатов: «В Пятигорск – это значит к Лермонтову».

- Домик-музей Лермонтова считается самым посещаемым музеем в Ставропольском крае. Подсчитывали число гостей?
- Конечно, это обязательное условие работы. В музее ведётся статистика, и мы считаем всех посетителей нашего музея, есть точные цифры. В 2019 г. нас посетили 128 тыс. человек. Это те люди, которые пришли к нам, посмотрели музейные экспозиции.

- А если сравнить с другими годами? Как изменяется численность посетителей в динамике?
- За последние 5 лет их число стабильно. Имеется увеличение численности, но не такое резкое. Однако если сравнить с началом двухтысячных, то будет большой, стабильный рост. И это, мы считаем, победа.


- У каждого спектакля есть свой зритель, у каждого поэта и писателя свой читатель. Можно ли сказать, что и у каждого музея свои посетители? Кто он, посетитель домика-музея Лермонтова? Расскажите, пожалуйста, о ваших гостях, вашей целевой аудитории.
- Специфика нашей аудитории связана с тем, что мы живём и работаем в курортном городе. И естественно, что здесь много отдыхающих. Среди гостей музея – много тех, кто приезжает из разных регионов. В основном, это соотечественники. Есть и иностранные граждане. Хотя их сейчас не так много. Работаем мы и с молодёжной аудиторией. В первую очередь, со школьниками. Это особое направление. Но если всё-таки говорить о взрослых людях, то нынешний посетитель музея – человек с серьёзным интеллектуальным запросом. Это тот, кто хорошо считает свои деньги. И убеждён: если купил билет – должен получить хорошую, качественную услугу. Посетитель стал более требовательным, более искушённым. Сегодня границы открыты, и этот человек путешествует в самых разных странах, видит музеи мира. Разумеется, запросы у него соответствующие. Сегодня уже считается хорошим тоном в каждом музее представлять все экспонаты, все экспозиции коллекции в электронном, мультимедийном виде – это непременное условие работы современного музея. И у нас такие возможности для посетителей есть. Имеется мультимедийный киоск, замечательное мобильное приложение «Маугри» («Maugry», мобильный гид дополненной реальности с экскурсиями по музеям России), с помощью которого человек может всю необходимую информацию об экспонатах, о музее прочитать или даже прослушать, пользуясь только своим смартфоном. Все эти электронные технологии сейчас нам в помощь, и сегодняшний посетитель тоже считает всё это непременным атрибутом современного музея. Мы стараемся идти в ногу со временем, соответствовать этому времени.


Гостиная в доме генерала П.С. Верзилина, где произошла ссора М. Лермонтова и Н. Мартынова

- Насколько сегодня востребована профессия музейного работника? Подверглась ли она трансформации, как другие специальности в современном мире? И существует ли некое «музейное братство»?
- Если говорить о музейных работниках, то наша профессия уникальна. Это действительно такая определённая, особая каста людей. К счастью, нашей профессии сегодня начали обучать – в вузах появились факультеты, которые целенаправленно готовят специалистов в области музейного дела. «Музееведение», «музеология» - по этим предметам готовят специалистов музейного профиля. Но если говорить о моей личной профессиональной подготовке, то в период, когда я получала образование, такую специальность получить было невозможно. Люди моего поколения, которые работают в музеях, в основном, имеют какое-то гуманитарное образование – филологи, историки. А «музейщиками» становились, когда приходили в музей и осваивали азы этой профессии на практике. Это очень специфичная работа. Работа с экспонатами, описание истории региона и многое другое. Наш музей, например, особенный ещё и потому, что предполагает знание русской литературы XIX в., лермонтовского времени. Словом, музейный работник должен обладать достаточно широким кругозором, знаниями в области истории, культуры определённого периода. Подчеркну ещё раз: хорошо, что сегодня музейных работников стали готовить в вузах, и сегодня мы можем получить высококвалифицированного специалиста именно по этому направлению.
Что касается музейного братства, оно существует не на словах, а на деле. Музейщики – действительно категория особенная. Это люди, как я уже сказала, с широчайшим кругозором, открытым сердцем и душой. Поэтому мы поддерживаем друг друга во всех случаях. Некое чувство единства, солидарности действительно присутствует в нашем профессиональном сообществе. Простой пример: когда находимся в чужом городе, куда бы мы ни приехали, знакомы или не знакомы, всегда приходим в музей и говорим: «Здравствуйте, мы ваши коллеги». И знаем, что всегда встретим самый тёплый приём и поддержку. Такое братство действительно существует.

- То есть, «вместе мы – сила»?
- Абсолютно верно.

- Приходят ли к вам на практику студенты?
- Обязательно! К счастью, прекрасная система наставничества, возможности передачи опыта молодым сохранилась со времён Советского Союза. Мы сегодня весьма активно сотрудничаем с вузами нашего региона, в которых готовят специалистов для сферы сервиса и туризма. Этих ребят мы приглашаем на практику. Они приходят к нам, наши сотрудники с удовольствием делятся с ними опытом, знаниями и умениями.


- Одно из ярких событий прошлого года - фестиваль «Парус судьбы», в котором приняли участие представители рода Лермонтовых. Как это происходило?
- Да, мы считаем, что это было беспрецедентное событие. Впервые на Кавказских Минеральных Водах, на базе нашего музея, прошёл международный фестиваль по произведениям Лермонтова «Парус судьбы», который инициировал наш большой друг, председатель международной ассоциации «Лермонтовское наследие» М.Ю. Лермонтов. Это представитель рода Лермонтовых, полный тёзка великого поэта, который живёт в Подмосковье, занимается пропагандой лермонтовского наследия. Именно он собрал вокруг себя всех представителей лермонтовского рода. Удивительно, что на сегодняшний момент представителей этого рода очень много. Несмотря на то, что Михаил Юрьевич не имел прямых потомков, род большой, известный – у поэта были двоюродные сёстры, братья и т. д. И вот уже от них пошли потомки, которых объединяет эта ассоциация.
Идея фестиваля состояла в следующем: пригласить сюда, в наш регион, всех, кто носит или носил (например, женщины, вышедшие замуж) фамилию Лермонтов или Лермонт. И все они собрались здесь, на Кавказе, в этом уникальном месте, которое было «местом силы» для М.Ю.  Лермонтова, чтобы ощутить ту самую силу, то самое величие кавказской природы, ощутить своё собственное единство. Проехать по тем самым местам, которые когда-то посещал поэт. И привезти что-то интересное сюда, чтобы увековечить таким образом память своего великого предка. На время фестиваля сюда приехало достаточно большое количество представителей рода Лермонтовых. И нам было приятно встретить гостей не только из России, но и из зарубежных стран. У нас гостили шотландские Лермонты, которые являются носителями этой фамилии до сих пор. Более того, они до сих пор живут в удивительном месте, шотландском городе Эдинбурге. Считается, что именно из этого города вышли те люди, которые дали начало лермонтовскому роду. Знаменитый шотландский поэт Томас Лермонт, Томас-рифмач, жил когда-то в древнем Эдинбурге. Это был XI в. И вот представьте себе: до сегодняшнего дня эти люди живут в Шотландии, не только осознают свою принадлежность к лермонтовскому роду, но и занимаются этой темой: рассказывают о нашем великом поэте, ведут большую просветительскую работу. Они впервые приехали на Кавказ, и нам очень приятно было встречать их здесь. Фестиваль вместил в себя много интересных событий. Были встречи, замечательные концерты, на которых люди смогли поделиться своим творчеством. Это было великолепное общение и желание встречаться вновь.


Гости фестиваля

- Гостями домика-музея Лермонтова были многие знаменитости. Среди них актёры, писатели, поэты, которые восхищались тем, как это всё можно было сохранить в первозданном виде. Расскажите, пожалуйста, о наиболее ярких и важных встречах.
- Если говорить о гостях нашего музея, то с самого момента его создания сюда стремились приехать выдающиеся люди. Вот, например, в начале XX в. самым известным посетителем нашего музея был С.Есенин, уже знаменитый к тому времени поэт. Будучи в Пятигорске, он считал своим долгом приехать сюда, поклониться Лермонтову. И не просто поклонился, а даже оставил автограф в книге посетителей. Шли годы, музей преобразовывался, появлялись новые отделы, и его в разные годы посещали другие интересные, удивительные люди. Наверное, труднее будет назвать тех, кто не посетил наш музей. Здесь бывали и Шукшин, и Рождественский, и Дж.Родари. Словом, все знаменитые люди, гостившие в Пятигорске. Ведь в советские времена были очень популярны так называемые «лермонтовские праздники поэзии», на которые в наш город приезжали почётные гости. Вот совсем недавно, например, мы чествовали С.Михалкова, открывали ему памятник в Пятигорске. Сергей Владимирович, конечно, тоже бывал у нас в музее, кланялся великому Лермонтову
.А если говорить уже о нашем времени, то, пожалуй, все известные деятели отечественной культуры считают своим долгом побывать здесь. Сразу вспоминаются, к сожалению, уже ушедшие имена: С.Говорухин, И.Кобзон, М.Хуциев... У нас остались записи этих людей – о том волнении, о тех чувствах, с которыми они посещали наш музей. Бывали здесь знаменитые артисты сегодняшнего времени, такие, как С.Безруков, ОЛЕГ ПОГУДИН – они тоже считают своим долгом посещать это место и каким-то образом прикасаться к творчеству Лермонтова. За это мы им очень благодарны.

- Кого бы из наших современников хотели бы пригласить себе в гости? Возможно, какие-то встречи уже запланированы?
- Больше всего мне бы хотелось бы, чтобы наш музей посетил Президент России В.В. Путин. Считаю это вполне логичным: знаю, что он был с визитом в музее-заповеднике Лермонтова в Тарханах, который находится в Пензенской обл. Наш Президент очень любит Лермонтова и цитирует его периодически. Поэтому, считаю, такой визит будет самым дорогим подарком для нас, если он случится.

- Вы знаете о Михаиле Юрьевиче всё? Или продолжаете открывать для себя нового Лермонтова?
- Не всё. С Лермонтовым… да и не только с Лермонтовым, а с каждым гением происходит нечто подобное. У меня стойкое ощущение: чем больше работаю здесь, вернее будет сказать, служу его личности, чем больше погружаюсь в эту область, тем, кажется, меньше о нём знаю. Много вопросов ещё остаётся неразгаданных, нерешённых… Лермонтов – личность очень непростая, неординарная. Поэтому, наверное, всей моей жизни не хватит, чтобы ответить на все вопросы. Но мы стараемся, стремимся к этому.


- Часто вспоминаются удивительные строки Лермонтова: «…воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка». К счастью, спустя 180 лет, воздух Пятигорска остается таким же чистым и свежим. Хотя многое изменилось.
- Безусловно, многое изменилось. Рассказываем нашим посетителям, например, о том, что мог видеть Лермонтов из своего окна. Когда люди приходят в домик поэта, спрашиваем: в домике 4 комнаты, но поэт для себя выбрал именно эту. Почему? Как вы думаете? Чем она приглянулась Лермонтову? И люди, которые обладают достаточным воображением, сразу понимают, о чём речь. Они отвечают: скорее всего, из этого окна Михаил Юрьевич видел потрясающие горы, видел Эльбрус. Но сегодня многие посетители пребывают в недоумении – как же так? Где же горы, которые когда-то видел поэт? К сожалению, их закрыли высокие здания, строения. Жизнь остановить невозможно: город растёт, развивается. Но наша задача: сохранить хотя бы ту часть города, где находится музей, в первозданном виде. Я часто говорю: если вы хотите перенестись в XIX в. – приходите к нам в гости! Здесь всё так, как было тогда. К счастью, здесь не поменялось ничего с тех пор, на этом ограниченном пространстве.- А может ли музей повлиять на развитие города? Или даже на развитие Северного Кавказа?
- Чисто теоретически, наверное, может. Потому что в музее очень часто бывают достаточно влиятельные люди, которые влияют и на город, и на экономику… Ну почему бы не помечтать? Вот у нас в городе есть много мест, которые связаны с памятью о Лермонтове. Это места, которые посещал Михаил Юрьевич, которые сохранились в первозданном виде – Эолова арфа, грот Лермонтова, знаменитый наш парк Цветник, грот Дианы… Все эти объекты связаны с именем поэта и, к счастью, сохранились в том виде, в каком их видел Михаил Юрьевич. Я думаю, чисто теоретически все они могут войти в состав огромного комплекса-заповедника, объединённого именем Лермонтова. Тогда это будет действительно большое, градообразующее предприятие, которое посетит огромное количество курортников. И, в конце концов, такое предприятие будет обеспечивать город дополнительными рабочими местами. Я думаю, всё возможно!


Эолова арфа, Пятигорск

- Очевидно, что главный проект музея - сам Михаил Юрьевич. А другие экспозиции планируются?
- Новые экспозиции для нас, сотрудников музея, огромное событие. Хочу, чтобы вы понимали: они создаются нечасто. Например, сейчас мы с вами находимся в литературной экспозиции. Она достаточно новая, была создана в 2014 г., к 200-летнему юбилею поэта. Надеюсь, прослужит достаточно долго. Но, разумеется, мы хотим, чтобы у нас появлялись какие-то новые экспозиции. К счастью, возможности для этого есть. В состав музея-заповедника входит замечательный отдел – «Дом Алябьева», который хорошо известен. Приоткрою небольшую тайну: мы готовим сейчас новую экспозицию, которая, надеюсь, скоро появится. Она будет посвящена теме «Лермонтов в музыке, театре и кино». Подобной экспозиции нет ни в одном лермонтовском музее России. Считаем, что мы обладаем достаточным потенциалом и материалами для её открытия. Это будут 3 небольших исторических зала, которые помнят ещё А.А. Алябьева, помнят его музыку. Это позволит больше узнать о гении Лермонтова. О том, как его творчество представлено в музыке, театре и кино. Вот над этим мы сегодня и работаем.

- И в завершение нашей интереснейшей беседы такой вопрос: что значит быть культурным, образованным человеком?
- Я бы эти понятия разделила. Быть образованным человеком – значит иметь определённое образование. А вот понятие «культурный человек» к понятию «образование» не имеет отношения. Культурный человек – тот, кто имеет какой-то внутренний стержень и понимание, как нужно жить в обществе. Как общаться с людьми и что нести в этот мир. Тот, у кого есть этот стержень, это понимание, может по праву называться культурным человеком.
Диана Артемова,
20 марта 2020.

https://vk.com/@lermon....montova
Прикрепления: 5216977.jpg(11.8 Kb) · 2024750.jpg(17.6 Kb) · 3585372.jpg(15.9 Kb) · 8339756.jpg(20.8 Kb) · 9974837.jpg(17.4 Kb) · 8355858.jpg(13.6 Kb) · 5280466.jpg(13.3 Kb)
 

Форум » Размышления » Новости и объявления » МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК М.Ю. ЛЕРМОНТОВА В ПЯТИГОРСКЕ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: