ВЫСТАВКИ В ГМИИ им. А.С. ПУШКИНА
|
|
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 18 Ноя 2018, 09:53 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| 2016 год: В ГМИИ им. Пушкина покажут знаменитую картину Мане «Олимпия»
19 апреля распахнёт свои двери экспозиция с картиной Э.Мане «Олимпия». Шедевр продемонстрируют в обрамлении из 3-х произведений: картин Поля Гогена и Джулио Романо, а также скульптуры Праксителя. «Олимпия» была создана в 1863 г. и практически постоянно находится в Музее Орсэ в Париже. За пределы учреждения её вывозили только раз за всю историю. Знаменитое полотно изображает обнажённую Викторину Мёран, одну из любимейших натурщиц художника. Героиня возлежит в спокойной женственной позе и подобна срезанному цветку. Скандально известная работа, разгромленная критиками прошлого за аморальность, ныне считается одним из шедевров современной живописи. Выставка работает до 17 июля. После закрытия экспозиции «Олимпию» планируют перевезти в Петербург, чтобы и жители Северной столицы смогли на неё полюбоваться. http://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/olympia/index.php
Выставка «РАФАЭЛЬ. ПОЭЗИЯ ОБРАЗА»
Рафаэль Санти. Автопортрет. 1506. Галереи Уффици, Флоренция
С 13 сентября по 11 декабря в ГМИИ им. Пушкина представят первую в России выставку работ Рафаэля Санти - живописца, рисовальщика, архитектора эпохи Возрождения, одного из величайших гениев в истории мирового искусства. Творчество этого мастера повлияло на многих художников последующих поколений, в том числе и в России. 8 живописных и три графические работы прибудут в Пушкинский из музеев Италии. Среди них - «Автопортрет» (1506), хранящийся в Галерее статуй и картин (Галереи Уффици), парные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены (1506), и «Мадонна Грандука» (1505) из Палатинской галереи, которая также с недавних пор входит в состав Галерей Уффици.
Рафаэль Санти. Мадонна Грандука. 1505. Палаццо Питти, Флоренция
Эпоха Возрождения имела огромное значение в истории культуры Европы, но, в первую очередь, это время отмечено небывалым расцветом разных видов искусства. Рафаэль, еще при жизни названный божественным, - один из титанов эпохи, его имя стало синонимом Возрождения, а искусство мастера воплотило идеал красоты и гармонического совершенства. Особое внимание на выставке будет уделено портретной живописи Рафаэля. Художник создал новый тип ренессансного портрета, в котором изображенное лицо, наделенное всеми качествами живого конкретного человека, предстает и как обобщенный образ личности своего времени. Рафаэль сумел творчески переосмыслить достижения Леонардо да Винчи, особенно в своем портретном творчестве. В то же время знаменитому леонардовскому «сфумато» (тончайшие переходы светотени) он противопоставил красочную палитру, построенную на градации чистых светлых тонов. В 2020 г. во всем мире будет широко отмечаться 500-летие со дня смерти Рафаэля Санти. Выставка станет первой в череде знаменательных событий, приуроченных к этой дате.
Рафаэль. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии в Пушкинском
Часы работы музея: вт, ср, сб, вс с 11:00 до 20:00 чт, пт с 11:00 до 21:00 http://kudamoscow.ru/event/vystavka-rafal-poziya-obraza/
До 30 октября вход в ГМИИ им. Пушкина будет бесплатным
С 18 до 30 октября попасть в музей можно бесплатно. Билеты выдают в кассах, по ним можно посетить постоянную экспозицию, а также выставки Пиранези и "Искусство жить". Акция приурочена к 175-летию Сбербанка, который организовал в честь праздника бесплатное посещение музеев в 17 городах России. В Пушкинском музее сейчас можно попасть на выставки «Пиранези. До и после. Италия - Россия. XVIII—XXI века», «Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета», а также ознакомиться с постоянной экспозицией.
Коллекция музея насчитывает свыше 670 тыс. произведений живописи, графики, скульптуры, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, худ. фотографии. Экспозиционно-выставочная площадь музея составляет 2672,2 кв. м., фондохранилищ - 2364,8 кв. м. Одни из самых любопытных картин, находящихся в постоянной экспозиции - полотна Рембрандта, «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега, «Красные виноградники в Арле» Ван Гога и «Девочка на шаре» Пикассо. Также в музее представлена крайне интересная коллекция античных скульптур.
http://www.vesti.ru/videos/show/vid/695205/ http://typical-moscow.ru/vxod-pu....-nedeli
2018 год:
ГМИИ им. Пушкина совместно с Национальным музеем Пикассо в Париже и Фондом поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA) представляют выставку «Пикассо & Хохлова». Главная героиня выставки - первая жена П.Пикассо, О.Хохлова.
П.Пикассо и О.Хохлова на террасе отеля "Минерва". Рим, 1917.
История любви испанского художника и русской танцовщицы предстанет перед зрителями в работах художника, фотографиях, письмах и вещах из личного архива семьи Пикассо. В экспозицию войдут как известные произведения, так и те, которые никогда не демонстрировались российской публике. Впервые выставка, посвященная П.Пикассо и О.Хохловой, прошла в Нац. музее Пикассо в Париже в 2017 г. К 100-летию знакомства художника и его первой жены музей представил выставку «Ольга Пикассо», рассказывающий о периоде жизни, проведенном супругами вместе, а также о влиянии Ольги и русской культуры на творчество мастера. Сегодня экспозицию принимает ГМИИ им. А.С. Пушкина, известный своими масштабными выставками Пикассо. В фондах музея хранятся работы художника и уникальные фотографии, которые О.Хохлова пересылала своим родственникам в Россию в 1920-е годы.
В составе московской выставки более 200 экспонатов - от монументальных панно до предметов мебели, писем и открыток. Большинство произведений живописи и графики входят в коллекцию Нац. музея Пикассо в Париже - крупнейшего в мире центра изучения творчества художника. Другой ключевой участник - фонд FABA, глава которого Бернар Руис-Пикассо, внук П.Пикассо и О.Хохловой, - впервые в России покажет семейное собрание неизвестных работ мастера, а также архивные материалы, найденные в дорожном сундуке Ольги, где они хранились долгие годы. Исследование архива позволило восстановить историю отношений Ольги и Пабло и создать уникальный выставочный проект.
Выставка ставит перед собой задачу показать зрителям работы Пикассо в контексте его личной истории. Экспозиция построена на развитии связанных с Ольгой сюжетов и тем в творчестве художника - от неоклассических портретов и образов материнства до сюрреалистических видений. Каждая тема раскрыта в одном из 11 разделов выставки.
П.Пикассо и О.Хохлова встретились в 1917 г. в Риме, во время работы над постановкой балета «Парад» в рамках «Русских балетов» С.Дягилева. В 1918 г. они обвенчались в православной церкви в Париже. О.Хохлова стала первой офиц. женой художника и главной моделью нового, неоклассического периода его творчества. Авангардный ритм работ Пикассо был усмирен всеобщим «возвращением к порядку» в искусстве и жизни. Сменилась худ. манера Пикассо, стало иным и его положение в обществе: вместе с Ольгой они теперь представляли собой светских персон, обретя новый соц. статус. Вместе с покоем и тишиной в искусство Пикассо вошли эпические, монументальные формы, вдохновленные классическим искусством. Этот, наиболее насыщенный этап отношений Пикассо и Хохловой, будет представлен в Белом зале музея. Здесь можно будет увидеть портреты Ольги, объединенные двумя темами – «Муза и модель» и «Меланхолия». Часть экспозиции под названием «Смена декораций» расскажет о светских салонах, апартаментах и замках, где проводила время семья Пикассо. Раздел «Материнство» и «Поль» раскроют домашний мир Ольги, который был полностью посвящен сыну Пауло, родившемуся 4 февраля 1921 г.
В середине 1920-х годов отношение Пикассо к семье изменилось. Новые увлечения в жизни и в искусстве усложнили отношения Пабло и Ольги. Другим стал и образ жены в работах художника. Этот период, завершившийся разрывом, представлен в дополняющих друг друга тематических разделах выставки. История встреч с новой возлюбленной – в «Мастерской» и «Купальщицах»; перемена отношения к Ольге – в «Метаморфозе»; светские маски и скрытая драма в любительских киносъемках в разделе «На экране». Неоднозначность отношений Пикассо и окружающих его женщин нашла отражение в сюжетах «Коррид и распятий», где художник отождествил себя с быком-жертвой тореро, и, наконец, в «Эросе и Танатосе», где собраны работы, объединенные темой минотавра – тирана и жертвы, – основного alter ego мастера в 1930-е годы. Пикассо и Хохлова окончательно расстались в 1935 г., оставаясь, однако, офиц. женатыми вплоть до смерти Ольги в 1955 г.
М.Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: Выставка посвящена чрезвычайно важному периоду в жизни П.Пикассо, связанному с его русской женой, балериной О.Хохловой. Мы представляем свою версию истории их совместной жизни, рассказываем о русском следе в биографии мастера. Вместе со зрителем мы пройдем через разные этапы этой чрезвычайно интересной и драматичной истории, которая не только внутренне изменила самого художника, но и оказала огромное влияние на его искусство.
Бернар Руис-Пикассо, куратор выставки, сооснователь и сопредседатель Фонда поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо: Выставка представит результат долгой работы по изучению архивов, которые О.Хохлова, моя бабушка по линии отца, оставила мне, и которые позволили осветить годы ее совместной жизни с П.Пикассо. Я хочу поделиться с вами этим приключением, которым стало для меня исследование содержимого этих архивов, и множества деталей, повлиявших на работу Пикассо на протяжении его жизни с Ольгой.
А.Петухов, куратор выставки: Выставка читается как роман о жизни и искусстве. Зрители смогут мысленно попасть на спектакли дягилевских балетов, ощутить умиротворенную атмосферу нового дома Пикассо и понять печальное молчание в нем Ольги, услышать звуки детских игр родителей и их сына Пауло, почувствовать боль разрыва супругов, все тяготы которого Пикассо пережил в своих произведениях.
Выставка приурочена к XXXVIII Международному муз. фестивалю искусств «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», который пройдет в ГМИИ им. А.С. Пушкина с 30 ноября по 27 декабря. В рамках выставки будет проводиться образовательная программа, включенная в цикл «Осень Пикассо», объединяющий 3 проекта - выставки «Анатомия кубизма», «“Парижские вечера’’ баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера» и «Пикассо & Хохлова»; а также серия мероприятий для людей с особыми потребностями, подготовленная отделом инклюзивных программ музея. После завершения в Москве выставка пройдет в Музее Пикассо в Малаге (с 25 февраля по 2 июня 2019 г.) и в КЦ Кайша Форум в Мадриде (с 18 июня по 22 сентября 2019 г.). Время работы выставки с 20 ноября по 3 февраля 2019. Купить билет: https://www.pushkinmuseum.art/tickets/index.php?lang=ru https://www.pushkinmuseum.art/events....lang=ru
ТАЙНЫ СТАРОГО ЧЕМОДАНА МАДАМ ПИКАССО В конце ноября в Пушкинском музее откроется выставка, посвященная П.Пикассо и балерине О.Хохловой. О предстоящей экспозиции рассказал куратор проекта А.Петухов.
- Алексей Валерьевич, выставка, посвященная О.Хохловой, с успехом прошла в Париже прошлой весной. Ваш проект как-то связан с той экспозицией? - Конечно, он связан с ней напрямую. Наши партнеры – те же люди, что создали выставку в Париже. Это сотрудники музея Пикассо в Париже и Фонда поддержки искусства (FABA), который возглавляет внук Пикассо и Хохловой Бернар Руис-Пикассо. Они и предоставили основные экспонаты для нашей выставки.
- Насколько масштабной будет выставка? - Выставка довольно большая: 11 тематических разделов, более 200 экспонатов - живопись, графика, скульптура, фотографии, любительские фильмы Пикассо, знаменитое кресло, в котором Пикассо писал Ольгу, бытовые предметы, письма и открытки. Экспозиция займет ключевое пространство музея – Белый зал с колоннадой, идущей вдоль мраморной лестницы.
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 18 Ноя 2018, 10:08 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| П.Пикассо. Семья на берегу моря. Динар, лето 1922. Нац.музей Пикассо, Париж
- Что, по вашему мнению, вызовет наибольший интерес? - Бернар Руис-Пикассо впервые представит семейное собрание малоизвестных работ Пикассо и уникальные архивные материалы, которые были найдены в большом дорожном чемодане О.Хохловой. Этот старый сундук с инициалами «О.П.» (О/Пикассо) хранился в одной из комнат их семейного замка Буажелу и долгое время оставался незамеченным. Бернар обнаружил его случайно. В одном из отделений находились фотоснимки, аккуратно сложенные в фирменные коробочки «Кодак», в других - письма на русском языке, которые Ольге присылали родственники из России во времена гражданской войны. В сундуке также хранились балетные пуанты и пачка, распятие, Библия на русском языке, блокноты для записей и театральные программки. Почти все содержимое сундука относится ко времени совместной жизни Ольги с Пикассо. По-видимому, сын Ольги собрал в нем личные вещи матери после ее кончины в 1955 г. Конечно, произведения искусства в сундуке не хранились, но благодаря этому архиву нам удалось выстроить историю жизни Ольги как театральную драму, удалось понять ее характер, чувства и ощущения.
- Говорят, что Пикассо перенял от жены много русских традиций. Например, любил посидеть перед дорогой, сплюнуть, постучать по дереву... - Это, скорее, выдумка. Пикассо был человеком мира. Не думаю, что он придавал значение таким бытовым вещам. Он был свободен от них.
- Как познакомились Ольга и Пабло? - Эта история довольно известная. Пикассо и Хохлова встретились в 1917 г. во время репетиций постановки «Парад» труппой «Русских балетов» С.Дягилева. Пабло оформлял спектакль, Ольга была известной танцовщицей, одной из главных артисток «Русского балета». Дягилев приветствовал этот союз, но предостерег художника от легкомысленных действий, предупредил его, что с русскими девушками нужно быть серьезным в намерениях. В итоге Ольга стала первой законной супругой Пикассо – феноменально свободолюбивого человека.
- То есть выставка во многом театральная? - Да, атмосфера театра пропитывает всю экспозицию. Это и произведения Пикассо, созданные в атмосфере «Русских балетов», и фотографии танцовщиков, хореографов композиторов, работавших с Дягилевым. Это ключевая тема. Но и дальнейшее развитие событий показано как театральная сцена. Ольга была обречена на трагическую судьбу. Революция и гражданская война в России, разрыв с родственниками, новые возлюбленные Пикассо, разрушенная семья, бесконечные преследования своего мужа. Сохранились фотографии Ольги в свадебной фате, сделанные в одиночестве в покинутом семейном имении.
- На кого рассчитана выставка? Нужно ли к ней готовиться? - Выставка будет интересна самой широкой аудитории. Эта история и человеческая, и художественная одновременно. Россия – единственная страна, где могут прочитать письма русской жены Пикассо без перевода. О.Хохлова для нашей страны - своего рода миф: мы о ней очень мало знаем, архив долгое время был скрыт, документов тоже долго не было. На эту выставку можно приходить без всякой подготовки. Сама экспозиция построена как книга: будет много текстов, ясное разделение на тематические части. К тому же, на русском языке нет книг и публикаций, которые можно было бы назвать достоверным источником информации об О.Хохловой. Поэтому пусть это будет знакомство с чистого листа. И мы имеем на это право, потому что в наших руках подлинные документы и наиболее достоверные источники. 01.11. 2018, журнал "Театрал" http://www.teatral-online.ru/news/22859/
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Вторник, 15 Мар 2022, 11:50 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| Впервые в ГМИИ им. А.С. Пушкина пройдет полномасштабная выставка, посвященная мумиям Древнего Египта. Посетители смогут увидеть более 400 экспонатов, большая часть которых до этого была доступна только специалистам. Выставка показывает результаты обширной научной работы, а с другой предлагает зрителям поразмышлять на тему бессмертия, опираясь на представления древних египтян о загробной жизни. В мировоззрении древних египтян центральное место занимала вера в посмертное бытие, в вечное существование за гробом. Для его достижения требовалось точное исполнение многочисленных ритуалов, правильное сохранение останков и погребение, соответствующее религиозному закону и традиции.
Выставка расскажет современному зрителю как древние жители долины Нила представляли себе Вечное бытие и стремились к его достижению, об их верованиях и практиках, направленных на обретение жизни за порогом смерти. В экспозиции будут представлены мумии людей и животных, саркофаги, погребальные пелены и маски, фаюмские портреты, фрагменты гробничных рельефов и др/ памятники худ/ ремесла, связанные с заупокойным культом. Выставка поделена на 3 раздела: «Смерть и магическая трансформация», «Гробница - дом вечности», «Мумии возвращаются: взгляд из XXI века».
Первый раздел «Смерть и магическая трансформация» - посвящен процессу мумификации: кроме самих мумий зрители увидят результаты исследования мумий, элементы декора мумий (картонажи и их фрагменты, маски, фаюмские портреты), а также некоторые материалы, используемые при мумификации. Кроме того, здесь будут представлены различные папирусы «Книги мертвых», расписные погребальные пелены, статуи, связанные с с культом бога Осириса.
Второй раздел - «Гробница - дом вечности» - расскажет о ритуале оплакивания и погребения древних египтян и даст представление о назначении, внешнем виде и структуре гробниц. Третий раздел - «Мумии возвращаются: взгляд из XXI века» - мультимедийная зона, включающая в себя 3D-реконструкции облика египтян и цифровые материалы, отражающие исследования, проведенные в Курчатовском институте.
Работа в рамках проекта исследования мумий продолжалась с 2017 по 2020 г.: за это время было проведено компьютерно-томографическое сканирование с последующим антропологическим исследованием 10-ти целых человеческих мумий и 7 мумий животных. Были определены пол, возраст и вероятные заболевания индивидов, сделан палеогенетический анализ нескольких мумий, изучен способ пеленания и состав бальзамирующих веществ, получена трехмерная реконструкция скелета и внешнего облика одной из мумий. В ходе исследования стало ясно, что саркофаги, в которых мумии размещены в настоящее время, не принадлежали им изначально. Кроме того, изучив особенности пеленания и декора мумий, научные сотрудники отдела Древнего Востока пришли к выводу, что в собрании ГМИИ хранятся в том числе и редкие мумии. Было проведено отдельное исследование маленького глиняного гроба с мумией ребенка внутри, которое показало, что гроб является фальсификацией XIX в., а мумия – одним из древнейших образцов мумифицированных человеческих останков, относящимся к IV тысячелетию до н.э. Выставка работает до 31 мая 2022. Купить билеты: https://tickets.pushkinmuseum.art/event....2-03-15 https://pushkinmuseum.art/events....dex.php
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Пятница, 21 Окт 2022, 14:31 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» – главный проект Пушкинского музея 2022 г, продолжающий рассказ о великих династиях московских коллекционеров, начатый выставкой «Щукин. Биография коллекции» в 2019 г. Наиболее полная и масштабная реконструкция прославленных собраний объединит шедевры из разных музеев. В экспозицию войдут произведения, принадлежавшие Ивану и Михаилу Морозовым: 67 работ из Эрмитажа, 63 – из Третьяковской галереи и 103 – из ГМИИ им. А.С. Пушкина. На выставке будут представлены работы М.Дени, П.Ренуара, К.Моне, П.Гогена, А.Матисса, П.Пикассо, В.Васнецова, К.Коровина, И.Левитана, М.Шагала, Б.Кустодиева, В.Серова, В.Сурикова. На выставке представлено более 600 экспонатов - около 260 произведений живописи, графики и скульптуры; предметы декоративно-прикладного искусства, книги, фотографии, архивные материалы. Выставка работает до 30 октября
С 18 по 30 октября время работы Главного здания для посетителей продлено до 22:00, вход и кассы до 21:00 (за исключением 22 октября, в этот день Главное здание будет работать в обычном режиме – до 20:00, вход и кассы до 19:00). Входные билеты на дополнительные сеансы можно приобрести на сайте музея. https://pushkinmuseum.art/events....lang=ru https://pushkinmuseum.art/visitors/recommendations_morozov.php
Выставка обновила свой состав, сохранив прежние формат и миссию – познакомить посетителей музея с интересными редко экспонируемыми произведениями из фондовых хранилищ. Название выставки отсылает к Кабинету изящных искусств и классических древностей Московского университета, созданному в 1850-х годах и ставшему одним из предшественников ГМИИ им. А.С. Пушкина. В обновленной экспозиции на смену древней скульптуре Индии и Мьянмы пришли произведения западноевропейского искусства – работы XV–XVIII вв. из Германии и Нидерландов. Впервые после комплексной реставрации зрителям демонстрируются алебастровый рельеф «Рождество Христово» и полихромная деревянная скульптура, изображающая Архангела Михаила. Восточный раздел выставки представлен китайским ритуальным колоколом бо VI–III вв. до н. э. и выразительной статуей Шань Цзая XVI в. н. э. Также в экспозицию вошла уникальная керамическая солонка, выполненная во Франции в середине XVI столетия при дворе Генриха II. Этот предмет – самый крошечный на выставке. Выставка работает до 23 января 2023. Купить билеты: https://tickets.pushkinmuseum.art/event....2-10-21 https://pushkinmuseum.art/events....lang=ru
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Вторник, 18 Апр 2023, 21:41 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| Выставка "ХРУПКИЙ МИР КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ ЛЕМКУЛЬ" На выставке можно увидеть часть коллекции зарубежного и русского стекла, собранной супругами Фёдором и Екатериной Лемкуль. За 30 лет кропотливой работы семья Лемкуль сформировала коллекцию, включающую уникальные произведения, которые охватывают период с I века до н. э. до конца XIX столетия. В 1995 г. собрание было передано в дар отделу личных коллекций Пушкинского музея.
Выставка включает 2 раздела, отражающие 2 направления собирательства: русское и зарубежное (преимущественно европейское) стекло. Изначально для Фёдора и Екатерины Лемкуль приоритетным было комплектование русского стекла XVIII в.; зарубежное приобреталось для коллекционного обмена, но в процессе собирательства, изучения произведений и углубления в историю стеклоделия появился интерес и к этой теме. Результатом стало значительное собрание европейского стекла, в котором представлены образцы античной эпохи, уникальные экземпляры работы богемских и немецких мастеров XVIII в., английский хрусталь, редкие авторские произведения ХIХ столетия. Среди наиболее ранних предметов собрания - кубок с изображением охоты на кабана на высокой сложной ножке Hohlbalusterglas.
Отдельную группу составляет гравированное богемское стекло 1730–1740-х годов, в том числе с инкрустацией золотой фольгой, помещенной между прозрачными стенками бокалов и кубков с изображением охотничьих и жанровых сцен. Примером традиций стекла венецианского фасона (façon de Venise) и сочетания их с новыми декоративными приемами являются бокалы-флейты с портретами прусского короля Фридриха Вильгельма и его супруги Софии Доротеи. В коллекции многообразно представлено цветное стекло Императорского завода, украшенное изысканной росписью золотом в стиле классицизм, и так называемое народное стекло: штофы, кувшины, бутыли, бочонки, фигурные сосуды. Украшены подобные предметы, как правило, декором из «трав», цветов, ягод клюквы, изображениями птиц - журавля или аиста, а также пирующих дам и кавалеров. Выставка работает до 18 июня 2023 г. https://pushkinmuseum.art/events....lang=ru
18.04. - 20.08. 2023
Масштабный проект, занимающий все 3 эт. Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. и демонстрирующий разнообразие и многогранность худ. жизни Европы и России во 2-й половине XIX – начале XX столетия.
К.Моне. Бульвар капуцинок в Париже.1873. В.Вог. Красные виноградники в Арле. Монмажер. 1888. П.Гоген. Кафе в Арле. 1888.
В экспозиции представлены работы К.Моне, О.Ренуара, П.Гогена, Винсента ван Гога, А.Матисса, П. Пикассо, и русских художников И.Репина, В.Серова, М.Ларионова, Н.Гончаровой, К.Малевича и др. https://pushkinmuseum.art/events....dex.php
25.04. - 23.07. 2023.
Выставка, на которой впервые вместе будут представлены уникальные памятники Филипповских курганов – наследия кочевников-сарматов из фондов Уфимского федерального исследовательского центра РАН и Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея. Эти произведения были обнаружены в результате археологических раскопок, проведенных в 1986–1990, в 2004–2009 и 2013–2014 гг.
Регион Южного Приуралья от 2500 до 1600 лет назад населяли сарматы. Они были классическими кочевниками и не имели долговременных поселений. Информацию о соц. устройстве и организации, культурно-экономических связях и религиозных верованиях сарматов мы имеем только благодаря раскопкам их некрополей. Размеры надмогильных сооружений для представителей разных слоев общества сильно отличались. «Царские» курганы достигали 18 м. в высоту и 150–200 м. в диаметре.
В пространстве Белого зала можно будет увидеть произведения середины I тысячелетия до н.э., среди которых защитный доспех и детали амуниции, мечи и кинжалы, копья, луки и наконечники стрел, пробирные камни, конская упряжь, одежда и элементы ее декора, ювелирные украшения, зеркала, костяные ложечки, каменные жертвенники, а также «золотые» олени и другие ритуальные предметы. Важной частью экспозиции являются бытовые и ритуальные сосуды. Посуда – одна из самых распространенных находок в захоронениях ранних кочевников. Встречаются предметы из глины (керамика), дерева, металла, камня, стекла. Самая распространенная среди керамической посуды – лепная, обожженная на открытом огне.
Кочевники в быту широко пользовались деревянной и кожаной посудой, более легкой и менее хрупкой, чем керамическая. Но знаем мы о ней мало, т.к. органика плохо сохраняется в погребениях. Металлическая посуда представлена изделиями из бронзы, серебра и золота. Вся бронзовая – бытовая: котлы, ковши, жаровня, таз. Посуда из драгоценных металлов – предметы роскоши, определяющие статус и имеющие, вероятно, и ритуальное назначение. Почти все они обнаружены в кургане № 1, а изготовлены на территории империи Ахеменидов. Там же были произведены несколько сосудов из камня и цветного стекла, найденные в Филипповке.
Кроме того, в Филипповском некрополе при раскопках 2004–2013 гг. впервые были обнаружены доказательства существования обычая татуирования у степных кочевников – 3 комплекса с инструментами и пигментами. Например, Комплекс 1 из женского погребения 4 кургана № 15 состоит из бронзового зеркала, кожаного мешочка с костяной иглой, каменной палитры для растирания и смешивания красок-пигментов, костяной ложечки, железного ножа, обломка белемнита для заточки игл, кусочка мела и точильной плитки из алевролита. Инструменты для татуирования, найденные в Филипповке, не имеют прямых аналогов в других могильниках, относящихся к раннему железному веку. Процесс татуирования был связан с магическими практиками и ритуалами, в которых важную роль играли именно женщины. Существенная часть представленных на выставке экспонатов – подлинные золотые и серебряные предметы, которые впервые экспонируются. Некоторые из них не выставлялись даже в самом музее и были известны только узкому кругу специалистов. Например, ритуальный сосуд из кургана № 1 Филипповки I (жертвенный комплекс 2, погребение 5). https://pushkinmuseum.art/events....dex.php
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 19 Окт 2023, 16:23 | Сообщение # 6 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| ГРАД КИТЕЖ НА ВОЛХОНКЕ Почему бесценные реликвии из личных коллекций, подаренные Пушкинскому музею, недоступны посетителям
В музейной России есть свой град Китеж - будто канувший на дно, только все равно живой. Долго искать его не надо. Он в самом центре Москвы, на Волхонке, 10. Называется Отдел личных коллекций ГМИИ.
А еще совсем недавно назывался музеем.
Музей личных коллекций "ушел на дно" в 2015 г., когда вокруг главного здания ГМИИ и окрестных галерей начали создавать "музейный городок". На время глобальной реконструкции просторное и изящное здание музея (22 зала, атриум и галерея на 3 эт.) превратили по сути в склад "чужих" фондов (сотрудники вежливо говорят "фондохранилище"). Все работы планировалось завершить 3 года назад. Но гладко было на бумаге... И это очень досадно, потому что речь о бесценном...
В январе 1994 г. открытие Музея личных коллекций при ГМИИ стало настоящей революцией. Музей оказался одновременно детищем своей эпохи - и ее антиподом.
Его создатели и вдохновители - знаменитый литературовед, искусствовед, коллекционер И.С. Зильберштейн (1905-1988) и легендарный директор ГМИИ И.А. Антонова (1922-2020) - пошли наперекор устоявшимся правилам. Обычно в крупных советских музеях любые поступления из частных собраний растворялись каплями в море. Оседали в запасниках, иногда (особо ценные) могли удостоиться надписи мелкими буковками на табличке: "Дар такого-то". Было в этом обидное пренебрежение к тем, из чьих рук культурное достояние было передано в народную собственность, а в огромном множестве случаев - просто вырвано, отнято, национализировано.
Двое подвижников, предложив идею нового музея, совершили идеологический переворот. Во главу угла они поставили личность коллекционера, его судьбу и философию, жизнь, чувства, память. Коллекционеры, гениально определила Антонова, "обладали предчувствием грядущих перемен, подобно великим художникам и поэтам, словно животные, которые чувствуют землетрясения раньше других. Это и инстинкт, и какое-то совершенно особое качество. Я не знаю, как оно называется, но это восприятие мира, в котором живешь..."
Создавая свое детище, эти двое выразили огромную, бесконечную признательность таким людям. Вопреки духу времени, в эпоху сплошной коммерции и приватизации владельцы коллекций передавали их гос. музею исключительно в дар. Этот феномен - дань уважения безупречной репутации основателей и хранителей музея. А Зильберштейн еще в советские времена добился практически нереального: здание для Музея личных коллекций освободила влиятельнейшая внешнеторговая организация "Автоэкспорт".
Экспозицию строили по принципу квартир: коллекции выставлялись в залах именно так, как их собирали и сохраняли в течение долгих лет. Первым и главным приобретением стало собрание самого Зильберштейна. Он руководил изданием беспрецедентной книжной серии "Литературное наследство", в которой вышло около 100 томов. Был прекрасным ученым-архивистом. А главное - его стараниями в гос. архивы и музеи России были возвращены из-за рубежа реликвии, связанные с именами Пушкина и Жуковского, Репина, Брюллова и Венецианова, Серова и Бенуа, Ленина и Горького, декабриста Бестужева и поэта Т.Шевченко, Дягилева, Лифаря...
Два рисунка художника Б.Григорьева положили начало его коллекции. Несколько тысяч произведений искусства и архивных материалов, полотен и альбомов, живописи и графики, писем, автографов и набросков! Коллекционированию Зильберштейн отдал многие десятилетия - с тех пор как еще юношей на первые заработанные 10 руб. приобрел два рисунка Б.Григорьева. И всю жизнь стремился противостоять, как сам говорил, "бездушному и жестокому" распылению чужих личных коллекций, которые "за редчайшим исключением превращались для родственников лишь в ценность материальную". Дар Зильберштейна созданному им музею еле уместился в 4-х залах. "В его старой квартире на Лесной ул., некогда с пола до потолка увешанной картинами, остались лишь голые стены, веревки вдоль них, да горы книг и рукописей, среди которых, нисколько об этих картинах не жалея, ходил очень довольный Зильберштейн, обуреваемый новыми проектами", - напишет в статье-некрологе журнал "Наше наследие". До открытия музея в новом здании основатель дожить не успел.
Сейчас в фондах Отдела личных коллекций - более 30 частных собраний, целостных и неделимых. Более 10 тыс. произведений. Среди них - то, что хранилось в семьях художников А.Тышлера и Д.Штеренберга, пианиста С.Рихтера (живопись и графика Р. Фалька, В.Шухаева, Н.Гончаровой, Д.Краснопевцева). В фондах отдела великие образцы западноевропейского и российского искусства, работы старых мастеров (вплоть до Рембрандта и его школы) и современных живописцев графиков, скульпторов - искусство русского авангарда, отечественных нонконформистов. Эпоха Возрождения в соседстве с Серебряным веком. Увидеть бы всё и сразу! Увы, пока это лишь мечта. Здание закрыто. Но работа новых подвижников, невидимая широкой публике, продолжается.
- Вы даже не можете представить, какое у нас идет движение материала, - говорит зав. Отделом личных коллекций ГМИИ Н. Автономова. - Недавно прошли три выставки в Курске, Белгороде и Оренбурге. Ранее мы давали наши экспонаты на выставки Репина, Поленова, Семирадского. На петербургской выставке "Первая позиция" о балете - тоже наши реликвии. Русский музей постоянно их запрашивает. В Манеж, где пройдет выставка Фаберже, отправляем своего Григорьева, в центре "Зотов" будет наш Родченко...А еще в музее активно издаются каталоги коллекций, хранящихся в отделе. Труд над любым музейным каталогом - долог и кропотлив: изучение, атрибуция, дизайнерские поиски перед созданием книги. ("Каждый раз с замиранием сердца смотрим, как она рождается, это отдельное произведение искусства"). Книгоиздательство по нашим временам удовольствие не из дешевых. Тиражи каталогов - не более 1000 экз. Но они пользуются спросом и, если надо, допечатываются. Ценность и радость - точные слова. Коллекционерское пространство затягивает, увлекает, люди читают, становятся знатоками. Ведут дискуссии с нами, искусствоведами! Постепенно коллекция становится главным действующим лицом вне зависимости от статуса и возможностей ее собирателя. И в конце концов перед ним встает вопрос, как дальше быть с результатом усилий, всех этих затрат не только финансов, но и энергии, эмоций, душевных сил".
Хранителям тяжело осознавать, что во время реконструкции невозможно выполнить главное обязательство перед дарителями - выставлять их коллекции. Но даже в эти трудные годы фонды постоянно пополняются: 7 картин и 16 графических работ звезды русского авангарда Р. Фалька. Они принадлежали С.А. Вязьменской, супруге известного адвоката Д.Левинсона, который дружил с вдовой художника. Тут настоящие шедевры:
"Мулат" (автопортрет Фалька), портрет девушки в платье с кружевным воротником (предположительно на нем изображена Т.Яковлева, последняя возлюбленная Маяковского)... Собрание искусствоведа О.О. Ройтенберг, которое отошло к ее наследникам, - примерно 2 тыс. произведений живописи и графики художников из плеяды выпускников ВХУТЕМАСа, их письма и воспоминания, фотографии и личные документы. Судьбы этих талантливых, но за редкими исключениями - малоизвестных художников часто складывались трагически: их обвиняли в формализме, отлучали от творчества, кого-то репрессировали, кто-то погиб на фронте... Теперь раз в два месяца музей проводит вечера их памяти, для которых найдена особая форма: рассказы потомков, демонстрация семейных фото и записей, самых дорогих домашних реликвий.
Коллекция западноевропейского и русского искусства, которую при участии знаменитого историка искусства П.П. Муратова собирал выдающийся поэт и переводчик С.в. Шервинский. 17 живописных полотен и одна скульптура, переданные его внучкой, Е.Ф. Шичалиной, известным ученым-филологом. - Вы не поверите, что входит в этот дар! - восклицает Наталия Автономова. Но как не поверить, если вот он.
Портрет адмирала Шишкова работы Дж. Доу, который считался утраченным, в Эрмитаже есть только незаконченный портрет этого флотоводца и министра просвещения времени Николая I. Понятно, что эл. версии дают возможность всмотреться в детали, но в оригинал вложена энергетика, которая не сравнима ни с чем. И для изобразительного искусства важнее всего - реальное общение с оригиналом, а не с цифровой копией, пусть даже самой качественной. Когда же мы всё это увидим вживую?!
У Наталии Автономовой нет ответа. Но она знает совершенно точно: взаимоотношения частного и государственного в мире искусства должны и будут развиваться: "Мы уже видим, как в этом направлении движется, к примеру, Третьяковская галерея. На Крымском Валу теперь есть именной зал Г.Д. Костаки, а не просто скромные упоминания на табличках о его даре (а это более 800 картин). Я очень рада, что традицию пожертвований и даров в России возобновили, можно сказать - реанимировали. Да, среди коллекционеров времен перестройки были и нувориши, и те, кто руководствовался коммерческими соображениями. Но знаете, что обычно происходит? Сила искусства, повторюсь - затягивает. Переводит коллекционера на совершенно другие рельсы, не прагматичные и не сугубо финансовые. Он оказывается в пространстве худ. мира. И пусть даже не становится совсем другим - но сильно и глубоко меняется. Превращается в знатока и ценителя. Гордится не просто тем, что у него на стене висит полотно Кандинского ценой в миллионы, а тем, что это особенный Кандинский, созвучный его душе и устремлениям. олучается, что сначала собиратель формирует коллекцию. А затем коллекция создает Личность.И это, наверное, самое главное".
P.S. В ГМИИ им. А.С. Пушкина осторожно прогнозируют, что к концу 2024 г. здание Отдела личных коллекций будет наконец-то освобождено от фондов-постояльцев. Анна Четверикова 04.04. 2023. журнал "Родина" https://rg.ru/2023/03/27/grad-kitezh-na-volhonke.html
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 02 Ноя 2023, 10:40 | Сообщение # 7 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| Я СДЕЛАЛ ВСЕ, ЧТО МОГ «Звонили колокола по скончавшемуся императору Александру III, и в это же время отходила одна московская старушка. И, слушая колокола, сказала: „Хочу, чтоб оставшееся после меня состояние пошло на богоугодное заведение памяти почившего государя“... С этих-то старушкиных тысяч и начался музей», - так, по воспоминаниям Марины Цветаевой, начинал ее отец, Иван Владимирович Цветаев, рассказ о Музее изящных искусств.
Мечта о нем родилась намного раньше, возможно, в ту минуту, когда в 1875 г. недавний выпускник Петербургского университета, 27-летний магистр римской словесности и доцент Варшавского университета, впервые ступил на землю Италии, «той благословенной страны, видеть которую для человека, занимающегося изучением античного мира, всегда составляет венец желаний». Но еще раньше, в 20-е годы XIX в., мысль о таком музее увлекла княгиню З.Волконскую. Проведшая большую часть жизни в Италии, воспитанная в духе энциклопедистов XVIII в., широко и разносторонне образованная, она мечтала создать в Москве эстетический музей - в те времена он мог бы стать одним из первых в мире музеев такого рода. Вместе с Шевыревым и Погодиным княгиня Волконская даже представила докладную записку в Совет Московского университета, но ей отказали, и «прекрасная греза» княгини тихо угасла...
«Думала ли красавица, меценатка, европейски известная умница, воспетая поэтами и прославленная художниками, что ее мечту о русском музее скульптуры суждено будет унаследовать сыну бедного сельского священника, который до 12 лет и сапогов-то не видал...» - скажет Иван Владимирович 31 мая 1912 г. на открытии Музея изящных искусств им. Александра III. Но до этого счастливого дня еще долгие, долгие годы. А пока молодой филолог занимается научной работой, защищает докторскую диссертацию, преподает. В 1890 г. занимает кафедру теории и истории изящных искусств Московского университета. Авторитет профессора Цветаева в научном мире высок, он действительный член Московского археологического общества и почетный член Петербургского университета, Российская АН наградила его медалью «За усердный труд на пользу и славу Отечеству».
К этому времени все помыслы Ивана Владимировича уже сосредоточены только на одном - на создании при университете Музея античного искусства, который представил бы «в историческом порядке судьбы скульптуры, зодчества и живописи у древних и новых народов» и через это дал бы «учащемуся юношеству и публике необходимые средства к изучению искусств, к облагораживанию их вкусов и развитию в них эстетических понятий». Он говорит о музее и его задачах с кафедры, в дружеских беседах, на страницах различных изданий, выпускает брошюры. Ища благотворителей, Цветаев скажет на открытии Первого съезда российских художников: «Может ли Москва - духовный центр России, центр ее колоссальной торговли и промышленности, родина и местожительство старых и славных аристократических фамилий, , покрывшая себя славой широких христианских и просветительных благотворений, - может ли такой город, в котором бьется пульс благородного русского сердца, допустить, чтобы в его всегда гостеприимных стенах остались без подобающего крова вековечные создания гениального искусства, собранные сюда со всего цивилизованного света, и притом такие создания, которые в очень большом числе впервые вступают в Россию и двойников которым нет в нашем отечестве нигде? Может ли Москва это потерпеть?» Москва этого потерпеть не могла, и молодой профессор принимается за дело.
Для строительства музея Гор. дума предоставляет участок на Воробьевых горах, но это далеко от университета, и Цветаев обращается к самому вел. князю Сергею Николаевичу. При его содействии музей получает землю бывшего Колымажного двора на Волхонке. (Вел. князь был избран председателем Комитета по устройству музея и до своей трагической гибели всемерно поддерживал начинания Цветаева.) По предложению Ивана Владимировича Императорская академия художеств проводит конкурс на лучший проект фасадов здания музея. Были отмечены 7 проектов, среди них - проект Р.И. Клейна, который и стал гл. архитектором.
Но самое трудное и необходимое - найти средства. Казна выделила всего 200 тыс. руб. Остальное надо было искать у частных лиц, и эту труднейшую задачу взял на себя Иван Владимирович. Он просит, доказывает, убеждает и своей несокрушимой верой приобретает все новых и новых сторонников. «В таком деле, как наше, без веры в лучшие стороны людей обойтись нельзя. Со скептицизмом ничего нового, ничего большого не сделаешь. Это чувство разрушает, а не созидает. Скептицизм удобное свойство для осторожного чиновника, а в нашем созидательном деле главный рычаг - вера, которая, по Писанию, горами ворочает. И я буду держаться этой веры, при всяких обстоятельствах дела. Обманут ее ныне, она восторжествует завтра. Побьет ее сегодня какой-нибудь Иван, зато приголубит и укрепит ее своей симпатией и щедростию завтра какой-нибудь Петр».
Главным жертвователем музея становится владелец заводов в Гусь-Хрустальном Ю.С. Нечаев-Мальцев. Благородное дело, за которое взялся Цветаев, стало близким и ему. Постепенно деловые отношения переросли в искреннюю дружбу, их даже так и называли «Цветаев-Мальцев». 31 декабря 1898 г. Иван Владимирович записывает в дневнике: «Доходят последние часы 1898 г., этой великой эпохи в истории создания нашего музея. Этот год принес мне такие радости и музею такие благодеяния, о которых не было и грез. Завершение грандиозного плана здания, открытие действий Комитета, лучезарный день 17 августа, превративший никому не известный факт закладки во всероссийское событие, получение земли от города - все это пришлось на этот незабвенный год. Такое возвышение действительности над возможностью самых необузданных грез, конечно, уже не повторится в истории создания моего милого музея».
Строительство началось и, несмотря на огромность сделанного, главное было впереди. Надо было думать не только о постройке здания, но и о наполнении его экспонатами. Цветаев ведет обширнейшую переписку со многими музеями мира, заказывает копии, покупает подлинники античных скульптур, привлекает к работе известных российских художников - Поленова, Васнецова, Верещагина, Айвазовского, Серова. Сам выезжает в экспедицию на Урал для отбора отделочного камня. Едет в Италию, Германию, Египет... Из письма к Нечаеву-Мальцеву, 1907 г.: «Вы сетуете на меня за сделанные приобретения памятников искусств для музея. В свое оправдание могу сказать, что разыскивание их по всей Европе стоило мне больших самопожертвований и больших трудов, принесенных мною благу музея. Бог знает кто и когда проделал бы этот многолетний путь безвозмездно для нашего учреждения. Я вынес много лишений и всяческих неудобств ради этой высокой цели и нашел для музея много такого, что долго-долго туда не поступило бы. Без любви, без увлечения, без стремления к этому специальному знанию в нынешнем мире коллекции не собрать бы. Как-нибудь выкарабкаемся из долгов. А приобретенное навсегда будет украшать музей».
Нечаев-Мальцев дает на музей сотни тысяч, но иногда упирается из-за какой-нибудь мелочи: «Что Вы, голубчик, вконец разорить хотите? Да это же какая-то прорва, наконец! Пусть государь дает, его же родителя - имени...» Да и нельзя же все расходы переложить на Нечаева-Мальцева, и Цветаев ищет новых благотворителей. Снова просьбы, уговоры, увещевания при этом ни одной жалобы, раздражения или обиды на непонимание и холодность к его детищу. «Надо быть готовым ко всему, считаться со всем. Не заставишь думать всех, как ты хочешь, думаешь, веришь сам. Необходимы терпение и уважение права чужой собственности, равно как и права других на свои убеждения. Нельзя каждый отказ твоей мечте, твоему излюбленному делу объяснять исключительно грубостью вкусов, недостатком умственного и сердечного развития и одним скряжничеством. Недавний скряга на Музей искусств завтра или перед своим смертным часом, в духовном завещании, явится устроителем целого филантропического учреждения. Надо быть терпеливым», - записывает он.
Своей тактичностью, уважительным отношением к людям, пониманием их слабостей Иван Владимирович располагал к себе многих. «Это прирожденный министр финансов, потому что так искусно добывать деньги из совершенно неожиданных источников, как это Иван Владимирович умел, да еще настраивать дающих деньги к благодарности, - они его благодарили за то, что он деньги от них получал, это никакому графу Витте никогда не удастся», - говорил профессор Московского университета историк Любавский. Все свои свободные деньги Цветаев также отдает на музей и приводит в ужас сына Андрея просьбой дать адрес портного, который мог бы перелицевать костюм. «Да проще новый купить!» - «Это вам проще...» Судьба не была так уж благосклонна к Ивану Владимировичу... В 1904 г. в музее вспыхнул пожар. Пострадало здание и часть коллекции. Он тяжело переживал это несчастье, но не отчаялся и старался подбодрить Клейна: «Оправляйтесь духом и нервами и Вы, дорогой Роман Иванович. Работы еще много и без ниспосланного нам горя. Будем стараться быть молодцами и философами. Нуждаясь в укреплении сам, говорю Вам: мужайтесь!»
Волнения 1905 г. поставили под угрозу продолжение строительства: обсуждался вопрос о консервации здания. В это трудное для всех время Цветаев пишет Клейну: «Что ждет в ближайшие два года наше с Вами дело? Я не считаю его погибшим ни в коем случае. Слишком много сделано. Неокончание так широко веденного предприятия равносильно нашему бесславию в глазах современников, равносильно их праву упрекать нас в легкомыслии расчетов, в неуменье соразмерить средства с целью и в неисполнении обязательств, принятых относительно университета. Но независимо от этих соображений наше общее дело должно двигаться потому, что оно привлекло всю нашу с вами любовь, все увлечение, перед которым все иные дела померкли в их значении. Успехи музея стали равносильны нашей жизни последних лет. И мы не можем не напрячь всех сил, чтобы он додвигался до благополучного конца...»
В июле 1906 года умерла от чахотки Мария Александровна, жена Ивана Владимировича, его незаменимый помощник во всех делах. «Она вела всю его обширную переписку и, часто, заочным красноречием своим, какой-то особой грацией шутки или лести, строкой из поэта, каким-нибудь вопросом о детях и саде - той человеческой нотой в деловом письме, личной - в официальном, иногда же просто удачным словесным оборотом, сразу добивалась того, чего бы только с трудом и совсем иначе добился мой отец. Главной же тайной ее успеха были, конечно, не словесные обороты, которые есть только слуги, а тот сердечный жар, без которого словесный дар - ничто. И, говоря о ее помощи отцу, я прежде всего говорю о неослабности ее духовного участия, чуде женской причастности вхождения во все и выхождения из всего - победителем. Помогать музею было прежде всего духовно помогать отцу: верить в него, а когда нужно, и за него». - вспоминала М.Цветаева.
Смерть жены подорвала здоровье Ивана Владимировича - он тяжело заболел. Врачи запретили ему читать и писать, но быть оторванным от музея он не мог и, ведя переписку через помощника, оставался в курсе происходящего. Чуть только он почувствовал себя лучше, с головой ушел в работу, в музейные дела: снова обсуждает с Клейном отделку залов и парадной лестницы, хлопочет об отоплении здания, ищет специалистов-мозаичников, благотворителей, заказывает новые экспонаты, договаривается о покупке голицынской коллекции, снова уговаривает Нечаева-Мальцева оплатить очередные расходы, следит за доставкой экспонатов и даже сам распаковывает коробки. А проблемы все появляются и появляются, и решить их может только Цветаев. При этом он занимается делами Румянцевского музея, директором которого был, продолжает научную работу, преподает в университете.
Занятость и усталость не сделали его раздражительным. Он был добродушен и ласков с детьми - Валерией и Андреем от первого брака, Мариной и Асей от второго. «Помню его седеющим, слегка сутулым, в узеньких золотых очках. Простое русское лицо с крупными чертами; небольшая редкая бородка, кустившаяся вокруг подбородка. Глаза - большие, добрые, карие, близорукие, казавшиеся меньше через стекла очков. Его трогательная в быту рассеянность создавала о нем легенды. Нас это не удивляло, папа всегда думает о своем музее. Как-то сами, без объяснений взрослых, мы это понимали». - напишет потом Ася, Анастасия Цветаева. Дети выросли вместе с музеем и называли его «наш младший брат». Через много лет, в эмиграции, Марина Ивановна напишет: «Музей Александра III есть 14-летний бессеребреный труд моего отца и три мальцевских, таких же бессеребреных миллиона» .
Наконец, наступил долгожданный день открытия музея - 31 мая 1912 г. «Белое видение музея на щедрой синеве неба». На открытии - сам государь и все высшие сановники Москвы и Петербурга. Профессор Цветаев сопровождает царскую семью по залам музея. «И было тихое торжество радости: не папе дарят что-то сейчас сильные мира сего, а он дарит всем, кто сейчас здесь, всей России - созданный им музей!» - писала Анастасия. «Чуть склонив набок свою небольшую седую круглую голову - как всегда, когда читал или слушал (в эту минуту читал он прошлое, а слушал будущее), явно не видя всех на него глядящих, стоял он у главного входа, один среди белых колонн, под самым фронтоном музея, в зените своей жизни, на вершине своего дела», - писала Марина. Год спустя, незадолго до смерти, он скажет одному из своих учеников: «Я сделал все, что мог...» Людмила Киричек журнал "Новый Акрополь" https://www.newacropolis.ru/magazines/4_2005/cvetaev/
Масштабный проект ГМИИ им. А.С. Пушкина, организованный совместно с Эрмитажем. Впервые с 1937 г. на выставке будет показано более 50 работ великих испанских художников XVI–XIX вв., среди которых Эль Греко, Диего Веласкес, Франсиско де Сурбаран, Хусепе де Рибера, Бартоломе Эстебан Мурильо, Франсиско Гойя, Мариано Фортуни, Хоакин Соролья, Игнасио Сулоага. В экспозицию также войдут предметы декоративно-прикладного искусства, скульптура и графика из собрания Пушкинского музея.
Цель выставки – показать эволюцию испанской живописи от маньеризма до импрессионизма, а также представить историю коллекционирования и бытования произведений искусства Испании в России. Основная глава этой истории связана с Императорским Эрмитажем, где коллекция испанской живописи начала создаваться еще в XVIII в.; сегодня она насчитывает более 150 работ и является самой крупной за пределами Испании. Собрание начало формироваться с единичных поступлений в составе приобретенных Екатериной II коллекций Иоганна Эрнста Гоцковского, графа Генриха Брюля, лорда Уолпола. Затем в начале XIX в. Александр I приобрел 84 испанские картины у антиквара Уильяма Кузвельта, в чьей галерее в Амстердаме он лично отобрал часть произведений. Это стало основой испанского собрания Эрмитажа, которое пополнялось до начала ХХ в. из разных источников – как европейских, так и российских. Испанская коллекция Пушкинского музея формировалась фрагментарно и на 150 лет позже – с момента создания в 1924 г. Картинной галереи. В 1920–1930-х годах поступали произведения из Румянцевского музея, из дворца графов Шуваловых в Санкт-Петербурге, а также из других национализированных частных собраний.
Коллекция картин испанских художников XIX в. из собрания музея впервые будет показана в полном составе; российскому зрителю она известна лишь по отдельным произведениям. Работы происходят из знаменитых московских купеческих собраний 2-й половины XIX – начала ХХ в.: С.Третьякова, И.Остроухова, М.Морозова, М. Рябушинского,, Ивана и Сергея Щукиных. Завершит экспозицию полотно П.Пикассо 1903 г. «Старый еврей с мальчиком» из собрания Пушкинского музея, построенное на диалоге с работами старых испанских мастеров, и прежде всего с живописью Эль Греко. Выставка работает до 4 февраля 2024 г. https://pushkinmuseum.art/events....lang=ru
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 04 Ноя 2024, 12:40 | Сообщение # 8 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| Выставка "ВСТРЕЧА ДВУХ ШЕДЕВРОВ ФРАГОНАРА"
Впервые с начала XX в. музей представляет вместе парные картины «Мальчик со шкатулкой» и «Савоярка» франц. живописца яркого дарования Жан-Оноре Фрагонара. Написанные во 2-й половине 1770-х годов для известного парижского коллекционера Луи Габриэля маркиза де Вери и купленные потом русским коллекционером князем Н.Б. Юсуповым, картины были разлучены в 1930-е годы. Долгожданная встреча савояров Фрагонара проходит в рамках выставочного проекта.
Картины можно датировать периодом 1775–1779 гг. – к тому времени относится формирование собрания маркиза де Вери, его покровительство Фрагонару. Снискавший себе славу одного из самых модных живописцев Парижа, он отказался выставлять свои работы на Салоне в Лувре, и коллекционер покупал все картины непосредственно в мастерской художника. Ранее ошибочно считалось, что на картинах изображены в театральных костюмах дочь Фрагонара Розали и его сын Александр‐Эварист. Наряды, в которых показаны девушка с сурком и мальчик со шкатулкой, напоминают одежду уроженцев региона Савойя на севере Италии. Савояры, или савойцы, – их атрибуты шарманка и сурок – были известны во Франции XVIII в. как странствующие артисты, которых часто сопровождали просившие милостыню дети.
Фрагонар изобразил молодую савоярку, которая предлагает взглянуть на сурка в полуоткрытой коробке. Эти пойманные высоко в Альпах дрессированные зверьки развлекали городских жителей Франции во время посещения ярмарок. А маленький савояр на второй картине показывает монету, возможно, плату за просмотр редкостей в его шкатулке. Выбранная Фрагонаром тема и сама манера исполнения выдают влияние искусства голландских и фламандских художников предшествующего столетия.
После смерти коллекционера маркиза де Вери в 1785 г. его собрание, считавшееся на тот момент лучшей парижской коллекцией современной франц. живописи, было выставлено на аукцион. Там парные работы Фрагонара были проданы неизв. собирателю. В 1790 г. савояры появились вновь на анонимной распродаже в Париже. Следующим владельцем этих картин стал князь Н.Б. Юсупов.
При жизни князя его коллекция находилась в подмосковном имении «Архангельское» – парные картины фигурируют в описи усадьбы за 1815 г. В 1837 г., вскоре после смерти Н.Б. Юсупова, значительная часть произведений, в том числе и савояры, были перевезены сыном князя, Борисом Николаевичем, в петербургский дворец князей Юсуповых на набережной реки Мойки.
В 1924 г. картины поступили в ГМИИ. Коллекция Н.Б. Юсупова серьезно пополнила и придала неповторимость разделу старой франц. живописи музея. Но в 1930-е годы советское государство продавало за границу произведения западноевропейских мастеров из музейных собраний. Так «Мальчик со шкатулкой» оказался в галерее Андре Вейля в Париже, тогда как «Савоярка» осталась в собрании музея. В 2007 г. эта картина была приобретена российским коллекционером на аукционе «Сотбис». В рамках камерного выставочного проекта, который раскрывает малоизученные страницы из истории юсуповского собрания и коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина, парные картины Фрагонара, разъединенные в 1930-е годы, спустя почти век впервые демонстрируются вместе. Выставка работает до 2 февраля 2025. https://pushkinmuseum.art/events....lang=ru
Выставка "ЗАГАДКИ ПИКОВОЙ ДАМЫ" Выставка посвящена атрибуции 19 портретных миниатюр, которые происходят из усадьбы князей Голицыных Большие Вязёмы. Ранее считалось, что многие миниатюры служили декоративным дополнением к портретам родных князя Б.Голицына – владельца усадьбы. Однако недавние исследования позволили связать все произведения с фигурой его матери, княгини Натальи Петровны. Атрибуция портретных миниатюр дала возможность приоткрыть завесу тайны над историей этой семьи и узнать больше о жизни и характере знаменитой княгини, ставшей прототипом главной героини повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».
Именно для Натальи Петровны, часто гостившей в имениях детей, была собрана эта коллекция. Здесь присутствуют изображения ее родителей, портрет рано умершего брата-близнеца Андрея Чернышёва в образе принца с картины Антониса ван Дейка. Разгадка назначения именно этого портрета позволила окончательно убедиться в том, что планшетка с миниатюрами не носила декоративного характера. Рядом были размещены портреты трех сестер княгини - Анны, Дарьи и Марии. Было там и изображение ее любимого дяди З.Г. Чернышёва.
Портреты Натальи Петровны с дочерьми и Владимира Борисовича, ее супруга, с сыновьями на фоне условных интерьеров выполнил блестящий миниатюрист Жан-Батист Жак Огюстен. Ко временам юности Натальи Петровны отсылают портреты европейских монархов, при дворах которых ее семья была радушно принята: два крошечных изображения Франца I Стефана и Марии Терезии, миниатюрный портрет Людовика XV, ставшего свидетелем триумфа Натальи Петровны на балах в Париже и Версале. Из бисквитного фарфора выполнены профили Людовика XVI и Марии-Антуанетты, ко двору которых княгиня приехала в 1783 г. уже замужней дамой с 4 детьми.
Планшетка с миниатюрами служит свидетельством непростого характера Натальи Петровны, подмеченного А.С. Пушкиным: в подборку вошли портреты только 2-х из 4-х ее детей во взрослом возрасте - Бориса и Софьи Строгановой, тогда как изображения Дмитрия и Екатерины, видимо, были намеренно исключены. Открытие назначения и смысла планшетки с миниатюрами позволяет приподнять завесу над историей этой семьи и узнать больше о жизни и характере знаменитой княгини. Большинство миниатюр экспонируется впервые. Их дополняют живопись, графика и редкие книги из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка работает до 19 января 2025. https://pushkinmuseum.art/events....lang=ru
|
|
| |