[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ВЫСТАВКИ В ПУБЛИЧНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ И РГБ
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 01 Апр 2019, 10:47 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПУБЛИЧНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА РОССИИ


Старосадский переулок, дом 9, стр. 1. м. Китай-город, Лубянка

Выставка "ГОГОЛЕВСКИЕ ЖЕМЧУЖИНЫ"
из собрания ГПИБ

Выставка, приуроченная к 210-летию со дня рождения Н.В. Гоголя, представляет редкие издания из фондов ГПИБ России, связанные с именем великого русского писателя. Любимец не одного поколения русских библиофилов, писатель, книги которого еще во время набора заставляли смеяться типографских рабочих, а по выходе в свет становились событием. «Враг всяких политипажей и модных выдумок», выступавший против «подслащивания кондитерством» своих текстов, но ставший тем не менее одним из самых иллюстрируемых авторов. Увлеченный собиратель миниатюрных изданий, любивший дарить их друзьям, и тонкий знаток литературы. Все это о Н.В. Гоголе.


На протяжении лишь 2-х недель у почитателей писателя будет уникальная возможность увидеть его автографы, все прижизненные издания и наиболее знаковые публикации: легендарную первую книгу «Ганц Кюхельгартен: Идиллия в картинах» (СПб., 1829) с автографом историку М.П. Погодину, тираж которой автор уничтожил практически полностью после выхода нескольких разгромных рецензий; «Ревизор» (СПб., 1836) с дарственной надписью Ф.Л. Халчинскому; экземпляр поэмы «Похождения Чичикова, или Мертвые души» (М., 1842) с обложкой по рисунку Гоголя и др.

Отдельные разделы экспозиции рассказывают о библиофильских предпочтениях писателя и составе его библиотеки. «Хозяйственная ботаника, заключающая в себе описания и изображения полезных и вредных для человека растений и изданная Николаем Щегловым» (СПб., 1828) с раскрашенными картинками, редчайшая брошюра «На взятие Варшавы. Три стихотворения В.Жуковского и А.Пушкина» (СПб., 1831), миниатюрный пятитомник Д.М. Перевощикова «Ручная математическая енциклопедия» (М., 1826–1827) - все эти книги, отобранные благодаря сохранившимся письмам Гоголя, позволят по-новому взглянуть на внутренний мир писателя. Украшают выставку редкие иллюстрированные издания произведений классика, в том числе «Сто рисунков из сочинения Н.В. Гоголя: Мертвые души» А.А. Агина и Е.Е. Бернардского  (СПб., 1846), «Тарас Бульба» с иллюстрациями П.П. Соколова (СПб., [1869]), редчайший альбом в 4-х выпусках «Вечера на хуторе близ Диканьки» (М., 1874–1876), «Невский проспект» с рис. Д.Н. Кардовского (СПб., 1905) и др.Кроме того, впервые демонстрируются фотографии, документы и прочие летучие издания из коллекции известного филолога М.Н. Сперанского, отпечатанные специально к гоголевским юбилеям 1902 и 1909 гг.
Выставка продлится до 4 апреля. Вход свободный
Время работы: Пн - пт с 12.00 до 20.00
Суббота, воскресенье - выходные дни.

ЕДИНСТВЕННЫЙ ПЕРГАМЕННЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР БИБЛИИ ПОКАЖУТ В МОСКВЕ


16 апреля - 16 июня 2019 года
В Ивановском зале открывается уникальная выставка, посвящённая Библии, изданной в 1455 г.  И.Гутенбергом, - книги, с которой начинается история книгопечатания.


Посетителям выставки представится редчайшая возможность - познакомиться с легендарным артефактом, о существовании которого знает каждый, но видеть его своими глазами могли лишь единицы. Собрание РГБ даёт возможность не только показать один из самых ценных в мире, напечатанный на пергамене и украшенный вручную экземпляр Библии Гутенберга, но и поместить его в правильный исторический контекст, представив другие редкие инкунабулы и палеотипы.

Разделы выставки будут посвящены разным явлениям, связанным с книгопечатанием. Речь пойдёт и о сути изобретения Гутенберга, и о том, как печатная книга в течение столетия приобретала те черты, к которым мы сегодня привыкли и без которых не мыслим современную книгу. Важную роль в появлении её нового облика начинают играть гравированные иллюстрации. В их создании принимают участие крупнейшие мастера, среди которых был и Альбрехт Дюрер. Перед зрителем предстанут листы знаменитой серии «Апокалипсис», задумывавшиеся Дюрером как «Большая книга».
История книгопечатания отсчитывается с символического акта - создания Гутенбергом Библии, Книги книг. Но до неё и рядом с ней из-под печатного пресса выходят в свет учебники латинского языка, так называемые донаты, тексты молитв, индульгенции и даже листовки, рассказывающие, как отличить поддельные монеты от настоящих. Этим артефактам тоже найдётся место в витринах.

Книгопечатание становится мощным оружием в руках новых властителей дум, тех, кто боролся за духовное обновление Европы. Раздел выставки, посвящённый Реформации, показывает, насколько эффективным может быть печатное слово. Об этом свидетельствуют Библии уже не на латыни, а на диалектах немецкого языка, появившиеся в конце XV в. Библия М.Лютера на немецком языке, увидевшая свет в 1-й половине XVI в., многочисленные памфлеты, полемические издания как протестантов, так и католиков, первые переводы Корана. По словам современника, книгопечатание вышло из Германии как троянский конь, чтобы пройти всюду. Печатные прессы распространяются по Европе со скоростью лесного пожара. Стремительно расширяется репертуар книг на разных языках. Путешествие по европейским типографиям, в которое приглашают посетителей выставки её создатели, завершится в Венеции, в типографии Альда Мануция.
Выставка продлится только 2 месяца, но хранящийся в РГБ экземпляр Библии Гутенберга будет оцифрован и доступ к нему получат все желающие, а экспозиция станет импульсом для серьёзного профессионального разговора о ценности и судьбе печатной книги в современном мире.
График работы: Вт.- воск. с 11:00 до 20:00, пн - вых.
https://www.rsl.ru/ru/events/afisha/vistavki/bibliya-gutenberga
Прикрепления: 1116206.jpg (22.6 Kb) · 0331861.jpg (22.4 Kb) · 9469188.jpg (11.8 Kb) · 5233903.jpg (10.7 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Четверг, 21 Апр 2022, 15:02 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline

График работы: Пн - сб 9:00 до 20:00
Входная группа главного корпуса РГБ закрыта на масштабную реставрацию. Вход в библиотеку - через 6-й подъезд, проход организован вдоль здания РГБ по ул. Моховая

Выставка «МИР ИСКУССТВА ДЯГИЛЕВА»


На выставочной площадке на Мраморной лестнице открылась выставка, посвященная 150-летию С.П. Дягилева . Цель выставки — раскрыть период его творческого пути в границах до 1905 года.
Сергей Павлович известен как организатор и импресарио Русских сезонов (1906—1929), а также создатель и руководитель широко известной балетно-оперной антрепризы «Русский балет Дягилева / Les Ballets Russes de Diaghilev» (1909—1929). О том, что он был худ. критиком, публицистом, создателем, редактором, издателем журналов и организатором амбициозных выставочных проектов, говорят редко. Начиная с 1890 гг. Дягилев регулярно выступал в русской периодической печати со статьями о проблемах изобразительного искусства и с обзорами худ. выставок.

 
На выставке представлены «Ежегодник Императорских театров. Сезон 1899—1900 гг.», а также выпуски лит.-худ. журнала «Мир искусства» за 1899—1904 гг. под редакцией Дягилева, для создания которого приглашали И.Репина, К.Сомова, В.Поленова. В экспозиции сборники писем и воспоминаний из фондов РГБ. Особое внимание заслуживает переписка С.Дягилева с А.Бенуа. Современники вспоминали о Сергее Павловиче по-разному, но все отдавали ему дань как одной из крупнейших фигур в области русской и мировой культуры 1-й трети XX в.
Выставка работает до 14 мая
https://www.rsl.ru/ru/events/afisha/vistavki/mir-iskusstva-dyagileva


Выставка «МОСКОВСКИЙ ПУБЛИЧНЫЙ И РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕИ»
Книжно-иллюстративная выставка, посвящённая 160-летию образования Московского публичного и Румянцевского музеев. В экспозиции представлены лучшие и наиболее ценные собрания книг, книжные коллекции и документы.

В истории РГБ есть два значимых события - это основание Московского публичного музея, в структуре которого числилась Библиотека, и переезд Румянцевского музея из Санкт-Петербурга в Москву. Указом императора Александра II было создано единое общедоступное просветительское учреждение «Московский публичный музеум и Румянцевский музеум», совмещающее в себе функции музея и библиотеки. Структура его была определена замечательной коллекцией гос. канцлера Российской империи графа Н.П. Румянцева, насчитывающей более 28 тыс. экз. книг, а также рукописей, скульптур, картин, минералов и этнографических материалов. Соответственно, были созданы отделения рукописей и редких книг, печатных книг, изящных искусств, христианских древностей, зоологическое, нумизматическое и этнографическое отделения, а также минералогический кабинет. В дальнейшем число отделений менялось.

          
Приращение фондов музея шло чрезвычайно активно, особенно после того, как согласно «Положению о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме» от 1862 г. Библиотека стала получать один обязательный экземпляр всей печатной продукции России. Быстрому росту библиотечных фондов способствовали крупные и многочисленные дары, в числе которых есть очень большие собрания книг. Важную роль играли денежные пожертвования от частных лиц. Так, почетный гражданин Москвы К.Т. Солдатёнков внёс единовременно 3000 руб. и в дальнейшем ежегодно вносил в Московский публичный и Румянцевский музеи по 1000 руб., а издатель журнала «Русская беседа», коллежский советник А.И. Кошелёв пожертвовал 25 тыс. руб. с обязательством выплаты этой суммы в течение 10 лет только для приобретений в Библиотеку.

В связи с открытием Московского публичного и Румянцевского музеев последовали высочайшие дары от императора Александра II, который презентовал картинной галерее Музея полотно А.А. Иванова «Явление Христа народу» и распорядился передать дублеты книг и эстампов из коллекций Эрмитажа. В 1862 г. члены императорской семьи Романовых подарили книги из библиотек вел. княгини Александры Николаевны и императрицы Александры Фёдоровны (старшей), супруги императора Николая I. Затем следуют поступления при содействии правительства. Все министерства стали передавать в музей не только архивы, но и новые опубликованные издания и печатные материалы, выходящие в подведомственных им учреждениях. Развитию музея и библиотеки способствовали авторитет и активная творческая деятельность директоров Н.В. Исакова, Д.С. Левшина, В.А. Дашкова, М.А. Веневитинова , И.В. Цветаева , В.Д. Голицына.


По словам первого директора Московского публичного музеума и Румянцевского музеума Н.В. Исакова, «приступая к исчислению пожертвований частных лиц, во-первых, дóлжно упомянуть о том утешительном явлении, что в числе жертвователей, кроме многих пожелавших остаться неизвестными, находились лица почти всех сословий, начиная от временно обязанных крестьян до важных гос. сановников»

С первых лет работы Библиотеки Румянцевского музея её фонды пополнились одними из лучших и наиболее ценных собраний книг: в 1863 г. поступило собрание А.В. Норова (14 тыс. экз.) и в 1864 г. - С.Д. Полторацкого (15 тыс. экземпляров). В дальнейшем в фонд Библиотеки влилось более 50 частных коллекций, среди которых книжные и рукописные собрания В.Ф. Одоевского, П.Я. Чаадаева, М.Ю. Виельгорского, П.И. Севастьянова, С.П. Румянцева и др..С открытия Московского публичного и Румянцевского музеумов началась их научная, информационная и издательская деятельность. Задача состояла в описании и классификации фондов и знакомстве с ними читателей и посетителей. Одним из направлений издательской деятельности была публикация уникальных книжных сокровищ, путеводителей по отделениям музея, каталогов фондов и выставок для получения доп. средств дальнейшего формирования фондов.

Выставка открывается материалами из отдела хранения и использования документов РГБ, связанными с переводом Румянцевского музея из Санкт-Петербурга в Москву и перепиской о формировании фондов первого директора библиотеки Н.В. Исакова. В связи со 160-летним юбилеем экспонируется «Книга для записывания имён посетителей Московского публичного и Румянцевского музея», на первом листе которой стоит автограф императора Александра II. Особый интерес вызывают уникальные экспонаты из собраний Московского публичного и Румянцевского музеев, представленные на выставке: Евангелие XVI в. с миниатюрами в красках с золотом, «Всемирная хроника» Гартмана Шеделя 1493 г., изданная в Нюрнберге, и «Атлас российский...» 1745 г., представляющий первый общегеографический атлас Российской империи. Обе книги принадлежали Н.П. Румянцеву. 

   
На выставке экспонируются также эльзевиры из коллекций Румянцева и А.С. Норова, «Шестодневец» XVII в. келаря Троице-Сергиевой лавры Авраамия Палицына из собрания В.М. Ундольского, роскошное издание «Ботанического атласа» 1834 г. из книг императрицы Александры Фёдоровны, «Октоих» двузнаменный на крюковых и линейных нотах середины XIX в. из собрания В.Ф. Одоевского.Органично включены в экспозицию гравюры XIX в., подлинные фотографии коллектива сотрудников Московского публичного и Румянцевского музеев и легендарная серия фотографий музея, созданная Т.О. Митрейтером (1881).
Выставка работает до 14 мая.
Вход - свободный

https://www.rsl.ru/ru....j-muzej
Прикрепления: 8206783.jpg (5.7 Kb) · 7423254.png (87.8 Kb) · 9918555.png (99.8 Kb) · 0793382.png (112.1 Kb) · 3466296.png (98.7 Kb) · 9876825.png (119.4 Kb) · 7136054.png (109.0 Kb) · 3472047.png (102.5 Kb) · 3066360.png (77.0 Kb) · 9100636.png (29.6 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Понедельник, 30 Окт 2023, 09:27 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 7147
Статус: Offline
В РГБ ОТКРЫЛИ ГЛАВНЫЙ ПОДЪЕЗД И МРАМОРНУЮ ЛЕСТНИЦУ
Три тысячи мастеров в течение 2-х лет трудились над восстановлением исторического облика входной группы гл. библиотеки страны
Мраморную лестницу не ремонтировали с тех пор, как в главное здание Российской гос. библиотеки (в то время она именовалась Ленинской) вошли первые читатели. Здание строилось по проекту В.Щуко и В.Гельфрейха, строительство тянулось с 1928 по 1941 год, а интерьеры завершались уже после войны, в 1953-м. Щуко в этот момент уже не было в живых, интерьеры создавались по авторским чертежам, но воплотить замысел архитекторов в полной мере не удалось.

  
С 1953 г. в РГБ была проведена лишь одна масштабная научная реставрация (2012–2018), и она затронула только гл. читальный зал. Остальные помещения поддерживались локальными ремонтными работами. Поэтому перед реставраторами, в 2021 г. взявшимися за восстановление исторического облика входной группы, стояла непростая задача, с которой они справились блестяще. Архитекторы не только восстановили замысел авторов, но и приспособили пространства для современного использования. В РГБ расположен центр компетенции, центр той цифровой работы, которая ведется в современном библиотечном деле. Теперь для того, чтобы получить читательский билет, достаточно зайти на «Госуслуги» или сайт библиотеки, не придется ехать по всем московским пробкам, заполнять какие-то корешки. Кажется, что сделать это было очень легко, но нет, над этим работала еще тысяча человек, потому что процесс цифровизации очень сложный.

Перемены коснулись не только внутреннего убранства библиотеки - здесь появилась система хранения, где посетители смогут оставить свои вещи, а в скором времени на месте закрывшейся столовой откроется кофейня, в которую можно будет зайти с улицы. Изменился и принцип выдачи книг - читательский билет стал электронным, получить его можно на сайте библиотеки или сайте «Госуслуги». Для каждого читателя будет сгенерирован уникальный QR-код, он послужит пропуском и одновременно избавит читателей от контрольных листов, по которым они раньше получали и сдавали книги. Те, кому дорог прежний, бумажный читательский билет, смогут получить его на кафедре выдачи, заполнив анкету и самостоятельно сфотографировавшись с помощью спец. терминала. Восстановление исторического интерьера мраморной лестницы - первый этап комплексной реставрации всего здания и расширения книгохранилища. Впереди - реставрация 2-го этажа и холла библиотеки.
Татьяна Филиппова
24.10. 2023. газета "Культура"

https://portal-kultura.ru/article....stnitsu
Прикрепления: 5228811.jpg (22.4 Kb) · 8881072.jpg (25.5 Kb) · 8419795.jpg (30.8 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: