[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ВЫСТАВКИ В ГМИИ им. А.С. ПУШКИНА
Валентина_КочероваДата: Среда, 25 Сен 2019, 20:14 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7347
Статус: Offline
«"РУССКИЙ ЙОРДАНС". КАРТИНЫ И РИСУНКИ ЯКОБА ЙОРДАНСА ИЗ СОБРАНИЙ РОССИИ»
Выставка расскажет о знаковых работах фламандского художника Якоба (Жака) Йорданса и об интересе к его творчеству в России.  Впервые будут показаны практически все произведения мастера, которые находятся в собраниях российских музеев: ГМИИ им.  Пушкина, Эрмитажа, Екатеринбургского МИИ, Нижегородского и Пермской худ. галереи. Одна из работ художника предоставлена Свято-Троицкой Александро-Невской лаврой. В экспозиции 18 картин и 31 рисунок, отражающие основные этапы творческой биографии мастера, разнообразие видов и жанров, в которых он работал, и эволюцию его стиля.


Автопортрет. Около 1615.

Якоб (Жак) Йорданс (1593–1678) - один из самых значительных живописцев фламандской школы наряду с Рубенсом и Ван Дейком. Он работал практически во всех жанрах: создавал картины на религиозные, мифологические, исторические сюжеты, писал портреты и натюрморты, отдавая предпочтение бытовым композициям с элементами бурлеска. В юном возрасте Йорданс начал учиться живописи у популярного в свое время антверпенского исторического живописца и портретиста Адама ван Ноорта, который сейчас также известен как один из учителей Рубенса. Произведения Йорданса отличают барочная выразительность пластических форм, прославляющая красоту и изобилие материального мира, торжественное звучание колорита и изобретательность в построении композиции. Он уравнял в своих работах возвышенные и земные темы, что отвечало общей жизнеутверждающей направленности фламандского искусства. В творческом формировании художника важным этапом стало такое интернациональное течение, как караваджизм, однако Йорданс остался независимым в глубоко индивидуальных живописных приемах и тематике своего искусства

В названии выставки сделан акцент на том, что в экспозиции объединены работы художника, находящиеся именно в российских собраниях. Большинство из них оказались в России уже во 2-й половине XVIII в. и происходят из лучших европейских коллекций того времени: британской (Роберта Уолпола), французской (Пьера Кроза), немецких (Эрнеста Гоцковского и графа Генриха фон Брюля). Часть картин была куплена императрицей Екатериной II для основанного в 1764 г. Эрмитажа.


Именно Екатерина II приобрела из одного берлинского собрания монументальную работу Йорданса «Оплакивание Христа», а затем подарила ее Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. Русская аристократия вслед за императрицей стала собирать картины фламандских мастеров золотого века, и, в частности, произведения Йорданса. Российские музеи обладают интересной, хотя и численно небольшой, коллекцией его живописи, позволяющей показать лучшие образцы его искусства почти во всех жанрах. Хронологически эти произведения относятся к периоду с момента получения художником звания свободного мастера гильдии Святого Луки в Антверпене до середины 1660-х годов.


Важной частью выставки стали 4 картины, предоставленные российскими региональными музеями, - «Христос и самаритянка» (Нижегородский худ. музей),


«Мелеагр и Аталанта» (Екатеринбургский музей изобразительных искусств),


«Павел и Варнава в Листре» и «Пир короля» (обе - Пермская худ. галерея). До сих пор они были мало известны как специалистам, так и широкой публике. Впервые в Москве будет выставлена работа «Оплакивание Христа», хранящаяся в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Произведение во 2-й раз (после Эрмитажа) за 225 лет покинуло лавру для экспонирования в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

В течение последних лет несколько картин художника прошли серьезную реставрацию, над их изучением работали ведущие российские ученые. В частности, картина из Екатеринбургского МИИ «Мелеагр и Аталанта», прежде считавшаяся репликой известного произведения Йорданса, на основании обнаруженной реставраторами авторской подписи была определена как подлинная работа мастера, относящаяся к раннему периоду его творчества.
Выставка работает до 30 ноября
https://www.pushkinmuseum.art/events....lang=ru
Прикрепления: 3493142.jpg (12.0 Kb) · 5467006.jpg (23.8 Kb) · 2273701.jpg (30.8 Kb) · 1863175.jpg (22.1 Kb) · 6279401.jpg (26.8 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Суббота, 30 Янв 2021, 14:08 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7347
Статус: Offline
​ЗДАНИЯ ПУШКИНСКОГО МУЗЕЯ В МОСКВЕ ОБЪЕДИНИТ СИСТЕМА ПОДЗЕМНЫХ ГАЛЕРЕЙ
В центре Москвы на Волхонке возводится «Музейный квартал» - комплекс зданий ГМИИ им. Пушкина, которые составят единое целое благодаря системе подземных коммуникаций.


В декабре 2020 г. проект планировки территории ГМИИ им. А.С. Пушкина одобрила Градостроительно-земельная комиссия Москвы. О том, как архитекторы предлагают соединить 9 корпусов музея, рассказывает сайт Архитектурного совета Москвы.

Проект создали специалисты архитектурного бюро Meganom Ю. Григоряна. Затем в Институте Генплана Москвы с учетом этих предложений разработали проект перепланировки всего квартала. Согласно концепции, под гл. зданием ГМИИ появится большое подземное пространство. Для этого строители используют свайные конструкции существующего фундамента и расширят нынешние подвальные помещения. Здесь разместятся вместительный гардероб, кафе, музейные магазины, туалеты. Это, как предполагают авторы проекта, решит проблемы очередей и сделает музейное пространство более удобным для посетителей.

Площадь подземных помещений только под главным зданием составит около 6 тыс. кв. м. Таким образом, бывшие подвалы музея превратятся в единый коммуникационный узел, который соединит главное здание с остальными его корпусами. Здесь должны быть построены 3 подземные галереи. Так, один переход пройдет к Музею изящных искусств с реставрационным и выставочным центром, другой будет вести к Галерее старых мастеров, по третьему можно будет попасть в Галерею искусств стран Европы и Америки XIX-XX в.  Общая площадь застройки составит 5,7 г.

Проект предполагает ремонт М.Знаменского пер. на участке от ул. Волхонка до Колымажного пер. Его цель - расширить и благоустроить пешеходную зону. Изменится схема движения транспорта в Колымажном пер.: движение на участке от ул. Волхонка до М.Знаменского пер. здесь сделают односторонним, попутно оборудовав в переулке доп. парковочные места. Общая площадь подземного пространства, которое будет создано в рамках строительства «Музейного квартала», - 20,5 тыс. кв. м. Работы над его созданием ведутся уже 10 лет.


Строительные работы во дворе ГМИИ им. Пушкина, апрель 2018.

Проект «Ризосфера» предполагает сохранение не только офиц. признанных памятников историко-культурного наследия, но и рядовой застройки минувших столетий. В данном случае предметом музеефикации должна быть сама гор. среда. «Здесь все, как в Москве и немного иначе - все здания становятся единой коллекцией архитектуры, публичное пространство насыщено искусством», - говорится в описании проекта.

Охватывая разрозненные фрагменты комплекса и соблюдая многочисленные требования законодательства по охране памятников, ризосфера втягивает в себя и преобразует все микросферы, не являющиеся предметом охраны - зоны благоустройства, места для экспонирования паблик-арта, временные объекты или те, которые считаются таковыми, а потому фактически ускользают от действия законодательства. «Городок», который расположится между зданиями музея, будет представлять собой единое пешеходное пространство с парковыми дорожками и бульварами. Для удобства посетителей здесь установят скамейки и элементы единой стационарной информационной системы, а часть покрытия оборудуют системой зимнего подогрева с использованием тепловой энергии, выделяемой метрополитеном. В целом это пространство получит четкое внутреннее структурирование: на нем, помимо бульваров, улиц и проездов, расположатся 9 площадей с собственными названиями - например, здесь появится новый выставочный корпус «Агора» с многосветным Большим залом высотой 12 м в центре и несколькими галереями по периметру, а в корпусе «Сейф» разместится фондохранилище музея. Несмотря на то, что архитекторы предлагают значительно сократить проезжую часть Волхонки, они намерены сохранить один из наиболее узнаваемых элементов гор. ландшафта в этом районе - автозаправочную станцию напротив храма ХС. Она станет составной частью павильона, открывающего вход на территорию «городка».
27.01. 2021.
http://rublev.com/novosti....galerei
Прикрепления: 7163934.jpg (14.8 Kb) · 5382114.jpg (21.8 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 24 Янв 2025, 13:09 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 7347
Статус: Offline
ЕЛИЗАВЕТУ ЛИХАЧЕВУ СНЯЛИ С ПОСТА ДИРЕКТОРА ПУШКИНСКОГО МУЗЕЯ
На ее место назначена Ольга Галактионова, ранее возглавлявшая РОСИЗО


Харизматичная Е.Лихачева, которая так лихо подняла Музей архитектуры им. Щусева, за что и получила повышение, с Пушкинским музеем явно не справлялась. В-первых, в культурной среде дружно критиковали новый логотип ГМИИ, откуда убрали силуэт основного здания музея, заменив его на буквы «П» и «М». Во-вторых, странным показалось, что говоря о реконструкции музейного городка, Лихачева переложила всю ответственность за нее на строителей. Недавняя большая выставка фламандского натюрморта получилась скучной, что особенно стало очевидно на фоне проекта Эрмитажа, где те же произведения была «разыграны» потрясающе: питерский вариант стал самой яркой выставкой ушедшего года.

Еще один прокол - осенью прошлого года из Нижегородского филиала ГМИИ без шума уволили А.Курицына, который выступает под псевдонимом Синий Карандаш. Лихачева отмолчалась, тогда как в филиале началось черт знает что: ведь Курицына уволили задним числом, а выставки, которые он готовил, подвисли в воздухе.

Еще скандал в Екатеринбурге, где с молотка ушло здание начала ХХ в., которое много лет пытались реконструировать под музей (а пока проекты там делали как могли). Ряд сотрудников уволились в знак протеста, вопрос с площадкой под замену повис с воздухе. Некоторые связывают снятие Лихачевой с тем, что она назвала закрытие Музея истории ГУЛАГА «глупостью», но вряд ли это так - не одна она вступилась за музей. Так что все вышеназванные причины малоубедительны: Елизавету убрали по совокупности «достижений».


И вот новый директор в ГМИИ - О.Галактионова: "Для меня такое назначение - это прежде всего - большая ответственность, не говоря уже о том, что сам факт - крайне волнующий. Главной задачей на данный момент вижу - во всем соответствовать репутации и духу такого музея с большой историей и традициями, как ГМИИ им. Пушкина. Меня уже много спрашивают о планах. Пока не готова говорить - нужно вначале освоиться, проникнуться, понять, а уже потом - планировать".

Профессионал, хорошо известная не только в музейной сфере: училась в Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова на факультете истории искусств, в РАТИ на режиссерском факультете (актерская группа мастерской М.Захарова), получила продюсерское образование в Нью-Йоркской киноакадемии. Галактионова работала на ТВ, она - автор и продюсер около 50 док. фильмов. Последние 3 года возглавляла РОСИЗО, который под ее руководством стал делать проекты-блокбастеры: «ДК СССР», «Кукрыниксы. 100 лет», «Филонов. Художник мирового расцвета», «Бессмертие подвига». Не исключено, что в ее назначении определенную роль сыграл и личный фактор - Любимова и Галактионова давно знакомы, в хороших отношениях. Так что министр культуры, можно сказать, поставила на ГМИИ своего человека, но не только из личных симпатий, реальных заслуг назначенца, но и из-за кадрового дефицита, который испытывает культурная отрасль.
17.01. 2025.
https://www.mk.ru/culture....ka.html
https://rg.ru/2025....ia.html

ПРОКОЛЫ МИНИСТРА ЛЮБИМОВОЙ
Из ГМИИ им. Пушкина убрали Е.Лихачёву. Хорошо это или плохо? Однозначного ответа тут нет. Лихачёва была очень к месту в музее архитектуры. Она из него сделала конфетку. Об этом музее, когда Лихачева стала там руководителем, сразу заговорили во всех худ. кругах столицы. Туда пошёл на экскурсии народ, там закипела жизнь. А дальше большую ошибку совершила уже министр культуры России О.Любимова…

Понятно, что её с Пушкинским музеем достали и верхи, и низы. Лошак демонстративно вела в Пушкинском музее радикально либеральный курс и чуть ли не публично плевала на охранителей. Под стать себе она и команду подобрала. Кого Лошак взяла к себе советницей? Бывшую директрису Российского госархива литературы и искусства Горяеву, которая в итоге привела крупнейшее архивохранилище к пожару (к слову, Росархив до сих пор утаивает от общества масштабы бедствия: нам боятся сообщить, сколько же архивных дел безвозвратно уничтожил пожар). Как вела Горяева архивные дела, ни для кого не секрет: она привечала в основном одних либералов. Кто пользовался её благосклонностью, тоже известно. Вспомним хотя бы некую Н.Громову, специализировавшуюся вроде бы на Луговском, Берггольц и др. поэтах 30–50-х годов прошлого века, а теперь обливающую нашу страну грязью из Израиля. Так что, конечно же, Лошак следовало из Пушкинского музея убирать, тут и обсуждать нечего. Но надо было думать, кого вместо Лошак назначать.

Выбор в пользу Лихачёвой был изначально ошибочным. Пушкинский музей – это совсем другой масштаб, нежели Музей архитектуры, и этот масштаб был не по плечу Лихачёвой. А потом следовало знать ее убеждения и характер. Она повела себя не как руководитель большого, но очень проблемного музея, а как рядовой искусствовед со своим независимым мнением. Вместо того, чтобы предложить масштабные содержательные проекты, по которым соскучился народ, Лихачёва полезла в большую политику и стала регулярно выступать со скандальными заявлениями. Ну кто тянул её за язык делать громкие заявления о Сталине, тем более что заявления были не по делу и носили хамский характер. Уж Лихачёва должна знать, как много в своё время Сталин сделал для развития советского искусства. Что-что, а в искусстве вождь разбирался и знал ему цену. Тут и спорить не с чем.


О.Любимова и Е.Лихачева

А зачем Лихачёва стала позировать перед телекамерами в майке с неприличными надписями? Захотела перещеголять министра Любимову? Но та всех пыталась послать по известному адресу, одев неприличную майку, когда ещё была юной дурочкой и мало что соображала в политике. Любимова тогда просто хотела понравиться мальчикам. А Лихачёва пошла дальше. Она поместила на собственной маечке суждения о сексе на англ. языке. И в этом порыве хулиганства, видимо, забыла про свой нынешний, далеко не младенческий возраст. Естественно, эта игра во фриков вызвала в обществе лишь возмущение. От Лихачёвой тут же отвернулись толпы недавних её почитателей.

Да, она хорошо известна в кругах искусствоведов, но в коридорах власти о ней многие ещё пару лет назад даже не слышали. Для верхов она ещё вчера была никем. Соответственно и действовать ей следовало хотя бы первое время осмотрительнее, не делая провокационных заявлений ни о Сталине, ни о музее ГУЛАГа. Простите, но Лихачевой уже скоро будет полтинник, а она так и не научилась всё просчитывать. Возможно, она была убеждена, что на скандалах ей будет проще раскрутиться самой, а заодно сделать дополнительную рекламу Пушкинскому музею. Но устроенные ею скандалы только раскололи искусствоведов на несколько враждебных лагерей, да разозлили простых созерцателей прекрасного. И, видимо, министру Любимой ничего не оставалось, как срочно заняться поиском замены Лихачёвой. 
17.01. 2025. Литературная Россия"
https://litrossia.ru/item/prokoly-ministra-ljubimovoj/
Прикрепления: 5512601.jpg (9.5 Kb) · 5611291.jpg (5.8 Kb) · 5059814.jpg (19.8 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Вторник, 08 Апр 2025, 16:57 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 7347
Статус: Offline
«СДЕЛАТЬ ПУШКИНСКИЙ СНОВА ВЕЛИКИМ»
Спустя 2,5 мес после назначения новый директор ГМИИ им. А.С.Пушкина О.Галактионова впервые поделилась тем, в каком состоянии музей сейчас и какая работа предстоит. Все это время никаких комментариев Ольга Николаевна не давала - потребовалось время, чтобы подготовиться к конструктивному разговору. И он наконец состоялся. Главные тезисы нового руководства одного из крупнейших музеев России - в нашем материале

Прежде новый директор ГМИИ им. А.С.Пушкина 4 года занимала пост ген. директора РОСИЗО. С момента увольнения Лихачевой новое руководство не делало никаких громких заявлений, но наконец тишину нарушили, чтобы рассказать о планах музея при новом руководстве, и зашли сразу с громкой цитаты: «Моя главная задача - Make Пушкинский Great again». И вот как планируют это сделать.
Наведение порядка. Концепция музея уже заложена в его названии - это музей изобразительных искусств, он междисциплинарный. Помимо искусства Запада, Востока, Севера и Юга важно также отечественное и в том числе современное российское искусство. Коллекцию музея планируют пополнять, но для начала необходимо провести ревизию: Навести порядок, а дальше - активно заниматься творчеством и выставками. Повторно рассмотрят покупки последних лет. На данный момент списка, с чем музей планирует попрощаться, нет, но есть работы, которые в свое время вызвали дискуссию.

«Это обычная практика в мировых музеях - прореживание коллекции. Работы выводятся на аукционы, и далее вопрос решается в рамках правового поля», - пояснила Ольга Николаевна.. Возник вопрос и о недавнем приобретении музея, картине Никаса Сафронова. Эта работа не в основном фонде, а в научно-исследовательском и к разговору о ней вернутся после ревизии. Не оценили слова по поводу «снова сделать музей великим». Получается, он сейчас не таков?

«Мне важно, чтобы этот музей был, есть и оставался впредь одним из величайших музеев мира, чтобы человек из другого города мечтал приехать в Пушкинский музей и увидеть его экспозицию, чтобы сюда стремились, чтобы сюда стояли очереди. Я хочу, чтобы наше государство было сильным, и его основа - это культура. Она определяет нацию. Я в этом уверена», - ответила О.Галактионова.

Одним из важных направлений, в котором музей уже плотно и плодотворно работает, является «здоровое современное искусство», которое будет аккумулировано вокруг одного из главных музеев страны. Будут искать новые имена, но как именно собираются этим заняться, осталось интригой. О модной нынче цифровизации и мультимедиадизации Галактионова высказалась осторожно: «Я за то, чтобы это использовалось разумно. Мультимедийность имеет свойство быстро устаревать, и с этими вещами надо быть очень аккуратным. А вообще я за междисциплинарность во всех направлениях. Сейчас время такое».

Многих волнует, что будет с нынешними сотрудниками музея, ведь, как известно, новое руководство часто приводит с собой свою команду. Однако некоторые кадровые изменения все же предстоят. Команда при новом руководстве будет формироваться по принципу использования сильнейших кадров, которые уже работают в музее: «Увольнений пачками, я надеюсь, не будет. Здесь есть замечательные специалисты, надо правильно использовать данное», - подытожила Ольга Николаевна. Но есть нюансы: найти новые сильные кадры не так-то просто. И их надо растить, и этим тоже планируют заняться в Пушкинском, так как есть дефицит. Кстати, Галактионова отметила еще один большой дефицит, который она подмечает не только как директор Пушкинского, но и как деятель культуры, - реставраторы, археологи и искусствоведы. «Через 10 лет у нас никого не будет. Какие выставки-блокбастеры? О них и говорить нельзя будет!» 

 К слову, о блокбастерах. Сейчас на верстке новый выставочный план. Первый потенциальный выставочный хит ожидается уже с 23 апреля — «Подвиг музея». Экспозиция о подвигах музейщиков во время Великой Отечественной, когда люди спасали произведения искусство ценой своей жизни. Сыпались и другие названия грядущих проектов, но все же главный блокбастер Пушкинского музея — постоянная экспозиция. «Мы это видим по количеству народа, который каждый день приходит в музей. Это важно сохранять, преумножать и пополнять», - отмечает директор.

Еще один вопрос, который всех волновал, - знаменитые «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»: им быть или не быть?
«Не понимаю, как мог этот вопрос возникнуть? Их отменить невозможно, это очень важная часть музея. Безусловно, «Декабрьские вечера» продолжатся, и это будет мультидисциплинарная история, которую мы дополним правильным выставочным сопровождением».

Итог всем проектам и намерениям нового директора можно уложить во фразу, которую Галактионова сама же повторила несколько раз: «Я не привыкла делать блокбастеры, я привыкла хорошо работать». А главным критерием, по которому можно будет судить о том, что Пушкинский движется в правильном направлении, директор назвала «работу музея как часы». Имеется в виду популяризация фондов музея и отечественной культуры, как продолжение великого дела И.В. Цветаева, создателя Музея изящных искусств. «Мне бы хотелось, чтобы меня сравнивали с ним, а не только с великими и замечательными предшественниками», - подытожила Галактионова.
Марина Чечушкова
2603. 2025. МК

https://www.mk.ru/culture....as.html


https://vk.com/club23141780?w=wall-23141780_34445

Выставка "К 100-ЛЕТИЮ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ ГМИИ ИМ. ПУШКИНА"
Картинная галерея сегодня насчитывает свыше 3-х тыс. произведений от Средних веков до наших дней. Проект расскажет о важном этапе истории музея, когда к египетской коллекции и собранию слепков добавились живописные произведения Рембрандта, Франса Снейдерса, Гверчино, Никола Пуссена и др. признанных мастеров. Развернутая на Белом полу небольшая экспозиция, снабженная пояснительным текстом, документами и фотографиями, повествует о начальном периоде формирования Картинной галереи и основных этапах ее истории.

История Картинной галереи берет начало в 1924 г. и делится на несколько этапов. К тому времени музей обладал собранием слепков, произведениями ранней итальянской живописи, подаренными М.С. Щекиным, и приобретенной у В.С. Голенищева коллекцией памятников искусства и культуры Древнего Египта. В 1924 г. был расформирован Румянцевский музей, располагавшийся в Доме Пашкова, а его фонды были распределены между разными московскими музеями. В Музей изящных искусств, как до 1932 г. назывался ГМИИ, поступило 593 произведения из Румянцевского музея. И в ноябре на открытом торжественном заседании ученого совета Музея изящных искусств его директор Н.И. Романов объявил о создании нового отдела - Картинной галереи. Тогда же для публики открылись два новых зала - нидерландской и немецкой, а также голландской живописи, а к концу 1925 г. 4 зала итальянской и франц. живописи XVII–XIX вв. Из числа поступивших в этот период работ сегодня можно увидеть знаменитые картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» Рембрандта, «Святой Себастьян» Гверчино, «Мясная лавка» Франса Снейдерса.

Период с 1924 по 1930 г. был временем бурного роста коллекций. Помимо собрания Румянцевского музея, важными источниками формирования Картинной галереи были Эрмитаж и Третьяковская галерея. Среди переданных произведений - «Пейзаж с Геркулесом и Какусом» Никола Пуссена, «Вакханалия» Питера Паувела Рубенса, «Давид с головой Голиафа» Доменико Фетти, «Святое семейство» Джузеппе Марии Креспи, «Портрет старушки» Рембрандта, «Утро молодого человека» Питера Хендрикса де Хоха, «Мадонна с Младенцем» Лукаса Кранаха Старшего и др. шедевры. Особенно активной была собирательская деятельность музея в 1930-е годы, когда Картинная галерея пополнилась рядом выдающихся произведений. Благодаря передаче византийских икон из Третьяковской галереи и Исторического музея возник новый и исключительно важный по своей значимости раздел - Искусство Византии XIV–XVI вв. В то же время из ГМИИ в разные музеи страны также были переданы сотни первоклассных произведений, до революции находившихся в Императорских собраниях Санкт-Петербурга и в частных коллекциях. Кроме того, по требованию советских властей Пушкинский музей выдал 500 картин для продажи за рубеж.

Тяжелые испытания выпали на долю музея в годы Второй мировой войны, когда вопрос сохранения худ. сокровищ стоял особенно остро. Картины были упакованы в ящики и спец. эшелоном вывезены в Новосибирск, где они находились в здании местного театра. Экспонаты вернулись в музей в ноябре 1944 г. В послевоенный период принципиально важным для истории Картинной галереи стал 1948 г. Тогда в ГМИИ была передана часть собрания расформированного Музея нового западного искусства, включавшего знаменитые коллекции С.И. Щукина и И.А. Морозова. Это всемирно известные работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Поля Сезанна, Винсента ван Гога, Поля Гогена, Анри Матисса, Пабло Пикассо. Поступление обогатило музей произведениями мирового уровня и существенно раздвинуло хронологические рамки собрания, в котором появились работы мастеров XX столетия.
На выставке будут показаны важные архивные документы, свидетельствующие об истории формирования Картинной галереи, и 2 картины из запасников Пушкинского музея: «Святой Иероним, внимающий трубному гласу» Гверчино и «Городок в Лациуме» Гаспара Дюге.
Выставка работает до 27 апреля
https://pushkinmuseum.art/events....lang=ru

МУЗЕЙ ДАЕТ ЧУВСТВО ЗАЩИЩЕННОСТИ
Один из главных отделов в Пушкинском музее - отдел рукописей. Он был создан в 1945 г. как научный отдел по учету, хранению, изучению и публикации документов по истории музея и его коллекций. Сейчас около четверти от общей численности фондов отдела - это материалы, связанные с деятельностью самого музея со дня его открытия (1912 год!) и до настоящего времени.
Здесь работают «летописцы музея» - люди, которые сохраняют память об историко-культурной среде, в которой создавался и развивался музей. Кандидат исторических наук, зав. отделом рукописей Н.Александрова пришла в Пушкинский в апреле 1992 г. и уже никуда не уходила. Наталья Владимировна рассказывает о первой прочитанной лекции, работе под лозунгом «бумажки - это очень интересно» и перед какими картинами из собрания музея «сердце по-настоящему трепещет».


https://vk.com/club23141780?w=wall-23141780_34731

ПУШКИНСКИЙ МУЗЕЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ. К 80-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ


Самое уязвимое в конструкции музея - стеклянная крыша. Все, что можно было, из-под стеклянных перекрытий передвинули к стенам. В залах в сентябре 1941 г. оставались слепки - 19 больших неразборных статуй, 57 памятников, вмонтированных в стены, 8 архитектурных памятников. Во время обороны Москвы крупные слепки, находившиеся в залах, невозможно было разобрать и убрать в подвал, поэтому для них придумали защитные конструкции из бруса, досок и фанеры. Для каждого памятника, остававшегося в зале, были разработаны спец. меры безопасности. Мраморный «Уваровский саркофаг» решили закрыть ящиком с крышкой и засыпать песком. Для «Колодца Моисея» (слепка работы Клауса Слютера) планировали сделать навес, а пророков связать канатами на мешках. Пергамский алтарь предлагалось закрепить и завесить от дождя.
 
После начала войны штат музея был сокращен и, чтобы остаться работать в музее, сотрудники переходили на другие должности. Старший научный сотрудник отдела античного искусства Н.Лосева стала пожарным, экскурсовод М.Никифорова заняла пост сторожа у центрального входа под колоннадой, реставратор Е.Болотникова перевелась на должность бухгалтера-кассира. В музее и в военное время проходили выставки и издавались небольшие каталоги к ним. Все силы были брошены на поддержание нормального функционирования музея ради сохранения и самого уникального здания, и оставшихся коллекций. Помимо бесконечных авральных музейных работ, сотрудников мобилизовали на разгрузку дров, заготовку леса, переборку овощей, строительство метро. 

Несмотря на все это, сотрудники музея продолжали заниматься научной работой, читать лекции для широкой аудитории и отдельно на Казанском вокзале для солдат, отправляющихся на фронт, выпускать альбомы с фотографиями предметов искусства, обсуждать доклады коллег, защищать диссертации. И.А. Кузнецова писала Т.С. Айзенман из Москвы 18 ноября 1942 г.: «В музее я бываю часто… снова холод и тоска. Все сотрудники сгрудились в одном из зальцев Барбизона, где сооружена печка. Сейчас там происходит научная сессия трех музеев: нашего, Западного искусства и Восточных культур…».
Эта убеждённость в необходимости своего дела и помогла сохранить музей.
https://vk.com/club23141780?w=wall-23141780_34626
Прикрепления: 4971818.jpg (16.9 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: