[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ВЫСТАВКИ В МУЗЕЯХ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
Валентина_КочероваДата: Пятница, 18 Окт 2019, 14:10 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
ПЕТР ПЕРВЫЙ. КОЛЛЕКЦИОНЕР, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, ХУДОЖНИК
Выставочный зал Успенской звонницы, выставочный зал Патриаршего дворца
29.11.2019 – 08.03.2020


Эпоха Петра I традиционно ассоциируется с грандиозными преобразованиями в государственной сфере, созданием регулярной армии и флота, победами в Северной войне и сменой уклада жизни российского общества. Гораздо менее Петр Великий известен как покровитель наук и искусств, создатель первого отечественного публичного музея. Его деятельность дала России совершенно новый взгляд на мир и свое место в нем. Петровские коллекции, научные и художественные, открывали для российского общества новые горизонты, меняли представления об окружающей действительности, будили любопытство первооткрывателей, государственных деятелей, меценатов и любителей прекрасного.

     
Шапка "Алмазная",  крест наперсный царя Петра Алексеевича

Цель выставки – продемонстрировать значимость и революционный характер преобразований Петра в деле покровительства искусствам и наукам. В экспозиции будет представлено около 200 экспонатов – мемориальные вещи, уникальные архивные документы, регалии, великолепные образцы парадного оружия, выдающиеся произведения ювелирного искусства, живописи, графики, скульптуры, глиптики, медали и монеты, научные инструменты, принадлежавшие Петру I, предметы из его «Китайской» и «Сибирской» коллекций, а также редкие книжные издания и рисунки, фиксирующие состав историко-художественных и научных собраний Петра, которые легли в основу первого российского публичного музея – Кунсткамеры.
https://www.kreml.ru/exhibit....tsioner
Прикрепления: 1697937.jpg (13.6 Kb) · 5063420.jpg (6.8 Kb) · 4696971.jpg (7.0 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 28 Мар 2021, 15:30 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
Выставка "РУССКАЯ РЕЗНАЯ КОСТЬ XVIII–XIX ВЕКОВ"
(05.02. –  04.04. 2021)

Выставка представляет часть переданных в дар музею предметов из коллекции семьи Карисаловых, отражающих разнообразие русского косторезного искусства XVIII–XIX в. Продолжая традиции меценатов дореволюционной России, члены семьи Карисаловых не только собрали удивительную по своей полноте и выдающемуся худ. уровню коллекцию произведений русской резной кости, занимались изучением творчества мастеров-косторезов, но и позаботились об исторической судьбе своего собрания, передав его в дар музею.


Самыми ранними изделиями, представленными на выставке, являются несколько ларцов, выполненных из бивня мамонта и датируемых первой четвертью XVIII в. Они украшены рельефной резьбой, орнаментом и композициями, образцами для которых послужили гравюры из книги «Символы и эмблемата», изданной на русском языке в 1705 г. по указанию царя Петра I. Основная группа экспонируемых предметов относится к произведениям холмогорских мастеров XVIII – 1-ой половины XIX в., умело сочетавших традиции резьбы по кости с новыми веяниями эпохи. Ларцы и шкатулки, облицованные костяными пластинами разного цвета, резчики украшали рельефными изображениями, вырезанными по европейским гравюрам.

Изделия становились более разнообразными: помимо ларцов-теремков, холмогорские мастера создавали настольные кабинетцы, полностью повторявшие формы европейских бюро и секретеров. С середины XVIII в. мастера-косторезы творчески переработали популярный в стиле рококо мотив раковины, что привело к появлению воздушных, прорезных орнаментов, украсивших различные предметы из кости. С приходом классицизма орнамент из стилизованных раковин сменился изящными сетками и вариациями на тему сквозного геометрического узора с цветочными гирляндами, сохранявшими ажурность и придававшими ощущение легкости украшенным ими шкатулкам и зеркалам.

 
В творчестве мастеров-косторезов находили отражение и современные им исторические события. На выставке демонстрируются декоративные костяные пластины с резными портретами императоров и императриц, источниками для которых служили различные гравюры и медали. Холмогорские резчики также работали над объемной скульптурой, создавая миниатюрные воспроизведения монументальных памятников, подобные представленной на выставке копии памятника Петру I работы Э.М. Фальконе.


Отдельную группу составляют произведения религиозной тематики. Холмогорские иконы XVIII–XIX в. отличаются особым стилем. На доске, покрытой тканью, фольгой, пластинами из кости или рога, в соответствии с выбранным сюжетом мастера создавали композицию из рельефных изображений. В оформлении окладов икон нередко использовали характерные холмогорские орнаменты: закрученный акантовый лист, полосы из цепочек, переплетающихся лент.


В меньшей степени холмогорские мастера обращались к созданию скульптурных произведений, что делает представленные на выставке композиции «Милосердие самарянина» и «Жертвоприношение Авраама» весьма редкими.
Выставка работает в Парадном вестибюле Оружейной палаты ежедневно с 10:00 до 18:00, кроме четверга.
https://www.kreml.ru/exhibit....alovykh

Выставка "ЗАКАТ ДИНАСТИИ. ПОСЛЕДНИЕ РЮРИКОВИЧИ. ЛЖЕДМИТРИЙ"
(06.04. – 25.07. 2021)

От самого своего зарождения и до конца XVI в. история русской государственности неразрывно связана с династической историей рода Рюриковичей. Князья, великие князья, цари – потомки полулегендарного Рюрика – управляли русскими землями более 700 лет. Для русского общества право представителей рода Рюриковичей на неограниченную власть имело сакральную природу, было частью изначального, освященного свыше миропорядка.

Экспозиция «Царский род в XVI столетии. От триумфа до угасания» в выставочном зале Патриаршего дворца рассказывает о наиболее важных событиях семейной истории русских государей в XVI в. Здесь представлены памятники, связанные с восшествием наследников на царский престол, вступлением в брак, появлением детей и кончиной. Среди них – замечательные произведения: знаки и символы царской власти, предметы из сокровищницы монархов, личные вещи представителей царского рода, семейные святыни, атрибуты погребального и поминального обрядов, важные исторические документы. Перед посетителями предстанут наиболее статусные и знаковые памятники времени последних Рюриковичей на московском престоле. Угасание царского рода в конце XVI в. породило Смуту – бедствие национального масштаба, в этот исторический период под угрозой находилось само существование российской государственности. К последствиям династического кризиса относится и появление в России самозванцев.


Экспозиция «”Dеmеtrius imperator” – Лжедмитрий I: миф власти и власть мифа» в выставочном зале Успенской звонницы посвящена одной из самых загадочных фигур русской Смуты – мнимому сыну И.Грозного Дмитрию Ивановичу, царю Московии, именовавшему себя «Дмитрий император» и оставшемуся в истории как Дмитрий Самозванец, или Лжедмитрий I.Вещественные и док. источники охватывают историю с момента гибели в Угличе царевича Димитрия, рассказывают о появлении чудом спасшегося царевича в Польше 1604 г. и его походе в Россию, о восшествии государя Дмитрия Ивановича на русский престол в 1605 г., его 11-месячном царствовании и гибели. Свидетельства недолгого правления Лжедмитрия I и произведения, созданные в последующие столетия, расскажут о том, каким он стремился предстать перед миром и каким остался в памяти потомков.

       
В экспозиции представлены экспонаты из собраний российских и зарубежных музеев, архивов и библиотек. Большинство из них – памятники, обладающие исключительной худ., исторической и мемориальной ценностью.
https://www.kreml.ru/exhibit....dmitriy
Прикрепления: 6638246.jpg (23.8 Kb) · 9030811.jpg (20.9 Kb) · 0708211.jpg (24.2 Kb) · 5414512.jpg (26.0 Kb) · 5544018.jpg (25.1 Kb) · 2371392.jpg (19.8 Kb) · 0494576.jpg (11.3 Kb) · 5068646.jpg (12.7 Kb) · 6805300.jpg (11.1 Kb) · 4831077.jpg (9.7 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Понедельник, 16 Май 2022, 21:47 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
Выставка "ДУЭЛЬ. ОТ БОЖЬЕГО СУДА ДО БЛАГОРОДНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ"
13 мая - 14 августа 2022.


Дуэль зародилась задолго до поединков чести XVIII–XIX вв., хорошо известных благодаря русской классической литературе. В XVI–XVII столетиях под звуки скрещивающихся клинков и стоны умирающих складывались представления о важности защиты дворянской чести. Поединки той эпохи в основном знакомы современному человеку по романам А.Дюма и многочисленным фильмам по их мотивам, изображающим дуэлянтов благородными героями. А вот реальные дуэли и дуэлянты известны намного меньше.


Погрузиться в мир дуэлей XVI–XVII вв. помогут уникальные экспонаты, многие из них выставляются впервые и никогда прежде не встречались в одном выставочном пространстве. Всего на выставке представлено более 140 памятников – редких рисунков, гравюр, картин, фехтовальных трактатов, доспехов и оружия того времени из отечественных музеев и библиотек. Дуэлям, наряду с военными и турнирными поединками, предшествовала средневековая традиция «Божьего суда». Считалось, что в судебном бою Бог помогает одержать победу стоящему за правое дело, как произошло в ветхозаветной битве Давида и Голиафа. Дуэлянты считали, что преступление против чести подобно убийству, и виновный в нем заслуживает смерти, поэтому они имеют право на защиту чести в поединке.

Идея защиты чести не была чужда даже монархам, чтившим законы рыцарства. На выставке можно узнать о несостоявшейся дуэли между императором Священной Римской империи Карлом V и королем Франции Франциском I – в экспозиции представлены портрет французского короля и принадлежавшие ему доспехи, как и доспехи эрцканцлера Священной Римской империи. Знаковым для истории дуэлей стал последний судебный поединок во Франции, состоявшийся в 1547 г. между бароном де Жарнаком и сеньором де Ла Шатеньере. Причиной этого поединка стали действия будущего короля Генриха II, пытавшегося очернить Жарнака. Изысканный рисунок XVI в., сохранивший для нас черты Генриха II, также присутствует среди экспонатов, как и гравюра со сценой его смерти на турнире. Облик придворного дуэлянта этого времени можно представить благодаря рисункам и гравюрам, оружию и изящным ювелирным украшениям, представленным на выставке.

С поединками пытались бороться монархи, церковь и юристы, для которых дуэль была тяжким преступлением. Однако все они были вынуждены считаться с позицией аристократии, нередко бравшей дуэлянтов под свою защиту. Сами короли были воспитаны на рыцарской этике, считались первыми дворянами своих королевств и не могли игнорировать правила кодекса чести. Поэтому антидуэльная политика отличалась непоследовательностью - строгость законов, грозивших дуэлянтам смертной казнью с конфискацией имущества, компенсировалась их несоблюдением. Лишь в некоторых особо скандальных случаях дуэлянты подвергались реальному преследованию правосудия.


На выставке можно увидеть портрет Жана-Батиста Бюда де Гебриан, которому довелось скрываться в изгнании из-за участия в дуэли - впоследствии это не помешало блестящей военной карьере этого маршала Франции. С появлением дуэлей неразрывно связано искусство фехтования, которому дворяне обучались с детства. Среди экспонатов – арсенал дуэльного оружия, а также фехтовальные трактаты самых известных учителей и мастеров XVI–XVII вв. Офорты прославленного художника Жака Калло с изображением сцен поединков соседствуют со шпагами, которые использовали на дуэлях знатные аристократы.

Борьба с дуэлями стала частью политики монархии по подчинению дворянства. Наибольшего успеха в этом достиг король Людовик XIV, которого даже провозгласили победителем дуэлей. В честь этой мнимой победы была выбита специальная медаль. Однако полностью искоренить дуэльный обычай ему не удалось. В правление Короля-Солнца дуэли стали более редкими и менее кровавыми, их скрывали от властей и проводили без свидетелей в укромных местах. Но сразу же после смерти французского монарха произошло несколько громких поединков, что ознаменовало новый этап в истории дуэли. Традиция поединков чести продолжила свое существование и постепенно исчезла только в XX в.

Выставка проходит в Выставочном зале Успенской звонницы и в Выставочном зале Патриаршего дворца.


https://www.kreml.ru/exhibit....pleniya
Прикрепления: 2627100.png (68.9 Kb) · 3346191.png (19.9 Kb) · 3369045.png (37.3 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Понедельник, 19 Сен 2022, 11:19 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
Выставка "ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ"
23.09. – 11.01. 2023

Выставка в парадном вестибюле Оружейной палаты посвящена одному из самых почитаемых русских святых – прп. Сергию Радонежскому – и приурочена к 600-летию обретения мощей святого и постройки Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.
Сергий Радонежский и созданный им монастырь занимают важное место в истории, культуре и духовной жизни России, жизнь святого остается примером высокого нравственного подвига, не иссякает интерес к его обители и искусству того времени. Будучи первым в ряду прославленных церковью московских преподобных, а также одним из первых московских святых, С.Радонежский имеет особое значение для столицы и непосредственно для Московского Кремля. Выставка раскрывает различные аспекты почитания прп. Сергия, рассказывает о связях русских правителей с Троице-Сергиевым монастырем. Экспозиция охватывает значительный временной отрезок – с 1-й трети XV по начало XX вв.

 
С эпохой московских великих князей связаны серебряный наперсный крест с одним из древнейших изображений прп. Сергия и пелена «Явление Богоматери Сергию Радонежскому», созданная в московской мастерской великой княгини Марии Ярославны, жены Василия II Тёмного и матери Ивана III. К периоду правления великого князя Ивана III относятся два выдающихся произведения московской живописи конца XV в.


Икона «Преподобный Сергий Радонежский, с житием», выполненная в мастерской Дионисия, – самый ранний житийный образ святого в рост. Вторая икона, «Святая Троица», следует краткому иконографическому изводу, получившему наиболее совершенное воплощение в знаменитой иконе А.Рублева, написанной «в похвалу Сергию Радонежскому». Оба произведения происходят из Успенского собора Московского Кремля.


На выставке экспонируются памятники, выполненные в кремлевских мастерских в XVI–XVII вв. и вложенные русскими государями в Троице-Сергиев монастырь. Среди них блюдо – вклад царя Ивана IV на помин души царицы Марии Темрюковны, золотая церковная утварь, созданная по заказу царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича в «дом Пресвятой и Живоначальной Троицы и великих чудотворцев Сергия и Никона».

В 1742 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны в Троице-Сергиевом монастыре была учреждена духовная семинария, а в 1744 г. обители был присвоен высокий статус лавры. На выставке представлена драгоценная панагия, пожалованная императрицей Елизаветой Петровной архиепископу Арсению, архимандриту Троице-Сергиевой лавры. С именем императрицы Екатерины II связан великолепный литургический прибор, выполненный по ее заказу в 1795 г. придворным ювелиром Иваром Бухом для Троице-Сергиевой лавры.

Особый раздел выставки посвящен последнему представителю императорского дома Романовых, покровительствовавшему обители, – вел. князю Сергею Александровичу, чьим небесным патроном был св. Сергий. Здесь представлены реликвии из храма-усыпальницы во имя прп. Сергия Радонежского в Чудовом монастыре Московского Кремля. Образ преподобного Сергия неразрывно связан с историей Российского государства и его правителей и непосредственно с Московским Кремлем – политическим и худ. центром, сокровищницей, бережно хранившей древние реликвии на протяжении столетий.
https://www.kreml.ru/exhibit....ezhskiy

Выставка "ПЕРВЫЙ НАРКОМ ПО ИНОСТРАННЫМ ДЕЛАМ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Г.В. ЧИЧЕРИНА И 100-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ СССР."
07.10. – 08.01. 2023

Выставка объединяет более 80 уникальных экспонатов, большинство из которых представлены публике впервые. Центральное место отведено историческим раритетам  ‒ красноармейской военной форме и подаркам зарубежных делегаций, принадлежность которых легендарному наркому удалось установить в результате недавних исследований. О жизни и деятельности Г.В. Чичерина, о бурной и противоречивой эпохе, в которую ему было доверено возглавлять советское внешнеполитическое ведомство, наряду с мемориальными вещами рассказывают документы и фотографии, предоставленные ведущими российскими архивами, а также памятники фалеристики, яркие образцы агитационного фарфора с революционными лозунгами, произведения живописи, графики и худ. металла из отечественных музейных собраний.


Г.В. Чичерин по праву считается одним из основоположников отечественной дипломатии Новейшего времени. Занимая пост наркома по иностранным делам РСФСР и СССР в течение 12 лет (с 1918 по 1930 г), он предпринял все необходимые шаги, чтобы вывести молодое Советское государство из политической и экономической изоляции и добиться его признания мировыми державами. Именно ему участвовавшему в переговорах в Брест-Литовске и Рапалло, в работе Генуэзской и Лозаннской конференций, выпала честь первым поставить свою подпись от имени Страны Советов под важнейшими международными документами. Именно Чичерин, выступавший последовательным сторонником централизованной модели руководства внешней политикой, сыграл значимую роль в становлении общесоюзного Наркомата по иностранным делам. В письме 1923 г. за подписью И.В. Сталина, которое можно увидеть среди экспонатов выставки, особо подчеркивается, что первая Конституция СССР также была выработана при непосредственном и активном участии Георгия Васильевича.

Музеи Московского Кремля впервые покажут публике принадлежавшие Г.В. Чичерину комплекты военной формы образца 1922–1924 гг: две гимнастерки, брюки-галифе и шинель с так называемыми разговорами (нашивками-застежками на груди). Огромную ценность этим предметам придает как их мемориальный характер, так и практически идеальная сохранность, ведь до наших дней дошли считанные единицы подлинных экземпляров красноармейского обмундирования начала 1920-х годов. Во время официальных приемов в Кремле военная форма стала для наркома достойной альтернативой фраку, смокингу и цилиндру, которые были предусмотрены нормами международного протокола, но в Советской России ассоциировались с враждебной буржуазностью.

Еще одним непременным атрибутом, без которого современники вряд ли могли представить себе наркома, был его портфель для документов. Посетители выставки первыми имеют возможность увидеть черный коленкоровый портфель-папку Чичерина, который относится еще к дореволюционному периоду, когда будущий нарком находился в эмиграции в Западной Европе. Можно предположить, что в 1922 г. в похожем портфеле глава советской делегации привез на Генуэзскую конференцию текст программной речи, прочитанной им в зале дворца Сан-Джорджо на французском и английском языках и произведшей глубокое впечатление на участников международного форума. В ней представитель правительства нового Советского государства, обращаясь к мировым политическим элитам, впервые выдвинул принцип мирного сосуществования и взаимовыгодного экономического сотрудничества государств с разными социальными системами, а также заявил о необходимости всеобщего сокращения вооружений. Проект текста выступления Чичерина на русском языке представлен в одной из витрин экспозиции вместе с фотографиями, сделанными во время поездки советских дипломатов в Геную.

Г.В. Чичерина в шутку называли «главой восточной фракции в наркомате». Новый внешнеполитический курс Страны Советов, действительно, предусматривал активные дипломатические отношения с азиатскими соседями. В связи с этим особое место в экспозиции отведено группе восточных костюмов, преподнесенных Чичерину делегациями стран Азии. В числе подарков ‒ бухарский халат, в который глава Наркомата по иностранным делам был облачен во время официального приема бухарской делегации в 1924 г, а также монгольский национальный халат, пополнивший гардероб наркома после заключения соглашения с Монгольской народной республикой в 1921 г. Именно в этих причудливых восточных одеждах он запечатлен на фотоснимках и в редких кадрах кинохроники, которые демонстрируются в выставочном зале.

В первые послереволюционные годы Георгий Васильевич сумел фактически заново сформировать аппарат Наркомата по иностранным делам и привнести в его деятельность как богатый дипломатический опыт прошлого, так и новые принципы и подходы, направленные на обеспечение безопасности Страны Советов и защиту ее интересов. Основные задачи и установки внешнеполитического ведомства, сформулированные Чичериным в Положении о Наркомате по иностранным делам СССР от 12 ноября 1923 г., оставались актуальными на протяжении всего существования Советского Союза, сменившись Положением о МИДе России лишь в самом конце XX столетия.
https://www.kreml.ru/exhibit....ya-sssr
Прикрепления: 0610158.png (120.8 Kb) · 7350165.png (55.9 Kb) · 6011413.png (95.8 Kb) · 8500355.png (76.5 Kb) · 3227187.png (50.2 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 02 Ноя 2022, 13:25 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
Выставка «ОТДЕЛ ПАМЯТНИКОВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ: 100 ЛЕТ ИСТОРИИ, СЛУЖЕНИЯ, ПАМЯТИ»
Выставка приурочена к 100-летию работы отдела «Музеи-соборы», созданного в 1922 г. В экспозиции представлены архивные документы, фотографии и негативы из собрания Музеев Московского Кремля и частных собраний, характеризующие первый этап истории отдела с момента его основания до начала 1930-х годов, когда были определены основные направления работы: сохранение и реставрация кремлевских соборов и монастырей, создание в них экспозиций, пополнение коллекций.

Выставка рассказывает о сотрудниках, стоявших у истоков формирования отдела «Музеи-соборы» и работавших в те непростые годы: среди них Н.Н. Померанцев– создатель отдела и его первый заведующий, архитекторы И.В. Рыльский и Д.П. Сухов, хранитель музеев-соборов Ф.Я. Мишуков, хранитель дворцовых комплексов Л.Ф. Вишневский, научные сотрудники В.Н. Иванов и С.А. Зомбе.

  
Н.Н. Померанцев, Ф.Я. Мишуков, Л.Ф. Вишневский

Благодаря их творческой энергии, увлеченности и преданности своему делу были сохранены, а в некоторых случаях и спасены от гибели драгоценные произведения искусства, уникальные свидетели событий древней русской истории. Отдельная страница в летописи отдела связана с самоотверженными попытками Н.Н. Померанцева и Д.П. Сухова защитить от сноса кремлевские памятники архитектуры. В начале 1930-х годов политика государства по отношению к музеям изменилась. К 1936 году были уволены все ведущие сотрудники отдела, и он на время прекратил свое существование.


Вынос гробницы царицы Натальи Кирилловны из Вознесенского собора Вознесенского монастыря в Московском Кремле" 10.09. 1929 г.

Мультимедийный раздел выставки охватывает период с 1950 г., когда отдел был возрожден, по 2022 г. и представлен фотоматериалами, освещающими наиболее значимые работы по каждому собору. На протяжении 100-летней истории не раз менялось подчинение Музеев Московского Кремля, их структура, наступали годы лихолетья, тяжелых испытаний и войн, неизменным оставалось одно – искренняя верность своему делу сотрудников отдела «Музеи-соборы», их желание в любых условиях сохранить бесценные произведения искусства, веками собиравшиеся под сводами кремлевских храмов.

Выставка работает до 8 января 2023 г.  в Больших сенях Патриаршего дворца ежедневно с 10:00 до 17:00, кроме четверга. Выставка входит в стоимость билета на посещение архитектурного ансамбля Соборной пл.  
Купить билетыhttps://tickets.kreml.ru/ru/#id=1&sid=761
https://www.kreml.ru/exhibit....pamyati
Прикрепления: 2120858.png (29.5 Kb) · 6752748.png (15.3 Kb) · 3491072.png (11.1 Kb) · 7544564.png (74.1 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 05 Ноя 2023, 14:04 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
Выставка "ЛЕГЕНДЫ КРЕМЛЯ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ И ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА"
Легенды столетиями окружают предметы из кремлевского собрания. В начале XIX в. под влиянием идей романтизма на волне общего интереса к истории Отечества любители древностей переосмысляли уже существовавшие предания и в творческом порыве создавали новые мифы. Романтический подход к истории предполагал худ. изложение фактов. В то же время сочинения историков 1-й половины XIX в. и их критика дали мощный импульс развитию исторической науки. Именно в эпоху романтизма исследуются и публикуются древние памятники Оружейной палаты, связанные с важнейшими событиями отечественной истории. При этом многие из них получали вымышленные атрибуции, подчеркивавшие их связь с известными русскими правителями и др. выдающимися деятелями. Так в музейном собрании «появились» посохи великих князей А.Боголюбского и И.Калиты, шлем вел. князя А.Невского, детский доспех вел. князя Дм. Донского, кольчуга М.Посадницы, булава М.Мнишек, хотя на самом деле эти предметы не имели никакого отношения к названным персонажам русской истории. Ключевую роль здесь играли труды исследователей и авторов путеводителей по Оружейной палате. На протяжении XIX в. одни авторы опровергали других и вместе с тем сами нередко предлагали не менее смелые версии происхождения памятников.

Выставка рассказывает о патриотическом подъеме начала XIX в., вызванном Наполеоновскими войнами, о возрастании в то время интереса к Средневековью, о творцах легенд и первых исследователях кремлевского собрания. Первая часть экспозиции погружает в атмосферу русского романтизма, позволяя взглянуть на Оружейную палату в контексте эпохи. Второй зал посвящен преданиям, связанным с различными памятниками, в частности легенде о «Мономаховых дарах», а также фантастическому оружию, которое в XIX в. пытались реконструировать или соотнести с различными историческими терминами. В экспозиции представлено более 130 предметов из Музеев Московского Кремля и др. ведущих музеев страны. Это регалии, оружие и доспехи, худ. серебро, конское убранство, произведения живописи, графики, скульптуры, редкие рукописи и печатные издания.

  
Среди уникальных экспонатов – фантастический доспех, выполненный для будущего императора Александра II; латы Счастливого и Печального рыцарей, аллегорических участников погребальной процессии императора Николая I; костяной трон, приписывавшийся то вел. князю Ивану III, то царю И.Грозному, и статуя работы М.М. Антокольского, изображающая первого русского царя на том же троне;


Шапка Мономаха второго наряда, считавшаяся в XIX в. «венцом княгини Ольги»; картина А.Д. Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», на которой памятники XVII в. из собрания Оружейной палаты показаны в исторической сцене более ранней эпохи (эти произведения экспонируются по сторонам от картины). Особое значение имеют акварели Ф.Г. Солнцева, на которых сохранились оригинальные подписи с легендарными атрибуциями.
Выставка работает до 14 января 2024 г.
https://www.kreml.ru/exhibit....-palata
Прикрепления: 4504977.jpg (29.7 Kb) · 1596516.jpg (32.4 Kb) · 1693410.jpg (30.0 Kb) · 5702960.jpg (27.1 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Четверг, 08 Авг 2024, 21:12 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
Выставка "ВО ЧТО ИГРАЛИ НАШИ ПРЕДКИ"
Выставка рассказывает о настольных играх, с далеких времен являющихся одним из самых распространенных способов проведения досуга. Автор «Книги игр» 1283 г. – древнейшего дошедшего до нас трактата, посвященного этому увлекательному занятию, определяет их как «игры, в которые играют сидя»: в первую очередь это шахматы, шашки, тавлеи, нарды, трик-трак. К ним же можно отнести карты и всевозможные головоломки.


Комплект для игры в «Солитер». Архангельская губерния, середина XVIII в.

Посетители познакомятся с историей настольных игр, путями их проникновения на территорию нашей страны, модой, определявшей популярность одних и спад интереса к другим в разные периоды. Многие игры сохранились до наших дней, другие полностью исчезли. Хорошо знакомые нам правила некоторых из них могли значительно меняться: известно, например, что ранее в шахматах использовали и игральные кости; существовал также вариант шахматной игры, в которой могли принимать участие 4 чел. Комплект таких четверных шахмат, состоящий из 76 фигурок, представлен на выставке. Обучение шахматам и шашкам было обязательным для будущих монархов, игровые наборы служили драгоценными дипломат. подарками.


Серебряные с позолотой шахматы, выполненные в виде фигур воинов, по легенде, были поднесены послом Бранденбурга Иоахимом Скультетом царю Алексею Михайловичу. Этому же монарху принадлежал игровой комплект, изготовленный в 1-й половине XVII в. аугсбургским мастером Ульрихом Баумгартнером и гравером Паулем Готтихом, который могут увидеть посетители выставки. Он включает в себя доску не только для шахмат, но и для шашек, нард, «мельницы».

В правление Петра I шахматы и шашки становятся аристократическим времяпрепровождением – они входят в программу петровских ассамблей. Императрица Екатерина Великая не только превосходно владела стратегией игры, но и собственноручно изготовила набор шахматных фигур, который также стал экспонатом выставки. Рационализм эпохи Просвещения привел к росту популярности в обществе игр-головоломок типа солитера, а также оптических иллюзий, называемых анаморфозами: искаженных изображений, приобретающих узнаваемый образ при рассматривании под определенным углом или с помощью спец. приспособлений. В XIX в. получают распространение настольные игровые истории, для которых было необходимо игровое поле и кости для определения хода игрока. Среди экспонатов выставки – поля для игр «Jeu de cosaques» («Игра в казаков») 1820–1830-х годов и «Путешествие по России», изданной в 1885 г.

Всем известное выражение «играть в бирюльки» означает праздное времяпрепровождение. Однако это занятие требует определенных умений, концентрации внимания, пространственного воображения, логического мышления. Посетители могут сравнить два комплекта для игры в бирюльки – европейский, из слоновой кости, и набор из дерева работы русских токарей, восхищающий своей миниатюрностью. Карточная игра на рубеже XVIII–XIX вв. стала особой культурной традицией демонстративной праздности в среде дворянства.


Игральные карты. Король бубен «Император Александр I», дама бубен «Императрица Елизавета Алексеевна», король пик «Император Наполеон I Бонапарт»

На выставке представлены карты из колод, созданных в XVIII – начале XX в. в Западной Европе и России. В экспозиции показаны также особые золотые монеты, которыми пользовались игроки при дворе – «дворцовые», а также разного рода принадлежности: подставки под колоды, снабженные винтом для их разглаживания, наборы в спец. шкатулках, в которые входили игральные марки, ручки для мелков и щеточки для стирания мела с сукна.

На выставке, несмотря на ее камерность, можно увидеть как произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, так и археологические находки и нумизматику, демонстрирующие широкий хронологический и географический срез такого явления как настольные игры. Наиболее древним экспонатом является уникальный набор игральных фишек 2-й половины X в. из голубого и синего стекла с декором золотой фольгой, происходящий из погребальной камеры Гнездовского комплекса под Смоленском. Артефакты, найденные при археологических работах на территории Московского Кремля – фигуры из камня и рога, каменная плита с полем для игры на 64 квадрата и шашки – датируются XIII вв. Самыми поздними предметами являются карты из колоды «Русский стиль», рисунки которой используются до сих пор. Выход карт был приурочен к празднованию 300-летия дома Романовых, а эскизы для них были разработаны в 1911 г. на немецкой фабрике карточных игр фирмы Дондорф.


Вниманию посетителей представлены и фототипии, на которых изображены участники придворного бала в костюмах, послуживших образцами для создания рисунков колоды. Многочисленные изображения игры в шахматы, шашки, карты, трик-трак на худ. предметах различного назначения, а также в живописи и графике, показывают, насколько важными составляющими национальной культуры – ремесел, литературы, образования, сценического искусства – были настольные игры в разные исторические эпохи.
Выставка работает до 11 сентября в Парадном вестибюле Оружейной палаты ежедневно с 10:00 до 18:00, кроме чт.
https://www.kreml.ru/exhibit....-predki

Выставка "СЕРЕБРЯНЫЕ СОКРОВИЩА ОМАНА"


Ножной браслет Нутал

В сиянии серебра перед посетителями выставки раскроется незнакомый и завораживающий мир традиционной культуры Омана. Выполненные из драгоценного металла парадные кинжалы, пояса, амулеты и ювелирные украшения неподвластны течению времени. С древних времен и до наших дней украшенные серебром изделия не только свидетельствуют о статусе и материальном благополучии владельца, но и служат средством худ. самовыражения мастера. В особенностях их декора нередко можно прочитать принадлежность к определенному региону и даже мастерской, поскольку орнаментальные мотивы столетиями передавались из поколения в поколение.


Браслеты

Для понимания исключительной роли серебра в истории и культуре Омана необходимо отметить, что драгоценный металл применялся при изготовлении традиционного оманского кинжала ханжара, запечатленного в национальной эмблеме султаната. Произведения серебряных дел мастеров Омана предстанут во всем своем великолепии и разнообразии, от ювелирных произведений до украшенного серебром оружия и парадного костюма. Серебряные украшения в Омане носили и женщины, и мужчины, независимо от возраста и соц. статуса, как при дворе cултана, так и в обычной жизни. Выполненный с филигранным искусством, каждый предмет, будь то парадный кинжал, ожерелье-футляр для Священного Корана или перстень, становился не просто аксессуаром, но и обретал метафизический смысл, олицетворял духовную защиту, сочетая в себе совершенство формы и ценность благородного металла.

Особое место в выставочном зале занимают два комплекса мемориальных вещей выдающихся личностей в истории Омана. Первый – традиционный костюм, принадлежавший шейху сэру Мбараку бин Али аль-Хинави (1896–1959), который, будучи главным представителем султана Занзибара в прибрежных регионах Восточной Африки, известен также как историк и исследователь культуры суахили. В состав второго комплекса входят личные вещи и украшения принцессы Сайиды Сальмы бинт Са’ид аль-Буса’иди (ок. 1844–1924), автора первой в мире автобиографии знатной арабской женщины. 
Выставка открыта до 29 сентября  с 10:00 до 17:00, кроме чт.
https://www.kreml.ru/exhibit....a-omana
Прикрепления: 1189853.jpg (31.0 Kb) · 3367260.jpg (35.9 Kb) · 0155406.jpg (33.3 Kb) · 9152209.jpg (42.0 Kb) · 6449578.jpg (38.5 Kb) · 2141552.jpg (29.0 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 17 Ноя 2024, 15:59 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
Выставка "ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПАМЯТНИКА ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ II В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ"
Выставка в парадном вестибюле Оружейной палаты рассказывает об истории создания мемориального архитектурного комплекса в честь императора Александра II в Московском Кремле в 1893–1898 гг. Это был первый царский памятник на территории Кремля, который был посвящен не только личности конкретного государя, но и всей династии Романовых. По масштабу и величию с ним не мог сравниться ни один из скульптурных памятников в России того времени.


Коронационный мундир императора Александра II. 1856
Его специально привозили в мастерскую к скульптору А.М. Опекушину для создания модели  -  статуи императора Александра II.


Обращение к теме утраченного монумента, прославлявшего российскую государственность, позволяет прикоснуться к интереснейшей истории его создания, торжественного открытия и очень недолгого, но весьма заметного периода его существования. Личность императора Александра II Освободителя, великого реформатора, связана с важнейшими преобразованиями во всех сферах российского общества. Огромное значение имеет тот факт, что памятник создавался на добровольные пожертвования народа, что было запечатлено в памятной надписи на пьедестале: «Императору Александру II любовию народа». На разработку многочисленных проектов, выбор из них самого достойного и воплощение его в жизнь ушло 17 лет. Немногим более архитектурный монумент простоял до его разрушения уже в первые годы советской власти.

Гос. значение памятника определило знаковый выбор его места на высоком склоне Боровицкого холма, откуда он должен был хорошо обозреваться с различных точек. Мемориальный ансамбль гармонично вписывался в сложный ландшафт крутого склона. Его верхняя площадка выходила вровень с площадью, служившей для военных смотров и стечения народа в праздничные дни, а нижняя терраса располагалась в Нижнем саду Кремля, откуда к царскому монументу поднимались две боковые симметричные лестницы. Важной частью замысла авторов проекта стало расположение статуи государя напротив Малого Николаевского дворца, поскольку именно там 17 апреля 1818 г. родился вел. князь Александр Николаевич, будущий император Александр II.


Выразительный облик мемориального произведения, созданного художником П.В. Жуковским, архитектором Н.В. Султановым и скульптором А.М. Опекушиным, хорошо сохранился в памяти москвичей. Он был запечатлен в многочисленных чертежах, на фотографиях и открытках с видами памятника и южной части Кремля, а также на сувенирных изделиях, монетах, памятных жетонах и предметах ювелирного искусства, некоторые из которых представлены на выставке.
Выставка работает до 27 декабря
https://www.kreml.ru/exhibit....-kremle

Выставка "НАСЛЕДИЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО И ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ"
Новый грандиозный выставочный проект, посвященный наследникам Петра Великого и участникам дворцовых переворотов. Экспозиция охватывает период от вступления на престол в 1725 г., после смерти супруга, императрицы Екатерины I до убийства императора Павла I в Михайловском замке в результате заговора в марте 1801 г. Это время часто называют эпохой «дворских бурь», ведь за три четверти века власть в Российской империи неоднократно сменялась насильственным путем и ни одному из законных наследников не удалось удержаться на троне. Самым долгим в XVIII столетии стало правление императрицы Екатерины II, имевшей меньше всех прав на российский престол.

В последние годы жизни Петра I в России наметился династический кризис: после смерти всех сыновей у императора не осталось прямых потомков по мужской линии. На выставке представлен подлинный документ – указ, который Петр I издал в 1722 г., согласно которому монарх мог сам назначить себе преемника. Но в 1725 г. государь скоропостижно скончался, не оставив завещания, и между «птенцами гнезда Петрова» разгорелась борьба за влияние на претендентов на российский трон.

Причины дворцовых переворотов заключались, с одной стороны, в том, что высшие чины империи и придворная аристократия считали себя вправе не соблюдать последнюю волю умиравших монархов, интригуя против законных наследников престола. С другой стороны, в послепетровское время офицеры и солдаты лейб-гвардии стали силой, способной сместить с трона того, чья политика, по их мнению, противоречила интересам Отечества. Нередко в подготовке заговоров были замешаны представители иностранных держав, надеявшиеся через смену правителя добиться изменений во внешней политике России, например посол Франции маркиз де Ла Шетарди и посланник Великобритании Ч. Уитворт, – впервые показана широкой публике их перехваченная секретная переписка.

Установить строгий порядок престолонаследия удалось только императору Павлу I в самом конце XVIII в. Изданный им в 1797 г. Акт о наследии престола, который также можно увидеть на экспозиции, утверждал принцип наследования между членами императорской фамилии по мужской линии по праву первородства, то есть от отца к старшему сыну и его потомкам. Этот закон соблюдался в Российской империи более 100 лет, вплоть до революции 1917 г., но даже он не смог защитить от заговорщиков самого Павла I.


Корона императрицы Екатерины I Санкт-Петербург, 1723
Мастера Самсон Ларионов, Никита Милюков, М.Бельский, Г.Осипов


Для коронации супруги Петра I Екатерины Алексеевны летом 1723 г. была создана первая российская императорская корона. Она была украшена жемчугом и алмазами, в роли навершия в источниках упоминается как «золотое яблоко», так и крупный рубин. Драгоценности на короне считались собственностью императрицы, и уже к июлю 1724 г. она лишилась драгоценного убранства – оставалась только серебряная золоченая основа.

В выставочном проекте приняли участие 14 российских музеев, архивов и библиотек. В 2-х залах – Одностолпной палате Патриаршего дворца и Успенской звоннице – демонстрируется более 250 уникальных экспонатов и редчайших архивных документов, среди которых подлинное завещание императрицы Екатерины I, нарушенное Верховным тайным советом, и знаменитые «Кондиции», разорванные императрицей Анной Иоанновной, напоминающие о первой неудавшейся попытке ограничения самодержавия в России. Особое место в экспозиции занимают регалии – короны императриц Екатерины I и Анны Иоанновны – и царские одеяния, среди которых коронационный костюм и гвардейский офицерский мундир императора Петра II и мундирное платье императрицы Екатерины II.


Некоторые памятники напрямую связаны с самыми яркими страницами истории дворцовых переворотов. Так, на выставке присутствуют гренадерская шапка, в которой императрица Елизавета Петровна ежегодно праздновала годовщину своего прихода к власти, и принадлежавшие ей знак полковника гвардии с золотой шпагой, а также гвардейский офицерский мундир с Андреевской лентой, в который в день переворота облачилась вел. княгиня Екатерина Алексеевна, будущая императрица Екатерина II. Особую мемориальную ценность представляют предметы личного гардероба императора Павла I, которыми он пользовался в день накануне своей трагической гибели. Важнейшую роль в полит. борьбе в XVIII в. играла гвардия: посетители увидят униформу, амуницию и оружие гвардейских полков, включая редкие ранние образцы, в том числе парадную форму Лейб-компании – гвардейской роты, возведшей на трон императрицу Елизавету Петровну, и снаряжение солдат и офицеров голштинских войск императора Петра III.

Большое внимание уделено ключевым участникам придворных заговоров: зрители познакомятся с портретами и личными вещами светлейшего князя А.Д. Меншикова и князей Долгоруковых; графа А.И. Остермана, графа С.А. Салтыкова и фельдмаршала графа Б. фон Миниха, поддержавших сохранение самодержавного строя императрицей Анной Иоанновной; сподвижников дочери Петра I – графа П.И. Шувалова, графа А.Г. Разумовского и придворного врача графа И.Лестока; ближайших соратников императрицы Екатерины II – графа Н.И. Панина, княгини Е.Р. Дашковой и братьев графов А.Г. и Г.Г. Орловых. Завершающий раздел экспозиции рассказывает о действующих лицах последнего дворцового переворота в истории Российской империи, в результате которого был убит император Павел I: о бароне Л.Л. Беннигсене и графе П.А. Палене, светлейшем князе П.А. Зубове, его брате графе В.А. Зубове и их сестре О.А. Жеребцовой.
Выставка работает до 23.02. 2025.
https://www.kreml.ru/exhibit....imperii

Выставка "ЛЮБОВЬЮ И ЕДИНЕНИЕМ СПАСЕМСЯ. НАСЛЕДИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ"
Музеи Московского Кремля принимают участие в выставочном проекте Сергиево-Посадского музея-заповедника. Идейным стержнем экспозиции стала личность великого игумена земли Русской, прп. Сергия Радонежского.
Посетители выставки могут подробно ознакомиться как с земной жизнью выдающегося подвижника, которая тесным образом переплетена с историей Руси, так и с его богатейшим духовным наследием. При этом особое внимание уделено теме защиты единства страны и православной веры под небесным покровительством Богоматери и прп. Сергия.


Среди экспонатов, рассказывающих о Куликовской битве, выделяется драгоценный ковчег последней четверти XVI в. с иконой Богоматери Гребневской из собрания Музеев Московского Кремля. На его створках помещены изображения прп. Сергия Радонежского и влм. Димитрия Солунского. По преданию, древний образ, одним из списков которого является представленная на выставке икона, был поднесен вел. князю Дм. Донскому гребенскими казаками в 1380 г., когда он возвращался с поля битвы.


Рассказ о Смутном времени и героической обороне Троице-Сергиева монастыря в 1608–1610 гг. иллюстрирует еще один уникальный памятник, поступивший в Оружейную палату в 1826 г. по распоряжению императора Николая I: знамя князя Д.М. Пожарского с изображением на одной стороне Спаса Вседержителя, на другой – сцены явления Архангела Михаила Иисусу Навину.
Выставка работает до 16.03. 2025.
https://www.kreml.ru/exhibit....vennaya
Прикрепления: 1039904.jpg (23.8 Kb) · 8770741.jpg (37.6 Kb) · 8307158.jpg (37.3 Kb) · 2467074.jpg (31.0 Kb) · 8848939.jpg (61.4 Kb) · 3202299.jpg (42.2 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: